Научная статья на тему 'Психологические дисциплины по выбору как средство развития толерантности студентов'

Психологические дисциплины по выбору как средство развития толерантности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ВИДЫ И УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TYPES AND LEVELS OF MANIFESTATION OF TOLERANCE / РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / DEVELOPMENT OF TOLERANCE / ПСИХОТЕХНОЛОГИИ / ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ / PSYCHOTECHNOLOGIES / ELECTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Петр Васильевич, Царева Елена Викторовна

В статье представлен опыт развития толерантности студентов в процессе изучения авторских психологических дисциплин по выбору; определяется многомерность и неоднозначность понятия «толерантность», выделяются основные аспекты и уровни ее проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Петр Васильевич, Царева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DISCIPLINES FOR CHOICE AS A MEANS OF PROMOTING TOLERANCE OF STUDENTS

The article presents the experience of the development of tolerance of students in the process of studying the psychological disciplines on authorship choice; defines a multidimensionality and the ambiguity of the notion of «tolerance», highlights the major aspects and levels of its manifestation.

Текст научной работы на тему «Психологические дисциплины по выбору как средство развития толерантности студентов»

13. Сухобская Г.С. Понятие "зрелость социально-психологического развития человека" в контексте андрагогики // Новые знания, 2002. - № 4. - С. 17-20.

14. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: Педагогика, 1981. - 95 с.

15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред и предисл. Толстых А.В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

Психология

УДК: 37.015.3(045)

кандидат психологических наук, доцент Новиков Петр Васильевич

Саранский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» (г. Саранск); кандидат философских наук, доцент Царева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье представлен опыт развития толерантности студентов в процессе изучения авторских психологических дисциплин по выбору; определяется многомерность и неоднозначность понятия «толерантность», выделяются основные аспекты и уровни ее проявления.

Ключевые слова: толерантность, виды и уровни проявления толерантности, развитие толерантности, психотехнологии, дисциплины по выбору.

Annotation. The article presents the experience of the development of tolerance of students in the process of studying the psychological disciplines on authorship choice; defines a multidimensionality and the ambiguity of the notion of «tolerance», highlights the major aspects and levels of its manifestation.

Keywords: tolerance, types and levels of manifestation of tolerance, development of tolerance, psychotechnologies, electives.

Введение. Уровень развития толерантности человека можно охарактеризовать его личными качествами, социальной зрелостью, нравственностью, культурой. Толерантность способствует успешному межличностному взаимодействию и отношениям в обществе. Этим объясняются усилия социальных и государственных институтов для развития в обществе высокого уровня толерантности, которые предпринимаются на современном этапе [3; 15].

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова [13] категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость».

В психологическом словаре толерантность определяется как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию...» [6, с. 401]. В Большом толковом психологическом словаре выделяется три значения понятия «толерантность». Во-первых, толерантность рассматривается как установка на либеральное принятие моделей поведения, убеждений и ценностей других, во-вторых, как способность выносить стресс, напряжение, боль и т. д. без серьезного вреда и, в-третьих, как переносимость лекарственных средств [9, с. 361].

В работах А. Г. Асмолова [2], Г. У. Солдатовой [12] и др. находит отражение понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказа от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Исследователи считают терпимость составной частью толерантности.

Согласно позиции А. А. Реана, понятие толерантности психофизиологическое и означает ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. По мнению А. А. Реана, понятие «терпимость» является более общим, понимается как свойство личности, связанное с отношением к различным мнениям, непредубежденностью в оценке людей и событий [8].

Исходя из практики использования термина «толерантность» в психологической литературе [1; 2; 3; 5; 7; 8; 12], мы можем выделить два основных психологических значения данного понятия:

- толерантность - это феномен межличностного общения, который свидетельствует о способности коммуникатора быть терпимым к индивидуальным особенностям партнера, принимать его таким, какой он есть;

- толерантность - это особенности индивидуального поведения человека в сложных или неблагоприятных условиях профессиональной деятельности или жизнедеятельности [15].

