Научная статья на тему 'Развитие толерантности подростков и старшеклассников на уроках и во внеурочной деятельности'

Развитие толерантности подростков и старшеклассников на уроках и во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
695
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / DEVELOPMENT OF TOLERANCE / ПОДРОСТКИ / TEENS / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПСИХОТЕХНОЛОГИИ / SENIORS / PSYCHOTECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Царева Елена Викторовна, Гуревичева Юлия Анатольевна

В статье рассмотрены возможности развития толерантности подростков и старшеклассников на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности. Представлены технологии, ориентированные на личностный рост субъекта образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Царева Елена Викторовна, Гуревичева Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of tolerance and high school teenagers in the classroom and during the extra-mural activities

The article discusses the possibility of the development of tolerance to teenagers and high school students the lessons of history and social studies, as well as overtime work. Represented technologies, personal growth-oriented subject educational process.

Текст научной работы на тему «Развитие толерантности подростков и старшеклассников на уроках и во внеурочной деятельности»

Литература:

1. Агапова М. В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации личности - Ярославль.: ЯГУ им. П.Г. Демидова, 2004. - С. 6

2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 267 с.

3. Дубиницкая К. А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: МГППУ, 2011. - С. 4-6.

4. Павлова О. В. Особенности формирования и пути профилактики синдрома эмоционального выгорания, враждебности и агрессии у среднего медперсонала - М.: НГУ им. им. Ярослава Мудрого, 2012. - С. 13

Психология

УДК: 37.015.3(045)

кандидат философских наук, доцент Царева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); преподаватель Гуревичева Юлия Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ И ВО

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности развития толерантности подростков и старшеклассников на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности. Представлены технологии, ориентированные на личностный рост субъекта образовательного процесса.

Ключевые слова: толерантность, развитие толерантности, подростки, старшеклассники, психотехнологии.

Annotation. The article discusses the possibility of the development of tolerance to teenagers and high school students the lessons of history and social studies, as well as overtime work. Represented technologies, personal growth-oriented subject educational process.

Keywords: tolerance, development of tolerance, teens, seniors, psychotechnologies.

Введение. Проблема развития толерантности и толерантного поведения является одной из важнейших в современном обществе.

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его о понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций («готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов», «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей»).

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения [10].

Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности -интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.

Это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Ее практическое проявление находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей, отмечает А. Г. Асмолов [2, c. 58].

Толерантность и интолерантность - особые отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом. Следовательно, здесь справедлива формула: связь - оценка - отношение - поведение (намерение), толерантное или интолерантное.

Изложение основного материала статьи. Формирование толерантности начинается в подростковом возрасте. Именно в этот период становления личностной идентичности, ценностно-смысловой сферы и самосознания в зависимости от протекания этих процессов можно говорить о наличии и уровне развития толерантного сознания.

Образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений [4; 6]:

- гуманность, предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру человека, человечность межличностных отношений;

- рефлексивность - глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию;

- гибкость - умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией;

- уверенность в себе - адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия;

- самообладание - владение собой, управление эмоциями, поступками;

- вариативность - многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений;

- перцепция - умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний

мир;

- чувство юмора - ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой.

В старшем школьном возрасте развиваются основные социогенные потенции человека, усиливаются сознательные мотивы поведения, продолжается становление толерантного сознания.

H. Л. Сомова выделяет следующие психологические предпосылки развития толерантности и толерантного сознания [8]:

I. Потенциал для развития самосознания и сформированности эго-идентичности. Толерантная личность обладает значительным разрывом между «Я-идеальным» и «Я-реальным» в отличие от интолерантной (у которой «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают).

2. Ответственность. Локус контроля толерантной личности - интернальный (принятие на себя ответственности за события, происходящие с ними). В отличие от этого, интолерантная личность обладает экстернальным локусом контроля, приписывая внешним событиям регулятивную роль в жизни. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп.

3. Потребность в личной независимости. Обнаружено, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. Такие люди стремятся к личной независимости больше, чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам. У интолерантных людей сильно выражено стремление принадлежать к тем или иным социальным группировкам.

