УДК 372.857 ФЕДЯЕВА T.B.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
зоологии, Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева
E-mail: fedyaevatv-orel@ma il. ru
ДЕМЬЯНКОВ E.H.
кандидат педагогических наук, профессор кафедры ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И. С Тургенева
Е-таil: [email protected] CEPKEPOBA P.C.
бакалавр, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
UDC 372.857 FEDYAEVA T.V.
Candidate of pedagogical sciences, assistant professor, Department of Zoology, Orel State University E-ma il: fedyaevatv-orel@mail, ru DEM'YANKOV E.N.
Candidate of pedagogical sciences, professor, Department of Botany, Physiology and Biochemistry of Plants, Orel
State University E-mail: [email protected] SERKEROVA R. S. Bachelor, Orel State University
ПРОБЛЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «БИОЛОГИЯ»
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
THE PROBLEM OF MODERNIZATION OF CONTENT OF THE SUBJECT FIELD "BIOLOGY"
IN A SECONDARY SCHOOL
В статье освещается состояние биологического образования в современной общеобразовательной школе, ее роль в воспитании подрастающего поколения, проблема отбора содержательной части учебников и учебных пособий для общеобразовательной школы.
Ключевые слова: биологическое образование, содержание образования, ФГОС второго поколения.
The article highlights the state of biological education in the modern secondary school, its role in the upbringing of the younger generation, the problem of selecting the content of textbooks and teaching aids for the secondary school.
Keywords: biological education, education content, FSES of the second generation.
Двадцать первый век по прогнозам аналитиков грозит стать сложным в жизни современного общества, так как проблемы в области экологии, экономики, социальной сфере перестали быть трудностями отдельного государства, а приобрели мировой масштаб. Человечество стало осознавать, что населяет неделимую и взаимосвязанную окружающую среду, сохранение и восстановление которой является непременным условием существования. Достижения науки, техники, медицины качественно улучшили повседневную жизнь человека, но, в тоже время, человеческая цивилизация, да и жизнь на планете стала весьма уязвима в связи с ухудшающимися условиями обитания. В настоящее время безответственный поступок индивида способен повлечь за собой негативные последствия регионального масштаба.
Цифровая информация, генетически модифицированные организмы, дети «из пробирки», компьютерно-
управляемое сельское хозяйство - это неполный перечень технологий, с последствиями которых столкнулось человечество. Серьёзным и опасным оружием в современном мире является информация: навязывания определенных идей, стилей поведения, игнорирование традиций, а иногда и грубое искажение исторической действительности, что привело к падению нравов, трансформации ценностей, к потере жизненных ориентиров не только у молодого поколения, но и у взрослого населения.
Опыт тесного взаимодействия с виртуальной средой показывает, что у многих утрачивается основополагающий инстинкт - инстинкт самосохранения. Причиной этого является массовая геймификация. у человека создается иллюзия способности восстановления жизни после смерти. Увеличение массива доступной информации привело к резкому снижению процента ее адекватной оценки, переработки и применения на практике.
Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.
The article is published in the framework of the АН-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security". FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.
© Федяева T.B., Демьянков E.H., Серкерова P.C. © Fedyaeva T.V. Dem'yankov E.N.,, Serkerova R. S.
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
Создание большого количества фейковых страниц формирует у подрастающего поколения ложное представление о мире, законах существования, морально-этических ценностях. Социальные сети заменили живое общение, следствием чего появляются люди с низким уровнем эмпатии, неспособных к продуктивной коммуникации. Причем, намеренное коверкание и недопустимое сокращение слов, замена целых фраз графическими рисунками (смайликами, стакерами и др.) приводит к языковому обнищанию, теряется глубина мысли, язык тускнеет, теряет свою образность, а как следствие понижается уровень мышления, что стало заметно у школьников и выпускников ВУЗов. Понижение уровня общения политиков, дипломатов, бизнесменов, журналистов, преподавателей, учителей сказывается в первую очередь на культуре и психологическом состоянии подрастающего поколения. Отсутствие цензуры, вседозволенность, доступность несоответствующей возрасту информации приводит к деградации самой уязвимой части общества - молодежи.
Поэтому главная цель современного образования является формирование личности человека, его мировоззрения, мышления, обладающего достаточным объемом знаний, умений и навыков, культурного опыта своего народа, а для этого образование должно быть системным, упорядоченным, фундаментальным, так как система образования представляет собой фундамент для развития современного общества.
Учебный предмет «Биология» является важным в системе школьного образования и регулируется нормативно-правовыми документами (Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации», Федеральными образовательными стандартами и др.). Фундаментальные основы биологии пытаются решать вопросы происхождения и сохранения жизни на планете, антропогенеза, цели и путях развития человечества и успешного интегрирования его в природную среду.
Говоря о проблемах биологического образования, подчеркивается необходимость пересмотра его содержания на предмет его природосообразности, уточнения требований к результатам обучения, создание единого образовательного пространства на территории России.
Содержание биологического образования постоянно трансформируется под влиянием общественного запроса и интересов обучающихся, базируясь на фундаментальных законах и закономерностях развития живого на Земле. Основополагающими критериями структуризации содержания биологического образования являются системность, последовательность, гуманизм, структурное единство, что обеспечивает максимальную индивидуализацию и оптимизацию учебного процесса, так как в настоящее время структура биологического образования в России изменяется в соответствии с требованием внедренного государственного стандарта. В 2016 - 2017 учебном году ФГОС второго поколения был внедрен в 6 классе, а полный переход на новый стандарт в основной школе произойдет к 2020 году, в старшей - к 2022 г.
