Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Международное и экологическое право
УДК 37.015.31:351.74 С.А. Шобонов*
Структура экологической ответственности личности
В статье проведен анализ содержательно-операционного, эмоционально-ценностного и оценочно-результативного компонентов экологической ответственности личности, а также дано понятие «экологическая ответственность»
Ключевые слова: экологическая ответственность, содержательно-операционный компонент, эмоционально-ценностный компонент, оценочно-результативный компонент, формирование экологической ответственности.
S.A. Shobonov*. The Structure of a person’s ecological responsibility
The article represents the analysis of the substantial and operating component, value and emotional component and estimate and effective component of a person’s ecological responsibility. The author gives the definition of «ecological responsibility».
Keywords: ecological responsibility, substantial and operating component, value and emotional component, estimate and effective component, ecological responsibility formation.
Понятие «ответственное отношение к природе» впервые наиболее полно разработано И.Т. Суравегиной. Под ним подразумевается отношение к природе как к объекту и предмету труда, к деятельности по ее охране, которое соответствует правовым нормам общества, принципам и нормам морали. В ответственном отношении к природе проявляется такое «нравственно-экологическое качество личности» как экологическая ответственность, в структуре которой выделяются моцивационно-ценностный, содержательно-операционный (процессуальный) и оценочнорезультативный компоненты [1]. Вслед за указанным исследователем С.Н. Глазачев и К.М. Мамедов подчеркивают: «Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и предстает как сознательные, избирательные его связи с различными природными объектами и явлениями» [2].
Вместе с тем отметим, что понятие «ответственное отношение к природе» рассматривалось Ю.К. Бабанским, Т.А. Ильиной, И.Т. Огородниковым, И.Ф. Харламовым, Г.И. Щукиной и др. как педагогическая задача не только в экологическом, но и в нравственном, трудовом, эстетическом образовании.
Педагогические исследования К.Д. Зверева, Д.Л. Кавтарадзе, Т.В. Кучер, В.В. Латюшина, Л.Л. Любимова, Л.В.Моисеевой, В.М. Лазаренко, И.Л. Пономаревой, Л.П. Салеева, Е.С. Сластенина, И.Т. Суравегиной, З.И.Тюмасевой, Е.Б.Плохотнюк и др. коснулись проблемы формирования экологической ответственности студентов в системе профессионального образования. Авторы подчеркивают, что «необходима концентрация усилий ученых на комплексной психологопедагогической и методической разработке условий формирования экологической ответственности у обучаемых: гуманизация образования в целях формирования общечеловеческого приоритета сохранения среды жизни; активизация экологического движения; применение знаний в практической деятельности как элемента экологической культуры; преодоление разрыва между знаниями, сознанием, эмоциями, отношением и деятельностью; создание вариантов содержания и форм
* Заместитель начальника кафедры уголовного процесса и криминалистики, подполковник. Саратовский военный институт ВВ МВД России. Адрес: Россия, 410023, Саратов, ул. Московская, д. 158, тел. 8-905-381-27-79.
* S.A. Shobonov, the assistant of the chief of chair «Criminal Process and Criminalistics», lieutenant-colonel. Russia, Saratov Military Institute for the Internal Troops of the RF’s Ministry of the Interior.
экологического образования в изменяющихся условиях» [3]. В частности, И.Д. Зверев рассматривает понятие «экологическая ответственность» как интегральную характеристику личности, «раскрывающуюся в научно-теоретическом, нравственном, производственном, художественноэстетическом отношении к окружающей среде» [4].
Конкретизируем понятие «экологическая ответственность» и выделим ее структурные компоненты.
Нашими исследованиями установлено, что структура экологической ответственности раскрывается взаимодействием содержательно-операционного (процессуального), эмоциональноценностного и оценочно-результативного компонентов. Дадим их характеристику.
Содержательно-операционный (процессуальный) компонент характеризуется глубиной и систематичностью экологических и нравственно-экологических знаний, сформированностью природоохранных умений и навыков, соблюдением правил поведения и деятельности в природе, проявлением активности и инициативности в процессе природоохранной деятельности, соотношением регуляции и саморегуляции поведения в природе и др.
Умения мы рассматриваем как результат овладения новым действием (или новым способом действия), основанным на каком-либо правиле (знании) и использовании его соответствующим образом в процессе решения определенных задач.
Умения и навыки тесно связаны между собой. В психолого-педагогической литературе навык рассматривается как «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля» [5], т.е. как упрочившийся благодаря упражнению автоматизированный способ действия.
Формирование экологической ответственности реализуется непосредственно в экологической деятельности. Понятие «экологическая деятельность» отражает экологический аспект всех видов деятельности, (экономической, политической, правовой, нравственной, научной и т.д.). Следовательно, экологическую деятельность мы рассматриваем как составную часть социальной деятельности (экологическая деятельность выражает аспект отношения общества лишь к природе, тем самым уточняя определенную часть общего содержания социальной деятельности), как интегративное понятие для обозначения различных видов деятельности, так или иначе способствующих оптимальному состоянию системы «человек - общество - природа».
