Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ / ОБУЧЕНИЕ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ / FIRST AID / FIRST AID TECHNIQUES / FIRST AID TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Светлана Асановна, Гаврилова Мария Николаевна, Полозова Ольга Вениаминовна, Зимина Ирина Сергеевна

Введение . Согласно статистике в нашей стране от неоказания первой помощи на месте ЧП погибают 25 % пострадавших. До 70 % таких смертей можно было бы предотвратить, если бы рядом с пострадавшим оказался человек, умеющий оказывать первую помощь. Именно поэтому проблема оказания первой помощи, в равной степени как и обучение этому, до сих пор входят в перечень проблем безопасности жизнедеятельности человека. Цель : определение методических особенностей обучения студентов оказанию первой помощи. Материалы и методы : тесты «Знания в области оказания первой помощи», «Проверка сформированности умений по оказанию первой помощи». В экспериментальном исследовании приняли участие 126 респондентов: 70 - контрольная группа (КГ) и 56 - экспериментальная группа (ЭГ). Результаты исследования, обсуждения . В ходе исследования было установлено, что более половины исследуемых источников содержит в себе множество приемов для обучения оказанию первой помощи, связанных с дополнительными медицинскими средствами, которые не всегда доступны, поэтому в исследовании главный акцент был сделан на методике обучения оказанию первой помощи с использованием подручных средств. Кроме того, весь спектр оказания первой помощи был разделен на части. По результатам диагностики сформированности знаний и умений в области оказания первой помощи у обучающихся для повышения результативности обучения целесообразным будет включение в курс детализации механизмов повреждений, травм, состояний и действий по оказанию первой помощи, действий по их предотвращению или минимизации негативного воздействия. Заключение . Необходимость акцентуации в процессе обучения на «диалоге методик» оказания первой помощи обуславливает построение открытой и простой для модернизации информационной базы с выделением основных блоков в содержании методики обучения первой помощи, что позволит быстро и легко их редактировать и адаптировать под целевую аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Светлана Асановна, Гаврилова Мария Николаевна, Полозова Ольга Вениаминовна, Зимина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FEATURES OF TEACHING STUDENTS FIRST AID

Introduction . According to statistics, in our country, 25 % of victims die from failure to provide first aid at the scene of an emergency. Up to 70 % of such deaths could have been prevented if a person who knew how to provide first aid was next to the victim. Therefore, the problem of first aid, as well as training it, is still included in the list of problems of human life safety. The purpose of the article is to determine the methodological features of teaching students first aid. Materials and methods : tests “Knowledge in the field of first aid”, “Checking the formation of first aid skills”. The experimental study involved 126 respondents: 70 of them are the control group (CG) and 56 are the experimental group (EG). Results, discussion . The study found that more than half of the studied sources contain a variety of techniques for teaching first aid related to additional medical supplies that are not always available. Therefore, the main focus of the study was on the method of teaching first aid using improvised means. In addition, the entire range of first aid was divided into parts. Based on the results of diagnostics of the formation of knowledge and skills in the field of first aid among students, in order to improve the effectiveness of training, it is advisable to include in the training course detailed mechanisms of damage, injuries, conditions and actions for first aid, actions to prevent them or minimize the negative impact. Conclusion . The need to focus on the “dialog of first aid methods” in the training process leads to the construction of an open and easy-to-modernize information base with the allocation of the main blocks in the content of first aid training methods, which will allow them to be quickly and easily edited and adapted to the target audience.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»

