• начальная фаза исследования - это всеобщее изучение личностей всех студентов и выявление студентов с аддиктивными склонностями, буллинг-структур, агрессивных и конфликтных обучающихся;
• студентов с отклоняющимися от нормы результатами можно квалифицировать в «группу риска»;
• диагностика индивидуально-типологических особенностей обучающихся «группы риска».
5. Формирование индивидуальных корректирующих программ исходя из выявленных индивидуально-типологических особенностей студентов «группы риска».
Литература:
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1.07.2020 года / Российская Федерация. Конституция (1993). - Москва: Проспект, 2020. - 120 с.
2. Российская Федерация. Федеральный Закон от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», вступил в силу с 15.10.2020 года / Российская Федерация. Законы. - Москва: Норматика, 2020. - 225 с.
3. Бааль, Н.Б. Социально-философский анализ развития молодёжных экстремистских организаций в постсоветской России / Н.Б. Бааль // История государства и права. - 2018. - №18. - 109 с.
4. Ениколопов, С.Н. Психология зла [аудиокнига] - читает С.Н. Ениколопов. - Москва: 2015. -http://bookash.pro/ru/book/155902/lektsiya-o-psihologii-zla-sergei-enikolopov
5. Жданова, М.А. Исследование проблемы и практического опыта профилактики девиантного поведения подростков и молодежи в современной Германии // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. Материалы XIX Международной научно-практической конференции. - СПб: Российский гос. пед. университет им. А.И. Герцена, 2018. - С. 401-408.
6. Желтов, В.В. Исламский терроризм: радикализация, рекрутирование, индоктринация: монография / В.В. Желтов, М. В. Желтов; Кемеровский государственный университет. - 2-е изд., испр. и перераб. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2019. - 108 с.
7. Кисляков, П.А. Безопасность образовательной среды. Социальная безопасность: учебное пособие для вузов / П.А. Кисляков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 156 с.
8. Назаров, В.Л., Суслонов, П.Е. «Профилактика экстремизма в молодежной среде». - Учебное пособие. - Москва, Спутник +, 2018. - 184 с.
9. Плотникова, О.П. Профилактика экстремизма и терроризма в молодёжной среде / О.П. Плотникова // Технологии Образования. - 2020. - № 2 (8). - С. 221-223.
10. Профилактика экстремизма в молодежной среде: учебное пособие для вузов / А.В. Мартыненко [и др.]; под общей редакцией А.В. Мартыненко. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 221 с.
11. Профилактика экстремизма, национализма и укрепление межнациональных и межкультурных отношений в условиях работы образовательных организаций общего образования: методические рекомендации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://viro.edu.ru/attachments/article/5107/Profilaktika_ extremizma_nacionalizma.pdf
12. Хасенгалиев, А.Л. Эффективные механизмы подготовки студентов в педагогическом колледже к профилактике девиантного поведения в подростковой среде / А.Л. Хасенгалиев, В.И. Спирина // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2020. - № 5. - С. 73-78. - ISSN: 2079-1968. - Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44338443. - Текст: электронный.
13. Ахъядов, Э.С.М. Об общих характеристиках молодежного экстремизма / Э.С.М. Ахъядов, Ж.А. Салгириева // Закон и право. - 2020. - № 2. - С. 87-88.
14. Мартищенко, О.В. Молодежь и экстремизм: итоги социологического исследования / О.В. Мартищенко // Наука и образование: новое время. - 2020. - № 1 (19). - С. 55-58.
15. Яхьяев, М.Я. Экстремизм в современной России: профилактика и предупреждение / В сборнике: Проблемы совершенствования межнациональных отношений и противодействия идеологии и практике ваххабизма на Северном Кавказе. - Грозный. - 2017. - С. 14-20.
