Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЖ / МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ШКОЛА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин Олег Игоревич

В условиях возрастания количества и усиления степени воздействия на безопасность жизнедеятельности подрастающего поколения различных угроз, актуализируется задача поиска новых методов по ее обеспечению. В работе показано, что массовое мероприятие может явиться наиболее эффективной формой воспитательной работы. Выделено 6 этапов подготовки и проведения массового мероприятия, а также ключевые педагогические требования. Приведенные в работе педагогические требования к проведению массового мероприятия положены в основу предлагаемой концепции его проведения по безопасности жизнедеятельности. В статье раскрыта предложенная концепция проведения массового мероприятия по безопасности жизнедеятельности для учащихся общеобразовательных учреждений. Отражено, что идея концепции заключается в достижении синергетического эффекта от объединения различных предметных, содержательно-целевых и организационно-методических блоков массового мероприятия. Концепция предусматривает ориентацию на формирование культуры безопасности учащихся и проведение мероприятий для разновозрастных участников, сочетание в одном мероприятии различных форматов проведения и иные положения. Представлены принципы построения современной системы воспитания культуры безопасности школьников. Предложена тематика массовых мероприятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Отличительной особенностью представленной тематики является выделение возможного формата проведения онлайн или оффлайн. Предлагаемая тематика раскрыта для каждого раздела учебного модуля. Описано эмпирическое исследование, проведенное на базе ГБОУ СОШ №350 г. Санкт-Петербург с участием 119 респондентов. Целью эмпирического исследования явилось выявление востребованности новой методики проведения массового мероприятия по ОБЖ у учащихся. Также эмпирическое исследования было нацелено на выявление наличия мотивов у учителей-предметников поддержать предлагаемую концепцию. Показано, что сочетание разных форматов проведение мероприятий поддерживается 93% учителей-предметников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильин Олег Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE METHODOLOGY FOR HOLDING A MASS EVENT ON LIFE SAFETY FOR STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In the context of an increase in the number and intensification of the degree of impact on the life safety of the younger generation of various threats, the task of finding new methods to ensure it is being updated. The paper shows that a mass event can be the most effective form of educational work. There are 6 stages of preparation and holding of a mass event, as well as key pedagogical requirements. The pedagogical requirements given in the paper for holding a mass event form the basis of the proposed concept of holding it in terms of life safety. The article reveals the proposed concept of holding a mass event on life safety for students of educational institutions. It is reflected that the idea of the concept is to achieve a synergistic effect from the combination of various subject, content-target and organizational-methodological blocks of a mass event. The concept provides for a focus on building a culture of student safety and holding events for participants of different ages, combining different formats of holding in one event and other provisions. The principles of building a modern system for educating the safety culture of schoolchildren are presented. The theme of mass events on the subject "Fundamentals of life safety" is proposed. A distinctive feature of the presented topics is the selection of a possible format for conducting online or offline. The proposed topics are disclosed for each section of the training module. An empirical study conducted on the basis of GBOU secondary school No. 350 in St. Petersburg with the participation of 119 respondents is described. The purpose of the empirical study was to identify the demand for a new methodology for holding a mass event on life safety among students. Also, the empirical study was aimed at identifying the presence of motives among subject teachers to support the proposed concept. It is shown that the combination of different formats for holding events is supported by 93% of subject teachers.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

2. У учащихся преобладает интерес к внешней атрибутике, но значительно снизился процент детей с низким интересом к школе.

Таким образом, изучение теоретического материала и анализ практического опыта позволили нам определить, что достаточно часто младшие школьники не имеют даже среднего уровня познавательной мотивации, и одним из самых эффективных способов повышения уровня познавательной мотивации к учению, является использование специальных приемов, методов и развивающих заданий на различных уроках. Огромный развивающий потенциал имеют уроки русского языка в аспекте изучения грамматико-орфографических тем.

Литература:

1. Асеев, В.Г. Проблема мотивации и личности / В.Г. Асеев. - М., 2013. - 122 с.

2. Божович, Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста / Л.И. Божович // Очерки психологии детей / Под ред. А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. - М., 2010. - С. 163-183.

3. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии / Л.С. Выготский // Собрание сочинений в 6-ти т. - Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-256

4. Иванова, Н.В. Развивающие возможности технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» для младших школьников / Н.В. Иванова, Л.А. Эрментраут, Н.В. Эрментраут // Современные проблемы науки и образования. -2016. - № 3. - С. 244

5. Колесова, О.В. Современные подходы к формированию самооценки у детей младшего школьного возраста / О.В. Колесова, С.А. Зайцева, Н.В. Захарычева // Карельский научный журнал. - 2021. - Т. 10. - № 1 (34). - С. 24-28.

6. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №4. - С.11.

7. Леонтьев, А.Н. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / А.Н. Леонтьев. - Новосибирск, 2012. - 89 с.

8. Малинин, В.А., Повшедная Ф.В., Пугачев А.В. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №1. - С. 2.

9. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис., А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

10. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учебное пособие / М.В. Матюхина / Волгоградский пед. Институт им. А.С. Серафимовича. - Волгоград, 2013. - 197 с.

11. Рогова, Е.Е. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте / Е.Е. Рогова, З.И. Гадаборшева // Ученые записки университета Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - URL: https://cyberiemnka.m/artide/n/osobennosti-motivatsii-ucheniya-v- mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 20.06.2022).

12. Сафронова, И.А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / И.А. Сафронова. - М.: Просвещение, 2011.

Педагогика

УДК 37.012

заместитель директора по УВР Ильин Олег Игоревич

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 350 Невского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)

КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. В условиях возрастания количества и усиления степени воздействия на безопасность жизнедеятельности подрастающего поколения различных угроз, актуализируется задача поиска новых методов по ее обеспечению. В работе показано, что массовое мероприятие может явиться наиболее эффективной формой воспитательной работы. Выделено 6 этапов подготовки и проведения массового мероприятия, а также ключевые педагогические требования. Приведенные в работе педагогические требования к проведению массового мероприятия положены в основу предлагаемой концепции его проведения по безопасности жизнедеятельности. В статье раскрыта предложенная концепция проведения массового мероприятия по безопасности жизнедеятельности для учащихся общеобразовательных учреждений. Отражено, что идея концепции заключается в достижении синергетического эффекта от объединения различных предметных, содержательно-целевых и организационно-методических блоков массового мероприятия. Концепция предусматривает ориентацию на формирование культуры безопасности учащихся и проведение мероприятий для разновозрастных участников, сочетание в одном мероприятии различных форматов проведения и иные положения. Представлены принципы построения современной системы воспитания культуры безопасности школьников. Предложена тематика массовых мероприятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Отличительной особенностью представленной тематики является выделение возможного формата проведения онлайн или оффлайн. Предлагаемая тематика раскрыта для каждого раздела учебного модуля. Описано эмпирическое исследование, проведенное на базе ГБОУ СОШ №350 г. Санкт-Петербург с участием 119 респондентов. Целью эмпирического исследования явилось выявление востребованности новой методики проведения массового мероприятия по ОБЖ у учащихся. Также эмпирическое исследования было нацелено на выявление наличия мотивов у учителей-предметников поддержать предлагаемую концепцию. Показано, что сочетание разных форматов проведение мероприятий поддерживается 93% учителей-предметников.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, ОБЖ, массовое мероприятие, школа, синергетический эффект.

Annotation. In the context of an increase in the number and intensification of the degree of impact on the life safety of the younger generation of various threats, the task of finding new methods to ensure it is being updated. The paper shows that a mass event can be the most effective form of educational work. There are 6 stages of preparation and holding of a mass event, as well as key pedagogical requirements. The pedagogical requirements given in the paper for holding a mass event form the basis of the proposed concept of holding it in terms of life safety. The article reveals the proposed concept of holding a mass event on life safety for students of educational institutions. It is reflected that the idea of the concept is to achieve a synergistic effect from the combination of various subject, content-target and organizational-methodological blocks of a mass event. The concept provides for a focus on building a culture of student safety and holding events for participants of different ages, combining different formats of holding in one event and other provisions. The principles of building a modern system for educating the safety culture of schoolchildren are presented. The theme of mass events on the subject "Fundamentals of life safety" is proposed. A distinctive

feature of the presented topics is the selection of a possible format for conducting online or offline. The proposed topics are disclosed for each section of the training module. An empirical study conducted on the basis of GBOU secondary school No. 350 in St. Petersburg with the participation of 119 respondents is described. The purpose of the empirical study was to identify the demand for a new methodology for holding a mass event on life safety among students. Also, the empirical study was aimed at identifying the presence of motives among subject teachers to support the proposed concept. It is shown that the combination of different formats for holding events is supported by 93% of subject teachers.

Key words: life safety, life safety, mass event, school, synergistic effect.

