Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Татьяна Александровна

В работе рассматривается понятие познавательной компетенции обучающихся. Приводится теоретический анализ применения внеурочных занятий по основам безопасности жизнедеятельности и их значимость в формировании познавательного интереса обучающихся. Особое внимание уделено развитию познавательной деятельности в подростковом возрасте при обучении в условиях современно оснащенного технопарка. Данная работа может быть полезна учителям ОБЖ в работе с детьми подросткового возраста для повышения их познавательной компетенции и интереса к предмету ОБЖ при организации внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COGNITIVE COMPETENCE OF STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ON THE BASICS OF LIFE SAFETY

The paper considers the concept of cognitive competence of students. A theoretical analysis of the use of extracurricular activities on the basics of life safety and their importance in the formation of cognitive interest of students is given. Special attention is paid to the development of cognitive activity in adolescence when studying in a modern equipped technopark. This work can be useful for OBZH teachers in working with adolescent children to increase their cognitive competence and interest in the subject of OBZH when organizing extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Литература:

1. Богач, А. Лидерство и руководство. Развитие управленческих компетенций / А. Богач, Г. Новикова. - СПб.: БХВ-Петербург. - 2016. - 224 с.

2. Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией / М. Бауэр; пер. с англ. Альпина Паблишер. - Москва, 2019. - 280 с.

3. Зуб, А.Т. Лидерство в менеджменте / А.Т. Зуб, С.Г. Смирнов // Воскресенье. ЗАО «Принт - Ателье». - Москва, 1999. - 212 с.

4. Понамарева, И.П. Вопросу о формировании проективной культуры у младших школьников / И.П. Понамарева, К.Б. Семенов // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2015. - №110. - С. 1707-1719.

5. Психология руководства: Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента / [Д.Я. Райгородский]. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2005. - 768 с.

6. Семенов, К.Б. Некоторые аспекты развития идей компетентностного подхода в теории и практике образования / К.Б. Семенов, А.С. Семенова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века: сб. научн. тр. - Москва, 2020. - С. 164-170.

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В работе рассматривается понятие познавательной компетенции обучающихся. Приводится теоретический анализ применения внеурочных занятий по основам безопасности жизнедеятельности и их значимость в формировании познавательного интереса обучающихся. Особое внимание уделено развитию познавательной деятельности в подростковом возрасте при обучении в условиях современно оснащенного технопарка. Данная работа может быть полезна учителям ОБЖ в работе с детьми подросткового возраста для повышения их познавательной компетенции и интереса к предмету ОБЖ при организации внеурочной деятельности.

Ключевые слова: познавательная компетенция; познавательная деятельность; внеурочная деятельность; основы безопасности жизнедеятельности.

Annotation. The paper considers the concept of cognitive competence of students. A theoretical analysis of the use of extracurricular activities on the basics of life safety and their importance in the formation of cognitive interest of students is given. Special attention is paid to the development of cognitive activity in adolescence when studying in a modern equipped technopark. This work can be useful for OBZH teachers in working with adolescent children to increase their cognitive competence and interest in the subject of OBZH when organizing extracurricular activities.

Key words: cognitive competence; cognitive activity; extracurricular activities; fundamentals of life safety.

Введение. Под максимально активной познавательной деятельностью на современном этапе развития понимают процесс познания, который выступает в качестве двустороннего процесса. Условия, направленные на активизацию этого процесса, должен создавать учитель, а ученик, в свою очередь, должен затем продемонстрировать результат условий подобного рода. Как справедливо было отмечено М.И. Скаткиной, активизация обучения направлена на формирование личности человека, умеющего решать задачи творческим путем, критически мыслить, а также разрабатывать и затем защищать собственную точку зрения, обновлять свои знания на регулярной основе, соединять теорию с практикой и впоследствии все это использовать для совершенствования действительности. Поскольку познавательная компетенция - это совокупность умений и навыков познавательной деятельности рассмотрим ее структуру (рис. 1) [2, 5].

Рисунок 1. Структура познавательной деятельности

Изложение основного материала статьи. В эксперименте принимали учащиеся 12-13 лет. В качестве одной из основных особенностей этого возраста можно назвать то, что на данном этапе развития происходит формирование у подростка самостоятельного творческого мышления. Как справедливо отмечают в данном аспекте психологи, именно этот возраст является наиболее благоприятным для того, чтобы развивать у детей творческое мышление и всячески его развивать. В связи с этим, при нахождении ребенка в этом возрасте, объективной необходимостью является стимулирование и развитие творческого мышления, а для достижения данной цели стоит ставить перед ним задачи по сравнению объектов, нахождению в них различий и сходств, а также по формированию выводов и общений. Полагаем, что задача учителя в этом случае состоит в том, чтобы «видеть» и включать в познавательную деятельность детей не только с пассивной позицией, но обучающихся с ярко выраженной готовностью к совместному познанию (рис. 2).

