Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования правовой компетентности курсантов ведомственных вузов в условиях реализации ФГОС'

Моделирование процесса формирования правовой компетентности курсантов ведомственных вузов в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / MODELING / LEGAL COMPETENCE / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE CADETS FROM DEPARTMENTAL UNIVERSITIES / VOCATIONAL TRAINING / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева О. А.

В статье проводится анализ моделирования процесса формирования правовой компетентности курсантов ведомственных вузов и эффективное решение образовательных задач в условиях ФГОС. Рассмотрена специфика получения образования в образовательных организациях высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний, характеризуется образовательная среда образовательной организации высшего образования ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондарева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODELING OF THE PROCESS OF THE FORMING OF THE CADETS'' LEGAL COMPETENCE OF THE DEPARTMENTAL UNIVERSITIES IN THE CONTEXT OF THE REALIZATION OF FSES

The article analyzes the modeling of the process of forming the legal competence of cadets from departmental universities. The effective solution of educational problems in conditions of FGOS with cadets, the specificity of education in the educational organizations of higher education of the Federal Service for the Execution of Punishments is considered; the educational environment of the higher education of the educational organization of the FSIN of Russia is presented.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования правовой компетентности курсантов ведомственных вузов в условиях реализации ФГОС»

УДК 378.14.032 БОНДАРЕВА O.A.

Федеральная служба исполнения наказаний,

г. Москва, Россия

E-mail: [email protected]

UDK 378.14.032 BONDAREVA O.A.

Federal Service for the Execution of Punishments, Moscow,

Russia

E-mail: [email protected]

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

THE MODELING OF THE PROCESS OF THE FORMING OF THE CADETS' LEGAL COMPETENCE OF THE DEPARTMENTAL UNIVERSITIES IN THE CONTEXT OF THE REALIZATION OF FSES

В статье проводится анализ моделирования процесса формирования правовой компетентности курсантов ведомственных вузов и эффективное решение образовательных задач в условиях ФГОС. Рассмотрена специфика получения образования в образовательных организациях высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний, характеризуется образовательная среда образовательной организации высшего образования ФСИН России.

Ключевые слова: моделирование, правовая компетентность, компетенции, профессиональная компетентность курсантов ведомственных вузов, компетентностный подход.

The article analyzes the modeling of the process of forming the legal competence of cadets from departmental universities. The effective solution of educational problems in conditions of FGOS with cadets, the specificity of education in the educational organizations of higher education ofthe Federal Servicefor the Execution of Punishments is considered; the educational environment of the higher education of the educational organization of the FSIN of Russia is presented.

Keywords: modeling, legal competence, competence, professional competence of the cadets from departmental universities, vocational training, (¡competence approach.

Прежде чем описать модель формирования правовой компетентности курсантов ведомственных вузов в условиях реализации ФГОС, целесообразно несколько подробнее остановиться на основных положениях компетентностного и личностно-ориентированного подходов.

Компетентный подход в организации правового образования отражается в решении первоочередной государственной проблемы создания правового и гражданского общества через общедоступное и качественное образование [1, с. 421-425]. В этой связи проблема повышения уровня и качества правовой подготовки специалистов с высшим образованием приобретает особую актуальность. Конечный результат формирования компетентного специалиста в области права определяется у ровнем развития правовой культуры личности и в конечном итоге самого общества. Таким образом, преодоление разрыва между знанием норм и их игнорированием в современных условиях составляет важнейшую социальную задачу российского общества, реализуемую через образовательный процесс [2, с. 138-139].

Современные социально-экономические условия, развитие конкуренции на рынке труда предъявляют повышенные требования к профессиональному уровню выпускаемых специалистов. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании студентов юридических вузов позволяет

по-новому взглянуть на проблему качества подготовки специалистов. Складывается определенная система взаимодействия образовательного учреждения с институтами рынка труда, органами власти, общественными организациями которое основано на реализации всех его сторон.

