Научная статья на тему 'Формирование экологической ответственности у учащихся 8-го класса средствами школьной географии на основе взаимосвязи классно-урочной, внеурочной и внеклассной деятельности'

Формирование экологической ответственности у учащихся 8-го класса средствами школьной географии на основе взаимосвязи классно-урочной, внеурочной и внеклассной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КУРС «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ДЕТСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / КЛАССНО-УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ГЕОГРАФИИ / COURSE “RUSSIAN GEOGRAPHY” / CHILDREN’S ECOLOGICAL ASSOCIATION / ECOLOGICAL RESPONSIBILITY / ELECTIVE COURSE / CLASS WORK / STRUCTURE OF ECOLOGICAL RESPONSIBILITY / ECOLOGIZATION OF GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Лощилова Анна Александровна

Представлено одно из важнейших методических условий формирования экологической ответственности при изучении географии России – взаимосвязь классно-урочной, внеурочной и внеклассной деятельности в рамках базового курса «География России», элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России» и детского экологического объединения «Мой ориентир – экологическая ответственность за родной край»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Лощилова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is represented one of the main methodological conditions of formation of ecological responsibility in studying Russian geography – correlation of the class, extracurricular and out-of-class work in the basic course “Russian Geography”, elective course “Ecological Responsibility of a Russian Citizen” and children’s ecological association “My Guideline – Ecological Responsibility for My Native Land”.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической ответственности у учащихся 8-го класса средствами школьной географии на основе взаимосвязи классно-урочной, внеурочной и внеклассной деятельности»

Formation of the notion “grotesque” as the means of evaluation of satiric colouring of the tales by M.E. Saltykov-Shchedrin at 7h form pupils

There is revealed the logic of work on formation of the notion "grotesque ” at the 7th form on the basis of the tales by M.E. Saltykov-Shchedrin. Based on the psychological and methodological works devoted to the analysis of the stages ofpupils’ work with theoretical material, there is determined the specific character of formation of the notion "grotesque ” within the competence systemic work approach.

Key words: formation of the notion "grotesque”, competence systemic work approach.

Н.Ф. ВИНОКУРОВА, А.А. ЛОЩИЛОВА (Нижний Новгород)

формирование экологической ответственности у учащихся 8-го класса средствами школьной географии на основе взаимосвязи классно-урочной, внеурочной и внеклассной деятельности*

Представлено одно из важнейших методических условий формирования экологической ответственности при изучении географии России - взаимосвязь классно-урочной, внеурочной и внеклассной деятельности в рамках базового курса «География России», элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России» и детского экологического объединения «Мой ориентир - экологическая ответственность за родной край».

Ключевые слова: экологическая ответственность, курс «География России», элективный курс, детское экологическое объединение, классно-урочная деятельность, структура экологической ответственности, экологизация географии.

В настоящее время современное отечественное образование претерпевает глубокую трансформацию и модернизацию. Его важнейшей целью становится воспитание нравственного, от-

* Статья написана по проекту «Исследование теоретико-методологических оснований формирования культурно-экологической образовательной среды региона», выполняемому НГПУ имени К. Минина в рамках государственного задания на оказание услуг.

ветственного, инициативного и компетентного гражданина России, что нашло отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС общего образования и в других документах.

Направленность современного образования на формирование личностных качеств учащихся получила развитие и в ключевых задачах Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития, где отмечается необходимость воспитания у учащихся «экологической ответственности, приверженности общенациональным ценностям, гражданственности» [3, с. 26].

Формирование экологической ответственности как неотъемлемой части экологической культуры личности становится на современном этапе общим вектором развития экологического и географического образования. отметим, что первоначально понятие «экологическая ответственность» и идея воспитания данного качества у учащихся получили развитие в 80-х гг. XX в. в трудах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной. В настоящее время экологическая ответственность рассматривается как интегративное нравственноэкологическое качество, которое проявляется в ответственном отношении личности к природе, выполнении общественных требований и норм, осознании своего нравственного долга, понимании природы как универсальной ценности [4; 5]. Критический анализ работ по изучению структуры экологической ответственности позволил сделать вывод

о том, что экологическая ответственность -сложное в структурном отношении качество, отражающее многообразие когнитивной, эмоционально-ценностной, волевой сфер развития личности.

