Научная статья на тему 'Моделирование предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых при взаимодействии образования, науки и организаций, действующитх в реальном секторе экономики'

Моделирование предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых при взаимодействии образования, науки и организаций, действующитх в реальном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / BUSINESS / ENTERPRISE COMPETENCES / EDUCATION / ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гедулянова Н.С.

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования формированию предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых при взаимодействии образования, науки и организаций, действующих в реальном секторе экономики Автором детально анализируются нормативно-правовые основы данной проблемы и предлагаются практико-ориентированные пути реализации в теоретических наработок в образовательную реальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF ENTERPRISE COMPETENCES OF STUDENTS AND YOUNG SCIENTISTS AT INTERACTION OF EDUCATION, SCIENCE AND THE ORGANIZATIONS, DEYSTVUYUSHCHITKH IN THE REAL SECTOR OF ECONOMY

This article is devoted to a current problem of modern education to formation of enterprise competences of students and young scientists at the interaction of education, science and the organizations operating in the real sector of economy with the Author in details standard and legal bases of this problem are analyzed and the praktiko-focused ways of realization in theoretical practices in educational reality are offered.

Текст научной работы на тему «Моделирование предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых при взаимодействии образования, науки и организаций, действующитх в реальном секторе экономики»

УДК 33.331.3 ГЕДУЛЯНОВА Н.С.

доктор педагогических наук, профессор, советник Министерства образования и науки E-mail: lambrador2@gmail.com

UDC 33.331.3

GEDULYANOVA N.S.

Doctor of pedagogical sciences, professor, adviser of the Ministry of Education and Science E-mail: lambrador2@gmail.com

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИТХ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ*

MODELLING OF ENTERPRISE COMPETENCES OF STUDENTS AND YOUNG SCIENTISTS AT INTERACTION OF EDUCATION, SCIENCE AND THE ORGANIZATIONS, DEYSTVUYUSHCHITKH IN THE REAL SECTOR OF ECONOMY

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - формированию предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых при взаимодействии образования, науки и организаций, действующих в реальном секторе экономики Автором детально анализируются нормативно-правовые основы данной проблемы и предлагаются практико-ориентированные пути реализации в теоретических наработок в образовательную реальность.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские компетенции, образование, экономика.

This article is devoted to a current problem of modern education - to formation of enterprise competences of students and young scientists at the interaction of education, science and the organizations operating in the real sector of economy with the Author in details standard and legal bases of this problem are analyzed and the praktiko-focused ways of realization in theoretical practices in educational reality are offered.

Keywords: business, enterprise competences, education, economy.

Публикация подготовлена в рамках реализации проекта «Механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций, обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства» (далее - Проект), при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по результатам конкурсного отбора научных проектов в качестве победителя конкурса А-Конкурс проектов 2018 года, договор № 18-013-00845\18 о предоставлении гранта победителю конкурса и реализации научного проекта.

Введение. В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и осуществления прорывного социально-экономического развития Российской Федерации, создания условий и возможностей самореализации и раскрытия таланта обучающихся и молодых ученых, научно-технологического развития Российской Федерации и создания эффективной системы наращивания и реализации больших вызовов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее - СНТР), утвержденной указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, создания механизмов, обеспечивающих гармонизацию научной, научно-технической, экономической готовности

образовательных и научных организаций к ключевым вызовам Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р необходима непрерывная трансформация образовательной среды ВУЗа в научную среду для успешной социализации выпускников и создания наукоемких бизнес-процессов.

Разработанная в рамках Проекта модель формирования предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых на основе интеграции и взаимодействия университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики (далее - Модель), сформирована с учетом протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 25 мая 2017 г № 2 и Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию студенческого технологического предпринимательства на 2018-2021 годы, разработанного Министерство образования и науки Российской Федерации, охватывает комплекс научно-обоснованных предложений по реализации их на площадках образовательных и научных организаций [1, с. 220-235; 2, с. 113-115; 3, с. 134-143; 4, с. 20-25; 5, 185 с; 6, 260 с.; 7, 157с.; 8, с. 46-49; 9, с. 83-91; 10, 263 с.; 11,

* Печатается в рамках работы Международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», 14-15 ноября 2018 года, г. Орел.

© Гедулянова Н.С. © Gedulyanova N.S.

с. 168-173; 12, с. 105-109].

К основным полномочиям Федерального агентства научных организаций (ФАНО России) как органа государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства относятся:

формирование и осуществление программного управления исследованиями;

определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации.

