профессиональное становление и развитие личности
PROFESSIONAL GROwTH AND DEVELOPMENT OF A PERSON
УДК/uDC 378 Б. С. Воронин
B. Voronin
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДхОДы К ИЗУЧЕНИЮ СТУДЕНТАМИ ВУЗА ПРОБЛЕМы ВОСПИТАНИЯ
патриотично ориентированных школьников
METHODOLOGICAL APPROACHES
to students' study of the problem of upbringing
OF PATRIOTICALLY ORIENTED SCHOOLCHILDREN
Введение. В статье актуализируется проблема воспитания патриотично ориентированных школьников, возрождение патриотизма как актуальной задачи российского государства и системы образования. Цель статьи — обоснование широкой возможности для студентов вуза формирования ценностных ориентаций обучающихся в период прохождения педагогической практики.
Методология. Исследование проводится на основе теоретических методов: анализа философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, нормативных документов по проблеме исследования; понятийно-терминологического анализа; эмпирических методов: наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования.
Результаты заключаются в реализации методологических подходов к изучению воспитания патриотично ориентированных школьников на разных уровнях: философском (аксиологический подход), общенаучном (системный подход), конкретно-научном (компетентностный и деятельност-ный подходы). Выявляется смысл ключевых понятий исследования, определяются сущность и обоснованность применения каждого методологического подхода через предложенную систему принципов.
Заключение. Автором отмечается, какие аспекты необходимо включить в содержание исследования. Приводятся примеры теорий и концепций ученых, которые значимы для изучения процесса воспитания патриотично ориентированных школьников. Проектируются ключевые понятия исследования на основании теоретических и практических изысканий ученых. Раскрывается возможность реализации студентами предложенных основополагающих методологических подходов в познании и успешном исследовании проблемы воспитания патриотично ориентированных школьников.
Introduction. The article highlights the problem of upbringing of patriotically oriented schoolchildren, the revival of patriotism as an urgent task for the Russian state and its educational
system. The goal of this article is the justification of high potential possibilities for students in formation of value-based orientations during the period of practice at school.
Materials and Methods. The research is carried out on the basis of theoretical methods: analysis of the philosophical, psychological and pedagogical, educational and methodical literature, normative documents on the research problem, conceptual and terminological analysis; empirical methods: observation, conversation, questioning, testing.
Results. The realization of methodological approaches to the study of upbringing of patriotically oriented schoolchildren on different levels is actualized: philosophical (axiological approach), general scientific (system approach), specific and scientific (competence and activity approaches). The meaning of key concepts of research is revealed, the essence and validity of application of each methodological approach is determined through the proposed system of principles.
Conclusions. The author notes which aspects need to be included in the content of the study. The examples of theories and concepts of scientists that are significant for studying the process of education of patriotically oriented schoolchildren are given. The key concepts of research based on the theoretical and practical studies of scientists are created. The possibility of implementing the proposed fundamental methodological approaches in cognition by students, as well as in successful research of the problem of education of patriotically oriented schoolchildren is revealed.
Ключевые слова: методологический подход, ценность, патриотизм, личность, воспитание, компетентность, деятельность.
Keywords: methodological approach, value, patriotism, personality, upbringing, competence, activity.
Введение
Актуальность проблемы воспитания патриотично ориентированной молодежи детерминирована открытой русофобией, политическими и экономическими вызовами, фальсификацией фактов истории, героизацией преступников, нравственной дезориентацией общенациональных ценностей. Решение этой проблемы является одним из приоритетных для российского государства, общества, образования.
Эффективность развития государства зависит от подготовки патриотично настроенной молодежи, способной идейно и физически защитить интересы и границы своей страны, великую историю России, ее значимость в мире цивилизаций.
В условиях обучения в Кемеровском государственном университете студентам вуза предоставляется широкая возможность формирования ценностных ориентаций школьников в период прохождения практики в школе. Обучение на факультете истории и международных отношений позволяет актуализировать разработку методологических подходов к успешному изучению процесса воспитания патриотично ориентированных школьников, будущих защитников Отечества, патриотов своей страны.
