УДК 378.147
UDC 378.147
МАРЧЕНКО Е.Ю.
аспирант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
MARCHENKO E.Y.
Postgraduate Student, Orel State University E-mail: [email protected]
ФЕНОМЕН «МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ»: СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
THE PHENOMENON OF «INTERCULTURAL TOLERANCE»: AN ESSENTIAL CHARACTERISTIC, STRUCTURE, FEATURES OF ITS FORMATION FOR FUTURE TEACHERS
В статье рассматриваются основные подходы к определению толерантность. В условиях поликультурности современного общества целесообразнее говорить о межкультурной толерантности, выступающая родовым понятием по отношению к толерантности. Процесс формирования межкультурной толерантности рассматривается на базе организаций СПО при подготовке будущих учителей. В статье анализируется потенциал дисциплины «Иностранный язык» в вопросе формирования исследуемого феномена.
Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, формирование, иностранный язык, потенциал.
The article discusses the main approaches to the definition of tolerance. In the context of multiculturalism of modern society, it is more appropriate to tell about intercultural tolerance, which is a generic concept in relation to tolerance. The process of forming intercultural tolerance is based in the secondary vocational organizations for the training of future teachers. The article analyzes the potential of the discipline «Foreign language» in the formation of the studied phenomenon.
Keywords: tolerance, intercultural tolerance, formation, foreign language, potential.
Закон РФ «Об образовании» выделяет приоритетную роль учителя в вопросах воспитания и образования будущего поколения. Чтобы уровень учащихся был достаточно высоким необходимо привлекать грамотных специалистов. Основная идея модернизации российского образования - воспитать высоко нравственных личностей, обладающих достаточным объемом знаний для решения стоящих перед ними задач.
Одной из проблем, с которой сталкивается современная средняя школа, является проблема осложнения межэтнических отношений, как между школьниками, так и между школьниками и учителями. Это часто является причиной возникновения многочисленных конфликтов и, как результат, снижения качества образовательного процесса. Решение данной проблемы видится через потребность формирования межкультурной толерантности у будущих учителей. А учитывая тот факт, что доля учителей, получивших образование в средних профессиональных учебных заведениях, в последние годы возрастает, чрезвычайно важно исследовать процесс формирования межкультурной толерантности у данной категории студентов.
Проанализируем, что представляет собой процесс формирования межкультурной толерантности будущих учителей в системе среднего профессионального образования (далее по тексту СПО).
В целях выявления сущности, содержания и структуры категории межкультурной толерантности и ее формирования в образовательном процессе СПО обратимся к анализу родовой для нее категории толерантности.
В «Современном словаре иностранных слов» толе-
рантность рассматривается как «терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо» [2]. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» под толерантностью понимается «терпимость, переносимость чего-либо, устойчивость к воздействию; отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустроторов; терпимость к чужому мнению и убеждениям, обеспечивающая право и свободу человека иметь свои суждения и позиции в социальном мире» [3].
Для более глубокого раскрытия сущности исследуемого феномена, считаем целесообразным проанализировать содержание и структуру процесса толерантности с позиций разных наук. Однако заметим, что толерантность характеризуется многоаспектностью, разноплановостью, что в свою очередь затрудняет выделение ее в однозначную дефиницию.
В социологии «толерантность» представляется как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям» [1]. В психологии она рассматривается как «отсутствие, ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [8]. В политологии толерантность трактуется как одна из ключевых демократических норм и ценностей: свобода слова, СМИ, собраний и т.д.
С точки зрения педагогики толерантность выступает в «качестве показателя готовности к усвоению социального опыта других народов, развития гражданской зрелости, осознанием особенностей своего народа, традиционных ценностей и современных проблем» [3].
Говоря о современном образовательном процессе в
© Марченко Е.Ю. © Marchenko E.Y.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
системе СПО РФ, необходимо заметить, что он происходит в условиях поликультурности, где участники данного процесса часто принадлежат к разным культурным группам, вследствие чего ниже целесообразнее вести речь межкультурной толерантности.
Далее будет исходить из того, что межкультурная толерантность выступает родовым понятием по отношению к толерантности. Считаем целесообразным проанализировать сущность и содержание этой дефиниции.
Так, например, Слобожанкина Л.Р. определяет межкультурную толерантность как «комплекс черт и способностей личности, позволяющих ей проявлять терпимость, уважение и доброжелательное отношение к представителям других этнокультурных общностей и феноменам других этнокультур» [7]. По мнению Томина В. В. межкультурная толерантность представляет собой «способность терпимого восприятия чужеродной культуры - как в общем, так и отдельных ее представителей, иной системы ценностей, другого уклада и образа жизни, отличного поведения и внешнего вида, непохожих традиций, чуждых мнений и убеждений» [8].
Однако в рамках проводимого анализа наибольший интерес вызывает межкультурная толерантность как профессиональное качество будущих учителей, поскольку педагог является носителем определенной культуры, и в условиях современной образовательной системы должен являться образцом толерантно действующей личности для того чтобы сформировать необходимые личностные качества обучающихся.
