Научная статья на тему 'Толерантность в системе межкультурной коммуникации'

Толерантность в системе межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3544
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / СПОСОБНОСТЬ / ABILITY / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / TRAINING PROCESS / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / DIALOGUE OF CULTURES / СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ / EDUCATION CONTENT / КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / QUALITY OF THE PERSONALITY / КОММУНИКАНТ / COMMUNICANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулепбергенова Диляра Юрьевна, Айналиева Аилида Рашидовна

В статье рассмотрена проблема толерантности в системе межкультурной коммуникации. Основная задача межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества заключается в том, чтобы активизировать гуманитарный потенциал, нацелить его на выработку и утверждение концепции приоритета общечеловеческих ценностей, сближение культур разных стран. Учитывая эти позиции, толерантность представлена в работе в качестве необходимого условия развития межкультурной коммуникации. Идеи толерантности пересекаются с концепциями воспитания в духе диалога культур. Воспитание инвариант толерантности, так как оно является отражением любой культуры, и одновременно нравственный аспект межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance in the system of cross-cultural communication

The tolerance problem in the system of cross-cultural communication is considered in the article. At the present stage of society development the main task of cross-cultural communication is to activate humanitarian potential, to aim it at development and the approval of the concept of a priority of universal values, rapprochement of different countries cultures. Consideration of the above mentioned points presents tolerance in the work as a necessity of cross-cultural communication development. The ideas of tolerance are crossed with concepts of education in the spirit of culture dialogue, thus education is difficult, purposeful, not interrupted, resource-intensive process, its purpose is regeneration of versatily developed, psychologically steady and tolerant personality capable to respect values of the world and human right. Education "vospitanie" is a tolerance invariant as it is reflection of any culture, and at the same time moral aspect of cross-cultural communication.

Текст научной работы на тему «Толерантность в системе межкультурной коммуникации»

6. Зеер Э.Ф. и др. Детерминация саморазвития личности в профессионально-образовательном пространстве / Э.Ф. Левин, И.В. Мешкова // Психологические исследования. - 2012 - №9. - С.12-16.

7. Исаева Т.Е., РубаникА.Н. Преподаватель высшей школы в XXI веке (Ростов-на-Дону, сентябрь 3-5, 2004)./Т.Е. Исаева, А.Н. Руба ник//Труды международной научно-практической интернет-конференции. Ростов-на-Дону : РГУПС, 2004. - С. 84-90.

8. Ковалев Г. А., Абрамова Ю.Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы // Учителю об экологии детства. Пособие для учителя / под ред. В. Лебедевой, В. Панова. -М.: РАО-Психологический институт-ЦКФЛ, 1996. -С. 189-199.

9. Левин К. Теория поля в социальных науках. Сенсор / К. Левин. - СПб., 2000. - 368 с.

10. Леонова О.И. Влияние психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков : дис.... канд. псих, наук: 19.00.13 / О.И. Леонова. - М., 2011. - С.17.

11. Локанова Н.П. Роль когнитивного развития в обеспечении психологического здоровья школьников / Н.П. Локанова // Психология образования. Психологическое обеспечение "Новой школы" : материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2010. - С.234-235.

12. Мазуренко A.B. Педагогические условия становления и развития социальных качеств студенческой молодежи в культурно-образовательной среде вуза : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / A.B. Мазуренко. - Ростов-на-Дону, 2006. - 183 с.

13. МенгТ.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Менг. - СПб., 1999 - 170 с.

14. Римарева И.И. Человек в структуре образовательного пространства [Электронный ресурс] URL: http://www.rozmann.narod.ru/text5.htm (Дата обращения: 14.03.2018).

15. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: Культурные модели школы. - Инноватор. -М„ 1997. -С. 177-184.

16. Слободчиков В.И. Событийная образовательная общность - источник развития и субъект образования / В.И. Слободчиков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2010. - №2(10) - Т.З. - С. 3-8.

17. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001.-365 с.

