Научная статья на тему 'Некоторые причины деструктивного поведения и особенности психологического террора детей и молодежи при работе в Интернете'

Некоторые причины деструктивного поведения и особенности психологического террора детей и молодежи при работе в Интернете Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1065
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / МОЛОДЕЖЬ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА / БУЛЛИНГ / МОББИНГ / CHILDREN / YOUTH / DESTRUCTIVE BEHAVIORAL RESPONSES / PREVENTION / BULLYING / MOBBING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузовлев Валерий Петрович, Кузовлева Наталия Валериевна, Пачина Наталия Николаевна, Черных Любовь Алексеевна

В статье рассматриваются способы предотвращения деструктивных поведенческих реакций детей и молодежи при работе в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME REASONS OF DESTRUCTIVE BEHAVIOUR AND FEATURE OF PSYCHOLOGICAL TERROR OF CHILDREN AND YOUTH DURING THE WORK ON THE INTERNET

In article the methods of prevention of destructive behavioural reactions of children and youth during the work on the Internet are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые причины деструктивного поведения и особенности психологического террора детей и молодежи при работе в Интернете»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Кузовлев Валерий Петрович,

Институт развития образования Липецкой области, заведующий лабораторией, доктор педагогических наук, профессор, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области, egusam2010@таИ. ги

Кузовлева Наталия Валериевна,

Институт развития образования Липецкой области, преподаватель, доктор педагогических наук, доцент, Ыу21 71 @таИ.ги

Пачина Наталия Николаевна,

Липецкий государственный технический университет, профессор кафедры, доктор психологических наук, доцент, раеЫпа[email protected]

Черных Любовь Алексеевна,

Институт развития образования Липецкой области, ректор, кандидат педагогических наук, доцент

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕРРОРА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ПРИ РАБОТЕ В ИНТЕРНЕТЕ

Аннотация

В статье рассматриваются способы предотвращения деструктивных поведенческих реакций детей и молодежи при работе в Интернете. Ключевые слова:

дети; молодежь; деструктивные поведенческие реакции; профилактика; буллинг; моббинг.

По данным Следственного комитета Российской Федерации, в 2016 году в результате самоубийства ушли из жизни 720 детей. За последние три года суицид совершили 2205 детей [3].

В докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой за 2016 год говорится о том, что: «Эволюция информационных технологий открывает невиданные по своему размаху возможности для развития человеческого потенциала. Вместе с тем новые технологии порождают вызовы правам и свободам человека. Благодаря технологическому процессу информационные технологии стерли

препятствия для обмена информацией в глобальном масштабе и приобрели трансграничный характер. Для многих граждан виртуальная реальность заменяет окружающую действительность, а выполнение различных квестов перерастает в зависимость и даже побуждает человека к суициду» [1].

Недавно ушедший из жизни Даниил Дондурей, известный культуролог и журналист, в одном из своих выступлений приводит такую информацию: в России суицидов среди молодежи в три раза больше, чем в США или Европе.

Современный Интернет позволяет получать информацию любого характера, не выходя из дома.

Поэтому на сегодня является приоритетной задача фильтрации получаемой из сети информации каждым пользователем и соотнесение ее с общепринятыми культурными и созидательными ценностями, работающими на благо человечества.

Сегодня на законодательном уровне обсуждается вопрос возможности доступа в Интернет по персональным данным, например по паспорту. Президент В.В. Путин подписал Указ, который направлен на ликвидацию анонимности в сети, а в Государственной думе сформирован первый пакет законодательных инициатив по данному направлению, которые получат свое продолжение в законодательных инициативах.

По мнению психологов, в личности человека насчитывается более 1000 положительных качеств и столько же отрицательных. Поэтому у индивида, как правило, сформированы два «Я». Первое - это своеобразные черты и качества, их проявления, делающие человека личностью. Второе -своеобразный контролер, который не пропускает в сознание и память деструктивную и негативную информацию, формируя соответственное отношение к ней. Проводимые исследования выявили тот факт, что сегодня 70% детей, имеющих доступ к Интернету, имеют устойчивую интернет-аддикцию. Происходит это из-за несоблюдения пользователями санитарно-гигиенических норм работы в сети. Все это приводит к тому, что неустойчивая детская психика не выдерживает информационной нагрузки. Возникает нервный срыв, который очень часто перерастает в психическое расстройство. Первыми признаками надвигающейся болезни являются следующие: отказ ребенка от прогулок на свежем воздухе, нежелание общаться со сверстниками и взрослыми без компьютера или телефона, отказ от других видов деятельности. Самым страшным в этой логической цепочке отрицательных закономерностей является то, что у таких детей повышается внушаемость, чем очень успешно пользуются интернет-киллеры, зарабатывающие баснословные средства на детских трагедиях.