Под межкультурной толерантностью будущего учителя целесообразно понимать профессиональное качество, которое проявляется в его деятельности и выражается в ценностном отношении к субъектам образовательного процесса, уважении и признании их культурных традиций, наличии собственной позиции к рассматриваемым вопросам, настроенности на взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Углублению понимания сущности межкультурной толерантности, процесса ее формирования в образовательной среде СПО будет способствовать раскрытие ее структуры.
Исследователи выделяют разные компоненты в исследуемом феномене. Так, например, Норина Е.Э. выделяет когнитивный, эмоциональный, инструментальный, коннотативный компоненты [5]. Скрябина О.Б. предлагает выделять следующие компоненты: поведенческий, когнитивный, эмоциональный и вербальный компоненты [6].
В интересах формирования межкультурной толерантности у будущих учителей в образовательной среде СПО считаем целесообразным выделить следующие компоненты:
- мотивационный компонент выражается в личностной направленности будущего учителя, проявляющейся в осознании социальной ценности межкультурной толерантности;
- когнитивный компонент, включает в себя представления будущего учителя о культурном многообразии мира, воплощенных в языке, знании особенностей организации педагогического процесса в поликультурном пространстве;
- деятельностный компонент включает в себя проявление толерантного отношения к высказываниям и
поступкам других людей, толерантное поведение в учебной и профессиональной деятельности;
- рефлексивный компонент предполагает анализ педагогической деятельности, оценку ее качества.
Следовательно, межкультурная толерантность - это не врожденное качество будущего учителя, а приобретенное в образовательном процессе.
Исходя из этого, под формированием межкультурной толерантности будущих учителей в системе СПО следует понимать целенаправленный процесс по приобретению позитивного опыта взаимодействия с представителями других культур в рамках образовательного пространства учебного заведения за счет осознания факта многообразия культур и принятии идеи мирного сосуществования в поликультурной среде образовательной организации.
Важнейшим условием формирования межкультурной толерантности является трансформация российской системы образования за счет внедрения учебным программ, направленных на формирование исследуемого феномена, их методического сопровождения.
Поскольку формирование исследуемого феномена рассматривается в организациях СПО, то необходимо выделить специфику его формирования в условиях данных образовательных организаций.
Следует отметить, что поступление в педагогические колледжи осуществляется как после девятого, так и после одиннадцатого класса. В соответствии с этим на первом году обучения изучаются дисциплины общеобразовательного цикла, а на последующих годах обучения профессиональные дисциплины.
Все дисциплины делятся на следующие группы:
- общий гуманитарный и социально-экономический цикл,
- математический и естественнонаучный цикл,
- профессиональный цикл,
- профессиональные модули.
Общий гуманитарный и социально-экономический циклы включают пять дисциплин, математический и естественнонаучный цикл - три дисциплины, профессиональный цикл состоит из семи дисциплин, при этом в состав профессиональных модулей входят двенадцать дисциплин. Более того в учебные планы включены учебные и производственные практики. Наряду с этим студенты принимают участие в научной деятельности, выполняют курсовые и дипломные проекты.
Следовательно, формирование межкультурной толерантности в основном происходит в период освоения содержания таких учебных курсов как «История», «Иностранные языки», «Психология», «Педагогика», «Философия», «Право».
Однако изучение названных дисциплин не предусмотрено на протяжении всего периода обучения. Вследствие чего потенциал дисциплины «Иностранный язык» выступает в качестве наиболее востребованного для решения задачи формирования межкультурной толерантности у будущих учителей, в следствии того, что время на его изучение охватывает значительную долю всего процесса обучения в организациях СПО.
Говоря о дисциплине «Иностранный язык», необходимо заметить, что одной из ее целей является развитие межкультурной коммуникации, способствующей решению коммуникативных задач, возникающих между участниками общения. Осуществление межкультурной
коммуникации возможно лишь в том случае, если будущих учителей обучать толерантному коммуникативному поведению, включающему в себя следующие компоненты: речевой этикет, политкорректность, вежливость, культура общения.
Наряду с этим, важной целью изучения дисциплины «Иностранный язык» является развитие и социализация личности обучаемого, которая идет одновременно с изучение культуры страны изучаемого языка.
Иностранная культура в данном случае служит источником содержания языкового образования, в котором грамматические, текстовые элементы содержат в себя образцы поведения, принятые в стране изучаемого языка, а также традиции, этикет, изучение которых способствует формированию исследуемого феномена.
Педагогическая работа по формированию межкультурной толерантности будущих учителей в организациях СПО в рамках изучения учебной дисциплины «Иностранный язык» предполагает приобретение компетенций, необходимых для толерантного межкультурного взаимодействия между собой, включающих в себя готовность и способность:
- формировать собственную точку зрения по изучаемому вопросу и принимать ответственные и самостоятельные решения;
- контактировать с представителями других национальностей;
- находить выход из проблемных и конфликтных ситуаций мирным путем;
- противостоять случаям интолерантного поведения.
