Научная статья на тему 'Развитие экологической ответственности у учащихся восьмого класса средствами элективного курса по географии'

Развитие экологической ответственности у учащихся восьмого класса средствами элективного курса по географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ПОДХОДЫ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ / ОТВЕТСТВЕННЫЕ ДЕЛА / GEOGRAPHY / ECOLOGICAL RESPONSIBILITY / ELECTIVE COURSE / APPROACHES / INDIVIDUALITY FOCUSED PROBLEMS / RESPONSIBLE AFFAIRS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лощилова Анна Александровна

Представлены теоретико-методологические и методические основы авторского элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России», который является важным условием реализации методической системы по формированию у учащихся экологической ответственности в географическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лощилова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence of Ecological Responsibility of 8 Grade Students by Means Elective Course on Geography

The article presents theoretical-methodological and methodical bases of the authors elective course Ecological responsibility of the citizen of Russia which is an important condition of realization of methodical system on students formation of ecological responsibility in geography education.

Текст научной работы на тему «Развитие экологической ответственности у учащихся восьмого класса средствами элективного курса по географии»

УДК 373.1.02:372.8 (14.25.09)

А. А. Лощилова

РАЗВИТИЕ экологической ОТВЕТСТВЕННОСТИ У УЧАщИХСЯ ВОСЬМОГО КЛАССА СРЕДСТВАМИ эЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ

Представлены теоретико-методологические и методические основы авторского элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России», который является важным условием реализации методической системы по формированию у учащихся экологической ответственности в географическом образовании.

Ключевые слова: география, экологическая ответственность, элективный курс, подходы, личностно ориентированные задачи, ответственные дела.

В современном мире переживаемые человечеством глобальные катастрофы из абстрактной проблемы превращаются в реальность каждого человека. Традиционное антропоцентрическое отношение человечества к природе приводит к появлению все больших экологических проблем и росту экологической опасности [1]. На фоне данной мировой тенденции в активно строящемся в нашей стране гражданском обществе предъявляются особые требования к личностным качествам человека. Одной из приоритетных задач отечественного образования становится формирование «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [2], «воспитание у учащихся экологической ответственности, приверженности общенациональным ценностям, гражданственности» [3].

Важность и необходимость формирования экологической ответственности подчеркивается отечественными учеными, сформировавшими базовые теоретико-методологические основы экологического образования: И. Д. Зверевым, А. Н. За-хлебным, В. Алексеевым, Н. М. Мамедовым, С. Н. Глазачевым, И. Т. Суравегиной и др. Среди них наиболее значимыми для нашего исследования являются работы И. Т. Суравегиной, определяющей экологическое образование как междисциплинарный процесс формирования ответственного отношения к природе с акцентом на изучение биологии.

В географии эта проблема недостаточно разработана, хотя как наука и предмет она занимает значительное место в духовно-нравственном, гражданско-патриотическом воспитании школьников, отражая общую тенденцию гуманизации и экологизации образования [4]. Данные идеи находят свое отражение в работах Г. П. Аксакаловой, И. И. Бариновой, Н. Ф. Винокуровой, В. П. Дроно-ва, Г. С. Камериловой, В. В. Николиной и др.

Особая роль в формировании гражданственности, патриотизма, экологической ответственности принадлежит курсу «География России», имеющему яркий культурно-воспитательный потенциал, нацеленность на адаптацию молодежи к дина-

мично изменяющимся условиям жизни, самопознание, самоопределение, творческую самореализацию.

Дополнительная функция по воспитанию у учащихся экологической ответственности в географии России отдана элективным курсам. Являясь компонентом непрерывного географического образования, элективные курсы реализуют идеи коэволюции и устойчивого развития, нацелены на формирование географической и экологической культуры личности (И. И. Баринова, Н. Ф. Винокурова, В. П. Голов, Н. Н. Демидова, А. В. Зулхар-наева, В. В. Николина).

