Научная статья на тему 'ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4888
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРИЁМЫ ГУМАНИЗАЦИИ / МЕТОД ИГРЫ / МЕТОД ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёва Татьяна Ивановна

В статье рассматривается внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников. Автор сравнивает такие понятия как «внеурочная» деятельность, «внеучебная» деятельность и «внеклассная» работа. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”) (далее ФГОС НОО - 21), образовательная организация должна создать условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся. При этом наличие у обучающихся познавательного интереса считается важным критерием эффективности достижения результатов освоения учебных предметов, курсов и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в составе основной образовательной программы начального общего образования является важным средством по развитию познавательного интереса школьников. Под познавательным интересом младших школьников в нашем исследовании понимаем направленность личности на процесс познания, которая характеризуется положительным эмоционально-ценностным отношением к процессу или предмету познания, проявляется в интеллектуально-творческой деятельности, благотворно влияет на развитие одарённости, на воспитание инициативности и самостоятельности, но в силу особенностей возраста отличается неустойчивостью и динамичностью. Особая роль в развитии познавательных интересов младших школьников отводится внеурочной деятельности. При этом значения «внеклассная», «внеурочная» и «внеучебная» деятельность в последнее время часто отождествляют. Постараемся разобраться в отличиях данных понятий и уточним определение «внеурочная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселёва Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A MEANS OF DEVELOPING THE COGNITIVE INTERESTS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article examines the possibilities, methods and conditions of organizing extracurricular activities as a means of developing the cognitive interests of younger schoolchildren. The author considers the difference between such concepts as "extracurricular", "extracurricular" activity, "extracurricular" work. In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education (Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 286 "On Approval of the Federal State Educational Standard of primary general Education") (hereinafter referred to as the Federal State Educational Standard NOO - 21), an educational organization must create conditions for the fullest possible provision of educational needs and interests of students. At the same time, the presence of cognitive interest in students is considered an important criterion for the effectiveness of achieving the results of mastering academic subjects, courses and extracurricular activities. Extracurricular activities as part of the basic educational program of primary general education are an important means of developing the cognitive interest of schoolchildren. Under the cognitive interest of younger schoolchildren in our study, we understand the orientation of the personality to the process of cognition, which is characterized by a positive emotional and value attitude to the process or subject of cognition, manifests itself in intellectual and creative activity, has a beneficial effect on the development of giftedness, on the education of initiative and independence, but due to the peculiarities of age, it is unstable and dynamic. Extracurricular activities play a special role in the development of cognitive interests of younger schoolchildren. At the same time, the meanings of "extracurricular", "extracurricular" and "extracurricular" activities have often been identified recently. We will try to understand the differences between these concepts and clarify the definition of "extracurricular activities".

Текст научной работы на тему «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ

ОБРАЗОВАНИЕМ

Внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов младших

школьников

Татьяна Ивановна Киселёва

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 70» Саратов, Россия 1к1зе1уоуа2014@ yandex.ru 0000-0003-1130-0589

Поступила в редакцию 16.08.2021 Принята 24.09.2021 Опубликована 15.10.2021

" 10.25726/д7457-4096-7422-у

Аннотация

В статье рассматривается внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников. Автор сравнивает такие понятия как «внеурочная» деятельность, «внеучебная» деятельность и «внеклассная» работа. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования") (далее ФГОС НОО - 21), образовательная организация должна создать условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся. При этом наличие у обучающихся познавательного интереса считается важным критерием эффективности достижения результатов освоения учебных предметов, курсов и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в составе основной образовательной программы начального общего образования является важным средством по развитию познавательного интереса школьников. Под познавательным интересом младших школьников в нашем исследовании понимаем направленность личности на процесс познания, которая характеризуется положительным эмоционально-ценностным отношением к процессу или предмету познания, проявляется в интеллектуально-творческой деятельности, благотворно влияет на развитие одарённости, на воспитание инициативности и самостоятельности, но в силу особенностей возраста отличается неустойчивостью и динамичностью. Особая роль в развитии познавательных интересов младших школьников отводится внеурочной деятельности. При этом значения «внеклассная», «внеурочная» и «внеучебная» деятельность в последнее время часто отождествляют. Постараемся разобраться в отличиях данных понятий и уточним определение «внеурочная деятельность».

Ключевые слова

Внеурочная деятельность, внеклассная работа, внеучебная деятельность, формы организации внеурочной деятельности, условия организации внеурочной деятельности, цифровые образовательные ресурсы, приёмы гуманизации, метод игры, метод проблемной ситуации.

Введение

Понятие «внеурочная деятельность» для школы не является новым. Внеурочная деятельность всегда составляла часть образовательного процесса. Вместе с тем, в зависимости от приоритетов, мировоззренческих взглядов и культурных установок, научное значение данного понятия со временем менялось.

Материалы и методы исследования

Анализ литературы показал, что аспекты внеурочной деятельности рассматривались в работах таких учёных, как: Ш.А. Амонашвили, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.В. Енина, В.О. Кутьева, И.П. Подласого, Л.А. Сухомлинского, В.Н. Сорока-Росинского, С.Т. Шацкого, В.Д. Шадрикова и др.

Ш.А. Амонашвили рассматривал внеурочную работу, как одну из форм организации свободного времени обучающихся и отождествлял её с внеклассной работой. По его мнению, внеурочная работа представляет собой неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса, а направления и формы её организации по сути идентичны формам и направлениям дополнительного образования детей.

В своей работе В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий и другие педагоги активно использовали внеурочную работу, рассматривая её как неотъемлемую часть воспитания личности и, основываясь на принципах добровольности, активности и самостоятельности (Панов, 1993).

В.Д. Шадриков рассматривает внеурочную деятельность как систему занятий и общения обучающихся в школе после уроков, включающую элементы учебной деятельности, организованную после уроков и нацелен на развитие познавательных интересов, воспитание осознанного отношения к учёбе и познание культуры умственного труда (Шадриков, 1979).

В последнее время к проблеме внеурочной деятельности обращались: Е.Н. Барышников, Ю.К. Костенко, И. И. Прокопьев, Е.А. Коняева, О. В. Кутьев, И. К. Кондаурова, А.В. Молчанова и др.

Ю.К. Костенко предлагает условно разделить виды деятельности учащихся по характерным признакам: по месту их проведения (классная, внеклассная деятельность); по времени проведения (урочная, внеурочная); по отношению к решению учебных задач (учебная, внеучебная).

По мнению И.И. Прокопьева, внеурочная деятельность является частью внеклассной работы. Автор указывает, что внеклассная работа подразумевает секции, лектории, музейную работу, технические кружки и охватывает учащихся всей школы, а также предполагает и теоретическую и практическую самостоятельную работу (Прокопьев, 2000).