Для интеграции научных компетенций и инфраструктуры участников (научными и образовательными организациями), создания инструментов сетевого взаимодействия и координации научных исследований, обеспечения трансфера фундаментальных знаний в прикладные исследования и разработки необходимо реализовать базовые принципы (далее - базовые принципы 4К):

координации исследований между участниками в рамках выполнения программ развития и проектов;

кооперации между участниками программ и проектов при выполнении фундаментальных и прикладных исследований;

концентрации ресурсов на приоритетах в рамках реализации программ и проектов;

конкуренции между программами и проектами при принятии решении об изменении объемов финансового обеспечения выполнения программ и проектов.

С каждым десятилетием темп исследований все возрастает, неуклонно возрастает роль междисциплинарных исследований. Перестали вызывать удивление коллабо-рации в науке, составленные из десятков и даже сотен участников. Даже в теоретических науках все чаще исследования выполняются коллективами авторов [13, с. 236244; 14, с. 226; 15, с. 212-223; 16, с. 183-189; 17, с. 41-48; 18, с. 94-97; 19, с. 194-199; 20, с. 169-175].

Основная часть. Как отметил министр Министерства науки и высшего образования М.М. Котюков, «глубокий потенциал фундаментальной науки, серьезные связи с производителями и вовлеченность региональных властей - это ключевые факторы успеха для развития любого российского научного центра. Сегодня формирование треугольника реального сектора экономики, науки и образования является важным звеном в направлении по определению долгосрочных проектов в налаживании эффективного взаимодействия между производителями и научными коллективами».

Яркий пример такого объединения усилий - это подготовка программы научно-технологического развития сельского хозяйства, где уже функционируют несколько площадок: по картофелеводству, по птицеводству, по сахарной свекле. Бизнес через эти проекты уже выстроил систему взаимодействия. Диалог ведут представители академической и вузовской науки, отраслевые союзы производителей.

Сегодня важно правильно организовать трансфер научных разработок в промышленную практику. Ведь институт, как правило, завершает работу созданием лабораторного образца. Самостоятельно наладить производство в про-

мышленном масштабе научная организация не может, да и не должна. Решить эту задачу отдельно от бизнеса невозможно. Или вот еще одна особенность: инвестиционные программы крупных компаний ориентированы на долгосрочную перспективу. Программы научных исследований у институтов тоже имеют достаточно длинный горизонт планирования. Здесь важно реализовать базовые принципы 4К, которые через несколько лет могут дать практический результат [21, с. 158-163; 22, с. 86-91; 23, с. 32-36; 24, с. 205-210; 25, с. 249-253; 26, с. 118-127; 27, с. 8-14; 28, с. 274-283; 29, с. 46-49; 30, с. 41-44].

Научными организациями активно и инициативно формируются комплексные программы и планы научных исследований, основной целью которых объединение заинтересованных научных коллективов, ресурсов для решения крупных научных задач.

В результате такого взаимодействия появляется более совершенный механизм управления всем производственным циклом: от разработки идеи до ее внедрения. В этой схеме государство берет на себя финансирование фундаментальных исследований, в которые бизнес инвестировать никогда не будет. Но при этом у бизнеса появляется понимание, что наука может дать практически важный результат.

Целью исследования является формирование целостной системы подготовки и профессионального роста в области предпринимательских компетенций обучающихся вузов и молодых ученых научных организаций на основе интеграции университетов, научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики.

Важным элементом является создание инновационной инфраструктуры - структурного подразделения, возглавляемого одним из заместителей руководителя научной организации, по разработке, доработке научных результатов совместно с командами обучающихся и молодых ученых с целью запуска наукоемкого бизнеса [31, Орел, 2015; 32, Орел, 2015; 33, с. 59-62; 34, с. 137-140; 35, с. 337-340; 36, с. 11-21; 37, Орел, 2010; 38, Орел, 2010].

Широко распространенными организационными формами инновационной деятельности являются технопарки; технополисы; инжиниринговые центры; индустриальные парки; стратегические альянсы; инкубаторы новых технологий; инновационно-технологические центры; ресурсные центры; инновационно-промышленные комплексы, созданные при участии вузов, научно-образовательные комплексы; многоуровневые модели информационных комплексов с учетом особенностей взаимодействия образования, науки и организациями, действующими в реальном секторе экономики.

Инжиниринговые центры, технопарки, бизнес-инкубаторы - это одни из возможных форм поддержки предпринимательства и платформа для развития предпринимательских компетенций будущих специалистов и молодых ученых, где обычно присутствует производственная зона / производственные мощности, лаборатории, станочные парки [39, Орел, 2009; 40, с. 319-323; 41, Москва, 2007; 42, с. 21-29; 43, с.106-108; 44, Москва, 2007; 45, 2007 № 2; 46, с. 282-284; 47, с. 48-53].

