УДК 373.1.02:372.8 (14.25.09)
А. А. Лощилова
Методические основы формирования экологической ответственности у учащихся при изучении курса «География России»
(8 класс)
В статье рассмотрены методические основы формирования экологической ответственности у учащихся при изучении курса «География России», представлена авторская методическая система, включающая теоретико-методологический и методический уровни.
In article methodical bases of formation of ecological responsibility at pupils are considered at course studying «Geography of Russia», the author's methodical system including teoretiko-methodological and methodical levels is presented.
Ключевые слова: географическое образование, ответственность, экологическая ответственность, методическая система, личностно-ориентированные задачи, ответственные дела.
Key words: geographical formation, responsibility, ecological responsibility, the methodical system, the lichnostno-focused problems, responsible affairs.
Существенные изменения в российском образовании, вызванные его модернизацией, предъявляют особые требования к субъективным свойствам личности. Государству необходим гражданин, готовый самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающий ответственностью. Данный социальный заказ отражен в новых образовательных стандартах второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) одной из приоритетных задач является воспитание у учащихся экологической ответственности, приверженности общенациональным ценностям, гражданственности [2].
Необходимость формирования экологической ответственности подчеркивают и отечественные ученые, сформировавшие базовые теоретико-методологические основы экологического образования: И.Д. Зверев,
© Лощилова А. А., 2012
А.Н. Захлебный, С.В. Алексеев, Н.М. Мамедов, И.Н. Пономарева, С.Н. Глазачев, Е.С. Сластенина, И.Т. Суравегина, и др.
Среди них, наиболее значимыми для нашего исследования являются труды И.Т. Суравегиной, внесшей большой теоретический и практический вклад в решение проблемы воспитания экологической ответственности школьников с позиций междисциплинарного подхода, с акцентом на изучение биологии.
В географии проблема формирования у учащихся экологической ответственности недостаточно исследована, хотя она имеет значительный культурно-экологический и нравственно-воспитательный потенциал. Наиболее ярко он проявляется в курсе «География России», который нацелен на развитие у школьников патриотизма, гражданственности, нравственных норм и ответственного отношения к природе своей Родины [1], что соответствует идеям культурологической личностноориентированной парадигмы современного образования, его гуманизации, экологизации, которые находят своё отражение в работах Г. П. Ак-сакаловой, И. И. Бариновой, Н. Ф. Винокуровой, В. П. Дронова, И. В. Ду-шиной, Н. Н. Демидовой, Г. С. Камериловой, В. В. Николиной, В. Д. Су-хорукова, Д. П. Финарова, В. А. Щенёва.
В методике обучения географии проблемами формирования личности и отдельных аспектов воспитания экологической ответственности занимались Н. Ф. Винокурова, В.В. Николина, Н. Н. Демидова, А. В. Зул-харнаева, М. А. Кардышевская, О. А. Панасенкова, О.В. Смирнова, О.И. Исайков и др. В нашей работе продолжены исследования в этом направлении. Они связанны с разработкой целостной методической системы формирования экологической ответственности у учащихся при изучении курса «География России». В таком интегрированном виде данная задача в теории и методике обучения географии ранее не ставилась.
Анализ философских и психолого-педагогических исследований позволил выявить сущность понятий «ответственность» и «экологическая ответственность», механизмы формирования данного качества у учащихся. В философских исследованиях ответственность трактуется через категории свобода, мораль, духовность (И.А. Ильин, Л.В. Коган, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Г. Мысливченко, В. П. Тугаринов, пр.), как осознание нравственного долга и правовых норм (Л.Н. Архангельский, И.А. Головко); как факт сознания, внутренняя ответственность, подразумевающую самооценку, самоуправление, саморегулирование, самоограничение действий личности (А.Г. Спиркин).
Одним словом, ответственность, с позиции философии, является фактором нравственной необходимости общественного развития, гражданским долженствованием и обусловлена определенными объективными требованиями, выступающими в виде интересов, идеалов, ценностей, норм, установок. Обладая свободой воли и выбора, человек несет
ответственность за то или иное решение и действие. Границы ответственности определяются внешней и внутренней свободой.
