Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПО ОСНОВАМ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЖ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПО ОСНОВАМ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
889
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ / ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Татьяна Александровна

В работе рассматриваются особенности применения технических средств обучения для формирования навыков по основам первой помощи у обучающихся средней школы на факультативных занятиях по ОБЖ. Выявлены основные виды технических средств обучения, применяемые на факультативных занятиях по ОБЖ. Представлен анализ динамики уровня мотивации, усвоения содержательной информации, уровня сформированности умений по оказанию первой помощи у обучающихся в ходе экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING ON BASIC FIRST AID FOR TRAINEES USING TECHNICAL TRAINING TOOLS IN OPTIONAL OBZH CLASSES

The paper discusses the features of the use of technical training tools for the formation of skills in the basics of first aid in secondary school students in optional classes on OBZH. The main types of technical training tools used in optional classes on OBZH are identified. The analysis of the dynamics of the level of motivation, the assimilation of meaningful information, the level of formation of first aid skills among students in the course of experimental work is presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПО ОСНОВАМ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЖ»

Работа над проектом помогает усилить взаимосвязь теории и практики, стимулирует студентов окунуться в профессиональную среду, совершенствовать свои профессиональные умения и навыки.

Литература:

1. Ананьин Э.Л. Метод проектов в системе подготовки будущих учителей иностранного языка / Е.Л. Ананьян // Вестник Черниговского национального педагогического университета. Серия: Педагогические науки. - Чернигов: ЧГПУ, 2011. - Вып. 85. - С. 5-8

2. Асмолов, А.Г. Формирование УУД в основной школе. От действия к мысли. Система знаний: пос. для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 116 с.

3. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий [Текст] / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5. -С. 25-29.

4. Генкал, С.И. Новые виды центрических диатомовых (Bacillariophyta) из Государственного природного заповедника "Рдейский" (Новгородская область) / С.И. Генкал, М.С. Куликовский // Ботанический журнал. - 2008. - Т. 93, N 5. - С. 771-775

5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2000. - 240 с.

6. Кугут И.А. Этапы реализации проекта. План действий [Электронный ресурс] / И.А. Кугут, Н.Ю. Меркушева. - Режим доступа: http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=56.1294852177822028

7. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / В. Матяш // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 38-43

8. Общая методика обучения биологии в школе [Текст]. - М.: Дрофа, 2010. - 272 с.

9. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: Методология поиска / Н.Ю. Пахомова // Учитель. - 2000. - № 1. -С. 41-45

10. Смирнова, Н.З. Познавательные задачи по биологии [Текст]: Учебное пособие / Н.З. Смирнова, О.В. Бережная. - Красноярск, 2013. - 213 с.

11. Тяглова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии [Текст] / Е.В. Тяглова. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2011. - 256 с.

12. Холостяков, В.А. «Практикум по биологии в школе - комплексный подход к формированию универсальных учебных действий». (Электронный ресурс) URL: https://open-lesson.net/1590/

13. Шиян Н. Формирование исследовательских умений будущего учителя химии средствами проектной технологии / Н. Шиян // Гуманизация учебно воспитательного процесса. - Славянск, 2011. - Вып. LVM1 -С. 102-111

Педагогика

УДК 37.013

кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПО ОСНОВАМ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ

ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЖ

Аннотация. В работе рассматриваются особенности применения технических средств обучения для формирования навыков по основам первой помощи у обучающихся средней школы на факультативных занятиях по ОБЖ. Выявлены основные виды технических средств обучения, применяемые на факультативных занятиях по ОБЖ. Представлен анализ динамики уровня мотивации, усвоения содержательной информации, уровня сформированности умений по оказанию первой помощи у обучающихся в ходе экспериментальной работы.

Ключевые слова: технические средства обучения, формирование навыков, первая помощь, обучающиеся.

Annotation. The paper discusses the features of the use of technical training tools for the formation of skills in the basics of first aid in secondary school students in optional classes on OBZH. The main types of technical training tools used in optional classes on OBZH are identified. The analysis of the dynamics of the level of motivation, the assimilation of meaningful information, the level of formation of first aid skills among students in the course of experimental work is presented.

Keywords: technical training tools, skill formation, first aid, students.

