УДК 349.6
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
© Александр Вячеславович ЗАХАРОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой истории государства и права, e-mail: zawtmb@yandex.ru
Статья посвящена исследованию роли экологического образования и экологического воспитания в борьбе с современными глобальными экологическими вызовами человечеству. Автор анализирует взаимосвязь таких понятий как экологическое обучение, экологическое просвещение, экологическое воспитание, экологическое образование, обозначает их значение для преодоления указанных вызовов человечеству.
Ключевые слова: современные глобальные экологические вызовы человечеству; экологическое образование; экологическое обучение; экологическое воспитание; экологическое просвещение; экологическая культура.
Современное российское общество характеризуется низким уровнем экологической культуры. Показательным является слабое знание гражданами Конституции РФ, экологического законодательства, неумение реализовывать свои экологические права и исполнять экологические обязанности, что вызвано отрывом теоретических конструкций экологической науки и права от объективных потребностей реальных общественных отношений и составляет первопричину недостаточного внимания к проблемам окружающей среды.
Уровень экологической культуры напрямую зависит от образованности нации. Реализация конституционного права на благоприятную окружающую среду и конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности, как важнейшей государственной задачи, требует высокой экологической культуры граждан, достигаемой в процессе непрерывного экологического образования, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Экологическое образование можно рассматривать в качестве универсального средства формирования экологической культуры и повышения его уровня.
Причины необходимости развития экологического образования в современной России, на наш взгляд, следующие: кризисное состояние окружающей среды; низкий уро-
вень экологической культуры населения; отсутствие специалистов-экологов; ведомственный подход в осуществлении экологической политики в советский период (предпочтение было отдано решению краткосрочных социально-экономических проблем); недостаточность финансирования природоохранной деятельности; рост экологических преступлений; превалирование экономических интересов над экологическими; долгое господство концепции потребительского отношения к природе в политике российского государства; исчерпаемость природных ресурсов; возникновение и распространение современных глобальных экологических вызовов человечеству.
В учебной и научной литературе под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности [1, с. 232].
На наш взгляд, более правильным и полным будет все же определение понятия экологического образования, производное от общего понятия образования, закрепленного в Законе «Об образовании», с некоторыми его интерпритациями. В этом случае под экологическим образованием следует понимать целенаправленный процесс воспитания, обу-
чения и просвещения в интересах человека, общества, государства и окружающей среды, направленный на формирование экологоправового мышления, экологических знаний, умений и навыков и сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Н.Д. Вершило справедливо отмечает, что необходимо различать экологическое образование и экологизацию системы образования, несмотря на их взаимосвязь: «Экологическое образование - это есть непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня. Оно определяет, в частности, процесс подготовки специали-стов-экологов, но не сводится к этому. Экологизация системы образования - это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, подходов в другие дисциплины, а также подготовки экологически грамотных специалистов различного профиля» [2, с. 218].
Применительно к проблеме противодействия современным глобальным экологическим вызовам человечеству представляется важным как развитие экологического образования, так и экологизация системы образования, что позволяет обеспечить определенный уровень экологической культуры и правомерность поведения субъектов экологических отношений, а также повышает экологоправовую активность граждан, позволяющую им реализовывать и защищать свои экологические права (в первую очередь право на благоприятную окружающую среду).
Экологическое воспитание предполагает процесс выработки экологического сознания, поведения и развития их познавательных и творческих способностей и дарований.
Мы предлагаем под экологическим воспитанием понимать целенаправленное, систематическое и идеологическое воздействие социальных институтов на экологическое сознание личности, систему его экологических позиций, установок и ценностных ориентаций.
Экологическое воспитание является составным элементом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности появляются более действенные способы и формы осуществления этой функции, все более обо-
сабливается и специализируется экологическое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов, должностных лиц, а также органов местного самоуправления и общества в целом.
