Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / КАДЕТСКАЯ ШКОЛА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маланов Иноккентий Александрович, Сотникова Ольга Андреевна

Актуальность исследования связана с тем, что в последнее время проявляется повышенный интерес к теме социально-педагогической адаптации человека в стремительно меняющейся культурной и социально-экономической среде. Сфера образования, несмотря на свою консервативность, также претерпевает сильные изменения и требует новых подходов. В связи с этим изучается роль внеурочной деятельности в социально-педагогической адаптации кадетов, поскольку условия обучения и проживания в кадетской школе-интернате существенно отличаются от обычных общеобразовательных школ. Отмечается, что понятию «внеурочная деятельность» уделяется большое внимание в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Рассматриваются цель, задачи, результат данного вида деятельности, а также место в образовательных программах в разные периоды времени. Большое внимание уделяется построению индивидуальных программ внеурочных занятий. На авторский взгляд, каждая форма внеурочной деятельности соответствует определенным индивидуальным и возрастным особенностям учащихся. Описана комплексная программа, включающая не только анализ портфолио, успеваемости и беседу с родителями, но и рекомендации по полной психолого-педагогической диагностике для выявления способностей школьников, которые будут соответствовать той или иной форме внеурочной деятельности. Как показывают результаты, такой подход способствует более успешному прохождению процесса адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маланов Иноккентий Александрович, Сотникова Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF OUT-OF-CLASS ACTIVITIES IN THE PROCESS OF SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF CADETS

The relevance of the article is due to the fact that recently there has been an increased interest in the topic of social and pedagogical adaptation of a person in a rapidly changing cultural and socio-economic environment. The sphere of education, in spite of its conservatism, is also undergoing drastic changes and requires new approaches. In this regard, in our study, we study the role of extracurricular activities in the socio-pedagogical adaptation of cadets, since the conditions of education and living in a cadet boarding school differ significantly from ordinary general education schools. Also, it should be noted that the concept of “extracurricular activities” is given great attention in the Federal State Educational Standards of the new generation. Therefore, the article discusses in detail the purpose, objectives, result of this type of activity, as well as the place in educational programs at different periods of time. Much attention is paid to the construction of individual programs for extracurricular activities. In our opinion, each form of extracurricular activity corresponds to certain individual and age characteristics of students. The article describes a comprehensive program that includes not only portfolio analysis, academic performance and conversation with parents, but also recommendations for a complete psychological and pedagogical diagnostics to identify the abilities of schoolchildren that will correspond to one or another form of extracurricular activities. The results show that this approach contributes to a more successful passage of the adaptation process.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ»

УДК 37. 062. 1

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-1-41-48

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ

И. А. Маланов, О. А. Сотникова

Бурятский государственный университет, Улан-Удэ

Актуальность исследования связана с тем, что в последнее время проявляется повышенный интерес к теме социально-педагогической адаптации человека в стремительно меняющейся культурной и социально-экономической среде. Сфера образования, несмотря на свою консервативность, также претерпевает сильные изменения и требует новых подходов. В связи с этим изучается роль внеурочной деятельности в социально-педагогической адаптации кадетов, поскольку условия обучения и проживания в кадетской школе-интернате существенно отличаются от обычных общеобразовательных школ. Отмечается, что понятию «внеурочная деятельность» уделяется большое внимание в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Рассматриваются цель, задачи, результат данного вида деятельности, а также место в образовательных программах в разные периоды времени. Большое внимание уделяется построению индивидуальных программ внеурочных занятий. На авторский взгляд, каждая форма внеурочной деятельности соответствует определенным индивидуальным и возрастным особенностям учащихся. Описана комплексная программа, включающая не только анализ портфолио, успеваемости и беседу с родителями, но и рекомендации по полной психолого-педагогической диагностике для выявления способностей школьников, которые будут соответствовать той или иной форме внеурочной деятельности. Как показывают результаты, такой подход способствует более успешному прохождению процесса адаптации.

Ключевые слова: адаптация, социально-педагогическая адаптация, кадетская школа, внеурочная деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт.

Результат прохождения процесса социально-педагогической адаптации в подростковом возрасте и перехода на средний уровень обучения во многом зависит от того, насколько правильно организована работа по поддержанию психоэмоционального состояния ребенка в этот период.

И особое место в этом случае следует отвести кадетским школам, учитывая особую специфику обучения и проживания [1].

