a:
i
Ш
i О С
0
L
w Э 2
2S
1
о с
I
Ei
и о
m
U3
О
Ш -Q
X
-Q
£
H <
Г.И. Данилъченко,
кандидат педагогических наук, заведуюгцая кафедрой ППСОП ФАО «НЦПК «Эрлеу» ИПКПР по Костанайской области
Негиг'1 свздер: бЫм беру, экология, экологиялыц бтм беру, экологиялыц тэр-бие, табигатты цоргау птрлер, экологиялыц сипат-тагы цызмет.
Ключевые слова: образование, экология, экологическое образование, экологическое воспитание, природоохранительные убеждения, деятельность экологического характера.
Keywords: are education, ecology, ecological education, ecological education, eguard of natures persuasions, activity of ecological character.
— Вестник «Qp.fiey»-kst -
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ацдатпа
Бугшп кунде экологияльщ 01лшд1 мектеп оку шы л ары адам жэне табигаттьщ езара эрекеттесипнщ гылыми не-пздерш мецгеруге багытталган бшм берудщ 6ip элемент! ретшде карастыруга болады. Экологияльщ бшш беру жэне тэрбиенщ максаты - мектеп окушылардьщ барльщ кызметш-де коршаган ортага деген жауапкершшк карым-катынаста-ры калыптасуын камтамасыз ететш гылыми бшш, кезкарас жэне шмрлер жуйелерш жасау. Макал ада бастауыш мектеп окушылардьщ экологияльщ бшм жэне тэрбиесшщ кезец-flepi белгшенген, экологияльщ бшм жэне тэрбие бойынша бастауыш мектеп окушыларга арналган жумыстьщ кейбф формалары усынылады.
Аннотация
Сегодня экологическое образование можно рассматривать как один из элементов образования, направленный на овладение школьниками научными основами взаимодействия природы и человека. Цель экологического образования и воспитания- формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности. В статье отмечаются этапы экологического образования и воспитания младших школьников, предлагаются некоторые формы работы для младших школьников по экологическому образованию и воспитанию.
Annotation
Today ecological education can be examined as one of elements of education, sent to the capture by schoolchildren by scientific bases of cooperation of nature and man. Aim of ecological education and educations - forming of the system of scientific knowledge, looks and persuasions, providing becoming of responsible relation of schoolchildren to the environment in all types of their activity. The stages of ecological education and education of junior schoolchildren register in the article, some forms of work are offered for junior schoolchildren on ecological education and education.
Каждое новое десятилетие приносит человечеству все новые доказательства обострения противоречий во взаимодействии общества и природы. Причины этого нежелательного для нас процесса многочисленны. Воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширение знаний и навыков, необходимых для ее
Вестник «Орлеу»-!^
ш
охраны и улучшения, должны стать неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования, подготовки кадров. Важным звеном этой системы является экологическое образование учащихся.
Сегодня экологическое образование можно рассматривать как один из элементов образования, направленный на овладение школьниками научными основами взаимодействия природы и человека. Современные ученые- педагоги целью экологического образования и воспитания определяют «формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности» [1, с.20]
Цели экологического образования характеризуются категориями, свойственными личности: «поведение», «отношение», «ответственность». Не случайно, что итогом работы по экологическому воспитанию и образованию школьников большинство педагогов считают формирование высокой культуры поведения человека в природе, гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и защиту природной среды. Большинство ученых считает, что результатом экологического образования и воспитания является формирование определенного уровня моральной ответственности за состояние природной среды, экологических убеждений, выработке правильного отношения к природе, которое проявляется в поступках личности. Е.М. Кудрявцева, рассматривая психологическую природу экологических убеждений, подчеркивает необходимость осуществления системного подхода. В структуре природоохранительных убеждений она выделяет три основных компонента, и в каждом из которых вычленяет ряд элементов:
1. Интеллектуальный компонент: экологические знания, которые лежат в основе убеждений; владение интеллектуальными умениями; владение приемами причинного мышления.
2. Личностный компонент: мотивация, отношения и оценки, постановка целей в природоохранительной деятельности и причинное их обоснование, моральная нравственность, уверенность в необходимости охраны природы и вера в то, что человечество осознает эту необходимость.
3. Внутренняя готовность: желание, намерение, потребность, субъекта действовать в соответствии с имеющимися у него знаниями, готовность реализовать свои позиции в реальные дела, реальную деятельность [3, с.59-61].
Связь элементов, на которую опирается Кудрявцева E.H., утверждая системный подход в работе педагога, можно проследить на примере связи приемов причинного мышления с системой уровневых экологических заданий.
Знания о необходимости охраны природы только тогда будут действенными, когда ребенок сможет устанавливать причину изменений в природе и прогнозировать последствия деятельности человека (как отрицательные, так и положительные). В процессе формирования экологического сознания следует активизировать не только имеющиеся у школьников знания, но и впечатления, эмоциональные переживания, эстетические оценки и суждения, действия творческого характера. Учитывая, что для младших школьников характерна особая эмоциональность, восприятие красоты природы необходимо органично связывать с нравственным воспитанием ребенка. Если ребенок умеет видеть красивое в природе, умеет и готов что-то сделать своими руками для сохранения этой красоты, вряд ли он будет способен после этого на безнравственное поведение в природе.