В Липецкой области ведется целенаправленная и правомерная работа по профилактике суицидальных и деструктивных поведенческих проявлений среди детей и молодежи, которая выражается в следующем: в проведении областных семинаров, организованных Аппаратом Уполномоченного по правам человека, прокуратурой, образовательными и общественными организациями области; в индивидуальной работе с детьми и подростками; в освещении в средствах массовой информации данной проблематики и путей выхода из подобных кризисных ситуаций и т.п.

Так, например, 19 марта 2017 года в городе Ельце, на базе МБОУ «Средняя школа №12», состоялся семинар - круглый стол «Повышение психологической устойчивости молодежи к влиянию деструктивных интернет-технологий». Это мероприятие было посвящено важным вопросам воспитания и взросления подрастающего поколения. Его тематика продиктована острой социальной необходимостью выявления и контроля поведения подростков и молодежи в Интернете.

Последние события февраля-марта этого года побудили Управление образования администрации городского округа города Ельца активизировать комплекс мер, направленных на профилактику деструктивных проявлений в подростковой среде:

• проведено совещание с руководителями образовательных учреждений и членами Городской ассоциации родительской общественности;

• проведен семинар-практикум для педагогов-психологов по профилактике суицидальных проявлений среди подростков;

• в образовательных учреждениях разработаны планы мероприятий в рамках профилактического двухмесячника «Вместе ради детей!»;

• состоялись родительские собрания, психологические тренинги, тематические классные часы.

Правильная и ориентированная политика руководства области, нацеленная на борьбу с асоциальными общественными явлениями, к которым относятся: буллинг (моральный террор), суицид, жестокое обращение взрослых, - обязывает все структуры и органы системы профилактики уделить особое внимание интеграции совместных действий в индивидуальной работе с детьми.

Выбор для проведения столь значимого для области мероприятия на пал этот город не случайно. Елец - город с уникальной историей, героическим прошлым и значимыми образовательными традициями. Именно в нем зародились азы прогрессивного педагогического феномена -«Липецкий опыт», который не теряет своей актуальности и сегодня, будучи базисом для построения индивидуальных образовательных маршрутов школьников, целью которых являются в том числе и профилактика деструктивных психоэмоциональных состояний учеников, и воспитание толерантности, и многое другое.

Лейтмотивом данного мероприятия явилась профилактика деструктивных проявлений в подростковой и молодежной среде, а также профилактика таких отрицательных явлений психологического террора, как буллинг и моббинг. Рассмотрим это более подробно. В основе любого деструктивного поведения, в том числе и подросткового, лежит личностный конфликт. При неблагоприятном стечении обстоятельств он приводит к необратимым и разрушительным последствиям для детской психики, а иногда и жизни в целом.

В последнее время наше общество столкнулось с таким разрушительным явлением в сети, как «Группы смерти», которое относится к нескольким видам онлайн-рисков, а именно - коммуникационным и контентным [2]:

1. Коммуникационные риски (кибербуллинг) - появляются в процессе общения и взаимодействия людей в Интернете. Сюда относят: кибертравлю, сексуальные домогательства, нежелательные знакомства в сети, встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни и др. С подобными рисками можно столкнуться при общении в онлайн-мессенджерах, социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и других ресурсах.

2. Контентные риски - проявляются при столкновении с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией в сети (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на различные ресурсы) в виде агрессии, эротики или порнографии, нецензурной лексики, информации, разжигающей расовую ненависть, пропаганды анорексии, булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ. Данный контент можно встретить на различных сайтах и в социальных сетях.

