УДК 372.857
UDC 372.857
Т.В. ФЕДЯЕВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра зоологии, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: [email protected] А.П. ТЯПКИНА
кандидат биологических наук, доцент, декан факультета естественных наук, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-ma il:an gelikpt@ma il. ru
T.V. FEDYAEVA
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Zoology, Orel State University named after I.S. Turgenev E-mail: fedyaevatv-orel@ma il. ru A.P. TYAPKINA
Candidate of Biology, Associate Professor, Dean of the Faculty of Natural Sciences, Orel State University named
after I.S. Turgenev E-mail:[email protected]
ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ECOLOGICAL AND LOCAL APPROACH IN TEACHING BIOLOGY AS A MEANS OF ENHANCING STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY
В статье рассматривается роль эколого-краеведческого подхода в обучении биологии в условиях внедрения Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения. Описана структура учебно-познавательной деятельности учащихся и механизмы ее формирования.
Ключевые слова: эколого-краеведческий подход, Федеральный образовательный стандарт, познавательная деятельность учащихся, краеведение, элективный курс, структура познавательной деятельности учащихся.
The article considers the role of eco-regional studies approach to teaching biology in the context of implementing the federal state standard of general education of the second generation. The structure of students' educational learning activities and the mechanisms of its formation are described.
Keywords: eco-regional approach, the Federal educational standard, students' cognitive activities, local history, an elective course, the structure of students' cognitive activity.
Современные социально-экономические тенденции как в мире, так и России требуют модернизации системы образования, ее гуманизации и демократизации. Одной из поставленных задач подпрограммы 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» на 2013-2020 годы является модернизация содержания образовательной среды для обеспечения подготовки конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, стремящейся к развитию личностного потенциала, к освоению новых знаний, творческому поиску, умеющей эффективно применять накопленные знания, способной к активной социальной адаптации. Анализ образовательной практики показывает, что в современной школе прочно укоренилась малоэффективная субъект-объектная парадигма, исключающая признание учащегося деятельной личностью, развивающейся наравне с личностью педагога. Во-вторых, массовая школа базируется в основном на унифицированных программах и методике преподавания, не ориентирующих учащихся на личностное развитие. В-третьих, серьезного пересмотра и модернизации требует научно-методическая база.
Для преодоления выявленных противоречий в общеобразовательной школе необходимо построение полно-
ценной региональной системы эколого-краеведческого образования на территории региона, основанной на личностно-ориентированном подходе в обучении, разработка и внедрение эколого-краеведческого подхода в обучении биологии, проектирование содержания образования.
В соответствии с требованиями развития современного общества государственным целью общеобразовательного учреждения является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся. Для ее достижения следует выявить механизмы обнаружения и дальнейшего развития познавательной сферы учащихся. Согласно Л. С. Выготскому, А.Н. Леонтьевой и В.В. Давыдовой, в структуре человеческой деятельности существует 3 основных звена: мотивационно-ориентировочное, исполнительное, контрольно-оценочное.
Познавательная деятельность в педагогике рассматривается вместе с учебной деятельность, которые в комплексе образуют учебно-познавательную деятельность. При сравнении этих терминов друг с другом наиболее приемлемым, на наш взгляд, является позиция, при которой «познавательная деятельность» трактуется как более ёмкое понятие чем «учебная деятельность». В этом случае целью познания выступает не только учение,
Т.В. Федяева, А.П. Тяпкина T.V. Fedyaeva, A.P. Tyapkina
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
но и открытие нового знания. При этом «учебная деятельность» не считается подструктурой «познавательной деятельности». В образовательном процессе школы «учебная деятельность» представляет собой более ши-рокое понятие, чем «учебно-познавательная деятель-ность», т.к. в ходе обучения наряду с познавательными действиями существуют и тренировочные (отработка умений и навыков).
Таким образом, «познавательная деятельность», пересекаясь с «учебной деятельностью», образует «учебно-познавательную» деятельность школьника.
На основе анализа работ ведущих педагогов (В.П. Есипова, В.И. Загвязинского, М.И. Махмутова, Т.И. Шамова) становится понятным то, что суть познавательной деятельности учащихся заключается в актив-ном овладении общественного опыта, формирование мыслительного процесса, усвоении научных знаний, умений.
Выделяют три этапа формирования познавательной деятельности учащихся: приобретения, инкорпорации и оперирования. На первом этапе идет ознакомление с информацией, умозрение, первичное понимание. Затем наступает осмысливание и встраивание полученного опыта во внутренний мир учащегося, в виде личност-ных образов. На последнем этапе личность способна трансформировать свой внутренний опыт в окружаю-щую ействительность.
Как показывает практика, применение эколого-краеведческого подхода в обучении биологии активизи-рует познавательную деятельность учащихся, при этом у ребят формируются навыки, умения, которые исполь-зуются впоследствии при изучении других предметов (А.В. Дерябо, В. А. Ясвин).
Сегодня Санкт-Петербургской школой методи-стов предложены различные краеведческие концеп-ции (А.В. Даринский, Л.К. Ермолаева, Л.Н. Махинько). Ассимиляцией биологического краеведения с другими учебными дисциплинами занимаются такие ученые, как: В.П. Соломин, Д.П. Финаров, А.В. Даринский. С введением ФГОС второго поколения эколого-краеведческий подход в обучении вновь стал актуальным.