В методике обучения географии программнометодическое обеспечение формирования экологической ответственности к природе представлено фрагментарно. Имеющиеся программы элективных курсов (Н. Ф. Винокуровой, Н. Н. Демидовой,

A. В. Зулхарнаевой, М. А. Кардышевской,

О. А. Панасенковой, О. В. Смирновой, О. И. Исай-кова и др.) посвящены формированию личности и отдельным аспектам воспитания ответственного отношения учащихся к природе. Целостного курса, направленного на воспитание экологической ответственности к природе, еще не сложилось, что побудило нас к созданию элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России». В нем обобщаются и продолжаются исследования в данном направлении.

В разработке элективного курса учитывались философские (И. А. Ильин, Л. В. Коган, Л. Н. Архангельский, А. Г. Спиркин), научно-теоретические (А. И. Алексеев, Ю. А. Веденин, Б. И. Кочуров и др.), психолого-педагогические (Л. С. Выготский, Б. Ф. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, А. Ф. Плахотный,

B. А. Ясвин, С. Д. Дерябо, Г. Н. Каропа, И. Т. Сура-вегина, И. П. Иванов и др.) и методические исследования (Н. Ф. Винокурова, В. В. Николина, Н. Н. Демидова, А. В. Зулхарнаева, О. И. Исайков).

Анализ философских и психолого-педагогиче-ских основ позволил выявить содержание, структуру и механизмы формирования одного из интеграционных понятий курса «экологическая ответственность».

С философских позиций ответственность -сложная в структурном отношении гносеологическая, социально-психологическая и мировоззренческая категория. Она является фактором нравственной необходимости общественного развития, гражданским долженствованием и обусловлена определенными объективными требованиями, выступающими в виде интересов, идеалов, ценностей, норм и установок.

В психолого-педагогических исследованиях понятие «экологическая ответственность», ее структура и механизмы формирования трактуются разными учеными неоднозначно. В данном элективном курсе мы придерживаемся понятия экологической ответственности, предложенного Г. Н. Каропа. Экологическая ответственность, по его мнению, представляет собой интегративное нравственно-экологическое качество, проявляющееся прежде всего в адекватном, т. е. ответственном отношении личности к природе, и «вбирающее» в себя все основные признаки таких категорий, как отзывчивость, бережливость, рачительность, рациональность и др., но в то же время существенно отличающееся от названных качеств более высоким уровнем обобщенности, а также некоторыми содержательными, в том числе правовыми, аспектами. Структура экологической ответственности, разработанная Г. Н. Каропа, представляет собой взаимодействие мотивационно-ценностного, содержательно-операционного (процессуального) и оценочно-результативного компонентов, стержневым среди которых он выделяет мотивационно-ценностный компонент [5].

В соответствии с данными философскими, научными, психолого-педагогическими и методическими основаниями нами была сформирована трехкомпонентная цель элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России»: стратегическая цель (цель-идеал) выражена в становлении географической и экологической культуры личности; цель-средство ориентирована на планируемые результаты усвоения научного содержания; цель-субъект предполагает формирование у учащихся экологической ответственности к природе.

При отборе и структурировании содержания учитывались следующие дидактические подходы:

Системно-средовый подход (В. В. Давыдов,

В. П. Лебедева, В. И. Панов, В. А. Ясвин, В. А. Орлов) предусматривает глубокую индивидуализацию и дифференциацию комплексного, личностноценностного, образовательного процесса, выстраиваемого на развивающей технологии взаимодействия в системе «субъект-субъектных» отношений учителя и ученика.

Личностно ориентированный (В. В. Сериков, И. С. Якиманская) в контексте культурологической направленности отражает идею личности как субъ-

екта культуры, главной особенностью которой является активность по освоению, осмыслению культурных ценностей, их творческого созидании. Культура рассматривается как среда, обеспечивающая развитие и саморазвитие личности. Деятельностный аспект этого подхода предполагает свободу выбора учащимся путей, методов, форм решения учебных задач, формирует активность самого ученика, его готовность к учебной деятельности, решению проблемных задач за счет равнопартнерских, доверительных субъект-субъектных отношений с педагогом.