Анализ психолого-педагогической литературы (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, З.Н. Борисова, К.А. Климова,
B.C. Мухина А.И. Крупнов, Б.Ф. Ломов, В.П. Прядеин, Л.И. Дементий, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегиной, С.Б. Елканов, В.В. Се-востьянова, Е.И. Сахарчук, и др.) показал, что содержание понятий «ответственность» и «экологическая ответственность» являются предметом широкого научного обсуждения.
Значимыми для нашего исследования являются выводы А.Ф. Пла-хотного о том, что ответственность является социально-психологической и мировоззренческой категорией, качеством и отношением, которое, выполняя познавательную, оценочную и регулятивную функцию, выступает как единство рационального, волевого и эмоционального моментов. [5] Сходных позиций в определении структуры экологической ответственности придерживаются И.Т. Суравенина, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный.
Часть исследователей (Г.Н. Каропа, И.А. Куренков, В.В. Севостья-нов) указывают на важную роль мотивационно-ценностного компонента в структуре экологической ответственности.
В нашем исследовании мы придерживаемся понятия экологической ответственности, предложенного Г.Н. Каропа. Экологическая ответственность, по его мнению, представляет собой интегративное нравственно-экологическое качество, проявляющееся, прежде всего в адекватном, то есть ответственном отношении личности к природе и «вбирающее» в себя все основные признаки таких категорий, как отзывчивость, бережливость, рачительность, рациональность и др., но, в то же время, существенно отличающееся от названных качеств более высоким уровнем обобщенности, а также некоторыми содержательными, в том числе правовыми аспектами. Структура экологической ответственности, разработанная Г.Н. Каропа представляет собой взаимодействие мотивационно-ценностного, содержательно-операционного (процессуального) и оценочно-результативного компонентов. Стержневым, среди которых, автор выделяет мотивационно-ценностный компонент (социально-значимые мотивы, понимание ценности природы, интерес к экологическим проблемам, установка на природоохранную деятельность) [3].
Критический анализ работ по изучению структуры экологической ответственности позволил сделать вывод, что экологическая ответственность сложное в структурном отношении качество, отражающее, многообразие сфер развития личности: мотивационной, когнитивной, эмоционально-ценностной, волевой (поведенческой, рефлексивно-
смысловой).
В соответствии с данными философскими, научными, психологопедагогическими и методическими основаниями, нами была разработана методическая система формирования экологической ответственности учащихся при изучении курса «География России». Структура разработанной нами методической системы базируется на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом (см. рисунок).
Теоретико-методологический уровень характеризуется философскими, психолого-педагогическими и методическими основами. Данный уровень представлен аксиологическим, культурно-экологическим, личностно-ориентированным, системно-средовым, ситуативным, задачным подходами и рядом дидактических принципов, обеспечивающих их реализацию в школьном курсе «География России»: экологизации, субъект-ности и социальности, прогностичности, интеграции, единства познания, переживания и действия, нравственного выбора, свободного выбора, проблемности, самостоятельности, нравственного долженствования, заботы о сохранении и приумножении природы, перемены ролей, природо-и культуросообразности, диалогичности, патриотизма, родиноведения, единства слова и дела, рефлексии.
Методический уровень включает раскрытие особенностей целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов.
Целевой компонент представлен трехкомпонентной целью. Стратегическая цель (цель идеал) выражена в становлении географической и экологической культуры личности; цель-средство ориентирована на планируемые результаты усвоения научного содержания; цель-субъект предполагает формирование у учащихся экологической ответственности к природе.
Содержательный компонент предусматривает отбор информации, направленной на формирование экологической ответственности к природе. В структуру содержательного компонента входят мотивационный, познавательный, аксиологический, практико-созидательный и личностный аспекты, выделенные на основании стратегической цели - формирование географической и экологической культуры личности. Мотивационный аспект раскрывает этическое и правовое содержание экологической ответственности, значимость данного качества, важность изучения объектов, явлений и экологических проблем, существующих на территории России, что является условием активизации потребностей и мотивов ответственного отношения и поведения в природе. Познавательный аспект подразумевает знания об культурно-географических объектах, процессах, экологических проблемах своей Родины, а также нравственно-экологических понятий, норм, правил, требований экологически ответственного поведения, методов и способов решения экологических проблем.
