УДК 373.3
ББК 74.262.01
Н624
Никитина Елена Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Иркутского государственного университета. Иркутск, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В статье рассмотрена проблема формирования экологической ответственности у обучающихся начальных классов в практике работы общеобразовательных организаций Шелехов-ского муниципального района. Представлена методика формирования экологической ответственности у обучающихся начального общего образования.
Ключевые слова: ответственность, экологическая ответственность, обучающийся, общеобразовательные организации, экологическая ответственность, формирование экологической ответственности.
E.A. Nikitina
Irkutsk, Russia
ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY FORMATION IN STUDYING PRIMARY GENERAL EDUCATION (FROM EXPERIENCE)
The article considers the problem of ecological responsibility formation among the pupils at primary school in the practice of general education organizations in the Shelekhovsky municipal district. The technique of ecological responsibility formation among pupils at primary general education is presented.
Keywords: responsibility, environmental responsibility, pupils, general education organizations, environmental responsibility, environmental responsibility formation.
Сегодня в центре внимания ученых оказываются такие понятия как «экологическая ответственность», «формирование экологической ответственности» и др. Экологическая ответственность как педагогическая проблема появилась в связи с развитием и становлением экологии как науки.
Термин «экология», впервые был введён в 1866 году одним из известнейших зоологов Германии Эрнстом Геккелем. Он определил её как «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде».
В словаре иностранных слов мы можем встретить следующее определение экологии «[гр. oikos, дом, родина+... логия] - раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой» [Словарь иностранных слов, 1989, с. 586].
Первоначально экология не являлась самостоятельной наукой, а была частью ботаники и зоологии. Впоследствии экология стала включать в себя такие понятия, как «биосфера» (от греческого «жизнь», «сфера») и «ноосфера» (от греческого «разум», «сфера»).
Изучение научной литературы по проблеме выявило, что с ростом производительных сил и сменой общественно-экономических формаций влияние общества на природу возрастало. В России Петром I была впервые проведена система правовых мероприятий по охране природы.
В 20-е годы прошлого века термин «охрана природы» стал более употребительным. Он трактуется как совокупность в основном административно-правовых мероприятий в пределах нашего государства. 20-30-е годы XX века - это новый этап в развитии экологического мышления в СССР. Он связан с именем известного русского ученого В. И. Вернадского [Вернадский, 2003], который создал учение о биосфере и превращении ее в ноосферу. Учение В. И. Вернадского стало особенно актуальным в 50-60-е годы XX в. не только в нашей стране, но и за рубежом в связи с возрастающей угрозой глобальных нарушений в биосфере, вызванных деятельностью человека. В школьных программах того времени наметился отход от взгляда на природу как на неисчерпаемую кладовую, а на человека, как на покорителя. Воздействие человека на природу в ходе научно-технической революции поставило вопрос о выделении охраны природы в самостоятельную науку, о её предмете и названии.
Эпоха так называемой научно-технической революции (НТР) повлияла на то, что термин «экология» обозначает не только биологическую науку о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой, но и отражает проблемы, связанные с взаимодействием человека и биосферы, с сохранением природы Земли.
Приступая к исследованию, мы понимали, что проблема места и роли природы в системе «человек-природа» рассматривалась исследователями, которые внесли определенный вклад в ее решение [Гончаров, Снопков, 2000; Мирошниченко, 2000; Наконечных, 2000; Одинец, 2000; Осипов, 2000; Потапов, 2001; Пушмина, 2000 и др.], проблема «экологической ответственности» также активно исследовалась [Горбунов, 1994; Письменная, 1999 и др.].
Вместе с тем, решена она ещё далеко не полностью: до настоящего времени не разработана методика формирования экологической ответственности у обучающихся начального общего образования, направленная на достижение внутреннего единства сознания, чувств и поведения; не определены условия эффективности её формирования, методы и приемы этой работы, отвечающие возрастным особенностям школьников начальных классов; не разработана методика выявления сформированности экологической ответственности у обучающихся начального общего образования и ряд других. Не говоря уже о том, что вышеупомянутые исследования опирались на совсем иную, чем нынешняя, экологическую ситуацию в Восточной Сибири, не связанную ни с практически свободным рынком экспорта круглого леса из России в Китай, ни с вырубкой и выжиганием леса, ни с промышленным и бытовым загрязнением Байкала. Таким образом, становится очевидным, что уже сегодня необходимо уделить серьёзное внимание формированию экологической ответственности у обучающихся, причем начинать работу надо как можно раньше, уже в начальных классах.
