УДК 373
ХРУСТАЛЕВА С.Ю.
учитель МБОУ г. Мценска «Средняя школа №1»
ДЕМЬЯНКОВ Е.Н.
кандидат педагогических наук, профессор, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail:[email protected] ФЕДЯЕВА Т.В.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра зоологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
E-mail: [email protected]
UDC373
KHRUSTALEVA S.YU.
Teacher of Mtsensk E-mail: [email protected] DEMYANKOV E.N.
Candidate of pedagogic sciences, prodessor, Orel State
University E-mail:[email protected] FEDYAEVA T.V.
Candidate of pedagogical sciences, assistant professor department of Zoology, Orel State University E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
COMPLEX OF BIOLOGY CREATIVE WORKS AS A METHOD OF SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IMPLEMENTATION
В статье рассматривается значение использования творческих работ на базе регионального материала для реализации системно-деятельностного подхода в биологическом образовании, представлена модель регионального биологического образования (с учетом требований ФГОС второго поколения), дана классификация творческих работ и авторское определение творческой деятельности ученика.
Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, системно-деятельностный подход, творческая деятельность, творческие работ, региональное образование.
In this article the value of using creative works on the regional material basis for realization of system-activity approach in biological education is presented. There is a model of regional biological education (according to requirements of the state educational standard of the second generation), the classification of creative works and the author's definition of student creative activity is given.
Keywords: state educational standard, system-activity approach, creative activity, creative works, regional education.
Современное образование стремится к реализации достижения обучающимися определенных результатов установленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного образования при освоении основной образовательной программы. Достижение данных результатов возможны лишь при переходе на новую образовательную парадигму (концепцию), строящуюся на системно-деятельностном подходе, где образовательный процесс учитывает индивидуальные, физиологические, возрастные особенности обучающихся с целью более полного овладения ими системой предметных знаний и универсальных учебных действий. Предполагает формирование личностных качеств, опыта и способов разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной).
Оценка качества образования в рамках нового образовательного стандарта рассматривается как результат развития суммы компетенций выпускника, позволяющих ему применять полученные предметные знания в жизни для решения возникающих проблем. Освоить многие компетенции в виде информации, получаемой
от учителя, невозможно. Таким образом, решить данную задачу позволяет деятельностый подход, ставящий на центральное место в процессе обучения самостоятельную познавательную деятельность ученика, развитие его творческих способностей.
Одним из путей практической реализации системно-деятельностного подхода в биологическом образовании, по нашему мнению, является реализация системы творческих работ во время урочной и внеурочной деятельности, в частности работ на базе регионального материала. Использование в педагогической практике творческих заданий позволяет оптимально сочетать репродуктивную и продуктивную, творческую познавательную деятельность учащихся. В то же время, привлечение школьников к работе над экологическими социальными проектами позволяет решить еще одну немаловажную задачу, а именнозадачу формирования любви к родине, т.е. родному краю, Отчизне. Воспитание патриотизма, умение общаться, взаимодействовать, интегрироваться в коллективе и выстраивать свою гражданскую позицию задача проектной
© Хрусталева С.Ю., Демьянков Е.Н., Федяева Т.В. © Khrustaleva S.Yu., Demyankov E.N., Fedyaeva T.V.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
деятельности. Данный факт подтверждается личным многолетним опытом работы в общеобразовательной школе г. Мценска и опытом коллег: учителя географии Л.И. Савельевой, биологии Шуллерт О. А., к.п.н., учителя биологии А.А. Павлова, к.п.н. Т.В. Федяевой.
Использование творческих работ эколого-патриотического направления в биологическом образовании при освоении основной образовательной программы позволяет так же учитывать ведущую потребность подросткового возраста - потребность в общении между собой, так как творческая работа предполагает не только индивидуальную, но и коллективную или групповую деятельность. Такая форма работы позволяет учителю превратиться из носителя и транслятора знаний в помощника, тьютора, наставника, дающего советы, инструктирующего и направляющего деятельность ученика. У учителя отпадает необходимость контролировать и заставлять нежелающих учиться, так как работа в коллективе, группе побуждает чувство коллективизма. Индивидуальная творческая работа позволяет проявить личные умения, опыт, выбрать наиболее интересный подход к реализации решения творческой задачи. Ученики при этом действуют в зоне личного комфорта, когда совмещается «надо» и «хочу». Такой подход обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирует готовность к образованию и саморазвитию, активную учебно-познавательную деятельность, создает условия для самореализации и развития.