Индустриальный парк - это более крупная площадка, в которой уже имеются все необходимые ин-

женерные коммуникации, в которых уже не требуется отдельно платить за подключение, к примеру, электроэнергии. Индустриальные парки обычно не специализируются на проектах технологического предпринимательства, здесь уже приходят люди, которые знают, что и как делать, но им нужна производственная площадка. Индустриальный парк

- это производство. При этом особенностью является то, что индустриальный парк должен находиться в черте города, что позволяет экономить время сотрудников.

Основной путь взаимодействия ВУЗов, научных организаций и предприятий реального сектора экономики

- создание инновационной инфраструктуры в виде оптимальной площадки и структурного подразделения научной организации. Предлагается поэтапный подход работы со студентами, который дает гибкую возможность самоопределения, то есть на каждом этапе у студента есть возможность решить: двигаться дальше по дороге технологического предпринимательства или делать традиционную научную карьеру.

Научная организация в рамках совместной программы с высшими учебными заведениями (ВУЗами) определяет и обеспечивает прием и прикрепление к исследовательским лабораториям (в рамках учебных, дипломных, иных практик) студентов, в наибольшей степени ориентированных на организацию и запуск наукоемкого бизнеса [48, с. 100; 49, с. 258-259; 50, с.116-120; 51, с. 43; 52, Махачкала, 2000].

Кроме того, для создания инструментов вовлечения студентов, молодых ученых в научную организацию, а затем для запуска наукоемкого бизнеса, возможно создание совместной базовой кафедры с образовательной организацией высшего образования, открытие в научной организации магистратуры, а также применение механизма целевой контрактной подготовки.

Научная организация обеспечивает привлечение инвестора в проект по технологическому предпринимательству Доверие между научной организацией, командой и инвестором обеспечивается за счет общей работы, открытости и участия на различных этапах подготовки бизнес-проекта. Отчисления от продажи проектов могут являться основой для формирования сети венчурных фондов поддержки потенциально коммерчески успешных проектов на базе инициативных исследований [53, Москва, 2005; 54,с. 310-318].

Научная организация формирует новые идеи, развивает предпринимательские компетенции студентов, постепенно расширяя сферу подготовки и деятельности по мере наращивания и готовности компетенций студентов к новым форматам взаимодействия с потенциальными федеральными и региональными заказчиками и направляет молодых специалистов для дальнейшей реализации деятельности в инновационные региональные инфраструктуры.

Заключение. Таким образом, цепочка вывода продукта на рынок выглядит следующим образом: научная организация, с привлечением студентов ВУЗов, передает свои патенты в созданное малое инновационное предприятия (далее - МИП) - МИП проводит дополнительные исследования (ОКР) в результате чего создается новый результат интеллектуальной деятельности, принадлежащий МИП - МИП создает проект по технологическому предпринимательству.

То есть весь процесс ведется одной командой исследователей, которые являются авторами как изначальной, так

и итоговой разработки. Предполагается, что МИП выполняет две основные функции:

- инжиниринговый центр - для доведения научных разработок до опытного образца, подготовка технологических карт, расчетов, моделирования, сертификации;

- акселератор или бизнес-студия - анализ рынка, формирование бизнес-модели, бизнес-плана, правовое, бухгалтерское сопровождение.

Ожидаемые результаты:

найти точку пересечения спроса на технологии (со стороны инвесторов, реального сектора экономики) и предложения со стороны научных организаций;

иметь в распоряжении перечень доступных человеческих ресурсов с высоким уровнем сформированности предпринимательских компетенций со стороны вузов и научных организаций; инфраструктурных - со стороны научных организаций (инжиниринговых центров, технопарков, малых инновационных предприятий); финансовых со стороны инвесторов и фондов.

Аккумулируя данную информацию на собственном ресурсе создать механизм генерации большого числа проектов по технологическому предпринимательству, возникших из академической среды.

Моделирование формирования предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых при взаимодействии образования, науки и производства необходимо для понимания природы и организации технологического предпринимательства, системного управления использованием интеллектуальной собственности и запуска наукоемкого бизнеса. Модель должна помочь выработать ориентиры при подготовке специалистов, в том числе в области сельского хозяйства.

Для расчета модели приближенной к реальности, необходимо учитывать неопределенность креативно-теоретического и креативно-практического этапов формирования предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых при взаимодействии образования, науки и производства, которые обусловливаются творческим процессом рождения и совершенствования идеи, не имеют точной корреляции с затратами и временем и представляются стохастическими процессами. С учетом вышесказанного, модель можно определить как синергетическую модель формирования предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых при взаимодействии образования, науки и организациями, действующими в реальном секторе экономики (далее - Синергетическая модель). Хотя синер-гетические модели позволяют лишь качественно (на концептуальном уровне) описать исследуемые явления, тем не менее, с их помощью можно выявлять различные особенности изучаемых процессов, что невозможно сделать в рамках имитационных моделей. Кроме того, ценность этих модели состоит в том, что позволяют исследовать влияние различных эндогенных и экзогенных факторов на поведение траекторий изучаемой системы. Синергетический подход от слова синергия, означающая дополнительный «нелинейный» позитивный эффект, возникающий при комбинировании отдельных частей организации. Это может выражаться в экономии затрат, повышении качества, увеличении объема выпуска, развитии компетенций, расширении потенциала. Синергетика - междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности яв-

лений и процессов в сложных системах на основе присущих им принципов самоорганизации.

