Научная статья на тему 'Воспитание толерантности как социально значимого качества личности в системе межнационального общения'

Воспитание толерантности как социально значимого качества личности в системе межнационального общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1257
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ / КУЛЬТУРА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / TOLERANCE / INTERETHNIC TOLERANCE / CULTURE OF INTERETHNIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Людмила Андреевна

Данное исследование посвящено изучению проблемы толерантности в межнациональном общении. Анализируется термин «толерантность» как терпеливое, уважительное отношение к представителям различных культур и традиций. Автором доказывается значимость воспитания толерантности в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Людмила Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF TOLERANCE AS A SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITY OF PERSONALITY IN THE SYSTEM OF INTERETHNIC COMMUNICATION

This study is devoted to the study of the problem of tolerance in international communication. The term "tolerance" is analyzed as a patient, respectful attitude to representatives of different cultures and traditions. The author proves the importance of tolerance education in modern society.

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности как социально значимого качества личности в системе межнационального общения»

Литература:

1. Андреев А.А. Интернет в системе непрерывного образования // Высшее образование в России, - 2005. -№ 7. - 91-94.

2. Пестряева Л. Ш. Применение активных методов обучения в формировании дидактических умений студентов института физической культуры: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 и 13.00.08. - Йошкар-Ола, 2002. - 147 с.

3. Пестряева Л.Ш., Глинкин Б.Н. Профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы III межд. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2018. - С. 53-57.

4. Пестряева Л.Ш., Пешкумов О.А., Садетдинов Д.Ш. Применение ориентировочных карт-инструкций в учебном процессе по физической культуре со студентами вузов // Проблемы современного педагогического образования, 2017. - № 57-5. С. 265-271.

5. Пестряева Л.Ш. Совершенствование учебного процесса по физической культуре средствами легкой атлетики // Развитие аграрной науки как важнейшее условие эффективного функционирования агропромышленного комплекса страны: материалы всерос. науч.-практ. конф. посвященной 70-летию со дня рождения заслуженного работника высшей школы Чувашской Республики и Российской Федерации, доктора ветеринарных наук, профессора Кириллова Николая Кирилловича, 2018. - С. 561-563.

6. Пестряева Л.Ш. Эффективность применения ориентировочных карт-инструкций в изучении легкоатлетических упражнений // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы межд. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2017. - С. 46-50.

7. Пестряева Л.Ш., Пешкумов О.А. Педагогические условия формирования общекультурной компетенции в процессе изучения дисциплины "Физическая культура и спорт" // Проблемы современного педагогического образования, 2018. - № 61-3. С. 170-173.

8. Смирнова Е. И. Современные подходы к организации «Физической культуры» в вузе // Актуальные проблемы современной педагогики: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть III. (15 февраля 2010г.). - Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2010. - С. 65-68

9. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 07 августа 2009 г. №1101-р) / Собрание законодательства РФ, 17.08.2009, № 33, ст. 4110.

10. Щенников С.А. Развитие системы открытого дистанционного профессионального образования: Автореф. дис., д-ра пед.наук. М., 2003. - 45 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Людмила Андреевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы толерантности в межнациональном общении. Анализируется термин «толерантность» как терпеливое, уважительное отношение к представителям различных культур и традиций. Автором доказывается значимость воспитания толерантности в современном обществе.

Ключевые слова: толерантность, межэтническая толерантность, интолерантность, терпимость, культура межэтнических отношений.

Annotation. This study is devoted to the study of the problem of tolerance in international communication. The term "tolerance" is analyzed as a patient, respectful attitude to representatives of different cultures and traditions. The author proves the importance of tolerance education in modern society.

Keywords: tolerance, interethnic tolerance, tolerance, culture of interethnic relations.

Введение. Актуальность темы толерантности в настоящее время трудно переоценить. Высокие темпы перемещения и миграции населения привели к необходимости социального взаимодействия представителей разных общин и культур. Резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев вызывают необходимость актуализировать внимание на ценностях и принципах, необходимых для общего выживания и свободного развития. Социальные перемены в жизни современного общества такие как глобализация и интеграция, расширение и углубление сфер межнационального взаимодействия приводят к неизбежному пониманию значимости диалога представителей различных национальностей, способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре в дальнейшем развитии человечества [8; 15].

Формулировка цели статьи. Цель данной статьи - рассмотреть сущностные характеристики толерантности как социально значимого компонента культуры личности в системе межнационального общения.

Изложение основного материала статьи. Социальные перемены в жизни современного российского общества, глобализационные и интеграционные процессы, расширение и углубление сфер межнационального взаимодействия приводят к неизбежному пониманию того, что дальнейшее развитие человечества возможно только в условиях диалога представителей различных национальностей, способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре. Сближение контактов разных культур и религий может стать источником как взаимообогащения, так и источником конфликтов, возникающих в результате незнания глубинных основ иных культур и религий и даже может быть использовано с политическими намерениями экстремистами.