Введение. В условиях возрастания числа факторов, неблагоприятно воздействующих на социально-экономическое развитие общества, актуализируется педагогическая задача по активизации самостоятельности учащихся в благополучном разрешении ситуаций, характеризуемых высоким уровнем риска жизни и здоровью. Безопасность жизнедеятельности становится не просто школьным предметом, интерес к которому у учащихся далеко не всегда проявляется, а первым источником получения важнейшей актуальной и практико-ориентированной информации. Повышение требований со стороны потребителей образовательных услуг к качеству обучения, в том числе, формам и методам образовательной деятельности, предопределяет необходимость поиска таковых в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Массовое мероприятие является составной частью профессиональной деятельности педагога и одной из наиболее эффективной формы воспитательной работы, в рамках которого он проявляется себя как личность и профессионал своего дела, развивает коммуникативные умения и навыки, повышает творческий потенциал.

Таким образом, целью данной работы явилось обоснование концепции проведения массового мероприятия по безопасности жизнедеятельности для учащихся общеобразовательных учреждений на основе новых образовательных тенденций.

Изложение основного материала статьи.

Теоретические основы организации массовых мероприятий.

Отечественная педагогика накопила большой опыт изучения массовых мероприятий, воспитательный потенциал которых описан с различных авторских позиций. В современной педагогике воспитательный потенциал рассматривается рядом авторов: Е.В. Ароновой, А.А. Мелик-Пашаевым, А.А. Юриковым и др.; исследователями вводятся понятия: виды потенциалов социальных движений (Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая), воспитательный потенциал досугового объединения культурно-оздоровительной направленности (Д.Э. Симонов), эмоциональный потенциал коллектива (А.Н. Лутошкин, А.Г. Кирпичник), воспитательный потенциал детского и молодежного общественного движения (Г.В. Дербенёва, С.В.Тетерский) и др.Следует указать на то, что в исследовании массовых мероприятий в общеобразовательных учреждениях объектом исследования чаще всего становятся спортивно-массовые [3], массовые культурно-спортивные [1] мероприятия.

Исследование методик организации массовых мероприятий в общеобразовательных учреждениях [2, 4, 5, 9] позволило выявить следующие общие для большинства из них этапы подготовки и проведения:

1) целеполагание;

2) идентификация факторов и условий, влияющих на достижение цели;

3) проектирование массового мероприятия;

4) прогноз результатов мероприятия;

5) реализация массового мероприятия;

6) определение фактических результатов мероприятия.

Массовое мероприятие должно отвечать совокупности педагогических требований к его проведению. Во-первых, должно быть понимание того, что мероприятие - это не цель, а средство воспитания. Иными словами, оно должно вызывать определенные чувства, эмоции, создавать настроение, что повлияет на формирование определенного способа мышления, нравственные нормы, взгляды и убеждения. Во-вторых, формирование определенного круга участников способствует увеличению общей совокупности знаний, в большей степени позволяет проявить способности. В-третьих, в процессе проектирования массового мероприятия педагог должен учитывать не только имеющийся уровень развития учащихся, но и их потенциал. Здесь важно четко определить грань «очень просто - чересчур сложно» для того, чтобы ученики с большим багажом знаний не заскучали, а менее развитые не потеряли интерес к мероприятию ввиду его повышенной сложности. Необходим учет возрастных и психологических особенностей учащихся. В-четвертых, формы проведения массового мероприятия должны быть вариативны. И здесь важны не только используемые формы подачи материала, но и его оформление.

Разработка концепции методики проведения массового мероприятия по безопасности жизнедеятельности для учащихся общеобразовательных учреждений.

Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» накладывает содержательные особенности на концепцию и методику организации массового мероприятия. С нашей точки зрения, ключевой особенностью массового мероприятия по искомому предмету является сочетание нескольких образовательных областей. В этой связи, ведущая идея концепции проведения массового мероприятия по безопасности жизнедеятельности для учащихся общеобразовательных учреждений заключается в достижении синергетического эффекта от объединения различных предметных, содержательно-целевых и организационно-методических блоков мероприятия, и предусматривает:

1) ориентацию на формирование культуры безопасности учащихся;

2) объединение элементов предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с гуманитарными и естественнонаучными учебными предметами;

3) ориентацию мероприятия на разновозрастных участников;

4) сочетание в одном мероприятии различных форматов проведения;

5) приглашение в качестве соучастников представителей волонтерских и иных организаций.

Поскольку формирование культуры безопасности учащихся является одной из важнейших задач, представим группу принципов построения современной системы воспитания культуры безопасности школьников, а именно:

- утверждение роли и значимости формирования культуры безопасности учащихся в общеобразовательной среде;

- определение специфики культуры безопасности учащихся и ее компонент в соответствии с условиями проживания, историческими особенностями, характеристиками педагогической среды и др.;

- учет нормативно-правовой базы и научных принципов организации безопасной образовательной среды;

- обоснование комплекса условий для формирования культуры безопасности учащихся в определенной образовательной среде.

