Педагогика
УДК 378
кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ОСНОВАМ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА
Аннотация. Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся. Суть активизации обучения у школьников заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания». Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание обучающимися возможно при изучении раздела медицинских знаний на уроках безопасности жизнедеятельности. В работе описано влияние практико-ориентированных занятий с применением проблемного подхода по разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» на уроках ОБЖ на уровень практических умений у обучающихся 9-х классов.
Ключевые слова: практические умения, основы первой помощи, школьный урок, применение проблемного подхода в образовании, основы безопасности жизнедеятельности.
Annotation. The improvement of the learning process is determined by the desire of teachers to activate the educational and cognitive activities of students. The essence of the activation of learning among schoolchildren is in such an organization of educational activities, in which the student acquires the basic skills of obtaining knowledge and on the basis of this will learn to "extract knowledge" independently. Pedagogical practice shows that the emergence of a problem situation and its awareness by students is possible when studying the section of medical knowledge in the lessons of life safety. The paper describes the impact of practice-oriented classes with the use of a problem-based approach in the section "Fundamentals of medical knowledge and first aid" in OBH lessons on the level of practical skills in students of the 9th grade.
Keywords: practical skills, basics of first aid, school lesson, application of the problem approach in education, basics of life safety.
Введение. В настоящее время активно формируется мировая тенденция по улучшению состояния здоровья населения через образование. Идея формирования у молодых людей мотивации к здоровому образу жизни в полной мере реализовалась в комплексной учебной программе по основам безопасности жизнедеятельности, разработанной в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Актуальность проблемы наличия в содержании современных образовательных программ медицинских знаний в доступной для обучающихся форме неоспорима, но при этом важным аспектом остается содержательное наполнение данной программы. В.В. Попенко отмечает, что приобретение знаний и навыков в области сохранения здоровья, предоставления первой медицинской помощи возможно при использовании интерактивных методов, а не только традиционных форм дидактического обучения. Это означает такую учебную деятельность, в которой ученики принимают активное участие, практикуя различные личные и социальные навыки, что способствует лучшему усвоению знаний и формированию жизненных ценностей [6].
Изложение основного материала статьи. В примерной программе по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» жизнедеятельности для учащихся 5-9 классов предусмотрен раздел «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи», предусматривающий формирование компетенций (рис. 1). [7].
Компетенции, формируемые у обучающихся при изучении раздела
«Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»
3 х
е
о X V К
4
Наличие представления об основах медицинских знаний и об оказании первой помощи, готовность и способность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; сформированность ценностно-
смысловой ориентации у учащихся; способность к проектированию собственной деятельности по здоровьесбережению и сохранению жизни.
л X т
I
ч С?
<и Рн
Способность к анализу последствий неотложных состояний в случаях, несвоевременного оказания первой помощи; соблюдение последовательности действий при оказании первой помощи в разнообразных ситуациях; умение анализировать причины массовых поражений в условиях ЧС различного характера; выполнение приемов оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений в паре/втроем; отработка основных приемов оказания первой медицинской помощи в различных условиях.
о
х л
£
й «
ей X
СП О
С
Знакомство с общей характеристикой травм и повреждений; освоение правил оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений; знание о неотложных состояниях, требующих оказания первой медицинской помощи; умение накладывать повязки, оказывать первую медицинскую помощь травмах и отравлениях, владение способами остановки кровотечения; знакомство с причинами массовых поражений в условиях ЧС различного характера, с системой мер по защите населения в случае возникновения массовых поражений; изучить мероприятия по оказанию помощи населения в местах массовых поражений.
4>
X и к
Й и к
X
>>
2 2 О
и
Обеспечение развития социальной компетентности и учет позиции партнеров по общению или деятельности; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интеграция в группу сверстников, а также взрослых, взаимодействуя и сотрудничая с ними при достижении предметных и межпредметных результатов обучения.
Рисунок 1. Компетенции, формируемые у обучающихся при изучении раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» на уроках ОБЖ
Однако, учебная программа по ОБЖ А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова для 5-9 классов содержит крайне ограниченное количество часов на изучение основ медицинских знаний и оказание первой помощи: в 5 классе - 8 часов, в 6,7,8 классах - по 4 часа, в 9 классе - 3 часа [7].
