УДК 377.061 МАКСИМОВА М.В.
аспирант, Московский архитектурно-строительный институт, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова», г. Москва E-mail: maksimoval [email protected]
UDC 377.061 MAKSIMOVA M.V.
Post-graduate of the Moscow Institute of Architecture and Construction, the teacher of the State Budget Professional Educational Institution "The College of Modern Technologies named after the Hero of the Soviet
Union, M.F. Panov", Moscow E-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
THE MODELING OF THE FORMATION OF THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AS A MEANS OF CREATING THE EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS
В статье рассматриваются актуальные вопросы повышения качества подготовки в образовательных организациях среднего профессионального образования. Перед образовательными организациями ставятся новые цели и вызовы - формирование и подготовка интеллектуальной, профессионально развитой, компетентиост-ной и культурной личности. Важнейшими целевыми задачами в систе.че среднего профессионального образования являются: создание и распространение структурных и технологических инноваций; развитие современных механизмов и технологий образования, научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях; создание инфраструктуры (социокультурной среды), обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики. Представлена модель формирования социокультурной среды в системе среднего профессионального образования как средства создания учебной мотивации обучающихся.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, обучающиеся, компетенции, качество, моделирование, модернизация, инновации, условия, социокультурная среда, учебная мотивация.
The article deals with topical issues of improving the quality of training in educational organizations of secondary vocational education. Educational organizations new aims and challenges -theformation and preparation of an intellectual, professionally developed, competent and cultural personality. The most important aim tasks in the system of secondary vocational education are: the creation and dissemination of structural and technological innovations; development of modern mechanisms and technologies of education, scientific, educational and creative environment in educational organizations; creation of infrastructure (sociocultural environment), providing conditions for training personnelfor the modern economy. The model of the formation of the socio-cultural environment in the system of secondary vocational education as a means of creating the educational motivation of students is presented.
Keywords: secondary vocational education, trainees, competencies, quality, modeling, modernization, innovations, conditions, sociocultural environment, educational motivation.
Перед Российским обществом стоит одна из важных задач - устойчивое инновационное развитие в условиях кризисных явлений в экономике. Среднее профессиональное образование является неотъемлемой частью социокультурной среды общества, кадровым потенциалом социально-экономических и политехнических реформ -движущей силой такого развития, которое определяет будущее нашей страны. Это обстоятельство формирует новые вызовы, ставит перед образовательными организациями среднего профессионального образования новые цели - формирование и подготовка интеллектуальной, профессионально развитой, компетентностной и культу рной личности.
Целью современного среднего профессионального образования является повышение эффек-
тивности и качества образования, модернизация содержания образования, оптимизация технологий и способов организации образовательных процессов, расширение доступности и мобильности образования на основе познавательной активности и самостоятельности обучающихся, интеграция на систему непрерывного образования и усиление практической ориентации будущих специалистов на основе компе-тентностного подхода. Реализация этой задачи происходит в условиях серьёзных экономических вызовов [4, с. 32-36].
Основная миссия системы среднего профессионального образования в рамках Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования от 11.08.2014 № 965 по
© Максимова М.В. © Maksimova M.Y.
специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений состоит в качественной подготовке специалиста в соответствии с учётом особенностей развития экономики страны, современных требований рынка труда, запросов работодателей, науки, техники и технологий, социальной сферы
В ежегодном послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 01 декабря 2016 года были традиционно рассмотрены самые важные идеологические, внешнеполитические вопросы, но главным в повестке дня - внутрироссийское развитие экономических, политических, социальных, научных, образовательных и культурных институтов общества.
Особое внимание президент уделил содержанию образовательного процесса - насколько образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил еще академик Лихачев: «давать знания и воспитывать нравственного человека». «....В образовании нужно активно развивать творческое начало, обучающиеся должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их интересной и благополучной жизни». «Смысл нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержание национальных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры».
Во исполнение поручений Президента РФ В.В. Путина распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-р утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, а распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1162-р утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Программа).
