Научная статья на тему 'Воспитательная среда вуза как ресурс формирования межэтнической толерантности студентов'

Воспитательная среда вуза как ресурс формирования межэтнической толерантности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арчакова Раиса Ахметовна, Арчаков Рустам Абукарович, Белогуров Анатолий Юльевич

В статье рассмотрены методологические и технологические подходы, направленные на формирование воспитательной среды современного вуза как ресурса формирования межэтнической толерантности студентов, выделены основные принципы и подходы, определяющие основу развития межэтнической толерантности студентов в структуре формирования их личностной готовности к межкультурному взаимодействию в решении профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арчакова Раиса Ахметовна, Арчаков Рустам Абукарович, Белогуров Анатолий Юльевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная среда вуза как ресурс формирования межэтнической толерантности студентов»

Воспитательная среда вуза как ресурс формирования межэтнической толерантности студентов

Арчакова Раиса Ахметовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Ингушский государственный университет, ruarchakov@yandex.ru

Арчаков Рустам Абукарович,

кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, archakov@mail.ru

Белогуров Анатолий Юльевич,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Московский государственный институт международных отношений (университета) МИД Российской Федерации, belogurov@mail.ru

В статье рассмотрены методологические и технологические подходы, направленные на формирование воспитательной среды современного вуза как ресурса формирования межэтнической толерантности студентов, выделены основные принципы и подходы, определяющие основу развития межэтнической толерантности студентов в структуре формирования их личностной готовности к межкультурному взаимодействию в решении профессиональных задач.

Ключевые слова: вуз, межэтническая толерантность, воспитательная среда, межкультурный диалог.

В условиях усиления глобалистических процессов и одновременной актуализации фактора регионализации в социальной реальности проблемы взаимоотношений и взаимодействия в межэтнической сфере выходят на первый план в гуманитарных исследованиях последних лет (Л.М. Дробиже-ва, А.А. Левченко, Г.У. Солдатова, А.В. Топилин и др.). Особый пласт исследований связан с воспитанием межэтнической толерантности у студентов вузов, которые формируются как профессионалы в определенной сфере деятельности, ориентированные на межкультурное взаимодействие в решении поставленных задач. С одной стороны, межэтническое взаимодействие рассматривается как ресурс развития готовности к межкультурному диалогу и решению профессиональных задач, а, с другой стороны, выступает одним из факторов личностного развития, так как предполагает формирование ряда компетенций, в том числе, межкультурной коммуникации.

Для выявления педагогических ресурсов современного вуза в построении системы воспитания межэтнической толерантности студентов необходимо учесть как квалификационные требования к подготовке профессионалов, специфику учебных планов факультетов, так и имеющуюся структуру организации воспитательной работы [7]. В этой связи интересен отечественный и зарубежный опыт по формированию у студентов готовности к продуктивному и позитивному межнациональному и межкультурному взаимодействию [4].

В основе разработанной нами технологической схемы организации воспитательного процесса заложена педагогическая модель формирования межэтнической толерантности студентов. Данная модель универсальна и вариативна по своей сути, что дает возможность в полной мере учитывать сферу профессиональной деятельности выпускников и национально-культурные особенности региона.

Методологическую основу проектирования предложенной модели составили личностно-ориентированный, проблемно-деятельностный, контекстный, компетентностный, социокультурный, аксилогический, акмеологический, этнопедагогиче-ский подходы, которые в своей совокупности обеспечивают реализацию целенаправленных воспитательных механизмов, решение поставленных организационно-педагогических задач.

В соответствии с предложенным подходом процесс воспитания межэтнической толерантности студентов рассматривается как специфический вид вузовской учебной деятельности, направленный на формирование нравственной позиции и

психологической готовности к терпимости в межэтническом и межкультурном взаимодействии.

