УДК 378 ББК 74.48
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
I М.М. Конколь
Аннотация. В статье раскрываются некоторые аспекты формирования межкультурной толерантности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью. Автором рассматривается необходимость освоение культурной и этнической специфики представителей иных культур в ситуации организации учебного процесса высшей школы на основе приобщения студентов к культурным феноменам народов изучаемого языка. В ситуации применения активных методов профессионального обучения особо важным становится создание таких организационно-педагогических условий, при которых будущий специалист станет способен занять активную личностную позицию в вопросах терпимого и уважительного отношения к представителям иных культур, иного мировоззрения, иных поведенческих норм, и сможет проявить себя в качестве субъекта профессионального развития.
Ключевые слова: профессиональное образование, толерантность, gg межкультурная толерантность, межкультурная коммуникация, специалист по связям с общественностью.
FEATURES OF FORMING INTERCULTURAL TOLERANCE OF FUTURE SPECIALISTS IN PUBLIC RELATIONS
I M.M. Konkol
Abstract. The article reveals some aspects of forming intercultural tolerance of students — future specialists in public relations. The author considers the necessity of mastering the cultural and ethnic specificity of representatives of other cultures in the situation of organizing the educational process of a higher school on the basis of introducing students to the cultural phenomena of the peoples of the target language. When using active methods of vocational training, it becomes especially important to create such organi-
zational and pedagogical conditions under which the future specialist will be able to take an active personal position in matters of tolerant and respectful treatment of people of other cultures, different worldviews, other behavioral norms, and will be able to professionally develop.
Keywords: professional education, tolerance, intercultural tolerance, intercultural communication, public relations specialist.
66
В настоящее время профессиональное образование в вузе призвано обеспечить подготовку специалистов, понимающих возрастающую значимость сотрудничества народов и наций, осознающих важность взаимодействия разных культур, способных конструктивно участвовать в коммуникации разных народов, что определяет их конкурентоспособность на рынке труда и готовность к профессиональному саморазвитию. Особой группой, которая вовлечена в межкультурное взаимодействие с представителями иноязычных традиций, являются будущие специалисты по связям с общественностью. Современные требования к профессиональной подготовке специалистов значительно изменили содержательные составляющие вузовского образования специалистов по связям с общественностью, квалификация которых предусматривает овладение необходимыми компетенциями, позволяющими осуществлять профессиональную деятельность в учреждениях и организациях массовой информации и деловой коммуникации.
Для результативной работы и установления контактов с представителями иных культурных традиций недостаточно владения иностранными языками, важным условием становится знание культурной и этнической специфики народов иной линг-
вокультуры. Формирование установок толерантного отношения к представителям иных культурных традиций создаст возможности специалисту результативно общаться в ситуации поликультурного пространства, работать с людьми различных национальностей и вероисповеданий. Обучаясь в вузе, будущему специалисту необходимо научиться понимать и уважать не только свои языковые и культурные традиции, но и лингво-культурные ценности других наций, что позволит в будущей профессиональной деятельности результативно действовать в сфере массовых коммуникаций. Основная особенность формирования межкультурной толерантности специалистов по связям с общественностью связана с тем, что студент включен в систему межкультурных взаимоотношений, являясь участником культурного диалога с представителями иных культурных традиций, и сформированность межкультурной толерантности ведет к взаимному уважению и принятию других людей, их культуры, традиций и языку.
Изучение различных аспектов межкультурной коммуникации и межкультурной толерантности в последние годы стало предметом исследования А.Г. Асмолова, Н.А. Асташо-ва, С.К. Бондыревой, У.В. Верещагина, В.А. Виниченко, М.А. Голобоко-
вой, М.Н. Губогло, Т.Г. Грушевицкой, Д.Б. Гудкова, И.Б. Игнатовой, Е.А. Исаева, Н.А. Коваль, Д.Н. Клокова, Г.С. Кожухарь, В.Г. Крысько, В.А. Лекторского, М.А. Маннановой, О.Д. Му-каевой, И.Ю. Мязовой, И.Л. Плужник, О.С. Саакян, А.П. Садохина, В.В. Сафоновой, Л.Р. Слобожанки-ной, Е.О. Смирновой, Г.У. Солдато-вой, А.К. Солодкой, П.В. Степанова, Ю.Ю. Степановой, В.А. Тишкова, З.Н. Ткачевой, Е.С. Черепановой, Е.В. Ши-риковой, Н.В. Янкиной, Д.В. Ясинского и других специалистов.