Глобализация интеграционных процессов в современном обществе повышает ценность самобытности и национальной неповторимости культуры каждого народа. Родная культура, по словам Г.Е. Левченко, воспринимается как щит, охраняющий национальное своеобразие народа, и глухой забор, отгораживающий от других народов и культур, в связи с чем возникает необходимость поиска путей рационального и безопасного для обеих сторон сосуществования неродственных, порой весьма далеких друг от друга культур. В данном случае культура межнационального общения выступает в качестве средства безопасного и комфортного существования в новом социуме. Единственный путь, отвечающий стабилизации в многонациональном обществе - это путь взаимопонимания и дружбы, свободного и равноправного сотрудничества представителей разных культур, народов на основе общности их коренных интересов [9].

Интеграционные процессы в мире, развитие межкультурного и межрелигиозного диалога привели к тому, что современный человек оказался вовлеченным в различные социальные отношения, социальные группы, предоставляющие многочисленные возможности для проявления и реализации себя (не всегда социально одобряемые), распространения разного рода политических (в том числе экстремистских) и религиозных (иногда антирелигиозных) организаций и течений. Сегодня, как никогда значимо такое качество личности как толерантность, проявляющееся в ее способности, сохраняя уверенность в своих позициях, проявлять терпимость к иным взглядам и без противодействия воспринимать, разумеется в социально приемлемых и нравственно оправданных границах, отличающиеся от ее собственных мнения, образ жизни, поведение и какие-либо иные особенности других людей, если это непосредственно или в видимой перспективе не угрожает здоровью или жизни индивида, в признании возможности мирного сосуществования социально приемлемых религиозных и политических течений [11].

Понятие толерантности согласно «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО», принятой в рамках мандата ООН ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, означает «уважение, принятие и высокая оценка богатого разнообразия мировых культур, форм выражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [5].

Понятие «толерантность» в настоящее время чрезвычайно широко используется как в различных научных дисциплинах, так и в социальной практике (педагогической, политической, международной и пр.), в характеристике взаимодействия индивида на межличностном уровне с представителями других культур и национальностей. Рассмотрению различных подходов к изучению проблемы толерантности вообще и межэтнической в частности посвящены работы А.Г. Асмолова, Н.А. Асташовой, С.К. Бондыревой, Г.У. Солдатовой и др. Проблемам формирования толерантности к многообразию культур посвящены педагогические исследования З.Т. Гасанова, О.В. Жуковой, Ф.Х. Киргуевой, Н.М. Лебедевой, А.А. Логиновой, Т.Г. Стефаненко и др. [2; 6; 10; 14].

В социально-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности. А.Г. Асмолов рассматривает данное понятие как «искусство жить в мире непохожих людей и идей». Наиболее ёмкую на наш взгляд трактовку толерантности дает Б.З. Вульфов. Толерантность - это способность человека сосуществовать с другими, у кого иной менталитет и образ жизни. В самом широком смысле понятие «толерантность» означает способность относиться к иному мнению, поступкам без раздражения, признавать право других на отличие [2; 3].

Толерантность, как интегрированное качество личности, включает в себя социальную компетентность (умение гармонично строить отношения с собой, с другими и с социумом в целом); психологическое здоровье (отсутствие социальных страхов, тревоги, немотивированной агрессии, проявлений деструктивного поведения), внутреннее эмоциональное равновесие (положительное самоощущение), социальную ответственность (умение самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, быть готовыми и способными творить на благо общества, сформированный просоциальный мотив, ведущий к просоциальному поведению). Практика показывает, что если у человека сформировано это качество, то оно проявляется во всех жизненных ситуациях и в отношениях со всеми людьми. Но в то же время мы нередко наблюдаем проявление толерантности по отношению к близким, но пренебрежительное, нетерпимое отношение к людям другой веры, национальности [7].

В современных условиях образование становится одним из наиболее эффективных средств формирования новых отношений и норм поведения, и в частности формирования толерантного сознания и поведения в системе межнационального общения. Большая роль в этом процессе отводится созданию единого поликультурного пространства, подготовке молодежи к жизни в многонациональной среде, построенной на условиях ненасилия, уважения к другим народам, в том числе и прежде всего к своему народу, своим народным традициям, что остается приоритетным в системе образования. Уместно в данной связи упомянуть высказывание Президента Российской Федерации В.В. Путина в статье «Россия: национальный вопрос»: «Гражданская задача образования, системы просвещения - дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история - естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур» [13].