В настоящее время, существуют множество точек зрения, относительно метода проблемного обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь) [4, 5]. Обобщая мнения различных исследователей, можно сказать: основой проблемного обучения считается создание проблемных ситуаций и решение проблем. Доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на ее разрешение. Проблемная ситуация подразумевает, что человек натолкнулся на что-то непонятное, требующее решения, попал в ситуацию интеллектуального затруднения [2]. Схема примера проблемного урока представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Схема проблемного урока
Таким образом, проблемный метод положительно отражается на процессе обучения ОБЖ, а также на отношении обучающегося к самому процессу получения информации, хотя важно отметить, что подача материала занимает большее количество времени, нежели при традиционном подходе. Развитие у обучающихся интереса к творческому поиску, прохождению препятствий на пути к решению проблемы, поставленной на уроках ОБЖ, инициативности, оригинальности возможно, лишь при условии творческой деятельности самого педагога.
С целью определения уровня сформированности практических умений оказания пострадавшим первой помощи у обучающихся 9 класса нами проведено исследование на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Тарко-Сале. В исследовании приняли участие 40 обучающихся 9-х классов: 20 обучающихся 9 «А» класса - экспериментальный класс и 20 человек - 9 «Б» класс - контрольный класс. Исследование проходило в 2 этапа:
Констатирующий этап - выявлялся уровень сформированности практических умений по оказанию первой помощи.
Формирующий этап - разрабатывались и проводились практико-ориентированные занятия с применением проблемного подхода для обучающихся 9 класса по разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» на уроках ОБЖ. Также проводился анализ результатов эффективности использования практико-ориентированных занятий с применением проблемного подхода у обучающихся 9 класса по авторским методикам.
В ходе исследования для выявления уровня умений по оказанию первой помощи у обучающихся использованы следующие методики:
- авторская методика выявления уровня сформированности практических умений по оказанию первой помощи (автор А.В. Воробьев) [1];
- авторская методика выявления уровня сформированности умений по оказанию первой помощи (автор Е.В. Голоушкина) [3].
В рамках методики А.В. Воробьева нами предложено обучающимся выполнить практические задания на следующие темы:
1. Первая помощь при кровотечениях.
2. Первая помощь при травмах.
3. Сердечно-легочная реанимация.
4. Первая помощь при ранениях мягких тканей.
Наглядные и практические задания выполнялись на тренажере «Максим». При оказании первой помощи при кровотечениях обучающимся 9-х классов предлагалось выполнить задание: остановить венозное кровотечение. При оказании первой помощи при травмах обучающимся 9-х классов предлагалось выполнить задание: перелом фаланги указательного пальца левой руки, иммобилизировать палец. При оказании первой помощи при сердечно-легочной реанимации обучающимся 9-х классов предлагалось выполнить задание: продемонстрировать выполнение прямого массажа сердца. При оказании первой помощи при ранениях мягких тканей обучающимся 9-х классов предлагалось выполнить задание: порез пальца, наложить повязку. За каждое правильно выполненное практическое умение оказания первой помощи обучающийся получал 1 балл. Оценка практических умений производилась следующим образом: высокий уровень - 7-8 баллов; средний уровень - 4-6 баллов; низкий уровень - 1-3 балла.
В ходе исследования проводилось тестирование обучающихся 9-х классов на выявление уровня практических умений в области оказания первой помощи на констатирующем этапе эксперимента по методике А.В. Воробьева (рисунок 3).
Анализ результатов выполнения обучающимися 9-х классов практических заданий показал, что уровень сформированности практических умений по оказанию первой помощи в контрольной и экспериментальной группах практически одинаковый.
Рисунок 3. Уровень практических умений обучающихся в контрольном и экспериментальном классах на констатирующем этапе эксперимента (по методике А.В. Воробьева)
Так, большая часть учащихся экспериментальной группы (60%) и контрольной группы (55%) продемонстрировала незнание методики оказания первой помощи. 30% обучающихся экспериментальной группы и 25% - контрольной группы не могут быстро сориентироваться в понятиях и способах оказания первой помощи и, тем более, грамотно и максимально быстро действовать при возникновении таковых, что говорит о том, что у обучающихся сформированы практические умения по оказанию первой помощи на среднем уровне. 10% испытуемых экспериментальной группы и 20% обучающихся контрольной группы справились со всеми предложенными заданиями, допускали небольшие ошибки.