Сигналы о том, что ребенок стал жертвой интернет-преследования:

• отрицательное настроение во время и после общения в Интернете -признак того, что ребенок может подвергаться агрессии;

• раздражительность и нервозность при звуке получения сообщения могут говорить о его негативном содержании;

• отвращение к Интернету - возможный признак наличия проблем в виртуальном мире;

• пессимистичные статусы, негативный контент на личной страничке в сети;

• проблемы со сном и аппетитом, агрессивность, замкнутость, нанесение себе легких порезов - любая суицидальная активность должна быть незамедлительным поводом для обращения к квалифицированному специалисту (психологу или психоневрологу).

Как защитить ребенка от влияния «групп смерти»?

Ребенок должен чувствовать, что цель - не наказать, а помочь ему. Только тогда можно говорить о доверии. Только доверительная беседа об Интернете поможет ребенку узнать об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в сети. Достоверная информация, подкрепленная конкретными примерами из сети или СМИ, - лучшее средство от онлайн-рисков. Расскажите о нормах онлайн-этикета. Как и в реальной жизни, в Интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребенок должен понять, что анонимность в сети - иллюзия, и любое действие навсегда оставляет свой след. Объясните необходимость защиты персональной информации. Любая личная информация, которую ребенок выкладывает в сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему про средства защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах. Проинформируйте о том, где можно получить помощь. Если ребенок столкнется с проблемой в сети, он может обратиться к администрации сайта, в службу техподдержки или к взрослому, которому он доверяет. Станьте для ребенка примером ответственного онлайн-пользователя. Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами

соблюдать правила, которые установили для детей. Сохраняйте спокойствие сами и успокойте ребенка. Избегайте необдуманных действий. Дайте ребенку понять, что владеете ситуацией, готовы помочь и не станете его ругать или осуждать. Разберитесь в ситуации вместе с ребенком. Важно найти ответы на вопросы: когда возник конфликт? Что стало причиной? Кто принимает участие в травле? Существует ли угроза здоровью или жизни ребенка?

Соберите доказательства интернет-преследования. Сохраните все возможные свидетельства происходящего (скриншоты экрана, электронные письма, фотографии и т.п.). Научите правильно реагировать на агрессора. Лучший способ остановить травлю - игнорировать обидчиков. Помогите ребенку заблокировать агрессоров или добавить их в «черный список». Иногда стоит временно удалить аккаунт на тех ресурсах, где происходит травля. Обратитесь за помощью. Жертве кибербуллинга трудно постоять за себя. Если травля происходит в открытом сообществе или группе, обратитесь к администраторам ресурса «ВКонтакте», «Одноклассники» или др. с просьбой заблокировать аккаунты обидчиков, прикрепите скриншоты со свидетельствами кибербуллинга. Оповестив администрацию ресурса о кибербуллинге, можно обезопасить от него и себя, и других пользователей. Если в травле участвуют ученики школы, расскажите о ситуации классному руководителю, школьному психологу, директору. Если существует угроза здоровью и жизни ребенка, обратитесь в правоохранительные органы, приложив к заявлению собранные доказательства [2].

Одной их приоритетных основ деструктивных проявлений является проблема психологического террора, включая все его разновидности: буллинг, моббинг и т.п. Эти отрицательные явления породили основы психологического террора в сети, поэтому сегодня мы уделяем им особое внимание. Алгоритмы действий убийц в сети и в реальности одинаковы. Поэтому мы и акцентируем особое внимание на этом в настоящее время.

К сожалению, сегодня буллинг в школе становится очень частым явлением. Под ним понимается систематическое негативное влияние на ученика его одноклассником или группой детей. Перевод этого слова с английского языка обозначает следующее: «драчун, насильник, хулиган». Степень насилия может быть легкой или тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства. Первое определение, по отношению к буллингу, достаточно условное, так как любые моральные и физические издевательства имеют серьезные отсроченные последствия.

Впервые о данном явлении заговорили в начале прошлого века. В 1995 году в Англии появилась публикация по данной проблематике. С тех пор обсуждение данного вопроса является одним из самых актуальных. Это явление характерно не только для школы, но и для дошкольных учреждений. Дети по своей природе довольно жестоки, так как у них еще не выработаны психологические механизмы, сдерживающие эмоции. Если по каким-либо причинам ребенок оказался изгоем в детском коллективе, то ему и его родителям, как правило, остается только сменить образовательное учреждение. Согласно статистике, проводимой в том числе и нами, в разных

учебных заведениях от буллинга страдают от 5 до 50% процентов детей и подростков, проявления которого выражаются в морально-психологической травле детей, не вписывающихся в стандарты в силу каких-либо личностных, социальных и индивидуальных особенностей.