сл
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Подходы: аксиологический, культурно-экологический, личностно-ориентированный, системно-средовой, ситуативный, задачный. Функции: культурной самоидентификации и социализации, познавательная, коммуникативная, оценочная, практико-созидательная. Принципы: экологизации, субъектности и социальности, нравственного выбора, свободного выбора, интеграции. прогностичности, нравственного долженствования, заботы о сохранении и приумножении природы, перемены ролей, самостоятельности, ириродо-и культуросообразности, диалогичности, проблемности, патриотизма, родиноведения. единство слова и дела, единство познания, переживания и действия, рефлексии.
Цель-идеал— формирование географической и экологической культуры личности
Цель-средство — планируемые результаты усвоения содержания
X
Цель-субъект — формирование у учащихся экологической ответственности к природе
КОМПОНЕНТЫ методической системы
ЦЕЛЕВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТИВНО- ОЦЕНОЧНЫЙ
1 1 1 1 1
Мотивационный аспект
Мотивационно-
ориентировочный
■пап
І Іознавательньїй
Система личностноориентированных задач
Аксиологический
Интеллектуальноценностный этап
Социально-практический
аспект
X
Деятелыюстно-поступочный этап
Личностный аспект
Рефлексивно-
преобразующий
этап
Информационно-
коммуникативные
технологии
Проблем но-си туационн ые методы (диалог, дискуссия, «мозговая атака»; «древо проблем», «деловые шахматы» и др
Система ответственных дел
(на основе метода КТД)
Мотивации ни ый аспект
(социально-значимые
мотивы);
позн аеатеяъны й аспект
(полнота и глубина);
ценностный аспект
(доминантность.
модальность); социально-
практический аспект
(чувство долга,
интернальность,
самосовершенствование).
Уровни сформированное™ экологической ответственности учащихся к природе
Рис. 1. Методическая система формирования экологической ответственности в курсе «География России» (8 класс)
Аксиологический аспект включает эмоционально-ценностное и ценностно-правовое содержание. Это объекты природного и культурного наследия России, ценностные идеи патриотизма, гражданственности и ответственности, идеи нравственного долженствования. Данный аспект представлен контекстно в мотивационном и познавательном блоках содержания. Социально-практический аспект представлен содержанием, связанным с проявлением практико-созидательной, творческой экологически ответственной деятельности и поведения, самоконтроля, самооценки в решении экологических проблем России. Личностный аспект демонстрирует единство объектного и субъектного, перевод общественных культурно-экологических смыслов через самосознание в личностные, самоидентификацию личности как части природной системы. Трансформация содержания в личностное достигается на основе включения учащихся в решение личностно-ориентированных задач.
Процессуальный компонент методической системы курса базируется на поэтапном формировании экологической ответственности к природе. Процесс воспитания экологической ответственности к природе состоит (на основании исследований Г.Н. Каропа) из четырех этапов:
I - Мотивационно-ориентировочный; II - Интеллектуальноценностный; III - Деятельностно-поступочный; IV - Рефлексивно-преобразующий.
Технологический компонент предполагает формирование экологической ответственности к природе посредством системы технологий: «задачной - информационно-коммуникативной - коллективнотворческих дел». Технология задачного подхода представлена системой личностно-ориентированных задач, разработанной в соответствии с логикой развития компонентов экологической ответственности. Включение учащихся в решение задач реализуется посредством информационнокоммуникативных технологий, проблемно-ситуационных методов и системы ответственных дел, разработанной нами на базе технологии КТД Иванова И.П.
Рассмотрим последовательное взаимодействие процессуальнотехнологического компонента с содержанием курса «География России» (8 класс) учебной линии «Полярная звезда» (под ред. А. И. Алексеева).
На первом мотивационно-ориентировочном этапе при изучении Введения и первого раздела курса: «Россия в мире» создаются условия для развития социально ценных мотивов отношения к природе, осознания важности экологической ответственности; формируются представления об экологической ответственности, интерес к вопросам экологии и современным экологическим проблемам.
На данном этапе применяются мотивационные личностноориентированные задачи, направленные на погружение учащихся в изучение и осмысление экологической ответственности, ее правового и
55
этического содержания. В процессе решения задач целесообразно применение проблемно-ситуационных методов (смыслопорождающий диалог, диалог-толкование, дискуссия), интернет-технологий и мотиваци-онно-стимулирующих ответственных дел.