В качестве примера для раскрытия содержания предлагаемой концепции рассмотрим рабочую программу по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 10 класса А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова [71. В таблице 1 представим возможную тематику массовых мероприятий по предмету в зависимости от структуры и содержания курса.

Таблица 1

Предлагаемая тематика массовых мероприятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Учебные модули Разделы Тематика Формы проведения Возможный формат проведения

Основы безопасности личности, общества и государства (1) Основы комплексной безопасности. «Человек и природная среда: один на один». Туристское соревнование. Физкультурно-оздоровительные игры. Of

(2) Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. «Компьютерная безопасность в современном мире». Конкурс творческих работ. Презентации. Of Оп

(3) Основы противодействия терроризму в Российской Федерации. «Я и террорист». Игровая программа «Противостояние террористу». Of

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (4) Основы здорового образа жизни. «Мы - за здоровый образ жизни!». Слет учащихся -приверженцев здорового образа жизни (конкурсы, презентации). Of Оп

(5) Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. «Спаси товарища и себя». Экскурсия на станцию неотложной медицинской помощи. Имитационные и ролевые игры. Of

Обеспечение военной безопасности государства (6) Основы обороны государства. «Современные особенности обеспечения военной безопасности государства». Конференция школьников. Of Оп

(7) Основы военной службы (в том числе учебные сборы). «Как у них там?». Тим билдинг. Экскурсия в военную часть. Of

* Оп — онлайн-формат, 0[— оффлайн-формат

Определение тематики на каждый учебный год должен определяться на основе изучения мнений учащихся как непосредственных участников предполагаемых массовых мероприятий. Примечательно, что многие мероприятия могут быть перенесены в онлайн-пространство, что особенно актуально для современного общества в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации.

Как видно даже из названий разделов рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности», области возможного взаимодействия педагогов данного предмета с учителями иных предметов, широки. Так, для раздела (1) - это технология, биология, география; (2) - информатика и ИКТ; (3) - история, обществознание, физическая культура, химия; (4) - физическая культура, биология, экология; (5) - экология, химия, биология; (6) - история, обществознание, география; (7) - экология.

Исследование востребованности предлагаемой методики проведения массового мероприятия по предмету ОБЖ

Для выявления потенциального интереса у педагогов и школьников к предлагаемой методике проведения массового мероприятия по предмету ОБЖ, в сентябре 2021 года было проведено анкетирование, в котором приняли участие 25 педагогов и 94 школьника ГБОУ СОШ №350 г. Санкт-Петербург. Структура респондентов представлена в таблице 2.

Таблица 2

Структура респондентов ГБОУ СОШ №350 г. Санкт-Петербург

Учителя Школьники

4 учителя ОБЖ, 21 учитель-предметник 25 человек - 5 классы, 40 человек - 6 классы, 20 человек -9 классы, 9 человек - 10 классы

мужчин - 28%, женщин - 72% мальчиков - 49%, девочек - 51%

Возраст: до 25 лет - 15%, от 25 до 40 лет - 62%, старше 40 лет -23%

Педагогический стаж: до 5 лет - 20%, от 5 до 10 лет - 58%, более 10 лет - 22%

Анкета содержала 10 открытых вопросов, ориентированных на выявление востребованности у учащихся новых форм реализации учебного предмета (6 вопросов) и возможности и желания учителей-предметников поддержать предлагаемую методику проведения ОБЖ (4 вопроса).

На вопрос учащимся «Что, по-вашему мнению, нужно сделать, чтобы повысить интерес к предмету ОБЖ?», 69% дали схожие ответы, смысл которых заключался в следующем: необходимо изменить технологию изложения материала, представить его в интересной форме; 22% указали на необходимость изменения тем предмета, увеличить количество информации о современных тенденциях в области безопасности; 5% ответили, что им все нравится, а 4% - что они все равно никак не заинтересуются предметом.