В процессе разработки технологических подходов к воспитанию межэтнической толерантности студентов необходимо придерживаться следующих основных принципов:

- принцип ориентации на поликультурность и полиэтничность образовательного пространства вузовского обучения, предполагающий включение студента в будущую профессиональную деятельность с учетом специфики социокультурного окружения;

- принцип регионализации, отражающий необходимость учета этнорегиональной специфики в построении образовательного процесса;

- принцип «диалога культур» в организации коммуникативного процесса, отражающий необходимость выстраивания образования на принципах полноправного общения и взаимодействия с представителями различных этнических групп;

- принцип единства и преемственности в воспитании студентов, связанный с необходимостью организации образовательного процесса в единстве требований со стороны всех преподавателей, с опорой на имеющийся этнокультурный опыт, с ориентацией на сохранение и развитие социокультурных традиций;

- принцип системности, последовательности и комплексности в организации воспитания, отражающий важнейший общедидактический принцип интеграции усилий всех субъектов воспитания в решении поставленных задач;

- принцип связи теории с практикой, направленный на обеспечение единства теории и практической деятельности студентов в реализации задач профессиональной деятельности в поликультурной среде.

Как показал наш практический опыт, выполнение данных принципов в их единстве и взаимодополнении обеспечивает сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков межэтнического взаимодействия, психологическую готовность к равноправному профессиональному диалогу с представителями различных культур и национальностей, что крайне необходимо выпускнику вуза для работы в поликультурной среде.

Современное представление о сущности и специфике межэтнического взаимодействия устойчиво скоррелировано с представлением о ценностном равенстве этнических культур. Вместе с тем, как показала практика, в настоящее время проявляется нерешенность вопросов межэтнических взаимодействий, что связано с недостаточной систематизацией научного знания по данному вопросу. Данное обстоятельство ведет к еще большим серьезным социальным проблемам в молодежной среде и последствиям в будущем.

Воспитательный аспект, присущий вопросу формирования межэтнической толерантности студентов, связан с пониманием того, что повышение уровня толерантности, проявляемой в многонациональном студенческом коллективе, представляется как средство нивелирования этнической

нетерпимости и других негативных межэтнических проявлений. Межэтническая толерантность как личностная и профессиональная ценность развивается именно там, где создаются благоприятные условия для индивидуальной и коллективной социальной деятельности, где обеспечивается сходство во взглядах на природу межкультурного взаимодействия, иерархия ценностных ориента-ций, потребностей, смысловых образований.

Как показывают исследования (Н.Г. Анциферова, С.В. Рыжова, И.И. Демидова, А.М. Егорычев, О.Ю. Межина и др.) и собственные наблюдения, процесс межэтнического взаимодействия в студенческой среде будет проходить наиболее эффективно, если:

6. сформированы навыки межкультурного общения, проявляется готовность к определенной (толерантной) реакции;

7. подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств личности студента, его индивидуальность;

8. регулярно и целенаправленно происходит включение студентов в коммуникативную совместную профессионально-ориентированную деятельность;

9. проявляется опыт позитивного культурного и социального и взаимодействия с представителями разных этносов.

Выступая значимым институтом социализации, современный вуз, интегрированный в глобальное информационно-образовательное пространство, призван не только формировать систему знаний и необходимых профессиональных навыков, но и максимально полно способствовать ориентации личности в пространстве этнических различий и особенностей, решать вопросы межкультурного воспитания будущих профессионалов. Невозможно сформировать необходимые личностные качества будущих профессионалов, не вовлекая их систематически и предметно в межкультурный диалог, межличностные отношения, в продуктивные межнациональные контакты [2]. Именно поэтому развитию межэтнической толерантности студентов в системе образования должно следует определить одно из приоритетных мест в общей системе целей и задач профессионально-личностного становления.

Рассматривая студенческий возраст как основной этап формирования и развития этнического самосознания и личностного самоопределения, необходимо воспитывать у обучающихся чувство ответственности за близкого человека, за ценности общества, формировать интерес к истории своего народа и народов, проживающих рядом, развивать готовность и умение жить в многокультурной и многонациональной среде. Именно в студенческий период своего становления представители молодежи восприимчивы к инновациям, с интересом усваивают и поддерживают идеи переустройства общества, готовы брать на себя ответственность за свое будущее [1]. Следовательно, именно в студенческий период своего личностного становления представители молодежи испытыва-

ют воздействие этнических стереотипов и установок, проявляют готовность к межкультурному диалогу, способность к самовыражению себя через межличностное взаимодействие.