TOLERANCE IN THE SYSTEM OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION

Tulepbergenova DHyara Yurievna, PhDofPedagogical science, Associate Professor, Department of Foreign Languages Aynalieva Aiiida Rashidovna, Postgraduate student, Deoartment of Humanities and Psychology Astrakhan State Technical University, Astrakhan

The tolerance problem in the system of cross-cultural communication is considered in the article. At the present stage of society development the main task of cross-cultural communication is to activate humanitarian potential, to aim it at development and the approval of the concept of a priority of universal values, rapprochement of different countries cultures. Consideration of the above mentioned points presents tolerance in the work as a necessity of cross-cultural communication development. The ideas of tolerance are crossed with concepts of education in the spirit of culture dialogue, thus education is difficult, purposeful, not interrupted, resource-intensive process, its purpose is regeneration of versatily developed, psychologically steady and tolerant personality capable to respect values of the world and human right. Education - "vospitanie" is a tolerance invariant as it is reflection of any culture, and at the same time moral aspect of cross-cultural communication.

Keywords: tolerance; cross-cultural communication; ability; interaction; training process; internationalization of education; foreign students; dialogue of cultures; education content; quality of the personality; communicant.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕЖКУЛЬ ТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье рассмотрена проблема толерантности в системе межкультурной коммуникации. Основная задача межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества заключается в том, чтобы активизировать гуманитарный потенциал, нацелить его на выработку и утверждение концепции приоритета общечеловеческих ценностей, сближение культур разных стран. Учитывая эти позиции, толерантность представлена в работе в качестве необходимого условия развития межкультурной коммуникации. Идеи толерантности пересекаются с концепциями воспитания в духе диалога культур. Воспитание - инвариант толерантности, так как оно является отражением любой культуры, и одновременно нравственный аспект межкультурной коммуникации. Ключевые слова: толерантность; межкультурная коммуникация; способность; взаимодействие; процесс обучения; интернационализация образования; иностранные студенты; диалог культур; содержание воспитания; качество личности; коммуникант.

УДК 378 ВАК РФ 13.00.05

© Тулепбергенова Д.Ю., 2018 © Айналиева А.Р., 2018

ЪС

ш

ъс о ш

<

С1 ш

*

138

ТУЛЕПБЕРГЕНОВА Диляра Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Иностранных языков

АЙНАЛИЕВА Аилида Рашидовна, аспирант, кафедра Гуманитарных наук и психологии

А страханский государственный технический университет, Астрахань

Интернационализация образования актуализирует одну из задач проекта 5-100 - "иметь в штате не менее 10 % иностранных преподавателей и привлечь не менее 15 % иностранных студентов" [13]. Решая одну из важных стратегических задач государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, расширяя экспорт образовательных услуг, мы сталкиваемся с рядом проблем, тормозящих развитие международных связей российской высшей школы.

В современных условиях, характеризующихся увеличением темпов глобализации и интеграции всех жизненных процессов и явлений, с одной стороны, и стремлением к обособлению национальных культур, с другой, особое значение приобретает проблема толерантных взаимоотношений представителей различных культурных сообществ. Восприятие культурного многообразия и культурных различий ведет к пониманию необходимости равноправного диалога, основной задачей которого является обеспечение межкультурной коммуникации представителей разных национальных культур, принятие принципов толерантности. В нашей работе мы предпримем попытку рассмотреть проблему толерантности в системе межкультурной коммуникации.

В связи с наращиванием темпов экспорта образовательных услуг, необходимостью поддерживать и улучшать качество российского образования,увеличивать численность "смешанных групп" (учебную группу студентов с международным составом. [9], выбравших российское образование, обостряются вопросы социальной адаптации, касающиеся различий в организации общественной жизни, системе обучения, образе жизни, преодолении языкового барьера. Студенты, приезжая в Россию, испытывают сильное психологическое давление. Анализ литературы и средств СМИ показал, что часто встречаются случаи агрессивности и нетерпимости к иностранцам: в мае-июне 2005 г. только в Ростове-на-Дону было совершено 4 жестоких нападения на иностранных студентов из стран Ближнего Востока и Африки; в марте того же года в Краснодаре были жестоко избиты студенты из Сирии и Ливана; в сентябре 2005 г. в Волгограде бутылки с зажигательной смесью были брошены в общежитие медицинской академии; в конце января 2007 г. и в феврале 2008 г. в городе Астрахани было совершено несколько нападений на студентов из Вьетнама и Кот-Д'ивуара. В адрес иностранных студентов звучали угрозы и требование незамедлительно покинуть Россию, но, чаще всего, их пытались убить [11].