Педагогика
УДК 373
кандидат психологических наук, доцент Иванова Наталья Валентиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Колесова Оксана Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению проблем формирования познавательной мотивации у первоклассников на уроках русского языка. Актуальность работы связана с проблемой развития познавательной мотивационной готовности к обучению в школе. Одним из самых сложных учебных предметов для первоклассника является русский язык, однако проблема формирования познавательной мотивации на уроках русского языка в начальной школе не нашла достаточно глубокого изучения. Авторами проведено исследование, направленное на изучение уровня сформированности познавательной мотивации у младших школьников. Анализ результатов исследования позволил разработать и апробировать систему упражнений по формированию познавательной мотивации на уроках русского языка в первом классе при изучении определенных тем. В статье показаны основные приемы, задания и упражнения, которые отличались наибольшей эффективностью при формировании мотивации у первоклассников. В заключении авторы сравнивают результаты констатирующего и контрольного экспериментов. Была выявлена положительная динамика показателей исследования после формирующего этапа. Данные показали эффективность проведенной работы с первоклассниками на уроках русского языка.
Ключевые слова: познавательная мотивация, русский язык, младший школьник, уровень сформированности познавательной мотивации.
Annotation. This article is devoted to the problems of formation of cognitive motivation in first-graders in Russian language lessons. The relevance of the work is connected with the problem of developing cognitive motivational readiness to study at school. Russian Russian is one of the most difficult subjects for a first-grader, however, the problem of forming cognitive motivation in
Russian lessons in elementary school has not found enough in-depth study. The authors conducted a study aimed at studying the level of formation of cognitive motivation in younger schoolchildren. The analysis of the research results allowed us to develop and test a system of exercises for the formation of cognitive motivation in Russian lessons in the first grade when studying certain topics. The article shows the main techniques, tasks and exercises that were most effective in the formation of motivation among first-graders. In conclusion, the authors compare the results of the ascertaining and control experiments. The positive dynamics of the study indicators after the formative stage was revealed. The data showed the effectiveness of the work carried out with first-graders in Russian language lessons.
Key words: cognitive motivation, Russian language, junior high school student, the level of formation of cognitive motivation.
Введение. На современном этапе развития психолого-педагогической науки выделяются следующие виды психологической готовности ребенка к школьному обучению: волевая готовность, умственная, социальная, мотивационная. Мотивация - это стремление человека к каким-либо действиям для удовлетворения потребностей, в данном случае можно говорить о желании ребенка обучаться в школе [1; 2; 3; 7].
В рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования большое значение отводится формированию познавательной мотивации учеников [12].
Считается, что именно от показателей готовности ребенка к школе зависит определение целей и содержания обучения и воспитания, а также благополучность последующего обучения и развития ребенка [10]. Самым высоким уровнем мотивационной готовности является познавательная мотивационная готовность ребенка к школе [9]. Эта проблема достаточно остро стоит перед современным обществом. При большом потоке информации, ребенку трудно выбирать важную и нужную информацию, в данный временной промежуток, поэтому зачастую дети направляют все свои усилия не на учебную деятельность, а на другие, более яркие факторы. Например, общение с друзьями, красивые портфели и прочее. Познавательная мотивация не зарождается, а, соответственно, и не развивается у современных детей младшего школьного возраста [11].
Изучением мотивации занимались: В.Г. Асеев, М.М. Безруких, Е. Белова, И. Вакуленко, Л. Венгер, Н.В. Елфимова, М.В. Ермолаева, Л.И. Земцева, М.Н. Ильина, Г.Г. Кравцов, Н.Г. Кувашова, А. Н. Леонтьев, В. Г. Леонтьев, А. К. Маркова, В.С. Мухина, Г.Г. Петроченко и другие.
В трудах этих авторов проблема мотивационной готовности младших школьников к обучению рассматривается достаточно подробно с различных точек зрения и психолого-педагогических позиций, однако, проблема формирования познавательной мотивации на уроках русского языка в начальной школе не нашла достаточно глубокого изучения.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимым уровнем мотивационной готовности к школьному обучению у будущих первоклассников и наличными практическими методами ее формирования на уроках русского языка. Данное противоречие и обусловило выбор темы нашего исследования, раскрытие которой позволит нам выйти на разработку уроков русского языка с включением в них специальной системы упражнений, направленных на формирование мотивации учения как одного из центральных компонентов школьной готовности.