Таким образом, экологическое воспитание в широком значении предполагает формирование нового человека с развитыми экологическим сознанием и экологической культурой, способного жить в гармонии с окружающей средой, ощущающего себя составной частью окружающей среды, осознающего себя биологическим видом, жизнь и здоровье которого напрямую зависят от состояния среды его существования. Такое понимание экологического воспитания предполагает его различные формы. Формы экологического воспитания - это конкретные способы организации воспитательного процесса. Они выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты экологического воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять экологические принципы и нормы. К таким формам в научной литературе относят: экологическое обучение; экологическую
пропаганду; самовоспитание; практическую деятельность (природоохранная, юридическая и иная); эколого-правовое воспитание правонарушителей правоприменительными и правоохранительными органами (правовоспитательная деятельность суда, природоохранной прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т. д.); иные формы.
Задачей применения всех указанных средств является обеспечение экологической информированности, предполагающее передачу, восприятие, преобразование и использование экологической информации.
Экологическое обучение представляет собой руководство процессом овладения обучаемым системой экологических научных знаний, экологических умений и навыков и формирование экологических взглядов и поведения.
В соответствии с п. 1 ст. 74 ФЗ «Об охране окружающей среды», под экологическим просвещением понимается деятельность, направленная на распространение экологических знаний, а также информации
о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности [3].
В юридической литературе отмечается, что воспитание, обучение и просвещение находятся между собой в тесной взаимосвязи, при этом обучение и просвещение рассматриваются в качестве форм воспитания (В.Л. Кулапов, А.В. Малько). Законодатель, используя формулировки «воспитание и образование», «образование, воспитание и просвещение», «образование и просветительская деятельность», тем самым обособляет каждый из этих процессов, рассматривая их самостоятельными, но тесно связанными друг с другом. В педагогической литературе образование включает в себя обучение (в т. ч. и просвещение) и воспитание.
Учитывая, что экологическое воспитание может использоваться в двух значениях, восприятие экологического воспитания в широком значении скорее подменяет понятие экологического образования. Ведь именно экологическое образование рассматривается в качестве меры, способствующей формированию нового человека, наделенного определенной системой экологических научных знаний, умений, навыков, сформированным экологическим сознанием и должным поведением. Достижение данной цели в итоге способствует изменению существующего положения и стабилизации экологической обстановки в России, в связи с чем экологическое образование активно исследуется в современной науке (С.В. Алексеев, М.М. Брин-чук, И.Д. Зверев, Г.И. Карпова, З.А. Кириллова, И.Т. Суравегина и др.).
Таким образом, экологическое образование, по нашему мнению, должно включать в себя экологическое обучение, экологическое воспитание (при этом оно соответствует понятию в узком значении) и экологическое просвещение, которые находятся между собой в тесной взаимосвязи. При этом экологическое просвещение должно отграничиваться от экологического обучения, рассматриваться в качестве самостоятельного средства формирования экологической культуры ввиду его важности, значимости для формирования экологической культуры и с учетом сферы действия.
Основное значение экологического образования в рамках исследуемой нами проблемы борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству заключается в следующем:
1. В формировании правомерного поведения субъектов.
А. Способствует накоплению знаний и формированию навыков охраны окружающей среды, бережного отношения к природным ресурсам и их рационального использования как основы правомерного поведения.
Экологическое образование состоит в передаче, накоплении и усвоении экологических знаний, а также в формировании соответствующего отношения к окружающей среде и практике взаимоотношения с ней, умении реализовывать свои экологические права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Оно направлено на формирование нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению к окружающей среде, а также получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в процессе осуществления экологически грамотной деятельности.
Б. Формирует ценностные ориентации и поведенческие нормы субъектов экологических отношений, соответствующих правовой модели.
Гражданская позиция должна основываться прежде всего на эколого-правовых нормах, принятых в данном государстве, и на общечеловеческих достижениях, закрепляемых с помощью международно-правовых норм. Заметим, что важность именно правового регулирования экологического образования неоднократно отмечалась в научной литературе [4]. Следовательно, одной из целей экологического образования является формирование эколого-правового сознания и эколого-правовой культуры граждан, а также воспитание правопослушного гражданина, знакомого с нормами экологического права, требованиями экологического законодательства и руководствующегося ими в своем поведении при взаимоотношении с окружающей средой.
