УДК 37.02
К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ВУЗЕ
Попова Г.А., Кошкина Н.А., 2018 Вятский государственный университет, доценты кафедры медико-биологических дисциплин, Киров
Аннотация: рассмотрены методические подходы к преподаванию учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов педагогического и гуманитарного направлений подготовки бакалавров. Отмечается сокращение аудиторных лекционных часов и увеличение часов самостоятельной работы. Обсуждаются разные методы и средства организации учебной деятельности лабораторных и практических занятий с применением рабочей тетради, решения ситуационных задач, работы в малых группах, метода «мозговой штурм». Отработка навыков оказания первой помощи происходит с использованием интерактивных методов, в том числе на роботах-тренажерах.
Ключевые слова: методика, безопасность жизнедеятельности, студенты.
TO THE METHODOLOGY OF TEACHING DISCIPLINE "SAFETY OF LIFE" IN HIGH
SCHOOL
Popova G.A, Koshkina N.A., 2018 Vyatka State University, associate professors of the Department of medical-biological disciplines,
Kirov
Annotation: methodical approaches to the teaching of the discipline "safety of life" for students of pedagogical and humanitarian directions of bachelor's training are considered. There is a reduction of classroom lecture hours and increase hours of independent work. Different methods and means of organization of educational activities of laboratory and practical classes with the use a workbook, solving situational problems, working in small groups, the method of brainstorming is discussed. Practicing first aid is performed with the use of interactive methods, including robots-simulators.
Keywords: methods, safety of life, students.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях введена с 1991 года, является обязательной, что обусловлено наличием большого количества опасностей различного характера, снижением уровня здоровья населения, статистикой травматизма, в том числе дорожно-транспортного, в быту, на производстве и т.д. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» с учетом современной обстановки в области национальной безопасности приобретает особое значение в сфере образовательной деятельности [1, 2, 3] и должна быть направлена на воспитание личности безопасного типа [2, 4]. Тем не менее, несмотря на актуальность формирования модели безопасного поведения во всех сферах жизнедеятельности, существует ряд проблем, связанных с недостаточным вниманием к вопросам теоретической и практической подготовки школьников и студентов в области безопасности жизнедеятельности [1, 5, 6, 7, 8].
Несмотря на то, что предмет ОБЖ является обязательным, отношение к его преподаванию не всегда соответствует должному уровню. Во многих общеобразовательных школах данный предмет преподают учителя не по профилю, возможно уменьшение количества часов, предмет считается второстепенным, освоение практических навыков затрудняет недостаточность материальной базы, слабо выражена межпредметная связь и др. [5, 7, 9]. Все это создает определенные трудности дальнейшего обучения безопасности жизнедеятельности в вузе. Кроме того, преподавание данной дисциплины у студентов гуманитарных и педагогических направлений часто наталкивается на сложность восприятия ими ряда вопросов, основанных на знаниях школьных предметов физики, химии, экологии [6].
Исходя из значимости данного вопроса, целью изучения дисциплины в вузе для гуманитарных и педагогических направлений является формирование современного уровня культуры безопасного поведения во всех сферах жизни, которое закладывается при освоении школьного курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и в дальнейшем имеет продолжение в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ).
Задачами дисциплины являются: изучение негативных факторов среды обитания и их последствий; ознакомление с нормативно-правовой документацией в области безопасности; формирование умений и навыков по оцениванию и предупреждению опасностей, определение способов защиты от них; формирование правильного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умений и навыков оказания первой помощи, воспитание творческого подхода к решению вопросов безопасности в своей профессиональной деятельности, т.е. «сохранение здоровья и защита жизни» [9].
Кроме того, в процессе освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» у студентов должна быть сформирована культура безопасности в сфере будущей профессиональной деятельности, т. е. способность применять знания, умения и навыки для обеспечения безопасности личности, общества и государства в конкретной деятельности, в том числе и педагогической [8, 9].
