Научная статья на тему 'Эколого-правовая политика как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству'

Эколого-правовая политика как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
431
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРАВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / ECOLOGY-LEGAL POLICY / MODERN GLOBAL ECOLOGICAL CALLS / PROTECTION OF THE ENVIRONMENT / CONCEPT OF A LEGAL POLICY / RIGHT / ECOLOGICAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров А. В.

Статья посвящена исследованию роли эколого-правовой политики в борьбе с современными глобальными экологическими вызовами человечеству. Автор рассматривает современные глобальные экологические вызовы как фактор формирования эколого-правовой политики, которая включает ряд направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Захаров А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental-law policy as a means of prevention and eliminate the modern global environmental challenges to humanity

Article is devoted research of a role of an ecology-legal policy in struggle against modern global ecological calls to mankind. The author examines the modern global environmental challenges as a factor in the formation of ecology-legal policy, which includes a number of the directions which realisation allows to warn occurrence and distribution new, and also to eliminate already existing calls

Текст научной работы на тему «Эколого-правовая политика как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству»

правовая политика

А. В. Захаров*

эколого-правовая политика как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству

Ключевые слова: эколого-правовая политика, современные глобальные экологические вызовы, охрана окружающей среды, право, экологическая политика, концепция правовой политики.

Аннотация: Статья посвящена исследованию роли эколого-правовой политики в борьбе с современными глобальными экологическими вызовами человечеству. Автор рассматривает современные глобальные экологические вызовы как фактор формирования эколого-правовой политики, которая включает ряд направлений.

Key words: ecology-legal policy, modern global ecological calls, protection of the environment, right, ecological policy, concept of a legal policy.

Summary: Article is devoted research of a role of an ecology-legal policy in struggle against modern global ecological calls to mankind. The author examines the modern global environmental challenges as a factor in the formation of ecology-legal policy, which includes a number of the directions which realisation allows to warn occurrence and distribution new, and also to eliminate already existing calls.

Современное развитие характеризуется появлением и распространением таких негативных явлений, как современные глобальные экологические вызовы человечеству (далее - СГЭВЧ), под которыми мы предлагаем понимать явления, общепланетарного характера, показывающие критическое состояние окружающей среды, вызванные антропогенными при-

* Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой истории государства и права Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. E-mail: zawtmb@ yandex.ru

чинами и ставящие под угрозу существование человеческой цивилизации, устранение которых возможно путем объединения усилий всего мирового сообщества. К таким вызовам мы предлагаем относить экологическую войну, экологический кризис, экоцид, экологический терроризм, глобальное потепление и ряд других явлений современного мира.

Роль права в борьбе с СГЭВЧ важна и неоспорима. Однако, сегодня мы вынуждены констатировать, что стремление права проникнуть в политику, впрочем как и политики в право, вызывает появления новых явлений (например правовой политики), которые можно так же использовать в борьбе с СГЭВЧ. Бесспорно, право является одним из самых политизированных явлений. По мнению А.И. Экимова, «на каждом шагу подтверждается мысль о том, что закон есть мера политическая, есть политика».1 В этом контексте В. Н. Лопатин на примере информационной безопасности России удачно показал, что «плохо, когда политика остается вне права, а право без политики».2 Аналогична позиция и других ученых.3

В современных условиях, когда возникают и развиваются СГЭВЧ, обостряются экологические проблемы, реально наблюдается повышение активности террористических организаций и можно прогнозировать масштабное использование ими в борьбе с государством и в целом с обществом новых пространственных сфер - мирового океана, воздушной среды, а в последующем и космоса, важно исследование не просто правовой политики, а одной из ее разновидностей - эколого-правовой политики.

Проблемы эколого-правовой политики не получили широкого исследования в отечественной юридической литературе, но попытки подобного исследования все же предпринимались.4

Согласимся с утверждением Г. В. Косова, что экологический кризис

1 ЭкимовА. И. Политические интересы и юридическая наука // Государство и право. 1994. № 12. С. 9.

