Научная статья на тему 'Формирование межкультурной толерантности студентов вуза, обучающихся вместе с иностранными гражданами'

Формирование межкультурной толерантности студентов вуза, обучающихся вместе с иностранными гражданами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTERCULTURAL TOLERANCE / СТУДЕНТ / STUDENT / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / FOREIGN CITIZEN / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильязова Марьям Даниловна, Айналиева Аилида Рашидовна, Тулепбергенова Диляра Юрьевна

Рассматриваются современные взгляды на определение толерантности, межкультурная толерантность выступает как универсальная социальная норма сосуществования различных форм эволюционного развития, а также устойчивость к конфликтам в полиэтническом, межкультурном обществе. Толерантная личность способна подавить внутреннее напряжение и беспокойство, обусловленное неприятием внешней среды, через осознанную психическую перестройку, направленную на приспособление и адаптацию в условиях безопасности собственного «Я». В процессе формирования толерантности межкультурная коммуникация это важный составляющий элемент как коммуникативной и лингвокоммуникативной толерантности, так и всего процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильязова Марьям Даниловна, Айналиева Аилида Рашидовна, Тулепбергенова Диляра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Сross-cultural tolerance formation of higher education institution students studying together with foreign citizens

Modern views on determination of tolerance are considered in the article, the cross-cultural tolerance acts as universal social norm of coexistence of various forms of evolutionary development and also resistance to the conflicts in multiethnic, cross-cultural society. The tolerant personality is capable to suppress the internal tension and concern caused by rejection of the external environment through the conscious mental reorganization directed to adaptation in safety conditions to own "I". In the course of formation of tolerance cross-cultural communication is an important making element of both communicative and lingvocommunikative tolerance, and the whole process.

Текст научной работы на тему «Формирование межкультурной толерантности студентов вуза, обучающихся вместе с иностранными гражданами»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Ильязова Марьям Даниловна

Астраханский государственный технический университет (г. Астрахань); аспирант кафедры «Гуманитарные науки и психология» Айналиева Аилида Рашидовна Астраханский государственный технический университет (г. Астрахань); кандидат педагогических наук, доцент Тулепбергенова Диляра Юрьевна

Астраханский государственный технический университет (г. Астрахань)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ВМЕСТЕ С ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Аннотация. Рассматриваются современные взгляды на определение толерантности, межкультурная толерантность выступает как универсальная социальная норма сосуществования различных форм эволюционного развития, а также устойчивость к конфликтам в полиэтническом, межкультурном обществе. Толерантная личность способна подавить внутреннее напряжение и беспокойство, обусловленное неприятием внешней среды, через осознанную психическую перестройку, направленную на приспособление и адаптацию в условиях безопасности собственного «Я». В процессе формирования толерантности межкультурная коммуникация - это важный составляющий элемент как коммуникативной и лингвокоммуникативной толерантности, так и всего процесса.

Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, студент, иностранный гражданин, обучение, взаимодействие.

Annotation. Modern views on determination of tolerance are considered in the article, the cross-cultural tolerance acts as universal social norm of coexistence of various forms of evolutionary development and also resistance to the conflicts in multiethnic, cross-cultural society. The tolerant personality is capable to suppress the internal tension and concern caused by rejection of the external environment through the conscious mental reorganization directed to adaptation in safety conditions to own "I". In the course of formation of tolerance cross-cultural communication is an important making element of both communicative and lingvocommunikative tolerance, and the whole process.

Keywords: tolerance, intercultural tolerance, student, foreign citizen, education, interaction.

Введение. В глобализированном современном мире есть социальные изменения, которые затрагивают различные сферы и условия общественной жизни. Такие динамические изменения приводят к преобразованию социальных норм, которые регулируют человеческие отношения: этот факт особенно очевиден в области межнационального общения и международной коммуникации, связанной с восприятием и формированием отношения людей к кому-то или чему-то «различному». В данной ситуации требуются не только современные средства и приемы общения для людей различных национальностей и граждан различных государств, но также и новые условия для их успешного совместного обучения.

Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является определение сущности толерантности (межкультурной толерантности), определение основных характеристик толерантной личности и выявление основных составляющих межкультурной толерантности.

Изложение основного материала статьи. Очевидно, что университет, как высший структурный элемент образовательной системы формирует мировоззрение нового поколения, являясь ведущим учреждением социализации. Важно подчеркнуть, что сама молодежная окружающая среда - с одной стороны, область для установки новых контактов и взаимоотношений, но при включении людей иного гражданства или нации - это «различная» или «чуждая» окружающая среда.

Это противоречие между различными представителями стран - сложный вопрос, который должен быть решен посредством конструктивного диалога.

Сегодня понятие толерантности используется удивительно широко - как относительно тех, кто защищает ее, и относительно диапазона объектов, к которым эта идея может быть применена в обществе и в процессе обучения.

Определение толерантности, дано в "Декларации принципов толерантности", принятой 16 ноября 1995 года на 28 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Согласно Декларации толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности [4].

Несмотря на то, что толерантность проникает через все области жизни, и для многих людей прекращает быть просто абстрактным понятием, его интерпретация - довольно сложная проблема. С одной стороны, это понятие было широко распространено вследствие того, что оно отражает безотлагательность процессов социализации и адаптации новых форм межличностного и социального взаимодействия. С другой стороны, по мнению Хейда, есть другая параллельная тенденция сохранения своего суждения, «приостанавливая» свое несогласие с тем или иным мнением или поведением, обращая внимание на право человека иметь это мнение или вести себя определенным образом, что приводит к вопросу о том, что же составляет сущность толерантности. Российские и иностранные ученые не дают четкий ответ на этот вопрос.

По мнению И.Б. Гриншпун [3] в психологии существует два пути определения толерантности как:

1) индивидуального свойства личности, выражающегося в способности к саморегуляции,

2) обозначение способности к неконфликтному поведению - готовности к взаимодействию.

Толерантность как индивидуальное личностное образование задается двумя параметрами личности:

«открытость - закрытость» и «устойчивость - разрушение». С позиций межэтнического взаимодействия содержание толерантности включает в себя «этническое самосознание, локус контроля, эмпатийность, флексибильность, диалектичность мышления, когнитивный стиль, ценность расширения экзистенциального

пространства». Два основных психологических значения толерантности выделяет и Ю.П. Поваренков, обозначая толерантность как «организацию индивидуального поведения человека» психологическая толерантность, которую можно разграничить на пассивную (снижение сензитивности к неблагоприятным факторам) и активную психологическую толерантность (владение специальными способами деятельности), и как «феномен межличностного общения», при этом русским эквивалентом понятия «толерантность» называется терпимость, рассматриваясь как социальная или социально-психологическая толерантность к особенностям партнера [12].

Понимание значений толерантности с этих двух основных позиций позволяет нам рассмотреть данный феномен как внутриличностное качество индивида, влияющее на его личностное развитие и профессиональное становление, а затем и как категорию, отражающуюся на процессе воздействия субъектов друг на друга. Определяя сущность толерантной личности, нам представляется важным выделить точки зрения современных отечественных психологов А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой на проблемы исследования характеристик толерантной личности, отражающих психологические и этические стороны человеческих взаимоотношений. А. Г. Асмолов, рассматривая толерантность в аксиологическом аспекте, подчеркивает этическую сторону толерантности как ценностного отношения личности к разнообразию признаков, отличающих одного человека от другого, культурных отличий и этнических, готовности к принятию иных взглядов и логик [1].

Межкультурная толерантность выступает как универсальная социальная норма сосуществования различных форм эволюционного развития, а также устойчивость к конфликтам в полиэтническом, межкультурном обществе. Описывая толерантную личность как всегда открытую к многообразию человеческой культуры, Г.У. Солдатова подчеркивает готовность такой личности взаимодействовать с другими, отличными от себя самого, на основе согласия, равноправия, при этом, не ущемляя собственных интересов. Толерантность рассматривается как интегральная характеристика личности, включающая в себя такие компоненты как психологическая устойчивость, совокупность личностных качеств, система установок и ценностей личности и групп. Толерантная личность «зрелая, имеющая свои ценности и интересы, и готовая, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящаяся к позициям других людей» [15].