При разработке рабочей программы дисциплины (РПД) учитывается и тот факт, что с опасностями человек чаще сталкивается в повседневной жизни (в быту, на природе, транспорте, социуме и др.), чем при чрезвычайных ситуациях [10.]. Поэтому, главное, на что должна быть направлена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - это забота о своем собственном здоровье и здоровье окружающих; предвидение опасностей и по возможности их избегание, а при невозможности избежать опасность, правильно действовать для снижения последствий негативного воздействия повреждающего фактора; знание и соблюдение нормативных основ безопасности.
В соответствии с ФГОС ВО (3+, 3++) дисциплина входит в базовую часть Блока 1 «Дисциплины (модуля)» программы бакалавриата [11] и для студентов педагогических и гуманитарных направлений подготовки бакалавров включена в учебный план кафедры «Медико-биологических дисциплин» вуза. Реализация основных задач дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» осуществляется в рамках сформированности компетенций «Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций» (ОК-9) - для гуманитарного и педагогического направлений и «Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся» (ОПК-6) - для педагогического направления. Заметим, что в стандарте ФГОС ВО (3++) результатом освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» выступает универсальная компетенция (УК-8): «Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций» [11].
По учебному плану на изучение дисциплины отводится 72 учебные часа (2 зачетные единицы). РПД разрабатывается с учетом основных нормативных документов: ФГОС ВО, федеральных законов № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (статья 19, 20), 1111 РФ № 547 от 04.09.2003 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Для студентов педагогических и гуманитарных направлений подготовки бакалавров ВятГУ дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» преподается на 1 (2) курсе. В соответствии с РПД на аудиторные занятия отводится 2 часа лекционных и 18 часов лабораторных. Остальные часы, т. е. большая часть (72% РПД) представлены в форме самостоятельной работы, что необходимо учитывать при разработке РПД. Теоретические вопросы (лекции) вынесены на дистанционное изучение в виде электронного учебного курса, в содержание которого в соответствии с РПД включены онлайн-лекции преподавателей кафедры. Такая организация учебного процесса вызывает определенные трудности в подготовке к занятиям, поскольку не каждый студент всегда своевременно прослушивает (просматривает) заданную в качестве самостоятельной работы тему занятия, а также с отсутствием опыта работы с разными видами источников, недостаточным уровнем сформированности умений к выполнению самостоятельной работы. В связи с вышеизложенным, возникает необходимость поиска эффективных методов и средств организации учебной деятельности, в том числе самостоятельной работы студентов, форм контроля и проверки знаний. Исходя из личного опыта работы и учитывая недостаточный объем аудиторных занятий, для студентов гуманитарных и педагогических направлений нами разработано учебно-методическое пособие (рабочая тетрадь), которое составлено в
соответствии с РПД. Структура рабочей тетради представлена в виде лабораторных и самостоятельных работ, где определены тема, цель занятия, основное оборудование, содержание, вопросы и задания для самоконтроля. Пособие содержит достаточный иллюстративный материал, способствующий лучшему усвоению учебного материала. Каждая тема занятия включает теоретическую и практическую части.
Тематический план РПД по безопасности жизнедеятельности представлен в таблице.
Таблица - Тематический план рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
№ п/п Темы дисциплины Количество часов
аудиторные внеаудиторные
1 Введение в дисциплину «Безопасности жизнедеятельности» 2 2
2 Окружающий мир и опасности, возникающие в повседневной жизни: опасности в природе 2 6
3 Окружающий мир и опасности, возникающие в повседневной жизни: опасности в быту 4 6
4 Чрезвычайные ситуации природного характера 2 4
5 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС 2 6
6 Средства индивидуальной и коллективной защиты 2 6
7 ЧС техногенного характера 2 6
8 Основы пожарной безопасности 2 6
9 Транспорт и его опасности 2 4
10 Экономическая, продовольственная и информационная безопасность - -2
11 Подготовка к промежуточной аттестации (зачет) - 4
Задания, входящие в теоретическую часть рабочей тетради, обучающиеся выполняют в форме внеаудиторной самостоятельной работы с последующим текущим контролем знаний.
Самостоятельная работа может включать: определение и характеристику терминов по теме занятия, заполнение таблиц, зарисовку схем, поиск статистических данных, анализ чрезвычайных ситуаций регионального характера и др.
