Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Татьяна Александровна

Одной из важнейших государственных задач является воспитание подрастающего поколения. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обучающиеся осваивают большое количество компетенций, изучаемых на различных предметах. Особое место занимает вопрос обеспечения безопасности личности, общества и государства. Этому вопросу посвящены темы в таких предметах как география, биология, история, но особое место занимает предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», ведь именно в этом курсе интеграция всех знаний и умений, которые были изучены на школьных занятиях. В работе рассмотрены вопросы использования факультативного курса «Природно-очаговые заболевания Омской области» во внеурочной деятельности по ОБЖ для формирования познавательного интереса и повышения уровня знаний обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE OPTIONAL COURSE "NATURAL-FOCAL DISEASES OF OMSK REGION" IN TEACHING THE BASICS OF LIFE SAFETY

One of the most important state tasks is the education of the younger generation. In accordance with the federal state educational standard (FSES), students master a large number of competencies studied in various subjects. A special place is occupied by the issue of ensuring the security of the individual, society and the state. Topics in such subjects as geography, biology, and history are devoted to this issue, but a special place is occupied by the subject "Fundamentals of Life Safety", because it is in this course that all the knowledge and skills that were studied in school classes are integrated. The paper deals with the use of the optional course "Natural focal diseases of the Omsk region" in extracurricular activities on OBZH for the formation of cognitive interest and increasing the level of knowledge of students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2. Королева Ю.А. Социально-психологическая компетентность детей и подростков с отклонениями в развитии как условие успешности инклюзивного процесса // Концепт. 2016. Т. 20. - С. 81-85. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56331.htm.

3. Насибуллина А.Д. Исследование личностного адаптационного потенциала и коммуникативных установок молодых инвалидов // Мир науки. 2018. Т. 6. №3. Режим доступа: Ы^://тк-nauki.com/PDF/47PSMN318.pdf

4. Официальный сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» // Образование для всех: информационный бюллетень № 2. 2017. Режим доступа: http://www.perspektiva-inva.ry/index.php?id-247

5. Павлова А.М. Субъективные особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья, препятствующие их успешной адаптации // Молодой ученый. 2016. №18. - С. 193-196.

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Одной из важнейших государственных задач является воспитание подрастающего поколения. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обучающиеся осваивают большое количество компетенций, изучаемых на различных предметах. Особое место занимает вопрос обеспечения безопасности личности, общества и государства. Этому вопросу посвящены темы в таких предметах как география, биология, история, но особое место занимает предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», ведь именно в этом курсе интеграция всех знаний и умений, которые были изучены на школьных занятиях. В работе рассмотрены вопросы использования факультативного курса «Природно-очаговые заболевания Омской области» во внеурочной деятельности по ОБЖ для формирования познавательного интереса и повышения уровня знаний обучающихся.

Ключевые слова: факультативный курс, внеурочная деятельность, основы безопасности жизнедеятельности.

Annotation. One of the most important state tasks is the education of the younger generation. In accordance with the federal state educational standard (FSES), students master a large number of competencies studied in various subjects. A special place is occupied by the issue of ensuring the security of the individual, society and the state. Topics in such subjects as geography, biology, and history are devoted to this issue, but a special place is occupied by the subject "Fundamentals of Life Safety", because it is in this course that all the knowledge and skills that were studied in school classes are integrated. The paper deals with the use of the optional course "Natural focal diseases of the Omsk region" in extracurricular activities on OBZH for the formation of cognitive interest and increasing the level of knowledge of students.

Keywords: elective course, extracurricular activities, fundamentals of life safety.

Введение. Обеспечение безопасности является одной из потребностей государства, общества и личности. Разнообразие форм обучения в современной школе направлено на успешное выполнение поставленных образовательных задач. В современном образовательном процессе на первый план выступает не просто овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, объём которых постоянно растёт, а сама личность ученика как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Одной из форм, удовлетворяющих потребности современного обучающегося, может быть факультативный курс, целью которого является удовлетворение познавательного интереса школьников [2].

Большое количество межпредметных связей в ОБЖ говорит о том, что сам предмет охватывает разные области знания. Факультативный курс является важным составляющим звеном не только в профориентационной работе, но и в удовлетворении познавательного интереса обучающихся, что показывает актуальность выбранной темы.