Являясь профессионально значимым качеством личности педагога, толерантность проецируется в виде социальной толерантности и психологической толерантности. Сформированная социальная толерантность позволяет педагогу эффективно взаимодействовать с участниками образовательного процесса, а наличие психологической толерантности обеспечивает его высокую устойчивость к многочисленным профессиональным стрессам и способствует эффективному построению профессиональной карьеры. В профессиональной деятельности педагога толерантность проявляется на когнитивном, личностном, поведенческом, эмоциональном, и вербальном уровнях [16, с. 87].

Когнитивный уровень толерантности - это осознание и принятие педагогом жизненной реальности и вариативности ее восприятия, понимания и оценивания разными людьми, а также относительности и субъективности собственных представлений и своей картины мира. Личностный уровень толерантности определяет ценностно-смысловую систему, в которой центральное место занимают ценность уважения человека как такового, отмечают Е. В. Алексеева и Л. С. Братченко [1].

Поведенческий аспект толерантности заключается в способности личности к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения, готовности к толерантному отношению к высказываниям других, способности к конструктивному взаимодействию, толерантном поведении в противоречивых ситуациях при столкновении мнений или оценок.

Эмоциональный аспект толерантности педагога проявляется в способности к эмпатии. Он имеет особое значение, т. к. именно в этом измерении коммуникативной ситуации собеседники даже при различиях во взглядах имеют возможность восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и нетерпимо настроенными друг по отношению друга.

Вербальный компонент, ограничивающийся «знаниевой составляющей», может свидетельствовать о знакомстве человека с идеями толерантности и способности частично рассказать об этом [16].

Изложение основного материала статьи. Мы считаем, что толерантность можно определить как активную нравственную позицию и психологическую готовность педагога и педагога-психолога к конструктивному взаимодействию со всеми субъектами образовательного процесса. Поэтому важно уделять внимание развитию толерантности обучающихся на этапе вузовской подготовки [15; 16].

На наш взгляд, одним из эффективных средств развития толерантности студентов являются дисциплины по выбору, которые дополняют возможности профессиональной подготовки бакалавра, существенно расширяют теоретические знания, практические навыки, обеспечивают возможность успеха в избранной сфере деятельности [10].

Е. В. Царевой, кандидатом философских наук, доцентом кафедры психологии МГПИ разработан курс «Психологические основы профилактики ксенофобии и экстремизма в образовательной организации» [14], который направлен на формирование у бакалавров умений и навыков проектирования деятельности по профилактике ксенофобии и экстремизма в сфере образования.

Задачи дисциплины:

- формировать у студентов научные представления о сущности ксенофобии и экстремизма как социально-психологических явлений;

- формировать теоретико-методологическую базу культуры толерантности;

- развивать основные идеи и принципы образовательной стратегии формирования толерантности как профилактики ксенофобии и экстремизма;

- обучить проектировать деятельность, направленную на профилактику ксенофобии и экстремизма в сфере образования;

- обучить психологическим приемам воспитания толерантности.

Содержание программы курса дифференцируется в два модуля:

1. Модуль «Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы профилактики экстремизма и ксенофобии» направлен на изучение причин и источников экстремизма, обозначение роли толерантности в образовании, определение целей, задач и принципов педагогики и психологии толерантности.

2. Модуль «Психолого-педагогическая профилактика экстремизма и ксенофобии в образовательном пространстве» предполагает выработку навыков и умений бакалавров по овладению формами, методами и приемами формирования толерантности в пространстве образовательной организации.

Несомненным потенциалом для развития толерантности студентов обладает курс «Психологические основы сотрудничества в школе», направленный на формирование компетенций, обеспечивающих осуществление психолого-педагогической деятельности на основе сотрудничества, личностное и социальное развитие учащихся.