Несмотря на объемность и сложность некоторых заданий, отсутствие навыка ее выполнения, индивидуальная самостоятельная работа развивает ответственность, активность, самостоятельность, организованность, умение ориентироваться в большом потоке информации и отбирать наиболее важное, проводить анализ фактического материала. Формирование данных качеств способствует самообразованию и самообучению, самоорганизации и самосовершенствованию [12, 13, 14]. В помощь студенту помимо электронных пособий и онлайн-курса по безопасности жизнедеятельности на кафедре имеются разработанные методические материалы по темам занятий. Самостоятельные задания выполняются к определенному сроку и проверяются преподавателем.
Практическая часть заданий, включающая правила поведения при опасных и чрезвычайных ситуациях, алгоритмы действий при оказании первой помощи, применение средств индивидуальной защиты, средств пожаротушения, отрабатывается на занятиях. Для наиболее рационального распределения аудиторных часов и эффективности обучения студентов, в том числе приобретения практических навыков, используются различные методы и средства, определяющиеся темой и целью занятия.
При изучении вопросов опасностей окружающего мира (Тема 2,3, таблица): электротравма, действие холода на организм, утопления, отравление и др. применяются решение ситуационных задач, работа в малых группах, метод «мозговой штурм», просмотр видеороликов по изучаемой теме. Данные методы способствуют овладению навыками анализа ситуаций, принятия решений и правильных действий в конкретной ситуации.
Рассмотрим некоторые примеры. Одним из самых распространенных являются тестовые задания. Студентам предлагается ситуация и несколько вариантов ее решения. Обучающиеся должны найти правильный ответ.
1. Назовите факторы, не определяющие тяжесть действия электрического тока: а) сила электрического тока; б) напряжение тока; в) пути прохождения тока; г) вид бытовой техники.
2. В чем проявляется действие холода на организм? а) в возбуждении основных функциональных систем; б) в торможении основных функциональных систем; в) в торможении ЦНС и возбуждении ССС; г) в возбуждении ЦНС и торможении ССС.
3. При восстановлении кровообращения в области отмороженного участка тела запрещается: а) согревать в горячей воде; б) накладывать утепляющую повязку; в) давать горячие напитки (чай, кофе); г) согревать дыханием.
Следующим способом решения подобных заданий можно предложить выстроить правильный алгоритм действий при оказании первой помощи, выбрав правильные варианты.
1. При отравлении ядовитыми грибами необходимо: а) выпить 2-3 л воды; б) выпить 2-3 стакана воды и вызвать рвоту; в) принять 10 таблеток активированного угля; г) вызвать «03»; д) пить небольшими порциями воду; е) принять 1-2 таблетки анальгина.
2. При получении теплового удара необходимо выполнить следующий алгоритм действий: а) положить пострадавшего в затененное прохладное место, приподняв значительно голову выше туловища; б) расстегнуть на пострадавшем воротник, галстук, чтобы одежда не затрудняла дыхание; в) приложить на голову пострадавшего холод; г) дать выпить холодной воды.
Особый интерес вызывает у студентов разбор конкретных ситуаций, предполагающий выбор и принятие самостоятельного решения. Например, «Что необходимо сделать человеку при отравлении угарным газом?»; «Что необходимо сделать, если человек тонет?» и т.д.
Еще одним из способов решения ситуационных задач является анализ предложенной опасной или чрезвычайной ситуации, представленной в серии иллюстраций, либо описанной в СМИ с перечислением фактов, причин, последствий, а также возможных мероприятий по профилактике опасной ситуации.
«20 марта 2015 года ученицы 8 класса (Анна и Марина) занимались приготовлением завтрака, Анна работала с хлеборезкой и убирала нарезанные куски хлеба, когда Марина запустила хлеборезку, и 3-й и 4-й пальцы правой руки Анны попали под нож - в результате - резаная рана с артериальным кровотечением». Проанализируйте ситуацию, выявите причины и меры профилактики.
