Научная статья на тему 'Современные аспекты обучения школьников безопасности в сетевом пространстве'

Современные аспекты обучения школьников безопасности в сетевом пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
230
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ / СМАРТФОН / ГАДЖЕТЫ / РИСКИ / КИБЕРПРЕСТУПНИКИ / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПОДРОСТОК / ПРОФИЛАКТИКА / MOBILE COMMUNICATIONS / SMARTPHONE / GADGETS / RISKS / CYBERCRIMINALS / EDUCATION / COMPUTER SECURITY / DIGITALIZATION / TEENAGER / PREVENTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Король В. В., Пашкова В. А., Даньшина Н. А., Самойленко О. Б.

В статье авторы раскрывают проблему, связанную с рисками подростков в сетевом пространстве, рассматривают вопросы кибербезопасности и современные подходы обучения безопасности пользователей сети Интернет, воспитания их культуры мышления. Анализируются способы противодействия рискам, характерным для подростков, активно использующих коммуникации с применением высокотехнологичных цифровых гаджетов. В работе рассматриваются профилактические меры и превентивные действия, направленные на снижение и предотвращение указанных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Король В. В., Пашкова В. А., Даньшина Н. А., Самойленко О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF STUDYING SECURITY TEENAGERS IN THE INTERNET

In the article, the authors reveal the problem associated with the risks of adolescents in the network space, consider issues of cybersecurity and modern approaches to educating the safety of Internet users, educating their culture of thinking. Analyzed are ways to counter the risks characteristic of adolescents who actively use communications using high-tech digital gadgets. The paper considers preventive measures and preventive actions aimed at reducing and preventing these risks.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты обучения школьников безопасности в сетевом пространстве»

УДК 373.5.016:004

UDC 373.5.016:004

КОРОЛЬ В.В.

Кандидат биологических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности в техносфере и защиты человека в чрезвычайных ситуациях», Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, E-mail: [email protected] ПАШКОВА В.А.

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Безопасность жизнедеятельности в техносфере и защиты человека в чрезвычайных ситуациях», Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,

E-mail: [email protected] ДАНЬШИНА Н.А.

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданского процесса», Орловский государственныйунивер-ситет имени И. С. Тургенева, E-mail: [email protected] САМОЙЛЕНКО О.Б.

кандидат педагогических наук, сотрудник, Академия ФСО Росси

E-mail: [email protected]

KOROL V.V.

Candidate of biological Sciences, associate Professor, Department of "Life safety in the technosphere and human protection in emergency situations", Orel state University

named after I. S. Turgenev E-mail: [email protected] PASHKOVA V.A.

Candidate of biological Sciences, associate Professor, Department of "Life safety in the technosphere and human protection in emergency situations", Orel State University

E-mail: [email protected] DANSHINA N.A.

Candidate of legal Sciences, associate Professor of the Department of «Civil procedure», Orel State University E-mail: [email protected] SAMOJLENKO O.B. Candidate of pedagogy science, FSO Academy of Russia

E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТЕВОМ ПРОСТРАНСТВЕ MODERN ASPECTS OF STUDYING SECURITY TEENAGERS IN THE INTERNET

В статье авторы раскрывают проблему, связанную с рисками подростков в сетевом пространстве, рассматривают вопросы кибербезопасности и современные подходы обучения безопасности пользователей сети Интернет, воспитания их культуры мышления. Анализируются способы противодействия рискам, характерным для подростков, активно использующих коммуникации с применением высокотехнологичных цифровых гаджетов. В работе рассматриваются профилактические меры и превентивные действия, направленные на снижение и предотвращение указанных рисков.

Ключевые слова: мобильная связь, смартфон, гаджеты, риски, киберпреступники, обучение, компьютерная безопасность, цифровизация, подросток, профилактика.

In the article, the authors reveal the problem associated with the risks of adolescents in the network space, consider issues of cybersecurity and modern approaches to educating the safety of Internet users, educating their culture of thinking. Analyzed are ways to counter the risks characteristic of adolescents who actively use communications using high-tech digital gadgets. The paper considers preventive measures and preventive actions aimed at reducing and preventing these risks.

Keywords: mobile communications, smartphone, gadgets, risks, cybercriminals, education, computer security, digitalization, teenager, prevention.