Понимание толерантности как личностной ценности человека позволяет говорить о ее влиянии на социальную успешность. Связывая толерантность с ценностным самоопределением, Е. В. Кривцова исследовала роль толерантности в становлении личности в социуме. Толерантность в аспекте ценностного самоопределения определяется как «сложная система взаимосвязанных личностных характеристик личности», способствующая развитию личности в обществе [7]. Исследование доказало, что уровень развития толерантности личности имеет важное значение в личностном развитии, социализации, обучении и профессиональной деятельности. Толерантность в ряде работ отечественных ученных (С.И. Осипов, А.И. Богданова, Л.М. Безотечество, О. П. Морозова, Е.В. Рыбак и другие) рассматривается как интегративное личностное качество, в котором взаимосвязь свойств личности (эмпатия, уважение, саморегуляция, терпимость, коммуникабельность и д.т.) позволяет человеку активно взаимодействовать с окружающим миром. Таким образом, на основе анализа исследований толерантности как личностного свойства индивида можно описать толерантную личность как способную подавить внутреннее напряжение и беспокойство, обусловленное неприятием внешней среды, через осознанную психическую перестройку, направленную на приспособление и адаптацию в условиях безопасности собственного «Я» (таблица 1).

Таблица 1

Система личностных характеристик толерантной личности

Толерантная личность

Готова к взаимодействию Содержание толерантности (И.Б. Гришпун)

Зрелая, имеющая свои ценности и интересы 1 1

Психологически устойчива ■4- Ч- ч- Самосознание

Открыта к многообразию человеческих культур Обладает способностью к саморегуляции Эмпатийно сть

Ценностное отношение личности к разнообразию признаков (Асмолов) Обладает способностью подавлять внутреннее напряжение и беспокойство Когнитивный стиль

Обладает способностью к неконфликтному поведению

Обладает способностью приостанавливать свое несогласие (Хейд) •«- Диалектичность мышления

^ | Снижение сензитивности | - Флексибильность

В психологических исследованиях встречаются различные типологии толерантности как психического явления на разных уровнях взаимодействия субъектов: индивидуальный, межличностный, социальный, социокультурный, а также в контексте сфер общения: этническая, политическая, религиозная, половая, профессиональная, межпоколенческая, управленческая, гендерная, имущественная и прочие (Г. Олпорт,

B.В Бойко, Н.Л. Иванова, Ю.Н. Фролова, Е. В. Назарова и др.) [11].

Не останавливаясь на представлении различных классификаций видов толерантности, рассмотрим проявление толерантной личности с позиции «человек - человек», как представляющей для нас наибольший интерес в контексте нашего исследования, так как процесс обучения студентов неразрывно связано с необходимостью выстраивать межличностные отношения и взаимодействия. В психологическом аспекте понимания межличностных отношений будем придерживаться позиции В.Н. Мясищева, что «личность определяют ее отношением к людям, которые называются взаимоотношениями». Отношения человека к другим людям это «сознательная, избирательная, основанная на опыте, психологическая связь его», выражающаяся в его действиях, реакциях и переживаниях [10].

Помимо межкультурной и этнической толерантности в молодежной среде вуза на первое место можно выдвинуть коммуникативную и линвокоммуникативную толерантность. Коммуникативная толерантность -взаимно правильное взаимодействие людей в диалоге в обычной, деловой и официальной коммуникации, включая также конфликтные ситуации. Другими словами, ежедневная, ситуативная терпимость, которая представлена, в первую очередь, на межличностном уровне. Проявляется коммуникативная толерантность в вербальной (устной и письменной) и невербальной коммуникации, что означает, средствами которого являются пара- и экстралингвистическая система, проксемика, кинесика и визуальное общение. Лингвокоммуникативная толерантность - признание права на личность для языковой идентификации, предотвращения конфликтов из-за лексических и синтаксических единиц в речах, терпимости специфического акцента речи. Проявление лингвокоммуникативной интолерантности - лингвисизм -дискриминация или осмеяние из-за специфического акцента при коммуникации на языке [9]. При более глубоком рассмотрении мы понимаем, что вышеперечисленные типы толерантности могут быть составляющими межкультурной толерантности, т.к. лингвокоммуникативные особенности человека - это неотъемлимая часть его культуры.

