Н.С. Мурадова, директор НИИ содержания и методов организации НИР и ИД студентов Орловского государственного университета.
СЕМИНАРЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Одной из главных задач развития познавательной активности учащихся в процессе образования является организация научно-исследовательской и инновационной деятельности. В нашей статье предлагаем рассмотреть серию семинаров для учителей и заместителей директоров школ по организации следующих семинаров: "Формы и методы обучения", "Организация исследовательской деятельности учащихся в школе”, "Проектная деятельность в школе”, "Организация ученического научного общества", "Внеурочная образовательная деятельность учащихся".
Одной из главных задач развития познавательной активности учащихся в процессе образования является организация научно-исследовательской и инновационной деятельности. Перед тем как приступить к ее практической реализации, руководителям школ необходимо ответить на следующие вопросы:
■ как определить, какие ученики и учителя способны и готовы заниматься таким видом деятельности?
■ каково содержание этой деятельности?
■ как оформить полученные по итогам исследования результаты, подготовить исследовательскую работу?
Для ответа на эти и другие вопросы целесоо-
бразно провести серию семинаров для учителей и заместителей директоров школ по организации научно-исследовательской деятельности среди учащихся. При подготовке и проведении семинаров можно использовать следующую схему:
1) теоретическое освещение той или иной педагогической проблемы;
2) возможности решения данной проблемы в педагогической практике;
3) собственный опыт школы, методических объединений и отдельных учителей в решении данной проблемы;
4) обмен мнениями.
Ниже предлагаются некоторые материалы для проведения семинаров.
© Н.С. Мурадова, 2008
1-й семинар "Формы и методы обучения" (вводный семинар) Таблица 1. Общая характеристика методов обучения.
Метод обучения Начальные учебные условия Промежуточные результаты Пути достижения промежуточного результата Конечный результат Формы обучения
Объяснитель-но-иллюстра-тивный (репродуктивный) Выделяются учителем, известны ученику Известны ученику Известны ученику Ученику необходимо запомнить Традиционные: рассказ, беседа, лекция, семинар, семинар-практикум, практикум, практическая работа, лабораторная работа, экскурсия, самостоятельная работа
Программи- рованное обучение Выделяются учителем, известны ученику Не известны ученику Известны ученику Ученику необходимо получить Традиционные +алгоритмиче- ские
Эвристичес- кий Выделяются учителем, известны ученику Известны ученику Не известны ученику Ученику необходимо получить Традиционные + реферативная работа, проектная деятельность
Проблемное обучение Выделяются учителем, известны ученику Не известны ученику Не известны ученику Ученику необходимо получить Традиционные + проектная деятельность, "мозговой штурм"
Модельное обучение Не выделяются учителем, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи Ученик получает самостоятельно Определяются самим учеником Определяется самим учеником Традиционные + конференции, деловые игры: урок-суд, урок-аукцион и т.п.
2. Матрица разнообразия форм и методов обучения
Таблица 2 отражает пример взаимосвязи форм и методов обучения отдельно взятого учителя.
Возможно, одним из показателей мастерства учителя является то, сколько клеток этой матрицы он сможет заполнить. Закрасив те или иные клетки, учитель увидит, что у него получается хорошо, а над чем следует поработать. Такая матрица может лежать в основе индивидуальной программы самообразования учителя, явиться отправным
пунктом в целенаправленном поиске профессионально значимой информации.
Чем больше педагог заполнил клеток, тем более разнообразна его деятельность по управлению учебно-познавательными процессами учащихся. При этом учитель может добавить в клетки один из трех значков:
+ - знаю, умею, готов показать и помочь другим учителям;
д - владею, но полной уверенности нет;
О - не владею, но хотел бы познакомиться и научиться применять.
Таблица 2. Матрица разнообразия форм и методов обучения, применяемых учителем
Метод Объяснительно- иллюстративный Программированное обучение Эвристический Проблемное обучение Модельное обучение
Рассказ + д О
Беседа + + О
Лекция + О О О
Семинар + О +
Семинар- практикум О
Практикум О + +
Практическая работа + О
Лабораторная работа + + О
Экскурсия д Д д
Самостоятельная работа + д д д О
Данными этой матрицы может воспользоваться заместитель директора школы для того, чтобы представить себе, что могут педагоги. При-
мер сводной матрицы предлагается ниже (табл.