Программа рассматривается как организационно-управленческий механизм реализации государственной политики в сфере образования. Целью Программы является создание условий - социокультурной среды для эффективного развития российского образования и создания условий для положительной учебной мотивации обучающихся, необходимых для всестороннего развития и социализации личности. Внедрение новых механизмов функционирования системы образования позволит обеспечить доступность качественного образования. отвечающего требованиям современного инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации [3, с. 118-127].
Одной из задач Программы является «реализация мер по формированию и развитию научно-образовательной и творческой (социокультурной) среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования обучающихся». Данная задача направлена на созда-
ние условий, обеспечивающих развитие учебной мотивации и способностей подрастающих поколений в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни. Выполнение задач Программы по созданию и развитию научно-образовательной, творческой инфраструктуры в образовательных организациях должны быть направлены на формирование социокультурной среды этих организаций.
В отечественной современной науке «социальная среда» рассматривается как внешнее условие в системе взаимодействия людей в социуме, в ходе которых возникают определённые общественные отношения. В 1980 г. в работах М.В. Лашиной впервые была исследована сущность категории социально-культурной среды, в которой рассматривались различные элементы социальной и культурной жизни общества, закрепив исходные понятия «социум» и «культура».
Социокультурная среда - конкретное социальное пространство, данное каждому человеку, посредством которого он активно включается в культурные связи общества, это совокупность различных условий для социального поведения и жизнедеятельности индивида. Человек всегда присутствует в социокультурном пространстве как носитель социальных ролей и культурно-духовных ценностей. Обучающийся является важной составляющей этой среды, так как активно включается в со цио кул ьту рнос пространство общества, создаёт социокультурную среду, изменяет и преобразует её. В социокультурной системе «среда - личность» существует внутренняя связь личности, деятельности, условий среды и их взаимопроникновения.
Д.Ж. Марковичем и П.А. Сорокиным «социокультурная среда» рассматривается как «совокупность взаимосвязанных условий и явлений, присутствующих в некоем окружении», как «социальное многомерное пространство ценностно-ориентированных отношений индивидов. Л.С. Выготский социокультурную среду представляет как природную среду, в которую включены социальные моменты. Это непосредственное окружение человека - семья, друзья, улица, учебный и трудовой коллективы и другие группы [1].
Таким образом, социокультурная среда выступает как средство реализации деятельности человека, общественных отношений, направленных на социализацию, формирование, развитие и духовное воспитание личности.
Социокультурная среда даёт различные возможности для формирования и развития различных форм и видов социокультурной деятельности индивидов с учётом их интересов, мотивов, потребностей, норм, ценностных установок и ориентации, накладывает существенный отпечаток на развитие и поведение индивида.
По мнению Мудрика A.B., социокультурная среда рассматривается как влияние различных факторов на развитие и воспитание подростков. Формирование социокультурной среды в системе образования - это деятельность педагогического коллектива по созданию
благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей обучающегося и предотвращения «сбоев» в процессе их социализации [9,200 е.]. Создавая социокультурную среду в системе среднего профессионального образования педагоги должны определить и предвидеть эффект влияния («случившегося») на обучающегося, а так же что произойдёт или может произойти с обучающимся в тех или иных обстоятельствах в процессе образования. Педагоги должны уметь уменьшать эффект неблагоприятных (нежелательных) обстоятельств отрицательного влияния на образовательные цели как самого обучающегося, так и образовательной организации среднего профессионального образования.
Для изучения и моделирования социокультурной среды системы профессионального образования применяется системный подход, где образовательная среда и обучающиеся рассматриваются как сложные, взаимосвязанные, развивающиеся системы [2, с. 205-210].
Основной функцией образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования является дидактика («искусство обучения»), в структуру которой входят: образование, развитие и воспитание обучающегося.