Методология
С помощью анкетирования, беседы, наблюдения, методик: «Я и ценности моей жизни» (Е. Н. Степанов); «Шкала совестливости» (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский); «Оценка трудолюбия и работоспособности», «Патриот и патриотизм» (В. И. Андреев) — мы выявили на констатирующем этапе эксперимента тревожные тенденции российского общества. Отмечается нравственная дезориентация воспитанников социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних Кемеровской области: школьники затрудняются в осмыслении и значимости формирования ценностных ориентаций человека как гражданина и патриота своей страны — 39 %; не сформирована потребность оказывать помощь нуждающемуся — 37 %, отсутствует желание трудиться — 62 %, уважать старшее поколение — 39 %, конформность — 41 %, беспринципность — 40 %, безнравственность — 52 %, отсутствие интереса к культуре своей страны — 38 %, нежелание изучать историю Отечества — 36 %, низкий уровень патриотизма — 61 %, духовная опустошенность — 49 %, отчуждение от отечественной культуры — 47 %, недооценка значимости великой истории России — 42 %.
Эти негативные тенденции гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения актуализируют важность патриотического воспитания, что является реальной необходимо-
стью в условиях работы социально-реабилитационных центров. Ведь такая категория детей фактически остается вне воспитания, обделена в своих семьях самым элементарным уважительным отношением к ним, они сталкиваются с голодом, холодом, жестокостью взрослых и негативными сторонами нашего общества, практически не обладают чувством любви и гордости к своей Родине. Поэтому считаем, что именно на формировании чувства любви ближним, семье, окружающим, родной стране должна быть основана система гражданско-патриотического воспитания в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.
Результаты
Анализ исследования проблемы воспитания патриотично ориентированных школьников позволяет определить взаимосвязанные методологические подходы, уточнить их сущность к изучению этого сложного процесса. Среди множества трактовок, предложенных методологами (Б. С. Гершунский, С. И. Гессен, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. М. Новиков и др.), остановимся на определении понятия «методологический подход», которое И. В. Блауберг и Э. Г Юдин трактуют как ориентацию, понятие или принцип исследования при рассмотрении объекта изучения или стратегии исследования [1, с. 98].
Изучение студентами проблемы воспитания патриотично ориентированных школьников обусловило необходимость выбора методологической основы исследования на философском, общенаучном и конкретно-научном уровнях для достижения поставленной цели.
В нашем исследовании философский уровень методологии представляет аксиологический (ценностный) подход, который позволяет изучать как ценность школьника, осмысливающего себя человеком, значимым в истории своей страны, осознанно выбирающим ценность патриотизма, осознающим значимость воспитания патриотизма как общенациональной идеи, как ценностной ориентации и ценностного отношения к семье, окружающим, культуре, великой истории своей страны.
Ценность позволяет характеризовать социально-историческое значение явлений действительности, значимого для человека качества, направления, явления, поступка. Ценности также являются частью структуры личности, отражают личностную систему взглядов, идей, отношений, общественных норм, идеалов, правил, которые принимаются и усваиваются человеком с учетом его направленности, установок и воспитанности.
Понятие «ценность» в философии и социологии представлено объектами, явлениями, их свойствами, абстрактными идеями, которые воплощают общественные идеалы как эталоны должного. Философы утверждают, что ценности характеризуются высокой осознанностью, являются значимыми факторами социальной регуляции взаимоотношений и поведения людей в социуме, отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Л. И. Шестов и др.). В аспекте философского познания ценность указывает на человеческую, социальную и культурную значимость явлений и предметов деятельности [17, с. 401].
В нашем понимании в философии феномен «ценность»- это человек и его фундаментальная значимость, осмысление ценностного отношения к миру, великой истории своей страны, Отечеству, семье, окружающим, помощь школьнику в обретении смысла жизни для осознания значимости бытия в патриотично ориентированной деятельности на благо общества и государства. Ценностная ориентация — это направленность деятельности школьников на значимую для них ценность: ценность человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; любовь к семье, окружающим, Отечеству; уважение народа, героев войны и труда, культуры и духовных традиций; труд и творчество; социальная активность, нравственные ценности и ценностные отношения [3, с. 367].