Приступая к анализу любой проблемы, необходимо четко очертить исследовательское поле, начнем с понятия «ответственность». Определения понятия «ответственность» представлены в толковых словарях русского литературного языка. Например, в словаре русского языка С. И. Ожегова под редакцией Н. Ю. Шведовой под ответственностью понимается «необходимость, обязанность отдавать кому-н. отчет в своих действиях, поступках» [Толковый словарь русского языка, 1997, с. 468].
В статье мы рассматриваем понятие «ответственность» с точки зрения философов, психологов, педагогов.
В «философии» понятие «ответственность» рассматривается как социологическое понятие, отражающее объективный, исторический и конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований [Философский энциклопедический словарь, 1993, с. 469].
В психологическом словаре «ответственность» рассматривается как осуществляемый контроль в различных формах над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил. Ответственность личности характеризуется сознательным наблюдением моральных принципов и правовых норм, выражающих общественную необходимость [Психология: словарь / под. ред. А. В. Петровского и др., 1990].
Педагоги определяют «ответственность» как философско-социологическую категорию, которая отражает объективно-необходимые взаимоотношения между личностью, коллективом, обществом, выражающие исторически-конкретный характер из взаимных обязанностей, реализующихся в сознательном и волевом поведении и деятельности.
Таким образом, понятие «ответственность», с точки зрения философской и психолого-педагогической литературы, можно охарактеризовать как категорию права, этики, социологии, психологии и педагогики, отражающую особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется исполнением обязанности, долга, необходимостью отчитываться за это.
В научной литературе термин «экологическая ответственность» также рассматривается с различных позиций.
Известные философы (Грядунова Л. П., Плахотный А. Ф. и другие) рассматривали ответственность за природу в русле «социальной ответственности». По их мнению, проблема ответственности понимается в двояком отношении. Во-первых, как проблема, характеризующая объективные взаимоотношения общества и природы; во-вторых, как проблема воспитания субъекта ответственных действий. Но знание научного природопользования и способность
предвидеть последствия взаимоотношений природы и общества, формирование экологической ответственности возможно, на их взгляд, только в единстве с правовым и нравственным воспитанием.
В работах психологов (Муздыбаев К. и другие) понятие «ответственность» рассматривалось как свойство личности; она проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, сознании, мировоззрении, в разных формах поведения.
В современной литературе находим информацию, что все большую значимость приобрела сейчас экологическая культура современника, основу которой составляют гармоничное сочетание общественных и личных интересов, формирование у человека адекватных потребностей в охране своего собственного, естественного окружения; понимание той истины, что ответственное отношение человека к природе является долгом каждого члена общества, показателем его социальной и духовной зрелости.
Вслед за Л. М. Горбуновым [Горбунов, 1994] мы глубоко убеждены, что ведущим фактором в экологическом воспитании является экологическая ответственность. И под экологической ответственностью мы понимаем - внутреннюю основу взаимоотношений человека и природы, регулятором которых служит способность личности осуществлять нравственное самосознание как в форме эмоциональных переживаний, так и форме экологической деятельности.
В рассматриваемый период Л. М. Горбунов развивал эту мысль так: экологическая ответственность - это убежденность в необходимости экологических знаний, активная экологическая деятельность, знание принципов охраны природы и следование им, склонность придерживаться в своем поведении социальных норм, нетерпимость к проявлению безответственного отношения к природе [Горбунов, 1994]. Этот подход актуален и в настоящее время.
Понятие «экологическая ответственность» многоаспектно. Оно включает в себя правовой, социальный и нравственный аспекты. Социальный аспект определяется развитием НТР и обостряет внимание к экологическим проблемам. Нравственный аспект связан с моральной зрелостью человека, с уровнем его нравственной воспитанности. Закон позволяет регулировать взаимоотношение человека с природой. За свои действия человек держит ответ перед
обществом и перед самим собой. Если у каждого человека будет сформирована экологическая ответственность как свойство личности, то нашей планете не будет грозить экологическая катастрофа. Современный учитель, педагог дополнительного образования должен способствовать формированию ответственного отношения к природе у обучающихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании.
Далее рассмотрим, как реализуется формирование экологической ответственности у обучающихся начального общего образования в практике работы общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Шелеховского муниципального района (г. Шелехов, Большелугского муниципального образования, Олхинского муниципального образования, Подкаменского муниципального образования, Баклашинского муниципального образования, Шаманского муниципального образования.
Взаимоотношения человека, общества и природы - одна из наиболее острых и актуальных проблем современности. В решении этой проблемы ведущая роль принадлежит экологическому образованию и воспитанию. Последнее сегодня невозможно в рамках только классно-урочной системы. Необходимо расширение контактов обучающихся с природой, вовлечение их в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Установлено, что формирование экологической ответственности успешно может осуществляться во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании. Она дает возможность реализовать познавательный, ценностный, правовой, нравственно-эстетический, дея-тельностный подходы на всех участках работы благодаря своим специфическим особенностям, что исключается в процессе такой основной формы организации обучения, как урок из-за жесткой регламентации как образовательных программ начального общего, так и программ основного общего и (или) среднего общего образования.