Цель нашей статьи: изучение особенностей формирования познавательной мотивации к учению у младших школьников на материале уроков русского языка.
Изложение основного материала статьи. Познавательная мотивация к учению у младших школьников непосредственно зависит от организации учебной работы [4; 5]. Благодаря этому факту, педагог обязательно должен не упускать из внимания то, что обучение у школьников идет от простого к сложному, а если быть точнее, то от описания к объяснению. Для того, чтобы в полной мере сформировать у любого ученика познавательный интерес к учению, нужно не забывать о принципе: чем младше школьник, тем больше должно быть наглядности в процессе обучения. Соответственно наиболее эффективными методами формирования познавательной активности являются такие методы, при которых ученики активизируются, выполняют какие-либо активные действия [6].
Нами был проведен констатирующий эксперимент, цель которого изучение уровня сформированности познавательной мотивации у младших школьников первого класса. В исследовании приняли участие 50 человек одной из Нижегородских школ. Для проведения диагностики были использованы стандартизированные методики, которые позволяют определить уровень познавательной мотивации у первоклассников и выделить преобладающий мотив к обучению.
В диагностической методике автора Гуткиной Н.И. «Беседа по выявлению внутренней позиции школьника» учащимся предлагались вопросы, учитывающие ориентацию ребенка на учебную или внеучебную деятельность [10].
Учащимся предлагались вопросы:
1. Хочешь ли ты ходить в школу?
2. Почему ты хочешь (или не хочешь) ходить в школу?
3. Готовился ли ты к школе?
4. Нравится ли тебе в школе?
5. Что тебе нравится или не нравится в школе больше всего?
6. Если бы не ходил в школу, то чем бы занимался дома целый день?
Анализ ответов детей, позволил сделать следующие выводы. При ответе на первый вопрос более половины респондентов (27 человек, 54%) выражают желание посещать школу: «Ну как же, я очень хочу в школу, ведь я здесь учусь, а дома и в детском саду я бы не научился всему», «Я люблю школу и хочу сюда ходить всегда. Потом я вырасту, и опять буду ходить в школу, потому что хочу стать учительницей» и т.д.
Часть опрошенных (16 человек, 32%) сомневаются в том, хотят ли они посещать учебное заведение, подкрепляя это словами «Я бы ходила в школу, но нужно рано вставать», «Мне не нравятся домашние задания, поэтому я не очень хочу ходить в школу» и пр. И 7 учащихся (14%), совсем не хотят ходить в школу, утверждая, что в детском саду было лучше, либо «я бы лучше посидел дома, там интереснее, а здесь скучно».
Анализ ответов первоклассников на второй вопрос показал, что только 9 учащихся (18%) испытывают интерес к учебному процессу, желают получить новые знания. Дети объясняют это так: «Я хожу сюда, потому что хочу быть умной и получать знания». У 12 детей (24%) доминирует интерес к внешней атрибутике школьной жизни. Следует отметить, что самое большое количество ответов было связано с внеучебным интересом - общением с друзьями (29 человек, 58%).
При ответе на третий вопрос половина школьников (25 человек, 50%) ответили, что они готовились к школе. Также это можно подтвердить следующими высказываниями: «Меня мама (бабушка, папа, дедушка) учили читать и писать буквы», «В детском садике мы учились писать и считать». Также 22 ребёнка (44% учеников) ответили, что они всего лишь покупали школьные принадлежности и никак больше не готовились к школе, что свидетельствует о преобладании внешней атрибутики в школьной жизни ребенка. Всего 3 учащихся (6%) из опрошенных ответили, что: «Я только гулял с друзьями и играл в компьютер».
Четвертый вопрос показал, что 32 (64%) первоклассника с удовольствием посещают школу, 18 опрошенных (36%) негативно относятся к школе, но разным причинам: «мне бы очень нравилось в школе, если бы можно было подольше поспать», «вообще, я люблю ходить в школу, только мне не нравится, как здесь готовят», « мне не нравится, что нужно следовать правилам и нельзя кататься на велосипеде».