УДК 371.398

DOI 10.30914/2072-6783-2020-14-4-424-430

Методические особенности обучения студентов оказанию первой помощи

С. А. Мухина, М. Н. Гаврилова, О. В. Полозова, И. С. Зимина

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Аннотация. Введение. Согласно статистике в нашей стране от неоказания первой помощи на месте ЧП погибают 25 % пострадавших. До 70 % таких смертей можно было бы предотвратить, если бы рядом с пострадавшим оказался человек, умеющий оказывать первую помощь. Именно поэтому проблема оказания первой помощи, в равной степени как и обучение этому, до сих пор входят в перечень проблем безопасности жизнедеятельности человека. Цель: определение методических особенностей обучения студентов оказанию первой помощи. Материалы и методы: тесты «Знания в области оказания первой помощи», «Проверка сформированное™ умений по оказанию первой помощи». В экспериментальном исследовании приняли участие 126 респондентов: 70 - контрольная группа (КГ) и 56 - экспериментальная группа (ЭГ). Результаты исследования, обсуждения. В ходе исследования было установлено, что более половины исследуемых источников содержит в себе множество приемов для обучения оказанию первой помощи, связанных с дополнительными медицинскими средствами, которые не всегда доступны, поэтому в исследовании главный акцент был сделан на методике обучения оказанию первой помощи с использованием подручных средств. Кроме того, весь спектр оказания первой помощи был разделен на части. По результатам диагностики сформированности знаний и умений в области оказания первой помощи у обучающихся для повышения результативности обучения целесообразным будет включение в курс детализации механизмов повреждений, травм, состояний и действий по оказанию первой помощи, действий по их предотвращению или минимизации негативного воздействия. Заключение. Необходимость акцентуации в процессе обучения на «диалоге методик» оказания первой помощи обуславливает построение открытой и простой для модернизации информационной базы с выделением основных блоков в содержании методики обучения первой помощи, что позволит быстро и легко их редактировать и адаптировать под целевую аудиторию.

Ключевые слова: первая помощь, приемы оказания первой помощи, обучение оказанию первой помощи

Для цитирования: Мухина С.А., Гаврилова М.Н., Полозова О.В., Зимина И.С. Методические особенности обучения студентов оказанию первой помощи // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 4. С. 424-430. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-4-424-430

Methodological features of teaching students first aid

s. A. Mukhina, M. N. Gavrilova, O. V. Polozova, I. S. Zimina

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Abstract. Introduction. According to statistics, in our country, 25 % of victims die from failure to provide first aid at the scene of an emergency. Up to 70 % of such deaths could have been prevented if a person who knew how to provide first aid was next to the victim. Therefore, the problem of first aid, as well as training it, is still included in the list of problems of human life safety. The purpose of the article is to determine the methodological features of teaching students first aid. Materials and methods: tests "Knowledge in the field of first aid", "Checking the formation of first aid skills". The experimental study involved 126 respondents: 70 of them are the control group (CG) and 56 are the experimental group (EG). Results, discussion. The study found that more than half of the studied sources contain a variety of techniques for teaching first aid related to additional medical supplies that are not always available. Therefore, the main focus of the study was on the method of teaching first aid using improvised means. In addition, the entire range of first aid was divided into parts. Based on the results of diagnostics of the formation of knowledge and skills in the field of first aid among students, in order to improve the effectiveness of training, it is advisable to include in the training course detailed mechanisms of damage, injuries, conditions and actions for first aid, actions to prevent them or minimize the negative impact. Conclusion. The need to focus on the "dialog of first aid methods" in the training process leads to the construction of an open and easy-to-modernize information base with the allocation of the main blocks in the content of first aid training methods, which will allow them to be quickly and easily edited and adapted to the target audience.

Keywords: first aid, first aid techniques, first aid training

For citation: Mukhina S.A., Gavrilova M.N., Polozova O.V., Zimina I.S. Methodological features of teaching students first aid. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 4, pp. 424-430. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2020-14-4-424-430

Система оказания первой помощи, подразумевает целый комплекс алгоритмов действий при определенных состояниях. Согласно юридически закрепленным аспектам оказание первой помощи регулируется целым рядом нормативно-правовых актов (пунктов, статей и другое). Данные юридические предписания запустили в России процесс становления методики оказания первой помощи, а именно, создание базы документов, учебных пособий, памяток и иных средств образовательной деятельности, при помощи которых раскрывалось само понятие первой помощи, создавались соответствующие алгоритмы, курсы, программы и приемы обучения оказанию первой помощи [3; 4].

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы первой помощи, дают направление, в котором учителю следует разрабатывать методику, а не практические наработки [1]. В то же время, многочисленные источники зачастую содержат противоречивую информацию [8]1, что порождает у обучающихся ряд вопросов при совершенствовании своих знаний в оказании первой помощи, а также имеет место «конфликт методик», под которым можно обозначить некоторые расхождения в приемах и средствах оказания первой помощи, описанных в специализированных источниках. В исследовании был сделан акцент на «диалоге методик», то есть взаимообмене информацией, регулирующей процесс обучения оказания первой помощи.