Прежде всего, надо у школьника развивать отзывчивость к красоте природы как первый этап педагогического воздействия на воспитуемого. Эстетическое восприятие природы уже рождает осознание нравственного, гражданского долга беречь эту красоту. Важной задачей педагога является не только обогащение эстетических
ш
I
О С о
I—
W
В
н
I
о с
и о
m
из О
й -а X
Н
ьс <С
Вестник «öp.fiey»-kst
i
ш
i О
с
0
I—
W
в 2
Ei
1
о с
X
Ei
о о
m
из О
Ё
ш
-Q
X
-Q
Н <
чувств, но и развитие нравственно-этической стороны человеческих отношений к природе, стремление приумножать ее красоты. Нередко отношения школьника к природе, его поведение в природной среде зависит от того, контролируются его действия или остаются бесконтрольными, т.е. целиком зависят от его совести, его сознания. Очень важно при определении критериев отношения к природе, устанавливать какими мотивами ребенок руководствуется в каждой отдельной ситуации. Так для учащихся младшего школьного возраста мотивы могут быть сформулированы в виде доступных тезисов - «полезно для здоровья», «красиво», «жалко», «помочь природе» и т.д. Поэтому проблема воспитания бережного отношения к природе в процессе преподавания Познания мира все более привлекает внимание учителей начальных классов и ученых - методистов. В чем сущность экологического просвещения младших школьников? Какие экологические понятия доступны для восприятия младшего школьника? К каким видам экологической деятельности можно привлекать младших школьников? На каких уроках и внеклассных формах работы возможна эта деятельность? Использование, каких методов может дать наибольший педагогический эффект? Эти и другие вопросы постоянно встают перед учителями.
Богатый материал по теории и практике воспитания у школьников ответственного отношения к природе, о воздействии природы на личность ученика был собран многими учеными - педагогами: И.Д.Зверевым, А.Н. Захлебным, И.Т. Суравегиной, И.Н. Пономаревой и др. [1,5,6]
Экологическое воспитание школьников проходит через ряд этапов и его содержание усложняется по мере взросления и развития ребенка. Значит, и деятельность педагогов по успешному экологическому воспитанию учащихся начальных классов зависит от того, насколько эффективна эта работа проводилась с детьми дошкольного возраста - в семье, детском саду, какой
нравственный, эстетическии и экологический опыт они накопили.
Первый этап может включать в себя развитие умений посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким необычным явлениям природы (закат солнца, осенние пейзажи, радуга и т.д.) Огромную роль в этом процессе играет не только беседа учителя с детьми, но и произведения устного народного творчества, литературы, музыки, живописи. Ближе и дороже станет ребятам родная природа, если прямо в лесу, на речке, на лугу во время экскурсии предложить детям прочитать пейзажную лирику A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.Сейфулина, послушать песни на слова этих поэтов. Произведения искусства нельзя рассматривать только как иллюстративный материал к картинкам и «настроению» природы, они призваны формировать экологическую культуру ребенка.
Второй этап экологического воспитания ребенка предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна формироваться, как деятельное чувство. В ходе экскурсии под руководством учителя ребята могут собрать материалы для будущих альбомов и экспозиций (фотографии, рисунки, гербарные экземпляры растений, зарисовки о природе, семена растений).
Третий этап экологического воспитания должен быть направлен на формирование умений природоведческого характера: умение решать хозяйственно - экономические задачи без ущерба для окружающей среды, умение правильно ухаживать за природными богатствами, умение сохранять красоту природы и приумножать природные богатства. Большое значение для экологического воспитания младших школьников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы (посад-
Вестник «Орлеу»-!^
Ш)
ка и охрана леса, озер, мест обитания редких видов растений и животных и т.п.). Вместе с тем необходимо обращать внимание и на отрицательные факты воздействия человека на природу, экологические трудности в данном регионе (высокую загрязненность воздуха от автомобильного транспорта, загрязненность вод, заселенность почв).
Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной среды, заботе о сохранении красоты родной земли.
Показателем бережного отношения к окружающим природным объектам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. В процессе ухода за растениями и животными дети постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растительного и животного мира от труда человека. Труд, направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистка территории и др.), становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Младших школьников можно привлекать к общественной деятельности экологического характера - выращивание и уход за растениями школьного кабинета, сбор корма для зимующих птиц, их подкормку, изготовление кормушек, искусственных гнездовий для птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений и т.п.)
Одним из существенных слагаемых воспитания экологической культуры является игра. Игра - не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, одно из серьезных средств педагогического воздействия на ребят. Но игра не самоцель, не должна она быть и единственным средством воспитания.
Игры, конкурсы, состязания, викторины, турниры, являясь увлекательными, требуют от участников эрудиции, творчества, изобретательности, умения ориенти-
роваться в определенных условиях. Биологические турниры и конкурсы, массовые игры являются одним их средств вовлечения ребят в натуралистическую работу [2,4].
Большое значение в экологическом воспитании младших школьников имеет знакомство учащихся с народным фольклором, с народными приметами.
Уже в начальной школе изучаются народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки. В фольклоре выработалась определенная традиция по отношению к образам природы, отражающая единство человека и природы.
Педагогически целесообразное сочетание разных форм работы и средств экологического образования будет пробуждать у школьников чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления как неповторимой ценности и тем самым будет содействовать сохранению природной среды.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования.-М., 1980 г.С.20
2. Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе ,-М.: ЦГЛ, 2003 -56 с.
3. Кудрявцева, Е.М. Психологический аспект экологического образования и воспитания. В кн. проблемы экологического образования и воспитания в средней школе,-Таллин, 1980ч.1 -С.59-61
4. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми -М.ЦГЛ, 2003, -127 с.
5. Пономарева, И.Н. О реализации экологического образования в современных условиях // Экология и культура.- Красноярск: КГПИ, 1991-87
6. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Сураве-гиной.-М. 1983,- 192 с.
I
ш
I
О С о
и М
В
н
I
о с
и о
т
из О
Н -а X
Н
ьс <С