Изложение основного материала статьи. Теоретическую базу исследования в работе составили труды ученых, которые рассматривают программу обучения по основам безопасности жизнедеятельности учащихся как одно из важных течений развития образования, в частности таких, как: В.В. Маркова, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников и др. [3, 7]. Проблеме организации факультативных занятий посвящены научные труды А.М. Матюшкина, Р.П. Шульга и др. [4, 8]. В работах Т.В. Мельниковой и Т.Ф. Михнюк раскрыты цели и содержания факультативных занятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» [5, 6]. В исследованиях О.Л. Князевой определены основные формы и методы проведения факультативных занятий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» [2]. Однако проблема организации факультативных занятий курса ОБЖ на основе региональных материалов в настоящее время изучена недостаточно.

Факультатив (лат. facultas - возможный, необязательный, данный на выбор) - курс, который выбирают ученики для углубления и расширения знаний по определенному предмету в соответствии с желаниями и интересами, предназначенный для построения индивидуальной образовательной программы ученика. Факультативные курсы, указывает Р.П. Шульга, обеспечивают углубленное изучение понятий, изучаемых в основном курсе, объем знаний, ограниченный школьной программой. При преподавании факультативных курсов применяются формы и методы, характерные для внеклассных занятий [8]. Дифференцировать факультативные занятия можно по содержанию, как представлено на рис. 1.

В настоящее время в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» при организации внеурочной деятельности учителями используются как активные, так и пассивные методы обучения. К пассивным относятся следующие методы обучения: лекция, беседа, дискуссия, объяснение, рассказ, работа с книгой, а к активным - дискуссионные, игровые и проблемные методы обучения.

К предметной

н к 3 направленности

я м ф общеразвивающей

3 я направленности

со

н я общекультурной

н л е\ Ъ направленности

Л я е пр о фо риентацио нны е

Рисунок 1. Классификация факультативных занятий по содержанию

Н.П. Абаскалова рекомендует на факультативных занятиях курса ОБЖ использовать практико-ориентированные методы обучения. Важным условием применения практико-ориентированного метода обучения, является то, что учащийся становится не объектом учебного процесса, а его субъектом, имеющим возможность принимать активное участие в процессе обучения [1].

Рассмотрим принципы практико-ориентированного метода обучения на факультативных занятиях курса ОБЖ. Основные принципы, на которые опирается педагог при реализации практико-ориентированного метода обучения - это принципы самостоятельности, свободы и сотрудничества. Принцип самостоятельности - подразумевает организацию учебного процесса таким образом, чтобы дать учащимся возможность самостоятельного поиска и усвоения учебного материала, а также возможность осуществления самостоятельной и исследовательской деятельности. Принцип свободы - направлен на то, что педагог должен предоставлять учащимся свободу выбора в поиске учебного материала, его усвоении, представлении собственных работ и т.д. То есть, педагог не должен ставить учащихся в рамки и шаблоны по освоению учебной информации. Принцип сотрудничества - предусматривает равноправное участие педагога и учащихся в учебном процессе [5].

Таким образом: каждое факультативное занятие должно быть интересно и познавательно, увлекать учащихся, мотивируя на обучение. Учебные задания должны быть не только интересны, но и выполнимы в процессе осуществляемой практической деятельности, их необходимо организовывать не по шаблону и стандарту, а делать оригинальными и запоминающимися, а также в соответствие с возрастом и уровнем развития учащихся. Предметно-ориентированный метод обучения призван изучать предмет не ради предмета, а видеть значение рассматриваемых проблем (значение теоретическое, практическое, для расширения кругозора и т.п.).

Материалы и методы. В ходе проведенного исследования нами был разработан и реализован во внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности факультативный курс «Природно-очаговые заболевания Омской области» для обучающихся 8-х классов. Программа курса направлена на дополнение базовых знаний по ОБЖ и биологии. Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Программа факультативного курса «Природно-очаговые заболевания Омской области» рассчитана на 34 часа (таблица 1).

Таким образом, представлено содержание факультативного курса «Природно-очаговые заболевания Омской области» для обучающихся 8-х классов. Отметим, что в содержание данного курса включены активные методы обучения, такие как практико-ориентированный и проектный.

Таблица 1

Содержание факультативного курса «Природно-очаговые заболевания Омской области»

№ п/п Тема урока Кол-во часов Вид занятия

1 2 3 4

Введение (1 ч.)

1. Главные ценности и приоритеты современного человека. Задачи курса. Сущность понятия «природно-очаговые заболевания». 1 Лекция

Тема 1. Природно-очаговые заболевания Омской области (10 ч.)