Приобретение и закрепление данных компетенций происходит в ходе учебной и производственной практики студентов, которая требует активизации теоретических знаний и демонстрацию практических умений и навыков.
Большая роль по формированию исследуемого феномена отводится элективной программе, которая содержит дополнительный теоретический материал по вопросам межкультурной толерантности, служащий дополнением к основному курсу, а также инновационные формы осуществления практической деятельности в виде тренингов, вебинаров, конференций и т.д. Использование таких интерактивных форм обучения происходит в рамках реализации деятельностного подхода, который способствует развитию критического мышления студентов, формированию навыков совместной работы в группах, умений вести диалог, оценивать собственные действия.
Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, формирование межкультурной толерантности является одной из приоритетных задач современного образования в условиях поликультурности современного российского общества. Во-вторых, под межкультурной толерантность будущего учителя целесообразно понимать профессиональное качество, которое проявляется в его деятельности и выражается в ценностном отношении к субъектам образовательного процесса, уважении и признании их культурных традиций, наличии собственной позиции к рассматриваемым вопросам, настроенности на взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. В-третьих, процесс формирования межкультурной толерантности в организациях СПО представляет собой целенаправленный процесс по приобретению позитивного опыта взаимодействия с представителями других культур в рамках образовательного пространства учебного заведения за счет осознания факта многообразия культур и принятии идеи мирного сосуществования в поликультурной образовательной среде данных организаций. И наконец, что потенциал дисциплины «Иностранный язык» способствует формированию исследуемого феномена на протяжении всего периода обучения студентов в организации СПО.
Библиографический список
1. АлдашеваК.Б. Толерантность к чужой культуре и ценности собственной // Педагогические науки. 2004. № 13. С. 3 - 9.
2. БашЛ.М. Современный словарь иностранных слов. Толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. М.: Феникс, 2009. 960 с.
3. Бим-БадБ.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.
4. КапустинаН.Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: Монография. Шадринск, 2008. 124 с.
5. НоринаЕ.Э. К вопросу о готовности студентов к межкультурной толерантности в поликультурном образовании // Сборник научных статей/ под. научн. ред. М. В. Новикова, Н. В. Нижегородовой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2011. 357 с.
6. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08/Скрябина Ольга Борисовна. Кострома, 2002. 17 с.
7. Слобожанкина Л.Р. Формирование межкультурной толерантности будущих специалистов в процессе иноязычной подготовки: дисс ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 198 с.
8. Словарь практического психолога/ Под. ред. С.Ю. Головина. Минск, 1997. 243 с.
9. Томин В.В. Формирование межкультурной толерантности студентов как фактор продуктивного кросскультурного взаимодействия/ Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. С. 34
10. ВиленскийМ.Я., Образцов П.И., УманА.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание второе / Под ред. В.А. Сластенина М.: Педагогическое общество России, 2002. 192с.
References
1. AldashevaK.B. Tolerance to a foreign culture and own values // Pedagogical sciences. 2004. No. 13. Pp. 3 - 9.
2. Bash L. M. The modern dictionary of foreign words. Interpretation, word usage, word formation, etymology. M.: Phoenix, 2009. 960 p.
3. Bim-BadB. M. Pedagogical Encyclopedic Dictionary. M.: Big Russian Encyclopedia, 2002. 528 p.
4. Kapustina N.G. Psychological features of the tolerance formation in the structure of the worldview in the early stages of ontogenesis: Monograph. Shadrinsk, 2008. 124 p.
5. Norina E.E. The issue about students' readiness for intercultural tolerance in multicultural education // Collection of scientific articles / under. scientific ed. M.V. Novikova, N.V. Nizhegorodova. Yaroslavl: Publishing House of YAGPU, 2011. 357 p.
6. Scriabin O.B. Pedagogical conditions for the formation of communicative tolerance in high school students: abstract. dis. Cand. ped Sciences: 13.00.08 / Skryabin Olga Borisovna. Kostroma, 2002. 17 p.
7. SlobozhankinaL.R. Formation of future specialists' intercultural tolerance in the process of foreign language training: diss ... cand. ped sciences. Magnitogorsk, 2006. 198 p.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
8. Dictionary of practical psychologist / Under. ed. S.Yu. Golovin. Minsk, 1997. 243 p.
9. Tomin V.V. The formation of students' intercultural tolerance as a factor in productive intercultural interaction / Modern problems of science and education. 2015. No. 1. Pp. 34
10. VilenskyM.Ya., ObraztsovP.I., UmanA.I. Technology of vocationally-oriented education in higher education: Textbook. Second Edition / Ed. V.A. Slastenin. M.: Pedagogical Society of Russia, 2002. 192 p.