Говоря об аспектах оказания первой помощи (1111), важное место отведем статье 31. «Первая помощь», Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 29.12.2017) «Об основах охра-

1 First Aid in armed conflicts and other situations of violence. Geneva : International Committee of the Red Cross, 2006. 286 p.; First aid manual. Step-by-step guide for everyone. Texas : The American college of emergency physicians (ACEP), 2014. 290 p.; International first aid and resuscitation guidelines. Geneva : International Federation of the Red Cross, 2016. 192 p.; Law and first aid Promoting and protecting life-saving action. Geneva : International Federation of the Red Cross and Red Crescent Societies. Australia, 2015. 104 c.

ны здоровья граждан в Российской Федерации»2, которая устанавливает, что:

1. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

2. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

В соответствии с процессом глобализации, который приобретает популярность и находит отклик в создании международного ориентира во всех сферах жизни, в частности, в области безопасности, в работе рассмотрен вопрос взаимодействия популярных отечественных и зарубежных методик, с целью создания эффективного и достаточно универсального процесса обучения

2 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011. № 323-ф3 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 29.09.2020).

оказанию первой помощи [2; 5; б]1. В результате анализа литературы были выделены следующие аспекты, определяющие направленность особенностей методики обучения первой помощи:

- многообразие образовательного материала в области оказания первой помощи, который, в зависимости от авторов и издателя, противоречит себе, либо имеет расхождения в самой методике. Это определяет необходимость создания «костяка» - информационной базы, основываясь на различных источниках, которая была бы открыта для дополнения и блочного редактирования; также, необходимости выделить данные дополнения в различных разделах оказания первой помощи;

- большое количество приемов обучения, зачастую связанных с дополнительными (медицинскими и/или подручными) средствами, которых в действительности не оказывается рядом при оказании первой помощи. Следовательно, методики оказания первой помощи должны быть адаптированы под применение подобных средств обычным человеком (не специалистом) и под сложившуюся ситуацию. Исходя из этого, условно такие средства нами были разделены на три типа: базовый (отсутствие каких-либо специальных средств для оказания первой помощи), особый (минимальный набор специальных средств, которые имеет с собой «предусмотрительный» человек) и специализированный (набор средств, который есть у специалистов, оказывающих первую помощь).

Спектр всевозможных угроз жизнедеятельности организму человека огромен, его можно продолжать, разделять и объединять в большом разнообразии вариаций и форм. Акцент на тех или иных состояниях, способах и приемах оказания первой помощи зависит от назначения методики: ее целевой аудитории, времени обучения, наличия средств обучения и так далее [5; б; 7; 9]. Вследствие этого весь спектр оказания первой помощи мы разделили на следующие разделы:

1. Алгоритм вызова. Так как данный алгоритм является самым начальным, но неизменно важным и стабильным в плане содержания вот уже многие годы.

2. Алгоритм первой помощи как перечень первоочередных, универсальных действий при любой чрезвычайной ситуации.

1 Khan U [et al.] School-based injury outcomes in children from a low-income setting: Results from the pilot injury surveillance in Rawalpindi City. Pakistan : BMC Res, 2013. 8б p.

3. Виды и остановка кровотечений как один из наиболее объемных по содержанию и разнообразию форм, раздел, входящий в общий алгоритм первой помощи, но не всегда в нем раскрывающийся.

4. «Производные» травм и состояний, требующие оказания первой помощи. В данном случае под термином «производные» мы объединили ряд состояний и повреждений, которые являются своего рода «ответвлениями», сопутствующими от 2 и 3 пунктов данного перечня.

С целью диагностики сформированности знаний и умений в области оказания первой помощи у обучающихся был проведен тест «Знания в области оказания первой помощи», вопросы которого касались ранее пройденного материала.

На основании результатов проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1) респонденты уже имеют хорошую теоретическую базу в области оказания первой помощи, т. к. относительно проблемных вопросов (т. е. на которые ответило менее 90 % респондентов) было всего 3 человека в контрольной группе и 7 в экспериментальной;

2) при проведении беседы «Проверка логики и внимательности учащихся при выборе ответа» было выявлено, что большинство респондентов не понимают механизм травмы и/или действий по оказанию первой помощи и поэтому дают неверный ответ.