Профессиональная деятельность будущего специалиста включает знание законов, нормативно-правовых актов, умение толковать и применять их в практической деятельности [3, с. 102-109]. Эта потребность современного российского общества находит отражение в ком-петентностной модели образования. Сформированная компетентность базируется на способности свободной ориентации в нетипичных ситуациях, креативно их разрешать, быть открытым к новациям и дальнейшему самообразованию. Все эти качества чрезвычайно актуальны для профессии юриста, предполагающей высокое развитие интеллектуальной сферы, на основе которого формируется умение многогранного видения возникающей проблемы и творческого ее решения [4, с. 138-139].

Современная система подготовки будущих специалистов наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом, несет в себе противоречия и недостатки, которые не позволяют обеспечивать ее соответствие задачам современного общества. В связи с этим актуализируется вопрос о критериях и уровнях сформированное™ правовой ком-

© Бондарева O.A. © Bondareva O.A.

петентности курсантов ведомственных вузов, которые будут формироваться у них на основе обновленного содержания образования и в процессе их деятельности в обществе [5, с. 46-51].

Разрабатываемый в настоящее время компетентностно-деятельностный подход предполагает заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетенций, которые будут формироваться у будущих специалистов на основе обновленного содержания образования и в процессе их деятельности [6, с. 140-425]. Современные тенденции модернизации образования диктуют настоятельную необходимость в определении условий эффективности формирования правовой компетентности курсантов ведомственных вузов.

Появляется необходимость изменения подходов к подготовке буду щих специалистов, направленных на создание специальных условий для их профессионального самоопределения и самореализации в обществе [7, Орел. 2013; 8 Орел, 2013].

Компетенция по сравнению с понятиями «знания, умения, навыки» рассматривается как более сложная социально-дидактическая личностная структура. Она выражается в мобилизации личностью полученных знаний, опыта, поведенческих отношений в конкретной ситуации для решения разнообразных сложных реальных профессиональных задач.

Юрист - лицо, обладающее профессиональными (фундаментальными и специализированными) правовыми знаниями и умением применять их в практической деятельности (С.А. Алексеев, 1976). Фундаментальные - это глубокие знания, свидетельствующие о понимании внутренних закономерностей, особенностей, роли права в жизни общества, складывающиеся из знания основополагающих юридических понятий, которые охватывают и право в целом, и его основные отрасли. Специальные юридические знания - это конкретность, детализированность, что предполагает достаточно полное овладение самим правом, техникой юриспруденции, причем такое овладение, которое в необходимой мере отвечает практическим потребностям на том или ином участке юридической деятельности (следственной, прокурорской и т.д.).

Под «правовой компетентностью» курсантов ведомственных вузов, следует понимать интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им правовыми знаниями, навыками, умениями профессиональной деятельности, на основе сформированных способностей к саморазвитию, творчеству, оперативной адаптации в быстро меняющейся обстановке, а также решению задач, выходящих за пределы основного вида профессиональной деятельности [9, с. 379-383].

Следует подчеркнуть, что в компетентности отражается индивидуальный почерк специалиста, её нельзя проверить формализованными испытаниями, традиционно используемыми контрольными срезами, тестовыми работами, путем экзаменов и зачетов, потому что

опыт проверяется только опытом. В отличие от традиционного образования, носящего поддерживающий, адаптационный характер, компетентностное обучение, направленное на профессиональное развитие будущего специалиста, является более фундаментальным, носит деятельностный характер [10, с. 2015-210]. Таким образом, студент, будущий специалист, создает компетентность, как продукт своего творчества, саморазвития и самореализации, а не получает её в готовом виде. Задача преподавателя вуза создать необходимые условия для её становления и развития.

В настоящий момент существует ряд противоречий между требованиями, который предъявляет институт рынка труда к правовой компетентности выпускников ведомственных вузов и их подготовкой в стенах учебного заведения.

