Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся'

Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1166
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ПРОЕКТНАЯ МОДЕЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ / SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / THE COMPETENCE AND DESIGN MODEL / COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE EVALUATION OF STUDENTS' EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гедулянова Н.С., Митяева А.М.

В статье рассмотрены толкования научно-исследовательской деятельности обучающихся в системе общего и вузовского образования. Предложены материалы для проведения научно-исследовательских семинаров среди обучающихся общеобразовательных школ, способствующие развитию компетенций в сфере исследований и разработок, познавательной активности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF STUDENTS’ RESEARCH ACTIVITY

This article deals with the interpretation of students’ scientific research activity in the system of general and higher education. The authors suggested materials for research seminars among students of secondary schools, contributing to the development of competencies in the field of students’ research and development of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся»

УДК 378.1

UDC 378.1

Н.С. ГЕДУЛЯНОВА

доктор педагогических наук, профессор, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: lambrador2@gmail.com А.М. МИТЯЕВА

докторпедагогическихнаук, профессор, зав. кафедрой социального управления и конфликтологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: annamm@inbox.ru

N.S. GEDULYANOVA

Doctor of Pedagogics, Professor, Orel State University

named after I.S. Turgenev E-mail: lambrador2@gmail.com A.M. MITYAEVA

Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Department of Social and Conflict Management, Orel State University

named after I.S. Turgenev E-mail: annamm@inbox.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ THE ORGANIZATION OF STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY

В статье рассмотрены толкования научно-исследовательской деятельности обучающихся в системе общего и вузовского образования. Предложены материалы для проведения научно-исследовательских семинаров среди обучающихся общеобразовательных школ, способствующие развитию компетенций в сфере исследований и разработок, познавательной активности обучающихся.

Ключевые слова: система непрерывного педагогического образования, качество образования, компетентностно-проектная модель, компетентностный подход в оценке учебных достижений обучающихся.

This article deals with the interpretation of students' scientific research activity in the system of general and higher education. The authors suggested materials for research seminars among students of secondary schools, contributing to the development of competencies in the field of students' research and development of cognitive activity.

Keywords: a system of continuous pedagogical education, the quality of education, the competence and design model, competence-based approach in the evaluation of students' educational achievements.

В распоряжении Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» в числе приоритетов выдвинута задача по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях - от общего, начального и среднего профессионального образования до высшего и послевузовского профессионального образования - по формированию у человека жизненных установок и моделей поведения для будущего инновационного развития России.

Ключевыми для инновационного предпринимательства и развития среди обучающихся, являются личностные качества: мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска в целом [1, с.205].

Целенаправленная работа по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, а также мотиваций к инновациям в российских образовательных организациях направлена на реализацию реформы профессионального образования и развитие системы непрерывного образования в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Одной из главных задач развития познавательной активности обучающихся в образовательных организациях общего и высшего образования является организация научно-исследовательской и инновационной деятельно-

сти [2, с.46]. Перед тем как приступить к ее практической реализации, руководителям образовательных организаций необходимо ответить на следующие вопросы:

• как определить, какие обучающиеся и педагоги способны и готовы заниматься таким видом деятельности?

• каково содержание этой деятельности?

• как оформить полученные по итогам исследования результаты, подготовить исследовательскую работу?

Для ответа на эти и другие вопросы целесообразно провести серию семинаров для руководителей научным сектором, педагогов по организации научно-исследовательской деятельности среди обучающихся [3, с.11].

При подготовке и проведении семинаров можно использовать следующую схему:

1. теоретическое освещение той или иной педагогической проблемы;

2. возможности решения данной проблемы в педагогической практике;

3. собственный опыт образовательных организаций и педагогов в решении данной проблемы;

4. обмен мнениями [4, 2000].

Ниже предлагаются некоторые материалы для проведения научно-исследовательских семинаров среди обучающихся общеобразовательных школ.

© Н.С. Гедулянова, A.M. Митяева © N.S. Gedulyanova, A.M. Mityaeva

1-й семинар «Формы и методы обучения» (вводный семинар). Общая характеристика методов обучения

Таблица 1.