Е.А. Коняева под внеурочной деятельностью понимает возможность для организации межличностных отношений в ученическом коллективе, между обучающимися и педагогом, направленную на создание ученического коллектива и органов ученического самоуправления. «В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов обучающихся, способствовать решению задач нравственного воспитания (Коняева, 2012).

По мнению А.В. Молчановой: «Внеурочная деятельность -это не традиционный урок, однако и она направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС НОО. При этом внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке» (Молчанова, 2015)

О.В. Кутьев под внеурочной деятельностью понимает такую организацию труда, познания и общения, в процессе которой учащиеся получают социальный опыт, улучшают окружающую их среду, приобретая необходимые умения и навыки. Особое влияние на результативность внеурочной деятельности оказывают такие показатели, как частота и регулярность участия в мероприятиях, число и состав участников внеурочных мероприятий (общешкольных групповых, классных, дифференцированных по интересам, разновозрастных), характер взаимодействия (ведущая роль учителя, сотрудничество или полная самостоятельность), целесообразное сочетание добровольности и обязательности участия во внеурочных мероприятиях, различный набор организационно-педагогических форм и средств воспитательной работы с учётом интересов, склонностей, учащихся и их индивидуально-возрастных особенностей (Кутьев, 1983).

Результаты и обсуждение

Внеурочную деятельность ФГОС НОО второго поколения представляли, как «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» (ФГОС, 2014). В начальной школе эта деятельность кардинально отличается от учебной

и способствует успешной адаптации ребенка в школе, оптимизации учебной нагрузки учащихся, улучшает условия для развития ребенка, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

ФГОС НОО - 21 указывает, что основная цель внеурочной деятельности - это достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования, «с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого Организацией» (Приказ, 2021).

Таким образом, для реализации в полном объёме основной образовательной программы начального общего образования необходима организация разносторонней внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с учётом интересов и запросов учащихся и их родителей. При этом возможно использование сетевого взаимодействия, а также возможностей дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

Внеурочная деятельность отлична от дополнительного образования и может реализовываться в каникулярное время в тематических программах (в лагерях с дневным пребыванием детей на базе образовательной организации, а также в походах, поездках, на базе загородных центров и т.д.).

При анализе внеурочной деятельности Е.Н. Барышников отмечает её как специальный вид деятельности, нацеленной на выполнение определённых образовательных задач, позволяющей проявить активность обучающимся, и реализуемой в различных формах вне урока. По мнению автора, она носит компенсационный характер и позволяет выполнить те образовательные задачи, которые не удалось решить на уроке (Барышников, 2014).

В своих работах А.В. Кисляков отмечает, что внеурочная деятельность - это многомерное явление, в котором происходит согласование возможностей и готовностей субъектов образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей) к продуктивному взаимодействию в создании особых условий, развивающих многогранную личность (Кисляков, 2014).

Остановимся на понятии внеучебная деятельность. Ю.К. Костенко рассматривает его, как все виды деятельности учащихся, организованные педагогами, за исключением учебной деятельности (Костенко, 2018).

Для организации внеучебной деятельности в школе используются разнообразные виды и формы деятельности обучающихся, детское самоуправление. При этом учитывается принцип добровольности участия детей. Программа создания внеучебной деятельности складывается из общей программы развития школы.

Внеучебная деятельность способствует сплочению детского коллектива, воспитанию любви к школе, формированию социальных качеств обучающихся: умению коммуницировать, выполнять определённые роли, подчиняться, руководить, принимать решения. Внеучебная деятельность формирует воспитательный уклад школы, она определяет интерес учащихся к учебной познавательной деятельности и, в конечном итоге, воспитывает самоценное отношение детей к школьным годам как необходимому и значимому жизненному этапу.

Рассмотрим понятие «внеклассная работа» в научной литературе. По словам Л.М. Панчешниковой, внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательного процесса. Она организуется во внеурочное время учителями-предметниками и основывается на творчестве и инициативе учащихся (Панчешникова, 1976).

По мнению И.А. Каировой, внеклассная работа - многообразная образовательная работа сучащимися, проводимая школой помимо основных учебных занятий (Каирова, 1948). Содержаниетаких занятий является дополнением к урочной деятельности и нацелено на закреплениеполученных знаний, развитие интересов учащихся, способствует применению полученных знанийна практике, а также увеличению самостоятельности, творческой активности, самодеятельности, раскрытию и всестороннему обогащению личности. Посещение таких занятий является добровольным.

Внеклассная работа позволяет привлекать к взаимодействию учащихся, родителей (законных представителей учащихся), педагогов, интересных людей, социальных партнёров и т.д. Внеклассная работа является составной частью воспитательной работы школы. В неё входит индивидуальная и коллективная деятельность учащихся по их личным интересам, способностям, склонностям;

познавательная деятельность по освоению социального и культурного пространства жизнедеятельности учащихся и школы; общественно-полезная деятельность учащихся на благо школы, семьи, отдельных учащихся, района, города и страны в целом; деятельность, прямо или косвенно способствующая успешности учебной деятельности. Внеклассная работа строится на изучении особенностей каждого учащегося, сориентирована на него лично. Она добровольна и жёстко не планируется. Внеклассная работа - эффективное средство сплочения детей в коллектив, создания положительного настроя в общении и учёбе, развития социальных качеств, таких как коммуникативность, умения руководить и подчиняться, умения и стремления жить в мире друг с другом и др. Она организуется посредством самоуправления учащихся.

Подводя итог анализа определений «внеурочная», «внеучебная» и «внеклассная» деятельность, можно сделать вывод, что в научной литературе отсутствует единство взглядов на эти понятия. Авторы сходятся во мнении, что все эти виды деятельности организованы под руководством педагогов. Внеклассная работа, с нашей точки зрения, - это деятельность классного коллектива, организованная классным руководителем во внеурочное время. Таким образом, внеурочная деятельность - понятие значительно более широкое, включающее в себя понятие «внеклассная» деятельность. На наш взгляд, в образовательном пространстве младших школьников рассматриваемые определения в общем виде можно представить, как изображено на рисунке 1.

На основании сравнения понятий «внеурочная», «внеклассная» и «внеучебная» деятельность предложим собственное понимание категории «внеурочная деятельность». Считаем, что под внеурочной деятельностью следует понимать вариативную часть образовательного процесса, направленную на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов, организованную в формах, которые отличаются от классно-урочной, учитывающую интересы и запросы обучающихся и родителей (законных представителей) и обеспечивающую все необходимые условия для развития индивидуальности каждого школьника.