Выделяют следующие виды буллинга [4]:

• физический - в основе него лежит осознанное членовредительство и побои;

• поведенческий - к нему относятся: бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательство, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради);

• вербальная агрессия - включает: постоянные насмешки, подколки, оскорбления, окрики и даже проклятия;

• кибербуллинг - очень популярное среди подростков антисоциальное явление. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Основные отличия буллинга от обычного конфликта в том, что жертва всегда намного слабее агрессора и психологический террор имеет продолжительный характер, причем угнетаемый испытывает психологические и физические мучения.

Причины столь агрессивного поведения следует искать в следующем:

1. Семья и окружение. Если в семье доминирует культ насилия или грубой силы, то ребенок переносит негативные поведенческие реакции на морально слабых членов своего окружения. Дворовая этика также обладает негативным воздействием на неокрепшие детские умы.

2. Информационная доступность Интернет-ресурсов. Сюда мы относим: просмотр телесериалов, в которых доминируют бандитская этика и воровские законы, компьютерные игры, которые учат безнаказанно бить и убивать себе подобных.

3. Кадровая некомпетентность педагогов, работающих в детских коллективах. К сожалению, бывает так, что отдельные личности из числа психолого-педагогических кадров, которые пришли в образование по ошибке или в силу профессиональной некомпетентности, придумывают детям прозвища, оскорбляют их в присутствии одноклассников, выражают неуважительное отношение к проблемным детям при помощи интонации и выражения лица, давая тем самым начало буллингу. Происходит это потому, что определенная категория педагогов не умеет справляться с проявлением агрессии в детских коллективах.

В результате указанных выше причин в коллективе возникает травля, которая является показателем нездорового психоэмоционального фона в детской или подростковой группе. В этом случае необходимо кардинально менять и перестраивать отношения в группе на позитивные и более конструктивные. Большой ошибкой следует считать буллинг только проблемой жертвы. Проблема насилия - это проблема самой группы, так как,

как показывает практика, если удаляется одна жертва, тут же появляется другая, очень часто из числа бывших агрессоров. Определенным признаком, указывающим на наличие буллинга в группе, является психологический портрет участников. Активное участие в буллинге принимают, как правило, три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели. Травля начинается одним человеком, который является лидером: он либо успешен, либо, наоборот, агрессивный неудачник. Наблюдатели обычно молчат из-за страха оказаться в роли жертвы. Такое пассивное поведение и молчаливая поддержка взрослых заставляют представителей этой группы молчать, и жертва оказывается один на один со своими мучителями.

Важен тот факт, что жертвой буллинга, или его более легкой формы -моббинга, может стать любой человек: взрослый или ребенок. Достаточно не понравиться кому-то. Наиболее часто в разряд жертв попадают те, кто отличается: физическими данными, успехами в учебе, материальной составляющей, особенностями характера или просто в силу возраста. Согласно статистическим данным, более 50% школьных агрессоров, как правило, сами являются истязаемыми в собственной семье. Домашнее насилие очень часто выступает в образе заботы о будущем ребенка: наказания за плохую успеваемость, поведение и т.п.

Сам процесс буллинга происходит при совпадении нескольких факторов:

1. Беззащитность - жертву никто не защищает, иначе травля будет прекращена. Жертва не дает отпор агрессору. Очень часто дети не делают это из-за установки родителей: «Драться - это плохо!». Буллеры - трусы, поэтому и выбирают для нападок более слабых по определенным признакам: явному перевесу сил, страху получить в ответ агрессию, того, кто не хочет быть «плохим». Выход: переубедить угнетаемых детей в том, что защищать себя можно и нужно.

2. Низкая самооценка, в основе которой у жертвы лежит недовольство или вина, а также особенности развития: гиперактивность, синдром дефицита внимания, заикание. В зоне риска те, кого не поддерживает семья, те, кого воспитывает «улица». Выход: работа психолога с подобным контингентом на предмет того, как преподнести себя в лучшем свете, акцентируя внимание на доминирующих достоинствах своей личности.