Метод обучения Начальные учебные условия Промежуточные результаты Пути достижения промежуточного результата Конечный результат Формы обучения

Объяснительно-иллюстративный (репродуктивный) Выделяются учителем, известны ученику Известны ученику Известны ученику Обучающемуся необ х о димо запомнить Традиционные: рассказ, беседа, лекция, семинар, семинар-практикум, практикум, практическая работа, лабораторная работа, экскурсия, самостоятельная работа

Программированное обучение Выделяются учителем, известны ученику Не известны ученику Известны ученику Ученику необходимо получить Традиционные + алгоритмические

Эвристический Выделяются учителем, известны ученику Известны ученику Не известны ученику Ученику необходимо получить Традиционные + реферативная работа, проектная деятельность

Проблемное обучение Выделяются учителем, известны ученику Не известны ученику Не известны ученику Ученику необходимо получить Традиционные + проектная деятельность, «мозговой штурм»

Модельное обучение Не выделяются учителем, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи Ученик получает самостоятельно Определяются самим учеником Определяется самим учеником Традиционные + конференции, деловые игры: урок-суд, урок-аукцион и т.п.

2. Матрица разнообразия форм и методов обучения

Таблица 2 отражает пример взаимосвязи форм и методов обучения отдельно взятого учителя.

Возможно, одним из показателей мастерства учителя является то, сколько клеток этой матрицы он сможет заполнить. Закрасив те или иные клетки, учитель увидит, что у него получается хорошо, а над чем следует поработать [5, с.43]. Такая матрица может лежать в основе индивидуальной программы самообразования учителя, явиться отправным пунктом в целенаправлен-

Матрица разнообразия форм и мето

ном поиске профессионально значимой информации.

Чем больше педагог заполнил клеток, тем более разнообразна его деятельность по управлению учебно-познавательными процессами учащихся [6, с.100]. При этом учитель может добавить в клетки один из трех значков:

+ - знаю, умею, готов показать и помочь другим учителям;

А - владею, но полной уверенности нет; О - не владею, но хотел бы познакомиться и научиться применять.

Таблица 2.

обучения, применяемых педагогом

Метод Объяснительно-иллюстративный Программированное обучение Эвристическое обучение Проблемное обучение Модельное обучение

Рассказ + А O

Беседа + + O

Лекция + O O O

Семинар + O +

Семинар-практикум O

Практикум O +

Практическая работа + O

Лабораторная работа + + O

Экскурсия А А А

Самостоятельная работа + А А А O

Данными этой матрицы может воспользоваться за- матрицы предлагается ниже (табл. 3). Цифрами обозна-меститель директора школы для того, чтобы предста- чено количество учителей, указавших данную ячейку. вить себе, что могут педагоги [7, с.282]. Пример сводной

Таблица 3.

Матрица разнообразия форм и методов обучения, применяемых учителями школы

Метод Объяснительно-иллюстративный Программированное обучение Эвристическое обучение Проблемное обучение Модельное обучение

Рассказ 32 17

Беседа 32 32

Лекция 30 3

Семинар 28 1

Семинар-практикум 1

Практикум 7 4

Практическая работа 26 3

Лабораторная работа 20 17 2 1

Экскурсия 29 17 19

Самостоятельная работа 32 29 17 18 1

2-й семинар «Организация исследовательской деятельности учащихся в школе». Исследовательская деятельность в школе

(общедидактические подходы)

Таблица 4.

Сравнение традиционного и исследовательского подходов к обучению

Традиционное обучение Исследовательское обучение

1 .Учитель излагает основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отраженные в изучаемой теме 1. Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя

2. Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем 2. При изучении предметов надо создавать такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах

3. Предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению 3. Знакомство с представлениями должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов

4. Учебное познание строится на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения 4. Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым материалом

5. Основная цель лабораторных работ - формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов 5. Материалы лабораторных работ побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе

6. Изучение материала в ходе лабораторных работ следует установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изученных в классе понятий и представлений 6. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке

7. Лабораторные опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми учащимися, которые четко придерживаются инструкций к лабораторной работе 7. В лабораторных опытах учащимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты

8. В ходе лабораторной работы ученики используют указания о том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать, чтобы получить искомый правильный результат 8. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе исследования

9. Сущность знаний следует иллюстрировать материалом об их применении 9. Для изучения правила (закона) учащихся следует познакомить с примерами, из которых это правило (закон) можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем

10. Для настоящего понимания изучаемого содержания ученикам следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера 10. Учащиеся подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме

Уровни исследовательского обучения

Уровень Деятельность учителя Деятельность учащегося (группы)

1-й (наиболее легкий) Ставит проблему и намечает метод ее решения Самостоятельный поиск и обнаружение путей решения проблемы

2-й (средней сложности) Только ставит проблему Самостоятельный поиск метода и путей решения проблемы

3-й (наиболее сложный) Не вмешивается в процесс, наблюдает за ходом исследования,консультирует Самостоятельная постановка проблемы, поиск метода и путей ее решения

Требования к организации исследовательской деятельности в школе

1. Общие требования к исследовательской деятельности

1.1. Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности.

12. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире.

1.3. Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания [8, С.21].

2. Требования к процессу исследования

2.1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.

2.3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.

2.4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.

2.5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так, чтобы они могли оценить их прикладное значение [9, 2007].

3. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению

Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:

1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.

2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.

3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.

4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

5. Организовывать мероприятия, способствую-

щие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.

6. Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.

7. Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.

8. Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности [10, 2007].

Критерии выбора учебных проблем

1. Проблема соответствует познавательным потребностям ученика или группы учащихся.

2. Ученики принимают участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения.

3. Наличие необходимых ресурсов для решения проблемы.

4. Выбранная проблема допускает выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения.

5. Учет предшествующей подготовки и опыта школьников.

6. Выбранная проблема является достаточно обычной и повторяющейся, чтобы оправдать усилия группы учащихся.

7. Учебная проблема должна быть достаточно серьезной и значимой, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса.

8. Проблема отвечает возрастным особенностям учащихся и может быть ими решена (этот критерий особенно важен при формулировке проблемы и отборе материалов для ее решения) [11, 2009].

Как правило, проблемы, которые школьники считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета. К решению реальной проблемной задачи часто привлекаются умения, понятия и знание явлений, относящихся к целому ряду учебных дисциплин [12, с.319]. Таким образом, при организации исследовательской деятельности может потребоваться пересмотр расписания (в большей степени это относится к использованию исследовательского подхода в обучении на третьей ступени школы) [13, с.106].

3-й семинар «Проектная деятельность в школе»

1. Виды проектов. Этапы работы над проектом

Проект-замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа [14, с.48].

Виды проектов в школе

Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения курочной

2. Оценивание проекта

1 способ. Перед защитой проекта на каждого учащегося составляется индивидуальная карта [15, с. 116]. В ходе защиты она заполняется педагогом и однокласс-

деятельности.

Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Таблица 5.

никами, а затем и самим учеником. После этого подсчи-тывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых в данной позиции (табл. 6).

Таблица 6.

Индивидуальная карта учащегося, защищающего проект

Этапы Критерии оценки Самооценка Педагог Коллеги по команде (классу)

Защита Представление (из 15 баллов)

Ответы на вопросы (из 15 баллов)

Процесс проектирования Интеллектуальная активность (из 10 баллов)

Творчество (из 10 баллов)

Практическая деятельность (из 10 баллов)

Умение работать в команде (из 10 баллов)

Итог Достигнутый результат (из 15 баллов)

Оформление (из 15 баллов)

Последовательность работы над проектом

Стадия работы над проектом Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя

1. Подготовка Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников

2. Планирование А) Определение источников необходимой информации. Б) Определение способов сбора и анализа информации. В) Определение способа представления результатов (формы проекта). Г Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. Д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся

3. Исследование 1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.). 2 Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3. Выбор оптимального варианта хода проекта. 4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта Поэтапно выполняют задачи проекта Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4. Выводы Анализ информации. Формулирование выводов Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, проекта

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом: 85-100 баллов - «отлично»; 70-85 баллов -«хорошо»; 50-70 баллов - «удовлетворительно»; менее 50 баллов - «неудовлетворительно».

Для избежания «двойки» за проект в ходе проектирования необходимо проводить консультации, дискуссии, насыщать учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.

Рейтинговая

2 способ. Для оценивания индивидуальной работы над проектом более удобна рейтинговая оценка (табл. 7). Подобная анкета заполняется в ходе защиты самим проектантом, его одноклассниками и учителем.

Итоговая оценка (балл): 180-140 баллов - «отлично»; 135-100 баллов - «хорошо»; 95-65 баллов - удовлетворительно; менее 65 баллов - неудовлетворительно.

Таблица 7.