В процессе обучения иностранных студентов в российских вузах одной из острых является проблема налаживания равноправного диалога между коммуникантами разных культур, стран, религий, этносов. По данным социологического опроса российских и иностранных студентов (2007 г.), которые учатся сейчас в Астраханском государственном техническом университете (из 100 российских респондентов): 47% ценят в иностранцах вежливость, 42% - доброжелательность и 21% - коммуникабельность. Иностранные же студенты отмечают в российских студентах: высокомерное отношение к иностранцам - 50%, нежелание помогать "чужим" - 46%, отсутствие должной культуры по отношению к "чужим" - 44% [11]. Способность вести полноценный диалог, т.е. получать, обрабатывать, передавать, хранить и распространять информацию, - не ущемляя права индивида другой культуры, создавая паритетные отношения среди поликультурных групп, - является доминантной для развития межкультурной коммуникации.

В научном аспекте понятие "межкультурная коммуникация" многогранно. Понятие "межкультурная (кросскультурная, межэтническая) коммуникация" (или "межкультурная интеракция") ввели в научный оборот Г. Трей-гер и Э. Холл в своей работе "Культура и коммуникация. Модель анализа" (1954), они определяли ее как идеальную цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру.

По определению А. П. Садохина, "межкультурная коммуникация есть совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам". Межкультурная коммуникация как диалог культур - многомерное явление, представляющее в настоящее время интерес и философов, и лингвистов, и психологов, и лингводидактов, и методистов. В ее содержании прослеживается взаимодействие: а) языка, отражающего культуру народа; б) культуры, передающей своеобразие об-щественно-историческихусловий; в) личности, формируемой входе практической деятельности [8].

По определению В. П. Фурмановой, межкультурная коммуникация представляет собой диалог культур и является способом общечеловеческого общения, который охватывает обмен информацией и культурными ценностями в контексте межэтнической коммуникации [12]. Применение основных форм межкультурной коммуникации в обучении "учебных групп с международным составом учащихся" [6], облегчает и совершенствует педагогический процесс одновременно. Прямая коммуникация осуществляется путем получения информации, адресованной отправителем непосредственно получателю, как в устной, так и в письменной форме. Иностранные студенты - "визитеры", прибывающие на обучение в чужую страну на определенное время в прямой коммуникации очень часто используют невербальные средства общения.

Осуществляя обучение через информационные источники, которыми являются произведения литературы и искусства, учебно-методическая литература, учебные видео- и аудиозаписи, интернациональные студенты имеют дело с косвенной коммуникацией.

Опосредованная форма коммуникации реализуется через педагога, который является промежуточным звеном, выступающим в роли посредника между учащимися иноязычной культуры. В качестве посредника может

выступать человек,техническое средство. Коммуникация, опосредованная техническими средствами, может оставаться прямой (разговор по телефону, переписка по электронной почте), но при этом исключается возможность использования невербальных средств.

Основная задача межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества заключается в том, чтобы активизировать гуманитарный потенциал, нацелить его на выработку и утверждение концепции приоритета общечеловеческих ценностей, сближение культур разных стран путем внедрения в сознание учащихся чувства единства и ценности нашей цивилизации.

М. О. Гузикова считает, что межкультурная коммуникация - это обмен информацией, осуществляемый носителями разных культур, причем то, что коммуниканты являются носителями разных культур, значительнейшим образом влияет на их коммуникацию и в некоторой степени определяет ее ход [4].

Развитие позитивного опыта общения с людьми разных наций невозможно без "уважения и признания равенства, отказа от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказа от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения" [1; с. 5], Построение определённых отношений с другим человеком, учитывая его личностные позиции, уважая его осмысленное, сознательное и ответственное решение дает установку на принятие другого человека, на открытое и доверительное общение, на эмпа-тическое понимание, на формирование способности человека или группы сосуществовать (учиться) с людьми иного менталитета или другого образа жизни [13]. Одним из условий успешной адаптации иностранных студентов к поликультурной среде российского вуза является признание принципов толерантности. В России идеи формирования толерантности понимаются в первую очередь как воспитание терпимости в отношении иных культур и этносов (Ш. А. Амонашвили. А. Г. Асмолов. С. К. Бондырева и другие). На Западе главным условием достижения толерантности является персональная свобода личности (А. Камю. Ж.-П. Сартр. С. Л. Франк. Э. Фромм и другие).