Возникает вопрос, как включить творческие работы на базе регионального материала в содержание образовательной программы, если учитель испытывает постоянный недостаток времени на уроке, а содержание биологического образования не включает изучение природы родного края. Вариативная часть: регионально-национальный компонент так же не предусматривает время на данную тему. Таким образом, изучение природы родного края с использованием творческих работэколого-патриотического направления ста-новитсялишь инициативой самого учителя.
Во многих школах Орловской области решению проблемы регионального биологического образования способствует включение в учебный план школ программ внеурочной деятельности краеведческого содержания. Несмотря на то, что ФГОС предусматривает обязательное привлечение обучающихся во внеурочную деятельность, в работу таких кружков, клубов, занятий вовлечена лишь часть обучающихся (по желанию самих учащихся и согласию их родителей), так как остальные могут выбрать другие направления внеурочной деятельности. Значит, требуется иное решение данной проблемы.
Изучению природы родного края, использованию краеведческого подхода в биологическом образовании уделялось огромное значение на протяжении всей истории образования. Педагогическое обоснование использования региональной составляющей, краеведения в процессе образования было дано еще Я.А. Каменским.
Использовать принцип наглядности и краеведение в обучении предлагали: В.Ф. Зуев, А.М. Теряев и др. Принципы наглядности и самостоятельности Ф.А. Дистервег и И.Г. Песталоцци; наблюдение в природе, экскурсии А. Любен, А.Я. Герд, Л.Н. Толстой, Б.Е. Райков, М.Н. Римский-Корсаков, В.Ф. Натали, К.П.годовский и др. Д.И. Трайтак провел исследования, связанные с развитием интереса у школьников и особенностями преподавания биологии в сельской школе, А.И.Никишов установил взаимосвязь внеурочной и внеклассной работы во время изучения раздела «Животные».
Таким образом, мы считаем, что краеведческие темы должны и могут быть реализованы в рамках учебного предмета «Биология» и внеурочной деятельности естественнонаучного направления. Закон «Об образовании» закрепил право субъектов РФ разрабатывать региональные программы с учетом особенностей региона. Поэтому, выходом из сложившейся ситуации может стать развитие региональных образовательных систем.
Исходя из накопленного опыта, мы предлагаем следующую модель регионального биологического образования (с учетом требований ФГОС второго поколения), построенную на межпредметной интеграции (рис.1)
*ЛРК- литература родного края Рис. 1. Модель регионального биологического образова-нияс учетом требований ФГОС «второго поколения».
Инструментами реализации модели регионального биологического образования с учетом требований ФГОС служат: экскурсии, уроки-квесты, групповая и коллективная проектная деятельность, творческие работы.
Нами проведен анализ видов творческой деятельности их классификаций и разнообразия. Выяснено, что соответственно различным видам практической и духовной деятельности человека выделяют огромное количество различных видов творчества. Анализ показал, что единой классификации как творческой деятельности обучающихся (творчества), так и творческих работ не существует.
Мы предлагаем положить в основу классификации творческих работ направленность деятельности и конечный продукт творческой деятельности. По направленности творческие работы можно классифицировать следующим образом: учебные; научно-исследовательские; социальные: агитационно-просвятительские и преобразовательные;
познавательные.
Учебные творческие работы выполняются для формирования универсальных учебных действий (УУД) и достижения предметных результатов, на уроке (на этапе изучения нового материала, обобщения и закрепления знаний) и как домашняя работа. К таким работам можно отнести, например, оформление странички «учебника нового типа», когда ученик творчески обрабатывает информацию и представляет ее в виде минипроекта в котором лаконично, схематически, красочно, творчески представлена информация по пройденной теме. Кластер (схема), составленный по параграфу или дополнительной информации и т. д.
