Научная статья на тему 'Применение интерактивных обучающих карт в дистанционной технологии обучения физкультурно-спортивным дисциплинам'

Применение интерактивных обучающих карт в дистанционной технологии обучения физкультурно-спортивным дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ КАРТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / STUDENTS / INTERACTIVE LEARNING MAPS / SPORTS DISCIPLINES / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пестряева Людмила Шейисдановна, Пешкумов Олег Аркадьевич

В статье рассматривается применение интерактивных обучающих карт в дистанционной технологии обучения в преподавании физкультурно-спортивных дисциплин. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил результативность интерактивных обучающих карт в формировании двигательных действий у студентов. Полученные результаты эксперимента свидетельствуют об одинаковом физическом уровне студентов экспериментальной и контрольной групп к промежуточной аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пестряева Людмила Шейисдановна, Пешкумов Олег Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE LEARNING MAPS IN DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY OF SPORTS DISCIPLINES

The article deals with the use of interactive learning maps in distance learning technology in the teaching of sports disciplines. The conducted pedagogical experiment confirmed the effectiveness of interactive learning maps in the formation of motor actions of students. The results of the experiment indicate the same physical level of students of the experimental and control groups to the intermediate certification.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных обучающих карт в дистанционной технологии обучения физкультурно-спортивным дисциплинам»

Педагогика

УДК:796.04

кандидат педагогических наук, доцент Пестряева Людмила Шейисдановна

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары); кандидат биологических наук Пешкумов Олег Аркадьевич

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБУЧАЮЩИХ КАРТ В ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Аннотация. В статье рассматривается применение интерактивных обучающих карт в дистанционной технологии обучения в преподавании физкультурно-спортивных дисциплин. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил результативность интерактивных обучающих карт в формировании двигательных действий у студентов. Полученные результаты эксперимента свидетельствуют об одинаковом физическом уровне студентов экспериментальной и контрольной групп к промежуточной аттестации.

Ключевые слова: студенты, интерактивные обучающие карты, физкультурно-спортивные дисциплины, технология дистанционного обучения.

Annоtation. The article deals with the use of interactive learning maps in distance learning technology in the teaching of sports disciplines. The conducted pedagogical experiment confirmed the effectiveness of interactive learning maps in the formation of motor actions of students. The results of the experiment indicate the same physical level of students of the experimental and control groups to the intermediate certification.

Keywords: students, interactive learning maps, sports disciplines, distance learning technology.

Введение. На сегодня, Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предусматривает включение физкультурно-спортивных дисциплин в базовую и вариативную части Блока 1 у всех направлений и специальностей, без исключений. В учебных планах и рабочих программах предусмотренные часы по этим дисциплинам в Чувашской ГСХА отведены на практические занятия [9]. Но некоторые студенты, в силу сложившихся обстоятельств, не всегда могут посещать учебные занятия в реальном времени. В таких случаях разработка и внедрение технологий дистанционного обучения, является перспективным направлением [1], [10]. Преимущество дистанционного обучения заключается в самостоятельном определении времени занятия. Но может ли такой способ получения образования заменить практические занятия, не теряя качество обучения? Одним из явных недостатков дистанционного обучения является преобладание теории над практикой [3]. Если по многим дисциплинам учебные часы распределены на теоретические и практические занятия, то по физкультурно-спортивным дисциплинам только на практические. Так же следует учитывать, что в условиях дистанционного обучения время контактирования с преподавателем ограничено, вследствие чего усложняется преподавание этой дисциплины дистанционно.

Тем не менее внедрение технологий дистанционного обучения в образовательный процесс вузов является актуальным и еще не получило должного развития.

Изложение основного материала статьи. На сегодня, существующие технологии дистанционного обучения направлены на получение теоретических знаний, которые не формируют у студентов навык двигательного действия [2]. Из выше сказанного, была сформулирована цель исследования:

«Разработать и экспериментально обосновать результативность интерактивных обучающих карт в дистанционной технологии обучения в формировании двигательных действий у студентов».

В исследование применялись следующие методы:

- теоретический анализ и обобщение научно-методических работ по проблеме исследования;

- метод экспертных оценок;

- педагогический эксперимент;

- методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась Чувашская ГСХА.

Педагогическая деятельность преподавателя заключалась в своевременном размещении интерактивных обучающих карт, консультировании и обеспечении двухсторонней интерактивной связи. Формы общения при изучении учебного материала в основном являлись асинхронными. Для освоения учебного материала дисциплины студент должен был заходить в систему дистанционного обучения для просмотра учебного материала в удобное для него время. Результативность интерактивных обучающих карт определяли путем сдачи практических зачетных нормативов в промежуточную аттестацию.