Одним из важнейших направлений развития современной системы образования является ориентация образования на всестороннее проявление общественно важного творческого отношения каждой личности к будущей профессиональной деятельности [11, с. 118-127]. А для развития творческого отношения к будущей профессиональной деятельности необходима гибкая методология учебного процесса, базирующего на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники, технологии и правоведения.

Специфическая особенность профессиональной деятельности будущего специалиста заключается в том, что она сознательна и целенаправленна [12, с. 32-36]. В ней и через нее человек реализует свои цели, объектирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности.

Значение профессиональной деятельности заключается, прежде всего, в том, что в ней и через нее устанавливается связь между человеком и миром. Через профессиональную деятельность человек реализует и утверждает себя как личность: в своем отношении к другим людям, на которых он в своей профессиональной деятельности воздействует и с которыми он через нее вступает в контакт [13, с. 41-44]. В профессиональной деятельности все свойства личности только проявляются, но не формируются. В ходе обучения компетенции формируются благодаря изучению различных дисциплин, прохождению практик, участию в коллоквиумах и студенческих научных конференциях, работе в коллективных студенческих научно-исследовательских и творческих проектах, в ходе самостоятельной работы студента, при индивидуальной работе студента с преподавателями и научным руководителем выпускной квалификационной работы, прочих видов образовательной деятельности [14, с. 46-49]. Следует подчеркнуть, что формирование компетенций редко бывает связано лишь с освоением теоретических курсов, преподносимых студенту в лекционной (аудиторной) форме. Как правило, компетенции вырабатываются благодаря сочетанию различных форм и технологий обучения - когда услышанное на лекции анализируется на семинарских

занятиях, проверяется в процессе текущего контроля успеваемости, отрабатывается на практике и т.п. - и могут быть оценены в полной мере лишь после завершения всех видов учебной работы.

Следующим подходом, основные положения которого будут использованы при обосновании и раскрытии модели технологии формирования дисциплинированности. является личностно-ориетированный подход к профессиональной подготовке специалистов. Среди ведущих ученых-педагогов, участвовавших в разработке личностно-ориентированной модели образования, можно выделить A.A. Барабанщикова, И.В. Биочинского,

B.В. Давыдова, В.П. Давыдова. В.П. Зинченко, O.A. Козлова, Н.Ф. Маслову, В.Г. Михайловского,

C.В.Панюкову, A.B. Петровского, М.С. Чванову и др.

Сущность личностно-ориентированного подхода заключается в развитии приоритетов общечеловеческих, духовных и нравственных ценностей, подчинение всей образовательной системы задачам формирования всесторонне развитой личности [15, с. 337-340]. В его рамках выделяются четыре основных субъекта, на которые теперь направлены цели профессионального образования - личность, общество, производство (понимается в самом широком смысле) и сама сфера образования. Соответственно этому предлагаются следующие идеи совершенствования профессионального образования:

1. Гуманизация как коренной поворот от технократической цели - обеспечения производства кадрами, их приспособления к нуждам производства, к гуманистической цели - профессионального становления и всестороннего развития личности.

2. Демократизация как переход от жесткой централизации и повсеместно единообразной системы организации образовательного процесса к созданию условий и возможностей для каждого учебного заведения, каждого преподавателя и обучающегося наиболее полно раскрыть свои способности.

3. Опережающее профессиональное образование: уровень образования личности должен опережать уровень развития производства, техники и технологии.

4. Развитие непрерывного образования (его рефлексия): самообразование становится «потребителем» предыдущего этапа образования.

Названные идеи в образовательном процессе реализуются через следующие принципы: гуманитаризация образования как формирование культуры мышления, творческих способностей обучающихся на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия; фундаментализация образования как возможность обеспечить будущих специалистов системой базовых знаний, которые могут быть востребованы на протяжении всего их жизненного пути, и деятельностная направленность образования.

Обобщая сказанное, сформулируем основную задачу, решаемую в настоящее время любым вузом страны. Она заключается в профессиональной подготовке специалиста готового к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, и чем богаче будет его внутренний

мир. тем ярче он проявится в профессиональной деятельности. Таковы основные положения личностно-ориентированного подхода.