нка проекта

Оценка этапов Критерии оценки Баллы

Оценка работы Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы 5, 10, 20

Объем разработок и количество предлагаемых решений 5, 10,20

Практическая ценность 5,10

Уровень самостоятельности участников 10,20

Качество оформления записки, плакатов и др. 5, 10, 15

Оценка рецензентом проекта 5, 10

Оценка защиты Качество доклада 5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме 5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету 5, 10, 20

Ответы на вопросы преподавателя 5, 10

Ответы на вопросы учащихся 5, 10

3 способ. Для старшеклассников можно предложить более сложный рейтинговый подход, где выделяются и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов) [16, С.290]. Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериях, приближающихся к вузовским. Сама оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя (сумма делится

Рейтинговая оценка

на три). Выделяются 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта, и каждый из них оценивается отдельно (табл. 8). Правда, при таком подходе исключена оценка собственно деятельности учащихся в процессе проектирования.

Итоговая оценка (балл): 200-155 баллов - «отлично»; 154-100 баллов - «хорошо»; менее 100 баллов - «удовлетворительно».

Таблица 8.

Этапы Критерии оценки Уровень (0,5,10,20)

Оформление и выполнение проекта 1. Актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность работы

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов

5. Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков

Защита 1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убежденность

2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей

3. Представление проекта: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы

5. Деловые и волевые качества докладчика: умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность

4-й семинар «Организация ученического научного общества»

Формы работы ученического научного общества (УНО)

1. Лекторское бюро

Цель: подготовка популярных лекций по вопросам:

1. новейшие достижения науки и техники;

2. история науки;

3. деятели науки;

4. загадки и тайны науки;

5. и т.д. (обсуждаются на заседании секции при утверждении плана работы).

2. Теоретический отдел

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: углубление знаний учащихся, интересующихся той или иной наукой.

Работа членов секции заключается в написании рефератов на выбранную тему и защите их на заседании секции (заседании совета УНО, неделе/декаде по предмету, конференции, экзамене и т.п.). Наиболее интересны и значимы рефераты междисциплинарного содержания, написанные на стыках областей знаний (физика-химия, астрономия-биология, химия-астрономия, физика-биология, математика-информатика, литература-история и другие сочетания) [17, с.58].

Научное руководство отделом осуществляют учителя-предметники, преподаватели вузов (при наличии такой возможности).

Рекомендации для «теоретиков» можно давать в виде «рецептов научного поиска»:

Вариант 1. Собрав множество фактов, найти между ними нечто общее и на основании этого сделать теоретический вывод. Так в основном работают геологи, археологи, социологи.

Вариант 2. Исходя из теоретических предпосылок, построить систему, которая позволит объяснить встречающиеся факты. Так чаще всего работают математики и физики.

Вариант 3. Сравнивая уже известные теоретические положения и факты, сопоставляя их, обнаружить между ними неожиданные, многообещающие связи. По этому пути идут и физики, и химики, и медики.

3. Бюро научной и технической информации (БНиТИ).

Основная задача - систематическое ознакомление учащихся школы с новыми открытиями и изобретениями в различных областях науки, а также со знаменитыми датами календаря науки (о жизнедеятельности ученых и изобретателях, о лауреатах Нобелевской премии, о юбилейных датах научных открытий и т.п.) [18, с.138].

Работа членов секции заключается в проведении обзоров научно-популярных журналов: «Наука и жизнь», «Квант», «GEO», «Природа» и др. (целесообразно за каждым членом секции закрепить определенный журнал и проводить его обзор ежемесячно).

О проведенном обзоре можно сообщать на специальном стенде, по радио, школьному радио, в устных журналах.

4. Библиографический отдел

Задача отдела - популяризация среди школьников научно-популярной и научно-фантастической литературы.

Работа членов секции начинается с тщательного просмотра книг в школьной (районной, городской) библиотеках и составления на них подробных аннотаций. В дальнейшем учащиеся следят за поступлением новых книг, устраивают различные выставки (тематические, предметные, авторские), создают стенды книжных новинок.

5. Секция смекалистых («Думающая группа»)

Задача секции - объединить любителей решать не-

стандартные и трудные задачи.

Работа членов секции заключается в подборе нестандартные и трудные задач, подготовке школьников к интеллектуальным марафонам, предметным неделям и другим внеклассным мероприятиям по предметам.

6. Секция занимательной науки

Задача секции - проведение в младших классах викторин, турниров, часов и вечеров занимательной науки и т.п.

