Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ-ТРЕНАЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ-ТРЕНАЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ-ТРЕНАЖЕРЫ / «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Марина Михайловна, Ефремов Сергей Викторович, Бобров Андрей Дмитриевич

Статья посвящена проблеме использования заданий-тренажеров в процессе профессиональной подготовки будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности. На всех этапах развития общества обеспечение безопасности жизнедеятельности человека является одной из важнейших задач. В настоящее время данный вопрос приобретает особую актуальность, что обусловлено рядом экологических, экономических, социально-демографических и политических условий. В связи с этим, необходимо осуществлять целенаправленную подготовку подрастающего поколения к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера на всех этапах обучения. Для организации целенаправленного, непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности в государственных общеобразовательных учреждениях России Постановлением Совета министров РСФСР от 14 мая 1991 г. No 253 был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Внедрение данного учебного предмета направлено на освоение и основ безопасного поведения производственной деятельности, в бытовых и жизненных ситуациях. Эффективное достижение этой цели зависит от качественно организованного учебного процесса в школе. Вышесказанное, в свою очередь, предъявляет требования к уровню подготовленности специалистов, которые будут обучать основам безопасности жизнедеятельности школьников. В статье представлен опыт обучения будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности с использованием заданий-тренажеров в процессе профессиональной подготовки. Использование интерактивных тренажеров в процессе обучения дает такие возможности, как выполнение различных учебных заданий в формате реального времени с помощью сетевых редакторов, обеспечение открытости и доступности учебных материалов. Интерактивные тренажеры позволяют сделать уроки более эффективными, привлекательными и запоминающимися для обучающихся, а, следовательно, повышают интерес к обучению. Обучающиеся могут работать не только на уроке, выполняя задания, но и выполняя домашнее задание. Учителю интерактивные тренажеры позволяют творчески подойти к обучению. Основное внимание в работе акцентируется на возможности применения задний-тренажеров при обучении школьников в рамках освоения школьного раздела «Дорожная безопасность». В работе представлены результаты педагогического эксперимента, связанные с апробацией комплекса интерактивных заданий-тренажеров для формирования у учащихся 8-го класса основ безопасного поведения на дорогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Марина Михайловна, Ефремов Сергей Викторович, Бобров Андрей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SIMULATOR TASKS WHEN TEACHING FUTURE OBZH TEACHERS THE BASICS OF SAFE BEHAVIOR ON THE ROADS

The article is devoted to the problem of using tasks-simulators in the process of professional training of future teachers of the basics of life safety. At all stages of the development of society, ensuring the safety of human life is one of the most important tasks. Currently, this issue is of particular relevance, due to a number of environmental, economic, socio-demographic and political conditions. In this regard, it is necessary to carry out purposeful training of the younger generation for actions in emergency situations of a different nature at all stages of training. To organize targeted, continuous training in the field of life safety in state educational institutions of Russia, the Decree of the Council of Ministers of the RSFSR of May 14, 1991 No. 253 introduced the course "Fundamentals of Life Safety" (OBZh). The introduction of this subject is aimed at mastering the basics of safe behavior in production activities, in everyday and life situations. The effective achievement of this goal depends on a well-organized educational process at school. The foregoing, in turn, imposes requirements on the level of preparedness of specialists who will teach the basics of life safety for schoolchildren. The article presents the experience of teaching future teachers the basics of life safety using tasks-simulators in the process of professional training. The use of interactive simulators in the learning process provides opportunities such as performing various training tasks in real time using online editors, ensuring openness and accessibility of training materials. Interactive simulators make lessons more effective, attractive and memorable for students, and, therefore, increase interest in learning. Students can work not only in the classroom, completing assignments, but also doing homework. Interactive simulators allow the teacher to approach learning creatively. The main attention in the work is focused on the possibility of using back-simulators in teaching schoolchildren as part of the development of the school section "Road Safety". The paper presents the results of a pedagogical experiment related to the testing of a set of interactive tasks-simulators for the formation of the basics of safe behavior on the roads in 8th grade students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ-ТРЕНАЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

в) развитие умений планировать, организовывать, общаться, работать в команде, что обеспечивается путем создания ситуаций, при которых слушатели обмениваются информацией, соревнуются, спорят, защищают и доказывают свое мнение, оценивают друг друга и себя;

г) обучение принятию решений и привитие чувства ответственности за их выполнение, что способствует проявлению инициативы, разрешению конфликтных ситуаций, развитию творческого мышления.