/ V

Познавательная активность

Г

Эмоционально-волевая сфера ф МОТи$эщиОННО-познавательная У Сфера интересов У Познавательная сфера

+ * + +

Эмоционэль ность Польза Интерес Новизна

Творческие задания

Рисунок 2. Компоненты познавательной активности

Тактика учителя в данном случае будет направлена на создании благоприятной атмосферы занятий, которая способна снять чувство зажатости, страха, повысить эмоциональный климат в классе, чтобы обучающийся чувствовал себя комфортно. Познавательная активность будет повышаться, когда в коллективе: состояние комфортности, открытости, мотивация на работу, а также когда имеет место ярко выраженная готовность сотрудничать с коллективом и с педагогом. Представляется, что добиться познавательной активности можно с помощью сочетания на уроке как основного материала, так и внеурочной деятельности по курсу «ОБЖ». Во многом это обусловлено тем, что такой вид деятельности даст для учащихся возможности в сфере развития своих интересов, расширения кругозора в целом, а также для развития познавательной активности и творческих способностей [3].

В соответствии с положениями ФГОС НОО РФ, занятия по основным видам внеурочной деятельности выступает в качестве обязательного структурного элемента образовательного процесса. Кроме того, часы, которые отведены для занятий внеурочной деятельности, могут быть использованы по желанию учеников в формах, которые существенно отличаются от традиционных уроков. В данном аспекте также стоит отметить, что ФГОС НОО РФ сегодня определяет ключевые направления такой деятельности [1].

На современном этапе развития предмет «ОБЖ» является обязательным для изучения в школах учебным предметом. Существует достаточно богатый опыт, который в очередной раз подтверждает тот факт, что изучение данного предмета является объективной необходимостью. В частности, освоение этой дисциплины необходимо для того, чтобы школьники знали основные правила безопасности, могли избежать угрозы или помочь себе и окружающим в непростой ситуации любого характера. Очевидно, что впоследствии знания по предмету «ОБЖ» могут спасти жизнь, а также здоровье обучающихся лиц. Одновременно с этим, в целях повышения эффективности преподавания данного предмета, педагог должен совмещать учебную и внеурочную деятельность, которые, кроме прочего, должны быть тесно взаимосвязаны между собой (рис. 3) [4].

В рамках реализации основных направлений внеурочной работы по ОБЖ, педагог должен соблюдать широкую совокупность педагогических требований:

- внеурочная деятельность должна быть различной направленности;

- содержание и форма данной деятельности должны быть полезными;

- на занятии важно учитывать индивидуальные особенности учеников;

- на занятиях стоит совмещать педагогичность и добровольность участия;

- занятия должны быть системными и непрерывными.

Полагаем, что на фоне соблюдения требований подобного рода, удастся сформировать такую систему работы, которая будет характеризоваться наличием трех основных уровней.

1 уровень: использование деятельности подобного рода в целях ликвидации пробелов в умениях и знаниях по предмету. Как правило, именно учитель будет выступать в качестве инициатора таких занятий.

2 уровень: проведение занятий, в которых дети видят интерес. Очень важно не потерять и дальше поддерживать данный интерес, а для достижения данной цели учитывать особенности учеников. Целесообразно сочетать как массовые

мероприятия, так и индивидуальные занятия, постепенно увеличивая процент тех заданий, которые ученики могут выполнять на самостоятельной основе.

3 уровень: полностью самостоятельная деятельность учеников, которая ими осуществляется при решении как практических, так и теоретических проблем.

Стоит отметить, что курс «ОБЖ» является именно тем предметом, который характеризуется весьма активной внеурочной деятельностью. Такая деятельность направлена на формирование ряда личностных качеств, закрепления знаний по курсу и на формирование ЗОЖ. Для повышения общей эффективности занятий подобного рода, предлагается дополнять их встречами со специалистиами ряда служб и ведомств (например, МЧС), собирать детей в группы и команды.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОЕЖ

Рисунок 3. Внеурочная деятельность по основам безопасности жизнедеятельности

К числу ключевых показателей того, что внеурочная деятельность по ОБЖ действительно является эффективной, можно отнести такие показатели, как повышение уровня умений, знаний или навыков, оптимизация настроя учеников, развитие их самостоятельности, эрудированности, повышение активности и иные [4].

В ходе исследования изучалось влияние внеурочной деятельности по ОБЖ на формирование и развитие познавательной компетенции у обучающихся средней школы. Базой исследования стал детский технопарк «Кванториум» города Омска. В эксперименте участвовало 24 обучающихся 12-13 лет 7-х классов общеобразовательных организаций города Омска. В ходе экспериментальной работы была разработана система внеурочных занятий по ОБЖ, направленных на формирование и развитие познавательной компетенции:

1. «Предупреждающие знаки». Лекция с элементами беседы и практическое занятие (симуляция езды на тренажере): отработка правил применения знаков при организации дорожного движения. Диагностирование познавательной активности обучающихся, проверочное занятие на знание знаков и правил дорожного движения.

2. «Оказание первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях». Лекция с элементами беседы и отработка практических навыков с использованием специального оборудования. Определение усвоения и качества знаний обучающихся, отработка практических навыков.