Культурно-экологический подход отражает ориентацию цели образования на становление культуры человека, экологизацию как «дирижирующее направление» (по В. М. Максаковскому) развития географии как науки и образовательной области. Понимание управляющей роли культуры личности в достижении устойчивого развития способствует формированию экологической ответственности учащихся как условия обеспечения гармонии человека и природы.

Аксиологический подход представляет возможным определить содержание процесса формирования ответственности у подростков с точки зрения ориентира на нравственные ценности. Учащийся выступает как субъект ценностного освоения общественных норм и правил поведения и соотносит с усвоенными ценностями результат своих действий.

Ситуативный подход обеспечивает принятие решений в конкретной, реальной, неразрешенной ситуации; предполагает анализ ситуации, обнаружение проблемы, разработку альтернатив решения, определение критериев выбора, выбор и его практическую реализацию, оценку эффективности решения. Применение данного подхода позволяет обеспечить актуализацию индивидуального жизненного опыта учащихся, что повышает личностную значимость обучения.

Задачный подход (Г. А. Балл, Л. М. Фридман, Е. И. Машбиц) предполагает предварительное моделирование иерархии позиционно-ролевых задач, включающих решение проблем социального взаимодействия, коммуникативного оформления и направленных на развитие гражданственности, здо-ровьесбережения и др. [6].

Реализацию рассмотренных подходов в элективном курсе «Экологическая ответственность гражданина России» обеспечивает ряд дидактических принципов: субъектности и социальности; экологизации; системности; прогностичности; интеграции; единства познания; переживания и действия; нравственного выбора; свободного выбора; проблемности; нравственного долженствования; заботы о сохранении и приумножении природы; перемены ролей; природо- и культуросообразно-

сти; диалогичности; патриотизма; родиноведения; единства слова и дела; рефлексии.

Программа курса рассчитана на год и ориентирована на учащихся восьмого класса. Содержание курса, интегрируясь вокруг понятий «экологическая ответственность» и «экологическая проблема», имеет проблемно ориентированный характер, дополняет и развивает правовой, нравственный, деятельностный аспекты базового курса «География России».

Тематическое содержание элективного курса соотносится с программой по географии России учебной линии «Полярная звезда» (под ред. А. И. Алексеева) [7] и построено в соответствии с этапами формирования экологической ответственности, разработанными на основе последовательного развития ее компонентов, предложенных Г. Н. Каропой. Каждому из четырех этапов соответствует определенный вид личностно ориентированных задач, информационно-коммуникативных технологий и ответственных дел.

Рассмотрим последовательное взаимодействие процессуального и технологического компонентов с содержанием элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России» (табл. 1).

На первом мотивационно-ориентировочном этапе, которому соответствуют введение и первый раздел элективного курса «На пути к экологической ответственности. Если не я, то кто?», построенные в логике содержания введения и раздела «Россия в мире» программы базового курса «География России», у учащихся формируются представления об экологической ответственности, раскрывается ее этическое и правовое содержание, развивается интерес к вопросам экологии и современным экологическим проблемам. Происходит развитие социально ценных мотивов отношения личности к природе, осознание важности экологической ответственности.

На данном этапе применяются мотивационные личностно ориентированные задачи, направленные на погружение учащихся в изучение и осмысление экологической ответственности, ее правового и этического содержания. В процессе решения задач целесообразно применение проблемноситуационных методов (смыслопорождающий диалог, диалог-толкование, дискуссия), интернет-технологий и мотивационно-стимулирующих ответственных дел.