Немаловажное значение, в русле нашего исследования, имеет анализ работ ученых по проблемам экологии [Горбунов, 1994, Письменная, 1999 и др.], который показал, что для эффективного повышения уровня экологической ответственности у обучающихся необходима система, включающая в себя не только теоретические знания, но и практическую деятельность по улучшению окружающей среды.
Мы изучили опыт работы учителей, педагогов дополнительного образования Шелехов-ского муниципального района, проводивших эксперимент по повышению уровня сформиро-ванности экологической ответственности у обучающихся начального общего образования.
Важно заметить, что лонгитюдный эксперимент проводился с 2008 по 2017 годы с обучающимися начальных классов Шелеховского муниципального района (экспериментом было охвачено 130 респондентов). В ходе исследования было проведено анкетирование 20-ти классных руководителей, учителей, педагогов дополнительного образования, в том числе Большелугского экологического центра.
С целью достаточного отражения внешних проявлений ответственного отношения школьников к природе использовали комплекс методов, в частности наблюдение (включенное и систематическое). Метод наблюдения применялся с целью фиксирования поведения обучающихся начального общего образования во время организации и проведения внеурочных мероприятий. Структура наблюдения включала в себя следующую последовательность действий:
1. Дата наблюдения; класс; фамилия, имя школьника; форма мероприятия, в которой он принимал участие.
2. Место, условия деятельности обучающегося.
3. Стремление проявить знания, эмоциональное отношение к происходящему, характер деятельности, поступки обучающегося.
4. Педагогические выводы.
Заранее продуманная процедура наблюдения позволяла объективно фиксировать процесс деятельности обучающегося, отдельные его стороны, давала возможность обоснованного и устойчивого контроля.
Для уточнения данных наблюдения были проведены исследования с использованием комплекса методов: анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы с обучающимися, анализ высказываний обучающихся при разборе конкретных ситуаций, где проявлялась или должна была проявляться экологическая ответственность, и другие методы.
В научной литературе под системой вообще понимается как нечто ценное, составленное из частей, как «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,
которое образует определенную целостность, единство». В то же время она определяется так: «Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей» [Мартынова, 2000, с. 12].
Определяя систему формирования экологической ответственности у обучающихся во внешкольной работе, мы исходим из научного положения, установленного А. И. Дуловым: систему образуют лишь непрерывные, последовательно расположенные во времени влияния и оказывающие воздействие на сознание, чувства и поведения учащихся [Дулов, 1975].
В след за А. И. Дуловым мы принимаем систему как совокупность компонентов; функционирующую как целостность и оказывающую непрерывное воздействие на сознание, чувства и поведение школьников [Дулов, 1975].
В системе работы классного руководителя, педагога дополнительного образования мы выделяем следующие компоненты: отношения воспитателя и воспитанников, диагностику уровня сформированности экологической ответственности, средства формирования экологической ответственности; экологическая деятельность. Рассмотрим названные компоненты подробнее.
Взаимоотношения между воспитателем и воспитанниками играют важную роль в успехе работы любой системы. Атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, отсутствие жесткого контроля должны лежать в основе этих отношений. Со стороны воспитателя важно сформировать у обучающихся мотивы, связанные с необходимостью экологической деятельности. Для этого воспитателю нужно проводить индивидуальные беседы со школьниками, уделять большое внимание сообщению ребятам интересных фактов о природе, формирующих определенные отношения к этому обучающихся начального общего образования. Большую роль в формировании экологической ответственности играет коллективный анализ проведенных мероприятий, где ребята на равных правах с воспитателем обсуждают, что удалось, а что нет, на какие моменты следует обратить внимание при проведении следующего дела.
Подводя итог сказанному, в целом функции воспитателя определяются как организационная, методическая, корректирующая. Принцип взаимоотношений воспитателя с обучающимися - сотруднический. Воспитанник предполагался как субъект воспитания.
Второй компонент системы - диагностика уровня сформированности экологической ответственности у обучающихся младших классов. Любая система должна пройти проверку на эффективность. Для этого существуют различные «срезы», которые помогают определить начальный уровень сформированности экологической ответственности и конечный результат, показывающий эффективность разработанной системы.
Прежде чем приступить к апробации системы формирования экологической ответственности у обучающихся, необходимо было определить изначальный уровень сформированно-сти экологической ответственности у обучающихся. С этой целью был проведен констатирующий срез в школах Шелеховского муниципального района, участвующих в эксперименте. Результаты этого среза показали, что большинство обучающихся обладают низким уровнем экологических знаний (76 %), а 24 % - средним уровнем.