Задачи дисциплины:

- показать возможности реализации психологических закономерностей и механизмов сотрудничества в процессе психолого-педагогической деятельности;

- развить понимание и принятие общечеловеческих ценностей;

- освоить психологические механизмы конструктивного (толерантного) взаимодействия в профессиональной деятельности;

_ активизировать потенциальные возможности студентов по осуществлению профессиональной деятельности на основе сотрудничества.

Программа данного курса также включает два модуля:

1. Модуль «Психологические основы сотрудничества» направлен на изучение социально-психологических закономерностей, механизмов сотрудничества, а также специфики их действия в образовательном процессе.

2. Модуль «Психологические условия эффективного сотрудничества» посвящен закреплению психологических знаний и умений, овладению студентами приемами и методами психологического оснащения психолого-педагогической деятельности в условиях сотрудничества.

При разработке данных дисциплин мы опирались на тот факт, что для развития толерантности студентов традиционные лекционно-семинарские формы подходят недостаточно, необходимы иные средства, запускающие механизм саморазвития толерантности.

Поэтому на занятиях используются технологии активного обучения [5], такие как дискуссии, «круглый стол», «мозговой штурм» на темы «Группы факторов агрессивного поведения молодежи. Причины и источники экстремизма», «Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии», «Содержание воспитания толерантности в системе современного поликультурного образования», «Сотрудничество как форма социального взаимодействия», «Конфликты в педагогическом процессе и их преодоление» и т. д.

Кроме того, мы используем психотехнологии, способствующие совершенствованию коммуникативных умений, самопознанию и самосовершенствованию студентов (импровизации научных конференций, родительских собраний; элементы тренинга; ролевые игры, в которых студенты выполняют роли консультантов, психологов-практиков, осуществляют психодиагностику, учатся решать практические задачи) [10].

В процессе изучения дисциплины «Психологические основы профилактики ксенофобии и экстремизма в образовательной организации» студенты овладевают методиками для оценки толерантности, составляют методическую копилку диагностирующих и развивающих толерантность методик и техник, составляют план работы педагога-психолога по формированию толерантности в школьной среде, разрабатывают

рекомендации для учителей по профилактике ксенофобии, разрабатывают рекомендации для родителей по развитию толерантности ребенка.

Итогом изучения курса является разработка плана-проекта «Проектирование работы психолога по профилактике ксенофобии и экстремизма в образовательной организации».

При изучении курса «Психологические основы сотрудничества в школе» студентам также выполняют задания, направленные на развитие толерантности (провести самодиагностику значимых профессиональных качеств, необходимых для эффективного сотрудничества, самодиагностику конфликтности, самостоятельно подобрав методики; разработать и продемонстрировать фрагмент урока, с использованием приемов обучения в сотрудничестве т. д.). Итог изучения курса - проект «Психологический портрет педагога гуманитарной школы».

Таким образом, форма контроля [11] представлена творческими заданиями, требующими от студентов не простого воспроизведения информации, а творчества.

Для развития толерантности в процессе лекционных и практических занятий студентам предлагаются вопросы, связанные с социально-психологическими проблемами современности. Студенты анализируют психологические причины и факторы конфликтогенности взаимоотношений, овладевают техникой общения, разрабатывают стратегию профилактики и разрешения конфликта в школьной практике и т. д.

Задания выполняются в микрогруппах, т. к. групповые формы работы интенсифицируют процесс общения, ставят студентов перед необходимостью вырабатывать коллективные решения и обосновывать свою точку зрения, развивают навыки профессионального толерантного общения, обогащают опыт социального взаимодействия [14].

Следует обратить внимание, что преподаватель становится в позицию фасилитатора, содействующего саморазвитию студентов. Преподаватель не передает готовые образцы толерантного поведения, а создает, вырабатывает их вместе со студентами. При этом личностные установки и ценность межличностной толерантности не «внедряются», а «выводятся» - осознаются, признаются, понимаются и принимаются самими участниками образовательного процесса на основе рефлексивной деятельности [15].