7. Ученическое конструкторское бюро — УКБ Задачи секции - поддержание школьного оборудования в рабочем состоянии.

Работа членов секции заключается в изготовлении и ремонте приборов, приспособлений, установок, а также в выполнении заказов других секций УНО для проведения вечеров, выставок, олимпиад и т.д.

Руководителем секции может быть кто-либо из учителей предметов естественнонаучного цикла или технологии, технических работников, инженеров, родителей [19, с.150].

8. Секция администраторов

Задача секции - подготовка к проведению экскурсий, вечеров, выставок, конференций, встреч в рамках работы УНО.

Члены секции фактически координируют всю работу УНО, являются первыми помощниками учителей-предметников и могут их заменить при подготовке и проведении репетиций по плану мероприятий УНО.

5-й семинар «Внеурочная образовательная деятельность учащихся: факультатив, предметная неделя, ученическая конференция»

Внеурочная образовательная деятельность

Внеурочная образовательная деятельность - это различные виды самостоятельной образовательной деятельности школьников: массовые, групповые и индивидуальные.

Массовая внеурочная работа может проводиться в форме вечеров и спектаклей, викторин и познавательных игр, конкурсов и выставок, конференций и предметных недель, лекториев и т.п. [20, с.57].

К групповым внеурочным занятиям можно отнести факультативы, школьный совет по учебному предмету, кружки, творческие объединения учащихся, клубы, ученическое научное общество и т.п.

Индивидуальная внеурочная образовательная деятельность может осуществляться в виде исследовательских работ, конструирования, проектной деятельности, прикладных работ.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся:

1. Факультатив (от лат. fakultas - возможность) необязательное, выбираемое по желанию учебное занятие.

Виды факультативов:

- Курсы повышенного уровня (факультативы по предметам, входящим в учебный план). На них углубленно изучается содержание учебного предмета, систематизируются и обобщаются полученные знания,

сочетается теоретическая и практическая подготовка учащихся. Целью также может быть подготовка учащихся к продолжению образования, знакомств с вузовской системой обучения и программами вступительных экзаменов.

- Прикладные факультативы. Цель - знакомств с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса к современным техно -логиям, технике и производству (например «прикладная математика», «прикладная психология» «прикладная экономика», «информатика и редактирование» и т.д.).

- Спецкурсы. На них углубленно рассматриваются отдельные вопросы основного курса и проблемы, выходящие за рамки учебной программы («Семейный бизнес», «саморазвития человека» и т.п.).

- Межпредметные факультативы. Цель - интеграция знаний учащихся о природе и обществе (например, «деловой английский» «страноведение» и др.).

- Факультативы по предметам, не входящие в учебный план. Такие факультативы имеют особо значение для школ с профильными классами, для усиления специальных дисциплин (например, «Социально-экономическая подготовка будущего педагога» для любых профильных классов, «политология» для гуманитарно-юридически классов, «шагаем в экономику с первого класса» для пед-классов и т.п.) [21, с.258].

Факультативы должны давать возможность учитывать индивидуальные возможности учащихся повышать степень их самостоятельности на основе выполнения творческих, исследовательских или конструкторских работ, подготовки рефератов, докладов.

2. Предметная неделя (декада)

Обычно это своего рода «гала-мероприятия» по учебному предмету или образовательной области, включающие почти весь спектр форм внеурочной образовательной деятельности (школьные туры олимпиад, конференции, КВНы, диспуты, лектории и др.). В их подготовке и проведении участвуют школьники практически всех параллелей совместно с учителями. Для подготовки и проведения предметной недели за 1,5-2 месяца до начала создается «центр» (штаб), куда входят учителя и наиболее активные учащиеся. В задачи «центра» входит:

- планирование «Недели»;

- координация подготовки участников того или иного мероприятия;

- разработка первоначального проекта проведения «Недели» и обсуждение его на общем собрании предста-

вителей каждого класса, участвующего в мероприятиях;

- доработка плана с учетом замечаний;

- утверждение рабочей программы подготовки и проведения «Недели»;

- корректирование плана в ходе подготовки того или иного мероприятия.

В течение предметной недели регулярно и широко используются средства школьной информации (радио -передачи, стенгазеты, стенды, бюллетени, фоторепортажи и т.п.). Помимо этого желательно организовать выставку ученических творческих работ (плакатов, поделок, стенгазет, рисунков и пр.).