Для повышения результативности обучения целесообразным для данных групп будет включение в курс объяснения механизма травм, состояний и действий по оказанию первой помощи. При проведении занятий по теории оказания первой помощи необходимо расширить преподаваемый материал уточнением механизмов и принципов появления и проявления травм, а также действий по их предотвращению или минимизации негативного воздействия.

Следующим этапом стала диагностическая методика практического тестирования «Проверка сформированности умений по оказанию первой помощи (ПП)». Всего в ней приняли участие 126 респондентов: 70 - контрольная группа (КГ) и 56 - экспериментальная группа (ЭГ). В методику входили следующие разделы:

1. Алгоритм вызова специализированных служб (максимальное количество - 7 баллов). Проверка проходит в формате имитации разговора с диспетчером, где роль диспетчера играет педагог

(идеально, для экономии времени, использовать ответственных людей, которыми могут выступать другие компетентные педагоги или «проверенные» учащиеся). В качестве критериев оценивания (за каждый насчитывается 1 балл) были выделены: 1) знание учащимися номера вызова службы;

2) четкое и грамотное изложение информации;

3) указание при разговоре места происшествия;

4) подробное доведение информации о происшествии при разговоре (что случилось и сколько пострадавших; какие подозрения о состоянии и травмах; личные данные); 5) взятие на себя ответственности за вызов скорой помощи или назначение кого-либо при нескольких свидетелях.

2. Алгоритм оказания 1111 (максимальное количество баллов - 11): включает в себя: анализ места происшествия и травм пострадавшего, выполнение действий. В качестве критериев (кроме факта выполнения, учитывается правильность): 1) проведение учащимся анализа обстановки (обеспечил безопасность себя и пострадавшего, либо вызвал скорую помощь); 2) проверка наличия или отсутствия сознания; 3) правильность проверки дыхания и пульса; 4) проведение вторичного осмотра (при наличии дыхания и пульса); 5) приведение пострадавшего в устойчивое боковое положение при отсутствии травм и наличии признаков жизни; 6) объяснение и демонстрация дальнейших действий (контроль состояния и время вызова скорой помощи); 7) проведение реанимационных мероприятий при отсутствии признаков жизни.

3. Виды и остановка кровотечений (максимальное количество баллов - 10).

В качестве критериев были использованы: 1) демонстрация наложения повязки при слабом (капиллярном кровотечении); 2) демонстрация наложения давящей повязки; 3) демонстрация наложения жгута; 4) учет времени наложения жгута; 5) демонстрация пальцевого прижатия; 6) демонстрация сгибания конечности как способа остановки кровотечения; 7) демонстрация минимум двух способов остановки кровотечения из шейной артерии; 8) демонстрация фиксации инородного предмета в конечности при наличии кровотечения; 9) демонстрация наложения повязки при пневмотораксе; 10) демонстрация наложения повязки при черепно-мозговой травме (ЧМТ).

4. «Производные» травмы и состояний, требующие оказания ПП (максимальное количество баллов - 4), под которыми в данном случае по-

нимается огромное количество сопутствующих вариаций состояний и травм, угрожающих жизнедеятельности человека.

Был проведен анализ сформированности практических умений и навыков в совокупности с итогом теста по проверке знаний на тему «Оказание первой помощи (ПП)» (табл. 1).

Таким образом, показатель сформированности знаний у обеих групп минимум в 2 раза превышает показатель сформированности умений, что говорит о необходимости формирующей работы в области оказания ПП.

Кроме того, была проведена дополнительная диагностика, которая может быть важна для адекватной оценки способности респондентов оказать ПП в условиях чрезвычайной ситуации - «Тест на определение стрессоустойчивости личности».

