Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / межпредметные связи / интегрированное обучение / интегрированный урок / integration / intersubject communication / integrated learning / integrated lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Б. Бгуашев, Н В. Карягина, Ю А. Иоакимиди

В данной статье рассмотрена реализация интегрированного подхода как одно из актуальных направлений развития современного образования, что позволяет повысить уровень познавательной и двигательной активности учащихся в образовательном процессе, а также сформировать знания, умения и навыки безопасного поведения в жизнедеятельности. В содержании статьи раскрываются основные компоненты интеграции учебного материала в школе по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура», определены методические основы планирования учебного материала по данным дисциплинам, предложена интегрированная программа для учащихся 5 классов, раскрыты средства и формы проведения интегрированного урока по «Основам безопасности жизнедеятельности» и «Физической культуре».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Б. Бгуашев, Н В. Карягина, Ю А. Иоакимиди

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF INTEGRATED SUBJECT “FUNDAMENTALS OF LIFE SAFETY” AND “PHYSICAL CULTURE” IN SECONDARY SCHOOLS

The article considers the implementation of the integrated approach as one of the most relevant areas of development of modern education, which allows to increase the level of cognitive and motor activity of students in the educational process, as well as to form knowledge, skills and skills of safe behavior in life. The content of the article describes the basic integration components of educational material in school subjects “Fundamentals of life safety” and “Physical culture”, determined by methodical principles for planning the teaching material of the same subjects. The work proposes an integrated program for students in grades 5 and shows the means and forms of carrying out of the integrated lesson on the “Fundamentals of life safety” and “Physical culture”.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 371.322.3

Bguashev A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Theoretical foundations in Physical Education, Director of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University (Maikop, Russia), E-mail: А[email protected]

Karyagina N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University (Maikop, Russia), E-mail: [email protected]

loakimidi Yu.A, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University (Maikop, Russia), E-mail: [email protected]

THE METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF INTEGRATED SUBJECT "FUNDAMENTALS OF LIFE SAFETY" AND "PHYSICAL CULTURE" IN SECONDARY SCHOOLS. The article considers the implementation of the integrated approach as one of the most relevant areas of development of modern education, which allows to increase the level of cognitive and motor activity of students in the educational process, as well as to form knowledge, skills and skills of safe behavior in life. The content of the article describes the basic integration components of educational material in school subjects "Fundamentals of life safety" and "Physical culture", determined by methodical principles for planning the teaching material of the same subjects. The work proposes an integrated program for students in grades 5 and shows the means and forms of carrying out of the integrated lesson on the "Fundamentals of life safety" and "Physical culture". Key words: integration, intersubject communication, integrated learning, integrated lesson.

А.Б. Вгуашее, канд. пед. наук, проф., директор института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, зав. каф. теоретических основ физического воспитания, г. Майкоп, Е-mail: А[email protected]

Н.В. Карягина, канд. пед. наук, доц., Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Е-mail: [email protected]

Ю.А. Иоакимиди, канд. пед. наук, доц., институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, г. Майкоп,

Е-mail: Ioakimidi-julija@rambler. ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассмотрена реализация интегрированного подхода как одно из актуальных направлений развития современного образования, что позволяет повысить уровень познавательной и двигательной активности учащихся в образовательном процессе, а также сформировать знания, умения и навыки безопасного поведения в жизнедеятельности. В содержании статьи раскрываются основные компоненты интеграции учебного материала в школе по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура», определены методические основы планирования учебного материала по данным дисциплинам, предложена интегрированная программа для учащихся 5 классов, раскрыты средства и формы проведения интегрированного урока по «Основам безопасности жизнедеятельности» и «Физической культуре».

Ключевые слова: интеграция, межпредметные связи, интегрированное обучение, интегрированный урок.

Современное развитие образования характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обусловливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания [1; 3 - 7].

Интеграция (от латинского integer - целый, восстановление) является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.

На современном этапе развития школьного образования внедряется комплексный подход, который находит свое отражение в «интеграции учебных предметов по близким областям знаний и разработке интегрированных курсов, а также интегрированных уроков по сходным темам из разных предметов. При этом интеграция не заменяет классически сложившееся предметное обучение, а лишь соединяет получаемые знания в единую систему.