Разработанная Синергетическая модель, включает качественно новую систему оценки эффективности сформированности предпринимательских компетенций обучающихся: цель и задачи, научную концепцию междисциплинарных методологических подходов, этапы, критерии и показатели, условия, прогнозируемый результат.

Стратегическая цель Синергетической модели - формирование инновационного предпринимательского мышления у обучающихся ВУЗов, молодых ученых научных организаций, способствующего эффективному осуществлению профессиональной деятельности в области технологического предпринимательства.

Основной задачей является определить путь, выявить механизмы и обеспечить условия эффективного формирования предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и организациями, действующими в реальном секторе экономики [55, Москва, 2007; 56, с. 15-28; 57, Р. 292].

Междисциплинарная методологическая составляющая Модели включает методологическое отражение (способность анализировать собственную научную деятельность), способность научного обоснования, критического мышления и творческого применения определенных концепций, форм и методов из разных областей управления знаниями в их профессиональной деятельности. Ориентиры инновационного развития экономики определили необходимость переосмысления ключевых методологических подходов: синергетическом, компетентностном и ресурсном.

Синергетический подход - основан на признании о необходимости использования совокупности идей, понятий и методов, приводящих к самопознания, самостроительству и самореализации личности. Основными понятиями синергетического подхода являются самоорганизация, открытость, нелинейность, неравномерность.

Способность к построению интегрированного поведения личности в большей степени определяется личностными ресурсами. Для привлечения обучающихся и молодых ученых к взаимодействию образования, науки и организациями, действующими в реальном секторе экономики в области наукоемкого бизнеса необходимо создать комфортные условия и организовать образовательный процесс, опираясь на ресурсный подход, позволяющий каждому обучающемуся и молодому ученому реализовать личностный потенциал или индивидуальную ресурсность с целью удовлетворения профессиональных потребностей личности, а также формирования мотивации к саморазвитию и самореализации. В своих исследованиях С.Д. Антонюк, Т.М. Давыденко, Ф.А. Зуева, А.М. Кондаков и др. рассматривали ресурсы человека, а также образовательный

процесс профессионального становления обучающихся. Ресурсный подход в управлении завоевывает все новые позиции в образовании и науки.

Сформированные в процессе обучения в вузе и научных организациях предпринимательские компетенции выпускников выступают результатом - готовностью к будущей успешной профессиональной деятельности в инновационных инфраструктурах. Для востребованности выпускников, владеющих определенным набором компетенций, необходима разработанная система их подбора с обоснованием требований всех заинтересованных сторон - личности обучаемого, общества, предприятий и бизнеса. Интересы указанных сторон, как правило, идентичны, хотя существуют некоторые различия. Например, требования работодателей достаточно узко специализированы. С этой проблемой вполне справляются инновационные инфраструктуры научных организаций, разрабатывая программу, усиливающую профессиональную составляющую и мобильность обучающихся ВУЗов и молодых ученых. Именно в этих структурах требования государственных стандартов дополняются в соответствии с запросами предприятий реального сектора экономики - стратегических партнеров.

Условиями формирования предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и организациями, действующими в реальном секторе экономики являются:

синергетический, компетентностный, ресурсный подходы в организации образовательной и научной деятельности;профессиональное самоопределение и самореализации обучающихся и молодых ученых;

установка на формирование предпринимательских компетенций.

Основными этапами Синергетической модели являются креативно-теоретический, креативно-практический и аналитический.

Прогнозируемым результатом создания и реализации Синергетической модели является ориентир на базисные и системные инновации. Инновации становятся фактором поступательной динамики создания и реализации проектов по технологическому предпринимательству. Это обуславливает специфичность знаний, умений и навыков субъектов предпринимательства, наличие целевых активов, профилей рынка.

Технологический вызов определяется как процесс трансформации знаний в продукты, процессы, стратегии или бизнес-модели, характеризующиеся наличием экономической, социальной полезности. Таким образом, источником прибыли технопредпринимательских структур выступает качественно новое использование результатов произведенных ранее инвестиций.

Библиографический список

1. Алдошина М.И. Сущность и условия формирования предпринимательских компетенций в университетском образовании // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2018. № 1. С. 220 - 235.

2. Алдошина М.И. Аспект результативности формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете // Образование и общество. 2010. № 3 (62). С.113-115.