Таблица 1 / Table 1

Сравнительный анализ знаний и умений по оказанию ПП / Comparative analysis of first aid knowledge and skills

Диагностическая методика / Diagnostic technique КГ (%) / CG (%) ЭГ (%) / EG (%)

Тест «Знания в области оказания ПП» 93,7 92,9

Практическое тестирование «Проверка сформированности умений по оказанию ПП» 41,3 42,2

Таблица 2 / Table 2

Итоговые показатели стрессоустойчивости / Summary indicators of stress tolerance

Уровень стрессоустойчивости / Stress tolerance level КГ/ CG % ЭГ/ EG %

1 - очень низкий 0 0 0 0

2 - низкий 7 9,7222 3 5,0847

3 - ниже среднего 7 9,7222 11 18,644

4 - чуть ниже среднего 21 29,167 17 28,814

5 - средний 12 16,667 8 13,559

6 - чуть выше среднего 15 20,833 11 18,644

7 - выше среднего 7 9,7222 8 13,559

8 - высокий 3 4,1667 1 1,6949

9 - очень высокий 0 0 0 0

В общей сложности наибольший показатель стрессоустойчивости для обеих групп - чуть ниже среднего.

Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что обучающиеся недостаточно обладают умениями в области оказания ПП, несмотря на высокий показатель сфор-мированности знаний, а также недостаточно удовлетворительный уровень стрессоустойчивости, что говорит о возможной неготовности учащихся в чрезвычайной ситуации среагировать должным образом при оказании первой помощи.

В ходе формирующей работы была проведена отработка умений оказания ПП, повторение учебного материала в этой области с включением в него разъяснительной работы относительно механизмов и принципов травм, состояний и действий по оказанию 1111.

На контрольном этапе исследования были повторно проведены методики проверки сфор-мированности знаний и умений, а также уровень стрессоустойчивости.

Результатами проверочного теста «Знания в области оказания 1111» стало улучшение показателей более чем на 5 % в обеих группах. Однако основной упор был сделан на тестировании практических умений в области оказании ПП, как на ключевой (контрольный) критерий. Итоговые показатели оценивания критериев сформиро-ванности умений после формирующего эксперимента увеличились у КГ на 35 % и у ЭГ на 40 %. Показатель стрессоустойчивости как уровня готовности учащихся к оказанию ПП в чрезвычайной ситуации повысился минимум на 3 %.

В целом подводя итоги сравнения констатирующего и контрольного этапов (табл. 3) исследования, можно сказать, что учет особенностей обучения оказанию ПП повышает качество формирования умений.

В процессе анализа собранного материала и его систематизации мы получили следующие выводы:

- нормативно-правовые акты (НПА) являются своего рода теоретической основой для становления методической базы, отсюда нормативные предписания - это ориентир для составления методики обучения;

- данные нормативные предписания продуктивно влияют на процесс становления в России методики оказания первой помощи, также базы документов, учебных пособий, памяток и иных средств образовательной деятельности, таких как алгоритмы, курсы, программы и приемы обучения оказанию первой помощи;

- более половины исследуемых источников литературы содержат в себе множество приемов для обучения, связанных с дополнительными (медицинскими) средствами, которых по факту не оказывается рядом, поэтому главный акцент в нашей методике обучения оказанию ПП мы сделали на использовании подручных средств;

- необходимо условное разделение средств оказания ПП на три типа: базовый (отсутствие каких-либо специальных средств для оказания ПП), особый (минимальный набор специальных средств, которые может иметь с собой «предусмотрительный» человек) и специализированный (набор средств, который используют специалисты);

- существование множества методик в области оказания первой помощи, которые в зависимости от целевой группы содержат определенный объем информации, необходимо оптимизировать для перевода объема информации в качество, что мы и сделали.

Таблица 3 / Table 3

Результаты эмпирического исследования / Empirical research results

Диагностика/ Diagnostics КГ / CG ЭГ / EG Выводы / Conclusions

конст. / ascert. контр. / control конст. / ascert контр. / control

тест «Знания в области оказания ПП» 93,7 99,6 92,9 99,4 Улучшился показатель сформиро- ванности знаний

тест «Определение стрессо-устойчивости личности» 48 51 45 49 Незначительно поднялся уровень стрессоус-тойчивости

практическое тестирование «Проверка сформирован- ности умений по оказанию ПП» 41,3 75,9 42,2 81,9 Значительно улучшились показатели сформиро-ванности умений

Главным выводом является необходимость акцентуации в процессе обучения на «диалоге методик» оказанию первой помощи как на значительном средстве пополнения информационной базы: проработка умений оказания первой помощи должна предусматривать подачу учебного

материала с обязательным включением в него разъяснений относительно механизмов и принципов травм, состояний и действий по оказанию первой помощи.