В процессе формирования толерантности межкультурная коммуникация - это важный составляющий элемент как коммуникативной и лингвокоммуникативной толерантности, так и всего процесса. Кроме того, в процессе межкультурной коммуникации студенты, принадлежащие к различным национальным сообществам, обмениваются опытом, культурным наследием, мыслями (Г.И. Волков, И.Л. Ленский, Т.Н. Петрова, М.Г. Тайчинов). Культура такой коммуникации зависит от общего уровня студентов на их способности чувствовать и уважать универсальные этические нормы [2; 7; 10; 14; 16; 17 и др.].

Толерантность становится законодательным и политическим требованием государств, народов, людей. Возникла необходимость формирования этнической толерантности у молодежи. Понимание особенностей культур других наций и уважительное отношение к личности, несмотря на её этническую принадлежность, способствует развитию духовности. В формировании этой стратегии большую роль играет внутренняя система образования страны, являясь участником трансляции знаний, накопленных человечеством, она может реально сделать возможный для этого уровня вклад в процесс сближения отношений между представителями различных стран. Система образования может объективно способствовать также развитию человеческих контактов на большинстве различных уровней, чтобы инициировать взаимовыгодное сотрудничество в спорте, туризме, разработке универсальных лингвистических средств человеческого общения, и т.п.

Образовательная стратегия должна способствовать созданию педагогических условий, способствующих формированию толерантных взглядов и убеждений, навыков терпимого поведения в обществе, а также и в будущем в профессиональной сфере с помощью всех заинтересованных лиц. Педагогическая проблема обучения студентов в интернациональных группах для восприятия ими иностранной социальной среды, а также обучению межкультурной коммуникации включает много очень трудных аспектов: формирование культуры коммуникации в другом для них к социокультурной и языковой среде; учет психологических свойств обучения взрослых; учет психологических свойств познавательной коммуникативной деятельности иностранных студентов в среде родного языка; воспитание культуры интернациональной коммуникации в группе, в высшем учебном заведении, и т.д., т.е. в интернациональной образовательной среде; формирование навыков и способности ведения «диалога культур»; формирование и развитие теоретической и практической готовности к межкультурной коммуникации, которая является главным образовательным инструментом формирования толерантности.

Выводы. При рассмотрении такого процесса как формирование межкультурной толерантности российских студентов к личности иностранного гражданина, толерантность понимается как комплекс личных качеств, которые подвергаются целеустремленному формированию во время процесса обучение, образование и самообразование, формирования навыка уважения к «другому» во время культурного взаимодействия и коммуникации; владение нравственно-моральными принципами и приемами межкультурной коммуникации, способность видеть в «другом» полноценную, иногда идентичную индивидуальность, способность восприятия «другой» культуры с пониманием ее отличительных особенностей как проявления ее личности; готовность к диалогу культур посредством взаимопонимаемого языка.

Межкультурная толерантность [5; 13; 15] как феномен вузовского образовательного пространства относится к числу важнейших качеств личности и стратегий познавательной деятельности, которые необходимы выпускнику вуза любого профиля для успешной профессиональной и социальной деятельности.

Литература:

1. Асмолов, А. Г. Толерантность: от утопии к реальности. - На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов - М., «Смысл», 2000. - 189 с.

2. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66).

C. 66-69.

3. Гриншпун, И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. - М., МПСИ, 2003

4. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. -2001. - Вып. 1. - С. 131-137.

5. Игнатова И.Б. Формирование межкультурной толерантности у студентов-иностранцев // Успехи современного естествознания. 2008. №6

6. Кайль Ю.А. Исторический экскурс подготовки студентов к использованию знаний иностранного языка // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 16- 19

7. Кривцова, Е. В. Толерантность личности в системе структурно-содержательных характеристик ценностного самоопределения: дис. ... канд. психол. наук. 19.00.01 - Кемерово, 2010. - 201 с.