Исходя из целей, задач и функций системы среднего профессионального образования модель современной социокультурной среды системы предполагает наличие не менее четырёх основных обязательных блоков (кластеров):
1. Образовательно-развивающая среда: педагоги, обучающиеся, их совместная деятельность: организаторы управления и обслуживания образовательной среды, цели, содержание, принципы, методы, формы, средства, мотивация обучения и развития, семья их отношения и взаимодействия;
2. Воспитательная среда: педагоги, психологи, обучающиеся, семья, друзья, цели, задачи, содержание, принципы, методы, формы, средства воспитания;
3. Ресурсы государства, бизнеса, работодателей, социальных партнеров, социальные службы защиты и дополнительные ресурсы самой образовательной организации: образовательные и отраслевые центры, научные и культурные выставки, театры, музеи, экскурсии, производственные практики, учебно-производственные мастерские, ресу рсные центры;
4. Совокупность внешних и внутренних факторов (условия и возможности для реализации образовательной деятельности).
Каждый блок (кластер) социокультурной среды системы СПО имеет свою структуру компонентов (элементов), которые должны консолидироваться в образовательно-воспитательном процессе на всех этапах обучения.
На формирование социокультурной среды системы среднего профессионального образования влияют непосредственные системные взаимосвязи этих элементов: пространственные, социальные, личностные, учебно-предметные, профессиональные, образовательной среды, обучающегося и ближнего окружения (рис. 1):
Рис. 1. Системные взаимосвязи элементов социокультурной
среды в системе среднего профессионального образования
Процесс формирования социокультурной среды в системе среднего профессионального образования как средства создания учебной мотивации обучающихся состоит из ряда элементов: кадровый компонент, субъекты учения (обучающиеся), финансовое обеспечение, материально-технический компонент, нормативно-правовой компонент, научно-методологический компонент, информационно-коммуникативный компонент, духовная, культурная и оздоровительная среда, профессиональная (производственная) среда, психологический климат в образовательном процессе и окружающей среды организации, экология среды, защита образовательного пространства, принципы, мотивационный компонент, рефлексия всех участников образовательного процесса, средства оценки (предмет), полученных интегративных знаний, умений, навыков (компетенций) обучающихся [6, с. 46-49].
Воспитательная среда образовательной организации состоит из следующих структурных компонентов: субъекты межличностных отношений, цели, задачи, содержание, принципы, методы, средства, формы, технологии, мотивация.
Современные социально-экономические условия требуют от педагогического коллектива, руководителей групп, заместителя директора по воспитательной работе обновления содержания, методов и форм воспитательной деятельности в системе СПО. Привлекать и мотивировать участие в мероприятиях воспитательного характера: спортивных секциях и соревнованиях, театральных кружках, выставках, научно-практических конференциях, диспутах, научно-проектной студенческой деятельности, волонтерской деятельности, по благоустройству городской инфраструктуры, студенческом совете и других. Педагог должен быть не только транслятором некой культуры, а быть её участником, создавая вместе с обучающимися культурно значимую ситуацию, среду, в которой они живут, обучаются, развиваются и воспитываются.
Следующий блок (кластер) социокультурной среды в системе среднего профессионального образования составляют ресурсы государства (органы власти, научно-технические и практические центры, музеи, театры, выставки, кино, экскурсии), работодатели, социальные партнёры, органы социальной защиты.
ресурсы самой образовательной организации (учебно-производственные мастерские, ресурсные центры, производственные практики).
Государство принимает активное участие в осуществлении образовательной деятельности России: финансирует, делает заказ образованию и определяет их план на подготовку специалистов различных направлений (специальностей), организует и регулирует их деятельность, устанавливает образовательные стандарты и ведет контроль за их соблюдением. Другие социальные институты государства - музеи, выставки, научные, исторические, культурные и другие центры представляют собой факторы развития культуры и образования населения. В музеях, научно-исторических и культурных центрах аккумулируются выражение истории. культуры и традиций всех народностей и наций нашей страны. Каждый индивид, общество, удовлетворяя свои социальные потребности (духовные, эстетические), воспитывает в себе вкусы, ценности, отношение к деятельности и образованию. При общении с культурными ценностями происходит пополнение духовного и ценностного потенциалов, жизненного опыта, которые положительно влияют на поведение и деятельность человека [5, с.41-44].