Формирование экологической ответственности актуализирует проблему экологизации географии, которая в современных условиях осуществляется в контексте экологического образования для устойчивого развития. В этой связи происходит изменение не только содержания, но и целей географического образования, что влечет за собой использование новых технологий, методов и диагностик. Данный вектор экологизации отмечается в работах И.И. Бариновой, В.Д. Сухорукова, М.В. Рыжакова, Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой, Г.С. Камериловой, В.В. Николиной. Вместе с тем в методике обучения географии проблема разработки методических условий

© Винокурова Н.Ф., Лощилова A.A., 2013

формирования экологической ответственности не получила целостного рассмотрения, имеющиеся методические рекомендации носят преимущественно фрагментарный характер.

Считаем, что к числу важнейших методических условий, обеспечивающих становление данного качества, относятся 1) последовательность формирования у учащихся экологической ответственности; 2) технологическая триада: «система личностно ориентированных задач - проблемно-ситуационные методы - система ответственных дел; 3) взаимосвязь классно-урочной, внеурочной и внеклассной деятельности в рамках базового курса «География России», предпрофильного элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России» и детского экологического объединения «Мой ориентир - экологическая ответственность за родной край». Раскроем наиболее подробно последнее условие.

Курс «География России» является ключевым в системе школьного географического образования. Как отмечается во ФГОС второго поколения, наряду с содержательнообучающей он выполняет важнейшую идеологическую функцию. Ему принадлежит центральная роль в становлении таких духовнонравственных качеств личности, как гражданственность, патриотизм, экологическая ответственность. Затрагивая сложные проблемы взаимодействия общества и природы на различных территориальных уровнях, он способствует реализации идей коэволюции и устойчивого развития, отражающих сотворчество общества и природы. однако в рамках базового курса «География России» такое сложнейшее интегративное качество, как экологическая ответственность, сформировать довольно сложно, здесь важен комплексный подход. В этой связи особое значение приобретает внеурочная и внеклассная деятельность, обеспечивающая наиболее полное развитие эмоционально-ценностного и волевого компонентов экологической ответственности.

Разработанный нами элективный пред-профильный курс «Экологическая ответственность гражданина России» усиливает формирование эмоционально-ценностного компонента экологической ответственности, содействуя дальнейшему развитию у учащихся ценностных ориентаций, опыта принятия экологических решений, расширению и углублению знаний о сущности, причинах и последствиях экологических проблем; методах и формах их решения. Содержание программы предпрофиля, состоящее из введения и четырех разделов (см. табл. на с. 117), комплементарно содержанию

учебника «География. Россия. 8-й класс» серии «Полярная звезда» под ред. А.И. Алексеева, что обеспечивает преемственность в формировании экологической ответственности учащихся

Программа детского экологического объединения «Мой ориентир - экологическая ответственность за родной край» содействует развитию волевого компонента экологической ответственности и направлена на решение экологических проблем родного края, исследование и защиту непосредственного природного окружения учащихся. В целом программа объединения включает четыре содержательные линии (см. табл. на с. 117), реализации которых способствует система ответственных дел, что является важной особенностью курса.

Стоит отметить, что содержание программ предпрофиля и детского экологического объединения структурировано в контексте сре-довых идей. они обусловливают создание культурно-экологической образовательной среды как одного из факторов, обеспечивающих становление экологической ответственности. В этой связи содержание программ элективного курса и детского объединения в соответствии с задачами экологического образования [5] имеет блочно-модульное построение:

I блок - образование о среде - включает информационно-познавательное содержание, которое способствует осмыслению, пониманию и осознанию важности экологической ответственности для устойчивого развития;

II блок - образование для среды - имеет коммуникативную и ценностно-нормативную направленность;

III блок - образование через среду - имеет практико-созидательную ориентацию и предполагает использование социоприродной среды в качестве ведущего и незаменимого средства обучения, воспитания и развития личности (см. табл. на с. 117).