На втором интеллектуально-ценностном этапе, которому соответствует второй раздел курса: «Россияне», происходит более глубокое осмысление и осознание ценности экологической ответственности к природе и важности решения экологических проблем своей Родины. Осуществляется самостоятельное планирование и целеполагание будущей деятельности. Учащиеся усваивают систему экологических, нравственно-экологических понятий и умений как побуждающих начал поведения и деятельности личности в окружающей природной среде.
На данном этапе целесообразно использование познавательных и эмоционально-ценностных личностно-ориентированных задач, направленных на «порождение» личностного смысла познания и оценивания, на развитие познавательно-практического опыта, осмысление ценности коэволюционных отношений человека и природы, сущности экологических проблем. Включение учащихся решение задач реализуется посредством интернет- и мультимедийных технологий, проблемно-
ситуационных методов: «деловые шахматы» (Т. Г. Григорьевой»), «мозговой штурм», «древо проблем», «древо решений», а также участия учащихся в организации ценностно-ориентированных и экологопросветительских ответственных делах.
На третьем деятельностно-поступочном этапе при изучении разделов: «Природа», «Хозяйство», «Природно-хозяйственные зоны» курса «География России» (8 класс) учащиеся реализуют систему экологических и нравственно-экологических знаний, способы и формы решения экологических проблем в практической деятельности, проявляют самостоятельность в планировании и реализации деятельности, осуществляют ее оценку и прогноз, выражают свою нравственную позицию, осуществляя тем самым нравственный выбор.
Для реализации данных условий используются практические и поисково-творческие личностно-ориентированные, задачи, которые через мультимедийные и интернет-технологии (интернет-акции, интернет проекты), проблемно-ситуационные методы и ответственные практи-ко-созидательные дела, способствуют включению учащихся в практическое решение экологических проблем.
На завершающем четвертом рефлексивно-преобразующем этапе, которому соответствует пятый раздел курса «География России»: «Наше наследие», подразумевается проявление учащимися рефлексивного анализа результатов собственной деятельности и поступков, а также умения анализировать поступки своих товарищей, брать на себя ответственность за результат, прогнозировать и моделировать свою деятель-
ность, высказывать собственную позицию по вопросам экологической ответственности.
Данному этапу соответствуют нравственно-оценочные личностноориентированные задачи, решение которых подразумевает использование мультимедийных технологий, проблемно-ситуационных методов (диалог, дискуссия, мозговая атака), методов групповых оценок и моральной дилеммы, привлечение учащихся к организации и участию в оценочно-смысловых ответственных делах.
Результативно-оценочный компонент методической системы предполагает диагностику планируемых результатов усвоения аспектов содержания по различным критериям: мотивационного аспекта (социально-значимые мотивы), познавательного аспекта (полнота и глубина), ценностного аспекта (доминантность, модальность), социальнопрактического аспекта (чувство долга, самореализация - самосовершенствование, интернальность-экстернальность), а также диагностику уровней экологической ответственности учащихся к природе.
Таким образом, сконструированная нами методическая система формирования экологической ответственности у учащихся при изучении курса «География России» (8 класс), отражающая философские, научногеографические, психолого-педагогические и методические основы отвечает современным направлениям модернизации образования, и в настоящее время проходит апробацию в школах Нижегородской области, вызывая заинтересованность, как учащихся, так и учителей
Список литературы
1. Винокурова Н.Ф. Экологизация географического образования: теория, методология, методика // Проблемы физической географии Нижегородской области: научные и педагогические аспекты: коллективная моногр. / под ред. Б. И. Фридмана, Н.Ф Винокуровой. - Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2008. - С. 128-129.
2. Захлебный А.Н. О реализации концепции общего экологического образования в государственном общеобразовательном стандарте нового поколения / А.Н. Захлебный.// Информационные материалы VI Всерос. науч.-практич. конф. «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития». - Сургут: Винчера, 2011. - С.26.
3. Каропа Г.Н. К созданию методики экологического образования школьников / Г.Н. Каропа// Вопросы психологии. - 1995, № 1. - С.69-73.
4. Мясищев В.Н. Психология отношений / под. ред. А. А. Бодалева. - М., 1995. -С. 156-158.
5. Плахотный А.Ф. Проблема социальной ответственности/ А.Ф. Плахотный. -Харьков: Вища школа. Изд-во при Харьковском ун-те, 1981. - С.131.
6. Суравегина И.Т. Междисциплинарный характер экологических знаний // Советская педагогика. - 1984. - № 12. - С.21.