Введение. Формирование навыков школьников в учебно-воспитательном процессе было и остается одним из главных критериев оценки их деятельности на факультативных занятиях. Но активная деятельность у школьников возникает не часто, в связи с тем, что школьники сами не всегда заинтересованы в приобретении новых знаний, умений и навыков, которые находят свое практическое применение в жизни.

При организации учебно-воспитательного процесса главной целью является возможность дать учащимся необходимые теоретические знания и практические навыки по предмету. Под навыком понимается действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью. Когда в процессе обучения у ученика формируется способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг. Способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере выполняемых тренировок и этого действия умение совершенствуется, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык [2].

В настоящее время в связи с увеличением количества различных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в которых погибает и получает травмы большое количество людей,

возникает острая необходимость оказания первой помощи пострадавшим. На образовательную систему возлагается большая ответственность, так как каждый человек независимо от возраста должен уметь оказывать первую помощь. В связи с этим, в школьном курсе ОБЖ определено особое место и отведено достаточное количество времени на подготовку учащихся по оказанию первой помощи пострадавшим.

В ФГОС основного общего образования прописано, что «предметные результаты освоения учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: умение оказать первую помощь пострадавшим; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей» [4].

Использование технических средств обучения (ТСО) на факультативных занятиях актуально в образовании, поскольку это весьма интересный и продуктивный способ ведения не только внеурочной деятельности, но и возможность заинтересовать школьников предметом «Основы безопасности жизнедеятельности» и положительно повлиять на результативность их обучения. Методические идеи по проектированию внеурочной работы со школьниками с целью формирования их навыков описаны в работах В.Ю. Абрамовой, Г.А. Костецкой, Р.И. Поповой и др. [1, 4, 5].

Применение технических средств обучения в учебно-воспитательной работе стало насущной потребностью современного воспитания и образования. Одним из достоинств применения технических средств обучения считается повышение у обучающихся мотивации к обучению.

В настоящее время идет обеспечение всех российских школ доступом к сети интернет и оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. В школьном кабинете проводятся все теоретические и часть практических занятий по ОБЖ, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой помощи себе и пострадавшим. На базе кабинета ОБЖ строиться также самостоятельная работа обучающиеся и их внеурочная работа [2].

Изложение основного материала статьи. Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ Любинского района Омской области «Северо-Любинская СОШ им. А.М. Литвинова». В эксперименте принимали участие обучающиеся 8-х классов в количестве 51 человек. Один класс был экспериментальным (8 А), а второй контрольным (8 Б). В (8 А) классе обучаются 25 человек, в (8 Б) - 26 человек. Эксперимент проводился в два этапа - констатирующий и формирующий. В ходе эксперимента была разработана и апробирована рабочая программа факультативного курса по ОБЖ «Оказание первой помощи» с применением технических средств обучения в соответствии с требованиями к рабочим программам факультативных курсов и особенностями их проведения по предмету ОБЖ. Для определения направленности учебной мотивации использовали методику Т.Д. Дубовицкой [3]. Умения оценивались по показателям полноты и прочности [4].

В соответствии с требованиями и особенностями проведения факультативных занятий по курсу ОБЖ была разработана структура факультативного курса «Основы оказания первой помощи». Целью программы факультативного курса является формирование знаний, умений и навыков по оказанию первой помощи. Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи: углубление теоретических знаний в области основ оказания первой помощи по курсу ОБЖ; формирование навыков оказания первой помощи и безопасного поведения; развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Содержание программы факультативного курса разрабатывалось на основе содержания курса ОБЖ с 5 по 8 класс [6, 7]. В курсе расширяются базовые знания, полученные на уроках ОБЖ с упором на практические занятия с применением технических средств обучения. Продолжительность данного факультативного курса 12 часов. Тематическое планирование курса представлено в таблице 1.

