Научная статья на тему 'Реализация технологии формирования социокультурном среды в системе среднего профессионального образования как средства создания учебной мотивации обущающихся'

Реализация технологии формирования социокультурном среды в системе среднего профессионального образования как средства создания учебной мотивации обущающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДА / СРЕДСТВА / МЕТОДЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МОТИВАЦИЯ / КРИТЕРИИ / TECHNOLOGY / EDUCATION / ENVIRONMENT / MEANS / METHODS / PURPOSES / FORMATION / STUDENTS / MOTIVATION / CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова М.В.

В статье рассматриваются актуальные вопросы современной политики в области среднего профессионального образования, в которых подчеркивается важность проведения коренных преобразований в области подготовки обучающихся этой системы. Проблема состоит в том, что обучающиеся среднего профессионального образования имеют низкую учебную мотивацию или демотивацию. В связи с этим перед средним профессиональным образованием стоит важная задача организовать эффективную социокультурную среду, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала обучающихся. В статье рассмотрена технология формирования социокультурной среды в системе среднего образования как средства создания учебной мотивации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF THE TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION AS A MEAN OF CREATINGSTUDENTS''EDUCATIONAL MOTIVATION

The article deals with topical issues of modern policy in the field of vocational education, which emphasizes the importance of fundamental change in the training of students of the system. The problem is the students of Secondary Professional Education have low academic motivation or demotivation. Secondary Vocational Education in Russia has been an increasingly important task to organize an effective social and cultural environment in the Vocational Education System, which would facilitate the disclosure of intrinsic and extrinsic motivation of students. The article discusses the technology offormation ofsocio-cultural environment in secondary education as a mean of creating learning motivation of students.

Текст научной работы на тему «Реализация технологии формирования социокультурном среды в системе среднего профессионального образования как средства создания учебной мотивации обущающихся»

УДК 377.061 МАКСИМОВА M.B.

аспирант, Московский архитектурно-строительный институт, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова», г. Москва E-mail: maksimoval956@уапdex.ru

UDC 377.061 MAKSIMOVA M.V.

post-graduate of the Moscow Institute of Architecture and Construction, the teacher of the State Budget Professional Educational Institution "The College of Modern Technologies named after the Hero of the Soviet

Union, M.F. Panov", Moscow E-mail: maksimoval 956@yandex.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЩАЮЩИХСЯ

THE REALIZATION OF THE TECHNOLOGY FOR THE FORMATION OF THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION AS A MEAN OF CREATINGSTUDENTS'EDUCATIONAL MOTIVATION

В статье рассматриваются актуальные вопросы современной политики в области среднего профессионального образования, в которых подчеркивается важность проведения коренных преобразований в области подготовки обучающихся этой системы. Проблема состоит в том, что обучающиеся среднего профессионального образования имеют низкую учебную мотивацию или демотивацию. В связи с этим перед средним профессиональным образованием стоит важная задача - организовать эффективную социокультурную среду, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала обучающихся. В статье рассмотрена технология формирования социокультурной среды в системе среднего образования как средства создания учебной мотивации обучающихся.

Ключевые слова: технология, образование, среда, средства, методы, формирование, обучающиеся, мотивация, критерии.

The article deals with topical issues of modern policy in the field of vocational education, which emphasizes the importance of fundamental change in the training of students of the system. The problem is the students of Secondary Professional Education have low academic motivation or demotivation. Secondary Vocational Education in Russia has been an increasingly important task to organize an effective social and cultural environment in the Vocational Education System, which would facilitate the disclosure of intrinsic and extrinsic motivation of students. The article discusses the technology of formation of socio-cultural environment in secondary education as a mean of creating learning motivation of students.

Keywords: technology. education, environment, means, methods, purposes, formation, students, motivation, criteria.

Произошедшие глобальные структурные и институциональные изменения в политической, экономической, социальной и культурной жизни нашей страны повлияли на изменения социокультурной среды российского общества. Эти интенсивные изменения потребовали инновационных преобразований в системе среднего профессионального образования (далее - СПО): в характере и содержании среднего профессионального образования, в предоставлении качества образовательных услуг, подготовке компетент-ностных специалистов для практического производства (индустрии), углубление и расширение их конкурентоспособности и мобильности, умеющих адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся приоритеты на рынке труда.