Низкий уровень характеризует отсутствие полных, осознанных и прочных знаний. Во-первых, обучающиеся начального общего образования не знают экологических терминов, слабо ориентируются в экологических проблемах, мало осведомлены в знании международных организаций, борющихся за охрану окружающей среды, редко читают экологическую литературу. Во-вторых, обучающиеся не умеют самостоятельно и творчески применить всю совокупность знаний при анализе экологических ситуаций, затрудняются в нахождении способа применения знаний.
Качественные характеристики эмоционально-ценностных отношений обучающихся к природе, к деятельности человека по отношению к природе представлены в таблице № 1.
Таблица 1.
Качественные характеристики эмоционально-ценностных отношений
обучающихся к природе, к деятельности человека по отношению к природе*
Качественные характеристики эмоционально-ценностных отношений Суждения (в %)
позитивные позитивные, но слабо выраженные негативные
I Общий эмоциональный фон 70% 30% -
* При выявлении качественных характеристик эмоционально-ценностных отношений обучающихся к природе, к деятельности человека по отношению к природе использованы методики, разработанные Л. М. Горбуновым
II Эмоции, имеющие социаль- 40% 60% -
ную окраску
III Эмоции, имеющие
мировоззренческую основу: 30% 30% 40%
а) чувство природы
б) чувство принадлежности при- 30% 60% 10%
родному
в) нетерпимость к хищниче- 30% 50% 20%
скому отношению к природе
г) озабоченность проблемами 20% 60% 20%
экологии
д) ответственность за сохране- 20% 60% 20%
ние природы
е) готовность отвечать за свои 20% 60% 20%
действия в природе
ж) чуткость к чужой боли 60% 30% 10%
з) верность в исполнении обя- 20%
занностей по отношению к при- 10% 70%
роде
Таким образом, в большинстве ответов обучающихся преобладает созерцательное начало. Так, общий эмоциональный фон выражен позитивно (70 %). Он представлен такими ответами, как «любуюсь природой», «радуюсь общению с природой» и т. д. Позитивная выраженность эмоций, имеющих социальную окраску, составляет 40 %. Она проявилась в таких ответах: «Байкал - наше богатство», «...это священное море» и т. д. Осознают себя как часть природы 60 % обучающихся. 30 % выражают свою нетерпимость к хищническому отношению к природе такими словами: «я возмущаюсь», «я стараюсь вмешаться», «я принимаю участие в уборке мусора». Озабоченность проблемами экологии составила 60 %, однако лишь 20 % чувствуют ответственность за сохранение природы. Это выражено высказываниями: «я отвечаю за свои действия», «я стараюсь не губить природу» «я никогда не оставляю после себя мусор в лесу» и т. д.
Таким образом, в большинстве ответов обучающихся преобладает созерцательное начало на уровне понимания, что природа Восточной Сибири находится в катастрофическом состоянии и необходимо ее беречь. 80 % обучающихся «ужасаются», «возмущаются», но лишь 20 % принимают конкретные меры по охране окружающей среды. Некоторые школьники (10-20 %) имеют негативные эмоции, т. е. они не интересуются проблемами экологии, не чувствуют ответственности за свои действия в природе.
В итоге, на констатирующем этапе, обучающиеся относились к среднему уровню развития эмоционально-ценностных отношений, т. е. большинство обучающихся (60 %) имеют позитивные, но слабо выраженные эмоции. Школьники любят природу, воспринимают ее как ценность, но сами занимают позицию пассивного наблюдателя, не всегда готовы отвечать за последствия своих действий в природе.
Уровни проявления активности в экологической деятельности представлены в табл. 2.
Таблица 2
Уровни проявления активности обучающихся в экологической деятельности*
Экологическая деятельность Уровни проявления активности в экологической деятельности
высокий средний низкий
Участие в объединениях, связанных с экологической деятельностью 5% 30% 65%
Выполнение поручений по охране и улучшению окружающей среды 3% 17% 80%
Участие в пропаганде идей охраны окружающей среды 1% 20% 79%
Проведенный срез показал низкую активность школьников начальных классов в экологической деятельности.
Итак, можно сказать, что результаты проведенных начальных «срезов» доказывают, что обучающиеся относятся к низкому уровню сформированности экологической ответственности, т. к. имеется низкий уровень экологических знаний, позитивные, но слабо выраженные эмоционально-ценностные отношения к природе и низкий уровень активности обучающихся в экологической деятельности.