3. Алдошина М.И. Интерактивные диалоговые методы в формировании этнокультурной компетентности студентов университета // Современное образование. 2017. № 1. С. 134 - 143.

4. Алдошина М.И. Компетентность и профессиональная культура в университетском образовании // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 4 (59). С.20-25.

5. Алдошина М.И. Организация самостоятельной работы студентов по истории педагогики и образования: учебное пособие. Орел:

ОГУ имени И.С. Тургенева, 2017. 185 с.

6. АлдошинаМ.И. Основы поликультурного образования: учебное пособие. М., Берлин: Директ-Медиа, 2014. 260 с.

7. Алдошина М.И. Современные проблемы науки и образования: учебное пособие / М.И.Алдошина. Орел: ООО «Горизонт», 2016. 157 с.

8. АлдошинаМ.И. Университетское образование как гарант национальной безопасности в полицентричном мире // Образование и общество. 2017. Т4. № 105. С.46 - 49.

9. АлдошинаМ.И. Формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей в классическом университете: региональный аспект // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки. № 10 (52). 2008. С. 83 - 91.

10. Алдошина М.И. Формирование этноэстетической культуры: методология, модель, методика: монография. М., Изд-во МГОУ 2008. 263 с.

11. Алдошина М.И. Ценностная основа формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей // Сибирский педагогический журнал. № 4. 2008. С. 168 - 173.

12. Алдошина М.И. Этнокультурные ценности и формирование эстетической культуры студентов // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 1. С.105-109.

13. ГедуляноваН.С., Гедулянов М.Т. Интеграция образования, науки и производства как условие формирования предпринимательских компетенций обучающихся: проблемы и решения // Вестник московского финансово-юридического университета. 2018. № 1. С. 236 - 244.

14. Гедулянова Н.С. Анализ состояния проблемы в теории и на практике, тенденций и механизмов формирования предпринимательских компетенций, обучающихся в системе колледж-вуз / Н.С. Гедулянова, М.В. Максимова // Наука и образование в XXI веке: в сборнике научных трудов по материалам Межд. науч.-практ. конф. в 2 частях. Ч. 1. - М.: ООО «Ар-Консалт», 2018. 226 с. (С. 198-204).

15. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Планирование мероприятий («Дорожная карта») по реализации проекта «Развитие предпринимательских компетенций студентов» на площадках Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1(78). С. 212-223.

16. Гедулянов М.Т. Межкультурное взаимодействие врача // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 4(77). С. 183-189.

17. Гедулянов М. Т. Применение препаратов на основе лекарственных растений в профилактической деятельности врача стоматолога / в сборнике: Молодые ученые и фармация XXI века // сборник научных трудов пятой научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых, Москва, 2017. С. 41-48.

18. Гедулянов М.Т. Применение фототерапии в стоматологии // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. 2017. № 3. С. 94 - 97.

19. Гедулянов М.Т. Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и качество жизни // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3(76). С. 194-199.

20. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Правовое аспекты в профессиональной деятельности врача стоматолога // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2017. № 1. С. 169 - 175.

21. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности будущего специалиста // Эко-потенциал. 2017. № 1 (17). С. 158-163.

22. ГедуляноваН.С., Гедулянов М.Т. Создание института наставничества в медицинских организациях / в сборнике: Современные образовательные ценности и обновление содержания образования, сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 86-91.

23. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Экономическая подготовка обучающихся: теории и технологии // Образование и общество. 2016. Том 3. № 98. С. 32-36.

24. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2(71). С. 205-210.

25. Гедулянов М.Т. Готовность врача стоматолога к коммуникации для решения задач в профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4(73). С. 249-253.

26. Гедулянова Н.С., Митяева А.М., Гедулянов М.Т. Развитие творческих способностей и качество подготовки выпускника вуза // Эко-потенциал. 2016. № 3(15). С.118-127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. ГедуляноваН.С., Митяева А.М. Профессиональная научно-исследовательская деятельность выпускников вузов // Образование и общество. 2016. Т 3. № 98. С. 8-14.

28. Гедулянова Н.С., Митяева А.М. Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 3(72). С. 274-283.

29. ГедуляноваН.С., Гедулянов М.Т. Качество образования - цель и результат инноваций // Эко-потенциал. 2015. № 3(11). С.46-49.

30. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям // Эко-потенциал. 2015. № 4(12). С.41 - 44.

31. Гедулянова Н.С. Социально-экономическая культура педагога: учебное пособие для педагогов, студентов высших учебных заведений, бакалавров, магистров (издание второе) / под ред. М.Я. Виленского. Орел, 2015.

32. Гедулянова Н.С. Методика педагогического исследования: учебно-методическое пособие для руководителей образовательных организаций, педагогических кадров, магистрантов. Орел, 2015.