С целью выявления эффективности применения имитационных методов обучения в процессе профессиональной подготовки будущих учителей проводилась опытно-экспериментальная работа. В течение одного учебного семестра экспериментальная группа занималась на основе применения имитационных методов, контрольная - на основе традиционных подходов и методов.

Для определения значимости различий в уровнях развития в контрольных и экспериментальных группах студентов использовался критерий Х2 ,относящийся к непараметрическим критериям. В качестве результатов выступали частотные распределения количества обучающихся в различных группах. Уровни освоения учебного материала обусловлены Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ФГБОУ ВО «АлтГПУ» [1]. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты опытно-экспериментальной работы

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

Количество студентов по уровням усвоения содержания учебной дисциплины (в %)

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

Оптимальный (85-100 б.) 9 18 9 38

Допустимый (70-84 б.) 23 32 29 43

Критический (50-69 б.) 50 45 48 19

Недопустимый (0-49 б.) 18 5 14 0

Выводы. Таким образом, проведённая опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность применения имитационных методов обучения при подготовке учителей физической культуры. Литература:

1. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ФГБОУ ВО «АлтГПУ». - URL: https://old.altspu.ru/engine/download.php?id=25905 (дата обращения 15.05.2022).

2. Пучков, П.В. Имитационная игра как активный метод обучения гуманитарным дисциплинам: дис .... канд. пед. наук / П.В. Пучков. - Саратов, 1998. - 163 с.

3. Смолкин, А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. - М.: Высшая школа.1999. - 165 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Иванова Марина Михайловна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); старший лаборант кафедры спортивных дисциплин, магистрант Ефремов Сергей Викторович

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул); студент Бобров Андрей Дмитриевич

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАНИЙ-ТРЕНАЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования заданий-тренажеров в процессе профессиональной подготовки будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности. На всех этапах развития общества обеспечение безопасности жизнедеятельности человека является одной из важнейших задач. В настоящее время данный вопрос приобретает особую актуальность, что обусловлено рядом экологических, экономических, социально-демографических и политических условий. В связи с этим, необходимо осуществлять целенаправленную подготовку подрастающего поколения к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера на всех этапах обучения. Для организации целенаправленного, непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности в государственных общеобразовательных учреждениях России Постановлением Совета министров РСФСР от 14 мая 1991 г. N0 253 был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Внедрение данного учебного предмета направлено на освоение и основ безопасного поведения производственной деятельности, в бытовых и жизненных ситуациях. Эффективное достижение этой цели зависит от качественно организованного учебного процесса в школе. Вышесказанное, в свою очередь, предъявляет требования к уровню подготовленности специалистов, которые будут обучать основам безопасности жизнедеятельности школьников. В статье представлен опыт обучения будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности с использованием заданий-тренажеров в процессе профессиональной подготовки. Использование интерактивных тренажеров в процессе обучения дает такие возможности, как выполнение различных учебных заданий в формате реального времени с помощью сетевых редакторов, обеспечение открытости и доступности учебных материалов. Интерактивные тренажеры позволяют сделать уроки более эффективными, привлекательными и запоминающимися для обучающихся, а, следовательно, повышают интерес к обучению. Обучающиеся могут работать не только на уроке, выполняя задания, но и выполняя домашнее задание. Учителю интерактивные тренажеры позволяют творчески подойти к обучению. Основное внимание в работе акцентируется на возможности применения задний-тренажеров при обучении школьников в рамках освоения школьного раздела «Дорожная безопасность». В работе представлены результаты педагогического эксперимента, связанные с апробацией

комплекса интерактивных заданий-тренажеров для формирования у учащихся 8-го класса основ безопасного поведения на дорогах.

Ключевые слова: образовательный процесс, обучающиеся, средства обучения, интерактивные задания-тренажеры, «Основы безопасности жизнедеятельности», педагогический эксперимент.

