Научная статья на тему 'Особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья'

Особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3627
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CREATIVE CHILDREN''S ENDOWMENTS / CREATIVE ABILITIES / CHILDREN WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / A CONDITION OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ENDOWMENTS / AT CHILDREN WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна, Титеева Инна Леонидовна

Авторами рассматривается проблема развития творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Уточняется понятие «творческие способности у детей с ОВЗ», особенности развития данного вида способностей у детей в системе специального (коррекционного) образования, выделяются и обосновываются особенности развития творческой одаренности учащихся с ОВЗ: учет принципов коррекционного образования, создание условий развития творческих способностей ребенка с ОВЗ. Цель: определить и описать особенности развития творческой одаренности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, технологии работы Метод или методология проведения работы: методология педагогического исследования Результаты: предложенная авторами технология и выделенные условия работы с детьми с ОВЗ по развитию творческой одаренности может быть внедрена в систему специального (коррекционного) образования, как прошедшая апробацию в рамках реализации инновационного проекта в более чем 10 С(К)ОУ. Область применения результатов: практика современного специального (коррекционного) образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ENDOWMENTS OF PUPILS WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH

The author considers a problem of development of creative abilities at pupils with the limited possibilities of health. The concept «creative abilities at children with ОВЗ», features of development of the given kind of abilities at children in system of special (correctional) formation is specified, features of development of creative endowments of pupils with the limited possibilities of health are allocated and proved: the account of principles of correctional formation, creation of conditions of development of creative abilities of the child with the limited possibilities of health. Purpose: to define and describe features of development of creative endowments of pupils with the limited possibilities of health, technology of work with children. Methodology: methodology of pedagogical research. Results: the technology offered by the author and the allocated working conditions with children with the limited possibilities of health on development of creative endowments can be introduced in system of special (correctional) formation, as passed approbation within the limits of realization of the innovative project in more than 10 C(K)OU. Practical implications: practice of modern special (correctional) formation

Текст научной работы на тему «Особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 373 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Яковлева Г.В., Титеева И.Л.

Авторами рассматривается проблема развития творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Уточняется понятие «творческие способности у детей с ОВЗ», особенности развития данного вида способностей у детей в системе специального (коррекционного) образования, выделяются и обосновываются особенности развития творческой одаренности учащихся с ОВЗ: учет принципов коррекционного образования, создание условий развития творческих способностей ребенка с ОВЗ.

Цель: определить и описать особенности развития творческой

одаренности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, технологии работы

Метод или методология проведения работы: методология

педагогического исследования

Результаты: предложенная авторами технология и выделенные условия работы с детьми с ОВЗ по развитию творческой одаренности может быть внедрена в систему специального (коррекционного) образования, как прошедшая апробацию в рамках реализации инновационного проекта в более чем 10 С(К)ОУ.

Область применения результатов: практика современного

специального (коррекционного) образования

Ключевые слова: творческая детская одаренность, творческие

способности, дети с ограниченными возможностями здоровья, условия

развития творческой одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ENDOWMENTS OF PUPILS WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH

Yakovleva G.V., Titeeva I.L.

The author considers a problem of development of creative abilities at pupils with the limited possibilities of health. The concept «creative abilities at children with ОВЗ», features of development of the given kind of abilities at children in system of special (correctional) formation is specified, features of development of creative endowments of pupils with the limited possibilities of health are allocated and proved: the account of principles of correctional formation, creation of conditions of development of creative abilities of the child with the limited possibilities of health.

Purpose: to define and describe features of development of creative endowments of pupils with the limited possibilities of health, technology of work with children.

Methodology: methodology of pedagogical research.

Results: the technology offered by the author and the allocated working conditions with children with the limited possibilities of health on development of creative endowments can be introduced in system of special (correctional) formation, as passed approbation within the limits of realization of the innovative project in more than 10 C(K)OU.

Practical implications: practice of modern special (correctional) formation

Keywords: creative children's endowments, creative abilities, children with the limited possibilities of health, a condition of development of creative endowments at children with the limited possibilities of health.

В динамичном, быстро меняющемся мире общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Современная образовательная политика России в сфере образования направлена на создание условий и развитие активной личности, осознающей глобальные проблемы человечества и готовой посильно участвовать в их решении.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, определены принципы, одним из которых выделена максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Современная концепция образования и воспитания также в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности, так как традиционная система образования перестает удовлетворять современным требованиям, выполнять социальный заказ общества. В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности личности. Это в полной мере может быть отнесено к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Говоря о развитии творческой одаренности у детей с ОВЗ, необходимо уточнить базовые понятия: творчество, способности, одаренность.