Взаимосвязь классно-урочной, внеурочной и внеклассной деятельности осуществляется на основе последовательности формирования у учащихся экологической ответственности. Процесс становления данного качества состоит из четырех этапов, разработанных нами на основе исследований Г.Н. Ка-ропы: 1) мотивационно-ориентировочный; 2) интеллектуально-ценностный; 3) деятель-ностно-поступочный; 4) рефлексивно-пре-образующий. Рассмотрим данную последовательность комплементарно с содержанием базового курса «География России», элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России» и детского экологического объединения.

Этапы (по Г.Н. Каропе) Содержание базового курса «География России» (8-й класс) (линия «Полярная звезда» А.И Алексеева) Содержание предпрофильного элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России» Содержание программы ДЭО «Мой ориентир -экологическая ответственность за родной край»

Блок I. «Образование о среде»

Мотивационноориентировочный этап Раздел «Россия в мире» §1. Мы и наша страна на карте мира §4. Формирование территории России Введение. Раздел I. На пути к экологической ответственности §1.Экологическая ответственность в системе моих ориентиров §2.Этика ответственности и экологические проблемы: от изменений в себе к изменению мира §3.Экологические проблемы Родины - сфера моей личной ответственности Эмоционально-стимулирующее направление «Переживаем, воспринимаем, погружаемся в мир экоответственности» раскрывает значимость данного качества, важность сохранения природы и решения экологических проблем родного края

Блок II. «Образование для среды»

Интеллектуально- ценностный этап Раздел II. Россияне §5. Воспроизводство населения §6. Численность населения §12. Расселение и урбанизация §13. Города и сельские поселения Раздел II. Экологическая ответственность: от осмысления к решению §4. Сущность, причины и последствия экологических ситуаций и проблем §5. История экологических проблем. Экологические формы хозяйствования предков §6. Методы решения экологических проблем - понять проблему - значит ее решить §7. Формы решения экологических проблем - это мне по силам! §8. Качество жизни населения России §9. Среда обитания и здоровье россиян Познавательно-коммуникативное направление «Изучаем, общаемся и осознаем экоответственность» ориентировано на обучение активистов детского объединения, являясь своеобразной «Школой актива». Этико-правовое направление «Ценим, соблюдаем и осмысляем экоответственность» нацелено на усвоение этических ценностей и правовых норм, связанных с экоответственностью

Блок III. «Образование через среду»

Деятельно стно- поступочный этап Раздел III. Природа. Раздел IV. Хозяйство §17. Как осваивают россияне свой участок земной поверхности §22. Как мы живем и работаем в нашем климате §26. Водные дороги и перекрестки §29. Почва - основа сельского хозяйства §32. Топливно-энергетический комплекс §35. Металлургия §36. Машиностроение §37. Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс §41. Сухопутный транспорт Раздел V. Природно-хозяйственные зоны §45. Зональность в природе и в жизни людей §51. Территориальная организация общества Раздел III. Экологическая ответственность: от решения к действию §10. Антропогенные формы рельефа: уродливые шрамы на теле нашей страны §11. Истощение ресурсов Родины: безответственное отношение или закономерность §12. Изменения климата России §13. Качество внутренних вод и наше благополучие §14. Деградация почв и проблема продовольствия §15. Проблемы природопользования: от безответственности к устойчивому развитию §16. Проблемы ландшафтов моей страны и края Социально-практическое направление «Действуем экоответственно, оцениваем и анализируем» представлено содержанием, связанным с проявлением членами детского объединения практико-созидательных, творческих экологически ответственных деятельности и поведения, самоконтроля, самооценки в решении экологических проблем своего края

Рефлексивно- преобразующий этап Раздел VI. Наше наследие §52. «Все связано со всем» §53. Что мы оставим потомкам Раздел IV. Экологическая ответственность: от оценки к прогнозу и управлению §17. Наследие моей Родины: изучаем, сохраняем, отвечаем §18. Экологическая ответственность: с заботой о будущих поколениях §19. Мой выбор - экологическая ответственность

ТЕОРИЯ II МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ II ВОСПИТАНИЯ

Первый этап - мотивационно-ориентировочный - направлен на создание условий для развития у школьников социально ценных мотивов отношения к природе, формирования представлений об экологической ответственности, осознания важности данного качества для гражданина России, развития интереса к экологическим проблемам своей родины. Этап соответствует в базовом курсе разделу «Россия в мире», в элективном курсе - разделу «На пути к экологической ответственности», в программе детского экологического объединения - эмоционально-стимулирующему направлению «Переживаем, воспринимаем, погружаемся в мир экоответственности».