Эмоционально-ценностный компонент определяется наличием социально-значимых мотивов отношения личности к природе, пониманием многосторонней (универсальной) ценности природы, проявлением интереса к вопросам экологии и современным экологическим проблемам, позитивной эмоциональной установкой на природоохранную деятельность и др.
Разделяя позицию ученых о том, что именно в практической деятельности формируется ответственное отношение к природе, что именно в этом случае ответственность становится чертой личности, необходимо заметить, что в таком случае система общественных отношений не должна выноситься за скобки, считаться само собой разумеющейся. Личность формируется в конкретных взаимодействиях человека с внешним миром и, прежде всего, во взаимодействиях в обществе. Деятельность человека реализует эти общественные отношения. Развиваясь в конкретной деятельности, индивид овладевает сложившимися общественными отношениями, как бы присваивает себе то, что создано обществом. Следовательно, черты личности, возникающие под воздействием общественных отношений, представляют собой специфические социально-психологические особенности.
Эмоциональное отношение к природе является одним из сложных образований личности, которое обусловлено, с одной стороны, уровнем развития способностей воспринимать, принимать, переживать, осмысливать красоту окружающего мира, с другой стороны, зависит от сознательности личности, умения анализировать, контролировать свои действия и поступки, от способности личности регулировать поведение, не поддаваясь эмоциям. Кроме того, важно учитывать, что «эмоциональные отношения возникают тогда, когда природа выступает по отношению к субъекту как ценность» [6].
Третий компонент экологической ответственности - оценочно-результативный. Он определяется оценочными суждениями личности по фактам взаимодействия человека, общества и природы, соответствием оценок нормам морали, проявлением нравственно-экологической направленности в оценке результатов деятельности человека в природной среде и др.
Проведенный нами анализ научной литературы показал, что успешное формирование экологической ответственности нельзя рассматривать в развитии какого-то одного компонента. Мы разделяем позицию И.Т. Суравегиной относительно ответственного отношения к природе, рассматриваемого как понимание законов природы, которые определяют жизнь человека, проявляются в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе [7].
Выделение общих компонентов дает возможность разработать ряд конкретных показателей, на основании которых можно будет судить о сформированности каждого компонента экологической ответственности личности.
В соответствии - со структурой экологической ответственности, в которой выделены три компонента, нами была выделена система критериев, которая включает:
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Международное и экологическое право
- информационный критерий;
- эмоционально-ценностный критерий;
- деятельностный критерий.
Каждый из критериев имеет свой перечень показателей, которые отражают и фиксируют их характеристики.
Информационный критерий
Экологическая подготовка личности предполагает наличие первоначальных экологических знаний, интереса к экологическим проблемам. Таким образом, первым показателем информационного критерия является интерес к экологии и экологическим проблемам в Российской Федерации, субъекте РФ. Экологическая подготовка личности невозможна без стремления получать дополнительную информацию по вопросам взаимодействия общества и природы. Информированность о состоянии экологической среды формирует и развивает у личности эколого-познавательный интерес. И каждый раз при получении новой информации у личности возникает потребность в расширении и углублении знаний в этой области.
Структура этих знаний включает в себя следующие блоки, которые взаимосвязаны между собой:
- эколого-мировоззренческие знания;
- специальные экологические знания;
- знания, отражающие связь экологии с политикой, экономикой и т.д.
Эколого-мировоззренческие знания опираются на знания основных законов и закономерностей функционирования экологических систем, на понимание взаимодействия природы и общества, природы и военной деятельности, многообразия взаимосвязей человека и природной среды. Все это способствует пониманию дальнейшего взаимодействия природы и общества в реалиях современной экологической обстановки в мире, что способствует экологизации мировоззрения личности.
Знания, отражающие связь экологии с политикой, экономикой, трудовой деятельностью, подразумевают развитие интереса к экологическим проблемам и знаниям, отражающим их взаимодействие.
Перейдем к характеристике эмоционально-ценностного критерия.
О степени осознания личной ответственности человека можно судить на основе рассмотрения оценочного отношения, где можно выделить:
- отношение к природе;
- восприятие состояния окружающей среды;
- отношение к экологическим идеалам и ценностям.
Отношение к природе как к уникальному явлению, понимание ее внутренней ценности сопрягается с осознанием человеком самого себя как части всего живого, определяет приоритеты в системе общечеловеческих ценностей.
Отношение к окружающей природной среде показывает качественно новую ступень развития личности: преобразование экологических знаний в устойчивое убеждение в необходимости охраны и оздоровления окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, соблюдения природоохранного законодательства и т.д.
Убеждение - это сложное образование, включающее знания, ценностные ориентации, эмоционально-чувственное и волевое начало, которое проявляется в экологическом убеждении.
Эмоции, возникающие у личности при созерцании природы, имеют социальную и мировоззренческую основу.
