Научная статья на тему 'ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ'

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подросток / внеурочная деятельность / школа / формирование / Я-концепция / мировоззрение / среда / общение / teenager / extracurricular activities / school / formation / “I-conception” / worldview / environment / communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.В. Тепсуркаева, И.В. Мусханова

В статье анализируется внеурочная деятельность, способствующая раскрытию творческого потенциала, креативности, формирующая «Я-концепцию» обучающихся. Отмечается роль учителя в формировании мотивационной направленности, развитии интереса к выполнению определенного задания. Выделяются основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное и социальное, в соответствии с которыми организуются занятия. В системе внеурочной деятельности происходит сочетание предметной направленности, кружковой и других разнообразных форм, учитывающих способности и интересы обучающихся. Занятия по внеурочной деятельности проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, поисковых и научных исследований и т.д. Сделан вывод о том, что внеурочная деятельность является своеобразным подспорьем, способствующим развитию «Я-концепции» обучающихся, формированию картины мира в их сознании и повышению компетентности в межличностных, межкультурных взаимодействиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMING THE “I-CONCEPTION” OF ADOLESCENTS

The article analyzes extracurricular activities that contribute to the disclosure of creative potential, creativity, forming the “I-conception” of students. The role of the teacher in forming motivational orientation, development of interest in the performance of a particular task is noted. The main directions of extracurricular activities are identified: spiritual and moral, general intellectual, sports and recreation, general cultural and social, in accordance with which classes are organized. In the system of extracurricular activities there is a combination of subject matter, circle and other different forms, taking into account the abilities and interests of students. After-school activities are held in the form of excursions, circles, sections, roundtables, conferences, debates, quizzes, exploratory and research, etc. It is concluded that extracurricular activities are a kind of help that contributes to the development of the “I-conception” of students, the formation of a picture of the world in their minds and the improvement of competence in interpersonal and intercultural interactions.

Текст научной работы на тему «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ»

вая дорожную карту организации и «личностные» трудности, которые они испытывают в ходе профессиональной деятельности [7].

3 этап - апробирующий, происходит рефлексия выбранной индивидуальной образовательной траектории, ее корректировка. При необходимости педагог включает новые темы, разделы для изучения, изменяет тематику и график курсов повышения квалификации и иных методических мероприятий. Например, педагогами МБУ ДО «ДДТ» используются разные способы самомониторинга: решение проблемных ситуаций, коллективный анализ дела, самоанализ проведенных мастер-классов, рефлексия, сравнение показателей желаемого результата с показателями достигнутых результатов с целью выбора наиболее значимых на данном этапе педагогической деятельности и реально достижимых показателей результативности.

4 этап - практический, в процессе дальнейшей работы педагог использует собственный опыт, проводит исследование по определению эффективности предложенной авторской методики и при получении положительных результатов, подтвержденных методической службой организации и приглашенными экспертами из других организаций, проводит его внедрение, а также занимается распространением своего опыта.

У педагогов МБУ ДО «ДДТ» возникла потребность в создании личных страничек на профессиональных сайтах педагогов ДОД. Педагог Л. разместила на своей странице методическую разработку «Вышивка лентами - тюльпаны» (Инфоурок). Педагог М. на международном образовательном сайте «Учебно-методический кабинет Педкопилка» опубликовала материалы своей многолетней практической работы и разместила мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования».

Анализ сайтов показал, что опыт педагогов заинтересовал многих коллег не только в стране, но и за рубежом, идет активный обмен педагогическим, методическим опытом, что, конечно же, способствует профессионального росту педагогов.

Завершается данный этап предоставлением каждым педагогом отчета о реализации проекта индивидуального образовательного маршрута на заседаниях методического объединения педагогов дополнительного образования учреждения, на заседаниях районного методического объединения, проведением открытых занятий, мастер-классов для коллег, вебинаров, где автор проекта выступает в качестве спикера [7].