2 Лопатин В. Н. Политика и право при обеспечении информационнопсихологической безопасности // Право и политика. 2000. № 10. С. 87.

3 См.: Козлихин И. Ю. Право и политика. СПб., 1996; Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. М., 1994; Политика. Власть. Право. СПб., 1996; Рахимов Р. А., Хабибулин А. Г. Политическая власть и право: проблемы семиотического анализа // Правоведение. 2000. № 2. С. 52 - 59.

4 См. например: Минеева В. И. Правовая политика российского государства в области экологии: проблемы реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2005; Литус В. Г. Общая характеристика правовой политики российского государства в экологической сфере // Современные вопросы государства и права и юридического образования: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Тамбов, 2005. С. 320 - 324.

(а, по нашему убеждению, так можно говорить в отношении всех СГЭВЧ) является катализатором социальной (политической) активности людей. Например, эта активность может быть связана со стремлением общества найти из него выход, а проявляется она в инициировании процесса трансформации политического режима, политической системы вообще. Согласимся и с Л. А. Морозовой, отмечающей его влияние экологического фактора на функции государства: «Каждое государство обязано обеспечить защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической обстановке. При этом экология в условиях научно-технического прогресса приобретает, по существу, планетарное значение, поскольку речь идет о выживании человечества и цивилизации в целом».5

Начиная с середины XX в., происходит политизация экологических проблем и экологизация политических процессов, можно говорить о таком глобальном явлении, как экологизация политической сферы. В основе последнего лежат, с одной стороны, экологические потребности и интересы, а с другой - увеличение потребностей, связанных с эволюцией понятия «качество жизни». Не случайно в проекте «Концепции правовой политики в Российской Федерации» подобное влияние отразилось на формулировании стратегических целей и наиболее актуальных задач (приоритетов) в области правовой политики, которые вытекают из объективных интересов и потребностей личности, общества и государства, сформировавшихся на современном переходном этапе развития. Интересы и потребности личности заключаются в наиболее полной практической реализации ее конституционных прав и свобод (в том числе и права граждан на благоприятную окружающую среду), в обеспечении личной безопасности, в оздоровлении и охране окружающей среды, в минимизации всех форм преступности (в нашем случае экологических преступлений) и предотвращении криминализации общественных отношений, в профилактике чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.6

Таким образом, можно говорить о том, что в современных условиях, в ситуации общего кризиса индустриальной цивилизации, распространения СГЭВЧ, экологический фактор становится политикообразующим, это позволяет рассматривать охрану окружающей среды как политическую

5 Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. М., 2002. С. 99.

6 Матузов Н. И., Малько А. В., Шундиков К. В. Правовая политика современной России: предлагаем проект концепции для обсуждения // Правовая политика и жизнь. 2004. № 1. С. 3.

проблему. А раз это так, то появляется необходимость комплексного исследования вопросов эколого-правовой политики.

По нашему мнению, эколого-правовая политика представляет собой научно обоснованную, последовательную и системную деятельность уполномоченных субъектов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как сохранение окружающей среды и природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны, гарантированность экологических прав граждан, укрепление законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой и экологической культуры граждан, правовой жизни общества и личности в гармонии с окружающей средой.

Эколого-правовая политика с одной стороны, является фактором формирования эколого-правовой политики, а с другой сама она включает ряд направлений, реализация которых позволяет предупредить возникновение и распространение новых, а также устранить уже существующие вызовы. Исследуем подробнее оба аспекта проблемы. Рассмотрение СГЭВЧ в качестве фактора формирования эколого-правовой политики обусловлено рядом обстоятельств:

1) Необходимостью отражения в ней безопасности личности (в нашем случае - экологической). Так, проект «Концепции правовой политики в Российской Федерации» одной из стратегических, перспективных целей правовой политики в Российской Федерации выделяет безопасность личности, общества и государства;7

