Научная статья на тему 'Особенности преподавания микробиология в системе биологического образования в условиях ФГОС'

Особенности преподавания микробиология в системе биологического образования в условиях ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / МИКРОБИОЛОГИЯ / FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS / PROFESSIONAL ORIENTATION WORK / MICROBIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цуцупа Т.А

Одна из важнейших задач современного образования успешное обучение на уровне активной учебнопознавательной деятельности учащихся, углубленно познающих окружающий мир. Его осуществление возможно при тесном сотрудничестве школ и ВУЗов. Это обеспечит и углубленное изучение предмета, и позволит провестипрофориентационную работу среди учащихся школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цуцупа Т.А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TEACHING MICROBIOLOGY IN THE SYSTEM OF BIOLOGICAL EDUCATION UNDER CONDITIONS OF FSES

An important task of modern education issuccessful teaching at the levels of active educational cognitive activity of pupils, who are profoundly learning the world around. The training is possible with the close cooperation of schools and universities. It will provide also profound studying of a subject, and will allow carrying out professional orientation work among pupils of schools.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания микробиология в системе биологического образования в условиях ФГОС»

УДК 373 ЦУЦУПА Т. А.

кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: tsutsupa@mail.ru

UDC373 TSUTSUPA T.A.

Candidate of Biology, associate professor, Department of Botany, Physiology and Biochemistry of plants, Orel State

University E-mail: tsu tsupa@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

PECULIARITIES OF TEACHING MICROBIOLOGY IN THE SYSTEM OF BIOLOGICAL EDUCATION UNDER CONDITIONS OF FSES

Одна из важнейших задач современного образования - успешное обучение на уровне активной учебно-познавательной деятельности учащихся, углубленно познающих окружающий мир. Его осуществление возможно при тесном сотрудничестве школ и ВУЗов. Это обеспечит и углубленное изучение предмета, и позволит провестипрофориентационную работу среди учащихся школ.

Ключевые слова: ФГОС, профориентация, микробиология.

An important task of modern education issuccessful teaching at the levels of active educational cognitive activity of pupils, who are profoundly learning the world around. The training is possible with the close cooperation of schools and universities. It mil provide also profound studying of a subject, and will allow carrying out professional orientation work among pupils of schools.

Keywords: Federal State Education Standards, professional orientation work, microbiology.

Новые требования к образованию, на сегодняшний день, продиктованы неудовлетворенностью общества образовательными результатами при освоении школьной программы, их несоответствии современной действительности. В связи с чем, задача формирования новой личности коррелирует сновыми, нетрадиционными подходами к образованию школьников.

Требования ФГОС нового поколения опираются на запросы общества и государства китоговым результатам общего образования, что, соответственно, определяет пути реализации образовательного процесса в новых условиях развития общества и предоставления образовательным учреждением качественного образования.

Предметные результаты освоения ООП ООО, с учетом специфики биологии, должны обеспечить успешное обучение на уровне активной учебно-познавательной деятельности учащихся, углубленно познающих окружающий живой мир, использующих при этом современные методы биологической науки, умеющих организовать постановку биологических экспериментов для изучения живых организмов и их роли в биосфере.

Экспериментальная часть в изучении биологии

должна строится на постановке и проведении практической и научно-исследовательской работы школьников, что несомненно повысит и качество образования, и разовьет интерес у учащихся к научной деятельности, и поможет осуществить профилизационную работу для дальнейшего обучения и приобретения профессиональных навыков при выборе биологических специальностей.

Организация подобных обучающих мероприятий на базе СОШ несомненно связана с рядом проблем и требований, которые не позволяют решитьпоставленные задачи в полной мере. Как правило, для их полноценной реализации необходима определенная база, где будет представлено современное оборудование для проведения практических и научно-исследовательских работ, которые будут проводиться под руководством опытных преподавателей или научных сотрудников. Такие научные центры для школьников организуются в вузах на кафедрах с конкретным биологическим профилем. Это удобная форма для организации моста «ВУЗ - школа -ВУЗ», где успешно решаются вопросы профориентаци-онной работы с учащимися школ.

Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.

The article is published in the framework of the АН-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security". FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.

© Цуцупа T. A. ©Tsutsupa T.A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (76), 2017 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 76. 2017

В качестве одного из таких обучающих мероприятий могут быть предложены занятия по микробиологии. Цель их - сформировать у школьниковзнания о микроорганизмах, их роли в природеи жизни человека, обеспечить понимание таких вопросов как биобезопасность и биозащита.

