УДК 372.3 Галеева Гузалия Наилевна
педагог высшей категории,
педагог дополнительного образования
Центра детского творчества,
руководитель объединения «Особенный ребенок»
ГЛАВНЫЕ СТУПЕНИ РАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Galeyeva Guzaliya Nailevna
Additional education teacher at the Center of Children's Creativity, Teacher of top qualification Head of the association “Special Child”
THE MAIN STEPS OF DISCOVERY OF APTITUDES AND DEVELOPMENT OF TALENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Аннотация:
Автором представлены особенности работы с высокомотивированными детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования, доказана необходимость развития у таких детей творческих способностей, с тем чтобы помочь воспитанникам преодолеть чувство собственной неполноценности. Описаны ступени реализации развития творческой деятельности и способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова:
дополнительное образование детей, дети с ограниченными возможностями здоровья, творчество, творческие способности, творческая личность, творческая деятельность, ситуация успеха, помощь и поддержка детей с ОВЗ.
Summary:
The author presents features of work with highly motivated children with special needs in the system of additional education. It is substantiated the need for development of creative abilities of such children in order to help them to overcome the inferiority complex. The author describes the steps in organization of development of creative activities and talents of children with disabilities.
Keywords:
additional education of children, children with disabilities, creativity, creative abilities, creative person, creative activity, success situation, help and support of children with special needs.
Одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится развитие дополнительного образования детей (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»). Вместе с тем получает дальнейшее развитие политика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).
Выбирая профессию педагога дополнительного образования, каждый из нас прокладывает свою тропинку к сердцу ребенка. Но есть дети, требующие особой заботы, - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Таких детей часто называют «детьми с особыми нуждами». Здесь необходимо учитывать их особые потребности в общении, психофизическое и психоэмоциональное состояние, готовность к сотрудничеству, содействию и оказанию помощи.
Современная концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности. В национальной доктрине образования на период до 2025 г. поставлена задача создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого учащегося.
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, так же как и здоровые дети, обладают талантом к творческой деятельности. Но для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь.
Что же может помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья раскрыть свои способности и развить талант?
Первая ступень к развитию способностей и таланта детей с ОВЗ - вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в творческую деятельность. Это позволяет эффективно решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоления комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Это главное условие, дающее стимул к развитию талантов и способностей детей с ОВЗ [1]. Виды творчества могут быть разными в зависимости от склонностей детей. Важно то, что ребенок с ОВЗ имеет возможность при наличии большого спектра предложений выбрать любой из подходящих именно ему видов творчества.
Главная задача педагогов, работающих с данной категорией детей, - создать такие условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные ему от природы [2]. Инвалидность не должна становиться причиной исключения маленького человечка из жизни.
Альфред Адлер, знаменитый психолог, основатель индивидуальной психологии считал, что движущей силой развития личности становится стремление к преодолению чувства собственной неполноценности и слабости, которое возникает у ребенка сразу же после рождения в силу своей беспомощности и зависимости от взрослого. Преодоление своей неполноценности становится главной целью развития человека. В случае благополучного развития эта задача может быть решена двумя способами: путем компенсации своего дефекта или неполноценности и путем сверхкомпенсации, когда человек добивается максимального успеха именно в той области, которая, казалось бы, должна быть закрыта для него в силу специфики его дефекта [3]. Ступенькой к его маленькому сердечку для реализации этих условий является творчество.
Знаменитый писатель Антон Павлович Чехов сказал: «Человек, познавший творчество, не знает других удовольствий». Наверное, по-настоящему счастлив человек лишь в творчестве. Именно здесь он проявляется как личность, раскрывается и становится более раскрепощенным, уверенным в себе и в своих возможностях. У него появляется конкретная цель в жизни. Талант преодоления определяется готовностью и способностью личности ставить цель и работать над ее достижением, справляться с препятствиями, верить в себя и в будущее, уметь сотрудничать с другими людьми, уважать себя и других [4].
Каждый ребенок в той или иной мере олицетворяет собой творческое начало. И поэтому самая главная задача - не растерять и не упустить творческую энергию этих особенных детей, дать ей возможность воплотиться и дарить свет.
Занятия творческой деятельностью - это начало главного пути, это та дверка для творческой энергии, источник, от которого можно заразиться только положительными эмоциями, а затем поделиться этой эйфорией, мечтой, капризами, радостью творчества и созидания с окружающим миром. Главное, что здесь ребенок с ограниченными возможностями здоровья не чувствует себя особым среди всех, он свободен в своем творчестве, стремится к красивому, доброму и лучшему. А стремление к лучшему - это эволюция мыслей, привычек, образа жизни, то есть хорошее настроение, радость и обреченность на успех в любых начинаниях.
Вторая ступень - создание ситуации успеха. Для любого подростка и особенно ребенка с ОВЗ очень важна ситуация успеха. Именно успехом можно воспитать любого учащегося. Но если в учебной деятельности проявить себя может не каждый, то в творчестве состояться может практически любой воспитанник.
Здесь важно, чтобы дети с проблемами здоровья могли оценить не только свой труд, свое неумение на первых порах делать что-то, но и то, как получается или не получается выполнение заданий у их сверстников, тем самым постепенно снижая некоторую неуверенность и тревожность.