Современная политика в области среднего профессионального образования подчеркивает необходимость

проведения коренных преобразований в области подготовки обучающихся этой системы. «... В образовании нужно активно развивать творческое начало, обучающиеся должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их интересной и благополучной жизни» [1, с. 421-425].

Главной задачей учреждений среднего профессионального образования является повышение уровня профессиональной подготовки специалистов среднего звена, отвечающих потребностям общества и соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Проблема состоит в том, что обучающиеся учреждений среднего профессионального образования имеют

© Максимова М.В. © Maksimova М. V.

низкую учебную мотивацию или демотивацию [2, с. 138-139]. В связи с этим перед средним профессиональным образованием стоит важная задача - организовать эффективную социокультурную среду в системе среднего профессионального образования, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотиваци-онного потенциала обучающихся [3, с. 102-109].

Мотивация - это комплекс мотивов и факторов, влияющих на активность или пассивность по вс де н и я и н д и в и да. о п ре дс л я ю щ и \ его мотивацион-ную тенденцию (склонность, предрасположенность) к действиям, это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Перейдёт ли мотивационная тенденция к самому действию, зависит от многих обстоятельств, в том числе - от эмоционального состояния, намерений индивида, внешних влияний (воздействий), социокультурной среды, которые могут «запустить» целенаправленное поведение, либо воспрепятствовать ему» [4, с. 138-139]. Мотив - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к активности, деятельности (общению, поведению, учёбе) наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями и инстинктами [5, с.205-210]. Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысливание цели обеспечивают реальное выполнение действия [6, с. 118-127]. Таким образом, мотив - это повод, источник, внутренняя побудительная причина поведения человека.

Учебную мотивацию можно определить как внутреннее стремление и осознание обучающимся необходимости изучения предмета.

Проблема соотношения мотивации и мотивов поведения деятельности личности является одной из фундаментальных в педагогике и психологии, как отечественных (В.Г. Асеев. В.И. Вилюнас, А.Н. Ковалев. А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, B.C. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, А. Маслоу, X. Хекхаузен, К. Мадсен и др.).

Когда мы задаём вопрос - почему обучающийся поступает так или иначе?, зачем?, почему? и для чего? -необходимо искать «мотив», как фактор, который даёт ему возможность сформулировать решение о начале деятельности [7, с. 32-36].

Одним из таких факторов в образовательной деятельности учреждений является создание социокультурной среды в системе среднего профессионального образования, которая может вызывать побуждение, мотив будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Данное обстоятельство определяет необходимость разработки эффективной модели формирования социокультурной среды в системе среднего профессионального образования, обеспечивающей создание и достижение высокого уровня учебной мотивации и мотивированной подготовки компетентностных специалистов для современной экономики страны.

Для реализации этой задачи в системе среднего профессионального образования необходимо провести мо-

дернизацию содержания образования, оптимизацию технологий и способов организации образовательных процессов на основе познавательной активности и самостоятельности обучающихся, усиление практической ориентации будущих специалистов на основе компе-тентностного подхода [8, с. 41-44].

Социокультурная среда в системе среднего профессионального образования является сложной структурой материальных, общественных и духовных условий, в которых формируется, реализуется и живет обучающийся. Важной составляющей этой среды является то, что обучающийся активно в неё включается, если она для него интересна и благоприятна.

Технология реализации педагогического процесса и использования средств, методов, учет условий, способствующих продуктивному формированию социокультурной среды в системе среднего профессионального образования как средства создания учебной мотивации обучающихся опирается на широкую профориента-ционную и собственно профессиональную (учебную, воспитательную) работу [9, с.46-49]. В ней широко представлены наглядно-демонстрационные и вербальные педагогические средства, методы и формы работы, в том числе: специальные проспекты и афиши для поступающих в вуз абитуриентов; частные беседы, как с выпускниками общеобразовательных школ, так и с их родителями; сформированы базы данных, содержащие всю необходимую информацию о выпускнике-технике, проведение мероприятий и реализация различных форм и методов с абитуриентами, в ходе которых осваивается теоретический и практический материал на основе методов проблемного обучения, проблемной ситуации, дискуссии, убеждения.