Annotation. The article is devoted to the problem of using tasks-simulators in the process of professional training of future teachers of the basics of life safety. At all stages of the development of society, ensuring the safety of human life is one of the most important tasks. Currently, this issue is of particular relevance, due to a number of environmental, economic, socio-demographic and political conditions. In this regard, it is necessary to carry out purposeful training of the younger generation for actions in emergency situations of a different nature at all stages of training. To organize targeted, continuous training in the field of life safety in state educational institutions of Russia, the Decree of the Council of Ministers of the RSFSR of May 14, 1991 No. 253 introduced the course "Fundamentals of Life Safety" (OBZh). The introduction of this subject is aimed at mastering the basics of safe behavior in production activities, in everyday and life situations. The effective achievement of this goal depends on a well-organized educational process at school. The foregoing, in turn, imposes requirements on the level of preparedness of specialists who will teach the basics of life safety for schoolchildren. The article presents the experience of teaching future teachers the basics of life safety using tasks-simulators in the process of professional training. The use of interactive simulators in the learning process provides opportunities such as performing various training tasks in real time using online editors, ensuring openness and accessibility of training materials. Interactive simulators make lessons more effective, attractive and memorable for students, and, therefore, increase interest in learning. Students can work not only in the classroom, completing assignments, but also doing homework. Interactive simulators allow the teacher to approach learning creatively. The main attention in the work is focused on the possibility of using backsimulators in teaching schoolchildren as part of the development of the school section "Road Safety". The paper presents the results of a pedagogical experiment related to the testing of a set of interactive tasks-simulators for the formation of the basics of safe behavior on the roads in 8th grade students.

Key words: educational process, students, teaching aids, interactive tasks-simulators, "Fundamentals of life safety", pedagogical experiment.

Введение. Предмет ОБЖ предполагает освоение не только теоретического материала, но и практических навыков в большей степени, это в свою очередь способность противостоять различным трудностям не только самому, а также, при необходимости, оказывать помощь находящимся рядом, определять пути и предлагать нестандартные решения в опасных ситуациях, осуществлять контроль за своей деятельностью. Подобная ситуация требует значительного внимания, умений анализировать факторы опасности, прогнозировать поведение, выстраивать алгоритмы действий. Вследствие этого педагогическая деятельность общеобразовательных организаций в этом направлении нуждается в переосмыслении и совершенствовании, требуется введение новых средств обучения, способствующих современным потребностям в обучении основам безопасного поведения в различных ситуациях.

В современной системе высшего образования активно разрабатывается компетентностный и системно-деятельностный подходы к организации целостного педагогического процесса. В этой связи изменения носят комплексной характер и затрагивают все структурные компоненты целостного педагогического процесса: цель, задачи, принципы, формы, содержание образования, методы и средства обучения. Предметом нашего исследования выступают средства обучения, представляющие собой объекты и предметы, используемые в образовательном процессе в качестве носителя учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся, направленных на достижение образовательных целей при подготовке педагогов в области безопасности жизнедеятельности.

В настоящее время, одним из важнейших факторов оказывающим существенное влияние на развитие педагогической науки, является процесс информатизации. Он характеризуется разработкой, развитием и применением информационных технологий, предоставляющих современному человеку мощные средства усиления его интеллектуальных возможностей и интенсификации умственного труда. Создание условий, позволяющих личности адаптироваться при возрастании объема информации, быть способной мобильно осваивать новые технологии получения, переработки и распространения информации, становится, по нашему мнению, одной из главных целей образования. Система образования, в этой связи, не должна оставаться в стороне, а активно использовать современные средства работы с информацией в учебном процессе.

Изложение основного материала статьи. Особую популярность в последнее время приобретают интерактивные задания-тренажёры, которые предназначены для изучения или повторения с одновременным контролем знаний по определенной теме или самостоятельной подготовке. Использование интерактивных тренажеров в процессе обучения позволяет осуществлять выполнение различных учебных заданий в формате реального времени с помощью сетевых редакторов, обеспечивать открытость и доступность учебных материалов. По сути дела, это программа, специализированная для формирования у учащихся стойких навыков действий и обеспечивающая осуществление требуемых для этого функций преподавателя. В случае если оформление и модель поведения тренажера воссоздает элементы игровой формы, то подобные тренажеры называют учебными компьютерными играми. Эффективное использование тренажеров в учебном процессе дает возможность существенно сократить количество ошибок, повысить скорость манипуляции и принятия решений, уменьшить период обучения, наиболее правильно давать оценку уровню приобретённых знаний и полученных навыков, индивидуализировать обучение, формировать заключения по действиям обучающегося. Интерактивный тренажер - это программа, предназначенная в целях самостоятельного освоения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определённой теме.

