студентов позволяют усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, создать такой механизм мыслительной деятельности, который будет способствовать накоплению соответствующих знаний и жизненного опыта и поддерживать интеллектуальные усилия студентов, стимулируя познавательную активность, как в индивидуальном, так и в групповом взаимодействии. Эти условия являются необходимыми и достаточными для формирования межкультурных ценностных ориентаций студентов и должны быть созданы в рамках поликультурного образовательного пространства.
Примечания
1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.651.
2 Смирнов В.И. Общая педагогики: Учеб. пособие. М., 2003. С.79.
3 Цукерман Г.А. Современная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. ... д-ра пед. наук. М., 1992. С.15.
4 Якиманская И. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. 1995. №3. С.35.
5 Железовская Г.И. Понятийное диалектическое мышление студентов. Педагогическая технология и диалектический анализ. Саратов, 1993. С.61.
УДК 74
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
С. А. Шобонов
Саратовский военный институт внутренних войск МВД России E-mail: [email protected]
В статье проведен анализ основных нормативных актов, регулирующих государственную политику в области экологического образования. Обозначена проблема формирования экологической ответственности военнослужащих на современном этапе экологизации образования в России.
Ключевые слова: экологическая ответственность, экологическое образование, экологическая подготовка военнослужащих.
The Problem of Ecological Responsibility Formation of the Military Men
S.A. Shobonov
The author analyzed the main legal acts that regulates the state policy in the field of ecological education. There had been represented the problem of military men's ecological responsibility formation under the conditions of developing ecological education in Russia nowadays.
Key words: ecological responsibility, ecological education, officers ecological training.
Современное состояние окружающей среды в Российской Федерации характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод. Загрязнение и деградация окружающей среды с каждым годом все больше влияют на здоровье людей. В связи
с этим правовое регулирование обеспечения охраны окружающей среды в целях сохранения жизни и здоровья человека настоятельно требует нового теоретического осмысления.
В экологическом законодательстве РФ число законодательных актов, регулирующих отношения по охране окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, вопросы природопользования, возрастает, а эффективность их применения остается низкой. Конституция РФ закрепила право каждого человека на благоприятную окружающую среду, которое сопутствует его обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Сохранение природной среды, бережное отношение к природным богатствам - основная задача человечества на современном этапе. Без продуманного содержания общая экологическая политика государства будет оставаться ограниченной, меры по охране окружающей среды и рациональному природопользованию не смогут рассматриваться как всеохватывающие и достаточные.
© СЛ Шобонов, 2GG9
Концепция национальной безопасности РФ1 определила угрозу ухудшения экологической ситуации в стране и истощение ее природных ресурсов как одну из угроз национальной безопасности, зависящую от готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Таким образом, перед государством стоит задача разработки единой государственной экологической политики, на основе которой будет строиться система экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры и ответственности.
Федеральным законом РФ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ2 введена система всеобщего и комплексного экологического образования на всех стадиях образовательного процесса. При этом глубина и объем получаемых знаний существенно разнятся в зависимости от уровня образовательных учреждений. Экологическому образованию уделено внимание в Федеральной программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10.04.2000 г.3, в которой предполагается осуществление в системе образования мер, направленных на повышение роли экологической подготовки обучающихся.
Комплексность экологического образования предполагает получение полных и всесторонних знаний, сведений, мнений, гипотез об охране окружающей природной среды, включая данные и естественных, и гуманитарных наук. В Основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития экологическое воспитание и образование населения рассматриваются как одно из основных направлений деятельности в целях создания условий, позволяющих реализовать конституционное право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде. Закон РФ «Об образовании» от 10.06.1992 г. №3266-1(с изменениями и дополнениями)5 определяет воспитание любви к окружающей природной среде в качестве одного из принципов государственной политики в области образования.
В законе Саратовской области от 28.07.2006 г. №82-ЗСО «Об охране окружающей среды в Саратовской области» предписано органам государственной власти об-
ласти с целью повышения экологической культуры жителей, проживающих на территории области, разрабатывать и реализовывать систему экологического воспитания и образования в рамках общеобразовательных и профессиональных программ в образовательных учреждениях всех организационноправовых форм собственности6.
Проведенный анализ законодательных актов позволил нам сделать вывод о том, что принципы экологического образования в Российской Федерации не имеют четкого определения, в которых бы прослеживались методология и цель образования. Не обозначив цель экологического образования, невозможно искать средства достижения этой цели.