На пятый вопрос почти половина школьников (23 человека, 46%) ответили, что больше всего им нравятся моменты, не относящиеся к учебному процессу и школьным занятиям. В большей степени детям нравится учитель или общение с друзьями. Уроки художественного и физкультурного плана, знакомые детям еще с дошкольного детства и продолжающиеся в школе, выбрали четверть учеников (12 человек, 24%), аргументируя это такими фразами: «Мне нравится, когда мы делаем поделки, потому что я дарю их маме и бабушке, и они рады», «Я люблю физкультуру, потому что мы там много бегаем и играем в игры» и т.д. Но часть детей ( 28 человек, 56%) написали такие ответы, как «Я люблю счет и письмо, потому что у меня хорошо получается это делать», «Мне нравится учиться», «Мне нравится урок математики» и пр.
Самым сложным оказался последний вопрос. Часть опрошенных детей (21 человек, 42%) утверждает, что они бы занимались деятельностью, не относящейся к школе. 19 человек (38%) ответили, что они бы занимались деятельностью, связанной со школой. И лишь 10 первоклассников (20%) ответили, что они бы вернулись в детский сад. Таким образом, анализ результатов диагностики показал, что у 18 учащихся (36%) прослеживается положительное отношение к школе. Как привило, у этих детей сформирована внутренняя позиция школьника, которая находится на высоком уровне. У 24 человек (48%) нет заинтересованности в посещении школы, получении знаний и контакте с одноклассниками. Позиция школьника у таких детей вовсе отсутствует или находится на низком уровне. Оставшаяся часть детей (8 человек, 16%) проявляют интерес к внешней атрибутике школьной жизни (форма, портфель, красивые книжки).
Проанализировав полученные результаты констатирующего эксперимента, мы разработали систему упражнений по формированию познавательной мотивации у младших школьников на уроках русского языка. Мы остановились на 10 уроках по программе УМК «Школа России», содержание которых в наибольшей степени отвечало возможности включения в них упражнений, позволяющих формировать познавательную мотивацию.
Таблица 1
Виды упражнений, направленных на формирование познавательной мотивации
Тема урока Вид упражнения Примечание
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Сюжетно-ролевая игра. Эвристическая беседа. Для активизации познавательной деятельности детей организационный этап урока был проведен в форме сюжетно-ролевой игры под названием «лишние - выбегайте». Суть данной игры в том, что детям были даны буквы (по одной каждому ребенку). Лишние буквы должны были выбежать за пределы территории, на которой играют, а оставшиеся буквы должны собраться в буквосочетания. На этапе постановки проблемы и определения целей и задач урока, мы включили эвристическую беседу «Что мы знаем об этих буквах?». Также на данном уроке используется усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность и создание практической ситуации, в которой происходит столкновение учащихся с их индивидуальными затруднениями.
Правописание слов с парным по глухости -звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Сравнение. Рассказ с элементами эвристической беседы, расширяющий технический и общекультурный кругозор детей. На этапе организации деятельности детей нами были использованы элементы сравнения на основе зрительного восприятия. Были даны картинки со словами с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Например, картинки для сравнения: гриб, грипп, еж, ерш и т.д. Также для активизации познавательной деятельности мы включили познавательный рассказ, направленный на обогащение кругозора учащихся.
Правописание собственных имен существительных. Деформированный текст с запланированными ошибками. Ребусы. «Круглый стол». Ребусы с именами. В начале урока учитель проверяет, как дети усвоили информацию с предыдущего урока, используя деформированный текст с запланированными ошибками. Для активного включения детей в ход урока на этапе постановки целей и задач урока дети разгадывают ребусы с загаданными именами. Для определения темы урока ученики выдвигают гипотезы в ходе «Круглого стола».