После проведения опытно-экспериментальной работы в экспериментальных группах значительно повысился уровень экологических знаний, четко определилась выраженность
* При выявлении уровня проявления активности обучающихся в экологической деятельности использованы методики Л. М. Горбунова
эмоционально-ценностных отношений обучающихся к природе, повысилась их активность в экологической деятельности. Это подтверждают результаты повторного «среза», проведенного после формирующего эксперимента.
Таблица 3
Уровень экологических знаний обучающихся
Характери- Уровень экологических знаний обучающихся Общее коли-
стики Н омера вопросов чество ответов
экологиче- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ских
знаний
Количе-
ство отве-
тов,
характери- 104 117 91 104 104 91 117 104 104 104 1040
зующих
высокий
уровень
% 80 90 70 80 80 70 90 80 80 80 80%
Количе-
ство отве-
тов,
характери- 26 13 26 26 13 39 13 26 26 26 234
зующих
средний
уровень
% 20 10 20 20 10 30 10 20 20 20 18%
Количе-
ство отве-
тов,
характери- - - 13 - 13 - - - - - 26
зующих
низкий
уровень
% - - 10 - 10 - - - - - 2%
Общее ко-
личество 130 130 130 130 130 130 130 130 130 130 100%
ответов
Данная таблица показывает, что 80 % обучающихся принадлежат к высокому уровню эко-
логических знаний, т. е. знают и умеют раскрыть экологические проблемы, термины, принципы охраны природы, правила поведения на природе, т. е. они имеют полные, осознанные знания.
Улучшились качественные характеристики их эмоционально-ценностных отношений к природе, к деятельности человека по отношению к природе. Результаты среза приведены в табл. 4.
Таблица 4
Качественные характеристики эмоционально-ценностных отношений
*
к природе, к деятельности человека по отношению к природе
Качественные характеристики эмоционально-ценностных отношений Суждения (в %)
Позитивные Позитивные, но слабовыраженные Негативные
I Общий эмоциональный фон 100% - -
II Эмоции, имеющие социальную окраску 80% 20% -
III Эмоции, имеющие мировоззренческую основу: а) чувство природы 90% 10% -
б) чувство принадлежности природному 90% 10% -
в) нетерпимость к хищническому отношению к природе 80% 20%
г) озабоченность проблемами экологии 90% 10% -
д) ответственность за сохранение природы 80% 20% -
е) готовность отвечать за свои действия в природе 90% 10% -
ж) чуткость к чужой боли 90% 10% -
з) верность в исполнении обязанностей по отношению к природе 80% 20% -
Вторичные анализ данных по уровню активности в экологической деятельности показал, что большинство обучающихся принимало постоянное участие в объединениях, связанных с экологической деятельностью (70%), выполняло общественные поручения по охране и улучшению природной среды и участвовало в пропаганде охраны окружающей среды 80% обучающихся. Результаты обобщены в табл. 5.
Таблица 5
Уровни проявления активности в экологической деятельности
* При выявлении качественных характеристик эмоционально-ценностных отношений к природе, к деятельности человека по отношению к природе использованы методики Л. М. Горбунова
Экологическая деятельность Уровни проявления активности в экологической деятельности
высокий средний низкий
Участие в объединениях, связанных с экологической деятельностью 70% 20% 10%
Выполнение поручений по охране и улучшению окружающей среды 80% 20% -
Участие в пропаганде идей охраны окружающей среды 80% 10% 10%
Подводя итоги вторичного анкетирования, можно сказать, что после проведения опытно-экспериментальной работы произошли существенные изменения. Если первичный анализ данных показывал низкий уровень сформированности экологической ответственности у обучающихся, то сейчас можно сказать, что экспериментальные группы относятся к высокому уровню, т. е. обучающиеся обладают высоким уровнем экологических знаний и активности в экологической деятельности, а также позитивно выраженными эмоциями по отношению к природе, к деятельности человека по отношению к природе.
Третий компонент системы - средства формирования экологической ответственности. В нашей работе мы опирались на систему классных часов, в основе которой лежал тематический экологический комплекс.
В табл. 6 мы проводим темы, содержание и формы внеаудиторных занятий по формированию экологической ответственности у обучающихся, проведенных в экспериментальных группах.