Библиографический список

5 этап - итоговый, педагог проводит анализ своей самостоятельной методической работы по индивидуальному образовательному маршруту, оформляет результаты, формирует портфолио и разрабатывает рекомендации для коллег

Время реализации проекта и прохождение всех этапов может быть от 1 года до 3 лет. Методическая служба организации не регламентирует этот процесс, педагог сам выбирает временной промежуток исходя из своего профессионального опыта, сложности поставленных задач и т.д. Кроме отчета, педагог может представить результаты деятельности по проекту в виде доклада, подготовки публикаций для профессиональных изданий и сборников материалов конференций; участия в открытых неделях (декадах и др.) в формате мастер-классов, открытых занятий с представлением новых форм взаимодействия с обучающимися, защиты исследовательской работы на научно-практической конференции, статьи, брошюры и буклета, семинара или тренинга для коллег Главное, что результат должен носить характер конкретного продукта. Индивидуальный образовательный маршрут педагога дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ» в конечном итоге - это документ, фиксирующий этапы и содержание деятельности педагога на каждом этапе, обязательным условием деятельности педагога является ее исследовательский характер.

В конце учебного года каждый педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ» проводит сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов с поставленными целями и задачами, это служит основой для корректировки индивидуального образовательного маршрута на следующий год (или период).

В качестве форм, интегрирующих весь индивидуальный опыт педагогов МБУ ДО «ДДТ», используются персональные веб-сайты педагогов, их личные страницы на профессиональных сайтах; интернет-форумы и заочные научно-практические конференции; зум-конференции, профессиональные группы в социальных сетях (например, группа в Ватсапе «Есть идея!»). Методической службой ДДТ разработаны методические рекомендации для педагогов: «Как разработать индивидуальный образовательный маршрут», «Дистанционные формы самообразования. Интернет-ресурсы», «Матрица и алгоритм индивидуального образовательного маршрута педагога дополнительного образования».

Итак, ожидаемым результатом реализации индивидуального образовательного маршрута является повышение профессиональной адаптированности педагога дополнительного образования, его мотивации к профессиональному росту и дальнейшему самообразованию и саморазвитию.

1. Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург 1999.

2. Маркова С.В. Педагогическое сопровождение одаренного подростка при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута. Автореферат диссертации .... кандидата педагогических наук. Киров, 2011.

3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Москва, 2000.

4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. Москва, 2009.

5. Смурова Н.Ф., Филимонюк Л.А. Проектный подход в организации планирования самообразования педагогов дополнительного образования детей города Невинно-мысска Ставропольского края Кавказский диалог: материалы IX Международной научно-практической конференции. Невинномысск, 2018: 241 - 246.

6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва, 1996.

7. Сайт МБУ ДО ДДТ с. Кочубеевского Ставропольского края. Available at: http://www.kochddt.ru/

References

1. Vorob'eva S.V. Teoreticheskie osnovy differencial obrazovatel'nyh programm. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1999.

2. Markova S.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie odarennogo podrostka pri proekiirovanii i realizacii individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta. Avtoreferat dissertacii .... kandidata pedagogicheskih nauk. Kirov, 2011.

3. Mudrik A.V. Vvedenie v social'nuyu pedagogiku. Moskva, 2000.

4. Potashnik M.M. Upravlenieprofessionalemrostom uchitelya vsovremennojshkole: metodicheskoe posobie. Moskva, 2009.

5. Smurova N.F., Filimonyuk L.A. Proektnyj podhod v organizacii planirovaniya samoobrazovaniya pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya detej goroda Nevinnomysska Stavropol'skogo kraya Kavkazskij dialog: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nevinnomyssk, 2018: 241 - 246.

6. Yakimanskaya I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole. Moskva, 1996.

7. Sajt MBU DO DDT s. Kochubeevskogo Stavropol'skogo kraya. Available at: http://www.kochddt.ru/

Статья поступила в редакцию 12.03.21

УДК 371

Tepsurkaeva Z.V., postgraduate, Chechen State Teachers' University (Grozny, Russia), E-mail: vinter_65@mail.ru

Muskhanova I.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Teachers' University (Grozny, Russia), E-mail: vinter_65@mail.ru