На втором интеллектуально-ценностном этапе при изучении второго раздела элективного курса «Экологическая ответственность: от осмысления к решению», соответствующего в программе по «Географии России» разделу «Россияне», происходит более глубокое осмысление и осознание важности экологической ответственности к природе и

решения экологических проблем своей Родины; усвоение системы экологических и нравственноэкологических понятий как побуждающих начал поведения и деятельности личности в окружающей природной среде; целенаправленное раскрытие универсальной ценности природы; вооружение воспитанников естественно-научными, экологическими и этическими знаниями, соответствующими умениями и навыками. Учащиеся самостоятельно осуществляют планирование и целеполагание будущей деятельности.

На этом этапе целесообразно использование познавательных и эмоционально-ценностных лич-ностно ориентированных задач, направленных на «порождение» личностного смысла познания, развитие познавательно-практического опыта, осмысление ценности коэволюционных отношений человека и природы, сущности экологических проблем. Включение учащихся в решение задач реализуется посредством интернет- и мультимедийных технологий, проблемно-ситуационных методов, а также участия учащихся в организации ценностно-ориентированных и эколого-просветительских ответственных дел.

На деятельностно-поведенческом этапе при изучении третьего раздела элективного курса «Экологическая ответственность: от решения к действию», соответствующего в программе по «Географии России» разделам: «Природа» и «Хозяйство», учащиеся реализуют систему экологических и нравственно-экологических знаний, способы и формы решения экологических проблем в практической деятельности; проявляют самостоятельность в планировании и реализации деятельности; выражают нравственную позицию, осуществляя тем самым нравственный выбор.

Для реализации этих условий используются практические и поисково-творческие личностно ориентированные задачи, которые через мультимедийные и интернет-технологии, проблемно-ситуационные методы и ответственные практико-созида-тельные дела способствуют включению учащихся в практическое решение экологических проблем.

На завершающем рефлексивно-преобразующем этапе в четвертом разделе данного курса «Экологическая ответственность: от оценки к прогнозу и управлению», соответствующем в программе по «Географии России» разделам: «Природно-хозяйственные зоны» и «Наше наследие», подразумевается проявление учащимися рефлексивного анализа результатов собственной деятельности, оценки поступков своих товарищей, умение брать на себя ответственность за результат, прогнозировать и моделировать свою деятельность, высказывать собственную позицию по вопросам экологической ответственности.

232

Таблица 1

Взаимосвязь процессуального, технологического компонентов методической системы формирования экологической ответственности учащихся и содержания элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России»

Процессуальный компонент Технологический компонент Содержание элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России» Содержание базового курса «География России» (8 кл.) (по программе для ОУучебной линии «Полярная звезда»

Этапы (по Г. Н. Каропе) и их характеристика Система личностноориентированных задач Система ответственных дел (на основе технологии КТД И. П. Иванова) Информационно-коммуникативные технологии

I. Мотивационно-ориентировочный. Создаются условия для развития социально ценных мотивов отношения к природе, формирования представлений об экологической ответственности, осознания важности данного качества, развития интереса к современным экологическим проблемам Мотивационные личностно ориентированные задачи Проблемно-ситуационные методы: смыслопорождающий диалог, диалог-толкование, дискуссия. Мотивационно-стимулирующие ответственные дела: интернет-операции: «Поиск: «Экологическая ответственность и безответственность в нашей жизни»; мозговой штурм «Правовые и этические аспекты экологической ответственности»; операция «Юный оратор» на темы: «Будущее природы в моих руках», «Экологическая ответственность: быть или не быть?»; рассказ-эстафета «Наше понимание экологической ответственности» и др.; работа с «картой личностного роста «Мой путь к экологической ответственности» Введение Раздел I. «На пути к экологической ответственности. Если не я, то кто?» § 1.Экологическая ответственность в системе моих ориентиров. § 2. Этика ответственности и экологические проблемы: от изменений в себе к изменению мира. § 3. Экологические проблемы Родины -сфера моей личной ответственности Раздел «Россия в мире» § 1. Мы и наша страна на карте мира. § 4. Формирование территории России