«Творчество является уделом всех,... оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» (В.В.Давыдов). Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей [1].

Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности,

выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей открывает каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности. Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне различных видов деятельности [2].

Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья.

Говоря в целом о творческом развитии детей, необходимо выделить факторы, влияющие на творческое развитие. К ним относят ориентацию ребенка на творческие решения, снятие преград в проявлении инициативы, поощрения разумных творческих черт своей личности и внимания ко всем свойствам окружающей среды [3].

Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.

Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью [3].

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Ему необходимы танцы, зарядка, лыжные походы, пешие прогулки и другие виды физических нагрузок, именно они поднимают общий уровень активности ребенка, оказывающие положительное влияние на тонус организма, стимулирующие творческую активность [4].

В целях развития творческого потенциала учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений проектируется и организуется система работы, основанная на учете следующих принципов:

• принцип учета структуры дефекта;

• деятельностный принцип;

• принцип создания ситуации успеха;

• принцип доступности материала;

• принцип эмоциональной насыщенности;

• принцип взаимосвязи разных видов деятельности;

• принцип реализации потребности в социальной принадлежности;

• принцип создания ситуаций, способствующих формированию социальных навыков и умений [5].

Говоря о развитии творческих способностей, необходимо уточнить определение творческих способностей и творческой одаренности детей.

При установлении основных понятий учения об одаренности исследователи данной проблемы исходят из понятия "способность". Три признака, по мнению М.Б. Теплова, заключаются в понятии "способность".

Во-первых, под способностями подразумеваются индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко педагог не удовлетворен работой ученика, хотя последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, "принимая во внимание его способности", мог бы иметь гораздо больше знаний [5].

Творческая одаренность - это особый вид одаренности. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность являются неотвратимым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены

отдельно от творческого компонента. Так А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности - творческий. Если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного самостоятельного вида. [3].

В настоящее время дифференциация по аспектам интеллектуальной и творческой одарённости идёт дальше. В связи с этим следует упомянуть о взглядах Б.М.Теплова, который возражал против представлений о том, что высокая одаренность в одной области сопровождается снижением одарённости в других областях. Он подчёркивал, что "талант как таковой многогранен", и считал, что не о существование разных одаренностей должна идти речь, а о широте самой одаренности. Он писал: "возможность успешно действовать в различных областях объясняется, прежде всего, наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности" [5].

Каковы же условия развития творческой одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья?

Первое условие - материальная, ресурсная, психологическая готовность образовательных учреждений принять детей с ограниченными возможностями здоровья, готовность распознать и развивать творческую одаренность (или творческие способности) ребенка. Однако образовательные учреждения в большинстве случаев не приспособлены к особенностям и нуждам детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Школы должны быть не просто готовы принять такого особого ребенка, но и создать все необходимые условия для его успешного включения в продуктивную творческую деятельность с учетом психофизиологических особенностей ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования уделяется особое внимание созданию равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья

Второе условие - адекватная позиция родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей и современные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников и обучающихся.

Третьим условием развития творческой одаренности ребенка с ограниченными возможностями здоровья является его психологопедагогическое сопровождение. Целью такого сопровождения является формирование положительных личностных качеств самого ребенка - его самоотношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к преодолению трудностей, воля и оптимизм. Проблема состоит в том, что сами условия жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (симбиотические отношения с ухаживающим родителем, привычная опека и забота, несамостоятельность, ограниченный социальный опыт и опыт общения со сверстниками, часто неопределенность прогноза заболевания) провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, активная заинтересованная позиция социального окружения, создание возможностей самореализации в творчестве, познании, сотрудничестве [6, 7].

Четвертое условие развития творческих способностей и одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья - адекватная особенностям и способностям детей с ограниченными возможностями здоровья система внеурочной деятельности в образовательном учреждении, обеспечивающей включение ребенка в активную жизнь учреждения и социума. В основе взаимодействия с ребенком во внеурочной деятельности лежит принцип успешности каждого ученика, что требует особых педагогических средств и способов. Методической основой организации внеурочной деятельности являются программы дополнительного образования по приоритетным

направлениям работы учреждения, отвечающие социальному заказу родителей и общества на творческую, активную личность. В качестве примера рассмотрим содержание проекта «Творчество и одаренность детей с ОВЗ».