Внеурочная деятельность в пространстве образования младших школьников является благоприятной и естественной для развития ребенка. Она позволяет ему саморазвиваться в том виде

деятельности, который соответствует его интересам и потребностям, дает возможность детям чувствовать себя значимыми, быть успешными, верить в свои способности и возможности.

Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников является той сферой, которая, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира и перед педагогами стоит задача грамотной разработки программ внеурочной деятельности.

Для реализации задач данного исследования актуальным является познавательный вид внеурочной деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников (Григорьев, 2010) можно условно разделить на три уровня:

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об устройстве общества, об общественных нормах, о социально-одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни. Достижение данного уровня возможно прежде всего взаимодействием ученика со своими педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к основным ценностям общества (мир, семья, природа, человек, культура, Отечество, знания), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достижение второго уровня результатов достигается взаимодействием школьников в дружественной, защищённой среде школы и класса. Ребёнок при этом получает опыт и практическое применение полученных социальных знаний, открывает для себя их ценность.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком). В достижении такого уровня большое значение отводится взаимодействию школьника с социальными субъектами вне школы, в открытом пространстве общества.

В результате достижения трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивается возможность получения эффектов воспитания и социализации обучающихся. Компетенции, которые при этом могут быть сформированы у учеников: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, социокультурные, информационные.

При организации внеурочной деятельности младших школьников нужно учитывать, что первоклассники очень восприимчивы к новым социальным знаниям, стараются разобраться в новой для них школьной реальности. Поэтому важной задачей педагога является укрепить это стремление и, используя различные формы внеурочной деятельности, добиться достижения ребёнком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классах возможно достижение обучающимися второго уровня результатов, т.к. в процессе развития детского коллектива увеличивается коммуникация обучающихся. В четвёртом классе обучающиеся могут достигнуть результатов третьего уровня (общественное действие). Необходимо ограничивать неопределённость и конфликтность, характерные современному обществу и способствовать выходу обучающихся в дружественную среду.

Для каждого уровня результатов внеурочной деятельности необходимо подбирать определённые образовательные формы. Следует учитывать, что достигнуть результатов второго и третьего уровня невозможно, если использовать только формы, соответствующие первому уровню. При этом формы, нацеленные на результаты третьего и второго уровня способствуют достижению результатов предшествующего уровня. Но важно понимать, что «форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности» (Григорьев, 2010).

В соответствии с интересами учащихся и запросами их родителей направления внеурочной деятельности могут реализовываться в различных формах. Изучив рекомендации Д.В. Григорьева, предложенные в методическом конструкторе относительно познавательного вида внеурочной деятельности, можно сделать вывод, что преимущественными формами в данном направлении

являются: познавательные занятия кружка, познавательные акции (конференции, марафоны, экскурсии, викторины), детские исследовательские проекты (Григорьев, 2010).

В нашем исследовании они взаимосвязано и системно используются в таких формах организации внеурочной деятельности, как кружок, научное общество, интеллектуальный клуб (рисунок 2.)

Рисунок 2. Формы организации внеурочной деятельности по развитию познавательных

интересов младших школьников

Рассматривая особенности этих форм и возможности по развитию познавательных интересов младших школьников, мы отметили, что кружковые занятия, заседания клуба и научного общества, как правило, выполняют одновременно пять функций:

1. Образовательная - расширение и обогащение знаний обучающихся о различных областях знаний, в том числе о явлениях социальной жизни и психологических проблемах детей;

2. Развивающая - развитие способностей и познавательных интересов обучающихся;

3. Ценностно-смысловая - формирование моральных и духовных ценностей, взглядов на отношение к своей жизни и миру в целом, умения оценивать свои поступки;

4. Организационная - управление деятельностью школьников в свободное от учёбы время;

5. Коммуникативная - развитие коммуникативных навыков: вести диалог, договариваться, доказывать свою точку зрения.

Это позволяет данным формам соответствовать уровню возрастных особенностей младших школьников и способствует развитию познавательных интересов.

Учитывая тот факт, что внеурочная деятельность не имеет бального оценивания обучающихся, школьники имеют возможность без страха отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, рассуждать, брать на себя ответственность перед командой, и тем самым позволяет добиться успеха и испытать радость и чувство гордости.

Для организации школьного кружка с детьми младшего школьного возраста целесообразно использовать познавательные экскурсии, посещение театров, выставок, интеллектуальные игры, геймификацию, викторины, квесты, квизы.

Остановимся подробнее на использовании экскурсий. Познавательные экскурсии позволяют использовать средства музейной педагогики, повышают интерес к познанию, расширяют кругозор, развивают наблюдательность и любознательность. В силу особенностей возраста следует учитывать, что экскурсия не должна быть чисто созерцательной и иллюстративной. Важно предусмотреть манипуляцию детей с предметами, например, в музее Краеведения: изготовление стрел, как первобытные люди, или лепка посуды из глины.

По материалам экскурсии, выставки или посещения театра на занятиях кружка важно проводить интеллектуальные игры. Они позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в игру,

в увлекательное состязание, в праздник; создают условия для раскрытия талантов, проявления эрудиции, находчивости, позволяют испытать радость победы.

Школьный клуб позволяет привлечь в школу семьи обучающихся. Известно, что успешное развитие познавательных интересов младших школьников напрямую зависит от семьи ребёнка, семейных ценностей и гармоничных внутрисемейных отношений.

На практике взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания часто ограничивается общением на родительских собраниях и в чатах классов. При этом проблем в воспитании младших школьников у родителей остаётся, как правило, очень много. Как бороться с экранной зависимостью у детей? Как заставить ребёнка читать? Что сделать, чтобы ребёнок хотел учиться и выполнял домашние задания без принуждений, криков и упрёков? Ответ на эти и другие вопросы один: надо объяснять, доказывать значимость получения знаний в современном обществе и сделать так, чтобы ребёнку это стало интересно! А для этого родителям надо участвовать вместе с ребёнком в походах, экскурсиях, посещать концерты, театры, выставки, музеи, обсуждать прочитанное или увиденное, играть в познавательные развивающие игры, развивать традиции семейного чтения. И всё это важно делать -Вместе! Вместе с детьми!

С этой целью нами разработана программа школьного клуба «Вместе», которая объединяет членов в зависимости от их интересов, на основе стремления к общению. Программа предназначена для реализации во внеурочной деятельности обучающихся 3-4-го классов, рассчитана на два года и соответствует требованиям Федерального образовательного стандарта начального общего образования.