Необходимо построение открытой и простой для модернизации информационной базы. Решение данной задачи нам представляется следующим образом: выделение четырех основных бло-

Список литературы

ков: алгоритм вызова; алгоритм первой помощи; виды и остановка кровотечений; «производные» травм и состояний, требующие оказания первой помощи. Данное дробление и обозначение содержания методики обучения первой помощи позволяет быстро и легко редактировать и переставлять информационные блоки.

1. Балабанов В.А. Проблемы и перспективы подготовки обучающихся в вузах МЧС России к оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 34. С. 35-38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-podgotovki-obuchayuschihsya-v-vuzah-mchs-rossii-k-okazaniyu-pervoy-pomoschi-v-chrezvychaynyh-situatsiyah (дата обращения: 29.09.2020).

2. Диамант И.И., Романов Д.С. Инновационные подходы к обучению старших школьников оказанию первой помощи // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2013. № 4 (132). С. 136-138. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnye-podhody-k-obucheniyu-starshih-shkolnikov-okazaniyu-pervoy-pomoschi (дата обращения: 29.09.2020).

3. Зимина И.С., Деминцева О.А., Гаврилова М.Н., Полозова О.В. Формирование готовности учащихся к безопасному поведению в опасных ситуациях // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 11 (211). С. 8-12.

4. Козина Ж.Г., Рябышева А.Н. Навыки оказания первой помощи как залог безопасной образовательной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». Калининград, 2019. № 2. С. 11-16. URL: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/2jul2019/kvo202/ (дата обращения: 29.09.2020).

5. Кузьмин П.К. Проблемы преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузах и пути их решения // Проблемы педагогики. Иваново, 2017. № 9 (32). С. 93-96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-prepodavaniya-distsipliny-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-v-vuzah-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 29.09.2020).

6. Мальков О.А. Образовательный потенциал различных методик обучения практическим навыкам первой помощи на уроках ОБЖ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 7 (140). С. 86-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-potentsial-razlichnyh-metodik-obucheniya-prakticheskim-navykam-pervoy-pomoschi-na-urokah-obzh (дата обращения: 29.09.2020).

7. Шумкова П.В. Методика организации учебно-спортивного конкурса по оказанию первой помощи // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. Челябинск, 2016. № 4 (15). С. 100-104. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/metodika-organizatsii-uchebno-sportivnogo-konkursa-po-okazaniyu-pervoy-pomoschi (дата обращения: 29.09.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Huang L [et al.] The knowledge and self-efficacy of first aid on unintentional injury in parents with young children. Taiwan : Pediatr Crit Care Med, 2014. 177 p.

9. Zimina I.S., Demintseva O.A., Gavrilova M.N., Polozova O.V. The formation of students' readiness for safe behavior in dangerous situations // Issues and Trends in Interdisciplinary Behavior and Social Science: Proceedings of the 6th International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Sciences (ICIBSoS 2017), July 22-23, 2017, Bali, Indonesia. P. 197-203.

References

1. Balabanov V.A. Problemy i perspektivy podgotovki obuchayushchihsya v vuzakh MCHS Rossii k okazaniyu pervoi pomosh-chi v chrezvychainykh situatsiyakh [Problems and prospects of training students in higher education institutions of the EMERC OM of Russia to provide first aid in emergency situations]. Problemy iperspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii = Problems and prospects of education development in Russia, 2015, no. 34, pp. 35-38. (In Russ.).

2. Diamant I.I., Romanov D.S. Innovatsionnye podkhody k obucheniyu starshikh shkol'nikov okazaniyu pervoi pomoshchi [Innovative approaches in teaching high school students to provide the first aid]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 4 (132), pp. 136-138. (In Russ.).