В ФГОС второго поколения особое внимание обращается на использовании элементов интеграции в образовательном процессе школы.

Интеграция учебных предметов способствует росту вариативности, личностной ориентации, формированию целостности знаний учащихся.

Сам по себе вопрос об интеграции в образовании не является новшеством. Он неоднократно поднимался в педагогической литературе, но мало обсуждался в теоретическом плане. Тому есть причины: и недооценка актуальности проблемы интеграции, и трудности на путях его решения.

В отечественной образовательной теории и практике проблема интеграции рассматривалась в трудах Л.Н. Бахаревой, В.С. Безруковой, Н.И. Вьюновой, ГИ. Ибрагимова, И.Д. Зверева, Ю.С. Тюнникова, В.Н. Максимовой, ГФ. Федорца и др.

Интеграционным процессам в общеобразовательной школе посвящены исследования О.Л. Алексенко, Л.П. Барылкиной, С.И. Волкова, Л.М. Долгопаловой, В.И. Иванцова, А.И. Поповой, Е.Н. Потаповой, Е.Ю. Сухаревской, Л.И. Тикуновой и др. Ими были выявлены основы интеграции в школьном образовании, определены способы и условия построения интегрированного содержания образования.

Школьной практикой и научными исследованиями доказано, что содержание учебного материала может осуществляться на различных уровнях интеграции и различными подходами. В педагогическом процессе интеграция предметов позволяет усилить практическую ориентацию обучения, повысить интерес к знаниям, стимулировать творческую активность учащихся.

Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно в отрыве от реальной жизни. Поэтому в последнее время в основной школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов, проведению интегрированных уроков, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Интегрированные уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный материал. На этих уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

В настоящее время подход, основанный на идее использования межпредметных связей обучения и интеграции предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с другими общеобразовательными предметами, является одним из важных.

Интегрированный урок ОБЖ в школе отличается от других, прежде всего, спецификой учебного материала. Предметом анализа на интегральном занятии выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах.

В специальной литературе раскрываются различные подходы к объединению процесса решения задач ОБЖ с изучением учебного материала по иностранным языкам, физике, истории, физической культуре и других. В работах Е.Н. Южаковой (2002), Семеновой (2003) раскрываются основы интеграции курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с различными предметами, в том числе и с физической культурой [7; 8; 9].

Возможность единства учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физической культуры» позволяет показать школьникам необходимость изучения теоретического материала для практической деятельности.

При этом ОБЖ является ведущим предметом и обеспечивает необходимый уровень образованности в сфере обеспечения личной безопасности в повседневной жизни, оказания первой медицинской помощи, основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Вспомогательным предметом, способствующим углублению, расширению, уточнению материала, выступает «Физическая культура».

При планировании учебного материала по оБж и ФК следует руководствоваться научными взглядами и представлениями о так называемых межпредметных связях, что позволяет обеспечить целостность образовательного процесса школьников. Межпредметное содержание учебных тем двух предметов должно дополнять или конкретизировать ранее изученный материал. На уроках ОБЖ

должно быть обеспечено постоянное обращение к знаниям, освоенным (или осваиваемым) учащимися по ФК, по возможности с их помощью объяснены вопросы, возникающие во время изучения отдельных тем ОБЖ.

К основным компонентам интеграции учебного материала в школе относятся:

1. Рабочие программы по предметам ОБЖ и ФК.

2. Разработанная учителем интегрированная программа обучения по ОБЖ

и ФК.

3. Разработанная методика проведения интегрированного урока по ОБЖ

и ФК.

Изучение ОБЖ и ФК в школе осуществляется на основе примерных программ, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программы являются основой для разработки учителем рабочей программы по предмету.

Интегрированная программа обучения по ОБЖ и ФК разрабатывается учителем на основе подбора средств и методов интегрированного обучения. Предметная интеграция специальных знаний, практических умений и навыков должна быть направлена на формирование основ безопасного поведения и физической культуры личности школьника.