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMING THE "I-CONCEPTION" OF ADOLESCENTS. The article analyzes extracurricular activities that contribute to the disclosure of creative potential, creativity, forming the "I-conception" of students. The role of the teacher in forming motivational orientation, development of interest in the performance of a particular task is noted. The main directions of extracurricular activities are identified: spiritual and moral, general intellectual, sports and recreation, general cultural and social, in accordance with which classes are organized. In the system of extracurricular activities there is a combination of subject matter, circle and other different forms, taking into account the abilities and interests of students. After-school activities are held in the form of excursions, circles, sections, roundtables, conferences, debates, quizzes, exploratory and research, etc. It is concluded that extracurricular activities are a kind of help that contributes to the development of the "I-conception" of students, the formation of a picture of the world in their minds and the improvement of competence in interpersonal and intercultural interactions.

Key words: teenager, extracurricular activities, school, formation, "I-conception", worldview, environment, communication.

З.В. Тепсуркаева, аспирант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: vinter_65@mail.ru

И.В. Мусханоеа, д-р пед. наук, проф., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: vinter_65@mail.ru

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ

В статье анализируется внеурочная деятельность, способствующая раскрытию творческого потенциала, креативности, формирующая «Я-концепцию» обучающихся. Отмечается роль учителя в формировании мотивационной направленности, развитии интереса к выполнению определенного задания. Выделяются основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное и социальное, в соответствии с которыми организуются занятия. В системе внеурочной деятельности происходит сочетание предметной направленности, кружковой и других разнообразных форм, учитывающих способности и интересы обучающихся. Занятия по внеурочной деятельности проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, поисковых и научных исследований и т.д. Сделан вывод о том, что внеурочная деятельность является своеобразным подспорьем, способствующим развитию «Я-концепции» обучающихся, формированию картины мира в их сознании и повышению компетентности в межличностных, межкультурных взаимодействиях.

Ключевые слова: подросток, внеурочная деятельность, школа, формирование, Я-концепция, мировоззрение, среда, общение.

Образовательная парадигма во все времена была ориентирована на всестороннее развитие личности обучающегося. Главный дидактический принцип педагогической деятельности - разностороннее обучение, воспитание и развитие индивида. Однако школьная программа в недостаточной мере позволяет раскрыть потенциал формирования творческой личности на уроках. Организация урочной деятельности направлена на получение обучающимися определенного объема знаний.

Креативность обучающихся может проявляться только при условии вовлечения их в творческую деятельность. Внеурочные занятия позволяют развивать как художественные способности обучающихся, так и их самостоятельность, инициативу, стремление к самореализации и самоопределению. При организации внеурочной деятельности важное место занимает учитель, роль которого заключается в формировании мотивационной направленности, развитии интереса к выполнению определенного задания. Внеурочная деятельность, как и весь учебный процесс, основывается на личностно-развивающем подходе, способствующем принятию педагогом новой позиции - педагога-фасилитатора. Процесс фасилитации обусловливает позитивное влияние на обучающихся, класс, группу, создавая благоприятную атмосферу. Кроме того, происходит повышение уверенности обучающихся в собственных силах, в значимости деятельности, которой они занимаются. В современный век цифровизации и информационно-коммуникативных технологий проблема интеграции урочной и внеурочной деятельности может быть успешно решена. На наш взгляд, этому способствуют условия, созданные в образовательных организациях: возможности интернет-среды, мобильности и активности как учителей, так и обучающихся и т.д. В высшей школе в процессе подготовки будущих учителей необходимо учитывать требования настоящего времени, в развитии компетенций важный сегмент заключается в привитии компьютерной грамотности и умения активно использовать информационно-коммуникативные технологии [1].

В современной образовательной парадигме особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности, что на наш взгляд оправдано в связи с необходимостью развития у обучающихся креативного мышления и формированием исследовательской компетентности, полноценной социализации личности, умения работать в команде. Поэтому во внеклассную деятельность по различным направлениям должны быть включены дети уже с начальной школы. Ключевыми компетенциями двадцать первого столетия, ориентированными на развитие «Я-концепции» личности обучающегося, являются креативность, сотрудничество и критическое мышление. Следует указать, что формирование «Я-концепции» в разные возрастные периоды имеет особенную практическую и теоретическую значимость. «Я-концепция» является не статичным, а динамичным психологическим образованием, которое самоопределяется и трансформируется на протяжении жизни человека. Феномен «Я-концепции» освещен и рассматривается преимущественно в рамках возрастной психологии, однако его исследование во взаимосвязи с ценностными ориентациями и возрастом личности позволяет расширить взгляд на данную проблематику. «Я-концепция» нами рассматривается как часть внутреннего мира личности подростка, на формирование которой влияет множество факторов, в том числе и внеурочная деятельность.