3. Zimina I.S., Demintseva O.A., Gavrilova M.N., Polozova O.V. Formirovanie gotovnosty uchashchikhsya k bezopasnomu povedeniyu v opasnykh situatsiyakh [Formation of students' readiness for safe behavior in dangerous situations]. Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University, 2017, no. 11 (211), pp. 8-12. (In Russ.).

4. Kozina Zh.G., Ryabysheva A.N. Navyki okazaniya pervoi pomoshchi kak zalog bezopasnoi obrazovatel'noi deyatel'nosti [Skills of providing the primary care as a circumstance for harmless educational activity]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhur-nal "Kaliningradskii vestnik obrazovaniya " = Scientific and methodological electronic journal "Kaliningrad Bulletin of Education", 2019, no. 2, pp. 11-16. Available at: https://koirojournal.ru/ realises/g2019/2jul2019/kvo202/ (accessed 29.09.2020). (In Russ.).

5. Kuzmin P.K. Problemy prepodavaniya distsipliny "Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti" v vuzakh i puti ikh resheniya [Problems of teaching the discipline "Life safety" in higher education institutions and ways to solve them]. Problemy pedagogiki = Problems of Pedagogy, Ivanovo, 2017, no. 9 (32), pp. 93-96. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-prepodavaniya-distsipliny-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-v-vuzah-i-puti-ih-resheniya (accessed 29.09.2020). (In Russ.).

6. Malkov O.A. Obrazovatel'nyi potentsial razlichnykh metodik obucheniya prakticheskim navykam pervoi pomoshchi na uro-kakh OBZH [Educational potential of different teaching methodologies of practical skills of first-aid at life protection lessons]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2019, no. 7, pp. 86-90. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-potentsial-razlichnyh-metodik-obucheniya-prakticheskim-navykam-pervoy-pomoschi-na-urokah-obzh (accessed 29.09.2020). (In Russ.).

7. Shumkova P.V. Metodika organizatsii uchebno-sportivnogo konkursa po okazaniyu pervoi pomoshchi [The methods of organization of training and sports competition for first aid]. VestnikSoveta molodykh uchenykh i spetsialistov CHelyabinskoi oblasti = Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk region, Chelyabinsk, 2016, no. 4 (15), pp. 100-104. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-organizatsii-uchebno-sportivnogo-konkursa-po-okazaniyu-pervoy-pomoschi (accessed 29.09.2020). (In Russ.).

8. Huang L [et al.]. The knowledge and self-efficacy of first aid on unintentional injury in parents with young children. Taiwan, Pediatr Crit Care Med, 2014, 177 p. (In Eng.).

9. Zimina I.S., Demintseva O.A., Gavrilova M.N., Polozova O.V. The formation of students' readiness for safe behavior in dangerous situations. Issues and Trends in Interdisciplinary Behavior and Social Science: Proceedings of the 6th International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Sciences (ICIBSoS 2017), July 22-23, 2017, Bali, Indonesia, pp. 197-203. (In Eng.).

Статья поступила в редакцию 5.10.2020 г.; принята к публикации 30.11.2020 г.

Submitted 5.10.2020; revised 30.11.2020.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Об авторах

Мухина Светлана Асановна

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9995-479Х, zaslonka@inbox.ru

Гаврилова Мария Николаевна

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6638-7776, mashagavrШva@maiL ги

Полозова Ольга Вениаминовна

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0364-1041, polozovaolga1@mail. ги

Зимина Ирина Сергеевна

старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, ORCГО: https://orcid.org/ 0000-0001-7751-6919, irinaSBzimina@yandex.ru

About the authors Svetlana A. Mukhina

Ph. D. (Biology), Associate Professor, Head of the Department of Medical and Biological Disciplines and Life Safety, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9995-479X, zaslonka@inbox.ru

Mariya N. Gavrilova

Ph. D. (Biology), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Medical and Biological Disciplines and Life safety, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-6638-7776, mashagavriliva@mail.ru

Olga V. Polozova

Ph. D. (Biology), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Medical and Biological Disciplines and Life Safety, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0003-0364-1041, polozovaolga1@mail.ru

Irina S. Zimina

Senior Lecturer of the Department of Medical and Biological Disciplines and Life Safety, Mari State University, Yoshkar-Ola Russia, ORCID: https://orcid. org/0000 -0001-7751-6919,

irinaSBzimina@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.