Таблица 6
Система внеаудиторных занятий по формированию экологической ответственности у обучающихся начальных классов
Тема Содержание Форма
1 Наука «Экология» (2 ч) Природа, биосфера, ноосфера, экология, наука о природе в различных экономических формациях Беседа
2 Человек и его будущее как глобальная проблема современности (2 ч) Экологическая проблема; классификация экологических проблем; проблемы земли, воздуха, океанов, рек, морей, озер, болот Конференция
3 «...по лесным тропинкам» (2 ч) Названия деревьев, грибов, животных, лекарственных растений Конкурс
4 «Войди в природу другом» (2 ч) Предыстория Красной книги; Новая Красная книга Выставка-Защита
5 Окружающая среда (2 ч) Охрана окружающей среды; направления и формы охраны окружающей среды. Содержание отдельных форм охраны окружающей среды Беседа
6 «...Вперед по экологической тропе...» (2 ч) Культивируемые пищевые и лекарственные растения; лекарственные растения, используемые части, период сбора; пищевые растения и уход за ними Обмен опытом
7 «Экология и человек...» (2 ч) Основные правила поведения в природе. Природоохранные знаки Конкурс
8 «Сделай наш край чище!» (2 ч) Экологическое состояние в Иркутской области, меры борьбы с загрязнением окружающей среды, глобальные экологические проблемы, экологическая культура и общественные движениях в защиту природы Байкала Вечер
9 Экология и право: за и против (2 ч) Ответственность за нарушение правил охраны природы (административная, гражданская, дисциплинарная, материальная, юридическая, уголовная) Беседа
10 «Мыслить - глобально, действовать - локально» (2 ч) Международные организации, борющиеся за охрану окружающей среды: «Зеленые», «Робин Вуд», «Гринпис». Защита рефератов
Всего: 20 часов
Таким образом, совокупность внеаудиторных мероприятий, представленных в табл. 6, способствовала эффективному формированию экологической ответственности у обучающихся.
Итак, в основу формирования экологической ответственности у обучающихся во внеурочной работе нами была положена система как совокупность компонентов, функционирующая как целостность и оказывающая непрерывное воздействие на сознание, чувства и поведение школьников.
Далее мы раскроем методики формирования экологической ответственности у обучающихся начального общего образования.
Система целенаправленного воспитательного взаимодействия организатора воспитательного процесса с обучающимися начального общего образования, развертываясь последовательно во времени, составляет собственно педагогический процесс приобщения каждого обучающегося к проблемам экологии.
Под методикой формирования экологической ответственности понимается совокупность последовательных действий воспитателя и воспитанников, способствующих формированию ответственного отношения школьников к природе [Горбунов, 1994]. Она включает определенную последовательность шагов-операций:
1. Вводную беседу.
2. Методическую часть.
3. Самостоятельное изучение материалов тематического экологического комплекса.
4. Эмоционально-эстетическое наполнение материала.
5. Индивидуальные консультации.
Остановимся на характере каждого перечисленного момента методики.
Вводная беседа может включать: разъяснение обучающимся актуальности проблемы охраны природы, выявление уровня сформированности экологической ответственности, знакомство обучающихся с содержанием тематического экологического комплекса, составление плана работы на год. С учетом пожеланий обучающихся можно составить план на каждый месяц. Один из вариантов плана представлен в табл. 7.
Таблица 7
План на сентябрь-октябрь месяц
сентябрь октябрь
Название темы
Экология как наука Экологические проблемы Охрана окружающей среды Красная книга природы Экология и живопись Культивируемые пищевые и лекарственные растения Правила поведения на природе Экология и музыка Правовая ответственность Организации, борющиеся за охрану окружающей среды
Вот, например, как проходило одно из первых занятий по тематическому экологическому комплексу: вводной беседой стала элементарная по форме, но важнейшая по существу проверка знаний обучающихся об окружающем их мире.
Требовалось определить лекарственные травы и назвать деревья, которым принадлежали листья. Выяснилось, что кроме одуванчика, ромашки и еще одного-двух растений остальные оказались для школьников неизвестными, а кроме березовых и тополиных листьев школьники не узнали листьев ни одного дерева, растущего в ближайшем лесу - ни осины, ни канадского клена или дикой яблони, которыми засажены многие улицы городов, населенных пунктов Иркутской области. А если нет знаний, делающих человека ближе к природе, стало быть, о какой экологической ответственности можно говорить?
В такой вводной беседе оказался и нравственный, и эмоциональный заряд, и пусть несложное, но важное - пополнение знаний, и, наконец, возможность вести разговор об ответственности человека перед миром.
Задача методической части - разъяснение методики работы над дидактическим материалом комплекса, рассмотрение «Схемы анализа экологических текстов». Последняя представлена в схеме № 1.
Схема 1
Схема анализа экологических текстов
I. Анализ решения экологической проблемы.
1. Теоретическое обоснование описываемого поступка, факта, явления, в которых проявляется ответственное отношение человека к природе или отдельные показатели экологической ответственности.
2. Экспертная оценка экологической проблемы, факта, явления (объяснение поступка, факта, явления).
3. Прогностическая оценка поступка, факта, явления с точки зрения последствий для человека и природы.
II. Выбор способа решения экологической проблемы.
1. Определение вида и формы деятельности, способствующих успешному решению проблемы.
2. Выбор эффективного метода и приема в решении экологической проблемы.