3. Высокая агрессивность - жертвами буллинга становятся задиристые дети, эмоционально и болезненно реагирующие на любое замечание или просьбу. В этом случае агрессивность носит реактивный характер и идет от высокой возбудимости и беззащитности. Выход: обучать таких учащихся алгоритмам управления своими агрессивными состояниями.

4. Психологические социальные проблемы, к которым относятся: одиночество, социальное неблагополучие, депрессивность, неумение общаться с ровесниками, комплекс неполноценности, насилие в собственной семье, покорность насилию. Такие негативные личностные качества, как: пугливость, тревожность, чувствительность и мнительность, а также индивидуальные черты характера, делают ребенка беззащитным, привлекают агрессора.

Педагогам важно знать и общие черты, которые характерны для буллеров. К ним относятся:

• Нарциссические черты: зацикленность на себе, отсутствие внутренней опоры.

•Неуравновешенность, самовлюбленность, вспыльчивость, импульсивность и невыдержанный характер с чрезмерно завышенной самооценкой. Любые стимулы, которые могут понизить мнение о себе, воспринимаются как личная угроза и требуют немедленного действия. Авторитет поднимается не за счет личных достижений, а путем унижения других. Девочки чаще действуют исподтишка, подстрекая окружающих. Они нечувствительны к страданиям других и таким образом просто развлекаются. Иногда буллинг для них - это инструмент для борьбы с соперницами. При этом жертве необязательно бросать вызов явно. Достаточно быть красивее и успешнее.

• Чрезмерная злоба, враждебность, желание «почесать кулаки». Нападающий - всегда поклонник культа силы и насилия, «закон джунглей» для него свят. Социальные нормы и правила размыты и необязательны к исполнению. Испытывает презрение к более слабым. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев. Часто лжет. Присутствуют садистские наклонности.

• Возвышенное положение в обществе. Девочки-зачинщицы буллинга обладают высоким социальным авторитетом. Они уверены в своей внешности и никогда не испытывают чувства неловкости из-за того, что у них чего-то нет. Родители потворствуют всем капризам и часто в присутствии ребенка выказывают презрение к окружающим. Отношение к миру меркантильное, к людям - потребительское. Мальчики из богатых семей ни в чем не знают отказа, на все их проделки родители закрывают глаза, предпочитая откупаться солидной суммой. Ребенок с детства привыкает, что все покупается и продается, а любое его действие не влечет последствий, кроме как немного опустевшего семейного счета. Таких детей чаще всего называют мажорами.

Как и любое внешнее воздействие, перенесенные травмы обязательно отразятся на дальнейшей жизни. Причем не стоит думать, что для агрессора манера его поведения останется безнаказанной. Оказавшись в роли жертвы буллинга, ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни:

1. Расстройства психики. Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога. Ребенок становится агрессивным и тревожным, что переходит и во взрослый возраст. У него появляются трудности в поведении. Они чаще других подвержены депрессиям и заканчивают жизнь самоубийством.

2. Сложности во взаимоотношениях. Шансы стать жертвами моббинга на рабочем месте у людей, переживших буллинг в детстве, вырастают многократно. Мировая статистика утверждает, что взрослые,

перенесшие издевательства в детстве, в большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь, им тяжелее подниматься по карьерной лестнице. Поэтому они чаще других выбирают надомную или обособленную работу. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире.

3. Болезни. Распространенным результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Известны случаи, когда у мальчиков от стресса и бессилия начинались серьезные проблемы с сердцем. Девочки-подростки подвержены другому недомоганию: насмешки и оскорбления приводят их к анорексии или булимии. Возможны расстройства сна и перерастание травмы в психосоматику. Например, подросток страдает от болей в почках, но обследования и анализы ничего не показывают. Болевой синдром уходит только после работы психолога.

Однако последствия применения физического насилия над детьми так же уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция -отреагировать. На беседу вызываются родители буллера, а школе придется объяснить, как они допустили данную ситуацию.