При достижении поставленной цели решаются основные задачи:

- создание для школьников учебной базы, оснащенной современным оборудованием и имеющей в своем штате дипломированных специалистов, способных вести практические и научно-исследовательские работы по микробиологии;

- организация профориентационной работы с учащимися школ и привлечения их для дальнейшего обучения в вузе по соответствующим специальностям и профилям;

- ознакомление молодежи с разнообразием микроорганизмов, их морфологией и систематикой, биохимией и физиологией, ролью в экосистемах и возможностью практического использования;

- изучение биологии патогенных (болезнетворных) и нормальных для человека микроорганизмов, обучение основам профилактики инфекционных заболеваний:

- проведение научно-исследовательской работы по различным направлениям микробиологии с обязательным акцентированием на биологическую безопасность и качество жизни;

- организация круглых столов, конференций, фестивалей в области микробиологии, экологии, ветеринарии. медицины;

- участие школьников с докладами о результатах проведенных микробиологических исследований на конференциях, круглых столах, форумах и т.п.;

- оформление научных проектов, написание научных статей и докладов и участие их в конкурсах и выставках.

На здоровье человека влияет ряд факторов, один из которых - качество среды, в которой он находится. В связи с чем, жизненно важно обладать знаниями о биологической безопасности. Качество пищевых продуктов и среды жизни людей, состояние воды и воздуха, микрофлора здорового и больного человека - это те знания, которые должны быть доступны каждому в современном обществе. Занятия в кружках, школах юного биолога, школьных лагерях и т.п., микробиологические практические работы и исследования направлены, в первую очередь, на определении качества окружающей среды, биобезопасности и биозащиты.

Тематика исследовательских работ, проводимых школьниками.связана с такими вопросами как:

- микробиологический анализ объектов окружающей среды (исследования на микробную загрязненность);

- исследование микрофлоры воздуха в помещении;

- исследование коли-титра и коли-индекса питьевой воды водоканалов и воды открытых водоемов г. Орла:

- микробиологический анализ пищевых продуктов из различных пунктов их реализации:

- знакомство с микрофлорой ротовой полости здорового человека;

- изучение устойчивости микроорганизмов к действию различных антибиотиков;

- противомикробная активность бытовых средств с дезинфицирующими свойствами;

- санитарное состояние почвы на территории города Орла (в частности акцентировать внимание на почвах пришкольных участков и спортивных площадках).

Практические занятия и научно-исследовательские работы по микробиологии с учащимися из школ города Орла проводились на базе факультета естественных наук Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Подобное мероприятие было организовано с целью выявления дополнительных учебных площадок для школьников, где учащаяся молодежь могла бы приобщиться к выполнению научно-исследовательских проектов. Это позволяет решить задачи выбора вуза (ОГУ имени И.С. Тургенева), специальности и будущей профессии.

Практические занятия и исследовательские работы проводились на кафедрах ботаники, физиологии и биохимии растений, научные консультанты - к.б.н., доцент Цуцупа Т.А., ст. преподаватель Салмин С.А. и экологии и общей биологии - научный консультант - к.б.н., доцент Курочицкая М.Г. Темы научно-исследовательских работ касались санитарного анализа питьевой воды и продуктов питания. По итогам проведенных работ юными исследователями были подготовлены доклады для выступления на конференциях и опубликованы статьи в их сборниках.

1. Ежегодная научно-практическая конференция школьников «Биологические науки глазами юных исследователей». выступление с докладами:

- Захарова Валерия и Комракова Наталия (11 класс), тема исследования «Анализ качества питьевой воды по микробиологическим показателям», публикация статьи в сборнике конференции, руководитель: Курочицкая М.Г.;

- Дозмолина Елизавета (9 класс), тема исследования «Исследование экологической среды жилого помещения». публикация статьи в сборнике конференции, руководитель: Салмин С.А.;

- Трутнева Татьяна (10 класс), тема исследования «Оценка состояния питьевой водопроводной воды школы № 17 города Орла», публикация статьи в сборнике конференции, руководитель: учитель биологииБре-дихина Наталья Владимировна, научный консультант: Цуцупа Т.А.;

2. Ежегодная студенческая конференция «Неделя науки», выступление с докладами:

- Трутнева Татьяна (10 класс), тема исследования «Микробиологический анализ продуктов питания в школьной столовой», руководитель: Цуцупа Т.А.;

- Рубанова Олеся (8 класс), тема исследования «Микробиологический анализ шаурмы в пунктах обще-

ственного питания», руководитель Цуцупа Т.А.

Результаты проведенных мероприятий показали необходимость связи школ и вузов, т.к. она позволяет обеспечить повышение качества образования детей и их успеваемости, формирование интереса у школьников к

научно-исследовательской деятельности, помощь в выборе будущей профессии, а также развить практические навыки в направлении «Биобезопасноть и биозащита». Все это, в целом, определяет уровень качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.