Выступая в роли учителя истории, студент через содержание преподаваемого предмета передает знания основ культуры, формирует исторические нравственные ценности, воспитывает патриотическое самосознание школьников с опорой на российские традиции и ценности. Одной из таких важнейших духовно-нравственных ценностей гражданского общества является патриотизм. Вырастить достойных граждан своей страны, старшеклассников, хранящих нравственные исторические ценности старшего поколения, любящих свою семью, окружающих, Родину — это важная образовательная задача для понимания значимости своего бытия и предназначения [13, с. 21].
В трудах А. А. Бодалева, М. И. Кондакова, М. Б. Кусмарцева, В. К. Левашова, В. В. Рубцова понятие «патриотизм» трактуется как фундаментальная и национальная ценность, способная коррек-
тировать аксиосферу российского гражданина, воспитывать ценностное отношение к Отечеству, развивать интерес к истории России.
М. Б. Кусмарцев утверждает, что патриотизмом является любовь к своему народу, нежелание приносить зло другим народам. Академик Д. С. Лихачев полагает, что патриотизм является темой жизни человека, его творчества [Ю, с. 87].
В качестве национальной идеи в условиях глобализации образования В. К. Левашов трактует феномен «патриотизм» как систему отношений к большой и малой родине, истории своей страны, ее героическому прошлому, к соотечественнику, к себе как субъекту патриотических ценностей и деятельности личности в разных направлениях образования [11, с. 13]. Аксиологический подход позволяет также изучить значимость в философском осмыслении проблемы ценностного отношения человека к миру через сопоставление противоположностей: субъективного — объективного, положительного — отрицательного, доброго — злого, сущего — должного и др.
Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через предложенную нами систему принципов: признание человека высшей ценностью в жизни; осознание значимости исторической памяти; любовь, уважение к Родине и родному краю; интерес к великой истории родной страны, ее соотечественникам; осознание фундаментальной ценности — патриотизма для защиты интересов Отчизны; осмысление национальной идентификации; понимание ценности системы отношений в воспитании патриотично ориентированных школьников. Все изложенное выше обусловливает применение аксиологического подхода к познанию проблемы воспитания патриотично ориентированных школьников на философском уровне.
В нашем исследовании на общенаучном уровне методологии исследования предлагается реализовать системный подход. Считая общенаучным методом исследования, системный подход В. В. Зеньковский определяет в теории систем в качестве методологического направления современной науки, позволяющего изучать и конструировать объекты как системы [6, с. 38]. Академик А. М. Новиков утверждает, что воспитание будет успешным, если оно осуществляется системно. Это изыскание важно для нашего исследования [14, с. 141].
Феномен «система» определяется составом и содержанием, включающим связи и отношения, обеспечивая тем самым ее системообразование (существование, функционирование, развитие). В многочисленных психолого-педагогических исследованиях рассмотрены ведущие положения системного подхода для успешного решения проблем в педагогике (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, Ф. Ф. Королев, Л. М. Панчешникова, С. И. Поздеева, Н. Л. Селиванова, А. В. Усова, В. А. Черкасов и др.): наличие определенной совокупности взаимосвязанных форм, средств, методов, процессов как элементов системы; диалектическое единство общего, особенного и единичного; воспитание личности как сложная действительность, представленная множеством разных объектов (систем) и их взаимодействий (элементов); личность как сложная система компонентов и др. [5; 16].
А. В. Петровский полагает, что личность — это субъект собственной жизнедеятельности, который строит витальные контакты с миром. Личностью, по мнению В. С. Мерлина, является элемент социума, индивидуальные свойства организма, ценностная характеристика различных свойств человека. А. Н. Леонтьев трактует личность как психологическое новообразование, формирующееся в результате трансформации деятельности. Личность как систему отношений рассматривают К. А. Абульханова-Славская, Б. Г Ананьев, В. Н. Мясищев. Важной характеристикой личности они считают самосознание [12; 15]. Дефиниция «личность» трактуется в Кратком психологическом словаре как человек, субъект социальных отношений и сознательной деятельности при включенности в социальные связи, совместную деятельность и общение [9, с. 286].
Для нас значимым является поведенческая составляющая личности, компоненты самосознания, восприятие личности школьника как цели, объекта, субъекта, результата воспитания. Соответственно, феномен «воспитание» мы определяем как целенаправленное и регулируемое взаимодействие личности школьника в условиях педагогической системы и расширенной социально-образовательной среды на основе предложенных ценностей на патриотично ориентированную деятельность.