33. ГедуляноваН.С. Проблемыправовогорегулированияпроведенияконтрольных(надзорных)мероприятийвотношениипрактикввузе // Педагогическое образование и наука. 2015. № 4. С. 59 - 62.

34. Гедулянова Н.С. Регулирование отношений в образовательной организации в части вопросов подготовки практик // Эко-потенциал. 2015. № 3 (11). С. 137-140.

35. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Компетентностный подход в подготовке инженеров педагогов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 337-340.

36. ГедуляноваН.С., Горовая Л.В., Богданович Е.В. Рациональная модель системы наставничества как условие эффективного управления персоналом в российской организации // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2(3). С.11-21.

37. Гедулянова Н.С., Пузанкова Е.Н. Мониторинг исследований: интеграция образовательной и научной деятельности университета. Орел, 2010.

38. Гедулянова Н.С., Митяева А.М. Магистерская диссертация: основы подготовки к научно-исследовательской деятельности: учебное пособие для самостоятельной работы магистров высших учебных заведений. Санкт-Петербург - Орел, 2010.

39. МурадоваН.С. Экономика образовательного учреждения - инвестиции в будущее: монография. Орел: ГОУ ВПО «Орловский

гос. ун-т». Орел, 2009.

40. Мурадова Н.С. НИРС - инвестиции в будущее // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 319-323.

41. Мурадова Н.С. Формирование социально-экономической культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования / автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2007.

42. Мурадова Н.С. Совершенствование социально-экономической подготовки педагога в системе повышения квалификации педагогических кадров // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 21-29.

43. Мурадова Н.С. Социально-экономическая подготовка обучающихся в процессе производственного обучения // Научные исследования в образовании. 2007. № 2. С. 106-108.

44. Мурадова Н.С. Формирование социально-экономической культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования // диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2007.

45. Мурадова Н.С. Маркетинг - рыночная инновация в управлении вузом // Ученый совет. 2007. № 2.

46. Мурадова Н. С. Непрерывное педагогическое образование как условие формирования социально-экономической культуры педагога // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. № 2. С. 282 - 284.

47. Мурадова Н.С. Правовое регулирование социально-экономической подготовки педагога в системе непрерывного педагогического образования // Право и образование. 2006. № 5. С. 48-53.

48. Мурадова Н. С. Семья и школа как факторы, способствующие формированию социально-экономической активности сельских школьников // Образование и общество. 2005. № 2. С.100.

49. Мурадова Н. С. Формирование социально-экономической культуры личности студента // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2005. № 2. С. 258 - 259.

50. Мурадова Н. С. Совершенствование навыков делового общения у студентов высших учебных заведений как условие модернизации российского образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2003. Т.1. № 3. С. 116-120.

51. МурадоваН. С. Предпринимателями не рождаются (проблемы совершенствования экономического образования учащихся общеобразовательных школ) // Педагогика. 2001. № 2. С.43.

52. Мурадова Н.С. Семейный бизнес как фактор формирования предпринимательской активности детей (на материале Республики Дагестан): диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Дагестанский государственный университет. Махачкала, 2000.

53. Мурадова Н.С. Теоретические основы формирования социально-экономической культуры личности в системе непрерывного образования Рос. Федерация, Федер. агентство по образованию, Гос. образовато. учреждение высш. проф. образования «Моск. пед. гос. ун-т », Гос. образовато. учреждение высш. проф. образования «Орлов. гос. ун-т ». Москва, 2005.

54. Пузанкова Е.Н., Мурадова Н.С. Создание в вузе инновационно-ориентированной системы поддержки НИРС (показатели эффективности НИРС в вузе) // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2. С. 310-318.

55. Уман А.И. Технологический подход к обучению: Учебное пособие для магистров направления «Социальная работа». Москва, 2007.

56. Уман А. И. О структурировании знаний и организации заданий в учебном материале. В сборнике: Проблемы школьного учебника. О специфике учебников математики, физики, астрономии, химии, черчения и трудового обучения. Москва, 1983. С.15-28.

57. Thermocatalytic decomposition of natural gas over plasma-generated carbon aerosols for sustainable production of hydrogen and carbon Muradov N., Smith F., Bockerman G., Scammon K.Applied Catalysis A: General. 2009. T. 365. P. 292.

References

1. AldoshinaM.I. Essence and conditions for the formation of entrepreneurial competencies in university education // Bulletin of the Moscow Financial and Law University. 2018. № 1. Pp. 220 - 235.

2. Aldoshina M.I. Aspect of the effectiveness of the formation of the ethnoesthetic culture of future teachers at the university // Education and society. 2010. № 3 (62). Pp. 113-115.

3. Aldoshina M.I. Interactive interactive methods in the formation of ethno-cultural competence of university students // Modern education. 2017. № 1. Pp. 134 - 143.

4. Aldoshina M.I. Competence and professional culture in university education / / Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2015. No. 4 (59). Pp. 20-25.