В настоящее время мы являемся активными свидетелями и участниками стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, широкого их применения в различных областях человеческой деятельности, что в свою очередь приводит к кардинальным изменениям во многих сферах хозяйственной, социальной, интеллектуальной и других видов деятельности.

Преобладающее большинство граждан России понимает важность формирования знаний в области цифровых технологий, а количество пользователей ПК в

© Король В.В., Пашкова В.А., Даньшина Н.А., Самойленко О.Б. © Korol V. V., Pashkova V.A., Danshina N.A., Samojlenko O.B.

некоторых регионах приближается к 80%, при этом количество пользователей мобильного Рунета каждый год возрастает в среднем на 9% [8].

Для того чтобы происходили кардинальные изменения в стране, необходимо готовить высокопрофессиональных специалистов соответствующей сферы. Известно, что кадры решают всё, но, к сожалению, развитие бизнеса и инновационных подходов к нему опережает существующие предложения на рынке труда в подготовленных специалистах, что связано с молодостью нашего рынка и индустрии. Поэтому надежды

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

государства возлагаются в основном на школьников и студентов, представителей, как их называют социологи и психологи, поколения Z и Generation Alpha (соответственно рождённых в период с 1995 по 2010 год). Это первые поколения новой формации с гаджетом в руках, которые практически всегда находятся "онлайн". Считается, что примерно каждые 20 лет появляется новое поколение со своими особенностями и ценностями. "Дети Интернета" во многом отличаются, по мнению учёных-психологов, от предыдущих поколений своими привычками, поведением, образом мышления, более 80% молодёжи имеет профиль в социальных сетях [6,

9].

Как свидетельствуют маркетинговые исследования, количество пользователей глобальной сети в Российской Федерации превысило 80% человек, из которых 65% регулярно выходят в сеть (на октябрь 2018 г.) [7]. Статистика показывает, что в мегаполисах России 95% молодёжи в возрасте от 11 до 19 лет являются интернет-зависимыми. Факт существования данной зависимости у молодого поколения официально признан Международным центром здоровья на Рождественских встречах, состоявшихся в Государственной Думе в январе 2018 года, где была сформулирована цель вырастить поколение с гражданской позицией. При этом было заявлено, что для реализации такой цели усилия церкви и государства должны быть объединены для оказания помощи молодёжи, создания, с одной стороны, условий для самореализации, с другой, - препятствий её полному погружению в виртуальный мир. Открытие центров поддержки талантливых детей в каждом регионе, по мнению участников, поможет вырастить поколение таких пользователей интернета, которые смогут кардинально изменить социальную, экономическую, культурную, коммуникативную, и, в целом, государственную структуру общества, с внедрением цифровой экономики и других информационно-коммуникативных технологий в РФ [3].

Учитывая тот факт, что Интернет прочно вошёл в жизнь человечества, а прогресс и дальше будет расширять свои горизонты, ставить перед ним новые задачи, возникает потребность в подготовке пользователей глобальной сети не только высокопрофессиональных, но и психологически подготовленных, понимающих риски, связанные с интенсивной цифровизацией, умеющих противостоять киберпреступности.

К сожалению, в школьном курсе ОБЖ проблеме обучения компьютерной безопасности и защите от ки-берпреступлений не уделяется должного внимания. Единственной возможностью реализации данного процесса у педагогов и классных руководителей является внеурочная деятельность: классные часы и факультативные занятия. Чтобы повысить познавательный интерес учащихся целесообразно использование разнообразных методических приёмов и инновационных технологий: проблемное и интерактивное обучение, интегрированные занятия, защита проектов, ролевые игры и т.д.

В данной работе раскрыт ряд основных проблем

в этой сфере и способов их решений, а также современные подходы к воспитательной работе и обучению безопасности школьников и подростков в сетевом пространстве и при использовании гаждетов.

В новых условиях интенсивной цифровизации жизни общества в качестве одной из приоритетных рассматривается проблема безопасности при эксплуатации компьютеров и высокотехнологичных гаджетов, находящихся в личном пользовании прежде всего у подрастающего поколения. Несмотря на многие положительные стороны процесса цифровизации общества, ему сопутствуют определённые риски, касающиеся пользователей Интернета, связанные с информационной безопасностью в сетевом пространстве, причём наиболее уязвимыми в этом плане являются подростки, в силу психологических особенностей данного возраста.

