Научная статья на тему 'Дополнительное образование как пространство для социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы мбодо «Дом детского творчества» города Тулы'

Дополнительное образование как пространство для социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы мбодо «Дом детского творчества» города Тулы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
928
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршутина Светлана Владимировна

созданием условий для социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений дополнительного образования занимаются многие педагогические коллективы, стараясь эффективно подойти к вопросам актуальных проблем детей с особыми потребностями, их творческому развитию и самореализации в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паршутина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование как пространство для социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы мбодо «Дом детского творчества» города Тулы»

Дополнительное образование как пространство для социализации личности детей с

ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы МБОДО «Дом детского творчества» города Тулы

Паршутина С. В.

Паршутина Светлана Владимировна /Parshutina Svetlana Vladimirovna -методист, МБОДО Дом детского творчества, г. Тула

Аннотация: созданием условий для социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений дополнительного образования занимаются многие педагогические коллективы, стараясь эффективно подойти к вопросам актуальных проблем детей с особыми потребностями, их творческому развитию и самореализации в обществе.

Abstract: with limited opportunities of health on the basis of establishments of additional education manypedagogical collectives are engaged in creation of conditions for socialization of the identity of the child, trying to approach effectively questions of actual problems of children with special needs, to their creative development and self-realization in society.

Ключевые слова: адаптация, допрофессиональное образование, востребованность в обществе, индивидуально-личностный подход, творческое развитие.

Keywords: adaptation, pre-professional education, a demand in society, individual and personal approach, creative development.

В системе дополнительного образования есть направление работы, которое с каждым годом приобретает особую актуальность. Это работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с адаптацией личности к новым условиям жизнедеятельности и подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. С этой целью на базе муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дом детского творчества» города Тулы создан отдел по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Педагогическая работа с детьми данной категории становится частью жизнедеятельности коллектива, детей, родителей на основе совместной творческой деятельности, эмоциональных переживаний, где педагог для ребенка и семьи становится другом, партнером, помощником и защитником. Специфика работы заключается в характере, содержании обучения и воспитания, требует профессионализма, знаний особенностей развития ребенка с особыми потребностями, определенных знаний использования современных образовательно -воспитательных технологий.

Совершенствование системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на социализацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, своевременное обеспечение каждому воспитаннику в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всем мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей.

С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. Выполняя наряду с другими компенсаторные и реабилитационные функции, дополнительное образование предоставляет ребенку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учетом интересов и желаний, получения допрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей - это основная, а иногда и единственная возможность получить жизненно важные практические навыки.

Педагоги, работающие с детьми в отделе по работе с детьми с ОВЗ МБОДО «Дом детского творчества», стараются восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности. Сотрудничество носит комплексный характер, включает в себя ряд взаимосвязанных тем, объединенной единой идеей «Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка». Педагоги стараются стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, нетрадиционно подойти к организации обучения и воспитания, в коррекционно-развивающую работу внести элементы творчества, дидактические игры, сюрпризный момент, настраивающий ребенка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволяет ребенку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития. Достигнуты положительные результаты в области совершенствования уровня выявления и реализации творческого потенциала воспитанников. В этом большая заслуга педагогов, которые стараются морально поддержать ребенка, помочь ему определить свои интересы, цели, возможности, найти пути преодоления различных препятствий, желание достигнуть позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя более активно, смело, настойчиво. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми. Есть положительные отзывы родителей, дети которых занимались с творческими и увлеченными педагогами. Дети чувствуют себя комфортно в общении, даже проявляют некоторую одаренность (пишут стихи, песни, рассказы, хорошо рисуют, поют, участвуют в конкурсах различного уровня). Индивидуальные и дифференцированные занятия проводятся с учетом контингента детей. Педагогический коллектив постоянно работает в творческом режиме. В настоящее время в учреждении разработана программа развития «ДДТ - дом радости и здоровья» социально-педагогического направления, которая включает в себя приоритетные задачи работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и успешно реализуется на практике, созданы условия для творческого развития, оборудованы учебные кабинеты, приобретено новое игровое, спортивное и реабилитационное оборудование. Большое внимание уделяется использованию в работе оздоровительных технологий, которые включают ряд коррекционных упражнений с использованием разнообразных тренажеров для развития мелкой моторики рук, сенсорного восприятия. Для детей работают объединения по интересам, где каждый ребенок может выбрать себе занятие по душе. Наблюдается положительная динамика в развитии познавательной деятельности обучающихся, повышение их социальной активности в жизни коллектива детей и взрослых, роста культурного уровня, прослеживается тенденция к здоровому образу жизни, развитию толерантности.