5. Aldoshina M.I. Organization of independent work of students on the history of pedagogy and education: a textbook. Orel: O.I. Turgenev, 2017. 185 р.

6. Aldoshina M.I. Fundamentals of multicultural education: a textbook. - M., Berlin: Direct Media, 2014. 260 p.

7. Aldoshina M.I. Modern problems of science and education: a textbook / MI.Aldoshina. Orel: Horizon LLC, 2016. 157 p.

8. Aldoshina M.I. University education as a guarantor of national security in a polycentric world // Education and society. 2017. T4. No. 105. P.46-49.

9. Aldoshina M.I. Formation of the ethnoesthetic culture of the future teachers in the classical university: the regional aspect // Izvestia of the RSPU them. A.I. Herzen. Psychological and pedagogical sciences. No. 10 (52). 2008. P. 83 - 91.

10. Aldoshina M.I. Formation of ethnoesthetic culture: methodology, model, methodology: monograph. Moscow, Izd-vo MGOU, 2008. 263 p.

11. Aldoshina M.I. The value basis for the formation of ethnoesthetic culture of future teachers // Siberian Pedagogical Journal. № 4. 2008. P. 168 - 173.

12. Aldoshina M.I. Ethno-cultural values and formation of aesthetic culture of students // Bulletin of Bryansk State University. 2014. No. 1. P. 105-109.

13. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Integration of education, science and production as a condition for the formation of entrepreneurial competencies of students: problems and solutions // Bulletin of the Moscow University of Finance and Law. 2018. № 1. P. 236 - 244.

14. GudulyanovaN.S. Analysis of the state of the problem in theory and practice, tendencies and mechanisms of formation of entrepreneurial competencies studying in the college-university system / N.S. Gedulyanova, M.V. Maksimova // Science and education in the 21st century: in the collection of scientific works on the materials of Int. scientific-practical. Conf. in 2 parts. Part 1. - M .: Ltd. «Ar-Consult», 2018. - 226 p. (P. 198-204).

15. Gedulyanova NS, GedulyanovMT Planning activities («Road Map») for the implementation of the project «Development of entrepreneurial competencies of students» at the sites Orel State University named after IS. Turgenev // Uchenye zapiski Orel State University. Series:

Humanities and Social Sciences. 2018. No. 1 (78). Pp. 212-223.

16. GedulyanovM.T. Intercultural interaction of a doctor // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and social sciences. 2017. No. 4 (77). Pp. 183-189.

17. Gedulyanov M.T. The use of drugs based on medicinal plants in the preventive activities of a dentist / in the collection: Young Scientists and Pharmacy of the XXI century // a collection of scientific papers of the fifth scientific and practical conference of graduate students and young scientists, Moscow. 2017. Pp. 41-48.

18. Gedulyanov M.T. Application of phototherapy in dentistry // Issues of regulatory legal regulation in veterinary medicine. 2017. No. 3. Pp. 94 - 97.

19. Gedulyanov M.T. Study of the influence of environmental factors on human health and quality of life // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2017. No. 3 (76). Pp. 194-199.

20. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Legal Aspects in the professional activity of a dentist // Bulletin of the Moscow University of Finance and Law. 2017. № 1. Pp. 169 - 175.

21. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Formation of professional competences in the preventive activities of a future specialist // Eco-potential. 2017. No. 1 (17). Pp. 158-163.

22. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Establishment of a mentoring institute in medical organizations / in the collection: Modern educational values and updating the content of education, a collection of scientific papers on the materials of the II International Scientific and Practical Conference. 2016. Pp. 86-91.

23. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. The economic preparation of students: theory and technology // Education and society. 2016. Vol. 3. No. 98. Pp. 32-36.

24. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Mentoring as a condition for effective management of medical organizations in the field of dentistry // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2016. No. 2 (71). Pp. 205-210.

25. Gedulyanov M.T. Readiness of the dentist for communication to solve problems in professional activity // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and social sciences. 2016. No. 4 (73). Pp. 249-253.

26. Gedulyanova NS, Mityaeva AM, Gedulyanov MT. Development of creative abilities and quality of preparation of the graduate of high school // Eco-potential. 2016. No. 3 (15). Pp. 118-127.

27. Gedulyanova N.S., Mityaeva A.M. Professional research activities of graduates of universities // Education and society. 2016. T 3. No. 98. Pp. 8-14.

28. Gedulyanova N.S., Mityaeva A.M. Organization of research activities of students // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2016. No. 3 (72). Pp. 274-283.

29. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Quality of education is the goal and the result of innovation // Eco-potential. 2015. № 3 (11). Pp. 46-49.

30. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Key concepts of training personnel in demanded professions and specialties / / Eco-potential. 2015. № 4 (12). Pp. 41 - 44.