4. Способность к эмпатии. Толерантной личности присуще ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека, воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу. Развитие эмпатии предполагает наличие комплекса умений, связанных с неосуждающим пониманием эмоциональных и мотивационных состояний других людей, принятием их обычаев и образа жизни. Интолерантные личности в меньшей степени социально чувствительны и менее адекватны в оценках других людей.

5. Открытость новому опыту. Толерантные люди легко воспринимают все новое, проявляют гибкость и готовность к изменениям, склонны к творчеству. Интолерантные личности настороженно относятся к неопределенности, проявляют повышенное стремление к упорядоченности и приветствуют авторитаризм как максимальное проявление социального порядка.

Целью нашего исследования стало определение уровня развития социальной и этнической толерантности подростков и старшеклассников (использован экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой) [7]. Исследование проводилось на базах МОУ СОШ г. о. Саранск. В исследование приняли участие 89 человек в возрасте 14-16 лет.

Анализ результатов исследования, позволил нам сделать вывод о том, что высокий уровень развития толерантности характерен для 15 % опрошенных подростков и старшеклассников, средний уровень развития толерантности проявляется у 38 % респондентов, низкий уровень развития толерантности - у 47 % школьников.

Далее мы выявили уровень развития отдельных видов толерантности. У 38 % подростков и старшеклассников достаточно выражена социальная толерантность - толерантные проявления в отношении различных социальных групп. Этническая толерантность развита также у 38 % опрошенных. Толерантность как черта личности (установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру) проявляется у 24 % респондентов.

Настораживает тот факт, что для современных молодых людей характерна тенденция проявления нетерпимого отношения к окружающим. Мы полагаем, что именно образование способно занять самую активную позицию в вооружении каждого человека знаниями и умениями преодоления кризисов идентичности, самоосуществления как гражданина страны, представителя нации, конфессии, оказывающих воздействие на все аспекты человеческой деятельности и поведения.

Первостепенной задачей образования является формирование у подрастающего поколения культуры социального и межнационального общения, культуры толерантности, то есть терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, охватывающей все стороны человеческих отношений: социально-психологических, социально-экономических, политических, религиозных [5].

Развитию толерантности и толерантного сознания, несомненно, способствуют уроки истории и обществознания, т. к. учащиеся имеют возможность научиться:

- признавать разнообразие позиций и мнений;

- уважительно относиться к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т. п.) других людей;

- осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

- вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания;

- представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику.

Подчеркнем, что воспитание толерантности на уроках истории и обществознания возможно при

использовании деятельностного, ценностного, компетентностного подходов, а также при соблюдении принципов уважительного отношения к личности ребенка, культуросообразности и принципа связи формирования толерантности с жизнью [11].

Мы полагаем, что в качестве основных тем, на основе которых возможно развивать толерантность, выступают:

- темы, посвященные взаимоотношениям России с народами, вошедшими в ее состав;

- изучение конфликтов и вооруженных противостояний;

- история войн;

- рассмотрение революционных событий;

- нравственные ориентиры деятельности, мировоззрение, убеждение, вера, свобода в деятельности человека, политическая деятельность и политическая идеология.

Таким образом, изучая историю, подростки и старшеклассники оценивают важность культурного разнообразия, корректируют существующие стереотипы восприятия различных социальных групп.

Развитию толерантности способствуют и уроки обществознания, т. к. в каждой теме обязательно есть вопросы самопознания и человеческих взаимоотношений [11]. Например, тема «Что такое общество?» раскрывает взаимосвязь человека и общества, учит терпимости и устойчивости, способности реализовать свои личностные позиции, в связи с этим у учащихся формируется представление о терпимости как о средстве, ведущем к стабильности.

Темы «Сфера духовной жизни», «Моральный выбор - это ответственность», «Духовная культура общества» и др. раскрывают духовную жизнь человека, дают представление о сознательном отношении к себе и к окружающему миру, показывают, что людей объединяют духовные ценности, идеалы и согласие.

Тема «Социальные статусы и роли», «Нации и межнациональные отношения», «Учимся жить в многонациональном обществе», помогают понять основные регуляторы отношений между людьми, потому что во все времена мораль, правила поведения, обычаи и традиции считаются важнейшими факторами единения людей и способствуют формированию моральных принципов.