Подготовка компетентностных специалистов в организациях среднего профессионального образования зависит от многих факторов, но определяющим является
то, насколько вовлечены сами обучающиеся в процесс познания и овладения профессиональными умениями и навыками, насколько глубоки и сильны мотивы, вызывающие желание активно действовать, преодолевать неизбежные затруднения при овладении профессиональным мастерством [7, с. 337-340]. Важно создать социокультурные условия возникновения интереса к учению и профессиональному обучению - как эмоционального переживания и удовлетворения познавательной потребности [8, с. 158-163; 9, с. 249-253].
Таким образом, социокультурная среда образовательных организаций среднего профессионального образования является особым идентифицирующим и социализирующим средством, позволяющим объединить субъекты образовательного процесса, сделать его эмоционально насыщенным и позитивно ценностным, обеспечить обучающимся равное развитие, саморазвитие, формирование профессиональных компетенций, ценностных оснований деятельности, полноценного осмыс-лсния роли образования в собственномжизненном опыте. Рассмотренные компоненты модели, на наш взгляд, позволяют не только глубже осмыслить теоретические и методические основы образования будущих выпускников колледжей, но и корректировать проводимый образовательный процесс с целью его совершенствования и повышения качества образования и подготовки выпускников.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
2. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №2(71). С. 205-210.
3. Гедулянова Н.С., Митяева A.M., Гедулянов М.Т. Развитие творческих способностей и качество подготовки выпускника вуза // Эко-потенциал. 2016. № 3(15). С.118-127.
4. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Экономическая подготовка обучающихся: теории и технологии // Образование и общество. 2016."Т. 3. № 98. С. 32-36.
5. ГедуляноваН. С., ГедуляновМ. Т. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованнымпрофессиямиспециальностям// Эко-потенциал. 2015. № 4(12). С.41-44.
6. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Качество образования - цель и результат инноваций // Эко-потенциал. 2015. № 3(11). С.46-49.
7. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Компетентностный подход в подготовке инженеров педагогов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 337-340.
8. ГедуляноваН.С., Гедулянов М.Т. Формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности будущего специалиста // Эко-потенциал. 2017. № 1(17). С.158-163.
9. Гедулянов М.Т. Готовность врача стоматолога к коммуникации для решения задач в профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №4(73). С. 249-253.
10. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.
References
1. Vygotsky L.S. Pedagogical psychology / ed. V.V. Davydov. Moscow: Pedagogika, 1991. 480 p.
2. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Tutorship as a condition for effective management of the Ministry of health in the field of dentistry//Scientific notes of Orel State University. Series 2016. Number2 (71). Pp. 205-210.
3. Gedulyanova N.S., Mitiaeva A.M., Gedulyanov M.T. Development of creative abilities and the quality of the graduates training // Eco-potential. 2016. Number 3 (15). 1'p. I IS-127.
4. Gedidvanova N.S., Gedulyanov M.T. Economic preparation of students: theory and technology // Education and Society. 2016. Number 3 (98). Pp. 32-36.
5. Gedidvanova N.S., Gedulyanov M. T. The key concepts of the training in demand occupations and professions // Eco-potential 2015. Number. 4 (12). Pp.41-44.
6. Gedulyanova N.S., Gedulvanov M.J. The quality of education - the purpose and the result of innovations // Eco-potential. 2015. Number 3 (ll"). Pp. 46-49.
7. Gedulyanova N.S., Gedulyanov ALT. The competence approach in the training of the engineers-teachers // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2013. Number 4. Pp. 337-340.
8. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M. T. The formation of professional competences in the preventive activities of a future specialist // Eco-potential. 2017. Number 1 (17). Pp. 158-163.
9. Gedulyanov ALT. Tne readiness of a dentist for communication for solving problems in professional activity // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2016. Number 4 (73). Pp. 249-253.
10. MudrikA. K Social Pedagogy: Textbook. For stud. Ped. Universities / ed. V.A. Slastenine. 3rd ed., Rev. And additional. Moscow: Publishing Center «Academy», 2000. 200 p.