Правописание частицы НЕ с глаголами. Загадки. Головоломки. Групповая работа с элементами игры. Погружение в фантастическую реальность. Для реализации организационного этапа и активизации мыслительного процесса учащихся, мы загадали загадки, ответы на которые помогают нам проследить готовность детей к уроку. На этапе сообщения темы урока организуется групповая работа с выполнением заданий, направленных на формирование познавательной мотивации. Группам детей нужно было распределить действия на две части: то, что они делают постоянно (умываются, чистят зубы и пр.) и то, что они не делают никогда (не обижаю животных, не ругаюсь с мамой и пр.). На этапе знакомства с новым материалом детям была рассказана сказка о частице «не».
Предлоги. Общее понятие о предлоге. Как пишутся предлоги со Применение ТРИЗ технологии. Разгадывание головоломки. Эвристическая Данный урок начинается с актуализации мотивов предыдущих достижений. Для активизации познавательной мотивации нами было выбрано упражнение, направленное на формирование творческого воображения. Детям предстояло нарисовать несколько собственно
словами?
беседа.
придуманных слов с заданным началом под, за, перед и пр. На этапе сообщения темы и постановки целей урока, для активизации мыслительной деятельности, учащиеся разгадали головоломку. На данном этапе дети включены в эвристическую беседу, проблемный вопрос которой: «Что же это за волшебные слова?». Также на уроке используется ситуация выбора для укрепления и осознания мотивов. Развитие умения принимать решения в ситуациях конфликтного выбора из разнонаправленных тенденций._
На уроках русского языка нами использовались и отдельные приемы, направленные на формирование познавательной мотивации.
Наиболее эффективным является прием «Лови ошибку». Суть данного приема в том, что школьники получают заранее подготовленный текст с ошибками. Ученики должны найти и справить эти ошибки.
Следующий приём заключается в дополнении реальности фантастической ситуацией. Например, перенос учебной ситуации на вымышленную планету или путешествие во времени вымышленного персонажа.
Приём «Хорошо/плохо» направлен на формирование умения находить плюсы и минусы в любом понятии, объекте или явлении [8].
Прием «Рисуночное письмо». Ученики делятся на 4 команды, все они кодируют информацию с помощью рисунков (максимальное количество рисунков 3 штуки). Через 2 минуты команды меняются рисунками и еще 2 минуты разгадывают смысл послания. Потом опять меняются своими рисунками, чтобы установить правильность расшифрованной информации. Такие игры хорошо подойдут для проверки домашнего задания или давно пройденных тем, так как в данном случае учитель лишь выбирает тему для сообщения, а ученики сами придумывают сообщение и рисунки к ней.
На уроке ребёнок должен четко определять цели и задачи субъектов учебной деятельности. То есть перед учеником встает вопрос: для чего я это делаю? Зачем? Где мне могут пригодиться полученные сведения? Школьник должен соотнести то, что он знает, с тем, что не знает, и с помощью чего этого знания можно достичь. Приемы: домысливание, создание проблемных ситуаций, ситуация «яркого пятна», группировка, демонстрация антипримера, работа над понятием, создание ситуации успеха и «разрыва» в знаниях.
Использование приема «Яркое пятно» на уроке письма в 1 классе. На доске дети видят набор букв М, Н, Л, Р. Учитель задает вопрос: что объединяет все эти буквы и что вы заметил особенное? Дети приходят к выводу, что все буквы согласные, а буквы Л выделена, так как на уроке будем учиться писать все варианты этой буквы.
При организации работы на уроке мы вводим понятие «план». Постепенно первоклассники научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи. Учащимся может предлагаться как план для работы над конкретной орфограммой, упражнением, так и план работы на уроке.
Мы использовали следующие приёмы [5]:
1. Обсуждение плана, предложенного учителем.
2. Планирование с использованием опорных слов (вводим опорные слова, например: «изучить...», «узнать...», «учиться...», «сравнить.», «потренироваться», «закрепить.», «оценить» и т.д.
3. Составление модели - плана урока.
4. Работа с деформированным планом.
На уроках обучения грамоте мы уже можем использовать данный прием. Ученикам предлагается восстановить план работы на уроке, данный на разрезанных карточках вразбивку.