На основе теоретико-исторического опыта был разработан и апробирован элективный курс «Фауна Орловской области», проводился он в течение года. При работе над его содержанием и методикой преподавания учитывались возрастные особенности учащихся, определялись критерии отбора эколого-краеведческого материала, учитывался как уровень подготовки учащихся, так и заинтересованность в изучаемой теме. Перед началом проводилась предварительная письменная работа для выработки основной стратегии курса. Задания располагались блоками, объединенными различными тематиками (1. анатомо-морфологическая характеристика б/ позвоночных животных; 2. анатомо-морфологическая характеристика позвоночных животных; 3. эколого-биологические особенности б/позвоночных животных
Орловской области; 4. эколого-биологические особенности позвоночных животных Орловской области). Каждый блок включал 10 вопросов: 50% с выбором одного или несколько типов ответа; 50% - вопросы открытого типа. Оценивание шло по 10-балльной шкале.
Интересно было то, что учащиеся более успеш-но отвечали на вопросы, касающиеся анатомо-морфологических особенностей групп животных, получив максимальное количество баллов за выполнение заданий первых двух блоков 18,5 из 20 возможных, когда как вопросы, касающиеся непосредственно фауны Орловской области, вызвали затруднения у большин-ства респондентов: максимальное количество баллов составило 11 из 20 возможных.
Основываясь на результатах письменной работы, была составлена программа элективного курса « Фауна Орловской области», рассчитанная на 34 часа в год (1 раз в неделю), подобран эколого-краеведческий материал, выходящий за рамки школьной программы по биологии. Занятия проходили во внеурочное время, в групповой форме. Нашей целью было не только формирование представлений о видовом составе животных Орловской области, но и умение находить причинно -следственные связи состояния популяции отдельных видов животных, физиолого-морфологические закономерности строения тела в связи с окружающей средой.
Помимо разбора теоретического материала, учащиеся знакомились с основами практических работ: ра-ботой с оптическими приборами (лупой, микроскопом, бинокуляром), получали навык работы с определите-лями животных; обработки зоологического материала: приготовления микропрепаратов, изготовления влаж-ных коллекций; постановкой эксперимента, знакоми-лись с основными этапами научно-исследовательской деятельности.
Как показала итоговая письменная работа, учащиеся в конце года имели достаточно высокий уровень знаний в области экологии, биологии особенности животных Орловской области (19 из 20 возможных балов). Учащиеся уже могли консультировать младших школь-ников в области фауны Орловской области.
настоящее время эколого-краеведческий подход обучении является необходимой составной частью учебного процесса для создания особой образовательной среды, в которой формируется современная личность с активной жизненной позицией, с новым типом мышления.
Специфика раздела «Животные», выявление тенденции развития биологической науки, психологии и педагогики, результаты изучения школьной прак-тики показали, что существенное влияние на по-вышение уровня учебной подготовки учащихся и развитие интереса к предмету оказывает использование эколого-краеведческого подхода в учебном процессе общеобразовательных школ.
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (71), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 71. 2016
Библиографический список
Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении биологии (опыт учителей школ Российской Федерации) под рел .В.Н. Федоровой. Изд-во «Академии педагогических наук РСФСР». М, 1963.
Аналитическая справка «Региональные программы развития образования субъектов Российской Федерации» // Регионология. 1998г.
Краеведение в школе: В помощь учителю, работающему по региональному учебному плану / Под ред. Т.Б. Табардановой. Ульяновск: ИПКПРО, 1998. 92 с.
Муртазин Г.М. Активизация мышления учащихся в процессе преподавания биологии. // Биология в школе. 1971. №4. С. 24-26.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы»// Сетевое издание Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 24.04.2014 г.
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении федерального государствен-ного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)// "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 9, 28.02.2011.
Чеснокова Т.В. Региональный компонент курса «биологии» раздел «животные» как средство активизации познавательной деятельности учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Астрахань, 2006 18 с.
Яковлева С. Д. Методические особенности реализации регионального компонента курса биологии в, школах Якутии (раздел «Животные») Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2004 . 20 с.
References
Activation of students' cognitive activity in teaching biology (the experience of school teachers of the Russian Federation), ed. by V.N. Fedorova. Publishing house "Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR." Moscow, 1963
Analytical Review "Regional Programme for the Development of Education of the Russian Federation" // Regionology. 1998
Local studies in school: To help teachers working on a regional curriculum / Ed. T.B. Tabardanova. Ulyanovsk: IPKPRO, 1998.
92 p.
Murtazin G.M. Activation of students' thinking in the teaching of biology. // Biology at school. 1971 №4. Pp. 24-26.
Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 № 295 "On approval of the state program of the Russian Federation'Development of Education" for 2013-2020" // official internet-portal of legal information (www.pravo.gov.ru) from 24.04.2014.
The Order of the Russian Ministry of 17.12.2010 N 1897 (ed. 12.29.2014) "On approval of the federal state educational standard of general education" (Registered in the Ministry of Justice of Russia 01.02.2011 N 19644) // "Bulletin of normative acts of the federal executive power ", N 9, 28.02.2011.
Chesnokova T. V. The regional component of the course "Biology" section "animals" as a means to enhance the pupils' cognitive activity: Author's abstract, candidate dissertation on pedagogical sciences: 13.00.02 Astrakhan, 2006. 18 p.
Yakovleva S.D. Methodological features of the implementation of the regional component of the course in biology in schools of Yakutia (section "Animals"): Author's abstract, candidate dissertation on pedagogical sciences. M., 2004. 20 p.