Другим видом внеурочной деятельности, способствующим развитию познавательных интересов младших школьников, является работа научного клуба школьников (НОШ) «ПОИСК». Она разработана на основе программы исследовательского обучения младших школьников А.И. Савенкова (Савенков, 2010) и рассчитана на обучающихся 2-4 классов. Программа предполагает занятия 1 час в неделю (без учёта самостоятельной работы вне школы) и предусматривает освоение основ исследовательской и проектной деятельности младших школьников, способствует мотивации обучающихся на изучение нового, обеспечивает самостоятельную деятельность учащихся, способствует концентрации внимания обучающихся и активизирует познавательный интерес.

Освоение программы научного общества школьников «ПОИСК» подразумевает подготовку индивидуальных или групповых исследований (проектов), выступление на конференциях или конкурсах исследовательских работ (проектов) младших школьников различного уровня, использование цифровых образовательных ресурсов.

При этом учитель выполняет роль наставника и ментора: оказывает помощь обучающимся в выполнении проектных задач и исследовательской работы, помогает готовиться к участию в конференциях и конкурсах.

Подготовку к работе над исследованиями можно начинать с просмотра фрагментов наиболее удачных выступлений детей по защите своих работ. Далее важно особое внимание уделить соблюдению структуры исследования: цель, задачи, выдвижение гипотез, анализ литературы по теме исследования, проведение исследования (опыты, эксперименты, анкетирование, опросы, сравнение, наблюдение, анализ), выводы исследования, оформление списка источников литературы, а также соответствию цели исследования его выводам.

Представление одноклассникам результатов своей работы формирует навыки публичных выступлений, развивает уверенность в себе и стимулирует ребёнка на выполнение новых исследований. Участие в конференциях различного уровня возможно уже, начиная с 2 класса. Рассказать о том, что узнал очень важно для юных «исследователей». А.И. Савенков подчёркивает, что «о выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить» (Савенков, 2008). На защите важно организовать праздничную торжественную обстановку, присутствие жюри, зрителей: родителей, одноклассников и авторов других работ. Жюри оценивает работы по нескольким критериям: познавательность темы, оригинальность и ценность собранного материала,

исследовательское мастерство, структура и логика работы, язык и стиль изложения, умение отвечать на вопросы.

Во время защиты школьники учатся самопрезентации: убежденно доносить полученную информацию, уметь отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения. Защиты детских работ лучше проводить несколько раз в год по мере готовности исследовательских и проектных работ школьников. Целесообразно при проведении первых «защит» исследовательских или проектных работ поощрять всех участников. А уже в конце третьего и четвёртого классов проводить «защиты» по номинациям. При этом важно членам жюри отметить положительные моменты в каждой работе школьника: оригинальность темы, логичность доклада, самый интересный эксперимент и т.д.

Организовывая работу над проектами и проектными задачами, мы учитывали, что групповая проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.

Работая над проектами с младшими школьниками необходимо отводить выбору темы проекта особое внимание. Это может быть тема, которая заинтересовала ребёнка в ходе урока по какому-либо предмету, или тема, отражающая увлечения школьника, или тема, предложенная взрослым. В любом случае крайне важно, чтобы выбранная тема была интересной для ребёнка, а не просто актуальной в современной ситуации. Например, «За что мы любим бабушек и дедушек?», «Любимые герои сказок», «Защитим город!», «Дорогами добра», «Утренняя зарядка: делать или нет?» и т.д. Творческие проекты: «Украшения в технике канзаши», «Мыло своими руками», «Идеальное мороженое», «Этот замечательный шоколад», «Их жизнь - наша память», «Духи своими руками» и т.п.

Для выполнения проектов или проектных задач обучающихся следует делить на группы (постоянные или мобильные), пары (за партой или по желанию). Перед началом такой работы необходимо повторить правила работы в группах: распределять обязанности (роли); выбирать капитана (лектора) команды, который будет представлять работу группы; активно принимать участие в работе группы; обсуждать вполголоса; высказывать своё мнение; подводить итоги совместной работы; презентовать её результаты.

Работая над творческим проектом, младшие школьники открывают для себя новые факты и понятия, используя возможности мультимедийного российского онлайн-ресурса «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (рис. 3).

Все материалы данного сервиса сопровождаются фотографиями, аудио- и видеоиллюстрациями, схемами и таблицами. В таком виде процесс познания новой информации развивает познавательный интерес школьников, к тому же доставляет удовольствие, потому что дети не только воспринимают сухие факты, но и смотрят информацию по видео, а также самостоятельно слушают интересующую конкретно его тему.

По завершении выполнения проектной задачи (исследования) необходимо проведение рефлексии данной работы. Итогом рефлексии может стать выбор младшими школьниками новой темы исследования или проектной задачи. Это подтверждает развитие познавательного интереса.

Для успешной реализации программы НОШ «ПОИСК» важным является создание у младших школьников атмосферы значимости, важности и интереса к научным знаниям, что достигается благодаря использованию символики научного общества (значки, эмблемы), организации торжественного вступления школьников в НОШ, проведения конференций, семинаров и конкурсов проектно-исследовательских работ с приглашением педагогов и родителей в качестве зрителей на эти мероприятия.

Организация и проведение исследовательской и проектной деятельности младших школьников имеет свои особенности: наличие у детей данного возраста интереса, желания проводить исследования, опыты, эксперименты сочетается с отсутствием важных теоретических знаний и необходимости контроля и направляющей помощи взрослого. Поэтому важная роль при проведении исследовательской и проектной деятельности младших школьников отводится родителям. От их готовности помогать и осваивать вместе с ребёнком правила проведения и оформления работ, наличия компетенций в работе

с компьютером и терпения зависит очень много. Энтузиазм родителей передаётся детям. Отсутствие же поддержки со стороны родителей, скептическое или высокомерное отношение к детским исследованиям может нанести большой вред и помешать ребёнку осуществить своё «открытие». Поэтому педагогу очень важно объяснить родителям значимость данной деятельности, настроить их на сотрудничество, рассказать о требованиях и правилах, показать образцы выполнения проектно-исследовательских работ.

МЕГ А ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ

Опроота | Сотр1*«мстк | Карта сайта | Сдв<»тъстаегеа<й

ТЕСТОВЫЙ режим

Энциклопедии Словари

tVWJN ПС И ИНТЕРНЕТ )ДОРО»||(

ПОПУЛЯРНОЙ ПУМИИ

кино

УПЛ1И АЛЬИЛЯ

Справочники

Приложения

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Олимпийские игры — в античности древнейшие и самые знаменитые из всегреческих игр. Справлялись в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп.

k*4PN«iritliMUf ДЛ1М

Í Щ 51

г< Pointe* Гере**»«

(1W2)

111? Родос • ГХФТвГЬ УМС«»ТО 3*0(1 »2)

i ги и»ppteuti простоя »с»утч

ÍY-. в(1?б!>

m fj

Кро<<*орды

спело,,

fr»cno*o. мм

«"ГJf*

I

«

Рисунок 3. Интерфейс сайта «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Во всех рассмотренных формах (клубный час, кружок, научное общество школьников) основным является метод игры, как неотъемлемая часть жизни ребёнка. Соревнования и работа в группах является хорошей школой формирования коммуникативных умений.