Обозначим основные сферы жизни, вызывающие затруднения в процессе адаптации, которые были выявлены в ходе наблюдения за воспитанниками первого года обучения Республиканской кадетской школы-интерната (г. Улан-Удэ).

Учеба. Помимо аудиторных занятий по предметам процесс обучения кадетской школы включает в себя самоподготовку (выполнение домашних заданий) и внеурочную деятельность. Все эти подсистемы строго регламентированы по времени, по результатам опроса 75 % новых воспитанников считают, что не успевают справиться с домашним заданием. Помимо этого стоит учитывать более сложную учебную программу, в среднем 3-4 кадета в год отчисляются за неуспеваемость. Здесь стоит заметить, что при поступлении все дети проходят серьезные вступительные испытания, поэтому отчисление чаще всего связано не с интеллектуальными способностями, а со сложностью адаптационного процесса (ограниченное время, отсутствие родительского контроля и возможности уединиться и т. д.).

Быт. Сложности в сфере социально-бытовой адаптации возникают практически у всех воспитанников. Как говорилось выше, в кадетской школе строго регламентированный и очень насыщенный порядок дня (зарядка, строевая подготовка, кружки и секции, постоянная физическая активность). Очень много проблем возникает из-за отсутствия навыков самообслуживания. Смена родительской опеки на казарменный режим приводит к дезадаптации, на этой почве происходят конфликты с одноклассниками, соседями по комнате и даже воспитателями.

Дисциплина. Кадет должен быть примером для своих сверстников, не должен опаздывать, должен быть опрятным и внимательным ко всему. Самое главное, кадет должен выполнять приказы старших по званию, это также вызывает напряжение у вчерашних школьников, многое зависит от характера и темперамента. Особенно тяжело некоторые ребята принимают тот факт, что иногда должны исполнять приказы заместителя командира взвода, который, в свою очередь, является их одноклассником, из-за этого между детьми часто происходят конфликты [2].

Социальное окружение. Сокращение контактов с семьей и друзьями, гомогенный коллектив, который имеет свои особенности, эффект групповой изоляции (т. е. постоянное пребывание на глазах учащихся взвода), учитывая все это, можно сказать, что вчерашний школьник должен заново учиться жить и общаться в абсолютно новых для него условиях, что приводит к эмоциональной напряженности. Некоторые воспитанники сразу пытаются «показать себя» и завоевать авторитет силовыми методами и здесь очень важна слаженная работа педагогического коллектива, чтобы не допустить серьезных последствий и как можно скорее сплотить коллектив.

Как показывает диагностика эмоционального состояния школьников, в первые месяцы после поступления 75 % детей имеют высокий уровень тревожности. При этом можно проследить снижение внимания, работоспособности, несобранность, в некоторых случаях возможно даже замедление темпов роста [3, 4].

Процесс адаптации во многом зависит от мотивации и личной активной позиции ребенка, от того, насколько он может самовыражаться и реализовывать себя, ощущать свою значимость. Основная задача педагогов - создать необходимые условия для успешного функционирования ребенка в новой для него среде [5].

Важную роль в этом процессе играет внеурочная деятельность, которой в Федеральном государственном образовательном стандарте уделяется особое внимание.

Также мы выбрали для своей работы этот аспект в связи с тем, что сегодня существует много вопросов и противоречий на тему места и роли внеурочных занятий в учебном плане. В различные периоды времени в образовательных программах внеурочная деятельность рассматривалась по-разному, а иногда даже выходила за ее пределы.

В начале XX в. появляется термин «внешкольная работа», организация которой происходила в свободное время с целью развития интересов и способностей детей специально созданными для этого внешкольными учреждениями и организациями.

Примерно в этот же период появляется понятие «внеклассная работа», которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного плана, здесь подразумеваются занятия и мероприятия в свободное от уроков время, которые создают условия для социализации детей под руководством педагогов.

С 1970 г. уже можно проследить понятие «внеурочная (внеучебная) деятельность», под которым понимаются все виды деятельности школьников, кроме образовательной, в которых решаются задачи воспитания и социализации.

Последние два понятия очень схожи с тем, что мы имеем сейчас, но примерно с 1992 г. понятие «внеурочная деятельность» начинает смешиваться с понятием «дополнительное образование» и практически выходит за рамки образовательных стандартов, существовавших в то время.