Например, в рабочей программе по ОБЖ для учащихся 5-х классов содержание учебного материала раскрывается в следующих разделах:

1. Основы комплексной безопасности.

2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации.

3. Основы здорового образа жизни.

4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Содержание теоретического раздела «Основы знаний о физической культуре» учебного предмета по ФК в 5 классе направлено на:

- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека;

- создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения;

- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма.

При разработке интегрированной программы обучения по ОБЖ и ФК теоретический материал учебных предметов следует распределить последовательно

на темы, разделы и сроки изучения соответствующих тем (близких по содержанию).

В табл. 1. отражены возможности интеграции знаний по ОБЖ в общеобразовательный предмет ФК и наоборот.

В процессе планирования интегрированных уроков следует определить сроки их проведения. На изучение ОБЖ в 5-х классах отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год. Программа по ФК рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год.

В табл. 2 отражена тематика и нумерация интегрированных уроков по ОБЖ и ФК, которые целесообразно проводить периодически для того, чтобы обучающиеся заметили связь между предметами и поняли, что знания в одном предмете облегчают понимание процессов, изучаемых в другом.

Организация и проведение интегрированных уроков основывается на си-стемно-деятельностном подходе, который является одним из обязательных и основных требований интегрированного преподавания. Особое значение придается деятельной, самостоятельной работе учащихся на уроке.

Содержание интегрированного урока должно иметь большую информативную ёмкость и логическую взаимообусловленность учебного материала интегрируемых предметов. Разнообразие учебно-познавательного материала по ОБЖ (мультимедийные презентации, тематические викторины, ситуационные игры, тесты) и ФК (игры, эстафеты и игровые задания) должно быть направлено на формирование знаний, умений и навыков школьников по предотвращению безопасности, правильного поведения в опасной ситуации, использования средств индивидуальной защиты, оказания первой медицинской помощи. Большинство несчастных случаев происходит не от природных катастроф, а в повседневности - при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), пожарах, на улицах, поэтому безопасное поведение должно стать естественной нормой реакции для каждого человека. Особенно это актуально для детей школьного возраста, когда овладение знаниями, умениями и навыками безопасного поведения лаконично вливается в учебный процесс.

Содержательная основа интеграции предметов должна нацеливать учащихся на поиск вариантов правильных ответов, поступков, действий в сложившейся жизненной ситуации.

Остановимся подробно на примере интегрированного урока ОБЖ и ФК на тему «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения». На теоретическом уроке ведущего предмета - ОБЖ - используется учебный материал вспомогательного предмета - ФК: мультимедийная презентация «Правила техники безопасности на спортивно-массовых мероприятиях», викторина «Дорожная азбука» и ситуационная игра «Как пройти на спортивное мероприятие?», что способствует прочному усвоению и расширению диапазона знаний учащихся.

Таблица 1

Общеобразовательный предмет ОБЖ Общеобразовательный предмет ФК

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 час.) Тема: «Безопасность в повседневной жизни» Тема: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения» Тема: «Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой, физической и технической подготовкой» Тема: «Правила безопасного маршрута передвижения на тренировочные занятия, соревнования и спортивные мероприятия»

Тема: «Пожарная безопасность» Тема: «Техника безопасности на уроках физической культуры»

Тема: «Безопасное поведение в бытовых ситуациях» Тема: «Профилактика травматизма в самостоятельных занятиях физическими упражнениями»

Тема: «Погодные явления и безопасность человека» Тема: «Пешие туристские походы, их организация и проведение, требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования)»

Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 час.) Тема: «Обеспечение личной безопасности дом, на улице» Тема: «Правила поведения на спортивной площадке»

Раздел 3. Основы здорового образа жизни (5 час.) Тема: «Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья» Тема: «Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур»

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (8 час.) Тема: «Первая медицинская помощь при различных видах повреждений» Тема: «Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом»

Тема: «Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении» Тема: «Оказание доврачебной помощи при травмах и ушибах во время занятий физической культурой»

Примерная интеграция основных знаний предмета ОБЖ и ФК (5 класс)