Немаловажно для закрепления познавательных мотивов учения и полученных знаний у учеников использовать творческие задания на уроках русского языка. Мы предлагаем использовать такие задания, как решение и самостоятельное составление кроссвордов, сочинение оригинальных сказок, стихов, рассказов о различных объектах, выполнение рисунков к прочитанному, самостоятельное составление детьми различных словарей и прочее.
Выводы. Для подтверждения эффективности формирующей части эксперимента мы исследовали мотивацию и преобладающий мотив учеников на контрольном этапе. Нами учитывались ответы каждого ученика на те же 6 вопросов, представленных в констатирующем эксперименте.
Анализ результатов показал, что процент детей, которые совсем не хотели ходить в школу упал до нуля, двое детей изменили свое решение и теперь хотят ходить в школу (4%), а также один ребенок сомневается в своем ответе.
Изменилось количество детей, которые ходили в школу из-за внеучебного интереса (8чел, 16%), а интерес к учебному процессу и получению знаний повысился (42 чел., 84%). 38 учащихся (76%) сменили свою позицию и говорят о том, что ходят в школу для получения новых знаний и новой информации.
Варианты ответа на третий вопрос, связанного с подготовкой к школе, остались такими же, что может быть показателем того, что дети отвечали честно.
При ответе на четвёртый вопрос в сравнении с констатирующим этапом, процент детей, которым очень нравится ходить в школу изменился (36 учащихся, 72%), и значительно снизился процент тех, кому в школе не нравилось совсем, теперь они сомневаются в выборе ответа (14 человек, 28%). Большинство детей говорили следующее: «раньше мне в школе не нравилось совсем, а сейчас мне стало интереснее», «мне было скучно, потому что у нас были неинтересные темы, а теперь мне становится интересно, но все равно иногда скучно».
Анализ высказываний детей на 5 вопрос показал, что многие учащиеся стали проявлять интерес к урокам русского языка (32 чел., 64%). Значительно снизился процент детей, которые говорили о внеучебном интересе к школьной жизни (8 чел., 16%). Это доказывается фразами детей: «Мне нравится ходить на технологию», «Мне нравится, когда у нас уроки математики и технологии», «Мне интересно писать, у меня это хорошо получается» и пр.
Анализа ответов на шестой вопрос стал наиболее показателен. Большинство учащихся (28 чел. 56%) выбрали занятия, связанные со школьной деятельностью (чтение, решение примеров, выполнение письменных упражнений): «Мне стало нравится в школе, я думаю, если бы я остался дома, я бы все равно делал что-то полезное, учился, потому что играть мне уже не так интересно».
Следует отметить, что увеличилось количество детей с положительным отношением к школе, как правило, у этих детей сформирована внутренняя позиция школьника, и она находится на высоком уровне. Количество учащихся с отсутствующим интересом к школе снизился в два раза, что свидетельствует о заинтересованности детей в посещении школы, получении знаний в контакте с одноклассниками и учителями.
Выводы. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов позволили нам сделать следующие выводы:
1. Уровень отношения к школе у учеников в сравнении с констатирующим экспериментов повысился;
2. У учащихся преобладает интерес к внешней атрибутике, но значительно снизился процент детей с низким интересом к школе.
Таким образом, изучение теоретического материала и анализ практического опыта позволили нам определить, что достаточно часто младшие школьники не имеют даже среднего уровня познавательной мотивации, и одним из самых эффективных способов повышения уровня познавательной мотивации к учению, является использование специальных приемов, методов и развивающих заданий на различных уроках. Огромный развивающий потенциал имеют уроки русского языка в аспекте изучения грамматико-орфографических тем.
Литература:
1. Асеев, В.Г. Проблема мотивации и личности / В.Г. Асеев. - М., 2013. - 122 с.
2. Божович, Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста / Л.И. Божович // Очерки психологии детей / Под ред. А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. - М., 2010. - С. 163-183.
3. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии / Л.С. Выготский // Собрание сочинений в 6-ти т. - Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-256
4. Иванова, Н.В. Развивающие возможности технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» для младших школьников / Н.В. Иванова, Л.А. Эрментраут, Н.В. Эрментраут // Современные проблемы науки и образования. -2016. - № 3. - С. 244
5. Колесова, О.В. Современные подходы к формированию самооценки у детей младшего школьного возраста / О.В. Колесова, С.А. Зайцева, Н.В. Захарычева // Карельский научный журнал. - 2021. - Т. 10. - № 1 (34). - С. 24-28.
6. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №4. - С.11.
7. Леонтьев, А.Н. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / А.Н. Леонтьев. - Новосибирск, 2012. - 89 с.
8. Малинин, В.А., Повшедная Ф.В., Пугачев А.В. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №1. - С. 2.
9. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис., А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
10. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учебное пособие / М.В. Матюхина / Волгоградский пед. Институт им. А.С. Серафимовича. - Волгоград, 2013. - 197 с.
11. Рогова, Е.Е. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте / Е.Е. Рогова, З.И. Гадаборшева // Ученые записки университета Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-ucheniya-v- mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 20.06.2022).
12. Сафронова, И.А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / И.А. Сафронова. - М.: Просвещение, 2011.
Педагогика
УДК 37.012
заместитель директора по УВР Ильин Олег Игоревич
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 350 Невского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург)
КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. В условиях возрастания количества и усиления степени воздействия на безопасность жизнедеятельности подрастающего поколения различных угроз, актуализируется задача поиска новых методов по ее обеспечению. В работе показано, что массовое мероприятие может явиться наиболее эффективной формой воспитательной работы. Выделено 6 этапов подготовки и проведения массового мероприятия, а также ключевые педагогические требования. Приведенные в работе педагогические требования к проведению массового мероприятия положены в основу предлагаемой концепции его проведения по безопасности жизнедеятельности. В статье раскрыта предложенная концепция проведения массового мероприятия по безопасности жизнедеятельности для учащихся общеобразовательных учреждений. Отражено, что идея концепции заключается в достижении синергетического эффекта от объединения различных предметных, содержательно-целевых и организационно-методических блоков массового мероприятия. Концепция предусматривает ориентацию на формирование культуры безопасности учащихся и проведение мероприятий для разновозрастных участников, сочетание в одном мероприятии различных форматов проведения и иные положения. Представлены принципы построения современной системы воспитания культуры безопасности школьников. Предложена тематика массовых мероприятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Отличительной особенностью представленной тематики является выделение возможного формата проведения онлайн или оффлайн. Предлагаемая тематика раскрыта для каждого раздела учебного модуля. Описано эмпирическое исследование, проведенное на базе ГБОУ СОШ №350 г. Санкт-Петербург с участием 119 респондентов. Целью эмпирического исследования явилось выявление востребованности новой методики проведения массового мероприятия по ОБЖ у учащихся. Также эмпирическое исследования было нацелено на выявление наличия мотивов у учителей-предметников поддержать предлагаемую концепцию. Показано, что сочетание разных форматов проведение мероприятий поддерживается 93% учителей-предметников.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, ОБЖ, массовое мероприятие, школа, синергетический эффект.
Annotation. In the context of an increase in the number and intensification of the degree of impact on the life safety of the younger generation of various threats, the task of finding new methods to ensure it is being updated. The paper shows that a mass event can be the most effective form of educational work. There are 6 stages of preparation and holding of a mass event, as well as key pedagogical requirements. The pedagogical requirements given in the paper for holding a mass event form the basis of the proposed concept of holding it in terms of life safety. The article reveals the proposed concept of holding a mass event on life safety for students of educational institutions. It is reflected that the idea of the concept is to achieve a synergistic effect from the combination of various subject, content-target and organizational-methodological blocks of a mass event. The concept provides for a focus on building a culture of student safety and holding events for participants of different ages, combining different formats of holding in one event and other provisions. The principles of building a modern system for educating the safety culture of schoolchildren are presented. The theme of mass events on the subject "Fundamentals of life safety" is proposed. A distinctive