Кроме того, в эксперименте для выявления практических умений оказания первой помощи применяли методику Е.В. Голоушкиной, которая включала ситуационные задачи, разделенные на 4 блока: первая помощь при кровотечениях, первая помощь при травмах, сердечно-легочная реанимация, первая помощь при ранениях мягких тканей. Результаты представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Уровень практических умений обучающихся в контрольном и экспериментальном классах на констатирующем этапе эксперимента (по методике Е.В. Голоушкиной)
Анализ результатов решения обучающимися 9-х классов ситуационных задач показал, что практические умения по оказанию первой помощи в контрольной и экспериментальной группах сформированы практически на одном уровне. Так, половина обучающихся экспериментальной и контрольной групп (50%) не смогли выполнить предложенные задания или допускали ошибки по оказанию первой помощи. 40% обучающихся экспериментальной группы и 35% обучающихся контрольной группы не могут быстро сориентироваться в понятиях и способах оказания первой помощи, выполнили задание с подсказками одноклассников или педагога, что свидетельствует о среднем уровне сформированности практических умений. 10% испытуемых экспериментальной группы и 15% обучающихся контрольной группы справились со всеми предложенными заданиями без посторонней помощи. Таким образом, результаты, полученные на констатирующем этапе исследования, позволяют говорить о необходимости разработать и реализовать практико-ориентированные занятия с применением проблемного подхода по разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» на уроках ОБЖ.
В формирующем эксперименте принимали участие только обучающиеся 9 «А» класса, в котором был апробирован комплекс практических заданий по разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» на основе проблемного подхода в соответствии с тематическим планом школы (таблица 1).
При проведении практических занятий по освоению умениями оказания первой помощи мы использовали групповые методы (работу в парах, в группах). Такая организация учебного процесса позволила рационально использовать время занятия (одновременно включить в процесс всех обучающихся) и содействовать повышению познавательного интереса школьников. Каждое задание для практической работы обучающихся предваряла демонстрация того или иного способа действия. При демонстрации использовали не только изобразительные средства или слайды, но и проводили показательное выполнение практического действия с помощью учеников-статистов.
Таблица 1
Комплекс практико-ориентированных занятий с применением проблемного подхода для обучающихся 9 класса по разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской
помощи»
№ Тема Вид задания Формируемые умения
1 Первая помощь при ранениях Класс делится на три команды, задание дается в виде кратких ситуационных задач. Формирование умения распознавать виды ран и оказывать первую помощь.
2 Правила остановки артериального кровотечения Работа в парах, отработка на практике способов остановки кровотечения в зависимости от задания. Формирование умений оказания помощи при артериальном кровотечении.
3 Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата Работа в группах созданию алгоритмов действий в зависимости от травмы, отработка на практике самопомощи. Формирование умений оказания помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
4 Первая помощь при остановке сердца Работа в парах, отработка сердечно-легочной реанимации на тренажере, составление памяток со способами оказания первой помощи. Формирование умений оказания помощи при остановке сердца.
Занятия в школе на уроках ОБЖ с обучающимися 9 класса в первую очередь строились в виде проблемных ситуаций, в ходе которых имитированы самые различные виды несчастных случаев. Для проведения подобного рода занятий использовали не только парты и столы кабинета, но и расширяли возможности - выходя на территорию школы. Вполне хватило условной имитации места происшествия, выбрав одну из типичных ситуаций несчастного случая, для того, чтобы подключить к обсуждению весь класс, заставить каждого обучающегося включиться в эту проблему. В ходе эксперимента использовали исключительно те методики, которые может применить подросток для оказания первой помощи, а именно: остановки кровотечения, проведение сердечно-легочной реанимации и придание удобного положения тела пострадавшему (тренажеры). Помимо тренажеров уделяли внимание полному оснащению аптечки: жгутами, масками для проведения искусственного дыхания, бинтами и лейкопластырями, гипотермические пакеты, дезинфицирующей жидкостью для обработки рук и кожи вокруг раны и прочими средствами, для того, чтобы обучающиеся наглядно видели и хорошо знали содержимое аптечки, ведь она является главным учебным пособием на практических занятиях.
На формирующем этапе исследования с обучающимися контрольной и экспериментальной групп были применены те же методики, что и на констатирующем этапе (рис. 5, 6).
На формирующем этапе в экспериментальной группе высокий уровень сформированности практических умений оказания первой помощи показали 40 % обучающихся, средний уровень - 60%, низкий уровень не выявлен. В контрольной группе - высокий уровень продемонстрировали 20% обучающихся, средний - 30%, низкий - 50%.