С помощью технологий определяются стадии, технологические процессы, их последовательность формирования социокультурной среды в системе среднего профессионального образования как средства создания учебной мотивации обучающихся и смена их состояний [10, с. 337-340]. Существующая социокультурная среда не всегда эффективно влияет на положительный образовательный результат получения компетентностного специалиста в соответствии с требованиями рынка труда.

Современная педагогика в системе среднего профессионального образования показывает, что наиболее продуктивной и перспективной в образовательной деятельности является формирование практико-ориентированной социокультурной среды, способной: создать учебную мотивацию у обучающихся этой системы, подготовить квалифицированных, конкурентно способных специалистов, профессионально владеющих своей профессией, способных эффективно применить их в трудовой деятельности, способных и готовых к профессиональному росту.

В этой связи образовательные организации среднего профессионального образования развивают практикоориснтиро ванную деятельность научебных полигонах, в учебно-производственных мастерских, ресурсных центрах.

Опираясь на технологию, определим компоненты, средства и способы формирования социокультурной среды колледжа, которая приведет к достижению поставленной цели - сформированное™ социокультурной среды в системе среднего профессионального образования, которая позволит создать положительную учебную мотивацию обучающихся на всех этапах обучения: от абитуриента до выпускника колледжа (рис. 1).

Технологический процесс формирования социокультурной среды как средства создания учебной мотивации обучающихся включает 3 этапа становления и развития профессиональных компетенций обучающихся:

Рис. 1. Формирование социокультурной среды в системе среднего профессионального образования как средства создания учебной мотивации обучающихся.

- 1-й этап: подготовительный - проверка способностей, выбор абитуриентом будущей профессии и адаптация обучающегося к со ц по кул ьту р но й образовательной среде среднего профессионального образования на первом курсе обучения;

- 2-й этап: технологический - получение навыков профессионального мастерства на 2-м - 4-м курсах обучения в учреждениях среднего профессионального образованиясредствами социокультурной образовательной среды на основе практико-ориентированного обучения:

- 3-й этап: рефлексивно-оценочный. Оценка и анализ профессиональных качеств, полученных знаний, навыков, способностей, компетенций.а также оценивание образовательных достижений обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, участие конкурсе\¥огЫ8кШ5.

Профессиональная ориентация в системе среднего профессионального образования проводится на уровнях: базовом и внутреннем.

На подготовительном этапе проводится профори-ентационная работа с абитуриентами, а затем обучающимися колледжа 1-го курса с целью обоснованного выбора школьником профессии в соответствии со своими интересами, способностями и дальней мотивации на обучение и получение профессии.Выбор профессии подростком является одним из важных его жизненных выборов, на стадии которой он должен иметь представление: о привлекательности образовательной организации среднего профессионального образования, будущей профессии, профессиональной направленности обучающегося. Профориентационная работа в Колледже, как научно обоснованная система по подготовке подрастающего поколения, позволяет молодёжи самостоятельно и свободно выбрать профессию, учитывая индивиду-

альные личностные особенности и способности, так и удовлетворение потребностей общества в подготовке и распределении трудовых ресурсов.

На технологическом этапе рассматриваются практико-ориентированные компонентысреды: учебно-производственные мастерские, производственные практики (по профилю специальности и преддипломная); работа в ресурсном центре совместно с партнёрами колледжа, которые направлены на достижение высокого уровня у обучающихся второго - четвертого курсов учебной мотивации[ 11, с. 158-163].

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы от 29.12.2014 № 2765-р подчеркивается, что стратегические цели системы образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательных организаций с социальными партнёрами. Только в тесном сотрудничестве с работодателями учреждения среднего профессионального образования способны выполнить свою главную задачу - осуществлять подготовку компетентностных высококвалифицированных кадров среднего звена.

Производственные практики (по профилю специальности и преддипломная) направлены на освоение основных трудовых функций и на получение практического опыта в рамках профессиональных модулей по каждому виду профессиональной деятельности, предусмотренных образовательным стандартом.