С целью повышения профессионального мастерства для педагогов проводятся психолого-педагогические чтения по проблемам взаимодействия с воспитанниками, улучшению психологического климата в коллективе. Осуществляется диагностика и анкетирование по изучению типологических особенностей, интересов и потребностей педагогов. На базе нашего учреждения создан ресурсный центр для педагогов по социализации личности детей с ОВЗ. Цель деятельности данного центра - изучить, обобщить и транслировать эффективный опыт педагогов города по социализации детей с ОВЗ. Результаты работы центра публикуются на сайте учреждения МБОДО «ДДТ» (ddt71.ru).

Педагоги учреждения ведут активный поиск новых, более эффективных путей взаимодействия с родителями. Для родителей ежемесячно проводятся занятия в рамках «Школы для родителей» с использованием новых компьютерных технологий. Эти занятия включают в себя лекции, беседы, тренинги, круглые столы по вопросам воспитания детей с наглядным сопровождением (видеофильмы, презентации, интервью и т. п.). С родителями регулярно проводятся консультации по психолого-педагогическим проблемам. В учреждении четко наблюдается расширение сферы общения. Это работа клуба общения для родителей и детей, литературно-музыкальные гостиные, творческие вечера «От всей души», фестивали многодетных семей, выставки художественного творчества. Здесь демонстрируют свои таланты не только дети, но и их родители.

Работа с воспитанниками включает в себя диагностику познавательных процессов детей, изучение их уровня интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала, интересов, способностей и склонностей. На основе полученных данных проводятся индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, направленные на исправление выраженных недостатков и устранение выявленных проблем. Основным направлением в работе с детьми является развитие эмоционального мира воспитанников, так как именно эмоции могут служить способом познания мира, общения, насыщают жизнь красотой и богатством переживаний. В ходе обследований было выявлено, что многие дети с ограниченными возможностями здоровья постоянно испытывают трудности при адаптации к окружающей среде, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.

Развитие творческого потенциала воспитанников - важный этап деятельности. Для решения этой задачи используются различные формы диагностики, развивающие занятия. Важным элементом педагогической работы является использование целостного подхода к развитию и коррекции ребенка, которая требует системного воздействия.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского, общественного внимания. Одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ОВЗ социально-педагогическими,

медицинскими и специальными условиями для обучения и развития. Диагностика интересов и потребностей детей и родителей показала, что сегодня существует социальный и семейный заказ на дополнительные образовательные услуги для детей с ОВЗ и их родителей. В связи с этим, творческой группой педагогического коллектива был разработан проект концепции развития отдела по работе с детьми с ОВЗ, которая была переработана в программу развития. Задача учреждения - сохранить атмосферу понимания, комфорта, привлечь в нее новых участников. Тогда у детей с ОВЗ правильно, методично будет формироваться элементарное представление о жизни, труде, быте людей, умения и навыки, научиться общаться в неформальной трудовой обстановке, приобретут навыки самоутверждения в среде сверстников, сложится уверенность в себе. Совместные творческие занятия педагогов, детей и родителей оказывают благотворное действие на общее эмоциональное состояние ребенка с особыми потребностями, снимают раздражение, агрессию, стресс и нервное возбуждение, позволяют переключить негативные эмоции на ощущение покоя и радости. Любой результат совместного труда оценивается максимально положительно.

Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогического коллектива направлена на «специальное» обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, которая включает обучение детей в объединениях по интересам, психолого-педагогическое и методическое сопровождение, индивидуально-личностный подход, оздоровление и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии, организацию содержательного досуга.

Гармоничное сочетание разнообразных направлений деятельности в практической работе способствует социализации личности детей с особыми потребностями, проявлению положительных волевых качеств, стремлению к своему самосовершенствованию и самореализации в обществе. В условиях учреждения дополнительного образования с учетом новых педагогических технологий можно легко реализовать множество интересных проектов, которые помогут нам добиться положительных результатов.

Литература

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

2. Брызжева Н. В., Григорьва А. И. Особый ребенок - обычное детство. - Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и 1111РО ТО», 2013. - 110 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.