о/ /о
60 50 40 30 20 10 0
60
г 50
40
ж
% 0
1_ Л Л
высоким средний
■ конт рольная группа
экспериментальная группа
низкий Уровень
практических умений
Рисунок 5. Уровень практических умений обучающихся в контрольном и экспериментальном классах на формирующем этапе эксперимента (по методике А.В. Воробьева)
Сравнивая результаты констатирующего и формирующего этапов исследования, видна положительная динамика только в экспериментальной группе. Так, увеличилось на 30% количество обучающихся, показавших высокий уровень сформированности практических умений по оказанию первой помощи, на 30% - количество испытуемых со средним уровнем сформированности практических умений. Соответственно, уменьшилось на 60% количество обучающихся, у которых не сформированы практические умения по оказанию первой помощи.
По методике Е.В. Голоушкиной на формирующем этапе исследования в экспериментальной группе высокий уровень сформированности практических умений оказания первой помощи показали 45% обучающихся, средний уровень - 55%, низкий уровень не выявлен. В контрольной группе уровень сформированности практических умений практически не изменился, как и на констатирующем этапе исследования: высокий уровень продемонстрировали 20% обучающихся, средний - 35%, низкий - 45%.
Рисунок 6. Уровень практических умений обучающихся в контрольном и экспериментальном классах на формирующем этапе эксперимента (по методике Е.В. Голоушкиной)
Сравнивая результаты констатирующего и формирующего этапов исследования, видна положительная динамика только в экспериментальной группе. Так, увеличилось на 35% количество обучающихся, показавших высокий уровень сформированности практических умений по оказанию первой помощи, на 15% - количество испытуемых со средним уровнем сформированности практических умений. Соответственно, уменьшилось на 50% количество обучающихся, у которых не сформированы практические умения по оказанию первой помощи. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности применения практико-ориентированных занятий с применением проблемного подхода по разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» на уроках ОБЖ.
Выводы. Проведенная работа показала, что именно от содержания сформулированного задания зависит уровень творческой самореализации учащихся. Если задание звучит сухо или непонятно, «не задевает» детей, отчуждено от их личного опыта или от реальной проблематики исходной науки, то шансов на качественный результат мало.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросу использования проблемного метода на уроках ОБЖ, выявили, что проблемный метод положительно отражается на процессе обучения, а также на отношении учащегося к самому процессу получения информации, хотя важно отметить, что подача материала занимает большее количество времени, нежели при традиционном подходе.
2. Главной особенностью проблемных уроков в курсе ОБЖ является создание проблемных ситуаций в обучении является источником мотивации познавательной деятельности учащихся. Проблемные уроки ОБЖ оказывают положительное влияние на отношение обучающегося к самому процессу получения информации.
3. Для достижения целей исследования был разработан и реализован в педагогическом процессе по ОБЖ у обучающихся 9-х классов цикл практико-ориентированных занятия по разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» с использованием проблемного обучения.
4. Проведенная диагностика показала, что при систематическом проведении практико-ориентированных занятий в экспериментальном классе количество обучающихся с низким уровнем сформированности практических умений по оказанию первой помощи снизилось на 60%, со средним уровнем - увеличилось на 30%, с высоким уровнем - на 30%, что позволило говорить об эффективности эксперимента.
Литература:
1. Воробьев, А.В. Технология проблемного обучения на уроках ОБЖ / А.В. Воробьев // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов. - 2013. - С. 25-26.
2. Галеева, Р.А., Погодаева, М.В. Проблемное обучение на уроках ОБЖ / Р.А. Галеева, М.В. Погодаева // Грани педагогики безопасности: сборник материалов Всероссийской студ. конференции. - 2017. -С. 46-49.
3. Голоушкина, Е.В. Проблемные задания как средство формирования УУД на уроках ОБЖ / Е.В. Голоушкина // Новые цели и ценности образования: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник мате-риалов IV междунар. научно-практической конф. - 2015. - С. 142-143.
4. Маткаримов, А.М. Применение технологии проблемного обучения в преподавании ОБЖ / А.М. Маткаримов // Проблемы науки. - 2017. - № 7 (20). - С. 78-80.
5. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: «Педагогика», 1975. - 241 с.
6. Попенко, В.В. Основы медицинских знаний в школьном курсе ОБЖ / В.В. Попенко // Наука и образование сегодня. -2018. - № 6 (29). - С. 119 - 122.