Одной из основных задач изучения учебных дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина) выдвигается задача овладеть техникой двигательных действий, способствующих успешной сдачи практических зачетных нормативов [7]. Учитывая данные факторы, для студентов, изучающие эти дисциплины дистанционно, были разработаны интерактивные обучающие карты [4], [6].

Разработанные нами интерактивные обучающие карты включали в себя следующие разделы:

- основные фазы цикла движений по опорным точкам;

- правильность выполнения двигательного действия по опорным точкам;

- возможные ошибки при выполнении двигательного действия по опорным точкам;

- самоконтроль за выполнением двигательного действия по опорным точкам (шкала оценки техники выполнения по 10 баллам).

Также, интерактивные обучающие карты содержали полную информацию для студента о сущности двигательного действия и способе его построения, применялись термины, имеющие конкретное и точное содержание, вызывающие у студентов четкие представления. Двигательная задача в них была конкретная и осуществимая, с представленным биомеханическим анализом [5], [8]. Примерная интерактивная обучающая карта представлена в таблице 1.

Таблица 1

Интерактивная обучающая карта по технике «Прыжка в длину с места»

Основные фазы цикла движений по опорным точкам Правильность выполнения двигательного действия по опорным точкам Возможные ошибки при выполнении двигательного действия по опорным точкам Шкала оценки техники выполнения по 10 баллам

Дальность прыжка Прыжок далекий Прыжок короткий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Фаза «отталкивания» Отталкивание быстрое, мощное, под тупым углом к поверхности Отталкивание медленное, вялое под острым углом к поверхности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Фаза «выход в шаге» Фиксация положения «выход в шаге» Толчковая нога сразу подтягивается к маховой ноге 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Фаза «полет» Толчковая нога подтягивается к маховой ноге, и колени удерживаются у груди Толчковая нога раньше времени подносится к маховой ноге и сразу идут на приземление 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Фаза «приземление» Ноги отпускаются на приземление перед встречей с опорой Ноги отпускаются на приземление раньше времени 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Для экспериментального обоснования эффективности применения интерактивных обучающих карт в преподавании физкультурно-спортивных дисциплин нами был проведен педагогический эксперимент продолжительностью в один учебный год. В эксперименте приняли участие контрольная (10 юношей) и экспериментальная (10 юношей) группы студентов. Студенты первой группы обучались традиционно по учебному расписанию, студенты другой группы - по дистанционной форме обучения. В начале педагогического эксперимента у испытуемых обеих групп определились физические показатели по практическим зачетным нормативам раздела «Легкая атлетика». Как видно из таблицы 2, показатели испытуемых были относительно одинаковыми и не имели, каких либо существенных преимуществ в отношении их готовности к усвоению учебного материала по спортивно-физкультурным дисциплинам.

Таблица 2

Физические показатели студентов по разделу «Легкая атлетика» до начала эксперимента,(X±s)

Зачетные нормативы Физические показатели Достоверность различий

Контрольная группа Экспериментальная группа

100 м (с) 14,2±0,42 14,1±0,48 >0,05

3000 м (мин) 12,3±0,49 12,3±0,47 >0,05

Прыжок в длину с места (см) 205±0,37 204±0,40 >0,05

В ходе эксперимента юноши контрольной группы занимались с преподавателем два раза в неделю, по традиционной форме обучения. На занятиях студенты могли в реальном времени визуализировать технику выполнения двигательного действия, получить консультацию и коррекцию ошибок. В экспериментальной группе - студенты выполняли учебные задачи в благоприятное для них время, используя интерактивные обучающие карты, а консультации были асинхронными. Правильность выполнения двигательного действия студент самостоятельно контролировал по опорным точкам и оценивал по 10 балльной шкале.

По окончанию эксперимента студенты контрольной и экспериментальной групп сдавали практические зачетные нормативы раздела «Легкая атлетика» (таблица 3).

Таблица 3

Физические показатели студентов по разделу «Легкая атлетика» после эксперимента,(X±s)

Зачетные нормативы Физические показатели Достоверность различий

Контрольная группа Экспериментальная группа

100 м (с) 13,4±0,41 13,1±0,46 >0,05

3000 м(мин) 11,3±0,48 11,9±0,47 >0,05

Прыжок в длину с места (см) 225±0,39 228±0,34 >0,05

Результаты по физическим показателям у обеих групп изменились в положительную сторону, и как до начало эксперимента практически не отличались. Это свидетельствует о том, что студенты, обучающиеся дистанционно, находятся в равных условиях со студентами, занимающихся с преподавателем.