В теме «Семья и быт» рассматриваются вопросы формирования межпоколенной толерантности и отчасти гендерной толерантности, что также имеет важной значение при воспитании гармонично развитой личности.

Такие темы уроков как: «Духовная культура общества», «Религия как одна из форм культуры», «Религия и религиозные организации», «Гражданское общество и правовое государство», «Молодежь в современном обществе», «Нации и межнациональные отношения» содержат потенциал развития уважительного отношения к различным культурам, позициям, ценностям.

На наш взгляд, наиболее эффективными для развития толерантности на уроках истории и обществознания являются, во-первых, личностно-ориентированные технологии, во-вторых, технологии, имеющие диалогическое основание, и, в-третьих, рефлексивные технологии [4].

К ним, в частности, относится диалог. Именно диалог служит отправной точкой в преодолении монологического типа культуры соответственно в развитии толерантности личности.

Диалог - способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения. В диалоге личность транслирует себя, свою уникальность и самобытность. Особенности и возможности диалога делают его мощным средством развития толерантности. Мы согласны с утверждением Е. М. Аджиевой, что «нравственная ценность идеи диалога состоит в том, чтобы помогать объективно воспринимать окружающее разнообразие людей, народов, культур» [1, с. 92].

В сфере диалогического общения специфическое место занимает дискуссия. Главная цель дискуссии -развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Среди задач содержательного плана выделяются: осознание и осмысление проблем и противоречий; выявление имеющейся информации; творческая переработка знаний; развитие умения аргументировать и обосновывать свою точку зрения; включение знаний в новый контекст и т.п.

Согласно Н. А. Асташовой, «умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности. В рамках работы со школьниками посредством направленной рефлексии осваиваются и преобразовываются общекультурные ценности в ценности личного плана, где толерантные отношения занимают достойное место» [3, с. 76].

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [9].

Воспитательным результатом внеурочной деятельности является непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности проявляется во влиянии (последствии) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Основными формами внеурочной деятельности по развитию толерантности подростков и старшеклассников, на наш взгляд, являются:

- проведение внеклассных мероприятий по воспитанию культуры толерантности, укреплению толерантности и профилактике экстремизма (круглый стол «Экстремизм: зона бедствия», конкурс эссе «Толерантность - мой выбор!», встречи, смоделированные в игровых ситуациях, где учащиеся берут на себя роли и вступают в «межкультурный диалог» и т. д.);

- проведение внеклассных мероприятий по изучению истории и культуры, ценностей и традиций народов России и мира;

- проведение межнациональных мероприятий и культурных акций в школе («Фестивали национальных культур»);

- организация тематических экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры родного края;

- тренинговые занятия, общей идеологией которых должно быть развитие нравственной и социально активной личности, превращение толерантности во внутреннюю ценность, развитие личности, осознающей собственную уникальность и необходимость единения с другими людьми («Способы решения конфликта», «Как убедить собеседника» и др.).

При построении тренингов необходимо исходить из понимания толерантности как психологической устойчивости в широком смысле - от нервно-психической устойчивости до психологической устойчивости к многообразию мира, этническим, социальным, культурным и мировоззренческим различиям. В связи с этим в структуру тренингов важно включать упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, релаксации, устойчивости к воздействию стрессоров [4].

Выводы. Таким образом, развитие толерантности учащихся на уроках истории и обществознания направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха, отчуждения и ненависти по отношению к другим народам, вероисповеданиям. Во внеурочной деятельности подростки и старшеклассники усваивают не только теоретическое понятие толерантности, ее виды и составляющие, но и приобретают опыт толерантного взаимодействия.

Эффективными методами и технологиями формирования толерантности являются ситуационные, моделирующие и ролевые игры, упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения, дискуссии, рефлексивные технологии.

Литература:

1. Аджиева, Е. М. Этопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности / Е. М. Аджиева // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: теория и практика: сб. науч.-метод. ст.; под ред. В. А. Шумилова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - С. 85-92.