Возникает вопрос: как добиться того, чтобы у студента выработалось творческое отношение к профессиональной деятельности? Этого нельзя добиться в результате простого требования. Чтобы выработать у студента творческое отношение, необходимо создать рядусловий [16, с. 158-163]. И, прежде всего это любовь и интерес к своему делу, к своей профессии; если это важнейшее качество отсутствует, то напрасно мы будем ожидать от него проявления творческого отношения, новаторства. Но этого недостаточно. Для того чтобы творческое отношение стало возможным, необходимо постоянное повышение образовательного и профессионального уровня. Только при этих условиях возможна и подлинная любовь к своей профессиональной деятельности, и подлинный, сознательный интерес. Творческое отношение к своей профессиональной деятельности возможно только при том условии, если студент в совершенствовании овладеет навыками [17, с. 249-253]. Отсюда следует, что когда студент находится в учебном процессе, то он уже создает одно из условий для творческого отношения к профессиональной деятельности.

Высший уровень развития студента - это творческое отношение студента к обучению. Это стремление студента проникнуть в сущность изучаемых вещей, явлений, стремление к применению новых приемов преодоление затруднений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебных заданий. Оно характеризует более высолю степень развития личности. Творческое отношение - это сложное отношение человека к действительности, комплекс его свойств, где в единстве выступают интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы. Его характеризует умение самому выявить новые задачи, способы их решения, умение применять знания, навыки в новой ситуации.

Перед высшей школой сегодня стоят новые задачи, решение которых связано принципиальным переосмыслением всех традиционных средств воздействия на личность студента в воспитательно-образовательном процессе вуза, в котором субъективная позиция будущего специалиста составляет основу развития его творческого отношения.

Проведенные теоретические исследования содержания, структуры профессиональной подготовки курсантов ведомственных вузов в инновационном образовательном пространстве вуза позволили разработать модель, которая представляет собой систему связанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы осуществляется в инновационном образовательном пространстве вуза; предусматривает реализацию компетентностного, личностно-ориентированного подхода, обеспечиваемого объединением теоретического и практического обучения; является сквозной, проходящей в течение всего периода обучения: позволяет определить готовность

будущих специалистов к профессионально-правовой деятельности.

Модель подготовки курсантов в инновационном образовательном пространстве ведомственного вуза состоит из целевого, содержательно-процессуального и результативно-оценочного блоков.

Целевой блок определяет цель и задачи модели профессиональной подготовки будущих специалистов, конкретизирует назначение основных компонентов модели.

Содержательно-процессуальный блок представлен сущностью и особенностями процесса формирования правовой компетентности курсантов ведомственных вузов; выражается в систематизации знаний, в развитии профессионально важных качеств личности, профессионально-значимых компетенций, в формировании положительной мотивации к будущей деятельности; предусматривает применение инновационных методов и форм, реализуется в условиях реализации ФГОС. в ходе практик.

Результативно-оценочный блок модели включает систему контроля, оценки уровня сформированности готовности будущих специалистов к правовой и профессиональной деятельности; связан с контролем хода педагогического процесса и оценкой его результатов; предполагает определение соответствующих критериев. показателей и уровней

В ходе теоретического этапа изучения процесса-формирования правовой компетентности курсантов

ведомственных вузов в условиях реализации ФГОС выявили, что данный процесс представляет собой синтез взаимосвязанных структурных компонентов; научно-теоретического, морально-психологического и опытно-практического.

Рассмотренные компоненты профессиональной подготовки курсантов ведомственных вузов позволили выделить критерии и показатели готовности к компетентной профессиональной деятельности: когнитивный - наличие психолого-педагогических, методических, правовых, технологических знаний; мотивационно-ценностный -с формирова нно сть потребно стно -мотивационных, личностно-профессиональных качеств; поведенческо-волевой - наличие позиционно-поведенческих, коммуникативных, деловых качеств и умений; деятель-ностный - наличие проектировочных, организаторских, процессуальных, управленческих умений. При выборе критериев учитывались следующие условия: объективности, адекватности, валидности, комплексности и интегративности.