Таблица 1

Тематическое планирование факультативного курса «Основы оказания первой помощи»

№ Раздел Темы Количество часов

1 Введение. 1. Общие аспекты оказания первой помощи. 1

2 Первая помощь при ранениях и кровотечениях. 1. Раны, их виды. Кровотечения, их виды, способы остановки кровотечений. Первая помощь. 2. Практическое занятие. Повязка, перевязка. Правила наложения повязок. 3. Практическое занятие. Первая помощь при ранах и кровотечениях. Правила наложения жгута. 3

3 Первая помощь при переломах. 1. Признаки переломов. Первая помощь и иммобилизация. 2. Практическая работа. Первая помощь, наложение шины и транспортировка пострадавших. 2

4 Первая помощь при ожогах и обморожениях. 1. Ожоги и обморожения, степень тяжести. Приемы оказания первой помощи. 1

5 Первая помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути. 1. Практическое занятие. Оказание помощи при попадании инородного тела в дыхательные пути. 1

6 Первая помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности. 1. Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности. 2. Практическое занятие. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. 2

7 Обобщение 1. Защита индивидуальных проектов (плакаты с алгоритмами оказания первой помощи). Итоговый контроль и диагностики. 2

ИТОГО 12

Краткое содержание разделов факультативного курса «Основы оказания первой помощи»

1. Введение. Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи. Понятие первой помощи, состояния при которых ее необходимо оказывать. Личная безопасность при оказании первой помощи пострадавшему. Аптечка первой помощи, ее наполнение. Общий алгоритм оказания первой помощи. Основные правила вызова скорой медицинской помощи. Принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь.

2. Первая помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие раны, виды ранений, характеристика. Возможные осложнения. Понятие кровотечения, их виды. Характеристика. Гемостаз. Способы временной остановки наружного кровотечения. Оказание первой помощи при носовом кровотечении. Первая помощь при внутреннем кровотечении. Десмургия. Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок. Алгоритм оказания первой помощи при ранах и кровотечениях. Правила наложения жгута.

3. Первая помощь при переломах. Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила). Способы иммобилизации при травме конечностей. Травмы позвоночника. Оказание первой помощи.

4. Первая помощь при ожогах и обморожениях. Причины возникновения ожогов, степень тяжести, виды ожогов. Перегревание, факторы, способствующие его развитию. Основные проявления, оказание первой помощи. Возможные осложнения. Обморожения, степень тяжести. Первая помощь при ожогах и обморожениях. Основные проявления переохлаждения (гипотермии), отморожения, оказание первой помощи. Наиболее частые ошибки при оказании первой помощи.

5. Первая помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути. Алгоритм оказания помощи. Прием Геймлиха.

6. Первая помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности. Основные признаки жизни у пострадавшего. Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего. Понятие реанимации. Способы искусственного дыхания. Правила проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Алгоритм оказания первой помощи при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.

7. Обобщение. Защита индивидуальных проектов по темам разделов. Проведение тестирования.

При изучении разделов курса необходимо применять такие технические средства обучения как персональный компьютер, интерактивная доска, учебные видеофильмы. Для изучения некоторых тем целесообразно использование специальных тренажеров. При изучении раздела «Первая помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути» используется специальный тренажер-манекен для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей. При изучении раздела «Первая помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности» используют тренажер-манекен для отработки сердечно-легочной реанимации.

Также при проведении факультативного курса необходимо наличие таких средств обучения как набор имитаторов травм и повреждений, шина складная, кровоостанавливающие жгуты, перевязочные средства.

В ходе педагогического эксперимента при апробации факультативного курса «Основы оказания первой помощи» среди обучающихся 8-х классов нами была изучена динамика уровня внутренней мотивации учебной деятельности по предмету ОБЖ в контрольном и экспериментальном классах на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика уровня внутренней мотивации у обучающихся контрольного и экспериментального классов на этапах эксперимента

Сравнивая результаты, мы можем видеть, что изменения произошли и в контрольном классе, где факультативный курс с применением ТСО не проводился. Эти изменения могут быть связаны с приходом нового педагога. Изменилась система общей работы с обучающимися, что привело к повышению уровня мотивации. В экспериментальном классе динамика повышения уровня внутренней мотивации выражена сильнее, на 13,3% повысилось количество обучающихся со средним уровнем мотивации и на 6,7% увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем мотивации.

Динамика изменения уровня усвоения содержания учебной информации по основам первой помощи у обучающихся контрольного и экспериментального классов на этапах эксперимента представлена на рисунке 2. Показано, что в экспериментальном классе понизился процент обучающихся с низким уровнем на 26,6%, со средним и высоким уровнем повысился на 13,3%, это подтверждает положительное влияние факультативного курса с использованием ТСО на уровень усвоения учебной информации по основам первой помощи у обучающихся.