И только начиная с 2009 г. в Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности уделяется особое внимание, выделяется пространство и время в целостном образовательном процессе [6].

В последнее время проделана большая работа по вопросам внеурочной деятельности. Сегодня, если рассматривать более общее понятие, внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, которая осуществляется в различных формах, отличных от классно-урочной системы, направленная на достижение запланированных результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

В некоторых источниках можно проследить следующее понятие внеурочной деятельности - это сфера образования, направленная на индивидуальное развитие ребенка в той форме, которую он выбирает самостоятельно.

В итоге можно сделать вывод, что целью организации внеурочной деятельности является обеспечение достижения запланированных результатов стандарта, а именно создание необходимых условий для развития личности и социального успеха; гражданское, интеллектуальное, нравственное, творческое развитие; сохранение здоровья и др.

К задачам внеурочной деятельности можно отнести следующее:

- создание условий для интеллектуального, физического, умственного и духовного развития с точки зрения целостного процесса;

- развитие мотивации к получению знаний и творчеству;

- работа с асоциальным поведением;

- приобщение к мировым и национальным традициям и ценностям;

- создание условий для профессионального самоопределения;

- работа с семьями.

Результат внеурочной деятельности - развитие личности, готовой на основе освоения универсальных учебных действий к саморазвитию, непрерывному образованию, а также ведущей активную познавательную деятельность.

Правильная организация внеурочной деятельности в кадетских школах очень важна, так как она занимает очень большую часть в учебной программе. Помимо этого цель, задачи и результат внеурочной деятельности полностью отвечают требованиям Концепции духовно-нравственного развития личности [7].

В базисном учебном плане внеурочной деятельности ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» г. Улан-Удэ четко прописано, что она включает все виды деятельности воспитанников (кроме аудиторных занятий) и направлена на решение задач развития и воспитания, а также, что особенно важно в настоящем исследовании, социализации кадет. Организация происходит по следующим направлениям:

- социальное;

- духовно-нравственное;

- общекультурное;

- общеинтеллектуальное;

- спортивно-оздоровительное.

Часы, которые отведены на проведение внеурочных занятий, используются в самых различных формах, отличных от урочной системы: спортивные секции, творческие и ин-

теллектуальные кружки, цирковая и театральная студии, духовой оркестр, конференции, олимпиады, соревнования, факультативы, спецкурсы и многое другое [8].

Следует отметить, что с учетом специфики кадетской школы военно-патриотическое направление может реализовываться в любой из перечисленных выше форм [9].

Также при разработке программы внеурочных занятий следует учитывать очень важный момент - проживание учеников в школе в течение недели. В связи с этим основные идеи, лежащие в основе программы:

- интеграция и единство образовательного и воспитательного процессов;

- создание комфортных условий для саморазвития, самовыражения, самореализации;

- создание и поддержка работы органов ученического самоуправления;

- индивидуальные графики пребывания детей в школе;

- здоровьесберегающие технологии.

Для достижения успеха в данной работе ей должна содействовать четкая организация и комплексный подход. Реализуя различные формы внеурочной деятельности, следует постараться решить как можно больше учебных и воспитательных задач.

Также очень важно соблюдать принцип добровольности в выборе учащимися форм и направлений внеурочной деятельности, ориентироваться на интересы ребенка. Важно, чтобы у них был широкий, а главное, независимый выбор. Задача воспитателя - правильно направлять ребенка, но ни в коем случае не мешать. Дать совет, исходя из еще одного принципа, учет индивидуальных и возрастных особенностей. Мы считаем, что для составления психологического портрета ребенка недостаточно метода наблюдения или беседы с родителями о том, чем он интересовался ранее, нужен более глубокий анализ [10].

Согласно данному исследованию, каждой форме внеурочного занятия соответствуют определенные индивидуальные особенности ученика. Наша задача на данном этапе - выявить эти особенности и дать соответствующие рекомендации.

Это большая работа, в которой важно применять комплексный подход, включающий:

1) наблюдение, которое осуществляют родители, педагоги, психолог;

2) оценка успеваемости;

3) анализ продуктов деятельности обучающихся (сочинения, стихи, рисунки, проекты, исследования и т. п.);

4) анализ портфолио (олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции);

5) анализ самонаблюдений, самоотчетов и самооценки обучающихся, который проводится и педагогами, и психологом.