3. Ученическая конференция

Основной задачей конференций является развитие у школьников умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, а также обобщение и систематизация их знаний по учебным предметам, составление планов и тезисов докладов, подготовка выступлений.

В ходе подготовки конференции учащимися совместно с учителями определяется тематика проблем для самостоятельного изучения или под руководством учителя, подбираются источники информации для качественного освоения проблемы.

Конференции могут проводиться как в урочное, так и во внеурочное время. Количество проблем, рассматриваемых на конференции, не следует делать слишком большим. Тексты докладов должны быть доступными для понимания учащимися, краткими и емкими, выходить за рамки школьных учебников и пособий. Особое внимание при подготовке конференции необходимо уделить выступлениям учащихся: их манере держаться перед аудиторией, краткости изложения (в чем заключается проблема; что уже сделано в этом направлении; что предстоит сделать; некоторые цифры, но наиболее «яркие» и не очень много), расстановке интонационных акцентов, паузам, форме завершения доклада [22, с.321].

Для участия в конференции в качестве выступающих или гостей желательно пригласить компетентных специалистов по проблеме, рассматриваемой на конференции.

При подготовке конференции нужно также позаботиться об оформлении зала (плакаты, трибуна), наличии аудиовизуальных средств (графопроектор, экран, видеоаппаратура, микрофоны и др.), стендов, выставок (книг, работ учащихся).

Библиографический список

1. ГедуляноваН.С., ГедуляновМ.Т. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии. // Ученые записки Орловского государственного университета. 2016. № 2(71). С. 205-210.

2. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Качество образования - цель и результат инноваций.// Эко-потенциал. 2015. № 3(11). С.46-49.

3. Гедулянова Н.С., Горовая Л.В., Богданович Е.В. Рациональная модель системы наставничества как условие эффективного управления персоналом в российской организации. //Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2(3). С. 11-21.

4. Мурадова Н.С. Семейный бизнес как фактор формирования предпринимательской активности детей (на материале Республики Дагестан): диссер. на соиск. уч. степ. канд. педаг. наук. Дагестанский государственный университет. Махачкала, 2000.

5. МурадоваН.С. Предпринимателями не рождаются (проблемы совершенствования экономического образования учащихся общеобразовательных школ). Педагогика. 2001. № 2. С.43.

6. Мурадова Н.С. Семья и школа как факторы, способствующие формированию социально-экономической активности сельских школьников. //Образование и общество. 2005. № 2. С.100.

7. Мурадова Н.С. Непрерывное педагогическое образование как условие формирования социально-экономической культуры педагога.// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. № 2. С. 282 - 284.

8. Мурадова Н.С. Совершенствование социально-экономической подготовки педагога в системе повышения квалификации педагогических кадров. Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 21-29.

9. Мурадова Н.С. Формирование социально-экономической культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования: диссер. на соиск. уч. степ. докт. педаг. наук. Московский педагогический государственный университет. Москва, 2007.

10. Мурадова Н.С. Формирование социально-экономической культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования: автореф. диссер. на соиск. уч. степ. докт. педаг. наук. Московский педагогический государственный университет. Москва, 2007.

11. Мурадова Н.С. Экономика образовательного учреждения - инвестиции в будущее. Российская Федерация, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Орловский гос. ун-т». Орел, 2009.

12. Мурадова Н.С. НИРС - инвестиции в будущее. //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 319-323.

13. Мурадова Н.С. Социально-экономическая подготовка обучающихся в процессе производственного обучения. //Научные исследования в образовании. 2007. № 2. С. 106-108.

14. Мурадова Н.С. Правовое регулирование социально-экономической подготовки педагога в системе непрерывного педагогического образования. //Право и образование. 2006. № 5. С. 48-53.

15. Мурадова Н.С. Совершенствование навыков делового общения у студентов высших учебных заведений как условие модернизации российского образования. //Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2003. Т.1 № 3. С. 116-120.

16. Митяева А.М. Содержательные аспекты индивидуализированной работы со студентами в вузе. //Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 4(60). С.290-293.

17. Митяева А.М. Пути преодоления коммуникативных барьеров в межкультурном общении. Межкультурное взаимодействие в современном обществе: проблемы и перспективы развития: мат-лы межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей. Орел: ООО «Горизонт», 2014. С.58-61.

18. Митяева А.М. Профилактика конфликтов в молодых семьях. Конфликтология. СПб, СПбгу № 1. 2011. С.138-146.