Эмоции с социальной основой - это эмоции, связанные с переносом на природу суждений, оценок, эстетических категорий, свойственных человеку, а не природе: Родина, Отчизна, родной дом и т.д.
Эмоции с мировоззренческой основой проявляются через убеждения, идеалы, взгляды, принципы. Это чувство любви к природе, осознания себя как части природы.
Деятельностный критерий
По мнению большинства исследователей, изучающих различные аспекты экологической ответственности (О.П. Коваленко [8], Н.Н. Карпова [9], С.В. Осипова [10] и др.), решающим критерием сформированности этого качества является практическая экологическая деятельность, пронизывающая все другие виды деятельности.
Проведя анализ исследований, мы можем определить особые требования, предъявляемые к экологической деятельности личности в современных условиях:
- соответствие законам и закономерностям функционирования экологических и социальных систем;
- сочетание общественно значимых и личностно значимых интересов курсантов в природоохранной деятельности;
- в результате этой деятельности у личности происходит расширение и углубление экологических знаний.
Сущность экологической ответственности личности проявляется в диалектическом единстве
познавательной и практической деятельности по сохранению и оздоровлению окружающей природной среды. Поэтому экологическая деятельность направлена не на потребление, а на созидание, вследствие чего носит активный творческий характер.
Набор эмпирических показателей, фиксирующих факты экологической деятельности личности, довольно объемен: от наличия определенных экологических умений и навыков (например, подготовить сообщение по указанной проблеме и т.д.) до участия в природоохранной деятельности.
Таким образом, структура экологической ответственности включает содержательнооперационный (процессуальный), эмоционально-ценностный и оценочно-результативный компоненты, которые имеют свои критерии (информационный, эмоционально-ценностный и деятельностный).
Подводя итог, дадим определение понятия «экологическая ответственность».
Под экологической ответственностью мы понимаем нравственно-экологическое качество, проявляющееся прежде всего в адекватном, т.е. в ответственном отношении личности к природе и вбирающее в себя все основные признаки таких категорий как отзывчивость, бережливость, рачительность и другие, но в то же время существенно отличающееся от названных качеств более высоким уровнем обобщенности, некоторыми содержательными, в т.ч. правовыми аспектами.
Список литературы
1. Зверев, И. Д. Формирование ответственного отношения к природе / И.Д. Зверев // Педагогика, 1983. - № 12. - С. 12-19.
2. Карпова, Н. Н. Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач / Н.Н. Карпова : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., РГБ. 2005.
3. Коваленко, О. П. Педагогическая технология формирования эколого-социальной ответственности студентов педагогического университета / О.П. Коваленко : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Тольятти, 2002. - 258 с.
4. Мамедов, К. М., Глазичев, С. Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества / К.М. Мамедов, С.Н. Глазичев // Экологическое образование: концепции и технологии. - Волгоград, 1996. - С. 16-26 (С. 24).
5. Миронов, А. В. Содержание экологического образования будущего учителя / А.В. Миронов.
- Казань: КРУ, 1989. - 220 с. (С. 60).
6. Осипова, С. В. Формирование профессионально-экологической ответственности у студентов колледжа / С.В. Осипова : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01; 13.00.08 (Волжский государственный инженерно-педагогический университет). - Нижний Новгород, 2004. - 25 с.
7. Психология : словарь / под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с. ( С. 227).
8. Суравегина, И. Т. Система экологического образования: концепция и модель / И.Т. Суравегина // Экология, культура, образование : материалы к конференции. - М., 1989. - С. 204-210.
9. Суравегина, И. Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии : автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1986. - 21 с.
Literature
1. Karpova, N. N. Formation of senior ecological responsibility in the process of ecological application solving : Abstract of a thesis of a candidate of pedagogic : 13.00.01. - M., PGB, 2005.
2. Kovalenko, O. P Pedagogical technology of students social responsibility formation in the pedagogical university : Dissertation of a candidate of pedagogic : 13.00.08. - Tolyatty. 2002. - 258 p.
3. Mamedov, K. M., Glazichev, S. N. Ecological education as a condition of stable society development // Ecological education: concept and technique. - Volgograd, 1996.
4. Mironov, A. V. The content of ecological education of a future teacher / A.V. Mironov. - Kazan: KRU, 1989. - 220 p.
5. Osipova, S. V. Formation of students professional ecological responsibility in the college // Abstract of a thesis of a candidate of pedagogic : 13.00.01 ; 13.00.08. - Nizhniy Novgorod, 2004. - 25 p.
6. Psychology : dictionary / ed. A.V. Petrovskiy, M.G. Yaroshevskiy. - M.: Politizdat, 1990. - 494 p.
7. Suravegina, I. T. The system of ecological education: the concept and the model // Ecology, culture, education: conference material. - M., 1989.
8. Suravegina, I. T. The theory and practice of forming liable schooler relations to the nature in the process of biological teaching. : Abstract of a thesis of a doctor of pedagogic. - M., 1986. - 21 p.
9. Zverev, I. D. Formation of liable relations to the nature // Pedagogic, 1983. - № 12.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009