Для нашего исследования необходимо установить условия организации внеурочной деятельности, способствующие развитию познавательных интересов младших школьников. По словам П.В. Степанова (Воспитание, 2000), эффективность организации внеурочной деятельности возможна в единстве «взаимосвязанных педагогических действий»: осознание и осмысление педагогом воспитательных целей, вовлечения школьников в интересные для них виды внеурочной деятельности, подбор личностно развивающих форм и содержания совместной с обучающимися деятельности, создание детско-взрослых общностей.

Для начала рассмотрим определение понятия «условие».

Условие - это обстоятельство, от которого что-то зависит, правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности, обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь (Словарь, 1992). В философии условие - это внутренние связи предмета и внешние факторы, представляющие среду, в которой возможно развитие причинных явлений и связей (Введение в философию, 1989).

Анализ научной литературы показал, что разные исследователи, изучая условия развития познавательного интереса, используют понятия «стимуляция» и «мотивация». Мы считаем, что для развития познавательных интересов важно постоянное «питание», стимулирование этих интересов.

Для определения педагогических условий развития познавательных интересов во внеурочной деятельности младших школьников были проанализированы работы Г. В. Алябушевой по организации проектной деятельности младших школьников (Алябушева, 2010); А.П. Грецовой по развитию познавательных способностей старшеклассников средствами педагогического дизайна (Грецова, 2016); Е.В. Жуковой о развитии познавательных интересов у младших школьников во внеурочной деятельности; Т.В. Костаевой по формированию устойчивого учебно-познавательного интереса школьников (Костаева, 2016); Н.М. Почикеевой по организации кружковой работы; Н.Н. Сандаловой по формированию исследовательских умений у младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности (Сандалова, 2016).

Таблица 1. Сравнительный анализ условий организации внеурочной деятельности, способствующих развитию познавательного интереса младших школьников_

Авторы Условия организации внеурочной деятельности

М.Н. Скаткин Содержание учебного материала; методы обучения; формы организации; материальная база в школе; способ организации воспитательной работы; личность учителя

Р. Р. Ахмедбекова Создание необходимой интеллектуальной нагрузки и интеграции предметов

А. В. Запорожец Активная мыслительная деятельность младшего школьника: решение познавательных задач, использование ситуаций активного поиска, размышления, догадки, коллизии, принятие решений и отстаивание определённой точки зрения; ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития младших школьников (Запорожец, 2007).

Т.В. Костаева Предметнонаучные (актуальность и новизна содержания учебной дисциплины, новейшие научные достижения по предмету, практико-прикладное направление получаемых знаний, творческая направленность учебного материала), организационно-деятельностные (подбор современных форм, методов и средств, совокупность дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе), использование творческой и исследовательской деятельности, ориентационно-личностные (доверительные отношения между учениками и учителем, взаимоподдержка, толерантное отношение к познавательным возможностям школьников, разумное соперничество между учениками, смысловое восприятие учения, формирование познавательных мотивов, самоопределения, самосовершенствования, самореализации и др.) (Костаева, 2016)

А.И. Гуссоева, И.Л. Качмазова, Н.В. Тимошкина Самостоятельное выполнение заданий ребёнком; организация преодолимых трудностей при поиске решения задачи, которые приведут к успешному результату, создание ситуации успеха для каждого ученика и похвала за промежуточные результаты (Гуссоева, 2018)

Т.В. Машарова, Э.С. Радачинская Применение интересного, яркого материала, способного вызвать эмоциональный отклик у детей (Машарова, 2019)

Е.В. Жукова «Проявление интереса педагога к предмету; характерные черты личности учителя, его подготовленность к процессу формирования интереса детей, к подбору и изучению информации по данной проблеме; изучение психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста и знание индивидуальных особенностей детей всего класса; Подбор необходимого материала, который приводит к пониманию необходимости и важности изучения предмета в общем; Направленность учителя не только на результат

обучения, но и на процесс приобретения новых знаний; осуществление психодиагностической работы, направленной на определение уровня развития познавательного интереса и отслеживание динамики развития; применение системы стимулирования к суждениям, к выполнению различных заданий без страха допустить ошибку; индивидуальные коррекция, контроль и оценка деятельности ученика, что является стимулом учеников, чем чаще ученик получает оценку своей работы, тем больше интерес к выполнению заданий; создание атмосферы дружелюбия, комфорта на уроке, благоприятное взаимодействие учителя и ученика; постоянное саморазвитие педагога, отчёт проведённой работы, определение дальнейших целей; принятие педагогом личностно-ориентированной концепции и применение её на практике» (Жукова, 2021)

Ю.Б. Гиппенрейтер Создание насыщенной культурной среды вокруг ребёнка, предоставление ему возможности самому выбирать и «жить» в ней; проведение родителей времени с ребёнком, при этом вместе с ним увлекаться, выслушивать его переживания, рассматривать объекты или явления, которые заинтересовали ребёнка; важно при этом не критиковать, не осуждать и не заставлять ребёнка заниматься, что в свою очередь отбивает интерес.

Опираясь на мнения учёных, а также используя собственный педагогический опыт, мы выделили ряд условий развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности, а именно: использование метода игры и проблемных ситуаций; применение приёмов гуманизации, использование цифровых образовательных ресурсов. Рассмотрим подробно эти условия.

1) Использование метода игры развивает умения размышлять, сосредотачиваться, думать; способствует развитию всех групп универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Проведение на занятиях интеллектуальных игр, которым свойственны элементы соревнования, непосредственности, чистого любопытства повышает интерес школьников к познавательной деятельности.

Игра является ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте. На её значение для ребёнка указывали многие выдающиеся учёные. Так, по словам В.А. Сухомлинского: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» (Сухомлинский, 1974). Г.Гессе называл главным результатом игры - состояние высочайшего духовного наслаждения, неземной радости, особой «весёлости» (Гессе, 1943).

В педагогической практике игра и игровые технологии - «это создание определённых условий для достижения задач, моделирование специальной игровой реальности со своими внутренними законами (ролевые игры, деловые игры, организационно-деятельностные игры и пр.) (Амонашвиили, 2012).

При использовании метода игры в нашей работе значительное место отводится геймификации.

Метод проблемных ситуаций способствует быстрому включению обучающихся в деятельность. Педагогу при этом важно учитывать, что решение проблемной ситуации не всегда может быть однозначным. Дети могут иметь разные точки зрения, которые их нужно учить доказывать.