19. Митяева А.М. Инновационные технологии разрешения семейных конфликтов у детей с девиантным поведением // Конфликтология. СПб, СПбгу. № 4. 2014. С.150-159.

20. Митяева А.М. Содержание многоуровневого высшего образования в условиях реализации компетентностной модели. М.: Педагогика, №8. 2008. С.57-65.

21. Митяева А.М. Компетентностно-проектная модель высшего образования в условиях его модернизации в России. Ученые записки Орловского государственного университета. № 2.2011. С.258-265.

22. Митяева А.М. Компетентностный подход в оценке учебных достижений студентов в высшей школе. // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. №2(58). С.321-329.

References

1. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Tutorship as a condition for effective management of the Ministry of health in the field of dentistry. Scientific notes of Orel State University. 2016. № 2 (71). Pp. 205-210.

2. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. The quality of education - the purpose and the result of innovations. Eco-potential. 2015. № 3 (11). Pp. 46-49.

3. GedulyanovaN.S., GorovayaL.V.BogdanovichE.V. The rational model of mentoring system as a condition for effective personnel management in the Russian organization. Educational resources and technology 2013. № 2 (3). Pp. 11-21.

4. Muradova N.S. The family business as a factor of children's business activity (on the Republic of Dagestan) / The dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences / Dagestan State University. Makhachkala, 2000.

5. Muradova N.S. We are not born as the owners (the problem of improving the economic education of secondary school students). Pedagogy 2001. № 2. P.43.

6. Muradova N.S. The family and school as factors that contribute to the formation of social and economic activity of the rural schoolboys. Education and Society 2005. № 2. P.100.

7. Muradova N.S. The continuous teaching training as a condition of the formation of economic and social culture of the teacher. Herald of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2006. № 2. Pp. 282 - 284.

8. Muradova N.S. The improving of the social-economic training of the teacher in system of improvement of professional skill of pedagogical personnels. Innovations in Education. 2007. № 3. Pp. 21-29.

9. Muradova N.S. The formation of the teacher's social-economic culture in the system of a continuous pedagogical education / Thesis for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences / Moscow State Pedagogical University. Moscow, 2007.

10. Muradova N.S. The formation of the social-economic culture of the teacher in system of a continuous pedagogical education / The synopsis of thesis for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences / Moscow State Pedagogical University. Moscow, 2007.

11. Muradova N.S. The economy of the educational institution - investment in the future. Russian Federation, Federal Agency for Education, SEI HPE "Orel State University " Orel, 2009.

12. Muradova N.S. NIRS - investments in the future // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2009. № 3. Pp. 319-323.

13. Muradova N.S. Social-economic training of the students in the course of vocational training. Scientific research in education. 2007. № 2. Pp. 106-108.

14. Muradova N.S. The legal regulation of social and economic preparation of the teacher in system of a continuous pedagogical education. Law and Education. 2006. № 5. Pp. 48-53.

15. Muradova N.S. The improving of business communication skills of the students of higher education schools as a condition of modernization of Russian education // Psychological-Pedagogical Gaudeamus journal. 2003. Vol.1 № 3. Pp. 116120.

16. Mityaeva A.M. Substantive aspects of individualized work with students in high school. Scientific notes of Orel State University. 2014. № 4 (60). Pp. 290-293.

17. Mityaeva A.M. The ways of overcoming communication barriers in intercultural communication. Interculturality in contemporary society: problems and prospects: Materials of interregional scientific-practical conference of young scientists, post-graduate students. Orel: Company "Horizon", 2014. Pp. 58-61.

18. Mityaeva A.M. Prevention of conflict in young families. Conflict. St. Petersburg, St. Petersburg State University. № 1. 2011. Pp. 138-146.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Mityaeva A.M. The innovative technology permits in the family conflict with children's deviant behavior. Conflict. St. Petersburg, St. Petersburg State University 2014. № 4. Pp. 150-159.

20. Mityaeva A.M. The content of multi-level higher education in the implementation of competence model. M .: Education, 2008.

№ 8. Pp. 57-65.

21. Mityaeva A.M. The competence and design model of higher education in the context of its modernization in Russia. Scientific notes of Orel State University. 2011. № 2. Pp. 258-265.

22. Mityaeva A.M. The competence approach in the evaluation of educational achievements of students in higher education. Scientific notes of Orel State University. 2014. № 2 (58). Pp.321-329.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.