Психологический террор не проходит бесследно и для самого буллера. Повзрослев, он осознает последствия своего поведения, испытывая острое чувство стыда. Но жертвы буллинга почти никогда не идут на контакт со своими мучителями. Конечно, агрессор меньше страдает от последствий буллинга, но тем не менее все это не проходит бесследно и для него:

• неблагоприятное будущее. Детские, примитивные, асоциальные способы поведения перестают действовать во взрослом социуме, и буллеры оказываются «на обочине жизни», в то время как их жертвы заканчивают университеты, получают хорошую работу и обеспеченную жизнь;

• проблемы во взаимоотношениях. Дети, которые сочетали буллинг с высоким социальным статусом, становятся диктаторами в семье и сущим наказанием на работе. Это сплетники и интриганы. Они плетут интриги более успешным коллегам, подсиживают, «ставят подножки» и идут к своей цели «по трупам»;

• террор в семье. Если во взрослой жизни они стали успешными, то окружающим с ними некомфортно. Деспотический стиль поведения они переносят и на свое окружение.

Известен трагический исторический факт, который произошел в 2016 году в Германии, в городе Мюнхене, и повлек за собой массовое убийство людей. Был объявлен режим чрезвычайного положения. Но через некоторое время выяснилось, что преступник совершил самоубийство. Им оказался старшеклассник, который подвергался моббингу. Под данным видом психологического террора подразумевается психологическое притеснение индивида (не важно, ребенок это или педагог) группой лиц.

К разновидностям моббинга относятся: упреки, брань, оскорбление, обзывание, шантаж, принуждение, наговоры, дезинформация, изоляция, кибермоббинг (выкладывание фото, видео и комментарии, позорящие жертву в Интернете), порча имущества, кражи, избиение и т.п. Всего выделяется 45 видов моббинга [4].

Мальчики чаще выбирают физические виды моббинга (пинки, толчки, удары), а девочки - более изощренные, вербальные (издевки, сарказм, сплетни), а также пустые угрозы и социальную изоляцию жертвы.

Впоследствии модели поведения «моббер» и «жертва моббинга» автоматически воспроизводятся в средних и высших учебных заведениях, а потом и в трудовых коллективах во взрослой жизни, если, конечно, не предпринимаются никакие меры.

Моббер - это потенциальный уголовник. Жертва моббинга - человек с огромным количеством психологических проблем и болезней, а также проблем с самореализацией. Бывает, что бывшая жертва сама становится моббером, причем уже более жестоким, чем ее преследователи. Основной причиной моббинга является проблема недостатка нравственной и психологической культуры общества. И в последние годы она существенно возросла.

Небывалый всплеск моббинга по всему миру специалисты, работающие над этой проблемой (психологи, социологи, юристы и другие), объясняют целым рядом остросоциальных факторов: безработицей, бедностью, высоким уровнем преступности, пробелами в законодательстве, толерантным отношением к насилию и жестокости, невежеству, пропагандой этого в средствах массовой информации и в Интернете, военными действиями и т.п.

Самая большая опасность моббинга в том, что его жертвой может стать любой человек, вне зависимости от социального статуса и материального положения, взрослый или ребенок.

Однако детский и подростковый моббинг отличается от взрослого неустойчивыми психологическими процессами и ценит свое нахождение в группе ровесников. К частым причинам агрессивного поведения моббера в школе относятся:

• подражание агрессии взрослых по отношению друг к другу или к себе;

• нарушение эмоционального контакта с родителями (атмосфера нелюбви в семье);

• применение родителями физического или иных форм наказания по отношению к ребенку;

• равнодушные или агрессивные школьные учителя;

• проблемы с организацией школьной жизни (слишком много детей в классе, частая смена учителей, «окна» между уроками и т.д.);

• неумение выражать себя и ставить адекватные цели;

• заниженная самооценка;

• неумение разрешать конфликты;

• опыт в роли жертвы моббинга со стороны других детей.

Моббинг часто является скрытым процессом. Поэтому тревожными

сигналами для родителей и педагогов должны стать следующие симптомы:

• бессонница;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• потеря или резкий набор веса;

• тики, заикание;

• энурез;

• проблемы с желудком;

• мигрени;

• замкнутость;

• слезливость;

• агрессивность и иные нарушения психического плана или соматические заболевания.

Если родители узнали, что ребенок стал жертвой психологического террора, необходимо предпринять следующие действия:

1. Побеседовать с ребенком. Узнать подробности происходящего и посоветовать, как лучше вести себя, дать конкретные рекомендации. Ни в коем случае нельзя давить на ребенка, упрекать его, обвинять: «Ты сам виноват!» Ему, напротив, как никогда, нужна поддержка и защита.