2. Понятие о природном очаге болезни и природной очаговости. 1 Лекция

3. Факторы окружающей среды, характер их воздействия на организм человека на материалах Омской области. 1 Лекция

4. Природные условия жизни в Омской области. 1 Лекция

5. Анализ природных условий жизни в Омской области. 1 Презентация

6. Мониторинг окружающей среды в Омской области. 1 Практическая работа №1

7. Социальные условия жизни в Омской области. 1 Лекция

8. Анализ социальных условий жизни в Омской области. 1 Презентация

9. Болезни как процесс и формы адаптации человека к среде обитания на материалах Омской области. 1 Видеофильм

10. Проекты по теме «Природно-очаговые заболевания Омской области». 2 Защита проектных работ

Тема 2. Специфика природно-очаговых заболеваний в Омской области (11 ч.)

11. Экология - наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания. 1 Лекция

12. Медицина - область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний, способах их лечения и профилактики. 2 Лекция

13. Влияние природно-очаговых заболеваний в Омской области на здоровье населения. 1 Практическая работа №2

14. Специфика природно-очаговых заболеваний Омской области. 2 Видеофильм

15. Экологические проблемы в городе и регионе. 1 Выступление обучающихся

16. Пути решения экологических проблем, связанных с охраной здоровья на материалах Омской области. 1 Презентация

17. Генетика и биологический возраст. 1 Видеофильм

18. За здоровый образ жизни. 1 Семинар

19. Проекты по теме «Экология и медицина в изучении и укреплении здоровья человека». 1 Защита проектных работ

Тема 3. Практическая экология (3 ч.)

20. Мониторинг природно-очаговых заболеваний в Омской области. 1 Практическая работа №3

21. Планирование мероприятий по профилактике природно-очаговых заболеваний в Омской области. 2 Практическая работа №4

Тема 4. Здоровое общество-будущее нации (7 ч.)

22. Понятие здоровье и его структура. 1 Лекция

23. Инфекционные заболевания. 1 Презентация

24. Анализ и составление карты сезонных заболеваний школьников. 1 Практическая работа №5

25. Оценка индивидуального здоровья. 1 Практическая работа №6

26. Вредные вещества в доме и их источники. 1 Видеофильм

27. Портрет здорового человека. 1 Презентация

28. Проекты по теме «Здоровое общество - будущее нации». 1 Защита проектных работ

Тема 5. Итоговое занятие (2 ч.)

29. Научно практическая конференция, посвященная Дню здоровья. 2 Защита проектных работ

Итого: 34

Экспериментальная педагогическая работа проводилась на базе БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 68». В эксперименте принимали участие обучающиеся 8-х классов в количестве 40 человек. Экспериментальным классом, в котором проводился факультативный курс «Природно-очаговые заболевания Омской области» стал 8Б класс в количестве 20 обучающихся. Контрольным классом, в котором работа в рамках ОБЖ проводилась в обычном режиме выступил 8А класс в количестве 20 обучающихся.

Эксперимент состоял из 2 этапов - констатирующего и формирующего. На констатирующем этапе

эксперимента были выполнены:

1. Разработка рабочей программы факультативного курса по ОБЖ «Природно-очаговые заболевания Омской области» в соответствии с особенностями проведения факультативного курса по предмету ОБЖ требованиями к рабочим программам факультативных курсов.

2. Диагностика познавательного интереса учащихся (методика выявления познавательного интереса Г.И. Щукиной) [9].

3. Диагностика уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности в контрольном и экспериментальном классах проводилась при помощи тестирования (10 заданий, каждое из заданий оценивается 1-3 баллов, в зависимости от сложности вопроса и полноты ответа обучающихся).

На формирующем этапе экспериментальной работы были выполнены следующие действия:

1. Апробация факультативного курса по ОБЖ «Природно-очаговые заболевания Омской области» в образовательном процессе 8 класса.

2. Повторная диагностика уровня познавательного интереса по Г.И. Щукиной и уровня знаний по ОБЖ.

Результаты. Интерпретация результатов, полученных при выявлении уровня познавательного интереса у

обучающихся 8-х классов по методике Г.И. Щукиной на разных этапах эксперимента представлена на рисунке 1.

Констатирующий этап

Формирующий этап

5"60 I 50

I40

>- , 30 о

120 м

£ Ю я 0

с "

3

45

40

ээ ээ

Низкий Средний Высокий

40

20

65

50

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15

Низкий Средний Высокий

Уровень познавательного интереса

Контрольный кчасс ■ Экспериментальный класс

Рисунок 1. Динамика уровня познавательного интереса обучающихся на этапах эксперимента

На констатирующем этапе процент обучающихся экспериментального класса с высоким уровнем познавательного интереса составил 10%, со средним уровнем 50%, а с низким 40%. В контрольном классе показатели оказались следующими: 45% обучающихся с низким уровнем познавательного интереса, 55% -средний уровень, обучающихся с высоким уровнем выявлено не было.