6) психолого-диагностическое обследование учащихся [11, 12].

Последний этап требует особого внимания, так как необходимо заранее продумать и подобрать соответствующие качественные методики, дополняющие друг друга, позволяющие создать наиболее полный психологический портрет воспитанника.

Для выявления индивидуальных особенностей, учитывая возраст и пол наших воспитанников, наиболее целесообразно использовать тест Кеттелла (детский вариант, адаптированный Э. М. Александровской) для мальчиков. Он позволяет создать наиболее полный психологический портрет ребенка, по определенной шкале выявить такие черты, как экстраверсия, уверенность в себе, эмоциональная возбудимость, независимость, благоразумие, добросовестность, смелость, практичность, оптимизм, самоконтроль, невозмутимость.

Совместно с вышеописанной методикой мы предлагаем применять диагностический тест «Способности школьника» В. И. Петрушина, который помогает определить направление в развитии способностей личности (спортивное, организаторское, математическое,

конструкторско-техническое, артистическое, коммуникативное, музыкальное, художественно-изобразительное, филологическое).

Помимо этого можно выделить: опросник по изучению темперамента (опросник Ай-зенка), выявление акцентуации характера (тест-опросник Шмишека), опросник «Самочувствие. Активность. Настроение», тест креативности Гилфорда (модификация Е. Туник), тест Липпмана «Логические закономерности», методика коммуникативных и организаторских способностей (КОС), методика «Социометрия», методика диагностики межличностных отношений Т. Лири и др.

В результате проведенной комплексной работы проводится рекомендательная беседа с учениками на тему того, на какое направление внеурочной деятельности им стоит обратить внимание, чтобы раскрыть свой потенциал. С родителями также обговариваются результаты диагностики, совместно с психологом обсуждаются особенности развития характера их детей, даются рекомендации, на что стоит обратить внимание, чтобы помочь детям в период адаптации.

В качестве анализа промежуточных результатов внеурочной деятельности среди 53 воспитанников первого года обучения кадетской школы было проведено анкетирование. В результате 97 % ответили, что им нравится посещать внеурочные занятия, 88 % заметили, что посещение занятий помогает им повысить самооценку, 93 % обратили внимание, что это помогает им подружиться и узнать друг друга лучше и 79 % отметили, что это помогает им отдохнуть и набраться сил.

Как говорилось выше, в начале процесса адаптации у 71 % учеников был повышен уровень тревожности. Для прослеживания изменений показателя уровня тревожности была проведена диагностика эмоционального состояния воспитанников по методике Филлипса. Результаты диагностики показали, что подавляющее большинство воспитанников (88 %) имеют низкий уровень тревожности. У небольшого числа воспитанников (12 %) сохраняется повышенный уровень тревожности, это указывает на то, что их адаптационные механизмы менее устойчивы и следует провести дополнительную работу и разработать план действий по восстановлению нормального эмоционального фона.

В последнее время усиливается военно-патриотическая направленность российского образования, большое внимание уделяется развитию кадетских школ и корпусов. В связи с этим актуальной становится проблема социально-педагогической адаптации кадет, под которой понимается процесс и результат вхождения их в гомогенный по своему составу новый коллектив, принятие правил нового социума, развитие и воспитание качеств, необходимых для самореализации в новых условиях [13].

Внеурочная деятельность способствует наиболее быстрому и успешному прохождению адаптационного процесса, а также помогает в формировании коммуникативных, социальных, этических и гражданских компетенций.

При построении плана развития в процессе внеурочной деятельности для каждого ученика большое внимание следует уделять его интеллектуальным, возрастным, а также психологическим особенностям. Для этого недостаточно изучить портфолио с предыдущего места учебы, следует провести комплексную диагностику и исходя из этого дать необходимые рекомендации детям и их родителям. Анализируя промежуточные результаты применяемого подхода, период адаптации учащихся в процессе внеурочной деятельности проходит успешно и без значительных осложнений [14, 15].

Список литературы

1. Сахарова И. Н. Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы // Известия Пензенского гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. 2006. № 5. С. 117-121.

2. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 303 с.

3. Сергеева Б. В. Проблема тревожности в процессе адаптации младших школьников // Научно-метод. электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 34. С. 62-70.

4. Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения: сб. науч. ст. / сост. и науч. ред. Е. В. Милькова, Ю. В. Жегульская, Т. И. Варова. Кемерово: КемГИК, 2015. Вып. 2. 348 с.

5. Сотникова О. А. Роль внеурочной деятельности в социально-педагогической адаптации кадетов первого года обучения // Непрерывное образование: материалы Междунар. форума 22 ноября 2019 г. / под ред. И. А. Волошиной, И. О. Котляровой. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2019. Т. 1. С. 229-236.

6. Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовательной организации: сб. материалов участников Всерос. науч.-практ. конф. (30 ноября - 1 декабря 2017 года, г. Киров) / отв. ред. Т. В. Стебакова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». Киров: Старая Вятка, 2017. 699 с.

7. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М.: Просвещение, 2011. 64 с.

8. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 12. С. 19-21.

9. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.

10. Соломатин А. М., Камень Н. Е. Проектирование внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: материалы участника личностно ориентированного модуля / под ред. проф. Р. Г. Чурковой. М.: Академкнига, 2013. 44 с.

11. Психолого-педагогические аспекты одаренности: проблемы, перспективы, развитие: материалы регионального педагогического форума (20 апреля, 2016 г., г. Старый Оскол). Старый Оскол: МБУ ДПО «СОИ-РО», 2016. 540 с.

12. Каримова Л. Н., Зайнагабдинова Р. Г. Формирование универсальных учебных действий у подростков во внеклассной работе: учебно-метод. пособие. Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2019. 54 с.

13. Сотникова О. А., Маланов И. А. Социально-педагогическая адаптация личности как психолого-педагогическая проблема // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 152-160.

14. Антонюк С. Д. Адаптивное образование в учебно-воспитательном процессе современной школы. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 2004. 103 с.

15. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. СПб.: Лань, 2013. 580 с.

Маланов Иннокентий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет (ул. Пушкина, 25, Улан-Удэ, Россия, 670025). E-mail: pedagogica@bsu.ru

Сотникова Ольга Андреевна, аспирант кафедры общей педагогики, Бурятский государственный университет (ул. Пушкина, 25, Улан-Удэ, Россия, 670025). E-mail: olya0910@mail.ru

Материал поступил в редакцию 08.12.2020

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-1-41-48

ORGANIZATION OF OUT-OF-CLASS ACTIVITIES IN THE PROCESS OF SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF CADETS

I. A. Malanov, O. A. Sotnikova

Buryat State University, Ulan-Ude, Russian Federation

The relevance of the article is due to the fact that recently there has been an increased interest in the topic of social and pedagogical adaptation of a person in a rapidly changing cultural and socio-economic environment. The sphere of education, in spite of its

conservatism, is also undergoing drastic changes and requires new approaches. In this regard, in our study, we study the role of extracurricular activities in the socio-pedagogical adaptation of cadets, since the conditions of education and living in a cadet boarding school differ significantly from ordinary general education schools. Also, it should be noted that the concept of "extracurricular activities" is given great attention in the Federal State Educational Standards of the new generation. Therefore, the article discusses in detail the purpose, objectives, result of this type of activity, as well as the place in educational programs at different periods of time. Much attention is paid to the construction of individual programs for extracurricular activities. In our opinion, each form of extracurricular activity corresponds to certain individual and age characteristics of students. The article describes a comprehensive program that includes not only portfolio analysis, academic performance and conversation with parents, but also recommendations for a complete psychological and pedagogical diagnostics to identify the abilities of schoolchildren that will correspond to one or another form of extracurricular activities. The results show that this approach contributes to a more successful passage of the adaptation process.

Keywords: adaptation, social and pedagogical adaptation, cadet school, extracurricular activities, Federal State Educational Standard.

References

1. Sakharova I. N. Adaptatsiya uchashchikhsya k obucheniyu pri perekhode v sredneye zveno obshcheobrazovatel'noy shkoly [Adaptation of students to learning during the transition to the middle link of a comprehensive school].

Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo, 2006, no. 5, pp. 117-121 (in Russian).

2. Lebedev V I. Lichnost'v ekstremal'nykh usloviyakh [Personality in extreme conditions]. Moscow, Politizdat Publ., 1989. 303 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Sergeyeva B. V. Problema trevozhnosti v protsesse adaptatsii mladshikh shkol'nikov [The problem of anxiety in the process of adaptation of primary schoolchildren]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept" -Scientific and methodological electronic journal "Koncept", 2017, vol. 34, pp. 62-70 (in Russian).