Освоение культурной и этнической специфики представителей иных культур возможно лишь в ситуации организации учебного процесса высшей школы на основе приобщения студентов к культурным феноменам народов изучаемого языка. Кроме того, необходимо обсуждать со студентами актуальные мировые проблемы, связанные с толерантным отношением, дискриминацией, этноцентризмом и др. Изучение иностранного языка создает условия для формирования толерантного сознания, поскольку способствует реальному взаимодействию с представителями иных культур, развивает умения межкультурной коммуникации. Кроме того, в ситуации межкультурного взаимодействия необходимы не только лингвострано-ведческие знания, но и навыки невербального общения в ходе межкультурной коммуникации.
Являясь личностной характеристикой, межкультурная толерантность проявляется только при условии ее сформированности. Процесс формирования межкультурной толерантности студентов обусловлен наличием культурной идентичности,
принятием определенных культурных традиций, а в отношении к другим культурным традициям принятие себя в качестве субъекта сохранения и развития культуры в целом. Сформированность межкультурной толерантности студентов, включающей совокупность ценностных ориентиров, культурных установок, мо-тивационного отношения к взаимодействию с представителями иноязычных культурных традиций, является непременным условием готовности специалиста по связям с общественностью к продуктивному кросс-культурному общению.
Кроме получения необходимых профессиональных компетенций, специалисту по связям с общественностью необходимо целенаправленно формировать терпимое и уважительное отношение к представителям иных культур, иного мировоззрения, иных поведенческих норм, способствуя содействию в решении межнациональных проблем. Поэтому особо актуальной становится проблема формирования межкультурной толе- „-, рантности будущего специалиста по 67 связям с общественностью в процессе подготовки в вузе. Понимание и принятие культурного многообразия приводит к осознанию важности равноправного взаимодействия на основе гуманности, терпимости и культурного многообразия. Это обстоятельство обусловливает результативность профессионального образования будущих специалистов по связям с общественностью, поскольку условием формирования межкультурной толерантности специалистов в вузе становится создание ценностно ориентированной образовательной среды, включающей целенаправленную
ВЕК
68
деятельность педагога по разработке и применению форм и методов работы, способствующих повышению интереса к межкультурному взаимодействию, осознанию важности взаимодействия представителей разных культур, способности к конструктивному участию в коммуникации разных народов.
Образовательная среда вуза является тем фундаментом, на котором может эффективно формироваться межэтническая толерантность, поскольку в стенах института международных отношений учатся представители разных культур и народностей. Образование будущих специалистов по связям с общественностью обязательно включает в себя языковую подготовку и формирование навыков межкультурной коммуникации. Основное содержательное наполнение образования обеспечивается путем развития интереса студентов к различным аспектам межкультурного взаимодействия, включения знаний о многообразии культурных традиций, расширения познавательного и культурного кругозора будущих специалистов по связям с общественностью, развития благоприятного поликультурного пространства высшего учебного заведения на основе принципов полиэтничности и поликультурности обучения. Кроме того, необходима организация внеаудиторной работы, способствующей созданию поликультурной среды и межкультурной толерантности в студенческом сообществе вуза, формирующей уважительное отношение к представителям других культурных традиций, межэтническое согласие. То есть работа по формированию межкультурной толерантности должна строится на соот-
ветствующих целевых установках, содержательном наполнении аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся с учетом реализации соответствующих организационных и педагогических условий, обеспечивающих ее эффективность.
Многими специалистами отмечается, что сформированность межкультурной толерантности специалиста по связям с общественностью обусловлена: степенью включенности в образовательный процесс необходимых знаний о многообразии традиций и ценностей, присущих конкретной культуре, тонкостях речи и поведения представителей культур как потенциальных иноязычных партнеров по межкультурному взаимодействию; общим уровнем интеллектуального развития студентов и их академической успеваемостью; особенностями конкретного изучаемого языка. В связи с этим, естественно, возникает проблема обязательного внесения изменений в образовательный процесс подготовки специалистов по связям с общественностью, которые бы создавали условия для развития мотивационно-ценност-ного отношения к изучению многообразия традиций и ценностей, присущих конкретной культуре, повышения оценочной адаптивности студента в ситуации поликультурного взаимодействия, ликвидации негативных стереотипов в отношении иноязычных культур, что способствовало бы формированию навыков продуктивной межкультурной коммуникации, толерантного взаимодействия в ситуации культурного диалога.
С точки зрения Л.Р. Слобожанки-ной, основными педагогическими условиями результативного формирования межкультурной толерантности
ЕК
специалистов являются: использование иностранного языка в ходе освоения курса «Деловая коммуникация на толерантной основе»; ситуаций, в процессе освоения которых формируются умения толерантного взаимодействия; практики взаимодействия с представителями иной культуры с использованием Интернет-ресурсов [4]. Каждая культура является неповторимой и незаменимой ценностью, и в процессе изучения делового иностранного языка взаимосвязь различных культур предусматривает знакомство студентов со всем многообразием традиций и ценностей, присущих конкретной культуре. Образовательная ситуация, в которой происходит изучение иностранного языка, способствует выявлению различных тонкостей речи и поведения представителей культур как потенциальных иноязычных партнеров по межкультурному взаимодействию.