Как свидетельствуют информационные источники, виды мошенничества, с которыми возможно столкнутся в интернете, весьма разнообразны, при этом, киберпре-ступники каждый раз меняют схемы реализации, придумывая либо новые, или доработав, используют старые [4,

5].

Далее остановимся на рисках, которым больше всего подвержены подростки в силу своего физического и психического развития, а также рассмотрим негативное влияние различных цифровых гаджетов.

Качественные изменения в организме подростков, активный физический рост, а также интенсивное развитие личности обусловлены половым созреванием и повышенным гормональным фоном, что нередко затрудняет их вхождение во взрослую жизнь. Не всегда этот процесс протекает плавно, в силу особенностей и своеобразия этого периода нередко говорят о "комплексе подростка". Для многих подростков в такой период свойственны поведенческие контрасты, стремление действовать по первому побуждению, повышенная эмоциональность и недостаток жизненного опыта снижают чувство самоконтроля и самокритики. Такие особенности подростков, как крайняя самонадеянность, самомнение в сочетании с любознательностью, стремлением расширить духовные горизонты и круг общения, найти своё место в современном мире, интерес к определённым областям науки зачастую способствует тому, что они становятся жертвой авантюристов, мошенников и других асоциальных элементов. С этих позиций виртуальный мир сети Интернет особенно опасен для неокрепшей психики растущего организма.

Безусловно, без дальнейшей цифровизации жизнь современного прогрессивного общества сложно представить, также как невозможно представить современный мир без электричества, без атомной энергетики и других достижений человечества. Естественно, любое научное открытие в зависимости от того, кто им воспользуется, имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Следовательно, обращаясь к проблеме кибербезопасности, мы должны учить подрастающее поколение грамотно использовать ещё одно открытие человечества в благих целях.

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что в мире, охваченном "глобальной паутиной", с активным применением различных цифровых гаджетов, пользователи, с одной стороны, делают свою жизнь более комфортной, с другой - платят высокой ценой: потерей своего личного пространства.

С младшего школьного возраста необходимо акцентировать внимание детей, что, используя Интернет, они предоставляют доступ к своим личным данным, а цифровые устройства за каждым из них непрерывно наблюдают. Передвижения, разговоры, приобретения, круг общения, фотографии, запросы в различные организации - всё это, при желании, достаточно легко отслеживается. В современном мире формируется пространство, где систематически осуществляется глобальный сбор информации о любом пользователе Интернета. Сведения, оказавшиеся в глобальной сети, не дают гарантии того, что будет сохранена ихконфи-денциальность. Например, при необходимости злоумышленники могут воспользоваться информацией об особенностях жизни пользователя из облачного хранилища данных [9].

В Googl, УоиТиЪ, ВКонтакте, Яндексе собраны и хранятся истории запросов миллионов людей, электронные карты, навигаторы, маршруты поездок, карше-ринга и другие массивы данных. К примеру, РаееЪоок имеет возможность с использованием фотографий быстро идентифицировать того или иного пользователя, хотя их общее число составляет около двух миллиардов. Становится возможным отследить подробности личной жизни, местонахождение и другие параметры почти каждого человека. Для этого достаточно открыть в интернет-браузерах сохранённую информацию пользователей, включая их интересы, покупки в онлайн, офлайн, маршруты передвижения, поездки и прочее. Интернет-компаниями разработаны алгоритмы слежки, например, Яндекс, по утверждениям блогеров, составляет рейтинг востребованных артистов, товаров, лекарств и т.п.

В настоящее время разработана и функционирует система распознавания лиц для камер наружного наблюдения и банкоматов. Повсеместно камеры наружного наблюдения следят за поведением человека на улице, на дорогах, в общественных местах. Несомненно, о функциях контроля и слежения, заложенной в гаджетах-шпионах должен знать не только начинающий пользователь сети Интернет, но и пользователь со стажем. Следует быть бдительным и не забывать об осторожности, помнить о том, что существуют способы защиты от слежки. Например, имеется возможность подключить специальные коды, которые будут информировать пользователя о том, переправляются ли куда-либо его звонки, или - родителей о коммуникативных связях детей, об их образе жизни.

Зная о том, что каждый наш шаг может быть "под прицелом" и за любым пользователем глобальной сети может наблюдать его собственный ноутбук, планшет или телефон сотовой связи, будет не лишним использо-

вать простой совет экспертов - механическими способами изолировать камеры и микрофоны гаджетов.