Ценным звеном развития познавательного интереса обучающихся является новый, грамотно отобранный и продуманный материал, который заставляет удивляться, воображать и размышлять. Ш.А. Амонашвили рекомендовал использовать преднамеренные «ошибки» учителя, которые с увлечением исправляют ученики и доказывают свою правоту; операции с «больными словами», у которых кто-то «отгрыз голову, а туловище оставил» (нужно угадать первую букву и восстановить слово) (Амонашвили, 1988); недописанная фраза, недописанное сочинение, недорешённая задача, сочинительство сказок и др. Структура внеурочных занятий должна быть разнообразной, начало неожиданное. Эффективно использование разнообразных заданий на установление взаимосвязей, нахождение закономерностей, на обобщение или классификацию.

2) Использование приёмов гуманизации (Ш.А. Амонашвили, В.Д. Белкина, М.Н. Берулава, Ю.П. Башаримов, В.А.Егоров) (Амонашвили, 1989; Белкина, 2020; Берулава, 2001; Башаримов, 2015):

- Организация субъект-субъектного общения, при котором педагогу отводится роль дирижёра и модератора занятия, от стиля общения с детьми которого очень много зависит. Необходимо создание атмосферы искреннего общения, эмоционального комфорта. Тон учителя должен быть мягким, с кантиленной окрашенностью. Интонация голоса доброжелательная. Такая тональность общения не возбуждает детей, сохраняет их нервно-психическое здоровье и хорошую работоспособность до конца занятия.

Такое общение помогает решить проблему общения ученик-учитель, когда детям из-за индивидуальных особенностей личности трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию или помощь. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник.

- Комфортное расположение детей в комнате для занятий будет менять не только внешние характеристики деятельности, но и ее продуктивность;

- Вера педагога в каждого ребёнка, в его любознательность и способности;

- Проведение занятий в интенсивном, увлекательном темпе, заражающем своей любовью и интересом к данной предметной области.

3) Использование цифровых образовательных ресурсов.

Как было отмечено ранее, для современных школьников использование цифровых ресурсов является важной потребностью. Поэтому использование ЦОР во внеурочной деятельности - это необходимый мощный инструмент для развития у обучающихся познавательных интересов, а также навыков, позволяющих самостоятельно принимать решения и экспериментировать, способный пробудить и выявить способности..

С нашей точки зрения, во внеурочной деятельности под ЦОР можно понимать образовательную информацию (текстовые, фото, видео, аудио, презентации), интерактивные тренажёры, игры, географические карты и другие материалы, расположенные в электронном виде и соответствующие целям и содержанию внеурочных занятий. Например такие как:

- интерактивные образовательные программы и сервисы: КаИой, Оышг, Ра^, Nachalka.com, СЕРМЯЦ Учи.ру, Страна мастеров, Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия, Национальная электронная детская библиотека, Ну-ка дети, РЭШ (Российская электронная школа), Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и др.;

- электронные презентации, аудио, мультипликационные и видео фильмы.

При проведении занятий кружка с учениками третьих-четвёртых классов можно использовать возможности сервиса Ои1г1гг (рис.4)

У 4th s 2560 í j

что не вместится даже в самую большую кастрюлю?

Рисунок 4. Интерфейс игры в сервисе Quizizz

На платформе данного сервиса учитель может создавать задания викторин и конкурсов, а дети, пользуясь ноутбуком, компьютером или смартфоном вводят код и начинают работать с тестами в оговоренном временном режиме. На дисплее школьника появляются символы ответов, а также полностью весь вопрос с изображением, которое при желании можно увеличить. Все ответы участников отображаются на экране или интерактивной доске.

После того, как конкурсанты заканчивают отвечать на вопросы, учитель знакомится с результатами, выводит эти результаты в таблице Excel на экран.

Учитывая интерес современных детей к компьютерным играм, считаем важным использование во внеурочной деятельности технологии геймификации. Для этого возможно использовать инструменты интерактивной образовательной онлайн-платформы Учи.ру, сервиса Kahoot, Padlet.

Для использования данной технологии педагогу необходимо продумать игровую рамка - легенду. Это история, в ходе которой дети будут получать различные бонусы (фишки, медали, кубки, монеты, оценки и т.п.). В основе таких историй могут использоваться герои фильмов, мультфильмов или литературных произведений, мотивы компьютерных игр (например, Майнкрафт), телепередачи или интернет шоу и т.д. При этом важно продумать правила игры, цели, действия и инструменты: сбор цепочек, наборов, карточки задач, целого из частей, условий, карту с остановками, постепенное открытие поля.

Например, на платформе Учи.ру за определённое время возможно выполнение групповых или индивидуальных квестов и заданий (Рисунок 5), в которых учитывается скорость и правильность выполнения заданий, а также количество ошибок, допущенных участниками. Для каждого ребенка автоматически подбираются персональные задания, их последовательность и уровень сложности.

Одесса

Керчь

' ir Новороссийск

Рис. 5. Интерфейс групповых квестов и заданий

Такие задания развивают умения быстро переключать внимание, навыки командной работы, расширяют кругозор обучающихся и создают благоприятные условия для развития познавательных интересов и применения знаний, навыков и компетенций в практической деятельности.

Сервис Kahoot можно использовать для создания онлайн-викторин, в которых участники стараются как можно быстрее выбрать на своих смартфонах или ноутбуках один из четырёх предложенных ответов. На экране отображаются верные и ошибочные ответы участников игры. Автоматически программа выбирает участников (команду), набравших большее количество баллов (рис. 6).

Если в России зима, то в Австралии ...?

О

46

Answers

▲ зима ♦ весна

# осень ■ лето

Exit preview < ¿of 11 >

Рисунок 6. Интерфейс сервиса онлайн-викгорин Kahoot.

Использование онлайн-доски Padlet позволяет школьникам выпускать классную газету в интерактивном режиме: размещать на платформе Padlet свои материалы, фотографии, файлы непосредственно со своих смартфонов или компьютеров, использование сервиса Kahoot (рис. 7) при проведении викторин вызывает особый интерес у детей.

Рисунок 7. Интерфейс сервиса Padlet

Рисунок 8. Интефейс сервиса Kahoot

В этом онлайн-конструкторе викторин педагог готовит к каждому вопросу по четыре ответа, один из которых является правильным. Кроме того, указывается время на размышление и выбор ответа. Для использования этого сервиса участникам необходимо на своих телефонах ввести название «^ооЬ и пароль викторины, предоставленный учителем. На экране или интерактивной доске участники читают вопросы и выбирают из предложенных вариантов правильный ответ. На экране сразу появляется результат каждого раунда.

Целостное, взаимосвязанное выполнение данных условий способствует оказанию высокого дидактического, воспитательного и развивающего влияния на обучающихся.