На рефлексивно-оценочном этаперассматриваются критерииоценки и анализа качества сформированной учебной мотивации и компетенций выпускников, а также готовность их к будущей профессиональной деятельности [12, с. 249-253]. Средствами и методами контроля качества образования в учреждениях среднего профессионального образования являются текущие, тематические и итоговые формы контроля (контрольная работа, зачёт, защита реферата, итоговый экзамен по дисциплинам, защиты дипломного проекта), которые проводятся на разных этапах обучения и относятся к традиционным видам и формам их организации. К инновационным средствам оценки навыков профессионального мастерства у выпускников учреждений среднего профессионального образования относятся демонстрационные экзамены и Чемпионаты \£гогШБМ118 среднего профессионального образования проводимые в соответствии с международным стандартом. \¥огИ8кШ5 - (англ.) мировой уровень мастерства, искусства, творчества. Миссией У^огЫвкйк является поднятие престижа профессионалов, показать как важны профессиональные навыки мастерства для достижения личных профессиональных успехов, а также для экономического роста страны. Включение демонстрационного экзамена по стандартам \VorldSkills в форматеитоговой государственной аттестации в учреждениях среднего профессионального образования позволяет решать несколько задач: обеспечить процедуру независимой оценки качества подготовки выпускников по международным стандартам и содействие решению проблем на рынке труда

по обеспечению квалифицированными кадрами.

Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: <<... \¥огИ5кШ8 является одним из важнейших инструментов повышения престижа рабочих профессий, и мы относимся к этому с большим уважением и с большим вниманием». \УогИ8кШ5 объединяет производства, молодёжь, педагогов, чтобы научить их профессиональному мастерству по различным специальностям, чтобы показать выпускникам среднего профессионального образования, как стать лучшими в выбранной ими профессии.

\VorldSkills наглядно объясняет обучающимся системы среднего профессионального образования, их родителям, педагогам и работодателям, что будущее страны зависит от эффективной профессиональной образовательной системы, которая создает учебную мотивацию для будущих рабочих талантов.

Демонстрационные экзамены и чемпионаты «Молодые профессионалы» по стандартам \VorldSkills позволяют не только её участникам, но и будущим выпускникам среднего профессионального образования рефлексивно оценить свою образовательную деятельность, качество полученных компетенций, сделать самооценку, корректировку учебной мотивации и отношения к учёбе, оценку проблемных ситуаций, соотнесения своих умений и навыков с намеченными трудовыми планами\¥ог1с!8кШ5 станет двигателем модернизации среднего профессионального образования.

В целях выявления эффективности разработанной технологии формирования социокультурной среды в системе среднего профессионального образования как

средства достиженияучебной мотивации обучающихся был проведен педагогический эксперимент с обучаемыми 1-4 ку рсов колледжа. На основании полученных результатов опытно-экспериментальной работы выявлены наиболее значимые мотивыу обучающихся колледжа. Анализ полученных результатов (по пяти бальной шкале) показал, что наиболее значимыми мотивами учебной деятельности обучающихся колледжа являются (рис. 2):

1-е место - учусь, чтобы обеспечить своё благосостояние в будущем;

2-е место - учусь, чтобы расширить возможности своего трудоустройства;

3-е место - учусь, потому что хочу стать в будущем профессионалом своего дела;

4-е место - учусь, потому что хочу получить высшее образование;

5-е место - учусь, чтобы получать стипендию.

Первые три места говорят о наличии у обучающихся колледжа компетентностных и профессиональных мотивов. На четвертом месте познавательные мотивы, а на пятом - социальные (материальные).

Преобладание утилитарных мотивов у обучающихся объясняется прагматичностью социальных ожиданий большинства обучающихся колледжа: стремлением получить компетентностные навыки профессионального мастерства для удачного трудоустройства и утверждения на рынке труда. Обучающиеся имеющие познавательный мотив имеют возможность и намерение продолжить образование по программам бакалавриата в вузе.