Системный подход в нашем исследовании позволит изучать, выстраивать целостное представление процесса и результата воспитания патриотично ориентированных школьников как педагогической системы в единстве элементов: теории, эксперимента, практики. В качестве основной системы в этой составляющей представлена личность школьника и самосознание личности как
взаимосвязанная система, включающая когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Являясь главными ориентирами, принципы позволят определить, какие аспекты необходимо включить в содержание исследования. Значимыми для нас являются следующие принципы системного подхода:
— целенаправленности и взаимосвязи цели, задач, содержания дидактической системы как элементов педагогической системы в воспитании патриотично ориентированной личности;
— интеграции гуманистической, этической, эстетической, гражданской, патриотической направленности дидактической системы как единого целого;
— отношения к школьнику как к личности, самосознание которой включает когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты как объединяющее начало в системе ценностного отношения к истории России;
— связи теории и практики в воспитании патриотизма школьников как духовно-нравственного качества личности в целостном ее развитии;
— реализации организационных, содержательных, процессуальных и оценочных элементов как системы воспитания патриотично ориентированных школьников;
— воспитания патриотизма как системы через прошлое, настоящее, будущее;
— воспитания сознательности, активности, уважения, гордости, заботы, тактичности, понимания, помощи, толерантности, ценностного отношения школьников как элементов в системе отношений к самому себе, другим людям, природе, родной стране, великой истории своей страны;
— реализации с учетом интересов школьников разных средств, форм и методов обучения формированию гражданина, патриота как компонентов педагогической системы;
— взаимодействия школьников с другими субъектами образовательных организаций, социально-реабилитационных центров, частных организаций, организаций дополнительного образования в процессе патриотично ориентированной деятельности.
Таким образом, системный подход к изучению проблемы воспитания патриотично ориентированных школьников позволит: определить этот процесс как сложную систему с множеством взаимосвязанных элементов (объекты и субъекты образования, личность школьника как система, комплекс организационно-педагогических условий, дидактическая система, система критериальной оценки деятельности и др.); исследовать полно и целостно компоненты этой системы; определить многообразие структурных связей сотрудничества; выявить механизмы функционирования каждого элемента системы (организационные, содержательные, технологические, педагогические, психологические); определить возможность целостной организации и управления на научной основе, своевременно корректировать появившиеся риски в воспитании патриотично ориентированных школьников; прогнозировать уровень сформированности ценностного отношения школьников к себе, окружающим, Родине и родному краю, истории России.
В качестве методологической основы исследования на конкретно-научном уровне предлагается использование компетентностного и деятельностного подходов, интеграция которых будет способствовать успешному воспитанию патриотично ориентированных школьников в условиях расширенной образовательно-социальной среды. Совершенно очевидно, что в процессе воспитания школьники осваивают необходимые знания, умения, навыки, овладев которыми, становятся обладателями соответствующих компетенций, стремясь реализовать их в интересной и значимой для них деятельности. При этом их ценности и ценностные ориентации постоянно изменяются. Соответственно, исследователь должен владеть методологией исследования (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. М. Новиков и др.), обладать определенными компетенциями, расширяя знания обучающихся в этом направлении, мотивируя на защиту интересов своей страны, желание сформировать соответствующие качества и компетенции, стать достойным человеком, гражданином, патриотом [4; 8; 14].
Востребованность интеграции (объединения) компетентностного и деятельностного методологических подходов обусловливает также закон психологии (С. Л. Рубинштейн) — единство деятельности и развития личности. По мнению ученых, значимость интеграции этих подходов очевидна, что позволит изучать процессы ориентации школьников на личностные и социально значимые ценности (М. Г. Казакина, В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, Н. Д. Никандров, Н. Е. Щуркова и др.); на ценностные ориентации как основы воспитания (Р. А. Валеева, Л. Ф. Михальцова, В. А. Сластенин, Е. А. Ямбург и др.) и коммуникативной культуры (Е. И. Артамонова, В. А. Кан-Калик, А. В. Кирьякова, А. В. Тутолмин и др.); на становление человека, гражданина и патриота
(А. А. Бодалев, М. И. Кондаков, М. Б. Кусмарцев, В. К. Левашов, В. И. Лутовинов и др.); на формирование ценностного отношения к себе, своей жизни, семье, окружающим, истории страны (В. И. Андреев, Б. М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, Т. А. Костюкова, М. П. Щетинин и др.); на овладение опытом и общественными отношениями с предшествующими поколениями посредством изучения исторических традиций, культуры разных народов (А. Г Асмолов, В. А. Болотов,