8. Куликова Л.Г. Формирование культуры обучающихся в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 176- 177

9. Маслова Г. Г. Толерантность как социокультурный и педагогический феномен // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2007. №1.

10. Мясищев, В.Н. Психология отношений / Мясищев В.Н.: под редакцией А.А. Бодалева. - М: Издательство «Институт практической психологии», 1995. - 356 с.

11. Назарова, Е.В. Исследование видов и компонентов толерантности в педагогической деятельности // Вестник псковского государственного педагогического университета. 2009. - Вып. 9. - С. 147- 150.

12. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессиональной толерантности учителя // Вестник ТГПУ. - 2005. - №1. С. 66-70

13. Рыбак Е.В. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Моск. гос. технол. акад. (МГТА). - Москва, 2004. - 24 с.

14. Серова И.Г. Стратегии обучения иностранному языку для совершенствования уровня профессионального владения // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 97- 99

15. Солдатова, Г. У. Психодиагностика толерантности личности / - М.: Смысл, НПЦ «Гратис», 2008. - 172 с.

16. Щебельская Э.Г., Циммерман Г.А. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза в рамках системно-деятельностных характеристик учебного сотрудничества // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 44-48

17. Филимонюк Л.А., Литвинова Е.Р. Модель профессиональнопедагогической подготовки специалиста гуманитарнотехнического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 25-26.

Педагогика

УДК 372.881.111.1+378.147.88+007.2

кандидат педагогических наук Ильина Вероника Юрьевна

Институт иностранной филологии Таврической академии (структурное подразделение)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (г. Симферополь)

ВЕБ-КВЕСТ КАК ОДНА ИЗ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ (ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НА КОМПЬЮТЕРНЫХ

НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ)

Аннотация. В свете наметившейся в последние годы тенденции к сокращению количества аудиторных часов, отводимых на обучение иностранному языку в учебных планах неязыковых направлений подготовки в вузах, и, как следствие, сдвигу акцента на самостоятельную работу, возникает необходимость грамотной и эффективной организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Применение современных информационно-коммуникационных и инновационных педагогических технологий предоставляет возможности проектирования эффективной самостоятельной работы по курсу, а также отвечает требованиям ФГОС ВПО к подготовке современного специалиста. В статье описаны дидактические возможности технологии веб-квест и представлен опыт автора по ее внедрению в преподавание курса английского языка профессиональной направленности для обучающихся компьютерных специальностей.

Ключевые слова: педагогические технологии, веб-квест, метод проектов, самостоятельная работа, дидактический потенциал, иноязычная коммуникативная компетенция, профессиональные и системные компетенции, ФГОС ВПО.

Annotation. For the past years educators have seen a considerable reduction in class hours which has brought about the need for redesigning the academic process and make a shift towards autonomous students' work, yet guided by the tutor. Advanced web 2.0 technologies and innovative teaching techniques make it possible both to raise the effectiveness of the educational process and to develop competencies, stipulated by the Federal state academic standards. In the paper the author dwells on didactic potential of web-quests and shares the experience of implementing a web-quest into the practice of teaching English for specific purposes to the students majoring in computer sciences.

Keywords: pedagogical technologies, web-quest, project method, autonomous work, didactic potential, foreign language communicative competence, professional and general competencies, Federal state academic standards.

Введение. Согласно требованию ФГОС ВПО к реализации образовательных программ высшего профессионального образования, развитие системных компетенций выпускников, необходимых для самостоятельного обучения и повышения интеллектуального потенциала на протяжении профессиональной жизни, является одним из приоритетов российского высшего образования.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, развитие коммуникативных умений, лежащих в основе различных видов речевой деятельности, должно также осуществляться с учетом требований Федеральных образовательных стандартов к учебно-методическому обеспечению курса, которые предписывают организовывать учебный процесс и самостоятельную работу обучающихся (как его весомую, с точки зрения академических часов, и значимую составляющую), с использованием цифровых, интерактивных технологий и современных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.