Второй этап - интеллектуально-ценностный - характеризуется воздействием на аффективную и когнитивную сферы сознания школьника, что способствует более глубокому осмыслению и осознанию личной значимости экологической ответственности. Учащиеся усваивают систему экологических, нравственно-экологических понятий и умений как побуждающих начал поведения и деятельности в социоприродной среде. Реализация данного этапа происходит во втором разделе базового курса «Россияне», а также в разделе элективного курса «Экологическая ответственность: от осмысления к решению». В программе детского экологического объединения ему соответствуют познавательно-коммуникативное («Изучаем, общаемся и осознаем экоответственность») и этико-правовое («Ценим, соблюдаем и осмысляем экоответственность») направления.

Третий этап - деятельностно-посту-почный - подразумевает реализацию системы экологических и нравственно-экологических знаний учащихся, способов и форм решения экологических проблем в практической деятельности. Школьники проявляют самостоятельность в планировании и реализации деятельности, осуществляют ее оценку и прогноз, выражают свою нравственную позицию. Этап соответствует в базовом курсе разделам «Природа» и «Хозяйство», в элективном курсе - разделу «Экологическая ответственность: от решения к действию», в программе детского экологического объединения - социальнопрактическому направлению. Четвертый этап -рефлексивно-преобразующий - направлен на создание условий для самоопределения и самооценки школьников. Происходит включение учащихся в рефлексивный анализ результатов и последствий как своей деятельности, так и поступков своих товарищей. Школьники высказывают собственную позицию по вопросам экологической ответственности, нор-

мы и принципы экологически ответственного поведения становятся внутренними убеждениями личности. В базовом курсе реализация данного этапа происходит в разделе «Наше наследие», в элективном курсе ему соответствует раздел «Экологическая ответственность: от оценки к прогнозу и управлению».

Представленная взаимосвязь классноурочной, внеурочной и внеклассной деятельности по формированию у учащихся экологической ответственности средствами школьной географии в настоящее время проходит апробацию в ряде школ Нижегородской области.

Литература

1. Винокурова Н.Ф. Геоэкологическое образование - вектор инноваций обучения географии в контексте идей устойчивого развития // Инновационные процессы в современной географии: научные и образовательные аспекты : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 25-27 окт. 2012 г. Н. Новгород: ООО «Типография "Поволжье"», 2012. С. 435-447.

2. Винокурова Н.Ф. Экологическое образование в школьной географии // Экологизация школьного образования / под ред. Н.М. Мамедова. М., 2004. С. 95-102.

3. Захлебный А.Н. О реализации концепции общего экологического образования в государственном общеобразовательном стандарте нового поколения // Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития : информ. материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Сургут : Винчера, 2011.

4. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Отношение школьников к природе. М. : Педагогика, 1988.

5. Каропа Г.Н. Теория и методы экологического образования школьников. Гомель : Изд-во ГГУ, 2000.

Formation of ecological responsibility of 8th form pupils by the means of school geography on the basis of correlation of class, extracurricular and out-of-class work

There is represented one of the main methodological conditions of formation of ecological responsibility in studying Russian geography - correlation of the class, extracurricular and out-of-class work in the basic course "Russian Geography”, elective course "Ecological Responsibility of a Russian Citizen” and children’s ecological association "My Guideline - Ecological Responsibility for My Native Land”.

Key words: ecological responsibility, course "Russian Geography”, elective course, children’s ecological association, class work, structure of ecological responsibility, ecologization of geography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.