Следует разъяснять любопытным подросткам, что запросы в Интернете сомнительного, асоциального характера, весьма не желательны, так как служба безопасности систематически их отслеживает, в связи с чем, легко попасть в неприятную ситуацию из-за простого любопытства.

Не следует заряжать телефоны на непроверенных базовых станциях, а также разъяснить детям, что из благородных побуждений нельзя давать их для пользования незнакомым лицам, поскольку вся хранящаяся информация с личными данными может быть скопирована.

Отдельного внимания заслуживает проблема фи-шинга (fishing), нацеленного на получение доступа к конфиденциальным данным пользователей. Как правило, такой вид интернет-мошенничества, сопровождается массовой рассылкой электронных писем от имени популярных брендов или сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков или социальных сетей с вредоносными ссылками.

При обучении вопросам безопасности в киберпро-странстве надо учитывать её тесную связь с морально-этическими и психологическими проблемами, а также со здоровьем подростков.

Анализируя аспекты влияния современных цифровых гаджетов на физическое здоровье (в особенности при неправильном их использовании), надо заострить внимание школьников на существенном негативном воздействии на органы зрения и другие функциональные системы организма. При нарушении отдельных физиологических функций восстановление может занимать много времени, а в некоторых случаях, зависящих от общего физического состояния подростка и его индивидуальных особенностей, может потребоваться длительная реабилитация [3, 4, 6].

При злоупотреблениях в использовании цифровых устройств могут возникать различные патологии здоровья: апатия, утомляемость, гиподинамия и другие отклонения. Они способны провоцировать сердечнососудистые заболевания, ожирение, диабет и прочие болезни.

По данной проблематике проводятся различного рода научные исследования, в которых выявляются факторы негативного воздействия электромагнитных излучений (ЭМИ) от цифровых гаджетов на организм человека, в том числе на головной мозг и сосуды. Так немецкое ведомство радиационной защиты в Германии считает допустимым уровень ЭМИ 0,6 ват/кг, в то время как эксперты компании Statista, проводившие исследования смартфонов, выявили почти двукратное превышение допустимого уровня у ряда моделей XiaomiMi A1, OnePlus 5T, HTC U12 Life [1].

Таким образом, цифровая техника, без которой становится немыслима жизнь современного человека, в особенности при нарушении мер безопасности в условиях её эксплуатации, способна оказывать неблагоприятное воздействие на формирующийся организм

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

подростка. В этой связи, потребность в осуществлении контроля за использованием цифровых гаджетов со стороны взрослых, в первую очередь родителей, становится очевидной. Однако важная роль в процессе воспитания грамотного пользователя отводится и преподавателям, в частности, информатики, классным руководителям и высокопрофессиональным 1Т-специалистам.

Необходимо также акцентировать внимание юного пользователя на вопросах кибербезопасности, связанной с формированием культуры поведения в сетевом пространстве, объяснять важность соблюдения определённого уровня конфиденциальности. Во время проведения интерактивных занятий и доверительных бесед следует говорить об опасностях, существующих в глобальной сети.

В случае отсутствия у родителей и педагогов необходимого уровня знаний в решении указанных проблем на помощь может прийти лайф-коучинг, предоставляющий возможность проведения психологических консультаций для детей и родителей. Безусловно, использованию цифровых технологий учат в школе, однако именно родители имеют больше возможностей контролировать поведение подростков в сети, выявлять их круг общения, регулировать время общения с гадже-тами. Основная задача взрослого - привести ребёнка от цифры к цифровой грамотности, воспитать правовое сознание.

Чтобы избежать пагубного влияния интернета на подростков, а если оно возникло, вовремя прийти на помощь, необходимо учитывать те риски, которым чаще всего они подвержены в определённом возрасте. К сожалению, в силу различных обстоятельств, родителям и педагогам не всегда удаётся предпринять упреждающие действия. Особенный рост проблем и рисков отмечается у подростков в пубертатный период.