После проведения факультативного курса на формирующем этапе в экспериментальном классе замечены следующие изменения: количество обучающихся с высоким уровнем познавательного интереса увеличилось на 5%, со средним уровнем - увеличилось на 15%, а обучающихся с низким уровнем познавательного интереса сократилось на 20%. В контрольном классе на формирующем этапе эксперимента уровень познавательного интереса обучающихся оказался практически без изменений - сократилось количество обучающихся с низким уровнем на 5% и увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем на 5%, а количество обучающихся со средним уровнем познавательного интереса осталось прежним - 55%.

При диагностике уровня знаний по ОБЖ на разных этапах эксперимента получены следующие показатели (рисунок 2). На начальном этапе контрольный класс показал следующие результаты: обучающихся с высоким уровнем сформированности знаний 5%, со средним уровнем - 25%, с низким - 70%. Показатели уровня знаний по ОБЖ формирующего этапа контрольного класса имели следующую динамику: количество обучающихся со средним уровнем знаний по ОБЖ увеличилось на 10%, с низким - на 5%, а с высоким уровнем знаний снизилось на 10%.

Рисунок 2. Динамика уровня сформированности знаний по основам безопасности жизнедеятельности на этапах эксперимента

На констатирующем этапе данные экспериментального класса были такими: обучающихся с высоким уровнем сформированности знаний - 5% от общего числа, а это лишь один обучающийся. Средний уровень сформированности знаний по ОБЖ показали 30%, и у 65% обучающихся был отмечен низкий уровень сформированности знаний по ОБЖ. Диагностика уровня знаний по ОБЖ на формирующем этапе показала, что в экспериментальном классе количество обучающихся с высоким уровнем знаний по ОБЖ возросло в четыре раза и составило 20%, со средним уровнем знаний увеличилось в два раза и составило 60%, а с низким уровнем знаний соответственно сократилось на 45% и составило 20%.

Представленные выше показатели позволяют говорить об эффективности применения факультативного курса «Природно-очаговые заболевания Омской области» по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 8-х классов во внеурочной деятельности.

Выводы:

1. В ходе проведенной работы была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по вопросу применения факультативных курсов в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Было выявлено, что в процессе проведения факультативных занятий по ОБЖ учителем используются как пассивные, так и активные методы обучения, а также широко применяются практико-ориентированный и проектный метод обучения.

2. В соответствии с требованиями разработан и апробирован факультативный курс «Природно-очаговые заболевания Омской области» во внеурочной деятельности по ОБЖ для обучающихся 8-х, рассчитанный на 34 часа.

3. Эффективность реализации разработанной программы факультативного курса «Природно-очаговые заболевания Омской области» во внеурочной деятельности обучающихся 8 класса выявила, что применение программы прошло успешно на основании положительной динамики уровня познавательного интереса и уровня знаний: количество обучающихся с высоким уровнем познавательного интереса увеличилось на 5%, со средним уровнем - увеличилось на 15%, а с низким уровнем - сократилось на 20%; количество обучающихся с высоким уровнем знаний по ОБЖ возросло в 4 раза и составило 20%, со средним уровнем знаний увеличилось в 2 раза и составило 60%, а с низким уровнем знаний сократилось и составило 20%.

Литература:

1. Абаскалова Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе [Текст] / Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 302 с.

2. Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности школьников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О.Л. Князева // Вопросы психологии. - 2017. - №5. - С. 86-93.

3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983 - 96 с.

4. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2017. - №4. - С. 5-17.

5. Мельникова Т.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Т.В. Мельникова. -СПб, 2006. - 18 с.

6. Михнюк Т.Ф. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Т.Ф. Михнюк. - Минск: ИВЦ Минфина, 2015. - 341 с.

7. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учеб. для общеобр. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; РАН, РАО, изд-во - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 224 с.

8. Шульга Р.П. Средство повышения интереса к познавательной деятельности [Текст] / Р.П. Шульга // Педагогика. - №12. - 2016. - С. 9-10.

9. Щукина И.Н. Пути формирования исследовательских умений у детей [Текст] / И.Н. Щукина // Вектор науки ТГУ. - 2017. - № 4. - С. 445-447.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.