Толерантность - это многокомпонентный, многоаспектный, сложный феномен, "являющийся нравственно-психологической основой диалога культур" [5].

Теория диалога культур [2; 3] служит методологической основой большинства исследо-

ьс £

UJ S ъс о

LU

< а

LU

140

ваний в области воспитания толерантности. Общение двух людей, согласно данной теории, выглядит как взаимодействие культур, мировоззрений, возрастов. Концепция школы диалога культур реализует идею развития личности ребенка в условиях постоянного диалога, сопряжения различных позиций, постепенного развития сознания и культуры мышления ребенка в связке с исторической последовательностью развития культур. Школа диалога культур предполагаеттакое содержание образования, в котором меняется позиция учителя, вступающего в диалог с учеником, помогая ему выстроить свою собственную независимую, неповторимую позицию. В такой школе имеют место межвозрастные уроки, где дети всех возрастов участвуют в общем диалоге, и понимание каждого участника важно в общем диалоге. Такая позиция к построению обучения создает условия формирования толерантной личности, умеющей увидеть иную картину мира, принять особенность другой культуры.

Б.З. Вульфов раскрывает педагогическую сущность толерантности следующим образом: "...толерантность понимается как способность человека или группы сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иной менталитет, образ жизни. Эта способность формируется у каждого человека как существа социального, у каждой общности, неизменно "соприкасающейся" с другими общностями... [3, с 44].

А.Г. Асмолов [1,с. 73.] понимает толерантность не как незыблемое правило или готовый к употреблению рецепт, не как принудительное требование под угрозой наказания, а как свободный и ответственный выбор человека "ценностного толерантного отношения к жизни".

Гуманистические идеи педагогики толерантности рассматривают Е. Ю. Клепцова, К. Н. Вен-тцель, Т. В. Безюлева, определяя содержание воспитания подрастающего поколения на основе толерантности, уважения прав и свобод других людей. Одна из важных задач педагогики толерантности - это гуманизация образовательного пространства через внедрение идей толерантности в содержание образования, организацию толерантного взаимодействие учителей и учеников посредством повышения уровня профессиональной подготовки педагогов. Другая не менее важная задача педагогики толерантности - воспитание у учащихся толерантного отношение через отрицание насилия, развитие умений ненасильственно разрешать конфликты, установки толерантного отношения ко всему живому [7].

Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности, которой ради самоутверждения нетребуется унижение кого-то другого. Это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения. [10].

Таким образом, мы пришли к выводу, что толерантность является необходимым условием развития межкультурной коммуникации, своего рода противоядием против когнитивного диссонанса. Эффективность межкультурной коммуникации относится к способности признать культурные различия и осуществить согласующиеся коммуникационные функции в том же определенном культурном контексте, учитывая внутренний и внешний контекст коммуникации. Идеи толерантности пересекаются с концепциями воспитания в духе диалога культур, а воспитание - это сложный, целенаправленный, непрерывающийся, ресурсозатрат ый процесс, целью которого является регенерация разносторонне - развитой, психологически устойчивой,толерантной личности, способной уважать ценности мира и права человека. Воспитание - инвариант толерантности, так как оно является отражением любой культуры, и одновременно нравственный аспект межкультурной коммуникации. Толерантность - это приобретенная посредством обучения способность личности, в нашем случае студента, взаимодействовать с людьми отличающегося культурного наследия в процессе социализации.

Примечания:

1. Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России. - М. : ИЭАРАЮ, 2002.

2. Абдулаева П.З., Абдулаева X.C., Алибекова З.Н. Алиева У.Г.. Березова Н.В., Богатырева Ж. В., Везе-тиу Е.В., Вовк Е. В. и др. Психолого-педагогические проблемы развития высшего образования в России в условиях реализации ФГОС : коллективная монография. - М., 2018.