Проект направлен на создание условий на ступени начальной и основной школы, обеспечивающих творческое развитие участников образовательного процесса (портфолио выходного дня, совместные дела с семьей учащихся и социальными партнерами, система оценки творческих достижений). Данный проект предполагает целенаправленную работу по развитию различных видов одаренности учащихся с ОВЗ: создание индивидуализированных учебных программ, модулей для одаренных учащихся, формирование тьюторской деятельности педагогов, использование ресурсов сетевых партнеров для подготовки учащихся к творческим конкурсам.

Одним из средств развития творческой одаренности учащихся с ОВЗ являются творческие конкурсы. Цель конкурсов: выявление неординарных, талантливых детей специальных (коррекционных) школ.

Задачи:

- расширение кругозора школьников через комплексные игровые формы;

- развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся;

- повышение познавательных интересов;

- развитие умений сосредотачиваться и творчески мыслить;

- формирование устойчивой мотивации к обучению;

- стимулирование стремления учащихся к гармоническому развитию;

- создание условий для самореализации;

- повышение социального статуса способных учащихся.

Примеры тематики творческих конкурсов:

• «Ступеньки музыкальности»,

• «Мир вокруг нас прекрасен» (конкурс рисунков детей с нарушениями зрения),

• «Хрустальная капель» (музыкально-хореографическое

направление),

• «Г рация и пластика» (для детей с нарушениями слуха),

• «Делаем сами, своими руками» (для детей с нарушениями

интеллекта),

• «Природа и фантазия».

Учет особенностей развития творческой одаренности учащихся в системе специального (коррекционного) образования, реализация системы выше перечисленных условий обеспечит активную жизненную позицию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проявление его творческих задатков и способностей.

Список литературы

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 321 с.

2. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 192 с.

3. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М., Школа-Пресс, 1993. 127 с.

4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 232 с.

5. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М, Просвещение, 1961, С. 9-20.

6. Хрусталева Т.М. Возрастные особенности проявления социальной одаренности школьников // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. С. 170-176.

7. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. 136 с.

References

1. Davidov V.V. Problemy razvivajuwego obuchenija [Problemy of developing training]. М: Pedagogics, 1986. 321 p.

2. Kulagin I.Ju. Lichnost' shkol'nika ot zaderzhki psihologicheskogo razvitija do odarennosti [Lichnost of the schoolboy from a delay of psychological development to endowments]. М: ТЦ "Sphere", 1999. 192 p.

3. Matyuschkin A.M. Zagadki odarennosti: Problemy prakticheskoj

diagnostiki [Riddle of endowments: Problems of practical diagnostics]. М., Schoolpress, 1993. 127 p.

4. Savenkov A.I. Odarennye deti v detskom sadu i shkole [Odarennye rebenok in a kindergarten and school]. М: Publishing center "Academy", 2000. 232 p.

5. Teplov B.M. Problemy individual'nyh razlichij [Problemy of individual distinctions]. M., Education, 1961, pp. 9-20.

6. Khrustalyov T.M. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, no. 10 (2011): 170176.

7. Yurkevich V.S. Odarennyj rebenok: illjuzii i real'nost' [Odarennyj rebenok: illusions and a reality]. М: Education, the Educational literature, 1996.136 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Яковлева Г алина Владимировна, заведующая кафедрой специального (коррекционного) образования, кандидат педагогических наук, доцент Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

ул. Красноармейская, 88, г. Челябинск, 454000, Россия galina440@mail. ru

Титеева Инна Леонидовна, директор

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 36III-IV видов ул. Бажова, 28, г. Озерск, 456780, Россия titeeva@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Jakovleva Galina Vladimirovna, managing chair of special (correctional) formation, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chelyabinsk institute of retraining and improvement ofprofessional skill of educators

88, Krasnoarmeyskaya str., Chelyabinsk, 454000, Russia

galina440@ mail.ru

Titeeva Inna Leonidovna, director

Special (correctional) comprehensive school № 36 III-IV kinds 28, Bazhova str., Ozersk, 456780, Russia titeeva@yandex. ru

Рецензент:

Молчанов С.Г., д.п.н., профессор, академик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.