7. Примерная учебная программа общеобразовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования (5-9 классы) [Электронный источник] // Режим доступа: http://obg221spb.narod.ru (дата обращения 12.02.2021)
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель Литвинова Марина Юрьевна
Московский авиационный институт (г. Москва)
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов в период формирования системы образования нового типа в концепции информатизации высшего образования и появления форм дистанционного обучения. Автор видит актуальность проблемы в том, что в условиях пандемии внедрение инноваций в образовательный процесс происходит особенно быстро. Цель статьи - выделить и проанализировать современные тенденции в организации обучения иноязычной речевой деятельности студента технического вуза, когда на первый план выходят Интернет и мультимедиа. Автор подчёркивает, что преподавание превращается сегодня в процесс организации педагогически целесообразной самостоятельной деятельности учащихся, что обусловлено применением современных электронно-информационных технологий. Теоретический анализ и обобщение возможностей образовательных технологий позволяют автору сделать вывод, что электронные устройства, Интернет-ресурсы, мультимедиа помогают сегодня реализовывать основные методические принципы образования и представляют собой огромный ресурс для организации учебного процесса; создают основу для непрерывного обучения в условиях пандемии. Чтобы выяснить, как студенты оценивают применение дистанционных технологий, автор провёл анкетирование и отразил результаты исследования в виде таблицы. Автор приходит к заключению, что у любой инновации есть плюсы и минусы. Применение компьютерных технологий повышает качество обучения, активизирует творческий потенциал преподавателя и студента, вынуждая их адаптироваться к инновационным изменениям.
Ключевые слова: иностранный язык, технический вуз, информатизация образования, организация обучения, творческий потенциал.
Annotation. The article is devoted to the organization of teaching a foreign language to students of non-linguistic universities during the formation of a new type of education system in the concept of informatization of higher education and the emergence of forms of distance learning. The author sees the urgency of the problem in the fact that in a pandemic, the introduction of innovations in the educational process occurs especially quickly. The purpose of the article is to highlight and analyze modern trends in the organization of teaching foreign language speech activity of a student of a technical university, when the Internet and multimedia come to the fore. The author emphasizes that teaching today is turning into a process of organizing pedagogically expedient independent activity of students, which is due to the use of modern electronic information technologies. Theoretical analysis and generalization of the possibilities of educational technologies allow the author to conclude that electronic devices, Internet resources, multimedia today help to implement the basic methodological principles of education and represent a huge resource for organizing the educational process; provide the basis for lifelong learning in a pandemic. To find out how students evaluate the use of distance technologies, the author conducted a questionnaire and reflected the research results in the form of a table. The author concludes that any innovation has its pros and cons. The use of computer technologies improves the quality of education, activates the creative potential of the teacher and student, forcing them to adapt to innovative changes.
Keywords: foreign language, technical university, informatization of education, organization of training, creative potential.
Введение. Изменения, которые переживает система образования в 21 веке, интересны и сложны. Информационный прогресс, охвативший весь мир, создаёт условия для формирования системы образования нового поколения в концепции информатизации высшего образования [9, с. 356] и для появления дистанционной формы обучения. Сегодня, когда страшный вирус COVID-19 «загнал» образовательные учреждения всего мира в Интернет, а МИНОБРНАУКИ России, исходя из этого, рекомендовал переход на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ускоряется процесс внедрения инноваций в обучение. На их основе «перестраивается сама форма организации учебного процесса, возможно порождение и творческих продуктов и того, что мы называем продуктивной самодеятельностью учащихся» [8, с. 37].
Любое инновационное изменение согласуется с прогрессивными образовательными тенденциями, связанными со стратегическими задачами развития образования; важно, чтобы изменение было направлено на решение актуальных педагогических проблем, не решаемых старыми средствами [8, с. 37]. Наша цель -выделить и проанализировать современные тенденции в организации обучения иноязычной речевой деятельности студента технического вуза, когда на первый план выступают Интернет и мультимедиа.
Компьютер, Интернет, цифровые медиа способствуют быстрому распространению информации, культуры и образования. Образованием сегодня пропитано буквально всё: появляются образовательные мобильные приложения и платформы, онлайн- курсы, школы программирования, дистанционные университеты.
Изложение основного материала статьи. Современные информационные технологии всё чаще проникают в профессиональную деятельность специалиста, предполагают «активное применение нестандартного потенциала высокообразованного населения, как в сфере управления, так и в обслуживании