2) В современных условиях личность должна обладать комплексом качеств, которые бы позволяли ей эффективно осуществлять охрану окружающей среды и природопользование. Эколого-правовая политика представляет собой реальное средство формирования и развития юридических свойств личности. Она способна создавать условия для гармоничного и систематического трансформирования организационных, педагогических, психологических, юридических возможностей государства и общества в

индивидуальные. Роль и значение юридических качеств субъекта экологоправовых отношений не может быть преувеличена, так как взаимоотношения человека и окружающей среды во многом зависят от человека.

Для повышения эффективности экологического права, обеспечения благоприятности окружающей среды, устранения экологической опасности в виде СГЭВЧ необходимо формирование и развитие юридических качеств личности. Эколого-правовая политика призвана сформировать устойчиво положительное отношение личности к экологическому праву, к исполнению требований, закрепляемых экологическим законодательством;

3) Необходимость обеспечения благоприятности окружающей среды и устранения СГЭВЧ обусловливает перспективы развития экологоправовой политики, пути ее развития и совершенствования.

В исследовании взаимоотношений человека и окружающей среды можно проследить различные концептуальные подходы. Ныне, приоритет отдается принципу устойчивого развития. Это предполагает сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений лю-дей.8 Достижение этой цели позволит устранить не только причины и условия СГЭВЧ, но и сами их вызовы. Более того, решение экологических проблем, устранение СГЭВЧ и обеспечение благоприятной окружающей среды невозможно обеспечить в рамках отдельно взятого государства. СГЭВЧ носят межгосударственный характер (экологический терроризм, экоцид, экологическая война и т. п.). Кроме того, отметим, ряд объектов окружающей среды невозможно использовать и охранять силами одного государства (мировой океан, Антарктида, атмосферный воздух), а исчерпаемость некоторых видов природных ресурсов влияет на мировое производство. В этом мы согласны с Е. В. Скурко, считающим, что вопросы, решаемые на национальном уровне, существенно ограничиваются не только ресурсами и развитием каждой конкретной страны, но и глобальными правилами и

^ 9

политикой.9

Перечисленные основания, безусловно, влияют на определение на-

8 Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 15. Ст. 1572.

9 СкуркоЕ. В. Правовая политика России в условиях глобализации и международной экономической интеграции // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 1. С. 21.

правлений развития эколого-правовой политики по борьбе с СГЭВЧ. Тем самым эколого-правовую политику можно рассматривать в качестве средства борьбы с СГЭВЧ, так как она включает направления прямо и косвенно ориентированные на предупреждение возникновения, распространения, а также ликвидацию данных вызовов. С учетом сказанного, считаем необходимым в качестве основных направлений эколого-правовой политики по борьбе с СГЭВЧ выделить следующие:

1. Создание правового механизма обеспечения благоприятности окружающей среды, при этом благоприятность воспринимается как состояние окружающей среды исключающее СГЭВЧ. Не случайно проект «Концепции правовой политики в Российской Федерации» в качестве одной из стратегических, перспективных целей провозглашает экологическое благо-получие.10 В связи с этим центральной идеей эколого-правовой политики должно стать положение о благоприятности окружающей среды, достижение которой, по нашему мнению, возможно в результате эффективного функционирования механизма обеспечения исполнения требований экологического законодательства и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству. Акцент, как мы считаем, должен быть смещен на создание правового механизма гарантированности одного из основных экологических прав граждан - права на благоприятную окружающую среду. Достижение благоприятной окружающей среды невозможно в условиях существования современных глобальных экологических вызовов человечеству, ввиду их абсолютной несовместимости.

Таким образом, если прямой целью эколого-правовой политики является создание правового механизма обеспечения благоприятности окружающей среды, необходимым условием достижения этого (или косвенной целью) будет устранение СГЭВЧ.