Развитие этнической толерантности в образовательной организации в процессе урочной работы (национально-региональный компонент содержания образования, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, обеспечивающие развитие этнической толерантности) и внеурочной работы (проведение конкурсов, фестивалей, социальных проектов, организация элективных курсов, классных часов и др.).

В современной научной литературе при рассмотрении феномена толерантности в системе межнационального общения обозначены следующие уровни толерантности:

1. Интолерантность - активная позиция человека, отрицающего своеобразие представителя другой культуры и стремящегося подстроить взгляды другого под свои.

2. Безразличие - пассивная социальная позиция, проявляющаяся в абсолютном равнодушии к личности другого, к его своеобразным особенностям в рассуждениях, поведении.

3. Терпимость -отстраненное созерцание других людей с иными взглядами, проявление в сдерживании негативного реагирования на непохожесть отдельных людей, отсутствие позитивного отношения к тому, что ценно для других. Но следует знать, что за терпимость ошибочно могут быть приняты: замедленность реакции, нерешительность, неспособность к ценностному различению, циничное

равнодушие. (Следует обратить внимание, что если для русского человека терпимость в основном ассоциируется с понятиями «широта души», «великодушие», то для западного человека понятие «терпимость» предполагает наличие предела терпимости).

4. Готовность к пониманию другого принятия позиции другого на основе общечеловеческих ценностей и даже проявление понимания и уважительного отношения к его взглядам, своеобразию. Признание права на существование другого взгляда, мнения.

5. Уровень выстраивания диалога и расширение собственного опыта взаимодействия с другими инакомыслящими. Способность посмотреть на проблему глазами другого, наличие критического отношения как к себе, так и к другому, расширение собственного опыта на основе критического осмысления другого [161.

Оптимальным для развития толерантного сознания, формирования толерантных установок в системе межнационального общения является подростковый возраст, когда, с одной стороны, сознание детей сохраняет гибкость по отношению к внешним воздействиям, а с другой - уже готово к самостоятельному осмысленному восприятию того, что хорошо, а что плохо. Если дети 6-7 лет в основном имеют несистематические знания о своей этнической идентичности и не могут оценивать человека в зависимости от его национальных особенностей, то в подростковом возрасте появляются такие черты личности, как избирательность и целенаправленность восприятия, появляется «чувство социального «Я», вырабатывается собственная система эталонов самооценивания и в связи с этим возникает стремление повысить значимость собственного «Я».

По словам Г.У. Солдатовой, «...подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов» [14, с. 81.

Основная задача педагога в развитии толерантных отношений заключается в повышении коммуникативной компетентности обучающихся, готовых к открытому диалогу, а также в создании оптимальных условий для самовыражения индивидуума, развития культуры собственного достоинства и терпимости, уважительности по отношению к окружающим.

В практике воспитания толерантности у подростков, умения понимать других людей, терпимо относиться к их своеобразным поступкам и готовности вести с ними открытый диалог, используются такие методы как убеждение и самоубеждение (интеллектуальна сфера), стимулирование и мотивация (мотивацнонная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (сфера саморазвития).

Анализ теоретических исследований (Г.В. Безюлевой, Н.Г. Марковой, Г.М. Шеламовой и др.) позволил обозначить педагогические условия, при которых возможны формирование, развитие и саморазвитие субъектов поликультурного пространства, воспитание толерантности:

- создание толерантного поликультурного образовательного пространства;

- формирование установки на толерантность, состоящую из готовности и способности обучающихся к конструктивным межличностным отношениям, формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях, способствуют воспитанию подростков в духе толерантности;

- вариативное использование активных методов обучения и воспитания, способствующие формированию мировоззрения, ассертивности, «интеллекта межнациональных отношений» и менталитета толерантности;

- осуществления интеграции содержания учебных дисциплин, где интеграция рассматривается как более глубокая форма взаимосвязи содержательных компонентов изучаемых дисциплин, которая формирует креативное и синергетическое мышление, позволяющее проявлять значимые личностные качества обучающихся, трансформируя их в сторону эмпатии, взаимоуважения и сотрудничества [11].

В организации процесса воспитания толерантности в системе межнационального общения важно учитывать возрастные потребности подростка, особенности его субкультуры. Как показывает практика - это потребности: в обособлении от взрослых; в самоутверждении, осуществлении своих способностей, успехе; в принятии его социумом, а именно быть принятым в группе подобных себе; в освобождении от комплекса неполноценности и черт характера субъективно неприемлемых; в получении новых ощущений, информации, которые невозможно получить в школе, семье.