Таким образом, интерактивные тренажеры позволяют сделать уроки более эффективными, привлекательными и запоминающимися для обучающихся, а, следовательно, повышают интерес к обучению. Учителю интерактивные тренажеры позволяют творчески подойти к процессу обучения.

Обучение студентов с целью освоения работы с помощью заданий тренажеров осуществлялось в несколько этапов:

1. Анализ имеющихся средств обучения в теории и методике учебного предмета «ОБЖ». Критериями для анализа явились следующие параметры: форма организации познавательной деятельности; ведущая дидактическая задача; формирование познавательного интереса к изучаемому материалу. Данный этап позволил осуществить проблемный анализ средств обучения и выявить степень эффективности каждого из них, в результате чего была обоснована необходимость в научно-методическом поиске более эффективных средств в контексте изучаемого предмета [1, 2].

2. На втором этапе студенты познакомились с понятием «тренажер», видами тренажеров, их функциями, сервисами, позволяющими создавать задания-тренажеры, такими как: Edmodo, Bubble.us, Questbase, Каноот, онлайн сервис Фабрика кроссвордов, StudyStack, BrainFlips, CoboCards, Ediscio, ProProfs, Word Learner. Особое внимание уделялась знакомству с сайтом освоение сайта LearningApps.org, позволяющим создавать интерактивные упражнения для проверки знаний [6]. На этом этапе студенты создавали различные упражнения, игры, задания по указанным темам на основе представленных шаблонов. Отработка навыков осуществлялась в условиях групповой работы и работы в парах.

3. Третий этап заключался в применении полученных знаний в учебном процессе. С этой целью в период педагогической практики в общеобразовательной школе, в качестве учителя ОБЖ студенты при проведении уроков использовали задания тренажеры.

Анализ программного материала учебника ОБЖ, свидетельствует об акцентировании внимания многих авторов на отдельных составляющих формирование безопасного поведения: (психологическая подготовка, теория, практика). Вместе с тем отдельные темы ОБЖ рассматриваются недостаточно подробно. Так в учебнике А.Т. Смирнова, О.Б. Хренникова недостаточно заданий, направленных на формирование алгоритмов безопасного поведения в условиях дорожного движения. В связи с этим возникает необходимость в использовании дополнительных заданий, направленных на более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися; существенное повышение у них мотивации и интереса к изучению предмета ОБЖ.

Рассмотрим обучение будущих учителей ОБЖ с использованием заданий-тренажеров при изучении темы «Дорожная безопасность». Актуальность темы обусловлена ролью школьника в обеспечении собственной безопасности на дорогах, значение которой в современном мире резко возросла. Основная задача, стоящая перед педагогами и родителями -воспитать дисциплинированного пешехода, пассажира, а в дальнейшем водителя и гражданина неукоснительно соблюдающего правила дорожного движения и осознающего ответственность не только за свою жизнь и здоровье, а также за жизнь и здоровье окружающих его людей. Важно воспитать у обучающегося понимание того, что такое «опасность» и что значит «безопасное поведение». Развивать умение прогнозировать опасную ситуацию и ее последствия. Научить адекватно оценивать собственные возможности. Важнейшая роль в профилактике детского-транспортного травматизма принадлежит образовательным учреждениям, в частности на уроках ОБЖ (А.В. Вашкевич, А.И. Зиятдинова, Р.Ш. Мустаев, Н.Р. Салихов, А.А. Мисбахов, О.Ю. Кузнецова, А.Э Санатуллов и др.).