3). Цифрами обозначено количество учителей, указавших данную ячейку.
Таблица 3. Матрица разнообразия форм и методов обучения, применяемых учителями школы
Метод Объяснительно- иллюстративный Программированное обучение Эвристический Проблемное обучение Модельное обучение
Рассказ 32 17
Беседа 32 32
Лекция 30 3
Семинар 28 1
Семинар- практикум 1
Практикум 7 4
Практическая работа 26 3
Лабораторная работа 20 17 2 1
Экскурсия 29 17 19
Самостоятельная работа 32 29 17 18 1
2-й семинар "Организация исследовательской деятельности учащихся в школе" Исследовательская деятельность в школе (общедидактические подходы) Таблица 4. Сравнение традиционного и исследовательского подходов к обучению
Традиционное обучение Исследовательское обучение
1. Учитель излагает основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отраженные в изучаемой теме 1. Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя
2. Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем 2. При изучении предметов надо создавать такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах
3. Предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению 3. Знакомство с представлениями должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов
4. Учебное познание строится на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения 4. Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым материалом
5. Основная цель лабораторных работ - формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов 5. Материалы лабораторных работ побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе
6. Изучение материала в ходе лабораторных работ следует установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изученных в классе понятий и представлений 6. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке
7. Лабораторные опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми учащимися, которые четко придерживаются инструкций к лабораторной работе 7. В лабораторных опытах учащимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты
8. В ходе лабораторной работы ученики используют указания о том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать, чтобы получить искомый правильный результат 8. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе исследования
9. Сущность знаний следует иллюстрировать материалом об их применении 9. Для изучения правила (закона) учащихся следует познакомить с примерами, из которых это правило (закон) можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем
10. Для настоящего понимания изучаемого содержания ученикам следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера 10. Учащиеся подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме
Уровни исследовательского обучения
Уровень Деятельность учителя Деятельность учащегося (группы)
1-й (наиболее легкий) Ставит проблему и намечает метод ее решения Самостоятельный поиск и обнаружение путей решения проблемы
2-й (средней сложности) Только ставит проблему Самостоятельный поиск метода и путей решения проблемы
3-й(наиболее сложный) Не вмешивается в процесс, наблюдает за ходом исследования, консультирует Самостоятельная постановка проблемы, поиск метода и путей ее решения
Требования к организации исследовательской деятельности в школе
1. Общие требования к исследовательской деятельности
1. Необходимо, чтобы у учащегося возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности.
2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире.
3. Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания.
2. Требования к процессу исследования
1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.
3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.
4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
3. Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению
Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:
1. Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
2. Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учени-
ков,избегать директивных приемов.
3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
5. Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
6. Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп, обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
7. Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.
8. Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.
Критерии выбора учебных проблем
1. Проблема соответствует познавательным потребностям ученика или группы учащихся.
2. Ученики принимают участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения.
3. Наличие необходимых ресурсов для решения проблемы.
4. Выбранная проблема допускает выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения.
5. Учет предшествующей подготовки и опыта школьников.
6. Выбранная проблема является достаточно обычной и повторяющейся, чтобы оправдать усилия группы учащихся.
7. Учебная проблема должна быть достаточно серьезной и значимой, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса.
8. Проблема отвечает возрастным особенностям учащихся и может быть ими решена (этот критерий особенно важен при формулировке проблемы и отборе материалов для ее решения).
Как правило, проблемы, которые школьники
считают настоящими, обычно выходят за рамки зации исследовательской деятельности может
одного предмета. К решению реальной проблемной задачи часто привлекаются умения, понятия и знание явлений, относящихся к целому ряду учебных дисциплин. Таким образом, при органи-
3-й семинар "Проектная
1. Виды проектов. Этапы работы над проектом
Проект-замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа [Словарь иностранных слов].
Виды проектов в школе
Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины),
потребоваться пересмотр расписания (в большей степени это относится к использованию исследовательского подхода в обучении на третьей ступени школы).