Таблица 2

Тематическое планирование интегрированных уроков по предметам ОБЖ и ФК для учащихся 5-х классов

Наименование темы по ОБЖ № урока Наименование темы по ФК № урока

Тема: «Безопасность в повседневной жизни « 3 Тема: «Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятии оздоровительной физической культурой» 1, 3, 6

Тема: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения» 6 Тема: «Правила безопасного маршрута передвижения на тренировочные занятия, соревнования и спортивные мероприятия» 9, 12, 15

Тема: «Пожарная безопасность» 9 Тема: «Техника безопасности на уроках физической культуры» 18, 21, 24

Тема: «Безопасное поведение в бытовых ситуациях» 12 Тема: «Профилактика травматизма в самостоятельных занятиях физическими упражнениями» 27, 30, 33

Тема: «Погодные явления и безопасность человека» 15 Тема: «Пешие туристские походы, их организация и проведение, требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования)» 36, 39, 41

Тема: «Обеспечение личной безопасности дома, на улице» 21 Тема: «Правила поведения на спортивной площадке» 44, 47, 50

Тема: «Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья» 26 Тема: «Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур» 53, 56, 59

Тема: «Первая медицинская помощь при различных видах повреждений» 30 Тема: «Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом» 61, 64, 67

Тема: «Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении» 34,35 Тема: «Оказание доврачебной помощи при травмах и ушибах во время занятий физической культурой» 70, 73, 76

С целью отработки практических действий в конкретной ситуации, когда предлагалось найти самостоятельный выход, рекомендуется применять ситуационные игры. Например, в ситуационной игре «Как пройти на спортивное мероприятие?» учащиеся, распределенные на группы, выполняют проблемное задание сообща, под непосредственным руководством лидера группы. При такой организации учебного процесса все участники игры имеют возможность в полной мере проявить свою индивидуальность в предлагаемой ситуации. В ходе выполнения поставленной задачи активно обсуждаются индивидуальные результаты работы в группе. Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. После предварительного обсуждения учащиеся дают оценку и прогноз возможного развития событий. Объединяя в себе черты игровой и учебной деятельности, ситуационная игра «Как пройти на спортивное мероприятие?» предоставляет возможность школьникам применять широкий спектр общих знаний, содержащих дополнительную интересную информацию. Кроме того, игра способствует развитию интеллекта, эрудиции, воображения, фантазии, логики и творчества.

Наряду с презентациями, викторинами, ситуационными играми целесообразно применение тестовых заданий. Например, при изучении темы ОБЖ «Безопасность в повседневной жизни» и темы ФК «Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой» вопросы тестовых заданий «Умеешь ли ты правильно действовать в экстремальной ситуации?» позволяют проверить умения учащихся применять полученные знания в новой или измененной ситуации.

Приведём ряд примеров проведения практических уроков ФК, выступающих в качестве вспомогательного предмета интеграции с ОБЖ.

Для решения ситуативных задач на уроках ФК следует применять игры, эстафеты и игровые задания, подобранные соответственно тематики интегрируемого учебного материала. Подбираются такие игровые ситуации, где требуется активное участие как одного учащегося, так и всей группы детей.

Библиографический список

Например, при изучении темы ОБЖ «Первая медицинская помощь при различных видах повреждений», такие игры как «Окажите помощь пострадавшему», «Способы переноски пострадавших» будут способствовать прочному формированию умений и навыков оказания первой медицинской помощи при некоторых видах повреждений.

Игровые задания (например, наложение повязок в паре) позволят сформировать умения и навыки выполнения практических действий учащихся. При этом строгое соблюдение правил наложения различных видов повязок (круговая, спиральная, восьмиобразная, крестообразная, косыночная, пращевидная и др.) должно осуществляться под контролем учителя.