Содержание биологического образования является динамичным, опирающим на исторический аспект.
и дающим прогноз на будущее. Так как эффективность преподавания биологии напрямую зависит от разумного сочетания теории и практики. Согласно ФГОС второго поколения, основополагающим подходом в обучении является системно-деятельностный подход, который направлен на создание условий для развития таких психологических аспектов личности, как самомотивация, эмпатия, познавательная активность, осознание общей картины мира и своего места в нем. Задачи такого рода осуществимы при индивидуализации обучения, учитывающего психолош-физиологические особенности развития обучающихся.
Роль педагога при этом колоссальна, в настоящее время он не только носитель предметных знаний, передовых технологий, но и развивающийся и профессионально самосовершенствующийся на протяжении всей своей жизни. Для успешной реализации ФГОС второго поколения требуется специалист творческой направленности, который обладает различными подходами, методическими средствами обучения, способный к созданию эффективных авторских методик преподавания, учитывающий индивидуальные особенности обучаемых.
Жизненный опыт показывает, что учебная мотивация у учащихся имеет прямую зависимость от личности педагога, способности его любить детей и свою профессию, от педагогического мастерства и профессиональной компетенции.
В настоящее время новый стандарт образования предполагает не только наблюдение за учебным процессом и регистрацией результатов обучения, но и предусматривает многоаспектный анализ действий учеников. Дети становятся на позиции первооткрывателей, самостоятельно раскрывая для себя основные законы и закономерности природы посредством содержания учебно-методического комплекса, при этом роль педагога состоит в сопровождении и направлении учебного процесса.
В настоящее время спорным моментом является вопрос о критериях отбора теоретического биологического материала, структуры и стиля изложения учебников и учебных пособий для общеобразовательной школы.
Решен вопрос об очередном сокращении количества часов на освоение предметной области «Биологии» в 5-7 классах, что в сложившихся условиях не допустимо, и повлечет за собой, что приведет впоследствии к формализации биологического образования, к закономерному снижению результатам ОГЭ и ЕГЭ вне зависимости от подготовки, призвания и квалификации педагога.
Результаты государственной аттестации - всего лишь цифры, но не следует забывать о том, что биология - особая область знаний, которая является связующим звеном гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Она декларирует отношение к живому, отвергая бездумную эксплуатацию природы, научно обосновывая последствия таких действий.
Биологическое образование формирует мировоззрение человека, дает тот необходимый ориентир в жизни и систему ценностей, идеалы, определяя его линию поведения. Ценностные ориентиры общества потребления противоречат законам жизни на Земле.
Библиографический список
1. Павлов A. A, Демьянков E.H., Федяева Т.В. Система формирования экологической культуры как фактор развития личности школьника./ Педагогическое образование и наука. М., 2016., №6. С. 12-16.
2. Пономарева II. Н. Общая методика обучения биологии. М.: Издат. центр «Академия», 2010. 267 с.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЭ
4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
5. Федеральный государственный стандарт высшего образования http://fgosvo.rn/fgosvpo/7/6/l.
6. Федяева Т.В. Научно-исследовательская деятельность по биологии (раздел «Животные») как психолого-педагогическая основа развития природного потенциала подростка/ Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения материалы III международной научно-практической конференции, посвященной 230-летию отечественной методики обучения биологии и 75-летию со дня рождения методиста-биолога Е.С. Пекер. отв. ред. А.А. Семенов. 2016. С. 295-297.
7. Pavlov А. А., Demyankov E.N., Fedyaeva T.V. , Tyapkina АР., Mityaeva A.M., Baranov Y.N. System of Environmental Education and Upbringing for Schoolchildren/Journal of Engineering and Applied Sciences, Year: 2017,Volume: 12,Issue: 5,Page No.: 1200-1204
8. http://www.medwelljoumals.conVabstrac1/?doi=jeasci.2017.1200.1204&te^ Education°/o20and%20Upbringing%20for%20Schoolchildren.
References
1. Pavlov A.A., Demvaiikov E.N., Fedyaeva Т. V The system of formation of ecological culture as a factor in the development of the pupil's personality//Pedagogical education and science. Mosckow, 2016, №6. Pp. 12-16.
2. Ponomareva IN. General methodology of teaching biology. - Moscow: "Akademiya", 2010. 267 p.
3. The Federal Law "On Education in the Russian Federation" of December 29, 2012 No. 273-FZ.
4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
5. FederalStateStandardolHigherEducationlittp://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/l.
6. Fedyaeva T.V. Research activities in biology (section "Animals") as a psychological and pedagogical basis for the development of the natural potential of adolescents // Biological and ecological education of students and schoolchildren: current problems and ways to solve them: Materials of the III International Scientific and Practical Conference dedicated to the 230th anniversary Domestic methods of teaching biology and the 75th anniversary of the birth of the Methodist-Biologist E.S. Peker. - Samara: Samara State Social and Pedagogical University, 2016. Pp. 295-297.
7. Pavlov A.A., Demyankov E.N., Fedyaeva T.V, Tyapkina A.P. , Mityaeva A.M., Baranov Y.N. System of Environmental Education and Upbringing for Schoolchildren/Journal of Engineering and Applied Sciences, Year: 2017, Volume: 12, Issue: 5, Page No.: 1200-1204 http://www.medwelljoumals.conVabstrac1/?doi=jeasci.2017.1200.1204&keywoM^ and%20Upbringing%20for%20Schoolchildren.