Научная статья на тему 'Роль студенческих общественных организации в формировании современной информационно-образовательной среды'

Роль студенческих общественных организации в формировании современной информационно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / YOUTH STUDENT PUBLIC ORGANIZATIONS / UPBRINGING / PATRIOTISM / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демьянков Е.Н., Цуцупа Т.А., Федяева Т.В.

В статье говорится о важности работы с молодежью, посредством создания официальных общественных организаций при вузах, для формирования особой информационно-образовательной среды, в которой молодой человек воспитывался как высококвалифицированный специалист и достойный гражданин Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STUDENT PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE FORMATION OF A MODERN INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The articletells about the importance of working with young people, through the creation of official public organizations at universities, for the formation of a special information and educational environment in which a young person is brought up as a highly qualified specialist and a worthy citizen of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Роль студенческих общественных организации в формировании современной информационно-образовательной среды»

УДК 372.857 ДЕМЬЯНКОВ E.H.

кандидат педагогических наук, профессор, кафедра ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: demyankoven@mail.ru ФЕДЯЕВА Т.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра

зоологии, Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева

E-mail: fedyaevatv-orel@ma iL ru

ЦУЦУПА ТА.

кандидат биологических наук, доцент, кафедра ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: tsutsupa@mail.ru

UDC 372.857 DEM'YANKOV E.N.

Candidate of pedagogical sciences, professor, Department of Botany, Physiology and Biochemistry of Plants, Orel

State University E-mail: demyankoven@mail.ru FEDYAEVA T.V.

Candidate of pedagogical sciences, assistant professor, Department of Zoology, Orel State University E-mail: fedyaevatv-orel@ma iL ru TSUTSUPA T.A.

Candidate of Biology, assistant professor, Department of Botany, Physiology and Biochemistry of Plants, Orel State

University E-mail: tsutsupa@mail.ru

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

THE ROLE OF STUDENT PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE FORMATION OF A MODERN INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

В статье говорится о важности работы с молодежью, посредством создания официальных общественных организаций при вузах, для формирования особой информационно-образовательной среды, в которой молодой человек воспитывался как высококвалифицированный специалист и достойный гражданин Российской Федерации

Ключевые слова: молодежные студенческие общественные организации, воспитание, патриотизм, социальная адаптация.

The articletells about the importance of working with young people, through the creation of official public organizations at universities, for the formation of a special information and educational environment in which a young person is brought up as a highly qualified specialist and a worthy citizen of the Russian Federation.

Keywords: youth student public organizations, upbringing, patriotism, social adaptation.

В последние десятилетия растет социальная напряженность в обществе. Двадцать первый век многие называют эпохой глобальных катаклизмов, затронувших практически все сферы человеческого существования. Неравенство в социально-экономическом развитии, истощение природных ресурсов, ухудшение экологической обстановки в общемировом масштабе, подмена понятий, действие двойных стандартов, пропаганда через СМИ, телевидение, интернет непонятных ценностей и моральных устоев, пересмотр истории, культуры ведут к дезориентации молодежи.

Молодое поколение наиболее уязвимо, так как воспитывается на морали и ценностях общества массового потребления, которые ведут к обесцениванию личности, формируют подозрительность к окружающим, одиночеству. что приводит к массовым психозам, самоубийствам, отравлениям наркотическими веществами и др. Данной ситуацией пользуются многие направления субкультуры, затягивая молодежь в свои ряды.

По официальным данным МВД РФ, за январь 2017 года было совершено более 700000 преступлений, а каждое 23 преступное деяние связано с молодежью. Более 1,5 миллиона человек состоят на учете в лечебно-профилактических организациях по причине заболеваемости населения алкоголизмом и алкогольными психозами.

По сведениям медико-социальных исследований, в студенческий период жизни отмечается ухудшение здоровья, у 80-85% обучающихся наблюдается стремительный рост практически всех классов заболевания.

С точки зрения специалистов, уменьшения количества молодежи может привести к снижению объем подготовки квалифицированных кадров.