2. Предупреждение и устранение СГЭВЧ в рамках обеспечения экологической безопасности. Любая политика государства (в том числе и эколого-правовая) зависит от широкого спектра ценностей. Среди них особо следует выделить безопасность, определяемую как отсутствие угрозы жизни. К. Дейч определяет безопасность как защищенность, обеспечение сохранности основных жизненных ценностей. Безопасность - ключевой фактор в системе ценностей. Без нее теряется всякий смысл и в свободе, и

в благосостоянии.

3. Совершенствование экологического законодательства и практики его применения как способ устранения причин, условий и факторов, способствующих возникновению (распространению) СГЭВЧ.

Процесс модернизации законодательства чаще всего идет по пути количественного накопления нормативного материала, а также копирования «лучших образцов» западной юридической традиции без должного обоснования необходимости нововведений. Безусловное принятие Россией примата «общепризнанных» принципов и норм международного права позволяло ряду стран оказывать через международно-правовые механизмы влияние на нашу правовую политику, что во многом нивелирует национальные интересы России. Между тем, наличие в правовой системе страны нецелесообразных юридических инструментов и механизмов, не содействующих решению актуальных социально-политических проблем, выступает фактором, препятствующим эффективной правовой политике, представляет собой, по сути, правовую угрозу для прогресса общества.

Рассматривая данный аспект применительно к современным глобальным экологическим вызовам человечеству, необходимо заметить, что отставание регионального правотворчества от федерального (как, впрочем, и наоборот), пробельность правового регулирования определенных отношений по использованию природных объектов, коллизионность норм экологического законодательства могут явиться причинами и условиями возникновения (распространения) современных глобальных экологических вызовов человечеству.

4. Борьба с экологической преступностью и антикоррупционная политика может рассматриваться в качестве меры борьбы с СГЭВЧ. Стратегической, перспективной целью правовой политики в Российской Федерации обозначена минимизация преступности и коррупции,11 вследствие чего борьба с экологической преступностью и коррупцией должна рассматриваться в качестве приоритетного направления эколого-правовой политики.

Учитывая, что экологическая преступность и коррупционная деятельность могут явиться причиной либо выступить и условия возникновения СГЭВЧ, а также тот, что некоторые из вызовов (экоцид, экологический терроризм) сами являются вызовами, борьба с преступностью и корруп-

цией может рассматриваться в качестве меры борьбы с исследуемыми вызовами. В Проекте «Концепции правовой политики в Российской Федерации» сегодня предусматривается такая мера, как разработка и введение в действие комплексной программы правовой политики в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, разработка правовых и организационных механизмов ее реализации.12 Снижение уровня экологической преступности и коррупции в экологической сфере будет способствовать устранению как самих СГЭВЧ (например, экоцид, экологический терроризм, экологическая война), так и причин и условий возникновения (распространения) вызовов (экологический кризис, разрушение озонового слоя).

5. Повышение эколого-правовой культуры граждан и формирование нового типа личности. Стратегической, перспективной целью правовой политики в Российской Федерации в проекте Концепции правовой политики Российской Федерации закреплена цель формирования развитого правосознания и правовой культуры российских граждан и государственных служащих.13

Следует согласиться с авторами, подчеркивающих, что от того, сумеет ли человек стать экологическим существом или не сумеет, зависит, быть ему на Земле или нет.14 Таким образом, одной из возможностей избежать их возникновения (распространения) и исчезновения является экологизация личности, ее сознания. Не случайно Н. Ш. Блягоз отмечает, что «становление человека как экологически культурной, а значит, сознательной (разумной) и ответственной за сохранение жизни на земле личности через экологизацию его сознания и становление целостности является не чем-то желательным, а строго обязательным требованием жизни, целью общества».15

В Проекте «Концепции правовой политики в Российской Федерации» названы такие меры, влияющие на формирование эколого-правовой культуры личности, как:

- разработка и введение в действие информационных образова-

12 Там же. С. 14.