«В Кирове в воскресенье, 27 мая 2018 года около 12 часов дня, прошли непродолжительные, но сильные ураган и гроза. Стихия повалила деревья в центре города. На перекрестке улиц Свободы и Пролетарской упавшие ветки преградили путь автомобилистам. На перекрестке улицы Московской и Октябрьского проспекта у остановочного павильона отлетел козырек, который оборвал провода. Накрыло три машины, в которых находились люди». Определите алгоритм ваших действий.
Все вышеописанные способы решения ситуационных заданий позволяют высказаться каждому студенту и выслушать своего собеседника, обосновать свое решение. Представляя и пропуская через себя данную ситуацию, обучающиеся мысленно «проживают» ее, учатся предвидеть опасности, предпринимать необходимые действия для их недопущения и уменьшения последствий. Работу с ситуациями можно проводить в малых группах с дальнейшим обсуждением. Данный метод позволяет приобретать определенный опыт принятия правильного решения в конкретной опасной ситуации [15], т. е. формировать навык правильного поведения.
Достаточно активно применяется на занятиях по данной дисциплине метод «мозговой штурм», который направлен на стимулирование творческой деятельности и предполагает максимальное количество возможных вариантов решения проблемы. Данный способ активизирует учебно-познавательную деятельность, позволяет сконцентрировать внимание на актуальной проблеме и способствует формированию коллективного опыта. Метод «мозговой штурм» применяется и при решении ситуационных задач [12]. Например, при изучении правил поведения при пожаре и опасных ситуациях на транспорте (Тема 8,9) можно предложить выполнение следующего заданий:
- «Произошло задымление в зале кинотеатра во время сеанса фильма, где вы присутствуете. Ваши действия»;
- «Вы находитесь на площадке 12-го этажа жилого дома. В одной из квартир вы услышали плач и крик ребенка «Огонь!». Ваши действия.
- «Вы с группой школьников находитесь в крупном торговом центре. Сработала пожарная сигнализация. Ваши действия».
- «Вы помогли выйти из горящего здания пострадавшему. Он жалуется на головокружение, головную боль, тошноту. Внезапно теряет сознание. Ваши действия»
- «Вы включили электрический чайник, почувствовали запах расплавленной пластмассы. Ваши действия».
Методическое сопровождение лабораторных занятий при изучении некоторых тем требует использования специального оборудования. Так, например, при изучении вопросов первой помощи пострадавшему (Тема 2,3,8,9) используются роботы-тренажеры для отработки навыков сердечно-легочной реанимации, средства для остановки кровотечения (жгуты, косынки, бинты), средства для оказания помощи при переломах костей (стандартные и импровизированные шины), средства для переноски пострадавших (носилки). Обучение правильным действиям при оказании первой помощи имеет свои особенности. Недостаточно усвоить определенные знания, необходимо многократно повторить действие при конкретной ситуации, например при травматическом повреждении. Кроме того, в таких ситуациях часто возникает психологический барьер (неуверенность в своих действиях, способность заразиться инфекционными заболеваниями, юридическая ответственность и др.) [16]. Основной задачей первой помощи является спасение жизни человеку, уменьшение последствия травмы. Неотложные состояния, требующие оказания первой помощи силами очевидцев, могут возникнуть не только при чрезвычайных ситуациях, но и в обычной жизни (дорожно-транспортные происшествия, аллергические состояния, в походе и быту, в школе и т. д.). Статистика свидетельствует, что в Российской Федерации от неоказания первой помощи погибает до 200 тыс. человек, от своевременно не оказанной помощи, кого можно было бы спасти, погибает до 80% [16].
В соответствии с ФЗ и другими нормативными документами (ФЗ № 68, № 323, приказ Минздравсоцразвития РФ № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»), уметь оказывать первую помощь должен любой человек, оказавшийся рядом с пострадавшим, в объеме, которому он научен. Это касается и выпускников бакалавриата педагогических и гуманитарных направлений.