Совокупность представлений человека о самом себе, включающая убеждения, оценки, тенденции поведения представляют собой «Я-концепцию». Поэтому ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Структурные компоненты Я-концепции, на наш взгляд, связаны с такими установками, как когнитивная, эмоционально-оценочная и поведенческая. Применительно к «Я-концепции» эти три элемента установки конкретизируются как «образ Я» - представления индивида о самом себе. Второй элемент - самооценка - включает аффективную оценку этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Третья составляющая - потенциальная поведенческая реакция, т.е. это те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой [2].

В самосознании личности «Я-концепция» является одним из ключевых аспектов и участвует в процессах ее саморегуляции и самоорганизации. Значи-

мое место в образовании «Я-концепции» принадлежит ценностным ориентаци-ям, выступающим важным компонентом мировоззрения личности или групповой идеологии. Ценностные ориентации выражают предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей. Особая значимость «Я-концепции» заключается в том, что у человека, как у существа сознательного, свойства личности проявляются в поведении не автоматически, бессознательно, а преломляясь через самосознание и самооценку, отношение к себе. Значение имеет не просто то, каким человек является объективно, но то, как он себя видит, ценит, чувствует и осознает. Таким образом, «Я-концепция» действует как своего рода внутренний фильтр, определяющий характер восприятия и осмысления человеком любой ситуации. При этом человек получает значение, соответствующее представлениям о себе самом. Сформированная «Я-концепция» обеспечивает человеку чувство уверенности в направлении своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единого и непрерывного в своей преемственности опыта. Важным фактором формирования «Я-концепции» является процесс социализации, так как социальное взаимодействие есть неизбежный и всегда уникальный результат психического развития как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Именно социальное взаимодействие накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека с самого детства до глубокой старости.

Формирование «Я-концепции» имеет большое значение на всех этапах развития личности человека. Особенности ее формирования значительно отличаются именно в подростковом возрасте. На формирование личности подростка оказывает влияние семья, родители, значимые взрослые, школа, среда и т.д. Особенно важно становление в семье, преемственность и трансляция ценностей, развивающих духовную сферу личности подростка [3 - 5]. Особый статус подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростка, его стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности мира, развивающие его самосознание и самооценку. В подростковом возрасте возрастает стремление к самостоятельности, желание демонстрировать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали его достоинство, считались с его мнением. Ценностными новообразованиями данного возрастного периода, которые являются определяющими для становления личностного потенциала, выступает появление способности к осознанному управлению собственным поведением, просмотр и переструктурирование иерархии мотивов, выработка собственной системы смысложизненных ориентаций. Подросток приобретает способность к продуцированию собственной личностной позиции. Его мировоззрение становится индивидуальным, а также происходит последовательное совершенствование механизмов саморегуляции подростка. Таким образом, процессы личностного изменения, происходящие в подростковом возрасте, отвечают становлению автономности личности. Именно в подростковом возрасте определяется направление личностного развития, именно он является критическим периодом для формирования механизмов свободы и ответственности. Значимым феноменом подросткового возраста является личностный потенциал, раскрытию и реализации которого способствует школьная среда, урочная и внеурочная деятельность.

Связь «Я-концепции» с развитием творческости и креативности человека проявляется в уникальной потребности в самооценке и оценке со стороны значимых взрослых и сверстников. Поэтому важно вовлекать обучающихся во внеурочную деятельность, которая позволяет проявлять и развивать твор-ческость.