Одним из распространённых явлений среди молодёжи является селфимания. Многие факты свидетельствуют о том, что это ненормальная компенсация дискомфорта в жизни связана с устремлениями к достижению цели любой ценой, при которой подростки, не задумываясь о последствиях (ради самоутверждения, желания выделиться, стать лидером) готовы на отчаянные поступки. Ради необычной фотографии молодёжь теряет инстинкт самосохранения, что нередко приводит к летальным исходам, например, при падении с моста, крыши вагона, высотного здания, поражений электрическим током от контактных сетей электропоездов и т. д. Психологи отмечают, что такое самовыражение подростков, как желание прославиться, самоутвердиться любой ценой, в том числе сопряжённой с риском, чаще всего свойственно лицам, неудовлетворенным жизнью, с признаками подросткового инфантилизма, различных неврозов, характеризующихся навязчивым состоянием или проблемами в семье. Возможна и другая причина -самолюбование, которое нередко приводит к развитию нарциссизма.

Ещё одна серьёзная проблема, на которую должны обязательно обращать внимание педагоги, зная, что

с ней могут столкнуться подростки в сети, - буллинг (bullying).

Выражается он в психологическом терроре и давлении на жертву. Исследования данной проблемы свидетельствует о том, что феномен травли в школьных коллективах, и не только в них, является характеристикой общества любой формации и меняются только её формы. В настоящее время способ давления на личность с использованием ресурсов Интернета называют кибербуллингом. Для его реализации применяют различные инструменты современных технологий: рассылку СМС-сообщений, электронную почту, социальные сети. К группе риска относятся подростки с пониженной социальной адаптацией и низкой правовой культурой. По данным социологического опроса кибербулингу подвергались до 40% школьников. Наиболее распространённый способ кибербуллинга (до 60%) связан с унижениями и оскорблениями в социальных сетях [3].

Обычно в социальных сетях подростки заранее договариваются о времени совершения противозаконных действий, буллер (лидер) распределяет роли, а группа поддержки с его стороны помогает в моральной, а иногда и в физической расправе над жертвой.

Поводами или причинами того, чтобы подросток оказался в числе жертв буллинга, могут стать его повышенная тревожность и эмоциональность, внешние данные, физические недостатки, болезненность, стиль одежды, плохая успеваемость или, наоборот, высокий интеллект, неумение контактировать, необычность поведения с точки зрения одноклассников и т.п.

В тех случаях, когда в учебном коллективе появляется подросток с гипертрофированным желанием власти, способный для самоутверждения применить физическую силу, умеющий запугать одноклассников, обладающий способностями организатора, склонный к манипулированию ровесниками, а также агрессивный по отношению к взрослым, что у подростков нередко находит одобрение, возникают условия для вызревания буллера. В результате организованной травли буллер укрепляет свой авторитет в классе или даже в школе, в том числе и в социальных сетях, получая желаемое моральное, а в некоторых случаях и материальное вознаграждение.

К сожалению, современное общество является свидетелем повышенной раздражительности и агрессивности подростков. Так, например, в последнее время появилось новое жестокое хобби, в котором, так называемые "юзеры" посредством социальных сетей оперативно собираются в группу, договариваются о том, кто будет очередной жертвой, подстерегают ее, затем избивают, снимая при этом видеоролик для показа в Интернете. Жертву могут наказать за "неправильную" одежду, за низкий материальный достаток в семье или по другому надуманному предлогу. По сообщениям СМИ, в городе Лиепае (Латвия) в январе 2019 года, договорившись в мессенджерах, подростки организовали столкновение группы "стенка на стенку" по национальному признаку, между русскими и латышами.

Неоднократно фиксировались случаи суицида подростков-изгоев после киберпреследования.

Таким образом, в качестве особенностей кибербул-линга следует выделить то, что мобильная связь позволяет быстро договориться о планируемой акции ее участникам, гарантирует их анонимность, обеспечивает большую аудиторию просмотра и тиражирование заснятого видео.

В целях профилактики указанной проблемы родители и педагоги должны прояснить ситуацию по наличию явных и косвенных признаков: изменение в поведении подростков, их внешнем виде, нежелание идти на занятия, отсутствие круга общения. Для этого необходимо регулярное сотрудничество родителей с учителями, в особенности с классным руководителем, с целью взаимной информированности о жизни подростка, его отношениях в коллективе, контактах с одноклассниками и в виртуальном круге общения. Кроме того, родители должны учить ребёнка с ранних лет защищать свои права, развивать способность противостоять трудным обстоятельствам, прилагать усилия, чтобы у него были товарищи и формировалась "буферная зона".