Заключение

Таким образом, комплексная организация во внеурочной деятельности форм: кружковой, клубной деятельности и научного общества школьников при соблюдении условий: использование метода игры и проблемных ситуаций; применение приёмов гуманизации, использование цифровых образовательных ресурсов способствует развитию познавательных интересов младших школьников.

Список литературы

1. Алябушева Г.В. Педагогические условия формирования познавательных интересов школьника // Проблемы педагогического образования. 2010. №5. С. 126-129.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. С.

136.

3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательство Дом Шалвы Амонашвили, 2012. 237 с.

4. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления; // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции /Челябинск: ЧИППКРО, 2014. С. 11.

5. Башаримов Ю.П., Егоров В.А. Гуманизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Брянского государственного университета. 2015. №3. С. 13-14.

6. Белкина В.Д. Создание положительной атмосферы в группе младших школьников как условие эффективного сотрудничества // Проблемный и ноосферный подходы к формированию культуры мышления ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации. 2020. С. 114-116.

7. Берулава М.Н. Принципы гуманизации образования // Инновации в образовании. 2001. №5. С. 18-37.

8. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. Т.2. М. 1989. С.132.

9. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П.В. Степанов, Н.Л. Селиванова, В.В. Круглов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова, И.Ю. Шустова, Е.О. Черкашин, М.Р. Мирошкина, Т.Н. Тихонова, Е.Ф. Добровольская, И.Н. Попова; под ред. П.В. Степанова. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. 119 с.

10. Гессе Г. Игра в бисер. «ФТМ», «АСТ», 1943. Эксклюзивная классика (АСТ). 640с.

11. Грецова А.П., Недогреева Н.Г. Проблема развития познавательных способностей старшеклассников в современной педагогике. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2016. С. 60.

12. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. С. 9.

13. Гуссоева А.И., Качмазова И.Л., Тимошкина Н.В. Особенности развития познавательного интереса младших школьников // Международный студенческий научный вестник. 2018. №6. С. 152.

14. Жукова Е.В. Развитие познавательных интересов у младших школьников во внеурочной деятельности. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/razvitie_poznavatelnih_interesov_u_mladshih_shkoln_144723.html.

15. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе // Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, А.К. Марковой. М.: Знание, 2007. 257с.

16. Каирова И. А. Педагогика. Учпедгиз. М. 1948. 463 с.

17. Кисляков А.В., Щербаков А.В. Внеурочная деятельность обучающихся: от идеи до воплощения ... Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. Челябинск : ЧИППКРО, 2014. 416 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. С. 23.

19. Костаева Т.В., Костаева Ю.С. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников как педагогическая проблема // Наука, образование и культура. 2016. №5 (8). С. 48-51.

20. Костенко Ю.К. Формирование навыков продуктивного сотрудничества старшеклассников во деятельности: дис. канд. пед. наук, 2018. С. 45.

21. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей. М.: Просвещение, 1983. С. 4-15.

22. Машарова Т.В., Радачинская Э.С. Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности младшего школьника // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. №3. С. 6-11

23. Молчанова А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации // Начальная школа. 2015. № 8. С. 46.

24. Панчешникова Л.М. Методическое пособие для вузов. М.: Просвещение, 1976. 187с.

25. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования". https://www.garant.rU/products/i po/prime/doc/400807193/

26. Прокопьев И.И. Педагогика. Избранные лекции: Учеб. пособие. В 3 ч. Ч.3 - Дидактика. Гродно: ГрГУ, 2000. С. 125-126

27. Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. В. Г. Панов. М.: Большая Рос. энцикл., 1993-1999. Т. 1: А - М / Гл. ред. В. В. Давыдов., 1993. 607с.

28. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников: учебное пособие. 3-е изд., перераб. Самара: Федоров: Учебная литература, 2010. 189с.

29. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников: учебное пособие. 2-е изд., исправленное и дополненное. Самара: Федоров: Учебная литература, 2008. 208 с.

30. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. С. 33.

31. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под. ред. Сафронова И. А. Изд-во: Просвещение, 2014. 35 с.

33. Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1979. С.

91.

34. Сандалова Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности: дис. канд. пед наук. 2016. 229с.

Extracurricular activities as a means of developing the cognitive interests of younger schoolchildren

Tatiana I. Kiseleva

Director of Secondary School No. 70 Saratov, Russia t.kiselyova2014@ yandex.ru 0000-0003-1130-0589

Received 16.08.2021 Accepted 24.09.2021 Published 15.10.2021

d 10.25726/q7457-4096-7422-y

Abstract

The article examines the possibilities, methods and conditions of organizing extracurricular activities as a means of developing the cognitive interests of younger schoolchildren. The author considers the difference between such concepts as "extracurricular", "extracurricular" activity, "extracurricular" work. In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education (Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 286 "On Approval of the Federal State Educational Standard of primary general Education") (hereinafter referred to as the Federal State Educational Standard NOO - 21), an educational organization must create conditions for the fullest possible provision of educational needs and interests of students. At the same time, the presence of cognitive interest in students is considered an important criterion for the effectiveness of achieving the results of mastering academic subjects, courses and extracurricular activities. Extracurricular activities as part of the basic educational program of primary general education are an important means of developing the cognitive interest of schoolchildren. Under the cognitive interest of younger schoolchildren in our study, we understand the orientation of the personality to the process of cognition, which is characterized by a positive emotional and value attitude to the process or subject of cognition, manifests itself in intellectual and creative activity, has a beneficial effect on the development of giftedness, on the education of initiative and independence, but due to the peculiarities of age, it is unstable and dynamic. Extracurricular activities play a special role in the development of cognitive interests of younger schoolchildren. At the same time, the meanings of "extracurricular", "extracurricular" and "extracurricular" activities have often been identified recently. We will try to understand the differences between these concepts and clarify the definition of "extracurricular activities".

Keywords

Extracurricular activities, extracurricular work, extracurricular activities, forms of organization of extracurricular activities, conditions of organization of extracurricular activities, digital educational resources, methods of humanization, method of play, method of problem situation.

References

1. Aljabusheva G.V. Pedagogicheskie uslovija formirovanija poznavatel'nyh interesov shkol'nika // Problemy pedagogicheskogo obrazovanija. 2010. №5. S. 126-129.

2. Amonashvili Sh.A. Zdravstvujte, deti: Posobie dlja uchitelja. M.: Prosveshhenie, 1988. S. 136.

3. Amonashvili Sh.A. Razmyshlenija o gumannoj pedagogike. M.: Izdatel'stvo Dom Shalvy Amonashvili, 2012. 237 s.

4. Baryshnikov E.N. Vneurochnaja dejatel'nost' obuchajushhihsja: osnovnye podhody i uslovija osushhestvlenija; // Vneurochnaja dejatel'nost' obuchajushhihsja v uslovijah realizacii FGOS obshhego obrazovanija: Materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii /Cheljabinsk: ChlPPKRO, 2014. S. 11.