деятельность в школе"
вполне укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
Таблица 5. Последовательность работы над проектом
Стадия работы Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя
над проектом
1. Подготовка Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников
2. Планирование А) Определение источников необходимой информации. Б) Определение способов сбора и анализа информации. В) Определение способа представления результатов (формы проекта). Г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. Д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся
3. Исследование 1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.). 2. Выявление ("мозговой штурм") и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3. Выбор оптимального варианта хода проекта. 4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта Поэтапно выполняют задачи проекта Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
4. Выводы Анализ информации. Формулирование выводов Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, проекта
2. Оценивание проекта
1 способ. Перед защитой проекта на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и од-
ноклассниками, а затем и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых в данной позиции (табл. 6).
Таблица 6. Индивидуальная карта учащегося, защищающего проект
Этапы Критерии оценки Самооценка Педагог Коллеги по команде (классу)
Защита Представление (из 15 баллов)
Ответы на вопросы (из 15 баллов)
Процесс проекти- рования Интеллектуальная активность (из 10 баллов)
Творчество (из 10 баллов)
Практическая деятельность (из 10 баллов)
Умение работать в команде (из 10 баллов)
Итог Достигнутый результат (из 15 баллов)
Оформление (из 15 баллов)
Суммирование в этом случае выглядит следующим образом: 85 - 100 баллов - "отлично"; 70 - 85 баллов -"хорошо"; 50 - 70 баллов - "удовлетворительно"; менее 50 баллов - "неудовлетворительно".
Для избежания "двойки" за проект в ходе проектирования необходимо проводить консультации, дискуссии, насыщать учебную деятельность
элементами самостоятельного познания и получения информации.
2 способ. Для оценивания индивидуальной работы над проектом более удобна рейтинговая оценка (табл. 7). Подобная анкета заполняется в ходе защиты самим проектантом, его одноклассниками и учителем.
Таблица 7. Рейтинговая оценка проекта
Оценка этапов Критерии оценки Баллы
Оценка работы Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы 5, 10, 20
Объем разработок и количество предлагаемых решений 5, 10,20
Практическая ценность 5,10
Уровень самостоятельности участников 10,20
Качество оформления записки, плакатов и др. 5, 10, 15
Оценка рецензентом проекта 5, 10
Оценка защиты Качество доклада 5, 10, 20
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме 5, 10, 20
Проявление глубины и широты представлений по данному предмету 5, 10, 20
Ответы на вопросы преподавателя 5, 10
Ответы на вопросы учащихся 5, 10
Итоговая оценка (балл): 200 - 155 баллов -100 баллов - "удовлетворительно".
3 способ. Для старшеклассников можно предложить более сложный рейтинговый подход, где выделяются и оцениваются 10 критериев на
"отлично"; 154 - 100 баллов - "хорошо"; менее
4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериях, приближающихся к вузовским. Сама оценка склады-
вается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя (сумма делится на три). Выделяются 5 критериев выполнения и 5 критериев за-
щиты проекта, и каждый из них оценивается отдельно (табл. 8). Правда, при таком подходе исключена оценка собственно деятельности учащихся в процессе проектирования.
Таблица 8. Рейтинговая оценка (повышенный уровень)
Этапы
Критерии оценки Уровень (0, 5, 10, 20)
1. Актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность работы
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов
5. Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убежденность
2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей
3. Представление проекта: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы
5. Деловые и волевые качества докладчика: умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность
Оформление и выполнение проекта
Защита
Итоговая оценка (балл): 200 - 155баллов - "отлично"; 154 - 100 баллов - "хорошо"; менее 100 баллов - "удовлетворительно".
4-й семинар "Организация ученического научного общества"
Формы работы ученического научного общества (УНО).
1. Лекторское бюро
Цель: подготовка популярных лекций по вопросам:
1) новейшие достижения науки и техники;
2) история науки;
3) деятели науки;
4) загадки и тайны науки;
5) и т.д. (обсуждаются на заседании секции при утверждении плана работы).
2. Теоретический отдел
Цель: углубление знаний учащихся, интересующихся той или иной наукой.
Работа членов секции заключается в написании рефератов на выбранную тему и защите их на за-
седании секции (заседании совета УНО, неделе/декаде по предмету, конференции, экзамене и т.п.). Наиболее интересны и значимы рефераты междисциплинарного содержания, написанные на стыках областей знаний (физика - химия, астрономия - биология, химия - астрономия, физика - биология, математика - информатика, литература -история и другие сочетания).