A. А. Вербицкий, А. А. Деркач, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Н. Л. Селиванова,
B. А. Хуторской и др.).
Широкими способностями человека представлена трактовка понятия «компетенции» в словаре терминов по общей и социальной педагогике, а «компетентность» — это умение применять компетенции в новых жизненных ситуациях для решения проблем жизнедеятельности [2, с. 298]. Компетентностный подход (Р. Барнетт, В. Вестера, И. А. Зимняя, Л. Ф. Иванова, А. Г Каспржак, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской и др.) будет способствовать определению цели, задач, содержания, форм и средств воспитания; взаимосвязи и преемственности содержания обучения, изучению ценностных ориентаций обучающихся как психолого-педагогического феномена; усвоению гуманистических, демократических и традиционных ценностей; воспитанию интереса к культуре и истории своей страны; формированию ключевых компетенций на основе ценностного отношения к себе и окружающим; реализации соответствующей дидактической системы. Соответственно, компетентность можно представить как сложный опыт деятельности, синтезирующий когнитивную, предметно-практическую, личную составляющие, а деятельность, по мнению А. Н. Леонтьева, — это форма взаимодействия с миром, обусловленная сначала действиями ради потребностей, а затем потребностями для действий. Человеческая активность характеризуется деятельностью, регулируется сознанием, характеризуется его потребностями в преобразовании и познании мира. Поэтому в теории деятельности как основе деятельностного подхода А. Н. Леонтьев отдает приоритет деятельности личности [12, с. 47].
Основателями разработки деятельностного подхода к изучению развития личности и формирования универсальных учебных действий как основы образовательного процесса являются Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов. Также в приоритете идея взаимосвязи внешней (предметной) и внутренней (мыслительной) деятельности соответственно феноменам экстериоризации и интериоризации. И. А. Зимняя утверждает, что возможно регулирование внешней активности, перевод ее во внутреннее осознание, качественное и уровневое овладение деятельностью: репродуктивный (низший), эвристический (средний), креативный (высший) уровни, способствующие трансформации самосознания личности [7, с. 19].
Важным для нас является выделение А. Н. Леонтьевым деятельности как творческого процесса по преобразованию окружающей действительности. Иное понимание деятельности предлагает А. С. Воронин: «активное взаимодействие человека-субъекта с окружающей действительностью для целенаправленного воздействия на объект и удовлетворения своих потребностей» [2, с. 158]. Необходимо отметить, что всякая позитивная деятельность направлена на нравственное развитие и саморазвитие человека. Этот процесс способствует интеграции действий и формированию ценностей, компетенций для дальнейшего личностного самоопределения.
Реализация интеграции компетентностного и деятельностного подходов к процессу воспитания патриотично ориентированных школьников будет обеспечиваться следующей системой дидактических принципов, разработанных нами: целенаправленная деятельность всех институтов по патриотическому воспитанию школьников; историческая и социальная память; межпоколенная преемственность патриотизма как ценность; принципы служения своей стране, великодушия и гордости в отношении к ветеранам войны и труда, другим гражданам, нуждающимся в помощи; опора на исторические российские традиции; ценностное отношение к истории страны, подвигам героев войны и труда; субъектность патриотично ориентированного школьника; уважение и любовь к другим народам, обычаям, традициям; активная позитивная патриотично ориентированная деятельность школьников; нравственная и компетентная позиция при защите интересов своей страны; реализация новых форм, средств и методов патриотического воспитания в условиях расширенной социально-образовательной среды.
Интеграция компетентностного и деятельностного подходов позволит обогатить дидактическое обеспечение историческими и архивными материалами о подвигах соотечественников, личностных, гражданских и общечеловеческих ценностях в результате включения школьников в раз-
ные направления образовательной деятельности, формирования ценностно-смысловых, культурных, деятельностных, рефлексивных ключевых компетенций.