5. Basharimov Ju.P., Egorov V.A. Gumanizacija obrazovanija: problemy i perspektivy // Vestnik Brjanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. №3. S. 13-14.

6. Belkina V.D. Sozdanie polozhitel'noj atmosfery v gruppe mladshih shkol'nikov kak uslovie jeffektivnogo sotrudnichestva // Problemnyj i noosfernyj podhody k formirovaniju kul'tury myshlenija cennostno-orientirovannoj lichnosti v sovremennom obrazovanii dlja ustojchivogo razvitija civilizacii. 2020. S. 114-116.

7. Berulava M.N. Principy gumanizacii obrazovanija // Innovacii v obrazovanii. 2001. №5. S. 1837.

8. Vvedenie v filosofiju. Uchebnik dlja vysshih uchebnyh zavedenij. T.2. M. 1989. S.132.

9. Vospitanie v sovremennoj shkole: ot programmy k dejstvijam. Metodicheskoe posobie / P.V. Stepanov, N.L. Selivanova, V.V. Kruglov, I.V. Stepanova, I.S. Parfenova, I.Ju. Shustova, E.O. Cherkashin, M.R. Miroshkina, T.N. Tihonova, E.F. Dobrovol'skaja, I.N. Popova; pod red. P.V. Stepanova. M.: FGBNU «ISRO RAO», 2020. 119 s.

10. Gesse G. Igra v biser. «FTM», «AST», 1943. Jekskljuzivnaja klassika (AST). 640s.

11. Grecova A.P., Nedogreeva N.G. Problema razvitija poznavatel'nyh sposobnostej starsheklassnikov v sovremennoj pedagogike. Saratov: Izd-vo Sarat. Un-ta, 2016. S. 60.

12. Grigor'ev D.V. Vneurochnaja dejatel'nost' shkol'nikov. Metodicheskij konstruktor: posobie dlja uchitelja. M.: Prosveshhenie, 2010. S. 9.

13. Gussoeva A.I., Kachmazova I.L., Timoshkina N.V. Osobennosti razvitija poznavatel'nogo interesa mladshih shkol'nikov // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2018. №6. S. 152.

14. Zhukova E.V. Razvitie poznavatel'nyh interesov u mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj dejatel'nosti. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/razvitie_poznavatelnih_interesov_u_mladshih_shkoln_144723.html.

15. Zaporozhec A.V. Podgotovka detej k shkole // Osnovy doshkol'noj pedagogiki / Pod red. A.V. Zaporozhca, A.K. Markovoj. M.: Znanie, 2007. 257s.

16. Kairova I.A. Pedagogika. Uchpedgiz. M. 1948. 463 s.

17. Kisljakov A.V., Shherbakov A.V. Vneurochnaja dejatel'nost' obuchajushhihsja: ot idei do voploshhenija ... Vneurochnaja dejatel'nost' obuchajushhihsja v uslovijah realizacii FGOs obshhego obrazovanija : materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. A. V. Kisljakova, A. V. Shherbakova. Cheljabinsk : ChIPPKRO, 2014. 416 s.

18. Konjaeva E.A., Pavlova L.N. Kratkij slovar' pedagogicheskih ponjatij: uchebnoe izdanie. Cheljabinsk: Izd-vo Cheljab. gos. ped. un-ta, 2012. C. 23.

19. Kostaeva T.V., Kostaeva Ju.S. Formirovanie ustojchivogo uchebno-poznavatel'nogo interesa shkol'nikov kak pedagogicheskaja problema // Nauka, obrazovanie i kul'tura. 2016. №5 (8). C. 48-51.

20. Kostenko Ju.K. Formirovanie navykov produktivnogo sotrudnichestva starsheklassnikov vo dejatel'nosti: dis. kand. ped. nauk, 2018. S. 45.

21. Kut'ev V.O. Vneurochnaja dejatel'nost' shkol'nikov: posobie dlja klassnyh rukovoditelej. M.: Prosveshhenie, 1983. C. 4-15.

22. Masharova T.V., Radachinskaja Je.S. Integracija urochnoj i vneurochnoj dejatel'nosti kak sredstvo razvitija poznavatel'noj aktivnosti mladshego shkol'nika // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2019. №3. S. 6-11

23. Molchanova A.V. Vneurochnaja dejatel'nost' obuchajushhihsja nachal'noj shkoly: osnovnye podhody, uslovija i modeli organizacii // Nachal'naja shkola. 2015. № 8. S. 46.

24. Pancheshnikova L.M. Metodicheskoe posobie dlja vuzov. M.: Prosveshhenie, 1976. 187s.

25. Prikaz Ministerstva prosveshhenija RF ot 31 maja 2021 g. № 286 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija". https://www.garant.ru/products/i po/prime/doc/400807193/

26. Prokop'ev I.I. Pedagogika. Izbrannye lekcii: Ucheb. posobie. V 3 ch. Ch.3 - Didaktika. Grodno: GrGU, 2000. S. 125-126

27. Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija : V 2 t. / Gl. red. V. G. Panov. M.: Bol'shaja Ros. jencikl., 1993-1999. T. 1: A - M / Gl. red. V. V. Davydov., 1993. 607s.

28. Savenkov A.I. Metodika issledovatel'skogo obuchenija mladshih shkol'nikov: uchebnoe posobie. 3-e izd., pererab. Samara: Fedorov: Uchebnaja literatura, 2010. 189s.

29. Savenkov A.I. Metodika issledovatel'skogo obuchenija mladshih shkol'nikov: uchebnoe posobie. 2-e izd., ispravlennoe i dopolnennoe. Samara: Fedorov: Uchebnaja literatura, 2008. 208 s.

30. Suhomlinskij V.A. Serdce otdaju detjam. Kiev: Radjans'ka shkola, 1974. S. 33.

31. Tolkovyj slovar' Ozhegova. S.I. Ozhegov, N.Ju. Shvedova. 1949-1992.

32. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija / Pod. red. Safronova I.A. Izd-vo: Prosveshhenie, 2014. 35 s.

33. Shadrikov V.D. Psihologicheskij analiz dejatel'nosti. Jaroslavl': Izd-vo JarGU, 1979. S. 91.

34. Candalova N.N. Pedagogicheskie uslovija formirovanija issledovatel'skih umenij u mladshih shkol'nikov v urochnoj i vneurochnoj dejatel'nosti: dis. kand. ped nauk. 2016. 229s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.