Например, для решения проблемных задач темы «Пожарная безопасность» возможно применение разнообразных эстафет («Эвакуация из задымленного помещения», «Тушение пожара», «Задымленный коридор», «Оказание помощи пострадавшему при ожоге, полученном во время пожара»), способствующих активизации познавательной творческой деятельности учащихся и развитию познавательного интереса через проблемное обучение. Деятельность школьников в нестандартной ситуации на уроке, позволяет им самостоятельно находить правильные решения, активно участвовать в процессе обучения. Таким образом, играя, дети успешно усваивают знания, учения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в опасных и других ситуациях. Большая информативность теоретического материала по основам безопасности жизнедеятельности, связанного с личной безопасностью и безопасностью других людей, позволяет моделировать различные проблемные ситуации в практических занятиях физической культурой. А включение теоретического материала по основам безопасности жизнедеятельности в уроки физической культуры позволит сформировать знания и умения учащихся, которые могут пригодиться в различных жизненных ситуациях.

Такое взаимообогащение предметов будет способствовать не только повышению интереса школьников к учебной деятельности, но и решению задач укрепления физического, психического и духовного здоровья учащихся, что является основой для безопасной жизнедеятельности школьника.

1. Бгуашев А.Б., Иоакимиди Ю.А., Шрам В.П. Формирование познавательной активности старшеклассников на уроках ОБЖ посредством учебно-деловых игр. Kant. 2019; № 4 (33): 213 - 216.

2. Глинская Е.А., Титова С.В. Межпредметные связи в обучении. Тула: Инфо, 2007.

3. Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов. Современная педагогика. 2008; № 9: 42 - 47.

4. Зверев И.Д., Максимова И.Д. Межпредметные связи в современной школе. Москва: Педагогика, 2006.

5. Колесникова Т.А. Применение инновационных технологий в образовательном процессе современной школы. Научное обозрение. Педагогические науки. 2017; № 6-2: 261 - 269.

6. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2003.

7. Фоменко В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. Ростов-на-Дону: ГНМЦ, 1994.

8. Хилимончик Л.В., Карягина Н.В. Уроки физической культуры образовательно-тренировочной направленности в начальной школе. Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности. Материалы заседаний круглых столов Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета (2017 -2018 учебный год). Под редакцией А.Б. Бгуашева, Е.Г. Вержбицкой. Майкоп, 2018: 144 - 146.

9. Южакова Е.Н. Условия реализации образовательно-воспитывающего потенциала курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в интегративном пространстве полной школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тобольск, 2002.

References

1. Bguashev A.B., loakimidi Yu.A., Shram V.P. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti starsheklassnikov na urokah OBZh posredstvom uchebno-delovyh igr. Kant. 2019; № 4 (33): 213 - 216.

2. Glinskaya E.A., Titova S.V. Mezhpredmetnye svyazi v obuchenii. Tula: Info, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Dik Yu.l. Integraciya uchebnyh predmetov. Sovremennaya pedagogika. 2008; № 9: 42 - 47.

4. Zverev I.D., Maksimova I.D. Mezhpredmetnye svyazi v sovremennoj shkole. Moskva: Pedagogika, 2006.

5. Kolesnikova T.A. Primenenie innovacionnyh tehnologij v obrazovatel'nom processe sovremennoj shkoly. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2017;- № 6-2: 261 - 269.

6. Suharevskaya E.Yu. Tehnologiya integrirovannogo uroka. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo «Uchitel'», 2003.

7. Fomenko V.T. Postroenie processa obucheniya na integrativnoj osnove. Rostov-na-Donu: GNMC, 1994.

8. Hilimonchik L.V., Karyagina N.V. Uroki fizicheskoj kul'tury obrazovatel'no-trenirovochnoj napravlennosti v nachal'noj shkole. Fizicheskaya kultura i sport, bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. Materialy zasedanij kruglyh stolov Instituta fizicheskoj kul'tury i dzyudo Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta (2017 - 2018 uchebnyj god). Pod redakciej A.B. Bguasheva, E.G. Verzhbickoj. Majkop, 2018: 144 - 146.

9. Yuzhakova E.N. Usloviya realizacii obrazovatel'no-vospityvayuschego potenciala kursa "Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti" v integrativnom prostranstve polnoj shkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tobol'sk, 2002.