Известные исследователи, раскрывая различные стороны формирования творческой личности будущего профессионала в вузе, отмечают у него такие важные характеристики как креативность (Н.К. Бахарева, С.К. Бондырева, Д.В. Колесов и др.); толерантность к неопределенности (Р. Стенберг); принятие себя и других (А. Маслоу); эмпатия (адекватное преставление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека) и высокая степень проникновения в нужды и их потребности (М.Оссовская); интуиция, дружелюбие, способность разрешать конфликты (Э.Торранс, С.Холл); устойчивость интересов (Д.И. Фельдштейн), также те гражданские качества, которые необходимы члену современного общества [6, с.109].

Изучение сущности межэтнической толерантности как личностной особенности позволяет выделить в нем внешние и внутренние составляющие, которые взаимодействуют друг с другом:

К внутренним составляющим относится сформированный потенциал к межэтническому взаимодействию: мировоззренческой - самореализация в современной поликультурной среде (осознание собственной принадлежности к мировому сообществу, к своему народу, понимание и принятие ценностей различных этносов, ориентация на общечеловеческие, нравственно-этические ценности); эмоционально-оценочной (позитивное отношение к представителям своего и других этносов, их взглядам, убеждениям, идеалам); деонтологи-ческой - понимание профессионального долга, для выполнения которого необходимо взаимодействовать с представителями различных этносов и культур, решать вопросы к процессе межкультурного диалога.

Внешняя составляющая выступает в проявлении внутреннего потенциала в повседневной профессиональной деятельности, в межкультурной коммуникации, во включенности в реальное межкультурное взаимодействие .

Как показал анализ результатов проведенных психолого-педагогических исследований в качестве основных критериев сформированности межэтнической толерантности студентов вуза можно выделить следующие:

1) Ценностно-мотивационный, акцентирующий внимание на формирование ценностного отношения к проблеме межэтнической толерантности, развитие необходимой мотивации к межкультурному диалогу и взаимодействию в решении профессионально-ориентированных задач;

2) Когнитивно-оценочный, раскрывающий готовность студентов к восприятию и принятию культуры и обычаев других народов, толерантному отношению к расовым, национальным, конфессиональным различиям, межкультурной коммуникации в решении профессиональных задач. Данный критерий раскрывает объем, системность и

осознанность знаний по правовым и этическим нормам, регулирующим отношения человека с человеком, человека с обществом, человека с окружающей средой и ориентирован на решение задач по формированию межэтнической толерантности, развитию способности к бесконфликтной профессиональной деятельности, овладению методами выявления, оценки и анализа различных вопросов проявления межэтнической толерантности;

3) Практико-поведенческий, определяющий наличие компетенций позитивного межличностного взаимодействия с представителями различных культур и этносов, устанавливающий степень проявления творческой самостоятельности и инициативы в создании позитивной обстановки, в которой происходит межкультурный диалог и межличностное взаимодействие. Данный критерий определяет степень проявления рефлексии и адекватной оценки проявления межэтнической толерантности, гибкости мышления, самоконтроля и самоуправления, устанавливает успешность опыта организации практической деятельности в иноязычной среде.

Технология воспитания межэтнической толерантности должна реализовываться поэтапно с учетом структуры учебного плана и специфики периодов обучения. Овладение студентами основ толерантного поведения, развитие у них системы личностных ценностей дает основание легко и продуктивно вступать в коммуникативные связи с другими людьми, овладевать необходимой этнокультурной компетентностью, использовать ее в решении актуальных профессиональных задач и межличностном общении. В этой связи «технология воспитания межэтнической толерантности студентов» приобретает то содержательное и организационное наполнение, которое корреспондирует с общепринятым определением педагогической технологии как целенаправленной и оптимальной последовательности деятельности, позволяющей получить рациональный результат в конкретной ситуации.

Литература

1.Арчаков Р.А. Формирование профессионально-речевой культуры будущих социальных педагогов в процессе изучения иностранного языка // Дисс....канд. пед. наук. — М., 2006.- 173 с.

2.Белогуров А.Ю. Становление и развитие эт-норегиональных образовательных систем в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Монография. - М.: МПА, 2003. - 355 с.

3.Белогуров А.Ю. Формирование поликультурной образовательной среды региона как основной фактор гуманитаризации образования // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена. - 2003. - №6. - С.95-103.