2. Асмолов, А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности / А. Г. Асмолов. - Мемориал. -М.: Просвещение, 2008. - 85 с.

3. Асташова, Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н.

A. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: сб. науч. ст. / под ред. С. К. Бондыревой. - СПб.: Питер, 2009. - С. 76-77.

4. Порфирьева, А. В. Психологический тренинг как средство развития толерантности подростков / Е.

B. Царева, А. В. Порфирьева // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: сборник материалов V Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии», 12 ноября 2015 г., г. Саранск: в 2-х ч. Ч. 1 [Электронное издание] / Под ред. А. Н. Яшковой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015. - С. 205-212

5. Профилактика экстремизма в молодежной среде: учебное пособие для вузов / А. В. Мартыненко С.

C. Еремина, Н. А. Милешина, Т. Д. Надькин, Л. А. Потапова, Е. В. Царева / Под общ. ред. А. В. Мартыненко. - М.: Юрайт, 2017. - 221 с.

6. Пчелинцева, И. Г. Толерантность, как она формируется? / И. Г. Пчелинцева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 153 с.

7. Солдатова, Г. У. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» [Электронный ресурс] / Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова. - Режим доступа: http: // www.c-psy.ru/index.php/specialists/socialnomu-pedagogu/metodikisocpedagog/6024.

8. Сомова, Н. Л. Программа психолого-педагогического сопровождения развития социальной толерантности младших подростков // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты: материалы III Национальной научно-практической конференции. - М.: Просвещение. -2006. - С. 56-58.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf.

10. Царева, Е. В. Толерантность как профессионально значимое качество личности учителя / Е. В. Царева // Интеграция образования № 4 - Саранск, 2011. - С. 86-89.

11. Царева Е. В. Развитие социальной и этнической толерантности старшеклассников на уроках истории и обществознания / Е. В. Царева, О. Ф. Репникова //«Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», II Всероссийская с междунар. участием науч.-практическая конф. / Отв. ред. Ю. В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2017. - С. 310-315.

Психология

УДК 159.9.019.4

кандидат психологических наук, доцент Чуносов Михаил Александрович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры специальных дисциплин Таранин Михаил Александрович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ СОТРУДНИКОМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ

Аннотация. В статье значение психологической саморегуляции для деятельности сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрены виды психологической саморегуляции. Рассмотрены факторы формирования адекватного поведения сотрудника полиции. Показаны особенности реализации различных видов саморегуляции. Отмечается, что использование психологической саморегуляции позволит сотруднику полиции более качественно выполнять оперативно-служебные задачи.

Ключевые слова: психологическая саморегуляция, факторы формирования поведения виды саморегуляции, методы саморегуляции.

Annotation. In the article the significance of psychological self-regulation for the activity of employees of law enforcement bodies. Types of psychological self-regulation are considered. The factors of formation of adequate behavior of a police officer are considered. The features of realization of various types of self-regulation are shown. It is noted that the use of psychological self-regulation will allow the police officer to perform better operational tasks

Keywords: Psychological self-regulation, factors of the formation of behavior, types of self-regulation, methods of self-regulation.

Введение. Профессиональная деятельность сотрудника ОВД предъявляет высокие требования к его личностным качествам, профессиональной и физической подготовке. Воздействие психических и физических перегрузок требует от сотрудников обоснованных, решительных действий, готовности пойти на риск, способности управлять своим психическим состоянием, мобилизоваться и использовать собственные резервы т.е. речь идёт о процессе формирования поведения, направленного на выполнение оперативно-служебной задачи.

Формулировка цели статьи. В процессе практической деятельности, сотрудник сталкивается со сложными и экстремальными ситуациями, которые деструктивно влияют на психику и, таким образом, затрудняют или препятствуют качественной реализации усвоенных алгоритмов деятельности.

Проведённые нами раннее исследования позволяют утверждать, что на формирование адекватного поведения сотрудника ОВД влияют объективные и субъективные факторы.

К субъективным факторам можно отнести наличие у сотрудника органов внутренних дел:

1) комплекса мотивационных установок на достижение успеха в деятельности;

2) типологических характеристик, присущих для проявления волевых качеств, таких как, смелость и решительность;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.