4. Sovremennye problemy adaptatsii obuchayushchikhsya v sotsial'no-kul'turnom prostranstve obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: sbornik nauchnykh statey [Modern problems of a student of a social cultural educational institution: a collection of scientific articles. Compilers and scientific editors E. V. Mil'kova, Yu. V Zhigul'skaya, T. I. Varov]. Kemerovo, KemGIK Publ., 2015. Vol. 2. 348 p. (in Russian)

5. Sotnikova O. A. Rol' vneurochnoy deyatel'nosti v sotsial'no-pedagogicheskoy adaptatsii kadetov pervogo goda obucheniya [The role of extracurricular activities in the socio-pedagogical adaptation of first-year cadets]. Nepreryvnoye obrazovaniye: materialy Mezhdunarodnogo foruma [Continuing education: materials of the International Forum]. Chelyabinsk, YUUrGU Publ., 2019. Vol. 1. Pp. 229-236 (in Russian).

6. Aktual'nye voprosy vneurochnoy deyatel'nosti v obrazovatel'noy organizatsii: sbornik materialov uchastnikov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Topical issues of extracurricular activities in an educational organization: a collection of materials of participants of the Russian national scientific and practical conference]. Kirov, Staraya Vyatka Publ., 2017. 699 p. (in Russian).

7. Grigor'ev D. V., Stepanov P. V. Programmy vneurochnoy deyatel'nosti. Poznavatel'naya deyatel'nost'. Problemno-tsennostnoye obshcheniye [Extracurricular activities programs. Cognitive activity. Problem-value communication]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2011. 64 p. (in Russian).

8. Arkhipova O. V. Zhizn' posle urokov: radost' poznaniya [Life after lessons: the joy of cognition]. Dopolnitel'noye obrazovaniye i vospitaniye, 2013, no. 12, pp. 19-21 (in Russian).

9. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2009 (in Russian).

10. Solomatin A. M., Kamen' N. E. Proyektirovaniye vneurochnoy deyatel'nosti v usloviyakh realizatsii FGOS [Designing extracurricular activities in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard]. Materialy uchastnika lichnostno oriyentirovannogo modulya [Personality-oriented module participant materials]. Moscow, Akademkniga Publ., 2013. 44 p. (in Russian).

11. Psikhologo-pedagogicheskiye aspekty odarennosti: problemy, perspektivy, razvitiye: materialy regional'nogo pedagogicheskogoforuma [Psychological and pedagogical aspects of giftedness: problems, prospects, development: materials of the regional pedagogical forum]. Stary Oskol, SOIRO Publ., 2016. 540 p. (in Russian)

12. Karimova L. N., Zaynagabdinova R. G. Formirovaniye universal'nykh uchebnykh deystviy u podrostkov vo vneklassnoy rabote: uchebno-metodicheskoye posobiye [Formation of universal educational actions in adolescents in extracurricular work: teaching aid]. Ufa, BSPU n. a. M. Akmulla Publ., 2019. 54 p. (in Russian).

13. Sotnikova O. A., Malanov I. A. Sotsial''no-pedagogicheskaya adaptatsiya lichnosti kak psikhologo-pedagogicheskaya problema [Social and pedagogical adaptation of personality as a psychological and pedagogical problem]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2020, no. 4 (32), pp. 152-160 (in Russian).

14. Antonyuk S. D. Adaptivnoye obrazovaniye v uchebno-vospitatel'nom protsesse sovremennoy shkoly [Adaptive education in the teaching and educational process of a modern school]. Tambov, Derzhavin Tambov State University Publ., 2004. 103 p. (in Russian).

15. Vakhterov V. P. Osnovy novoy pedagogiki [Foundations of new pedagogy]. Saint Peterburg, Lan' Publ., 2013. 580 p. (in Russian).

Malanov I. A., Doctor of Pedagogy, Professor, Buryat State University (ul. Pushkina, 25, Ulan-

Ude, Russian Federation, 670000).

E-mail: pedagogica@bsu.ru

Sotnikova O. A., Postgraduate Student, Buryat State University (ul. Pushkina, 25, Ulan-Ude,

Russian Federation, 670000).

E-mail: olya0910@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.