Анализ результатов статистических отчетов свидетельствуют о том, что с каждым годом количество транспортных средств и участников дорожного движения увеличивается, в связи с чем ситуации на дорогах становятся все более напряженными [3, 4]. Дорожно-транспортный травматизм с участием детей и подростков является актуальной проблемой. Несмотря на профилактические меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, трагедии на дорогах происходят часто. Основными причинами сложившейся ситуации являются беспечность взрослых, допускающих нахождение малолетних детей одних вблизи проезжей части, пренебрежение правилам пользования детскими удерживающими устройствами в салонах автомобилей, нарушение скоростного режима, выезд на полосу, предназначенную для встречного движения и другие опасные маневры.

Подобная ситуация требует значительного внимания, умений анализировать факторы опасности, прогнозировать поведение, выстраивать алгоритмы действий. Вследствие этого педагогическая деятельность общеобразовательных организаций в этом направлении нуждается в переосмыслении и совершенствовании, требуется введение новых средств обучения, способствующих современным потребностям в обучении основам безопасности дорожного движения [3, 4, 5].

Для того чтобы предотвратить опасные ситуации, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, а также справиться с ними в случае их возникновения, необходимо обладать не только качественными знаниями, но и практическими навыками и умениями. Именно в процессе их выработки формируется культура безопасного поведения, а шансы сохранить свою жизнь и здоровье значительно увеличиваются. Также, успешному принятию решения в опасной ситуации в природной среде может поспособствовать психологическая и физическая подготовленность.

Целью программного раздела «Дорожная безопасность» в курсе ОБЖ является формирование культуры поведения на дорогах, как части культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладения умениями и практического их применения в повседневной жизни.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся движения механических транспортных средств;

- овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;

- развитие правопослушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

- воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения.

Анализируя учебник для 8 класса А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова мы пришли к выводу о том, что все задания в учебнике делятся на две группы «Вопросы» и «Задания», которые помогают учащемуся не зазубривать предлагаемый материал, а осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Задания из группы «Вопросы» позволяют формировать у учащихся умение пользоваться различными способами поиска (в учебнике, справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации. Есть задания, которые способствуют формированию умения выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Часть заданий в учебнике, направлены на организацию исследовательской деятельности учащихся [1, 2].

Проанализировав программный раздел учебника, следует отметить, что авторы акцентируют внимание на какой-либо составляющей формирования безопасного поведения больше (психологическая подготовка, теория, практика). Также в учебнике А.Т. Смирнова, О.Б. Хренникова очень недостаточно заданий, направленных на формирование алгоритмов безопасного поведения в условиях дорожного движения.

В связи с этим возникает необходимость в использовании дополнительных заданий, направленных на более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися; существенное повышение мотивации и интереса обучающихся к изучению предмета ОБЖ.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе одной из школ Алтайского края. В педагогическом эксперименте приняли участие 163 обучающихся 8-х классов. В экспериментальную группу вошли 82 человека, в контрольную - 81. Школа работала по программе «ОБЖ» для 5-9 классов, под редакцией. Смирнова А.Т., Хренникова Б.О. Исследование проводилось в три этапа 2021-2022 учебного года.

Для реализации задач, поставленных в работе, студентами разработан комплекс заданий-тренажеров, которые были реализованы на уроках ОБЖ при изучении тем раздела «Безопасность на дорогах». Были составлены задания-тренажеры для каждого параграфа: «Причины ДТП и травматизма людей», «Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров», «Велосипедист - водитель транспортного средства». Разработанные задания-тренажеры применялись на уроках на этапе закрепления изученного материала, с целью контроля или организации самостоятельной

работы на уроке. После знакомства с теорией ученикам предлагалось пройти задания-тренажеры, в которых есть возможность проверить ответ, или повторить теорию. Ученики работали в своем темпе, у них не было ограничений по времени. Задания-тренажеры учащиеся выполняли как на уроках ОБЖ, так и в качестве домашнего задания. Некоторые из разработанных заданий, например «Дорожные знаки», позволили организовать парную работу на уроке. Для того чтобы разработанные задания-тренажеры, педагог мог использовать на уроках ОБЖ, учителю необходимо:

- ознакомится с шаблонами заданий-тренажеров, посмотреть и понять, как они работают;

- протестировать задания-тренажеры с учетом технических возможностей компьютерных классов;

- при работе с заданиями-тренажерами важно, чтобы имелась возможность выхода в интернет и доступ к сайту.