Многое зависит и от классного руководителя, который, благодаря интересным проектам, может сплотить коллектив подростков, тем более, когда молодые люди в этом нуждаются, например, по причине смены коллектива и порой достаточно сложным процессом своей адаптации в новом окружении.

Некоторые школы используют в качестве профилактики чётко сформулированные установки заведения "Правило школы", где одним из пунктов определено то, что буллинг недопустим. Подобная мера становится эффективной, если правильно организуется работа всего педагогического коллектива по выполнению установленных правил.

Например, за рубежом, в районе Фарст города Стокгольма, в школах созданы группы быстрого реагирования из нескольких педагогов. Методика у них чётко отработана: ведутся дневники буллинга, при первом же прецеденте наедине с буллером проводится разговор, в котором ставится задача - не дать возможности ему оправдаться и сделать агрессора своим союзником. Беседа проходит с использованием опросника по методу Фарста (Die Farsta Methode).

В некоторых российских школах также существуют подобные группы, которые, как правило, состоят из мужчин с профессиями, близкими к деятельности правоохранительных органов и органов безопасности. По заявлению жертвы или взрослых (классного руководителя или родителей) с буллером проводят беседу, а затем принимают к нему меры санкционного характера. Нередко этого становится вполне достаточным, чтобы травля жертвы прекратилась.

В отдельных случаях, когда ситуацию не удаётся уладить, приходится переводить ребёнка в другую школу. Методы профилактики в сложных случаях должны сводиться к таким мерам, как перевод в другой класс, минимизация контактов с агрессором и его окружени-

ем, привлечение социальных служб при недейственности административных мер - обращение в полицию с имеющимися доказательствами фактов буллинга.

Следует также отметить тот факт, что группы, собирающиеся посредством интернет-ресурсов и участвующие в кибербуллинге, довольно быстро распадаются, поэтому иногда достаточно сменить школу, заблокировать чат или сменить группу своих друзей для того, чтобы уйти от конфликта.

Таким образом, решить болезненные вопросы бул-линга возможно, если подходить к их решению комплексно, а главное - своевременно.

К сожалению, можно констатировать факт, что в современном информационном обществе некоторые ранее существовавшие социальные опасности приобретают новые, ещё более изощрённые формы.

Особенно большую тревогу общества вызывают, так называемые, группы смерти, групповые суициды. Социологическая антропология, рассматривая это проблему, выявила, что причины этого жуткого явления кроются чаще в семье, школьной травле, личных проблемах, однако косвенно этому способствует Интернет.

Учитывая негативный опыт за десятилетия пользования Интернетом, особенно те случаи, которые наносили вред физическому и психическому здоровью подростка, а иногда приводили и к летальному исходу, общество и соответствующие службы обратились к превентивным мерам. Во всех странах появились законы, усиливающие контроль за информацией Интернета.

В силу распространения новых угроз в Российской Федерации был принят закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в соответствии с которым с 18 декабря 2018 года сайты, побуждающие детей к совершению опасных для жизни, противоправных действий или склоняющие и вовлекающие подростков к совершению противоправных действий, незамедлительно блокируются без соответствующих решений Судов [9]. Доступ к таким ресурсам ограничивается в течение суток. Кроме того, при выявлении сообщений настораживающего, опасного содержания, спецслужбами сразу принимаются экстренные меры. В решении некоторых частных задач в рамках рассмотренной проблемы может помочь координатор Центра безопасного интернета в России.

Существует также продукт ограничения: блокирующий сайт. Координаторы центра безопасности при необходимости используют детские поисковики, чтобы выявить киберпреступников. В случаях появления фактов, свидетельствующих о склонении детей к асоциальным поступкам, инициируется оперативный эксперимент.

Педагоги должны обращать внимание школьников на указание Следственного комитета России, который призывает быть бдительными в сетевом пространстве и использовать различные методы защиты от киберпре-ступников. Необходимо устанавливать контроль на браузер, активировать фильтры, использовать программные продукты, ограничивающие действия в сети. Также для

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

этой цели следует использовать различные комбинации кодов для смартфонов от операторов сотовой связи. Родители, используя такие коды, могут подключиться к мобильному телефону подростка и проверить информационные ресурсы, которые были им востребованы.