Научное руководство отделом осуществляют учителя-предметники, преподаватели вузов (при наличии такой возможности).
Рекомендации для "теоретиков" можно давать в виде "рецептов научного поиска":
Вариант 1. Собрав множество фактов, найти между ними нечто общее и на основании этого сделать теоретический вывод. Так в основном ра-
ботают геологи, археологи, социологи.
Вариант 2. Исходя из теоретических предпосылок, построить систему, которая позволит объяснить встречающиеся факты. Так чаще всего работают математики и физики.
Вариант 3. Сравнивая уже известные теоретические положения и факты, сопоставляя их, обнаружить между ними неожиданные, многообещающие связи. По этому пути идут и физики, и химики, и медики.
3. Бюро научной и технической информации (БНиТИ).
Основная задача - систематическое ознакомление учащихся школы с новыми открытиями и изобретениями в различных областях науки, а также со знаменитыми датами календаря науки (о жизнедеятельности ученых и изобретателях, о лауреатах Нобелевской премии, о юбилейных датах научных открытий и т.п.).
Работа членов секции заключается в проведении обзоров научно-популярных журналов: "Наука и жизнь", "Квант", "GEO", "Природа" и др. (целесообразно за каждым членом секции закрепить определенный журнал и проводить его обзор ежемесячно).
О проведенном обзоре можно сообщать на специальном стенде, по радио, школьному радио, в устных журналах.
4. Библиографический отдел
Задача отдела - популяризация среди школьников научно-популярной и научно-фантастической литературы.
Работа членов секции начинается с тщательного просмотра книг в школьной (районной, городской) библиотеках и составления на них подробных аннотаций. В дальнейшем учащиеся следят за поступлением новых книг, устраивают различные
выставки (тематические, предметные, авторские), создают стенды книжных новинок.
5. Секция смекалистых ("Думающая группа")
Задача секции - объединить любителей решать нестандартные и трудные задачи.
Работа членов секции заключается в подборе нестандартных и трудных задач, подготовке школьников к интеллектуальным марафонам, предметным неделям и другим внеклассным мероприятиям по предметам.
6. Секция занимательной науки
Задача секции - проведение в младших классах викторин, турниров, часов и вечеров занимательной науки и т.п.
7. Ученическое конструкторское бюро - УКБ
Задачи секции - поддержание школьного оборудования в рабочем состоянии.
Работа членов секции заключается в изготовлении и ремонте приборов, приспособлений, установок, а также в выполнении заказов других секций УНО для проведения вечеров, выставок, олимпиад и т.д.
Руководителем секции может быть кто-либо из учителей предметов естественнонаучного цикла или технологии, технических работников, инженеров, родителей.
8. Секция администраторов
Задача секции - подготовка к проведению экскурсий, вечеров, выставок, конференций, встреч в рамках работы УНО.
Члены секции фактически координируют всю работу УНО, являются первыми помощниками учи-телей-предметников и могут их заменить при подготовке и проведении репетиций по плану мероприятий УНО.
5-й семинар "Внеурочная образовательная деятельность учащихся: факультатив, предметная неделя, ученическая конференция"
Внеурочная образовательная деятельность
Внеурочная образовательная деятельность -это различные виды самостоятельной образовательной деятельности школьников: массовые, групповые и индивидуальные.
Массовая внеурочная работа может проводиться в форме вечеров и спектаклей, викторин и познавательных игр, конкурсов и выставок, конференций и предметных недель, лекториев и т.п.
К групповым внеурочным занятиям можно отнести факультативы, школьный совет по учебному предмету, кружки, творческие объединения учащихся, клубы, ученическое научное общество и т.п.
Индивидуальная внеурочная образовательная деятельность может осуществляться в виде исследовательских работ, конструирования, проектной деятельности, прикладных работ.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся:
1. Факультатив (от лат. fakultas - возможность)
- необязательное, выбираемое по желанию учебное занятие.
Виды факультативов:
- Курсы повышенного уровня (факультативы по предметам, входящим в учебный план). На них углубленно изучается содержание учебного предмета, систематизируются и обобщаются полученные знания, сочетается теоретическая и практическая подготовка учащихся. Целью также может быть подготовка учащихся к продолжению образования, знакомство с вузовской системой обучения и программами вступительных экзаменов.