При изучении вопросов оказания помощи при клинической смерти, кровотечениях и ранах, травматических повреждениях и др. студенты знакомятся с нормативными документами, заполняют и изучают теоретическую часть темы в рабочей тетради. Во время аудиторного (лабораторного) занятия преподаватель демонстрирует оказание первой помощи на тренажере или студенте (в зависимости от конкретного вопроса), после этого обучаемые отрабатывают действия (алгоритмы) оказания первой помощи с использованием интерактивных методов обучения, например, работа в малых группах (по 2-3 человека). Контроль усвоенных знаний и умений проверяется разными формами и методами: в виде тестовых заданий, решением ситуационных задач, а также выполнением практических заданий на тренажере. Применение роботов-тренажеров дает возможность студентам отрабатывать действие до автоматизма. Такой подход в обучении навыкам оказания первой помощи позволяет преодолеть психологический барьер, неуверенность в своих действиях и готовность в последующем оказать помощь человеку.
Необходимо отметить, что вопросы оказания первой помощи для студентов педагогических направлений в соответствии ФГОС ВО (3+) также рассматриваются в рамках дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В связи с изменением компетенций по ФГОС ВО (3++) данная дисциплина в учебном плане не предусмотрена, что может отразиться на возможности формирования навыков оказания первой помощи.
Таким образом, сокращение аудиторных занятий и увеличение внеаудиторной самостоятельной работы требует поиска и применения наиболее эффективных методов и средств обучения. Организация учебного процесса должна быть направлена на формирование способности студента самостоятельно действовать в различных ситуациях, умения предвидеть опасность, оценивать ее и принимать верное решение. Правильная организация внеаудиторной самостоятельной работы воспитывает у студентов самоорганизованность, развивает творческий подход к выполнению
заданий. Активные и интерактивные методы, применяемые на занятиях, позволяют формировать практические навыки и умения. Важным является подготовка студентов в области безопасности профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Макрушина И.В., Корохова H.A., Ишков Н.Г. Актуальные вопросы преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе /, //«Вестник АГУ». 2017. Выпуск 3 (203). С. 153-158.
2. Пупова Ю.А. Формирование личности студента как индивидуума безопасного типа поведения в современном мире//Концепт. 2015. № 09 (сентябрь). ART 15318. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15318.htm. - ISSN 2304-120Х (дата обращения: 12.07.2018).
3. Шуайбова М.О., Минбулатова И.С., Багандов М.К.-И. Реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего образования // Вестник ЧГПУ. 2017. №4. С. 107-112
4. Кошкина H.A., Половникова E.H., Беспятых О.Ю. Формирование личности безопасного типа на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. 8 (12). С. 43-47.
5. Актуальные вопросы преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в классических университетах России / Н.М Киршин, C.B. Косырев, А.И. Свитнев, И.В. Свитнев, В.Е. Хмелев //Вестник СПбГУ. Серия 11. Медицина. 2014. №3. С. 216-222.
6. Лапшина И.В., Зарубина Р.В. Обеспечение особенностей преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в современном педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 2 (февраль). С. 61-65.
7. Шатохина Т.А., Корохова H.A. Организация преподавания предмета основы безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях города Майкопа // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. №1. С. 87-91.
8. Наников Э.С. Аспекты преподавания безопасности жизнедеятельности в вузе // Наука без границ. 2017. № 11 (16). С. 96-99.
9. Яхимович В.И. Проектирование модели профессиональных компетенций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» при подготовке учителя в системе педагогического образования высшей школы // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2015. Т. 6. № 2. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=20026 (дата обращения: 09.07.2018).
10. Айзман Р.И. Проблемы подготовки преподавателя ОБЖ и пути их решения // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 5(21). С. 9-19.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 9.07.2018).
12. Карпачева Т.В. Компетентностный подход как основа проектирования занятий по дисциплине «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации новых образовательных стандартов // ТППП АПК. 2016. № 6. С. 88-94.
13. Шишкина Л.Ю., Кирпичева Е.В. Организация самостоятельной работы в системе подготовки студентов-бакалавров // ТППП АПК. 2017. № 4. С. 129-134.
14. Тучкова O.A., Хайруллина Л.И., Зиннатуллина Г.Н. Специфика преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» бакалаврам гуманитарного профиля // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №6. С. 331-335.
15. Михайлов A.A. Модель методической системы подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 6 (136). С. 114-125.
16. Резина Л.А. Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. Т. 1. №3 (14). С.45-49.