При изучении дисциплин используется интерактивный комплекс Flipbox для проведения презентаций и видеоконференций, система iSpring для проверки знаний (тест-тренажеры). В системе ИНФО-вуз создана информационно-коммуникационная образовательная среда, которая представляет собой специально организованное инновационное образовательное пространство, оснащенное электронными учебно-методическими материалами для студентов (учебники и учебные пособия, индивидуальные задания студентам, специальные назначения, методические рекомендации к выполнению тех или иных заданий), детерминирующее развитие будущего профессионала на этапе вузовской подготовки [4; 17].

Целью нашего исследования стало определение эффективности дисциплин по выбору «Психологические основы профилактики ксенофобии и экстремизма в образовательной организации» и «Психологические основы сотрудничества в школе» для развития толерантности самих студентов. В исследовании приняли участие студенты 4-го курса факультета психологии и дефектологии МГПИ в количестве 25 человек. Результаты диагностики исходного уровня толерантности (экспресс-опросник «Индекс толерантности» [12]) студентов перед началом изучения дисциплин показали, что для большинства испытуемых характерен низкий (11 чел. - 48 %) и средний (9 чел. - 36 %) уровни развития толерантности. Социальная толерантность сформирована у 13 (52 %) человек, этническая толерантность - у 5 (20 %) студентов, толерантность как черта личность проявляется у 8 (28 %) человек.

По данным исследования измерения толерантности, мы выявили, что чувствительность к толерантности развита у 11 (44 %) студентов, не проявляется чувствительность к толерантности у 14 (56 %) человек.

Данные, полученные при сравнении результатов первичной и итоговой диагностики, показывают, что у студентов произошли существенные положительные изменения по всем первоначальным показателям.

Так, например, прослеживается положительная динамика в развитии толерантности: низкий уровень толерантности характерен для 4 (16 %) человек, средний уровень - для 12 (48 %) человек, высокий уровень толерантности продемонстрировали 9 (36 %) студентов. Можно отметить динамику в изменении чувствительности к толерантности. Она стала более развита у 20 (80 %) студентов, не проявляется чувствительность к толерантности у 5 (20 %) человек. Статистическая значимость данных на 0,05 уровне (G - критерий знаков).

Выводы. Таким образом, проведенное исследование подтверждает наше предположение о том, что дисциплины по выбору «Психологические основы профилактики ксенофобии и экстремизма в образовательной организации» и «Психологические основы сотрудничества в школе» являются эффективным средством развития толерантности студентов.

Они позволяют обеспечить готовность к сотрудничеству с педагогами, учениками, их родителями, перевести будущих педагогов, психологов с позиции объектов развития толерантности в позицию субъектов ее развития. Студенты сознательно и ответственно включаются в процесс самосовершенствования, осознанно подходят к решению межэтнических, социокультурных проблем в осуществлении психолого-педагогического сопровождения развития личности.

Литература:

1. Алексеева, Е. В. Психологические основы толерантности учителя / Е. В. Алексеева, Л. С. Братченко // Монологи об учителе. - СПб.: СПбАППО, 2003. - С. 165-172.

2. Асмолов, А. Г. О смыслах понятия «толерантность» / А. Г. Асмолов Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001. - С. 8-18.

3. Беленкова, Л. Ю. Психологические и педагогические аспекты проблемы формирования и развития толерантности в рамках школьного образования / Л. Ю. Беленкова, М. А. Кечина // European Social Science Journal. - 2014. - № 4-2 (43). - С. 269-275.

4. Епишина, О. В. Элементы вузовской электронной системы обучения как средство формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов / О. В. Епишина, Е. В. Царева // Казанская наука: научно-методический журнал - 2012. - № 9. - С. 309-311.

5. Милешина, Н. А. Профилактика экстремизма и ксенофобии в системе современного образования : практикум / Н. А. Милешина, Л. А. Потапова, Е. В. Царева; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015. - 163 с.

6. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

7. Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие для вузов / А. В. Мартыненко С. С. Еремина, Н. А. Милешина, Т. Д. Надькин, Л. А. Потапова, Е. В. Царева / Под общ. ред. А. В. Мартыненко. - М.: Юрайт, 2017. - 221 с.

8. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А. А. Реан. - М.: АСТ, 2007. - 407 с.

9. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. - М.: Вече, АСТ, 2000. -Т. 2. - 560 с.

10. Руськина, Е. Н. Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания бакалаврам социально-психологических курсов по выбору / Е. Н. Руськина, Е. В. Царева // Казанская наука. - 2013. - № 10. - С. 282-284.

11. Сергунина, С. В. Оценка качества обучения бакалавров по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование / С. В. Сергунина, О. В. Фадеева // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. - 2014. - № 4 (20). - С. 63-66.

12. Солдатова, Г. У. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. - 112 с.

13. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. - Т. 4. - 752 с.

14. Царева Е. В. Курс «Психологические основы профилактики ксенофобии и экстремизма в образовательной организации» как средство развития толерантности студентов / Е. В. Царева // «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», II Всероссийская с междунар. участием науч.-практическая конф. / Отв. ред. Ю. В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2017. - С. 305-310.

15. Царева, Е. В. Развитие толерантности студентов в процессе изучения курса «Психология этнического самосознания и межкультурного общения» / Е. В. Царева // Модернизация педагогического образования: сборник научных трудов Международного форума (3-5 июня 2015 г., г. Казань). / Под ред. Р. А. Валеевой. - Казань, Бриг, 2015. - С. 197-302.

16. Царева, Е. В. Толерантность как профессионально значимое качество личности учителя / Е. В. Царева // Интеграция образования. - 2011. - № 4. С. 86-89.

17. Shutenko, E. N. Psychological and Didactic Resources of Use of Information Technologies as Tools of Students' Self-Fulfillment in University Training // E. N. Shutenko, I. V. Boyarinova, Zh. A. Shapoval, A. R. Akimova, E. V. Tsareva // International Journal of Applied Engineering Research (IJAER) Volume 12, Number 24 (2017) pp. 15627-15634.

Психология

УДК: 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Ожогова Елена Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный педагогический университет» (г. Омск);

доцент кафедры педагогики и психологии детства,

кандидат психологических наук Рассказова Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО КАК ФАКТОР, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. В данной статье, на основе обобщения результатов констатирующего исследования изучаются разные стороны процесса профессионального развития педагога: особенности развития профессионального мастерства, а также общий уровень профессиональной деформации личности и синдром «психического выгорания».

Анализируется сущность основных понятий. Опытным путем изучаются уровень развития профессионального мастерства, структурные особенности синдрома «психического выгорания» и общий уровень профессиональной деформации. С помощью корреляционного анализа была установлена взаимосвязь между различными составляющими профессионального мастерства и профессиональной деформацией личности, а также компонентами синдрома «психического выгорания».

Ключевые слова: профессиональное мастерство, профессиональное развитие, синдром «психического выгорания», эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений, профессиональная деформация, педагогическая деятельность.

Annotation. In given article, on the basis of generalization of results of ascertaining research the different parties of process of professional development of the teacher are studied: features of development of professional skill, and also the general level of professional deformation of the person and a syndrome «mental burnout».

The essence of the basic concepts is analyzed. The level of development of professional skill, structural features of a syndrome «mental burnout» and the general level of professional deformation are by practical consideration studied. With the help of the correlation analysis the interrelation between various components of professional skill and professional deformation of the person, and also components of a syndrome «mental burnout» has been established.

Keywords: professional skill, professional development, a syndrome of «mental burnout», an emotional exhaustion, depersonalization, a reduction of personal achievements, professional deformation, pedagogical activity.

Введение. Мастерство педагога - это высший уровень его профессионального развития, который позволяет во всей полноте реализовывать профессионально-педагогические функции и эффективно решать профессиональные задачи [5]. Педагогическое мастерство - это интегративное, комплексное, сложное и иерархическое профессионально-личностное образование. В акмеологическом смысле - вершина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.