В ситуации применения активных методов профессионального обучения особо важным становится создание таких организационно-педагогических условий, при которых будущий специалист станет способен занять активную личностную позицию в вопросах терпимого и уважительного отношения к представителям иных культур, иного мировоззрения, иных поведенческих норм и сможет проявить себя в качестве субъекта профессионального развития. Принцип активности личности в обучении и развитии будущих специалистов по связям с общественностью определяет необходимые требования к содержанию учебной работы будущего специалиста и деятельности педагога, обусловливая мотивацию, содержательное наполнение, формы и методы ра-
боты по формированию межкультурной толерантности.
Кроме того, для эффективного формирования межкультурной толерантности обучающихся преподавателю вуза необходимо постоянно совершенствовать собственные умения и навыки толерантного отношения и межкультурной коммуникации. Педагогу сложно формировать толерантное сознание студентов вне атмосферы сотрудничества, бесконфликтного общения и диалога культур, поэтому повышение квалификации преподавателя вуза в данном проблемном поле является необходимым условием сформи-рованности межкультурной толерантности студентов, которая позволит им эффективно решать профессиональные проблемы в области массовых коммуникаций.
Таким образом, формирование межкультурной толерантности будущих специалистов по связям с общественностью включает проектирование поликультурной образовательной среды, объединяющей различные языковые и культурные системы на основе взаимодействия культурологических, общепрофессиональных и социолингвистических компетенций, обусловленных теорией межкультурной коммуникации; наличие структурно-содержательных этапов учебной работы, межпредметной интеграции, взаимодействия разных культур, способствуя пониманию общности ценностных ориентиров разных народов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ефимова, Д.В. Толерантность как социокультурный феномен сохранения современной цивилизации во всей ее полифо-
69
ВЕК
нии [Текст] / Д.В. Ефимова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2010.
— № 7. — С. 124-128.
2. Леванова, Е.А. Образовательная среда вуза [Текст] / Е.А. Леванова, А.Б. Серых, Т.В. Пушкарева, Л.В. Трегубова // Глобальный научный потенциал. — 2012. — № 10. — С. 212-214.
3. Потапенко, А.В. Межэтническая толерантность как социальная ценность [Текст] / А.В. Потапенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 27. — С. 57-65.
4. Слобожанкина, Л.Р. Формирование межкультурной толерантности будущих специалистов в процессе иноязычной подготовки [Текст] / Л.Р. Слобожанскина: дис. ... канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2006. — 177 с.
5. Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии [Текст] / Л.Л. Супрунова // Магистр.
— 2000. — № 3. — С. 77-81.
6. Юдина, О.И. Аксиологический аспект этнической толерантности [Текст] / О.И. Юдина // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4. — С. 52-60.
REFERENCES
1. Efimova D.V., Tolerantnost kak sotsiokul-turnyy fenomen sokhraneniya sovremennoy tsivilizatsii vo vsey yeyo polifonii", Sborniki konferentsiy NITS, Sotsiosfera, 2010, No. 7, pp. 124-128. (in Russian)
2. Levanova E.A., Serykh A.B., Pushkareva T.V., Tregubova L.V., Obrazovatelnaya sre-da vuza, Globalnyy nauchnyy potentsial, 2012, No. 10, pp. 212-214. (in Russian)
3. Potapenko A.V., Mezhetnicheskaya tolerantnost kak sotsialnaya tsennost, Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kont-sept", 2016, T. 27, pp. 57-65. (in Russian)
4. Slobozhankina L.R., Formirovaniye mezh-kulturnoy tolerantnosti budushchikh spetsi-alistov v protsesse inoyazychnoy podgotovki: PhD in: Dissertation in Pedagogy, Magnitogorsk, 2006, 177 p. (in Russian)
5. Suprunova L.L., Polikulturnoye obrazovani-ye v sovremennoy Rossii: poisk strategii, Magistr, 2000, No. 3, pp. 77-81. (in Russian)
6. Yudina O.I., Aksiologicheskiy aspekt et-nicheskoy tolerantnosti, Sovremennyye prob-lemy nauki i obrazovaniya, 2014, No. 4, pp. 52-60. (in Russian)
Конколь Марина Михайловна, старший преподаватель, кафедра английского языка, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, konkolio@mail.ru
70 Konkol M.M., Senior Lecturer, English Language Department, Moscow State Institute of International Relations (University), Ministry of Foreign Affairs (Russia), konkolio@mail.ru