В современном научном дискурсе не существует четкого определения понятия "творческая деятельность". В психологических словарях этот термин трактуют как "организованную деятельность человека, направленную на создание новых продуктов материальной и духовной культуры, имеющей общественно-историческую ценность". Мы разделяем мнение А. Хуторского, который считает, что «выведение за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика, его внутреннего мира с личностными качествами приводит к отчуждению учеников от образования" [4]. Поэтому сегодня перед школой стоит задача

интеграции урочной и внеурочной деятельности, которая позволит сформировать личность обучающегося, способного развиваться и взаимодействовать в современном противоречивом мире.

Большое значение имеет правильно организованная система внеурочной деятельности, сочетание предметной направленности, кружковой и других разнообразных форм, учитывающих способности и интересы обучающихся. В отличие от урочной системы обучения, занятия по внеурочной деятельности проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, поисковых и научных исследований и т.д.

Согласно ФГОС при планировании внеурочных занятий учителям предлагается использование разнообразных активных и интерактивных методов обучения как наиболее эффективных [2]. К ним относятся кейс-метод, проблемный метод, эвристический метод, исследовательский метод, метод мыслительной обработки данных (анализ и выделение главного, сравнение, аналогия, синтез, обобщение, конкретизация, доказательство, определение и оценка), различные практические работы (лабораторные работы, эксперимент, работа в мастерских, опыты), методы исследовательской работы обучающихся. Основными средствами, используемыми на занятиях во внеурочной деятельности, являются следующие: слово и речь (устные и письменные), наглядность (натуральная, изобразительная, символическая), практика (трудовая, учебная). Занятия проводятся как в групповой, коллективной, так и в индивидуальной формах.

Основываясь на древнеримском принципе о том, что обучение предполагает подготовку не для школы, а для жизни, а также осознавая, что современное общество нуждается в человеке, владеющем профессиональными и универсальными компетенциями, нами разработана программа формирования «Я-концеп-ции» личности обучающегося в рамках внеурочной деятельности.

Данная авторская программа рассчитана на обучающихся 6 - 7 классов и основной целью ставит развитие командных навыков работы и коммуникативных компетенций. В контексте организации и проведении внешкольной работы нами акцент делается также на развитие «Я-концепции» обучающихся. Для обучающихся 6 - 7 классов на первый план выступает общение со сверстниками и налаживание межличностных отношений. Поэтому, учитывая психологические особенности их возраста, стремление проявить и продемонстрировать ответственность и самостоятельность в решении различных задач, нами было предложено участие в проектной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Школа лидеров» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Цель программы заключается в формировании и развитии у обучающихся лидерских качеств. С целью реализации поставленной цели определяются задачи, ориентированные на формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре своего народа и к культурам других народов, а также развитие личности лидера, обладающего высокой культурой общения и навыками коммуникативного общения в межкультурных взаимодействиях.

Библиографический список

Реализация данной программы осуществляется во внеклассной деятельности, в тесном сотрудничестве с классным руководителем, а также с привлечением родителей обучающихся. В зависимости от возраста обучающихся реализация данной программы позволяет привить им различные компетенции. Так, для учащихся шестых классов важно научиться учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве; уважительно относиться к родной культуре, испытывать гордость за неё. Кроме того, занятия по авторской программе учат обучающихся ценностному отношению к природному миру, умению оценивать свои и чужие поступки, осознавать общечеловеческие нравственные ценности, строить межличностные взаимоотношения. В старших классах в дополнение к сформированным компетентностям добавляются следующие: формирование и поддерживание уверенности в себе, анализ эмоционального состояния и чувства окружающих, следование правилам здоровьесберегающего поведения и проявление готовности к самопознанию.

Рефлексия педагогического опыта позволяет отметить значимость внеу-чебной деятельности в формировании «Я-концепции» личности обучающихся. Ответственность, командные компетентности, коммуникативные навыки, самооценка, установка на самопознание составляют сущность «Я-концепции», и именно эти качества и компетентности получают дальнейшее развитие в процессе внеурочных занятий.