Разработанные задания-тренажеры применялись на уроках на этапе закрепления изученного материала, с целью

контроля или организации самостоятельной работы на уроке. После знакомства с теорией ученикам предлагалось пройти задания-тренажеры, в которых есть возможность проверить ответ, или повторить теорию. Ученики работали в своем темпе, у них не было ограничений по времени.

Для того чтобы определить уровень усвоения учащимися изученного материала, студентами был проведен контрольный тест, включающий в себя 15 вопросов по темам разделов «Безопасность на дорогах». Критерии оценивания тестовых работ осуществлялись следующим образом: за каждый правильный ответ ученик получал 2 балла, за неверно выполненное задание 0 баллов, соответственно максимально количество баллов за тест - 30. После проведения контрольного этапа эксперимента в экспериментальной группе наблюдался прирост высокого уровня на 22%, снижение среднего уровня на 4%, обучающихся с низким уровнем не наблюдалось. В контрольной группе прирост обучающихся с высоким уровнем на 6%, уменьшение количества школьников со средним уровнем на 6%, количество учеников с низким уровнем осталось без изменений. С помощью с помощью критерия х-квадрат было доказано наличие статистически значимой разницы в экспериментальной группе, в контрольной группе изменения не достоверны. Итоги опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод об успешной динамике повышения качества усвоения материала по предмету ОБЖ в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, что подтверждено с помощью критерия хи-квадрат.

Для нас также имело значение наличие познавательного интереса на уроках в связи с внедрением интерактивных заданий-тренажеров в экспериментальной группе (в контрольной группе данный параметр мы не измеряли, т.к. там не было изменений в учебном процессе). С этой целью студенты использовали анкетирование по (модифицированной) методике Г.И. Щукиной. Данная анкета позволяет оценить уровень сформированности познавательного интереса у учащихся. Изменения в уровне познавательного интереса детей в классе носят положительную динамику.

Выводы. По данным контрольных диагностик можно сделать вывод о том, что разработанный комплекс уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использованием интерактивных заданий-тренажеров, направленных на освоение знаниевого компонента, а также формирование познавательного интереса учащихся является эффективным и практически значимым.

Литература:

1. Акульчик, К.П. Современная система преподавания / К.П. Акульчик // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2010. -№ 10. - С. 46-48.

2. Батяева, Т.А. Средства обучения ОБЖ - фундамент качественного образования / Т.А. Батяева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2011. - № 4. - С. 13-14.

3. На дорогах стало безопаснее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2022/04/29/chislo-pogibshih-v-dtp-v-rossii-snizhaetsia-deviatyj-god-podriad.html (Дата обращения: 24.03.2022)

4. Основные причины и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nzd22.ru/2020/04/22/osnovnye-prichiny-i-profilaktika-detskogo-dorozhno-transportnogo-travmatizma/ (Дата обращения: 24.03.2022)

5. Якупов, А.М. Безопасность школьников на дороге / А.М. Якупов // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2016. - № 8. - С. 45-50.

6. LearningApps.org [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://learningapps.org/ (Дата обращения: 23.04.2022)

Педагогика

УДК 372.8

доцент кафедры педагогического образования и документоведения Игошина Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); студент 5 курса, кафедры педагогического образования и документоведения Рогаткина Дарья Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА

УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация. Проблема развития эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников является для современной школы одной из важных педагогических задач. Это обусловлено тем, что, во-первых: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости предусмотрено требованиями ФГОС НОО к результатам освоения программы начального образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; во-вторых: младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития способности сопереживать, сочувствовать другому человеку; в-третьих: в современном обществе существует тенденция к скептическому и прагматическому отношению между людьми.

В разработанной нами статье объясняется актуальность проблемы развития у младших школьников эмоционально-нравственной отзывчивости. На основе анализа научной литературы выводится принятое в нашем исследовании ключевое понятие «эмоционально-нравственная отзывчивость». Основываясь на теоретических положениях педагогики и психологии, нами формулируются педагогические условия развития искомого качества, и раскрывается их внедрение в педагогический процесс. К каждому показателю развития у младших школьников эмоционально-нравственной отзывчивости нами подобрана соответствующая диагностическая методика. В качестве подтверждения эффективности использования в педагогической практике разработанных нами педагогических условий предоставляются результаты диагностики развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.