4.Богуславская И.Г. Межкультурная коммуникация и формирование толерантной личности (диагностика установок толерантности). - Казань, 2002. - 202с.

5.Воленко О.И., Жукова Г.С. Современные педагогические парадигмы профессионального обра-

зования специалистов социальной сферы и их использование в учебном процессе университетского комплекса // Педагогическое образование и науки.

- 2010. - №10. - С.49-54.

6. Макарова С.Н. Толерантность как профессиональное качество будущего специалиста сервисной сферы в условиях европейской интеграции высшего образования //Социологические науки. -2008. - № 4. - С.109-111.

7.Резникова И.Б. Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях национального региона: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.

- Владикавказ, 2007. - 23с.

8.Чеджемова Н.М. Психолого-педагогические аспекты гуманитаризации образовательного процесса в современном вузе. Дисс.. канд.пед.наук. -Владикавказ: СОГУ, 2004. -150 с.

8.Cane J. From Ethnic Exclusion to Ethnic Diversity The Australian Path to Multiculturalism // Ethnicity and group Rights. - New York, London, 1997. - P.54-571.

9.Cole M. Cultural Psychology. Cambridge, Mass., L. (England): The Belknap Preee of Harvard University, 1996. - P.134.

10.Kottak C. Ph. Cultural Anthropology. - N.Y., 1982.

11.The International Encyclopedia of Education Vol. 7. Oxford: Pergamon Press, 1994.

The educational environment of the university as a resource for the formation of interethnic tolerance of students

Archakova R.A., Archakov R.A., Belogurov A.Yu.

Ingush State University, Russian State Social University, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

The article deals with methodological and technological approaches that are focused on the formation of the educational environment of the modern University. The modern University is considered as a resource of formation of interethnic tolerance of students. The authors identify the basic principles and approaches that determine the basis for the development of interethnic tolerance of students in the structure of formation of their personal readiness for intercultural interaction in solving professional problems.

Keywords: high school, inter-ethnic tolerance, educational environment, intercultural dialogue.

References

1.Archakov P.A. Formation of vocational and speech culture of future social pedagogues in the process of studying a foreign language // Diss ... .kand. ped. sciences. - M., 2006.- 173 p.

2. Belogurov A.Yu. Formation and development of ethnoregional educational systems in Russia at the turn of the 20th and 21st centuries. Monograph. - IVI .: MnA, 2003. - 355 with.

3. Belogurov A.Yu. Formation of the multicultural educational envi-

ronment of the region as the main factor of the humanitarization of education // Izvestiya of the Russian State Pedagogical University named after AI Herzen. - 2003. - №6. - P.95-103.

4. Boguslavskaya I.G. Intercultural communication and the forma-

tion of a tolerant personality (diagnosis of tolerance settings). -Kazan, 2002. - 202s.

5. Volenko OI, Zhukova G.S. Modern Pedagogical Paradigms of Pro-

fessional Education of Specialists in the Social Sphere and Their Use in the Educational Process of the University Complex // Pedagogical Education and Science. - 2010. - №10. - P.49-54.

6. Makarova S.N. Tolerance as a professional quality of the future

specialist of the service sphere in the conditions of the European integration of higher education // Sociological sciences. -2008. - No. 4. - P.109-111.

7. Reznikova I.B. Formation of ethnic tolerance among university

students in the conditions of the national region: Author's abstract. dis. ... cand. ped. sciences. - Vladikavkaz, 2007. - 23s.

8.Chehedzhemova N.M. Psychological and pedagogical aspects of the humanitarization of the educational process in a modern university. Cand.Sc. Candidate of Science. - Vladikavkaz: SOGU, 2004. -150 with.

8.Cane J. From Ethnic Exclusion to Ethnic Diversity The Australian Path to Multiculturalism // Ethnicity and group Rights. - New York, London, 1997. - P.54-571.

9.Cole M. Cultural Psychology. Cambridge, Mass., L. (England): The Belknap Preee of Harvard University, 1996. - P.134.

10. Kottak C. Ph. Cultural Anthropology. - N.Y., 1982.

11 .The International Encyclopedia of Education Vol. 7. Oxford: Pergamon Press, 1994.

00 ^

О

СЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.