II. Интеллектуально-ценностный. Происходит более глубокое осмысление и осознание ценности экологической ответственности к природе и важности решения экологических проблем своей Родины. Учащиеся усваивают систему э коло гиче с ких, нр авственно-экол огиче-ских понятий и умений как побуждающих начал поведения и деятельности в окружающей природной среде Познавательные и эмоционалъно-цен-ностные личностно ориентированные задачи Проблемно-ситуационные методы: «мозговая атака»; «древо проблем», «деловые шахматы» и др. Ценностно-ориентированные и эколого-просветительские ответственные дела: операции «Листовка» и «Реклама», интернет-операции: «В поисках решения экологических проблем»; «Я социолог» (проведение опроса в социальных сетях); «Найди и оцени: «Экологическая безответственность в фото- и видеоматериалах»; мозговая атака «Решим проблему вместе»; операция «Книжка-малыш ка» по сочинению сказки о последствиях экологической безответственности; выставка фотографий и рисунков «Наш выбор: экологическая ответственность»; эстафета «Экологическая ответственность: правила поведения» и др. Раздел II. «Экологическая ответственность: от осмысления к решению» § 4. Сущность, причины и последствия экологических ситуаций и проблем. § 5. Методы решения экологических проблем - понять проблему, значит ее решить. § 6. Формы решения экологических проблем - это мне по силам! § 7. Качество жизни населения России. § 8. Среда обитания и здоровье россиян Раздел II. «Россияне» § 5. Воспроизводство населения. § 6. Численность населения. §12. Расселение и урбанизация. § 13. Города и сельские поселения

III. Деятельностно-поведенческий. Учащиеся реализуют систему экологических и нравственно-экологических знаний, способы и формы решения экологических проблем в практической деятельности; проявляют самостоятельность в целеполагании, планировании и реализации деятельности; осуществляют ее оценку и прогноз, выражают свою нравственную позицию, осуществляя тем самым нравственный выбор Практические и пои-сково-творческие личностно ориентированные задачи Проблемно-ситуационные методы: диалог, дискуссия, «мозговая атака»; метод проектов; интернет- и мультимедийные технологии. Ответственные практико-созидательные дела: экологическая операция «Забота» по разработке буклетов на тему «Экология моего дома»; интернет-операция «Экологическая ответственность в социальных сетях», интернет-акция «Скажем: «Нет!» парниковому эффекту»; социальные проекты на темы: «Влияние химических загрязнений на здоровье граждан», «Мой адрес - микрорайон «Здоровье» и др. Раздел III. «Экологическая ответственность: от решения к действию» § 9. Антропогенные формы рельефа: уродливые шрамы на теле нашей страны. §10. Истощение ресурсов Родины: безответственное отношение или закономерность. § 11. Изменения климата России. § 12. Качество внутренних вод и наше благополучие. §13. Деградация почв и проблема продовольствия. §14. Проблемы природопользования: от безответственности к устойчивому развитию Раздел III. «Природа». Раздел IV «Хозяйство» § 17. Как осваивают россияне свой участок земной поверхности? § 22. Как мы живем и работаем в нашем климате? § 26. Водные дороги и перекрестки. § 29. Почва - основа сельского хозяйства. § 32. Топливно-энергетический комплекс. § 35. Металлургия. § 36. Машиностроение. § 37. Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. § 41. Сухопутный транспорт