3. Абдулгалимов P.M., Асадулаева Ф.Р., Богатырева Ж.В., Валиева П.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджи-ева П.Д., Джаватова Г.А., Джамбекова Т.Б., Джиое-ва А.Р., Джиоева Г.Х.,Дубовицкий И.Н.,Зинченко A.C. и др. Психологические и педагогические аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса в системе образования России : коллективная монография. - М., 2018.

4. Гусейнов А. А. Толерантность и диалог культур // Диалог культур и партнерство цивилизаций. -СПб.: СПбГУП, 2009. - С. 65-68.

5. Гурулева Т.Л.Педагогические технологии интеграции иностранных студентов в образовательное пространство вуза (на примере студентов из КНР) // Высшее образование в России. - 2016. -№3(199).-С. 144-153.

6. Клепцова Е. Ю. Психологические условия, способствующие формированию терпимого отношения педагогов к детям : дис.... канд. психол. наук.: 19.00.07. - Курск, 2001. - 177 с.

7. Николаева Л. В. Межкультурная коммуникация и толерантность // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 2. - С. 88-92.

8. Поздняков И. А. Проблемы адаптации иностранных студентов в России в контексте педагогического сопровождения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №121. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/proble my-adaptatsii-i nostra nny h-studentov-v-rossii-v-kontekste-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya (дата обращения: 11.02.2018).;

9. Популярная психологическая энциклопедия. -М.: ЭКСМО, 2005. - С. 589.

10. Ромеро А. Н. Особенности социальной адаптации иностранных студентов Южной части России как отражение социальных проблем данного региона // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2008. - №2. П.Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. - Саранск : Изд-во Мор. унив., 1993. - 120 с.

12.Ярычев М. У. Сущность и структура понятия толерантности // "Евразийский Научный Журнал №3 2016" (март) http://journalpro.ru/articles/ 5и51"1с11по5Ы-51гик1ига-ропуа^уа-1о1егап1по5Щ

13. http://center-yf.ru/data/stat/tolerantnost.php

FORMATION ON SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF STUDENTS BY MEANS OF HISTORICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE

Hybyrtova Sonia Borisovna, Postgraduate student, Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aiiev, Karachaevsk, Karachay-Cherkess Republic

Analysis of the circumstances in the society and modern practice of upbringing has allowed substantiating the significance of the problem under study for the pedagogical theory and practice of vocational education. Approaches to the classification of spiritual and moral values are analyzed. The author's vision of the phenomenon "historical and pedagogical heritage" is presented and the conditions for the formation of the spiritual and moral values of students are revealed.

Keywords: spiritual and moral values; historical and pedagogical heritage; conditions for the formation of spiritual and moral values.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ УДК 378.2

ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ВАК РФ 13.00.08

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НА СЛЕДИЛ

Анализ обстоятельств в обществе и современной практики воспитания позво- ©Хыбыртова С.Б., 2018 лил обосновать значимость проблемы исследования для педагогической теории и практики профессионального образования. Анализируются подходы к классификации духовно-нравственных ценностей. Представлено авторское видение феномена "историко-педагогическое наследие" и выявлены условия формирования духовно-нравственных ценностей студентов. Ключевые слова: духовно-нравственные ценности; историко-педагогическое наследие; условия формирования духовно-нравственных ценностей.

В условиях угрозы разрушения национальной идентификации в российском обществе духовно-нравственная культура населения, в том числе и молодёжь является надёжным фактором сохранения национальной безопасности. В этом контексте историко-педагоги-ческое наследие подпитывает оптимизм нации. Вуз создаёт механизм использования потенциала историко-педагогического наследия в формировании духовно-нравственных ценностей студентов.

Актуальность проблемы формирования духовно-нравственных ценностей студенческой молодёжи обусловлена рядом обстоятельств: неопределённостью культурно-воспитательного идеала в обществе; несобранностью духовно-нравственных ценностей в целостную воспитательную систему; неразработанностью стратегии формирования духовно-нравственных ценностей у студентов, адекватной типу современного общества и культуры; неспособностью вузовского воспитания осуществлять опережающее влияние на практику.

ХЫБЫРТОВА Сония Борисовна, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск, Кара чаево- Черкесская республика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.