Библиографический список

1. Бондарева O.A. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций бакалавра юриспруденции при реализации ФГОС ВПО // Известия Смоленского государственного университета. 2013. № 3(23). С.421-425.

2. Бондарева O.A. Материально-техническая база - одно из условий формирования профессиональных компетенций бакалавра юриспруденции//Вестник Академии. 2013. № 1. Ç, 138-139.

3. Бондарева O.A. Педагогическая модель процесса формирования профессиональных компетенций бакалавра юриспруденции в условиях реализации ФГОС // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. Т. 110. № 1. С.102-109.

4. Бондарева O.A. Нормативно-правовая база и меодическое обеспечение формирования профессиональных компетенций бакалавра в условиях реализации ФГОС // Вестник Академии. 2013. № 1. С.138-139.

5. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №2(71). С. 205-210.

6. Гедулянова Н. С., Митяева A.M., Гедупянов М.Т. Развитие творческих способностей и качество подготовки выпускника вуза //Эко-потенциал. 2016. № 3(15). С.118-127.

7. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Экономическая подготовка обучающихся: теории и технологии // Образование и общество. 2016."Т. 3. № 98. С. 32-36.

8. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям// Эко-потенциал. 2015. № 4(12). С.41-44.

9. Гедулянова U.C., Гедулянов М.Т. Качество образования - цель и результат инноваций // Эко-потенциал. 2015. № 3(11). С.46-49.

10. Гедулянова U.C., Гедулянов М.Т. Компетентностный подход в подготовке инженеров педагогов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 337-340.

11. Гедулянова U.C., ГедуляновМ. Т. Формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности будущего специалиста // Эко-потенциал. 2017. № 1(17). С.158-163.

12. Гедулянов М.Т. Готовность врача стоматолога к коммуникации для решения задач в профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №4(73). С. 249-253.

References

1. Bondareva O.A. Organizational and pedagogical conditions for the formation of the professional competencies of the bachelor of jurisprudence in the realization of the FSES HPE // Izvestiya Smolensk State University. 2013. No. 3 (23). Pp.421-425.

2. Bondareva O.A. The material and technical base is one of the conditions for the formation of the professional competencies of the bachelor of jurisprudence// Bulletin of the Academy. 2013. No. 1. Pp.138-139.

3. Bondareva O.A. Pedagogical model of the process of formation of professional competencies of the bachelor of jurisprudence in conditions of realization of the FSES HPE // Izvestiya Ural Federal University. Series 1: Hie problems of education, science and culture. 2013. Vol. 110. No. 1 Pp.102-109.

4. Bondareva O.A. Normative-legal base and methodical support of formation of professional competencies of the bachelor in conditions ofFSES HPErealization //Vestnik Academy. 2013. No. 1. Pp.138-139.

5. Gedulyanova N.S., Gedulyanov ALT. Tutorship as a condition for effective management of the Ministry of health in the field of dentistry//Scientific notes of Orel State University. Series- 2016. Number2 (71). Pp. 205-210.

6. Gedulyanova N.S., Mitiaeva A.M., Gedulyanov ALT. Development of creative abilities and the quality of the graduates training // Eco-potential. 2016. Number 3 (15). Pp.118-127.

7. Gedulyanova N.S., Gedulyanov ALT. Economic preparation of students: theory and technology // Education and Society. 2016. Number 3 (98). Pp. 32-36.

8. Gedulyanova N.S., Gedulyanov ALT. The key concepts of the training in demand occupations and professions//Eco-potential2015. Number. 4(12). 1'p. 11-44.

9. Gedulyanova N.S., Gedulyanov ALT. The quality of education - the purpose and the result of innovations // Eco-potential. 2015. Number 3 (11). Pp 46-49.

10. Gedulyanova N.S., Gedulyanov A L T. The competence approach in the training of the engineers teachers // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2013. Number 4. Pp. 337-340.

11. Gedulyanova N.S., Gedulyanov AL T. The formation of professional competences in the preventive activities of a future specialist //Eco-potential. 2017. Number 1(17). Pp. 158-163.

12. Gedulyanov A L T. The readiness of a dentist for communication for solving problems in professional activity // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2016. Number 4 (73). P. 249-253.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.