13 Матузов Н. И., Малько А. В., Шундиков К. В. Правовая политика современной России . С. 3.

14 Блягоз Н. Ш. Становление целостной личности с развитым экологическим сознанием // Человек и образование. 2008. №4. С. 7; Гирусов Э. В. Основы социальной экологии: Учебное пособие. М., 1998. С. 17.

15 Блягоз Н. Ш. Становление целостной личности. С. 7.

тельных программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения, направленных на разъяснение смысла юридической стратегии и тактики для широких слоев населения, на формирование позитивного восприятия правовых и экологических ценностей и мотивации к сознательному правомерному поведению;

- усиление роли правовой науки в разработке концептуальных основ правовой политики; организация на базе специальных вузов и научных учреждений исследовательских работ, связанных с мониторингом тенденций современной правовой жизни и формированием эффективной юридической стратегии развития государства в целом и отдельных регионов;

- закрепление за крупнейшими правовыми ВУЗами субъектов РФ следует юридически статуса региональных центров правовой экспертизы, которые осуществляя ли бы обязательную правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов;

- включение в учебные планы образовательных учреждений юридического профиля специальных курсов по основам правовой политики государства;

- разработка и введение в действие комплексной программы, направленной на оздоровление культурно-нравственного состояния российского общества.

6. Формирование эколого-правовой активности личности. правовая активность является предметом пристального внимания в юридической ли-тературе.16 Действительно, очень многое зависит от активности людей, их инициативного поведения, в том числе и в экологической сфере. Человек, как часть природы, вступает в двоякие отношения с окружающей средой: с одном стороны, он является основным источником ее загрязнения в результате антропогенной деятельности, с другой - ее защитником, осуществляющим природоохранную деятельность.

Одной из причин ухудшения состояния окружающей среды является низкий уровень позитивной правовой активности личности и преобладание негативной, т. е. такого поведения личности, результатом которого является причинение вреда окружающей среде, интересам общества, го-

16 См.: Покровский И. Ф. О правовой активности личности и формировании ее правосознания // Вестник ЛГУ. Серия: Экономика, философия, право. 1971. № 17. Вып. 3; Кожевников С. Н. Социально-правовая активность личности // Советское государство и право. 1980. № 9. С. 20 - 27; Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987; Затонский В. А. Сильное государство и активная личность. Саратов, 2005.

сударства и личности. Таким образом, в условиях глобального экологического кризиса, распространения иных СГЭВЧ, развитие эколого-правовой активности является важным направлением эколого-правовой политики государства.

Правовая активность в целом служит одним из важных способов правовой жизни, а также объектом и критерием эффективности правовой политики. Как отмечает В. А. Затонский, правовая активность личности -это интенсивная деятельность личности в сфере права, одна из форм юридического бытия личности, специфическая форма жизнедеятельности, которая неизбежно включает и теневой, негативный сектор.17

С содержательной стороны эколого-правовая активность личности может указывать на характер отношения субъектов экологического права к действующим в обществе юридическим институтам и нормам. В этом и состоит главное ее проявление как способа правовой жизни личности. Этим обусловлена ее способность выступать в качестве показателя результативности эколого-правовой политики. Главным предназначением правовой политики является расширение легальной, позитивной части правовой активности и сокращение негативной. Она должна иметь четкую стратегию и тактику, рассчитанную на развитие позитивной юридической жизни, цели и средства ее реализации.

Кроме того, она должна включать комплекс мер, направленных на стимулирование инициативного поведение личности в сфере природоохранной деятельности. Развитие правовой инициативы позволит расширить границы участия личности в природоохранной деятельности, обеспечить реальное участие граждан в принятии управленческих экологических решений.

Подводя итог, отметим, что СГЭВЧ оказывают существенное влияние на эколого-правовую политику. Однако, на современном этапе не может быть признана эффективной, в том числе в области противодействия СГЭВЧ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.