Заключение
Таким образом, методология исследования проблемы воспитания патриотично ориентированных школьников студентами вуза представлена: на философском уровне исследования — аксиологическим подходом, способствующим познанию смысложизненной ценностной направленности личности, приоритетов жизнедеятельности; на общенаучном уровне — системным подходом, позволяющим изучать педагогическую систему, воспитание, личность как систему взаимосвязанных компонентов; на конкретно-научном уровне — интеграцией компетентностного и деятельност-ного подходов, позволяющей изучать формирование ценностей, ключевых компетенций школьников «в деятельности и через деятельность» при включенности в разные направления обучения, повышать уровень воспитания патриотично ориентированных школьников.
Реализация взаимосвязанных методологических подходов на разных уровнях исследования к процессу воспитания студентами патриотично ориентированных школьников позволит в полном объеме изучить теоретические и практические изыскания ученых по этой сложной проблеме, применить теоретические результаты на практике, состояться в качестве конкурентоспособных профессионалов.
Литература
1. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М. : Наука, 1973. 271 с.
2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. М. : Академия, 2006. 469 с.
3. Воронин Б. С. Генезис феномена «ценность» в психолого-педагогических исследованиях // Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке : материалы Одиннадцатой междунар. науч.-практ. конф. Новокузнецк, 2016. Вып. 6. С. 365- 371.
4. Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М. : Знание, 1995. 155 с.
5. Zelichenko V. M., Pozdeeva S. I., Voitekhovskaya M. P. Systems Approach in Education // Russian Physics Journal. 2016. Vol. 9, № 58. С. 1365-1368. doi: 10.1007/s11182-016-0657-3.
6. Зеньковский В. В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике // Педагогические сочинения. 2002. № 4. С. 33-83.
7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. М. : Эйдос, 2006. 219 с.
8. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап. М. : Академия, 2006. 400 с.
9. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д. : Феникс, 1999. 369 с.
10. Кусмарцев М. Б., Машенцева Н. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи: теория и практика. Волгоград : ПринТерра, 2007. 212 с.
11. Левашов В. К. Патриотизм и глобализация // Государственная служба. 2005. № 3. С. 11-21.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 130 с.
13. Михальцова Л. Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2012. 47 с.
14. Новиков А. М. Методология образования. М. : Эгвес, 2006. 448 с.
15. Петровский А. В. Воспитатели и дети: источники роста. М. : Аспект-пресс, 1994. 362 с.
16. Селиванова Н. Л. Воспитание успешно, если оно системно. М. : Наука, 2006. 348 с.
17. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М. : Политиздат, 1991. 560 с.
References
1. Blauberg I. V., Yudin E. G. Stanovlenie i sushchnost' sistemnogo podkhoda [Formation and essence of the system approach]. Moscow, Nauka, 1973, 271 p. (In Russian).
2. Voronin A. S. Slovar> terminov po obshchei i sotsial>noi pedagogike [Dictionary of terms on General and social pedagogy]. Moscow, Academy, 2006, 469 p. (In Russian).
3. Voronin B. S. Genezis fenomena «tsennost>» v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniiakh [Genesis of the phenomenon «value» in psychological and pedagogical research]. Actual problems of Economics and management in the XXI century. Materials of the eleventh international scientific and practical conference. Novokuznetsk, 20016, iss. 6, pp. 365-371. (In Russian).
4. Zagvyazinsky V. I. Metodologiia I metodika sotsial>no-pedagogicheskogo issledovaniia [Methodology and methodology of social and pedagogical research]. Moscow, Knowledge, 1995, 155 p. (In Russian).
5. Zelichenko V. M., Pozdeeva S. I., Voitekhovskaya M. P. Systems Approach in Education. Russian Physics Journal, 2016, vol. 9, no. 58, pp. 1365-1368, doi: 10.1007/s11182-016-0657-3.
6. Zenkovsky V. V. Printsip individual>nosti v psikhologii i pedagogike [The principle of individuality in psychology and pedagogy]. Pedagogical reflections, 2002, no. 4, pp. 33-83. (In Russian).