Очень важно создавать ребенку ситуацию успеха, оказывать ему положительную поддержку, эмоционально реагировать похвалой на, пусть и небольшое, достижение ребенка. Дети данной категории очень болезненно реагируют на порицание и критику, поэтому нельзя использовать этот метод воздействия. Если невозможно не указать ребенку на его ошибку, нужно обязательно объяснить, почему не получилось на этот раз и, авансируя на будущее, убедить воспитанника в том, что в следующий раз у него эта работа получится обязательно. Важно воспитать в ребенке убежденность, что нет безвыходных ситуаций, и выработать у воспитанника чувство уверенности в собственной полноценности и собственной значимости и умение преодолевать любые трудности.
Большое значение имеет организация праздников, которые должны проектироваться так, чтобы выступать в качестве концентрата культурной жизни. Современные массовые праздники зачастую имеют характер развлекательного шоу, предназначенного для культурного потребления; они навязывают искусственные ситуации, не учитывая человека «играющего», творящего, а значит, природу праздничного поведения. В таком празднике, как и во всей нашей популярной культуре, человек выступает в качестве потребителя, а не творца. Необходимо ставить задачу создания творческого инклюзивного пространства, открытого для всех посетителей, предполагающего активность каждого участника, включая детей с ОВЗ. В них обязательно должна учитываться собственная активность детей с ОВЗ и иметься инклюзивный характер, то есть рассчитываться как на здоровых детей, так и на детей с ограниченными возможностями [5].
С 1975 г. существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей. Одним из важных направлений развития творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья является организация выставок творческих работ воспитанников и конкурсов детских работ. Конкурсы и
выставки развивают личностные особенности самого ребенка, его самоотношение и самоуважение, веру в свои возможности, готовность к преодолению трудностей [6; 7].
Третья ступень - психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Психологическая поддержка родителей - это система мер, направленная на:
- принятие ребенка таким, какой он есть;
- снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
- укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
- формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;
- установление адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;
- формирование позитивных образов общения в семье, решение конфликтных ситуаций. Достаточно часто родители детей с ОВЗ занимают позицию чрезмерной опеки, пытаясь поместить ребенка в тепличные условия, оградить от трудностей и неудач, изолировать от реальной жизни. Это может привести к тому, что у ребенка сформируется так называемая «выученная беспомощность» [8; 9]. М. Селигман писал, что такая гиперопека и стремление сделать все за ребенка с целью облегчить ему жизнь приводит к противоположному результату. Такой ребенок, сталкиваясь с малейшим затруднением или сложностью в какой либо деятельности, заявляет «Нет, я не смогу, у меня не получится». Это становится реальной причиной отклонений в поведении ребенка, препятствует раскрытию его способностей и тормозит развитие. Поэтому воспитание в семье с детьми с ОВЗ должно предусматривать сочетание помощи и поощрения его самостоятельности. Родители должны поддерживать общение с ребенком, стараться разнообразить и обогатить его деятельность, а также требовать от него результата в разумных пределах [10].
Следует понять, что болезнь ребенка - действительно тяжелое испытание, которое может и должно быть преодолено любовью, терпением и правильным пониманием того, как следует строить воспитание, чтобы реализовать потенциал познавательных и творческих возможностей ребенка. Нередко родители просто стесняются недуга ребенка либо испытывают страх того, что их ребенка обидят, будут смеяться, и предпочитают изолировать его от общества под «стеклянным колпаком».
Необходимо создание широкой сети поддержки и сопровождения развития детей с ОВЗ. Психологическая поддержка родителей предусматривает участие всех специалистов, работающих с ребенком: медицинского работника, дефектолога, социального педагога и, конечно же, пе-дагога-психолога. Иногда родители испытывают необоснованное чувство вины за болезнь ребенка и пытаются компенсировать это подарками, вседозволенностью. А нередко чувство отвержения ребенка как «не оправдавшего ожидания» маскируется повышенным вниманием, опекой. Но недостаток любви и родительского внимания становится причиной возникновения новых трудностей в развитии ребенка.
Необходимо развенчивание мифов о врожденной «отсталости» и бесталанности детей с ОВЗ. Нужно на корню развеять убеждения о том, что ребенок с ограниченными возможностями обречен на неуспех, что сферы профессионального труда и образования для таких детей ограниченны или даже невозможны. Надо формировать новые установки на создание условий развития творческой деятельности, таланта и одаренности в отношении детей с ОВЗ.
Ссылки:
1. Альфред А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Наука жить. Киев, 1997. С. 57-58.
2. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность : книга для учителей и родителей. М., 1996. 136 с.
3. Альфред А. Указ. соч.
4. Там же.
5. Творчество инвалидов - неограниченные возможности. Организация в музеях выставок инвалидов и адаптация выставок для восприятия людьми с ограничениями здоровья : материалы обучающего семинара (18.09.2011). М., 2011.
6. Там же.
7. Юркевич В.С. Указ. соч.
8. Хрусталева Т.М. Возрастные особенности проявления социальной одаренности школьников // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. С. 170-176.
9. Юркевич В.С. Указ. соч.
10. Хрусталева Т.М. Указ. соч.