Результаты освоения образовательной программы по представленной модели подготовки курсантов ведомственных вузо во преде ляются приобретаемыми выпускниками компетенциями и компетентностью, то есть способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессионально-правовой деятельности.

Библиографический список

1. Бондарева O.A. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций бакалавра юриспруденции при реализации ФГОС ВПО //Известия Смоленского государственного университета. 2013. № 3(23). С.421-425.

2. Бондарева O.A. Материально-техническая база - одно из условий формирования профессиональных компетенций бакалавра юриспруденции // Вестник Академии. 2013. № 1. С.138-139.

3. Бондарева O.A. Педагогическая модель процесса формирования профессиональных компетенций бакалавра юриспруденции в условиях реализации ФГОС // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. Т. 110. № 1. С.102-109.

4. Бондарева O.A. Нормативно-правовая база и методическое обеспечение формирования профессиональных компетенций бакалавра в условиях реализации ФГОС // Вестник Академии. 2013. № 1. С.138-139.

5. Бондарева O.A. Технология формирования профессиональных компетенций, связанных с реализацией педагогической деятельности бакалавра юриспруденции в вузе // Бондарева O.A. В сборнике: Актуальные проблемы экономического развития сборник докладов международной заочной научно-практической конференции, посвященной 20-летию института экономики и менеджмента. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2013. С. 46-51.

6. Бондарева O.A. Проверка эффективности применения педагогической модели формирования профессиональных компетенций в педагогической деятельности бакалавров юриспруденции в вузе // Бондарева O.A.B сборнике: Вуз искусств и культуры в едином образовательном пространстве материалы международной научно-практической конференции, гл. ред. H.A. Паршшсов; науч. ред. и сост. И.А. Ивашова; ред. колл.: A.C. Деденева, И.И. Банникова, Т.Д. Крылова, Э.А. Финогеева. 2013. с. 140-143.

7. Бондарева O.A. Формирование профессиональных компетенций в педагогической деятельности у будущих бакалавров юриспруденции//Бондарева O.A. диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08/Орловский государственный университет. Орел, 2013.

8. Бондарева O.A. Формирование профессиональных компетенций в педагогической деятельности у будущих бакалавров юриспруденции // Бондарева O.A. автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Орловский государственный университет. Орел, 2013.

9. Бондарева O.A. Образовательная и просветительская деятельность в образовательных организациях, реализующих программы основного общего образования, в условиях сетевого взаимодействия с учреждениями культуры // Бондарева O.A. В сборнике: Инновации в отраслях народного хозяйства, как факгор решения социально-экономических проблем современности сборник докладов и материалов V международной научно-практической конференции, институт непрерывного образования.

2015. С. 379-383.

10. Гедулянова Н. С., Гедулянов М. Т. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки.

2016. №2(71). С. 205-210.

11. Гедулянова H. С., Митяева A.M., ГедуляновМ. Т. Развитие творческих способностей и качество подготовки выпускника вуза //Эко-потенциал. 2016. № 3(15). С.118-127."

12. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Экономическая подготовка обучающихся: теории и технологии // Образование и общество. 2016. Т.З. № 98. С. 32-36.

13. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям // Эко-потенциал. 2015. № 4(12). С.41-44.

14. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Качество образования - цель и результат инноваций // Эко-потенциал. 2015. № 3(11). С.46-49.

15. Гедулянова Н.С., Гедупянов М.Т. Компетентностный подход в подготовке инженеров педагогов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 337-340.

16. ГедуляноваН.С., Гедулянов М.Т. Формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности будущего специалиста // Эко-потенциал. 2017. № 1(17). С.158-163.