В воспитании толерантности следует учитывать проявление на личностном уровне таких черт, характерных для подростка с низким уровнем воспитанности, как грубость, цинизм, агрессивность, жестокость, проявляющиеся в нетерпимости к людям других взглядов, привычек, образа жизни, культуры. Преодоление этих признаков неприязни возможно лишь в целенаправленной, систематической, комплексной работе по внедрению в подростковую среду норм культуры межличностного и межнационального общения и толерантности как позитивной социально-психологической установки.

Исходя из сказанного, ведущая идея воспитания межэтнической толерантности подростков должна, на наш взгляд, состоять в следующем:

1) создание ситуаций успеха в наиболее значимых видах деятельности, создающих возможность позитивного самоутверждения в межэтнических отношениях;

2) формирование культуры межэтнических отношений как ценностной установки;

3) предупреждение отклонений в межличностных отношениях и нравственном развитии [12].

Непременной частью процесса воспитания толерантности в системе межнационального общения должно

создание благоприятных условий для развития личности подростка, а также должна проводиться индивидуальная воспитательная работа, осуществляемая на основе принципов: субъектности, равенства, принятия, индивидуализации, деятельности.

Выводы. Воспитание толерантности как педагогическая задача - на наш взгляд, сложный, но в целом осуществимый процесс. Его необходимость обусловлена фиксируемой межнациональной напряженностью различной степени в современной России и в мире в целом. Грамотное педагогическое руководство

воспитанием подрастающего поколения, в основу которого положены принципы гуманизма, поликультурности, толерантности педагогического диалога субъектов образовательного процесса, смогут стать залогом безопасного развития и России и всего мирового сообщества.

Литература:

1. Абрамян А.К. Толерантность как социально значимая ценность. // Вестник ТГПИ им. А.П. Чехова. 2009. № 2. С. 3-11. - URL: https://cyberleninka.rU/article/v/tolerantnost-kak-sotsialno-znachimaya-tsennost

2. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 4-18. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/strategiya-i-metodologiya-sotsiokulturnoy-modernizatsii-obrazovaniya

3. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. 2002. № 6. С. 12-16.

4. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001.№ 4. С. 24-28.

5. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО / https://yandex.ru/search/?lr=10745&clid=2270456&win=290&text=декларация%20принципов%20толерантности %20юнеско%201995

6. Киргуева Ф.Х., Жукова О.В. Особенности воспитания межэтнической толерантности городских учащихся подросткового возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5.; [Электронный ресурс1 - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28106 (дата обращения: 10.11.2018).

7. Климова М.В. Формирование толерантности как интегрального качества личности подростков 13-15 лет: Автореф ... дис канд пед наук. - Нижний Новгород, 2011. - 30 с.

8. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. - М., 2010. - URL: http://pnu.edu.ru/media/filer public/1b/a5/1ba5a122-7f0f-4008-a73d-9f5c2a8c922b/concept.pdf

9. Левченко Е.Г. Толерантность как интегральное качество личности // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.1 - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 379-380. - https://interactive-plus.ru/ru/article/1171/discussion platform

10. Логинова А. А., Атаева Л. И. Толерантность молодежи в современном обществе [Текст| // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4332/ (дата обращения: 15.01.2019).

11. Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза: Диссертация . доктора педагогических наук. - Казань. 2010. - 553 с. -URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-kultury-mezhnacionalnyh-otnoshenij-studentov-v-polikulturnom.html

12. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Т.УШ. Вып. XIII / Под ред. В.С.Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003. - 391с. - URL: http://www.socioedu.ru/node/64

13. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета // www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html

14. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис: 2000. - 112 с.

15. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» // http://dob.1september.ru/2003/23/10.htm

16. Яскевич Я.С. Философия и методология социальных наук. Проблемы социальной коммуникации: учеб пособие для вузов / Я.С. Яскевич, В.Л. Васюков - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 246 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат социологических наук, доцент Покровская Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань); студент Миндубаев Булат Ильдарович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА

Аннотация. Анализируется отношение студентов к физической культуре. Определяется актуальность занятий физической культурой и спортом на этапе студенчества. Полноценное овладение студентами профессиональными знаниями возможно при хорошем состоянии здоровья, которое может быть приобретено ими при регулярных занятиях физической культурой.

Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, физические упражнения, здоровье студента.

Anmtation. The attitude of students to physical culture is analyzed. Determined by the relevance of physical culture and sports at the stage of students. A full-fledged mastery of professional knowledge by students is possible with good health, which can be acquired by them during regular physical culture classes.

Keywords: physical culture, physical activity, exercise, health of the student.

Введение. От нормального физического развития и функционирования органов и систем организма, любого человека, в том числе и студентов, зависит способность их организма сохранять устойчивость и адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды, а в нашем конкретном случае, справляться с учебной нагрузкой.

Физическая культура играет значимую роль в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило, связана со значительными перенапряжениями внимания, зрения, интенсивной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.