В качестве примера рассмотрим эпизод занятия, проводимого в шестых классах. Основная цель - научить обучающихся планировать будущую деятельность. В первую очередь нами распределяются роли и обязанности. Часть обучающихся принимают на себя роль родителей, вторая группа - учителя, третья - сами обучающиеся, четвертая группа - эксперты. На первом этапе учителя, выступая в качестве навигаторов, предлагают полезную и интересную информацию о способах и методах повышения мотивации и умении планирования индивидуальной жизненной траектории каждого из участников группы. При этом учитываются интересы и стремления обучающихся. На втором этапе участники согласовывают свои устремления и цели с родителями, которые также выступают консультантами и делятся собственным опытом планирования будущей деятельности. Далее, прежде чем приступать к этапу совместного обсуждения со своей группой, проводится тренинг по практике успешного взаимодействия и технике успешного общения. После усвоения определенных правил и приемов успешного общения на заключительном этапе организовывается «круглый стол» со всеми участниками, на котором обсуждается заявленная ранее проблема. Здесь происходит обмен мнениями и рефлексия опыта взаимодействия.

Таким образом, правильно спланированная внеклассная деятельность позволяет обучающимся реализовывать стремление к саморазвитию и самопознанию, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, проявлять готовность к самообразованию, оценивать собственную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Внеурочная деятельность не выступает в качестве замещения основной урочной деятельности, а является своеобразным подспорьем, способствующим развитию «Я-концепции» обучающихся, формированию картины мира в их сознании и повышению компетентности в межличностных, межкультурных взаимодействиях.

1. Kruchinina G.A., Tararina L.I., Sokolova E.E., Limarova E.V., Muskhanova I.V., Arsaliyev S.M., Bazayeva F.U., Tagirova N.P. Information and communication technologies in education as a factor of students motivation. International Review of Management and Marketing. 2016; Т. 6, № 2: 104 - 109.

2. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. Москва: Издательство: «Тетра-Системс», 2013.

3. Мусханова И.В. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной личности в семье. Психология и психотехника. 2011; № б (32): 81 - 84.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. Санкт-Петербург, 2001.

б. Яхьяева А.Х. О некоторых социально-гуманитарных аспектах исследования духовной сферы личности. Гуманитарное знание и духовная безопасность: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Грозный, 201б: 41б - 418.

References

1. Kruchinina G.A., Tararina L.I., Sokolova E.E., Limarova E.V., Muskhanova I.V., Arsaliyev S.M., Bazayeva F.U., Tagirova N.P. Information and communication technologies in education as a factor of students motivation. International Review of Management and Marketing. 2016; T. 6, № 2: 104 - 109.

2. Kashlev S.S. Interaktivnye metody obucheniya. Moskva: Izdatel'stvo: «Tetra-Sistems», 2013.

3. Mushanova I.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya 'etnokul'turnoj lichnosti v sem'e. Psihologiya ipsihotehnika. 2011; № б (32): 81 - 84.

4. Hutorskoj A.V. Sovremennaya didaktika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg, 2001.

б. Yah'yaeva A.H. O nekotoryh social'no-gumanitarnyh aspektah issledovaniya duhovnoj sfery lichnosti. Gumanitarnoe znanie i duhovnaya bezopasnost': sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Groznyj, 201б: 41б - 418.

Статья поступила в редакцию 14.03.21

УДК 372

Khamgokova N.Zh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian Language Department No. 2, Faculty of the Russian Language and General Education Disciplines, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (Moscow, Russia), E-mail: ninahamgokova@mail.ru

PROFESSIONALLY ORIENTED TRAINING IN THE RUSSIAN LANGUAGE FOR FOREIGN STUDENTS AT PRE-UNIVERSITY PREPARATION STAGE. One

of the most important tasks at the stage of pre-university education of foreign students is the preparation for study at Russian higher educational institutions. As a result, the formation of speech skills and abilities necessary to achieve cognitive and communicative goals in the educational and professional sphere of communication comes forward as the main task. The stage of pre-university training for students entering RUDN (Peoples' Friendship University of Russia) in order to acquire a specialty begins at the Faculty of the Russian Language and General Subjects. The Russian language plays a special role in preparing foreign students for study at Russian universities, since all subjects are taught in Russian. With this in mind, foreign students are taught Russian as well as general subjects necessary for further

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.