III. Определение условий оптимального решения экологической проблемы.
В работе использовались экологические тексты, содержание которых существенным образом дополняло образовательную программу начального общего образования, помогало решать задачу раскрытия сущности понятия «экологическая ответственность», способствовало формированию экологической ответственности.
Эмоционально-эстетическая направленность материала предполагает способность учителя, педагога дополнительного образования различными способами создать у обучающихся определенный эмоциональный настрой, способствовать осмыслению материала как факта искусства.
Формированию эмоционально-ценностного отношения к природе способствовали такие формы работы, как общение с природой, музыкальные записи, яркие иллюстрации. Так, музыкальные записи обогащали содержание темы, вызывали эмоциональную реакцию обучающихся. Дидактический материал способствовал не только эмоциональному восприятию содержания, но и осмыслению его как факта искусства.
После проведенного внеурочного мероприятия учитель, педагог дополнительного образования давал индивидуальные консультации по изучению тематического экологического комплекса, помогал, советовал, сотрудничал с обучающимися. Это сотрудничество имело положительный результат, т. к. дети занимались проблемами экологии с желанием, непринужденно; их не тяготил жесткий контроль и авторитет учителя, педагога дополнительного образования.
Второй шаг связан с включением школьников в экологическую деятельность.
Экологическая деятельность позволяла применить полученные знания на практике и осуществлялась через так называемые «малые дела»: озеленение школы и пришкольных участков, уборка территории, охрана растений и животных, очистка водоемов, участие в деятельности организаций, борющихся за охрану окружающей среды.
Представленная в статье методика даёт возможность эффективно управлять процессом, который способствует формированию у обучающихся экологического сознания, позитивно
выраженных эмоций по отношению к природе, потребности действовать, т. е. позволяет воспитывать личность с высоким уровнем экологической ответственности за последствия своих действий в природе.
Итак, положительные результаты исследования подтверждают эффективность предложенной системы формирования экологической ответственности у обучающихся начального общего образования во внеурочной работе, которая способствует воспитанию личности, экологически ответственной за последствия своих действий в природе и сознающей необходимость деятельности по улучшению и охране окружающей среды.
Список использованной литературы
1. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера [Текст] / В. И. Вернадский. М.: Айрис-пресс, 2003. 576 с.
2. Гончаров П. С. Детский инновационный центр п. Култук и его роль в организации экологической работы [Текст] / П. С. Гончаров, С. В. Снопков // Экологическое образование: теория, практика, проблемы: Тезисы II областной научно-практической конференции (Иркутск, 15-17 нояб. 2000 г.). Иркутск, 2000. С. 205-206.
3. Горбунов Л. М. Система формирования экологической ответственности у обучающихся во внеклассной работе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. М. Горбунов. Иркутск, 1994. 226 с.
4. Дулов А. И. Основы нравственного воспитания в процессе обучения [Текст] / А. И. Дулов. Красноярск, 1975. 67 с.
5. МартыноваН. А. Взгляд на стратегию формирования системы непрерывного экологического образования [Текст] / Н. А. Мартынова // Экологическое образование: теория, практика, проблемы: Тезисы II областной научно-практической конференции (Иркутск, 15-17 нояб. 2000 г.). Иркутск, 2000. С. 11-15.
6. Мирошниченко Г. Е. Основные принципы реализации экологических программ в учреждениях дополнительного образования [Текст] / Г. Е. Мирошниченко // Экологическое образование: теория, практика, проблемы: Тезисы II областной научно-практической конференции (Иркутск, 15-17 нояб. 2000 г.). Иркутск, 2000. С. 176-177.
7. Наконечных В. Н. Механизмы формирования субъективного отношения к природе у дошкольников [Текст] / В. Н. Наконечных // Вопросы педагогического образования: Межвуз. сборник статей. Иркутск, 2000. Вып. П. С. 152-160.
8. Одинец Н. Г. Экологическое просвещение в Иркутской области [Текст] / Н. Г. Одинец // Экологическое образование: теория, практика, проблемы: Тезисы II областной научно-практической конференции (Иркутск, 15-17 нояб. 2000 г.). Иркутск, 2000. С. 3-6.
9. Ожегов С. И., ШведоваН. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических
187
выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
10. Осипов В. Е. Понятие и проблемы формирования экологической культуры [Текст] / В. Е. Осипов // Экологическое образование: теория, практика, проблемы: Тезисы II областной научно-практической конференции (Иркутск, 15-17 нояб. 2000 г.). Иркутск, 2000. С. 20-25.
11. Письменная Е. Е. Развитие экологической ответственности обучающихся в условиях реализации регионального компонента базисного учебного плана: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ставрополь, 1999. 248 с.