Научно-исследовательские работы выполняются как в урочное, так и внеурочное время. Таким образом, творческие исследовательские работы, начатые на уроке, могут развиваться во внеурочное время, и перерастают в исследовательский проект. Научно-исследовательские работы могут быть построены на: решении исследовательских задач, наблюдении за объектами, явлениями, мониторинге, исследовании, построенном на опросах и анализе мнений, комплексном исследовании (исследовательские проекты). Например:
Творческие работы, имеющие социальную направленность, позволяют не только самореализоваться, но и увидеть нужность получаемых знаний, умений, навыком для общества и природы и является дополнительным мотивом к изучению предмета и активизирует познавательную деятельность. Такие работы направлены на агитацию или просвещение окружающих или других обучающихся (агитационно-просветительские творческие работы). Они являются, как продуктом урока (буклет, брошюра, газета, и т.п.), так и внеурочной деятельности (акция, флешмоб за здоровый об-
раз жизни, программа на телевидении или школьном радио, интерактивный спектакль, презентация, показ отснятого созданного самими учащимися фильма или видеролика, календарь наблюдений за природой, путеводитель, туристический маршрут, фотоальбом, выставка, экологическая тропа и т.п.). Творческие социальные работы так же направлены на преобразование окружающей среды. Примерами таких работ являются: посадка деревьев (озеленение), «десант» по уборке парка, реки и т.п., дизайн пришкольной территории, изготовление и вывешивание скворечников, кормушек для птиц, очистка и благоустройство родников и берега рек и т.д. Такие работы выполняются обычно во внеурочное время.
Познавательное творчество предполагает расширение кругозора, насыщение новой полезной и нужной информацией. Оно включает создание и решение кроссвордов, ребусов, загадок, познавательных творческих и поисковых биолого-экологических задач, требующих построения нового, отличного от текста задачи требования. Данную работу можно использовать как на этапе мотивации, изучения нового материала, так и для закрепления и обобщения знаний.
Исходя из проведенного анализа различных подходов к творчеству, и творческой деятельности мы считаем, что:
Творческая деятельность ученика - напряженная деятельность по созданию или преобразованию им материальных и нематериальных (интеллектуальных) продуктов в процессе поисково-аналитических действий с подключением воображения, креативного мышления и собственного опыта, значимая для него самого, его развития и образования не исключая значения для окружающих и общества в целом.
Библиографический список
1. АрбузоваЕ. Н. Методика обучения биологии: учеб.пособие / Е. Н. Арбузова. Омск: ОмГПУ 2013. 332 с.
2. Павлов А.А., Демьянков Е.Н., Федяева Т.В. Система формирования экологической культуры как фактор развития личности школь-ника//Педагогическое образование и наука. 2016. №6. C.12-16.
3. Пасечник В.В. Биология: методика индивидуально-групповой деятельности: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.В. Пасечник. М.:Просвещение, 2016. 109с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования/Мин-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011.
5. Хрусталева С.Ю. Значение творческих работ в реализации регионального содержания биологического образования/ Хрусталева С.Ю.// «Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе»: сборник материалов международной научно-практической конференции,3-5 февраля 2015г./Редколл. В.В.Пасечник (отв. ред.) и др. М.: ИИУ МГ0У,2015. 133-137 с.
6. Хрусталева С.Ю. Особенности использования регионального компонента в образовательных учреждениях Орловской области/ С.Ю. Хрусталева//Международный научно-исследовательский журнал INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL.-2017.-№4(58).-часть 3 апрель. Екатеринбург, 2017. 70-72 с.
References
1. ArbuzovaE.N. Methods of teaching biology: textbook/ E.N. Arbuzova.- Omsk:Omsk State Pedagogical University, 2013.133-137Рр.
2. Pavlov A.A., Demjankov E.N., Fedjaeva T.V The system of ecological culture formation as a factor of students development// Teaching education and Science. 2016. N6. Pp.12-14
3. PasechnikV.V. Biology: methods of individual and group activity: textbook for educational institutions// PasechnikV.V..- M.: Prosveschenije,
2011
4. Federal State Educational Standart// Prosveschenije, 2011
5. HrustalyovaS. Yu. Meaning of creative works in realization of regional content of biological education/ Hrustalyova S. Yu. // "Actual issues of the ways of teaching biology, chemistry and ecology in schools and high schools": compilation of international scientifical practical conference materials, 3-5 February 2015/ Redcall. V. V. Pasechnik (responsible editor) and others M.: MRSU, 2015. 133-137 p.
6. HrustalyovaS. Yu. Features of regional component usage in educational facilities of Oryol region/ S. Yu.Hrustalyova// International science research journal INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL. 2017. №4 (58).- part 3 April.- Yekaterinburg, 2017. 70-72 p.