В этой связи главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства [5, с. 6].
Правовой основой экологического образования являются Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», ФЗ РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Указ Президента РФ от
1 апреля 1996 г. № 440 «О переходе к концепции устойчивого развития», Экологическая доктрина Российской Федерации, Национальная доктрина образования в Российской Федерации и др.
В. Обеспечивает формирование уровня экологической культуры и экологического сознания, необходимого для правомерности поведения субъектов, помогает преодолеть антропоцентризм в представлениях человека о взаимодействии с окружающей средой.
Целью экологического образования является формирование теоретической основы экологического сознания и экологической культуры, обеспечение необходимого уровня систематизации знаний об окружающей среде, развитие экологических интересов, чувств, экологического мышления, формирование научного экологического мировоззрения.
Осознание масштабов экологической опасности современных глобальных экологических вызовов человечеству, их возможных катастрофических последствий способствует тому, что в обществе вырабатывается понимание целостности человечества, формируется новый способ мышления, усиливается тенденция экологизации различных форм общественного сознания. Поэтому необходимо в первую очередь совершенствовать экологическое образование в России [6].
2. Обеспечивает подготовку специали-стов-экологов, способных решать экологические проблемы и бороться с современными глобальными экологическими вызовами человечеству.
В ходе экологического обучения осуществляется подготовка специалистов, способных эффективно работать в современном мире. При этом внимание уделяется как общей подготовке специалистов с определенным уровнем экологических знаний, так и подготовке специалистов в определенной сфере деятельности, способной оказать воздействие на состояние окружающей среды.
Таким образом, экологическое образование включает в себя экологическое обучение, экологическое воспитание и экологическое
просвещение. Экологическое образование призвано: воспитывать членов общества, понимающих взаимосвязь человека и окружающей среды, осознающих необходимость сохранения как регионального, так и глобального экологического равновесия, представлять информацию (полную, достоверную, своевременную) о состоянии окружающей среды, что дает возможность обществу принимать оптимальные решения по ее использованию; обеспечивать распространение знаний, формирование умений и навыков, необходимых человеку для решения экологических проблем, предотвращения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству; привлекать всех членов общества к природоохранной деятельности, формировать у них экологическое сознание и чувство причастности к выполнению данных задач и ответственности каждого за существование всего человечества. Экологическое образование ориентирует на то, что, принимая любое решение в области окружающей среды, необходимо стремиться к равновесию между необходимостью удовлетворять современные потребности и возможными последствиями реализации данного решения в будущем.
1. Экологическое право / под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2003.
2. Вершило Н.Д. Правовые аспекты охраны окружающей среды и экологического образования // Вестник СГ АП. 2005. № 1.
3. Об охране окружающей среды: федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
4. Карпов А.С. Концепция правового регулирования экологического образования // На пути к устойчивому развитию России. Экология и культура: бюллетень Центра экологической политики России / ЦЭП России. М., 2007. № 38. С. 9-13.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.
6. Ефремов К. Теория и практика экологизации образования // Народное образование. 2005. № 8.
Поступила в редакцию 10.08.2011 г.
UDC 349.6
ECOLOGICAL FORMATION AND ECOLOGICAL EDUCATION IN CONTEXT OF OVERCOMING OF MODERN GLOBAL ECOLOGICAL CALLS TO MANKIND
Aleksander Vyacheslavovich ZAKHAROV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor, Head of History of State and Law Department, e-mail: zawtmb@yandex.ru
Article is devoted to research of a role of ecological formation and ecological education in struggle against modern global ecological calls to mankind. The author analyzes interrelation of such concepts as ecological training, ecological education, ecological education, ecological formation, designates their value for overcoming of the specified calls to mankind.
Key words: modern global ecological calls to mankind; ecological formation; ecological training; ecological education; ecological education; ecological culture.