12. Потапов А. А. Национальная стратегия экологического образования и пути ее реализации [Текст] / А. А. Потапов // Региональные и академические аспекты интернационализации высшего образования. Проблемы экологического образования: Тезисы докладов международного семинара (Иркутск, 4-9 июня 2001 г.). Иркутск, 2001. С. 76-79.
13. Психология: словарь / под. ред. А. В. Петровского и др. М.: Изд-во полит. лит. 1990. 440 с.
14. Пушмина О. М. Экологическая культура и мировоззрение [Текст] / О. М. Пушмина // Экологическое образование: теория, практика, проблемы: Тезисы II областной научно-практической конференции (Иркутск, 15-17 нояб. 2000 г.). Иркутск, 2000. С. 25-31.
15. Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1989. 624 с.
16. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1993. 840 с.
References
1.Dulov A. I. (1975) Bases of moral education in the process of studying / A.I. Dulov. - Krasnoyarsk, 1975. - 67 p. (in Russian)
2.Foreign words dictionary. - 18 th ed., Sr. - M.: Rus. l., 1989. - 624 p. (in Russian)
3. Goncharov, P.S. (2000) Children's innovation center in Kultuk and his role in the organization of environmental work / P.S. Goncharov, S.V. Snopkov // Ecological education: theory, practice, problems: The theses of the II regional scientific and practical conference (Irkutsk, 15-17 November 2000). - Irkutsk, 2000. - P. 205-206. (in Russian)
4. Gorbunov L.M. (1994) The system of environmental responsibility formation for students in extra-curricular activities: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.01 / L.M. Gorbunov. Irkutsk, 1994. 226 p. (in Russian)
5. Martynova, N.A. (2000) A look at the strategy for the formation of a continuous environmental education system / N.A. Martynova // Ecological Education: Theory, Practice, Problems: Theses of the II Regional Scientific and Practical Conference (Irkutsk, 15-17 November 2000). - Irkutsk, 2000. - P. 11-15. (in Russian)
6. Miroshnichenko, G.E. (2000) Basic principles of the environmental programs implementation in institutions of additional education / G.E. Miroshnichenko // Ecological Education: theory, practice, problems: Theses of the II Regional Scientific and Practical Conference (Irkutsk, 15-17 November 2000). - Irkutsk, 2000.-C. 176-177. (in Russian)
7.Nakonechnykh, V.N. (2000) Mechanisms of formation of subjective attitude to nature in preschool children/ VN. Na-konechny // Pedagogical Education Issues: Interuniversity. Digest of articles. - Irkutsk, 2000. - Issue II. - P. 152-160. (in Russian)
8. Odinets, N.G. (2000) Ecological education in Irkutsk region / N.G. Odinets // Ecological Education: Theory, Practice, Problems: Abstracts of the II Regional Scientific and Practical Conference (Irkutsk, 15-17 November 2000). - Irkutsk, 2000. - P. 36. (in Russian)
9. Osipov, V.E. (2000) The concept and problems of the ecological culture formation / V.E. Osipov // Ecological Education: Theory, Practice, Problems: Theses of the II Regional Scientific and Practical Conference (Irkutsk, 15-17 November 2000). - Irkutsk, 2000. - P. 20-25. (in Russian)
10. Ozhegov S.I., Shvedova N.Y. (1997) Dictionary of the Russian language: 80000 words and phraseological expressions / Russian Academy of Sciences. Institute of Russian language. V.V. Vinogradova. - 4 th ed., Supplemented. - M.: Azbukovnik, 1997. - 944 p. (in Russian)
11. Philosophical encyclopedic dictionary. M.: Sov. encycl., 1993. 840 p. (in Russian)
12. Pismennaya E.E. (1999) Development of students' environmental responsibility in the context of implementing the basic curriculum regional component: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.01 / Stavropol, 1999. 248 p. (in Russian)
13. Potapov, A.A. (2001) National strategy of ecological education and ways of its realization / A.A. Pota-pov // Regional and academic aspects of the internationalization of higher education. Problems of environmental education: abstracts of the international seminar (Irkutsk, June 4-9, 2001). - Irkutsk, 2001. - P. 76-79. (in Russian)
14. Psychology: the dictionary / under. ed. A.V. Petrovsky and others. M.: Publ. Polit. lit. 1990. 440 p. (in Russian)
15. Pushmin, O.M. (2000) Ecological culture and ideology / O.M. Pushmina // Ecological Education: theory, practice, problems: Theses of the II Regional Scientific and Practical Conference (Irkutsk, 15-17 November 2000). - Irkutsk, 2000. - P. 2531. (in Russian)
16. Vernadsky, V.I. (2003) Biosphere and noosphere / V.I. Vernadsky. - Moscow: Iris Press, 2003. - 576 p. (in Russian)