31. Gedulyanova N.S. Socio-economic culture of the teacher: a textbook for teachers, students of higher educational institutions, bachelors, masters (second edition) / ed. M.Ya. Vilensky. - Oreol, 2015.

32. Gedulyanova N.S. Pedagogical research methodology: educational and methodological manual for heads of educational organizations, teaching staff, undergraduates. Orel, 2015.

33. Gedulyanova N.S. Problems of legal regulation of control (supervisory) activities in relation to practices in the university // Pedagogical education and science. 2015. № 4. Pp. 59 - 62.

34. Gedulyanova N.S. Regulation of relations in the educational organization regarding the preparation of practices // Eco-potential. 2015. № 3 (11). P. 137-140.

35. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Competence approach in the training of engineers of teachers // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2013. № 4. P. 337-340.

36. Gedulyanova N.S., Gorovaya L.V., Bogdanovich E.V. Rational model of the mentoring system as a condition for effective personnel management in the Russian organization // Educational resources and technology. 2013. No. 2 (3). P.11-21.

37. Gedulyanova N.S., Puzankova E.N. Monitoring of research: integration of educational and scientific activities of the university. Orel, 2010.

38. GedulyanovaN.S., MitiaevaA.M. Master's thesis: the basics of preparation for research and development: a manual for independent work of masters of higher educational institutions. St. Petersburg - Orel, 2010.

39. MuradovaN.S. Economics of an educational institution - investment in the future: a monograph. Orel: GOU VPO Orlovskiy state. un-t. « Oreol, 2009.

40. Muradova N.S. NIRS - Investing in the Future // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and social sciences. 2009. № 3. Pp. 319-323.

41. Muradova N.S. Formation of social and economic culture of the teacher in the system of continuous pedagogical education / the dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the doctor of pedagogical sciences Moscow Pedagogical State University. Moscow, 2007.

42. Muradova N.S. Perfection of social and economic training of the teacher in the system of professional development of pedagogical personnel // Innovations in Education. 2007. № 3. Pp. 21-29.

43. Muradova N.S. Socio-economic training of students in the process of industrial training / / Scientific research in education. 2007. № 2. Pp. 106-108.

44. Muradova N.S. Formation of the socio-economic culture of the teacher in the system of continuous pedagogical education / / Thesis for a doctoral degree in pedagogy / Moscow State Pedagogical University. Moscow, 2007.

45. MuradovaN.S. Marketing - market innovation in university management // Scientific Council. 2007. № 2.

46. Muradova N.S. Continuing pedagogical education as a condition for the formation of the socio-economic culture of the teacher // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2006. № 2. Pp. 282 - 284.

47. Muradova N.S. Legal regulation of social and economic training of the teacher in the system of continuous pedagogical education // Right and Education. 2006. № 5. Pp. 48-53.

48. Muradova N.S. Family and school as factors contributing to the formation of socio-economic activity of rural schoolchildren // Education and society. 2005. № 2. Pp.100.

49. Muradova N.S. Economics of an educational institution - investment in the future: a monograph. Orel: GOU VPO Orlovskiy state. un-t. The Orel, 2009.

50. Muradova N.S. NIRS - Investing in the Future // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and social sciences. 2009. № 3. P. 319-323.

51. Muradova N.S. Formation of social and economic culture of the teacher in the system of continuous pedagogical education / the disserta-

tion author's abstract on competition of a scientific degree of the doctor of pedagogical sciences Moscow Pedagogical State University. Moscow, 2007.

52. Muradova N.S. Perfection of social and economic training of the teacher in the system of professional development of pedagogical personnel // Innovations in Education. 2007. № 3. Pp. 21-29.

53. Muradova N.S. Socio-economic training of students in the process of industrial training // Scientific research in education. 2007. N 2. Pp. 106-108.

54. Muradova N.S. Formation of the socio-economic culture of the teacher in the system of continuous pedagogical education // Thesis for a doctoral degree in pedagogy / Moscow State Pedagogical University. Moscow, 2007.

55. Puzankova E.N., Muradova N.S. Creation in the university of an innovative-oriented system of support of SRWS (indicators of the effectiveness of research in the university) // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2012. N 2. Pp. 310-318.

56. UmanA.I. Technological approach to teaching: Textbook for masters of the direction «Social Work». Moscow, 2007.

57. Uman A.I. On the structuring of knowledge and the organization of tasks in the teaching material. In the collection: Problems of the school textbook. On the specifics of textbooks in mathematics, physics, astronomy, chemistry, drawing and labor training. Moscow, 1983. Pp. 15-28.

58. Thermocatalytic decomposition of natural gas over plasma-generated carbon aerosols for sustainable production of hydrogen and carbon Muradov N., Smith F., Bockerman G., Scammon K.Applied Catalysis A: General. 2009. T. 365. Pp. 292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.