- Прикладные факультативы. Цель - знакомство с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса к современным технологиям,технике и производству(например "прикладная математика", "прикладная психология", "прикладная экономика", "информатика и редактирование" и т.д.).
- Спецкурсы. На них углубленно рассматрива-
ются отдельные вопросы основного курса и проблемы, выходящие за рамки учебной программы ("Семейный бизнес", "Саморазвитие человека" и т.п.).
- Межпредметные факультативы. Цель - интеграция знаний учащихся о природе и обществе (например, "деловой английский", "страноведение" и др.).
- Факультативы по предметам, не входящим в учебный план. Такие факультативы имеют особо значение для школ с профильными классами, для усиления специальных дисциплин (например, "Социально-экономическая подготовка будущего педагога" для любых профильных классов, "Политология" для гуманитарно-юридических классов, "Шагаем в экономику с первого класса" для пед-классов и т.п.).
Факультативы должны давать возможность учитывать индивидуальные возможности учащихся ,повышать степень их самостоятельности на основе выполнения творческих, исследовательских или конструкторских работ, подготовки рефератов, докладов, выполнения библиографических работ.
2. Предметная неделя (декада)
Обычно это своего рода "гала-мероприятия" по учебному предмету или образовательной области, включающие почти весь спектр форм внеурочной образовательной деятельности (школьные туры олимпиад, конференции, КВНы, диспуты, лектории и др.). В их подготовке и проведении участвуют школьники практически всех параллелей совместно с учителями. Для подготовки и проведения предметной недели за 1,5 - 2 месяца до начала создается "центр" (штаб), куда входят учителя и наиболее активные учащиеся. В задачи "центра" входит:
- планирование "Недели";
- координация подготовки участников того или иного мероприятия;
- разработка первоначального проекта проведения "Недели" и обсуждение его на общем собрании представителей каждого класса, участвующего в мероприятиях;
- доработка плана с учетом замечаний;
- утверждение рабочей программы подготовки и проведения "Недели";
- корректирование плана в ходе подготовки того или иного мероприятия.
В течение предметной недели регулярно и широко используются средства школьной информации (радиопередачи, стенгазеты, стенды, бюллетени, фоторепортажи и т.п.). Помимо этого желательно организовать выставку ученических творческих работ (плакатов, поделок, стенгазет, рисунков и пр.).
3. Ученическая конференция
Основной задачей конференции является развитие у школьников умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, а также обобщение и систематизация их знаний по учебным предметам, составление планов и тезисов докладов, подготовка выступлений.
В ходе подготовки конференции учащимися совместно с учителями определяется тематика проблем для самостоятельного изучения или под руководством учителя, подбираются источники информации для качественного освоения проблемы.
Конференции могут проводиться как в урочное, так и во внеурочное время. Количество проблем, рассматриваемых на конференции, не следует делать слишком большим. Тексты докладов должны быть доступными для понимания учащимися, краткими и емкими, выходить за рамки школьных учебников и пособий. Особое внимание при подготовке конференции необходимо уделить выступлениям учащихся: их манере держаться перед аудиторией, краткости изложения (в чем заключается проблема; что уже сделано в этом направлении; что предстоит сделать; некоторые цифры, но наиболее "яркие" и не очень много); расстановке интонационных акцентов, паузам, форме завершения доклада.
Для участия в конференции в качестве выступающих или гостей желательно пригласить компетентных специалистов по проблеме, рассматриваемой на конференции.
Время проведения конференции для старшеклассников (10 - 11-е классы) - до 1,5 часа с 10-минутным перерывом, для учеников 8 - 9-х классов -до 1 часа.
При подготовке конференции нужно также позаботиться об оформлении зала (плакаты, трибуна), наличии аудиовизуальных средств (графопроектор, экран, видеоаппаратура, микрофоны и др.), стендов, выставок (книг работ учащихся) и т.п.
Muradova N.S.
THE SEMINAR ON THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC-RESEARCH PUPILS' ACTIVITIES.
One of the main problems of the development of cognitive pupils' activity in the process of education is the organization of scientific-research and innovation activities. In our article we suggest to examine the number of seminars for the teachers and the assistants director of the schools on organization of the following seminars: "The forms and methods of education", "The organization of pupils' research work at school", "The project activity at school", "The organization of pupils' scientific societies", "The out of school educational pupils' activities".