Несомненно, важную роль в информировании современных подростков по вопросам кибербезопасно-сти должны играть средства массовой информации и сами интернет-ресурсы, в частности знакомить с новыми трендами и схемами обмана, которыми пользуются интернет-мошенники. Педагоги должны акцентировать внимание школьников на необходимость постоянного внимания к этим трендам.

Таким образом, следует констатировать, что развитие современного общества немыслимо без использования Интернета, однако следует понимать, что полный

контроль над ним осуществить также невозможно. В то же время киберспециалистами постоянно ведётся работа над решением проблем безопасности в сетевом пространстве, для чего создаются специальные программные продукты, принимаются меры правового, технического и организационного характера.

Проблема цифровизации и создания искусственного интеллекта обсуждалась 4 марта 2019 года на глобальной конференции в ЮНЕСКО, где было отмечено, что в мире высоких технологий для общества важно сохранить гуманистические ценности.

Исходя из реалий дальнейшей интенсивной циф-ровизации общества, по нашему мнению, возникает острая необходимость введения раздела, связанного с рисками в области информационной безопасности, в учебный план предмета ОБЖ.

Библиографический список

1. https://regnum.ru/news/2569613.html [Электронный ресурс] (дата обращения: 17.02.2019).

2. https://wearesocial.com/blog/2018/01/global-digital-report-2018 [Электронный ресурс] (дата обращения: 17.02.2019).

3. http://duma.gov.ru/news/29598/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 17.02.2019).

4. БенгинаЕ. А., Гришаева С. А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью подростка// «Вестник университета». 2018. № 2. С. 153-157.

5. Демидова А.С., Поляруш А.А. Мошенничество в сети Интернет как угроза экономической безопасности молодёжи // Наука и образование сегодня. 2017. № 12 (23). С. 43-44.

6. Кобелева Н.А. Мониторинговые исследования социальных сетей по выявлению фактов распространения запрещенной информации, склоняющей подростков к асоциальному поведению [Электронный ресурс] // Молодой учёный. 2018. № 21. С. 440-443. - URL https://moluch.ru/archive/207/50791/ (дата обращения: 17.02.2019).

7. Петров В.П., Петров С.В. Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. 336 с.

8. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждена распоряжением Правительства 28 июля 2017 г. № 1632-р.

9. Стребков А.А. Информационные угрозы в социальных сетях: взгляд современной молодёжи // Инновационный потенциал молодежи: информационная, социальная и экономическая безопасность: материалы Международной молодежной научно-исслед. конф. (Екатеринбург, 4-5 декабря 2017 г.) / под общ. ред. А.В. Пономарева. Екатеринбург: УрФУ 2017. С. 819-824.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

References

1. https://regnum.ru/news/2569613.html [Electronic resource] (access date: 17.02.2019).

2. https://wearesocial.com/blog/2018/01/global-digital-report-2018 [Electronic resource] (access date: 17.02.2019).

3. http://duma.gov.ru/news/29598/ [Electronic resource] (appeal date: 17.02.2019).

4. Bengina E.A., Grishaeva S.A. Cyberbulling as a new form of threat to the psychological health of the adolescent // University Bulletin. 2018. № 2. P. 153-157.

5. DemidovaA.S., PolyarushA.A. Internet fraud as a threat to the economic security of young people // Science and education today. 2017. № 12 (23). Pp. 43-44.

6. KobelevaN. A. Monitoring of social networks to identify the facts of the dissemination of prohibited information, inclining adolescents to antisocial behavior [Electronic resource] // Young scientist. 2018. № 21. Pp. 440-443. - URL https://moluch.ru/archive/207/50791/ (access date: February 17, 2019).

7. Petrov V. P., PetrovS. V. Information security of a person and society: a training manual / V. P. Petrov, S. V. Petrov - M .: Publishing House NEC ENAS, 2007. 336 p.

8. The program "Digital Economy of the Russian Federation", approved by government decree of July 28, 2017 No. 1632-p.

9. Strebkov A.A. Information threats in social networks: a view of modern youth // Innovative potential of youth: information, social and economic security: materials of the International Youth Scientific Research. conf. (Yekaterinburg, December 4-5, 2017) / total. ed. A.V. Ponomareva. - Ekaterinburg: UrFU, 2017. Pp. 819-824.

10. Federal Law of 27.07.2006 No. 149-ФЗ "On Information, Information Technologies and on Protection of Information".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.