Выводы. Таким образом, результаты исследований подтверждают результативность интерактивных обучающих карт в дистанционной технологии обучения в формировании двигательных действий у студентов. Их применение позволило, за время дистанционного периода, к началу промежуточной аттестации студентов экспериментальной группе находиться на одинаковом физическом уровне с контрольной группой, несмотря на самостоятельную подготовку к очной сессии.

Литература:

1. Андреев А.А. Интернет в системе непрерывного образования // Высшее образование в России, - 2005. -№ 7. - 91-94.

2. Пестряева Л. Ш. Применение активных методов обучения в формировании дидактических умений студентов института физической культуры: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 и 13.00.08. - Йошкар-Ола, 2002. - 147 с.

3. Пестряева Л.Ш., Глинкин Б.Н. Профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы III межд. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2018. - С. 53-57.

4. Пестряева Л.Ш., Пешкумов О.А., Садетдинов Д.Ш. Применение ориентировочных карт-инструкций в учебном процессе по физической культуре со студентами вузов // Проблемы современного педагогического образования, 2017. - № 57-5. С. 265-271.

5. Пестряева Л.Ш. Совершенствование учебного процесса по физической культуре средствами легкой атлетики // Развитие аграрной науки как важнейшее условие эффективного функционирования агропромышленного комплекса страны: материалы всерос. науч.-практ. конф. посвященной 70-летию со дня рождения заслуженного работника высшей школы Чувашской Республики и Российской Федерации, доктора ветеринарных наук, профессора Кириллова Николая Кирилловича, 2018. - С. 561-563.

6. Пестряева Л.Ш. Эффективность применения ориентировочных карт-инструкций в изучении легкоатлетических упражнений // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы межд. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2017. - С. 46-50.

7. Пестряева Л.Ш., Пешкумов О.А. Педагогические условия формирования общекультурной компетенции в процессе изучения дисциплины "Физическая культура и спорт" // Проблемы современного педагогического образования, 2018. - № 61-3. С. 170-173.

8. Смирнова Е. И. Современные подходы к организации «Физической культуры» в вузе // Актуальные проблемы современной педагогики: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть III. (15 февраля 2010г.). - Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2010. - С. 65-68

9. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 07 августа 2009 г. №1101-р) / Собрание законодательства РФ, 17.08.2009, № 33, ст. 4110.

10. Щенников С.А. Развитие системы открытого дистанционного профессионального образования: Автореф. дис., д-ра пед.наук. М., 2003. - 45 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Людмила Андреевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы толерантности в межнациональном общении. Анализируется термин «толерантность» как терпеливое, уважительное отношение к представителям различных культур и традиций. Автором доказывается значимость воспитания толерантности в современном обществе.

Ключевые слова: толерантность, межэтническая толерантность, интолерантность, терпимость, культура межэтнических отношений.

Annotation. This study is devoted to the study of the problem of tolerance in international communication. The term "tolerance" is analyzed as a patient, respectful attitude to representatives of different cultures and traditions. The author proves the importance of tolerance education in modern society.

Keywords: tolerance, interethnic tolerance, tolerance, culture of interethnic relations.

Введение. Актуальность темы толерантности в настоящее время трудно переоценить. Высокие темпы перемещения и миграции населения привели к необходимости социального взаимодействия представителей разных общин и культур. Резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев вызывают необходимость актуализировать внимание на ценностях и принципах, необходимых для общего выживания и свободного развития. Социальные перемены в жизни современного общества такие как глобализация и интеграция, расширение и углубление сфер межнационального взаимодействия приводят к неизбежному пониманию значимости диалога представителей различных национальностей, способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре в дальнейшем развитии человечества [8; 15].

Формулировка цели статьи. Цель данной статьи - рассмотреть сущностные характеристики толерантности как социально значимого компонента культуры личности в системе межнационального общения.

Изложение основного материала статьи. Социальные перемены в жизни современного российского общества, глобализационные и интеграционные процессы, расширение и углубление сфер межнационального взаимодействия приводят к неизбежному пониманию того, что дальнейшее развитие человечества возможно только в условиях диалога представителей различных национальностей, способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре. Сближение контактов разных культур и религий может стать источником как взаимообогащения, так и источником конфликтов, возникающих в результате незнания глубинных основ иных культур и религий и даже может быть использовано с политическими намерениями экстремистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.