2. Сообщить о проблеме директору школы, побеседовать с классным руководителем. Выяснять отношения с агрессивно насторенными одноклассниками не рекомендуется, особенно если ребенок-жертва против этого (подростки часто бывают против, так как стремятся решить проблему сами).

3. Отвести ребенка к школьному психологу (или к любому другому детскому психологу). Какой бы замечательной ни была поддержка родителей, часто без профессиональной помощи психолога не обойтись, так как ситуация моббинга является серьезной психологической травмой.

4. Если ситуация не изменится после всех вышеперечисленных мер, нужно перевести ребенка в другую школу.

Не следует забывать, что помощь нужна не только жертве, но и мобберу. У агрессивных детей также множество проблем психологического плана, и они также нуждаются в поддержке родителей и помощи психолога.

Ребенку не справиться без помощи родителей, особенно учащемуся в младших и средних классах. При этом подростки, наоборот, уже вполне могут позаботиться о себе сами (хоть и не без поддержки старших и психолога). Ребенку следует подумать над вопросом: «Почему именно я стал жертвой моббинга (или моббером)?» Ответ на этот вопрос подскажет, как найти выход из ситуации.

Совет, часто даваемый преследуемому ребенку, «Не реагировать на обидчиков» - в детской среде не работает. Более действенно:

• найти себе сильного и умного (хорошо бы еще и старшего по возрасту) союзника/союзников;

• переманить на свою сторону одного из менее активных преследователей;

• попытаться разрешить конфликт непосредственно с «главарем» мобберов.

Очень часто у истоков моббинга стоят педагоги. Именно их стиль общения и поведения является «благоприятной почвой» для этого явления. Любой коллектив нуждается в сплоченности и поддержании благоприятной психологической атмосферы. Поэтому в профилактических целях педагогам, администрации образовательных учреждений, психологам необходимо:

• разработать основные и общеобязательные правила поведения в образовательном учреждении с обязательным пунктом «Моббинг у нас запрещен!»;

• следить за изменениями в поведении обучаемых во время занятий и на переменах, а в случае необходимости немедленно реагировать, пресекать моббинг;

• периодически проводить диагностику моббинга через беседы, опросы, социометрические тесты;

• периодически проводить классные часы и собрания, в ходе которых обучающимся и их родителям будет поясняться опасность моббинга (просмотр фильмов, чтение художественных произведений, затрагивающих проблему, и т.д.).

В случае выявления моббинга должен быть организован классный час, где с целью решить проблему соберутся не только мобберы, жертва и педагог, но и родители двух сторон, все остальные члены коллектива, психолог, социальный педагог и иные специалисты, если есть такая необходимость.

Литература

1. Москалькова Т.Н. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: [сайт]. URL: ombudsmanrf.org>content/doclad2016 (дата обращения: 19.03.2017).

2. Московский государственный психолого-педагогический университет [сайт]. URL: http://childhelpline.ru (дата обращения: 05.04.2017).

3. Официальный сайт Государственной думы [сайт]. URL: duma.gov.ru (дата обращения: 25.03.2017).

4. Psychologies [сайт]. URL: http://www.psychologies.ru (дата обращения: 25.03.2017).

Kuzovlev Valerij Petrovich,

The Institute of Development of Education of the Lipetsk region, the Head of the Laboratory, Doctor of Pedagogics, Professor, The Commissioner for Human Rights in the Lipetsk region, egusam2010@mail. ru

Kuzovleva Nataliya Valerievna,

The Institute of Development of Education of the Lipetsk region, the Teacher, Doctor of Pedagogics, Assistant professor, knv2171 @mailru

Pachina Nataliya Nikolaevna,

The Lipetsk State Technical University,

the Professor of the Chair, Doctor of Psychology, Assistant professor, [email protected]

Cherny'x Lyubov" Alekseevna,

The Institute of Development of Education of the Lipetsk region, the Rector, Candidate of Pedagogics, Assistant professor

SOME REASONS OF DESTRUCTIVE BEHAVIOUR AND FEATURE OF PSYCHOLOGICAL TERROR OF CHILDREN AND YOUTH DURING THE WORK ON THE INTERNET

Annotation

In article the methods of prevention of destructive behavioural reactions of

children and youth during the work on the Internet are considered.

Keywords:

children; youth; destructive behavioral responses; prevention; bullying; mobbing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.