7. Zimniaja I. A. Kliuchevye kompetentsii -novaia paradigm rezul>tata sovremennogo obrazovaniia [Key competences - a new paradigm of the result of modern education]. Moscow, Eidos, 2006, 219 p. (In Russian).
8. Krayevsky V. V. Metodologiia pedagogiki: novyi etap [Methodology of pedagogy: a new stage]. Moscow, Academy, 2006, 400 p. (In Russian).
9. Kratkii sikhologicheskii slovan) [Short psychological dictionary]. Ed. A. V. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky. Rostov-na-Donu, Phoenix, 1999, 369 p. (In Russian).
10. Kusmartsev M. B., Mashentseva N. V. Patrioticheskoe vospitanie uchashcheisia molodezhi: teoriia i praktika [Patriotic education of students: theory and practice]. Volgograd, PrinTerra, 2007, 212 p. (In Russian).
11. Levashov V. K. Patriotizm i globalizatsiia [Patriotism and globalization]. Public service, 2005, no. 3, pp. 11-21. (In Russian).
12. Leontiev A. N. Deiatel>nost>. Soznanie. Lichnost) [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat, 1975, 130 p. (In Russian).
13. Mikhaltsova L. F. Formirovanie tsennostno-smyslovykh orientatsii budushchikh pedagogov na tvorcheskoe samorazvitie v usloviiakh nepreryvnogo obrazovaniia. [Formation of value-semantic orientations of future teachers on creative self-development in conditions of continuous education]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Kazan, 2012, 47 p. (In Russian).
14. Novikov A. M. Metodologiia obrazovaniia [Methodology of formation]. Moscow, Egves, 2006, 448 p. (In Russian).
15. Petrovsky A. V. Vospitateli i deti: istochniki rosta [Educators and children: sources of growth]. Moscow, Aspekt-press, 1994, 362 p. (In Russian).
16. Selivanova N. L. Vospitanie uspeshno, esli ono sistemno [Education is successful if it is systematic]. Moscow, Science, 2006, 348 p. (In Russian).
17. Filosofskii slovar' [Philosophical dictionary]. Ed. I. T. Frolova. Moscow, Politizdat, 1991, 560 p. (In Russian).
THE FACTORS OF SOCIAL AND VOCATIONAL ADAPTATION OF STuDENTS
Введение. В статье представлены результаты исследования по социально-профессиональной адаптации обучающихся на этапе выбора профессии. Успешная социально-профессиональная адаптация рассматривается как результат профориентационной работы педагогов. Цель статьи — описать факторы, оказывающие наибольшее влияние на профессиональное самоопределение обучающихся старших классов или в профессиональной образовательной организации.
Методология. Исследование проводилось на основе анализа литературы, системного анализа, опроса обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов.
Результаты. По мнению обучающихся и их родителей, наибольшее влияние на социально-профессиональную адаптацию оказывает активная личностная позиция обучающегося при принятии решения о выборе профессии. Основное внимание педагогов, с точки зрения обучающихся и их родителей, необходимо уделять практико-ориентированным формам профориентационной работы, в том числе профессиональным пробам.
Заключение. Анализ полученных данных показал значимость факторов, влияющих на социально-профессиональную адаптацию. Внутренние факторы (социально-психологическая характеристика и профессиональная направленность личности) в большей степени влияют на социально-профессиональную адаптацию, чем внешние (образовательная, профориентационная деятельность, социальная среда).
Introduction. The article presents the results of a study on the identification of a group of factors that affect the social and vocational adaptation of students. The authors study the peculiarities of adaptation at the stage of choosing a profession by students. Successful social and vocational adaptation is seen as the result of vocational guidance work of teachers. The purpose of the article is to describe the factors that affect the vocational self-determination of seniors or in a vocational educational organization.
Materials and Methods. The study was conducted on the basis of analysis of literature, system analysis, interviewing students, parents (legal representatives) and teachers.
Results. The results of the research are to identify factors that affect the social and vocational adaptation of students in the pre-production period. According to the students and their parents, the active personal position of a student in the process of making decisions about the choice of profession
УДК/uDC 37.048.45
И. А. Килина, Н. В. Осипова, К. В. Бабуков
I. Kilina, N. Osipova, K. Babukov
факторы социально-профессиональной адаптации обучающихся