17. Гедулянов М.Т. Готовность врача стоматолога к коммуникации для решения задач в профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4(73). С. 249-253.

References

1. Bondareva O.A. Organizational and pedagogical conditions for the formation of the professional competencies of the bachelor of jurisprudence in the realization of the FSES HPE // Izvestiya Smolensk State University. 2013. No. 3 (23). Pp.421-425.

2. Bondareva O.A. The material and technical base is one of the conditions for the formation of the professional competencies of the bachelor of jurisprudence// Bulletin of the Academy. 2013. No. 1. Pp.138-139.

3. Bondareva O.A. Pedagogical model of the process of formation of professional competencies of the bachelor of jurisprudence in conditions of realization of the FGOS HPE // Izvestiya Ural Federal University. Series 1: The problems of education, science and culture. 2013. Vol. 110. No. t Pp.102-109.

4. Bondareva O.A. Normative-legal base and methodical support of formation of professional competencies of the bachelor in conditions ofFSES I Il'l realization // Vestnik Academy. 2013. No. 1. Pp.138-139.

5. Bondareva O.A. The technology of forming professional competencies related to the implementation of the pedagogical activity of the bachelor of jurisprudence in the university // Bondareva O.A. In the collection: Actual problems of economic development, a collection of reports of an international correspondence scientific-practical conference dedicated to the 20th anniversary of the Institute of Economics and Management. Belgorod State Technological University. V.G. Shukhova. 2013. Pp. 46-51.

6. Bondareva O.A. Checking the effectiveness of the application of the pedagogical model of the formation of professional competences in the pedagogical activity of bachelors of jurisprudence in the university // Bondareva O.A. In the collection: The University of Arts and Culture in a single educational space materials of an international scientific and practical conference. 2013. Pp. 140-143.

7. Bondareva O.A. Formation of professional competences in pedagogical activity at future bachelors of jurisprudence // Bondareva O.A. The dissertation ... The candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Orel State University. Orel, 2013.

8. Bondareva O.A. Formation of professional competences in pedagogical activity at future bachelors of jurisprudence // Bondareva O.A. Abstract of the dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Orel State University. Orel, 2013.

9. Bondareva O.A. Educational and educational activities in educational organizations implementing basic general education programs, in conditions of network interaction with cultural institutions // Bondareva O.A. In the collection: Innovations in the sectors of the national economy, as a factor in solving social and economic problems of our time, a collection of reports and materials of the V International Scientific and Practical Conference. Institute of continuous education. 2015. Pp. 379-383.

10. Gedulyanova N.S., Gedulvanov M.T. Tutorship as a condition for effective management of the Ministry of health in the field of dentistry // Scientific notes of Orel State University. Series 2016. No 2 (71). Pp. 205-210.

11. Gedulyanova N.S., Mitiaeva A.M., Gedulvanov M. T. Development of creative abilities and the quality of the graduates training // Eco-potential. 2016. Number 3 (15). 1'p. I IS-127.

12. Gedulyanova N.S., Gedulvanov M.T. Economic preparation of students: theory and technology // Education and Society. 2016. Number 3 (98)."Pp. 32-36.

13. Gedulyanova N.S., Gedulvanov M.T. The key concepts of the training in demand occupations and professions // Eco-potential 2015. Number. 4(12). Pp.41-44.

14. Gedulyanova N.S., Gedulvanov M.T. The quality of education - the purpose and the result of innovations //Eco-potential. 2015. Number 3 (11). Pp. 46-49.

15. Gedulyanova N.S., Gedulvanov M. T. The competence approach in the training of the engineers teachers // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2013. Number 4. Pp. 337-340.

16. Gedulyanova N.S., Gedulvanov M.T. The formation of professional competences in the preventive activities of a future specialist //Eco-potential". 2017. Number 1(17). Pp. 158-163.

17. Gedulvanov M. T. The readiness of a dentist for communication for solving problems in professional activity // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2016. Number 4 (73). Pp. 249-253.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.