Статья поступила в редакцию 02.10.20

УДК 373.1

Voronkov E.G., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training "Gorno-Altaisk State

University' (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]

Voronkova E.G., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training "Gorno-Altaisk State

University' (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]

Garaeva R.V., senior teacher, State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training "Gorno-Altaisk State University"

(Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]

THE AUDIT OF HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN ELEMENTARY GENERAL EDUCATION. The effectiveness of health saving technologies in the developing programme of ecological culture, safe and healthy living and their performance in educational institutions in Gorno-Altaisk are analyzed. Physical development and anxiety level are the basis for demonstrating the productivity of health saving technologies, which are actualized in the elementary general education. Using the example of the correspondence analysis the model of major factors, which reflect specific of health formation of elementary school children. For the participants of learning process, which relates to protection and promotion of health of elementary school children, the scheme of cooperation organizing is suggested.

Key words: health saving technologies, elementary general education, physical development, anxiety level.

Е.Г. Воронков, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

Е.Г. Воронкова, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск,

E-mail: [email protected]

Р.В. Гараева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

АУДИТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Проведен анализ эффективности использования здоровьесберегающих технологий в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в образовательных учреждениях г Горно-Алтайска. На основе физического развития и уровня тревожности показана продуктивность здоровьесберегающих технологий, реализуемых в начальном общем образовании. На примере анализа соответствий построена модель ведущих факторов, отражающих специфику формирования здоровья младших школьников. Предложена схема организации взаимодействия всех участников образовательного процесса по вопросам сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, начальное общее образование, физическое развитие, уровень тревожности.

Как известно, еще в детстве начинают закладываться важнейшие компоненты здоровья, особенно на различных этапах школьного образования, через обобщенную систему информации о здоровом образе жизни, факторах, которые оказывают отрицательное влияние или же, напротив, способствуют укреплению здоровья.

В настоящее время во всех учебных заведениях введен Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором одно из ведущих мест занимает здоровьесберегающая работа, направленная на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. В данном документе, а именно в «ФГОС начального общего образования, в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» [1] четко сформулированы требования к деятельности по сбережению здоровья обучающихся.

В этом контексте существует проблема создания и организации такого образовательного пространства, которое будет направлено на обучение и воспитание обучающихся, не связанное с ущербом для здоровья. Одним из путей достижения указанного образовательного результата будет являться «эффективное использование здоровьесберегающих технологий и их методов в учебно-воспитательном процессе».

Исходя из этого, целью аудита явилось выяснение организации работы начального общего образования по вопросам сохранения и укрепления здоровья младших школьников, а также использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательной деятельности.

На первом этапе проанализированы программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни некоторых школ г. Горно-Алтайска на предмет использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Все выбранные общеобразовательные учреждения относились к разным видам образовательных организаций, так как «школы

значительно отличаются одна от другой способами организации деятельности, средствами решения поставленных задач» [2].

Вместе с тем по результатам аудита выявлено, что в образовательных организациях разного вида проводится ряд общих мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья детей. К ним относятся:

1) соответствие санитарным и гигиеническим требованиям кабинетов и других помещений образовательного учреждения;

2) наличие столовой, обеспечивающей горячие завтраки и обеды как во время урочной, так и внеурочной работы;

3) наличие спортивного зала и спортивной площадки, имеющих необходимое оборудование и инвентарь (лыжи, мячи и др.);

4) работа медицинского кабинета, которая заключается в распределении обучающихся по группам здоровья, проведение профилактических прививок, оказание первой медицинской помощи.

В изучаемых школах очень хорошо организована физкультурно-оздоровительная работа. Обобщив эту деятельность, мы выделили мероприятия, направленные на обеспечение нормального физического развития и двигательной активности (табл. 1), которые являются основными во всех исследуемых образовательных организациях.

Кроме того, ведется активная просветительская работа с родителями в виде лекций, бесед, консультаций, организаций круглых столов с привлечением психолога, логопеда, учителя физической культуры и медицинских работников.

Вместе с тем при выделенных общих направлениях работы по здоро-вьесбережению в каждой школе имеются свои особенности, так, например, работают программы «Школа здоровья», «Школа 21 века», «Школа России», в летнее время работает спортивно-оздоровительный лагерь «Крепыши», разработаны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.