Проведенный анализ выбора цели экологического образования в высших учебных заведениях позволил выявить три основных группы категорий и понятий, которые выступают и как цель, и как ожидаемый результат педагогического процесса экологического образования:
формирование положительного полюса «отношения» обучаемого к природе, например, «ответственное или бережное отношение к природе» и т.п.;
«формирование ответственного отношения к природе», и одновременно «формирование экологической ответственности личности».
Понятие «ответственное отношение к природе» впервые наиболее полно разработано И.Т. Суравегиной. В него входят отношение к природе как к объекту и предмету труда, деятельность по ее охране, которая соответствует правовым нормам общества, принципам и нормам морали. В ответственном отношении к природе проявляется такое «нравственно-экологическое качество личности» как экологическая ответственность, в структуре которой выделяются мотивационно-ценностный, содержательно-операционный (процессуальный) и оценочно-результативный компоненты7. И. Д. Зверев рассматривает понятие «экологическая ответственность» как интегральную характеристику личности, «раскрывающуюся в научно-
теоретическом, нравственном, производственном, художественно-эстетическом отношении к окружающей среде»8.
Педагогпка
119
В Вооруженных силах РФ, силовых министерствах и ведомствах формирование экологической ответственности военнослужащих должно осуществляться в процессе изучения федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ об охране окружающей среды, экологической подготовки и воспитания военнослужащих. Такая подготовка предназначена для получения минимума экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры и овладения практическими навыками по обеспечению экологической безопасности при выполнении служебно-боевых задач. Отсюда вытекают задачи обучения:
овладение экологически безопасными методами эксплуатации вооружения и военной техники;
раскрытие роли и места экологической безопасности в обеспечении боеготовности и боеспособности соединений и воинских частей;
снижение негативного воздействия войск на окружающую среду.
Экологическое воспитание военнослужащих представляет собой процесс формирования экологического сознания, развитие экологической культуры, выработку качеств личности, обеспечивающих уважительное и бережное отношение к окружающей среде. Экологическое воспитание реализуется через:
широкое распространение экологических знаний, систему экологического образования, экологической подготовки военнослужащих, обучение их экологически безопасным приёмам осуществления военной деятельности;
формирование системы экологических взглядов и убеждений военнослужащих;
участие военнослужащих в экологической деятельности по защите окружающей среды;
воспитание экологической ответственности, привитие навыков ответственного поведения, экологизация потребностей военно-
9
служащих .
В данный момент экологическая подготовка военнослужащих осуществляется в рамках экологической подготовки прапорщиков и военнослужащих по контракту, а в военных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования -при изучении дисциплин, предусмотренных государственным стандартом. Программы профессиональной подготовки офицерского состава и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не в полной мере отражают требования закона «Об охране окружающей среды» о введении системы всеобщего и комплексного экологического образования на всех стадиях образовательного процесса.
Экологическое законодательство в процессе его систематизации должно быть исследовано с позиции эффективности, полноты и достаточности отдельных существующих сейчас направлений деятельности, оказывающих влияние на формирование идеологии ответственности в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Примечания
1 Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. №1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 1997. №52. Ст.5909; 2002. №2. Ст.170.
2 «Об охране окружающей среды»: Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. №2. Ст.133.
3 «Федеральная программа развития образования»: Федеральный закон РФ от 10.04.2000 г. // Собр. законодательства РФ. 2000. №16.Ст.1639.
4 Указ Президента РФ от 04.02.1994 г. «Об утверждении Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития» // Собр. актов, постановлений правительства. 1994. №6. Ст.436.
5 Закон РФ «Об образовании» от 10.06.1992 г. №3266-1(с изменениями и дополнениями) // Ведомости Совета народных депутатов. 1992. №30. Ст.1797.
6 Шобонов С.А.. Экологическое законодательство и проблема формирования экологического мышления // Вестн. Саратовской гос. акад. права. 2007. №6. С.47-50.
7 Суравегина И. Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1986.
8 Зверев И.Д.. Формирование ответственного отношения к природе // Педагогика. 1983. №12. С.12-19.
9 «Комплексная программа воспитания курсантов на период обучения в Саратовском военном институте внутренних войск МВД России». Утверждена приказом начальника военного института от 10.06.2007 г.
120
Научный отдел