Для успешного решения данной проблемы в нашей стране разработаны и утверждены ряд нормативно-правовых документов в области молодёжной политики: «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 год», госу-

© Демьянков E.H., Федяева Т.В., Цуцупа Т.А © Dem'yankov E.N., Fedyaeva T.V., Tsutsupa Т.А.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

дарственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». «Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы», ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных организаций» и др.

Приоритетной задачей является формирование новой информационно-образовательной среды, благоприятной для развития интеллектуального потенциала, патриотического, духовно-нравственного воспитания, успешной интеграции молодёжи в общество.

Студенческие общественные организации играют значительную роль в формировании такого рода информационного поля. Человек формируется. Существует в конкретной среде, в соответствии с принятыми требованиями он изменяет свои взгляды, поведение, чувства, участвует в межличностном общении, учится коммуникации, причем характер взаимодействия напрямую влияет на эффективность личностного роста.

Кроме того, таким же актуальным, как и прежде, остается вопрос о подготовки научных кадров в стенах вуза. Приобретению опыта исследовательской работы, способствуют освоенные во время учебного процесса профессиональные и учебные компетенции, что определяет успех и перспективность молодого ученого.

Организация проведения научных изысканий связана с их спецификой. Болышшствоестественнонаучных работ требует длительных и тщательных полевых исследований. проводимых непосредственно с объектами живой природы. Действенную помощь в этом случае могут оказать различные научные кружки, отряды, клубы, в которых студенты объединяются согласно своим интересам. Всё это позволяет им начать полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.

В студенческих научных объединенияхмолодые люди определяются со своим призванием в жизни и во время проведения НИРС развивают исследовательские и научные способности, закрепляя их полученным практическим опытом. Умственный потенциал студентов при этом настолько развит, что работать с ними можно как с младшими коллегами. Они становятся источником научной информации, так как следят за новинками литературы, стараются быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное - процесс ее осмысления не прекращается за пределами вуза и учебной программы.

В 2004 году на базе факультета естественных наук Орловского государственного университета был организован студенческий экологический отряд (СЭО) «Экопульс». Деятельность которого была направлена на комплексное изучение природы икультурного наследия Орловской области в рамках проекта «Орловский край - мой дом родной».

Целью создания отряда «Экопульс» является общественное воспитание, формирование гражданственности. патриотизма, бережного отношения к окружающей

среде молодежи, реализации социальных и трудовых инициатив студенчества, содействия личностному развитию, а также процессам трудовой и социальной адаптации.

Основными задачами отряда являются:

1. Развить и поддержать движения молодёжно-студенческих отрядов.

2. Привлечь учащихся к участию в деятельности молодёжно-студенческого отряда.

3. Решать проблемы профориентации и приобретение новой специальности, повышение квалификации.

4. Создать необходимых условий охраны труда.

5. Формировать у молодежи патриотическое сознание.

6. Проводить просветительскую, культурную и социально-значимую работу среди населения.

7. Поддерживать волонтёрское движение.

8. Содействовать в формировании кадрового резерва для предприятий Орловской области.

По направлению работы внутри структуры отряда выделены секторы с ответственными за их работу: сектор научно-исследовательской работы; информационный сектор; сектор по взаимодействию с учителями, учащимися школ и воспитанниками детских садов;спортивный сектор; культмассовый сектор; сектор менеджмента и рекламы.

Работа СЭО «Экопульс» ведется в рамках деятельности Движения Дружин охраны природы (ДОП), которая определяет следующие направления:

- Особо охраняемые природные территории - члены Движения занимаются выявлением ценных природных объектов, восстановлением и сохранением ценных исторических природных объектов, проектированием ООПТ, согласованием их с государственными органами, контролем за их состоянием;

- Эколого-просветительская работа

- Операция "Первоцвет" - сохранение раннецветущих дикорастущих растений;

- Операция "Ель" - охрана хвойных насаждений в предновогодний период;

- Сохранение и восстановление объектов историко-культурного наследия Орловской области.

Спортивный сектор сотрудничает с группой «Здоровья», при университете для студентов и преподавателей, которой руководит с 1990 года E.H. Демьянков.