Рисунок 2. Динамика уровня усвоения содержательной учебной информации по основам первой помощи у обучающихся контрольного и экспериментального классов на этапах эксперимента

Далее проводилась диагностика полноты овладения умениями. На констатирующем этапе этот показатель в контрольном и экспериментальном классах почти одинаков, разница не более 1%. Тогда как на формирующем этапе мы видим существенные различия между контрольным и экспериментальным классами (рис. 3).

В целом, мы видим, что на формирующем этапе в экспериментальном классе данный показатель существенно возрос по сравнению с контрольным классом. В экспериментальном классе полнота владения умениями оказания первой помощи при артериальном кровотечении увеличилась на 0,23, при попадании инородного тела в дыхательные пути на 0,24, при переломе предплечья на 0,2, при остановке дыхания и сердечной деятельности на 0,28. В то время как в контрольном классе эти показатели в среднем увеличились на 0,07. Эти данные подтверждают положительное влияние технических средств обучения применяемых на факультативном курсе на формирование навыков оказания первой помощи.

Рисунок 3. Полнота овладения умениями оказания первой помощи обучающими контрольного и экспериментального классов на формирующем этапе

В ходе эксперимента определялся средний коэффициент прочности овладения умением, полученные данные представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Средний коэффициент прочности овладения умением у обучающихся контрольного и экспериментального классов в ходе эксперимента

Из графика видно, что коэффициент прочности овладения умением экспериментального класса значительно выше данных контрольного класса, что значит выполненная работа положительно влияет на формирование умений, а, следовательно, и навыков в дальнейшем.

После сравнения результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента, можно сделать вывод об эффективности применения технических средств обучения при реализации программы факультативного курса «Оказание первой помощи» для формирования навыков оказания первой помощи у обучающихся 8 класса.

Выводы. На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. Один из главных методов формирования навыка - это метод упражнения. На уроках зачастую не хватает времени на практические упражнения, следовательно, целесообразно проводить такую работу во внеклассной деятельности обучающихся. При формировании навыка оказания первой помощи необходимо использовать вспомогательные средства, такие как технические средства обучения, различные тренажеры, компьютеры, интерактивные панели, видеофильмы и прочее. Такие средства обеспечивают наглядность и возможность обучающимся поупражняться в оказании первой помощи.

2. В ходе исследования разработана и апробирована рабочая программа факультативного курса «Основы оказания первой помощи» с использованием технических средств обучения, рассчитанная на 12 часов. Программа включает разделы: «Введение», «Первая помощь при ранениях и кровотечениях», «Первая помощь при переломах», «Первая помощь при ожогах и обморожениях», «Первая помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути», «Первая помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности», «Обобщение».

3. Использование технических средств обучения во внеклассной деятельности по ОБЖ положительно повлияло на формирование навыков, в частности повысились показатели сформированности умений, которые впоследствии станут навыками. Полнота овладения умением оказания первой помощи при артериальном кровотечении повысилась на 0,23, при попадании инородного тела в дыхательные пути - на 0,24, при переломе предплечья - на 0,2, при остановке дыхания и сердечной деятельности - на 0,28.

4. Применение технических средств обучения во внеклассной деятельности по ОБЖ положительно повлияло на динамику следующих исследуемых показателей: количество обучающихся с низким уровнем внутренней мотивации снизилось на 20%, повысилось количество обучающихся со средним и высоким уровнем внутренней мотивации соответственно на 13,3% и 6,7%, а уровень качества знаний повысился на 26,6%.

Литература:

1. Абрамова В.Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по БЖ» / Молодой ученый, 2014. - № 9. - С. 260-263.

2. Агеева Е.Л., Жидкова Х.В. Методические аспекты освоения обучающимися основной школы умений оказывать первую помощь // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 1. - № 8. - С. 7-9.

3. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. - 2002. - Том 7. - № 2. - С. 42-45.

4. Костецкая Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы // Безопасность жизни. М.: «Новые технологии», 2015 - № 10. - С. 37-40.

5. Попова Р.И., Силакова О.В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися // Мир науки, культуры, образования, 2014. - № 5. - С. 63-66.

6. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 7-9 классы: учеб. пособие для ОО / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 175 с.

7. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: учеб. пособие для ОО / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. -4-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 63 с.

Педагогика

УДК 371

преподаватель Косачева Виктория Олеговна

Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Цель статьи - определить важность и необходимость организации самостоятельной работы студентов неязыковых вузов по направлению подготовки «Менеджмент» при изучении иностранного языка. В статье рассматриваются основные формы и методы организации работы, исследуются основные формы и функции самостоятельной работы бакалавров, выявляются наиболее эффективные методы контроля результатов самостоятельной работы студентов. Кроме того, в статье описываются характеристики основных форм и методов повышения мотивации студентов при организации самостоятельной работы.

Ключевые слова: студенты, высшее образование, иностранный язык, самостоятельная работа, обучение, образование.

Annotation. The purpose of the article is to determine the importance and necessity of organizing students' independent work in non-linguistic universities when learning a foreign language with prospective managers. The article discusses the main forms and methods of organizing students' work, investigates the main forms and functions of independent work and identifies the most effective methods of monitoring the results of such work. Characteristics of the main forms and methods to increase the students' motivation in self-studying work are provided as well.

Keywords: students, higher education, foreign language, independent work, training, education.

Введение. Современное образовательное пространство претерпевает значительные изменения в связи с широким распространением новых методов обучения и активным внедрением информационно-коммуникативных технологий. Это особенно актуально в условиях, когда пандемия новой коронавирусной инфекции привела к частичному переходу образовательного цикла во всех сферах и учреждениях на дистанционный формат.

Изложение основного материала статьи. Самостоятельная работа имеет большое значение при изучении иностранного языка в любом вузе: как профильном, так и неязыковом. На данном этапе обучения в высшей школе прослеживается тенденция по значительному увеличению доли самостоятельной работы, что, при неправильном подходе, может сказаться на ухудшении качества освоения студентами учебного материала.

Активное использование и увеличение доли самостоятельной работы при изучении иностранных языков обусловлено необходимостью развития у студентов способности к непрерывному обучению и самообразованию. В современных условиях к компетентному специалисту предъявляется ряд новых требований, а именно:

- определенный набор знаний, умений и навыков в выбранной профессиональной сфере;

- критическое мышление;

- способность решать возникающие проблемы творчески;

- наличие навыков самообучения.

Для того, чтобы будущий специалист приобрел и развил эти компетенции, недостаточно использовать передачу готовых знаний от преподавателя к студенту [4, c. 114]. Основная задача преподавателя заключается в том, чтобы мотивировать студента к самостоятельному поиску знаний по изучаемой дисциплине. В связи с этим организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка представляется одним из важнейших аспектов образовательного и педагогического процесса в вузе.

Под термином «самостоятельная работа студентов» принято понимать работу по изучению конкретной учебной дисциплины, которую студент выполняет в контексте образовательного процесса, при этом большая доля работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа носит статус высшей формы учебной деятельности, так как по смыслу и содержанию она близка к самообразованию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация самостоятельной работы студентов по изучению иностранного языка имеет приоритетное значение именно в тех вузах, где данная дисциплина не является профильной. В неязыковых вузах, по сравнению с языковыми, количество аудиторных часов, отводимых на изучение иностранного языка, гораздо меньше по сравнению с профильными дисциплинами. Именно поэтому самостоятельную работу студентов в рамках иноязычной подготовки в неязыковых вузах целесообразно организовывать по двум направлениям:

1) повышать качество обучения иностранному языку путем использования современных технологий и методов работы;

2) развивать профессионально значимые качества личности студентов, их творческие способности, активность и самостоятельность.

Рассмотрим некоторые аспекты организации самостоятельной работы студентов в ходе изучения иностранного языка по направлению подготовки «Менеджмент» в неязыковых вузах. Безусловно, это комплексный и многогранный процесс, который складывается из множества составляющих. Для успешной организации самостоятельной работы преподаватель должен понимать, что иноязычное взаимодействие является непрерывным и строится по принципу «от простого к сложному». Следует выделить три уровня сложности самостоятельной работы по изучению иностранного языка в ходе подготовки будущих управленцев (Таб. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.