Послерассказа о новой концепции обучения по предмету ОБЖ в форме массовых мероприятий, учащимся было предложено ответить на следующий вопрос: «Нравится ли вам предложенная концепция проведения массового мероприятия по безопасности жизнедеятельности?», 69% ответили утвердительно, 16% указали на некоторое недопонимание сути концепции, 10% ответили отрицательно, 5% - ничего не ответили. Тем, кто поддержал концепцию, а также не понял ее отдельные составляющие, было предложено ответить на вопрос «Что бы Вы дополнили в этой методике?». Получены следующие ответы:

«ничего не нужно менять, интересно попробовать так, как предложено» -38%;

«хотелось бы встретиться со специалистами из определенных областей (медицина, экология, чрезвычайные ситуации и др.)» -21%

«можно добавить творческие задания с использованием компьютера» - 19%;

«интересно было бы использовать в процессе занятия различные гаджеты»-16%;

«хотелось бы иногда менять место проведения занятия» - 9%.

Интересно, что большую активность в опросе проявили мальчики, хотя они и не уделили внимания одному из важнейших для них модулю 7.

Что касается результатов опроса учителей-предметников, то здесь выявлена их солидарность в части поддержки предложенной концепции (93% опрошенных), однако некоторые из них акцентировали внимание на времени и дате проведения массового мероприятия для того, чтобы не было повышенной нагрузки в их основной деятельности.

Выводы. С нашей точки зрения, наибольший воспитательный эффект от реализации массовых мероприятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» может быть получен путем сочетания разных форматов проведения мероприятий, ориентации на их междисциплинарный характер, вовлечения представителей соответствующих отраслевых организаций. Представляется, что достижение большей вариативности в методике проведения массового мероприятия по безопасности жизнедеятельности при одновременной ориентации на повышение культуры безопасности учащихся - способ существенной качественной трансформации учебного курса с получением высоких педагогических результатов.

Литература:

1. Боровиков, Н.А. Организация и управления проведением массовых детско-юношеских культурно-спортивных мероприятий: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Боровков Николай Александрович. - Москва, 2000. - 150 с.

2. Виленский, В.Л. Методика повышения качества многокомпонентного интеллектуального продукта при проведении массовых мероприятий / В.Л. Виленский // Научный вестник МГИИТ. - 2012. - №1 (15). - С. 55-58.

3. Губанова, Л.А. Педагогические основы организации и проведения комплексных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в группе продленного дня: диссертация .канд. пед. наук: 13.00.01 / Губанова Лидия Александровна. - Москва, 2002. - 210 с.

4. Елизарова, И.С. Повышение качества знаний учащихся 10-11 классов по экологической безопасности во внеклассной работе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: диссертация .канд. пед. наук: 13.00.02 / Елизарова Ирина Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2011. - 179 с.

5. Куцовский, Л.Ю. Методика классификации задач обеспечения безопасности проведения массовых мероприятий в муниципальном образовании / Л.Ю. Куцовский // Технологии техносферной безопасности. - 2017. - №1(71). - С. 218-226.

6. Рачева, Е.В. Модель спортивно-массовой антинаркотической работы со школьниками на основе принципов и идей олимпизма: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Рачева Елена Валентиновна. - Волгоград, 2010. - 199 с.

7. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебных пособий под редакцией А.Т. Смирнова. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Просвещение, 2021. - 93 с.

8. Чуб, А.А. Формирование ценностного отношения школьников средних классов к физической культуре и спорту в процессе подготовки и участия в спортивно-массовых мероприятиях: диссертация .канд. пед. наук: 13.00.04 / Чуб Александр Александрович. - Краснодар, 2006. - 182 с.

9. Южакова, Е.Н. Условия реализации образовательно-воспитывающего потенциала курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в интегративном пространстве полной школы: диссертация .канд. пед. наук: 13.00.01 / Южакова Елена Николаевна. - Тобольск, 2002. - 270 с.

Педагогика

УДК 37

доктор педагогических наук, доцент Ильина Нина Федоровна

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Степанова Инга Юрьевна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Статья посвящена вопросу создания и функционирования профессионально-образовательных площадок по вовлечению школьных учителей в процесс подготовки будущих педагогов. Во введении актуализируется создание данных площадок потребностью реализации практико-ориентированной подготовки будущих педагогов, придания подготовке опережающего характера. Также обосновывается значимость вовлечения школьных учителей в процесс подготовки будущих учителей.

В основной части статьи профессионально-образовательные площадки представляются как места для соорганизации различных субъектов - участников практико-ориентированной подготовки будущих педагогов. Определяются основополагающая задача и назначение площадок. Предлагается вариант выделения инновационных зон площадок и областей экспериментальных работ на них. Обсуждаются способы и формы взаимодействия участников на площадках. Выделяются актуальные в настоящий период предметы для взаимодействия участников площадок. Характеризуются и обосновываются предлагаемые способы действования участников на площадках: «концептуализация», «пробование»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.