3. «Дорожные знаки приоритета». Ознакомительная лекция и практическое занятие (симуляция езды на тренажере): отработка правил применения знаков при организации ДД. Проверочное занятие на знание знаков и правил дорожного движения.

4. «Первая доврачебная помощь в экстренных ситуациях». Отработка практических навыков с использованием специального оборудования. Определение усвоения знаний, качества знаний и успеваемости обучающихся, отработка практических навыков.

5. Проверочное занятие. Развивающая и образовательная игра. Закрепления навыков, знаний и умений пройденного материала по всем предыдущим занятиям.

Для диагностики уровня познавательного интереса в эксперименте применяли методику Кувалдиной Е.А., а уровень усвоения содержательной учебной информации определяли по методике А.В. Усовой.

В результате педагогического эксперимента была проанализирована динамика познавательного интереса обучающихся, она отображена на рисунке 4.

Рисунок 4. Динамика познавательного интереса обучающихся на этапах эксперимента

В экспериментальной группе количество обучающихся с низким уровнем познавательного интереса уменьшилось на 16,0%, со средним уровнем повысилось на 13,0%, с высоким уровнем увеличилось на 3,0%.

Проанализировав на формирующем этапе показатели навыков безопасного поведения на дороге можно отметить, что количество учащихся с высоким уровнем навыков безопасного поведения на дороге увеличилось на 10,0%, со средним уровнем - значения не изменились, а с низким уровнем навыков безопасного поведения на дороге сократилось на 10,0% (рис. 5).

Успешность применения формирующего воздействия А.В. Усова предлагает определять следующим образом:

Если после проведения мероприятий программы формирующего эксперимента Vэкс.. > 1, то применяемая программа может считаться эффективной. Значения коэффициентов у учащихся после формирующего воздействия приведены в таблице 1.

Формирующий этап

поучающиеся

лаборатории

безопасности

уровень сформирова нности навыков безопасного поведения на дороге

высокий средшш низкии

высокий среднтш низкии

Рисунок 5. Динамика уровня сформированности навыков безопасного поведения на дороге у обучающихся на

этапах эксперимента

Таблица 1

Значения коэффициента навыков безопасного поведения на дороге учащихся лаборатории безопасности

Этапы эксперимента Учащиеся лаборатории безопасности Коэффициент сформированности (развития) понятий

Констатирующий 0,85 Vэкс.= 0,85/0,75 =1,09>1

Формирующий 0,75

Как следует из вышесказанного, применение разработанного комплекса занятий формирующего эксперимента можно считать успешным.

£ I-

и о £ ф

(0

со ф

с

и >

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

75.4

обучающиеся

лаборатории

безопасности

Этапы эксперимента

Констатирующий этап Формирующий этап

Рисунок 6. Динамика успеваемости обучающихся на этапах эксперимента

Выводы:

1. Внеурочная работа выступает в качестве вполне обоснованного и логичного дополнения и продолжения уроков учеников по предмету и во многом основана на тех же принципах педагоги, что и их основная деятельность. Во внеурочное время также должна осуществляться как исследовательская, так и проектная деятельность, мероприятия, а также олимпиады. Все это способствует формированию ключевых компетенций обучающихся.

2. В ходе эксперимента был разработан и реализован комплекс из 5 занятий по формированию познавательной компетенции у обучающихся во внеурочной деятельности по ОБЖ.

3. Реализация занятий в рамках лаборатории безопасности показала положительную динамику познавательного интереса обучающихся: количество обучающихся с низким уровнем познавательного интереса сократилось на 16,0%, количество обучающихся со средним уровнем познавательного интереса увеличилось на 13%, а с высоким уровнем -выросло на 3,0%.

4. Использование практических занятий во внеурочной деятельности по ОБЖ положительно повлияло на динамику уровня сформированности навыков безопасного поведения на дороге: количество учащихся с высоким уровнем увеличилось на 10,0%, со средним уровнем - значения не изменились, а с низким уровнем навыков сократилось на 10,0%, также выросла и успеваемость по предмету на 7%.

Литература:

1. Беликова, Е.В. Познавательная активность учащихся как инструмент обучения при реализации ФГОС в средней школе / Е.В. Беликова. // Молодой ученый. - 2018. - № 34 (220). - С. 98-100.

2. Волкова, К.П. Формирование ключевых компетенций учащихся к внеурочной и урочной деятельности / К.П. Волкова. // Молодой ученый. - 2019. - 6 с.

3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя [Текст] / А.К. Маркова. М., 1983. - 96 с.

4. Скляренко А.Н. Внеурочные занятия по основам безопасности жизнедеятельности // Управление современной школой. - №7. - 2008. - 51 с.

5. Давлетшина, А.А. Возможности детского проектирования в формировании основ безопасного поведения в рамках реализации ФГОС ДО / Давлетшина А.А. //Вестник педагогических наук. - Белгород. № 2, 2022. - С. 170-175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.