В этом году запланированы и частично реализованы следующие проекты: оформление стенда «Бессмертный полк», организация и проведение IV научно-практической конференции для школьников «Информационные письма», участие в проекте «Зеленый берег» по озеленению берегов р. Оки, создан пилотный варианта научно-просветительского журнала «Пульс планеты», где буду публиковаться результаты исследовательских проектов и выпускных квалификационных работ студентов Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева.

Ежегодно отрядом проводятся сезонные экспедиционные выезды, целью которых заключается в исследо-

вании природы, экологии, культуры и истории родного края. По результатам исследований выпускаются статьи, издаются монографии [6], защищаются научно-исследовательские проекты.

Приобретенные знания и опыт работы студенты реализуют в своих образовательных проектах, цель которых направлена на привлечение школьников к проблеме охраны природы и проведению с ними научных исследований в области определения чистоты природных объектов (воздух, вода, почва). Члены отряда оказывают посильную помощь школам Орловской области в организации экологических троп и, совместно с учащимися СОШ определяют направления работы по сохранению и улучшению их состояния. Юные исследователи принимают участие в оформлении виртуальных экскурсий по экологическим тропам.

Кураторами отряда являются Цуцупа Т.А., Федяева Т.В., Цуцупа A.B.; Управление по воспитательной работе и молодежным проектам ОГУ имени И.С. Тургенева

координирует деятельность студенческого экологического отряда «Экопульс». Он осуществляет реализацию комплекса мероприятий по организационной, юридической, методической, материальной и другой поддержке деятельности движения нашего отряда.

Экологический отряд отмечен грамотами и благодарственными письмами Орловским городским советом народных депутатов. Орловским региональным отделением «Педагогическое общество России» и других организаций. Активисты отряда участвуют в городских и всероссийских экологических акциях, организацией и проведением научно-практических конференций школьников, в научно-практических конференциях как авторы публикаций, тематических олимпиадах.

Выпускники взаимодействуют с действующими членами отряда, выступая в роли шефов, волонтёров, координаторов и кураторов отряда, тем самым наблюдается преемственность поколений, сохранение традиций и внутреннего уклада нашей молодежной организации.

Библиографический список

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»Шр:// govemment.ru/docs/21341/.

2. Доклад о положении молодёжи и реализации государственной молодёжной политики в российской федерации «Молодёжь и молодёжная политика в России в контексте глобальных тенденций» http://rosmetod.ra/files/docx/2015/08/05/22- 16-44-doklad.docx.

3. Естественное движение населения Российской Федерации - 2015 г. http://www.gks.rii/bgd/regl/bl5_106/Maiii.htm

4. Концепция «Федеральной целевой программы развития образования на 2016- 2020 roflbi»http://goveniiiient.rii/docs/18268/.

5. Состояние преступности в России за январь 2017 года https://MBfl^/upload/sitel/document_file/sostoyanie_presttipnosti_ yanvar_17.pdf.

6. Биоразнообразие Орловского края: биология, экология, охрана, методы изучения / Сост. А.П. Тяпкина, Т.В. Федяева, Н.Н. Гранкин, Н.В. Вышегородских, A.M. Игнатов. Орел: ОГУ, 2016. Стр. 17-21; 56-61; 61-67; 73-78; 87-91.

References

1. The state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016 -2020" http://goveninient.ru/docs/21341/.

2. Report on the situation of youth and the implementation of state youth policy in the Russian Federation "Youth and youth policy in Russia in the context of global trends" http://rosnietod.ru/files/docx/2015/08/05/22-16-44-doklad.docx.

3. Natural movement of the population of the Russian Federation - 2015 http://www.gks.ru/bgd/regl/bl5_106/Main.htni

4. The concept of the "Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020" http://goveninient.ru/docs/18268/.

5. The state of crime in Russia in January 2017 https: //nid.rf/upload/sitel/docimient_file/sostoyanie_prestupnosti_yanvar_17.pdf.

6. Biodiversity of Orel region: biology, ecology, protection, methods of study / Сотр. A.P. Tyapkina, T.B. Fedyaeva, N.N. Grankin, N.V. Vyshegorodskykh, A.M. Ignatov. Orel: OSU, 2016. Pp. 17-21; 56-61; 61-67; 73-78; 87-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.