IV. Рефлексивно-преобразующий. Учащиеся «включаются» в рефлексивный анализ результатов своей деятельности и поступков товарищей, осознают ответственность за результат, прогнозируют последствия деятельности, высказывают собственную позицию Нравственно-оценоч-ные личностно ориентированные задачи Проблемно-ситуационные методы: диалог, дискуссия; метод групповых оценок, моральной дилеммы. Оценочно-смысловые ответственные дела: мозговая атака «Знаки» по оценке своей работы и работы товарища; операция «Погружение в себя»; «эстафета достижений» по обобщению опыта экологически-ответственно го поведения; эстафета «Письмо по кругу» по оценке себя и своих товарищей; работа с картой личностного роста «Мой путь к экологической ответственности» Раздел IV. «Экологическая ответственность: от оценки к прогнозу и управлению» §15. Проблемы ландшафтов моей страны и края. §16. Наследие моей Родины: изучаем, сохраняем, отвечаем. § 17.Экологическая ответственность: с заботой о будущих поколениях. §18. Мой выбор - экологическая ответственность Раздел V. «Природно-хозяйственные зоны». Раздел VI. «Наше наследие» § 45. Зональность в природе и жизни людей. §51. Территориальная организация общества. § 52. Все связано со всем. § 53. Что мы оставим потомкам

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2012. 7(122)

Данному этапу соответствуют нравственнооценочные личностно ориентированные задачи, решение которых предполагает использование мультимедийных технологий, проблемно-ситуационных методов, методов групповых оценок и моральной дилеммы; привлечение учащихся к организации и участию в оценочно-смысловых ответственных делах.

Результативно-оценочный компонент элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России» предполагает наличие основных критериев сформированности экологической ответственности, позволяющих фиксировать развитие каждого из ее компонентов: мотивационного -наличие положительной мотивации экологически ответственного отношения и поведения; когнитивного — полнота и глубина нравственно-экологических знаний; ценностного - убеждение в необходимости ответственного отношения к природе и

моральных норм, лежащих в его основе; волевого -выбор и осуществление определенной линии поведения, соответствующей нормам социально ответственного поведения; наличие внутренних форм контроля: самоконтроль, самооценка, самоуправление.

Таким образом, описанные в статье подходы, принципы отбора и структурирование содержания элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России», последовательность его изучения, представленная четырьмя этапами и соответствующими им технологиями, отражают все компоненты методической системы, раскрывают особенности развития экологической ответственности у учащихся в рамках предпрофильного географического образования. Разработанная программа элективного курса проходит апробацию в школах Нижегородской области и вызывает заинтересованность как учащихся, так и учителей.

Список литературы

1. Вагнер И. В. Гуманитарная экология: преодолеть отчуждение от природы и развивать ценности экологической этики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 190.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учеб. изд. Сер. «Стандарты второго поколения». М.: Просвещение, 2009. С. 12.

3. Захлебный А. Н. О реализации концепции общего экологического образования в государственном общеобразовательном стандарте нового поколения // Информационные мат-лы VI Всерос. науч.-практ. конф. «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития». Сургут: Винчера, 2011. С. 26.

4. Винокурова Н. Ф. Экологизация географического образования: теория, методология, методика // Проблемы физической географии Нижегородской области: научные и педагогические аспекты: коллективная монография. Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2008.

С. 128.

5. Каропа Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 69-73.

6. Курданова Х. М., Сарбашева З. М. Проблемное обучение в процессе индивидуализации обучения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 7 (85). С. 45.

7. Алексеев А. И., Николина В. В. и др. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2009. 49 с.

Лощилова А. А., аспирант.

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина.

Ул. Ульянова, 1, ГСП-37, Н. Новгород, Россия, 603950.

E-mail: annet_787@mail.ru

Материал поступил в редакцию 16.03.2012.

A. A. Loshchilova

COMPETENCE OF ECOLOGICAL RESPONSIBILITY OF 8 GRADE STUDENTS BY MEANS ELECTIVE COURSE

ON GEOGRAPHY

The article presents theoretical-methodological and methodical bases of the author’s elective course “Ecological responsibility of the citizen of Russia” which is an important condition of realization of methodical system on students’ formation of ecological responsibility in geography education.

Key words: geography, ecological responsibility, elective course, approaches, individuality focused problems, responsible affairs.

Kozma Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University.

Ul. Ulyanova, 1, GSP-37, N. Novgorod, Russia, 603950.

E-mail: annet_787@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.