УДК 37. 091. 33
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-5-87-93
РОЛЬ ВНЕУРОЧНЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
И. А. Маланов1, В. З. Пасичниченко2
1 Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ
2 Иркутский технологический колледж, Иркутск
Дана характеристика технологий, позволяющих сформировать у обучающихся востребованные рынком труда информационные, социальные, профессиональные компетенции будущих специалистов. В современном процессе обучения, воспитания успешно используются информационно-коммуникационные технологии, позволяющие применять компьютерные офисные программы, графические редакторы, интернет-браузеры, средства телекоммуникации и педагогические дистанционные технологии, которые предполагают использование ИКТ. Дистанционное взаимодействие позволяет организовать образовательный процесс, который обеспечивает общение между преподавателями, студентами опосредованно через телекоммуникационную среду Интернет. Это способствует привлечению большего количества студентов к воспитательным и обучающим мероприятиям и, следовательно, расширяет образовательное пространство. Эффективными формами работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития общих компетенций обучающихся, в том числе обучающихся с разными образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья, являются внеурочные состязательные мероприятия на основе дистанционных технологий. Анализ педагогических, организационных, процедурных компонентов внеурочных дистанционных состязательных мероприятий, организуемых профессиональными образовательными организациями, позволил рассмотреть и ввести понятие «внеурочные дистанционные состязательные технологии». Рассматривается вопрос актуальных внеурочных дистанционных состязательных технологий в условиях цифровизации образования. Представлены составные структурные элементы модели внеурочных состязательных дистанционных технологий.
Ключевые слова: цифровизация, внеурочные состязательные мероприятия, дистанционные технологии, внеурочные дистанционные состязательные технологии, профессиональные, общие компетенции.
Стремительно увеличивающийся информационный обмен, свойственный современному обществу, наполняет новым содержанием и обновляет все сферы общественной жизни. Социально-экономическое сообщество перешло на следующий уровень инновационных технологий - цифровизацию, представляющую собой использование большого объема данных и основанных на них технологий.
Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий способствовало появлению термина «цифровизация». Немецкий экономист Клаус Мартин Шваб считает, что на рубеже нового тысячелетия началась четвертая промышленная революция, основой которой стала цифровая революция. По мнению основателя Всемирного экономического форума, цифровые технологии, связанные с аппаратным, программным обеспечением и сетями, с каждым годом становятся более усовершенствованными, интегрированными и влияют на трансформацию общества и глобальной экономики [1].
Цифровые технологии в настоящее время стали частью экономической, политической и культурной жизни человека. А. Марей отмечает, что цифровизация - это изменение парадигмы того, как мы думаем, как мы действуем, как мы общаемся с внешней средой и друг с другом [2].
По мнению Е. Л. Вартановой, М. И. Макеенко, С. С. Смирнова, цифровизация представляет собой перевод информации в цифровую форму и одновременно является комплексным решением инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера [3].
Цифровые технологии составляют ядро современного этапа технологического развития. Президентом Российской Федерации в послании к Федеральному Собранию Российской Федерации 20 февраля 2019 г. была обозначена актуальная задача - ускорить цифровую трансформацию реального сектора экономики.
Глобальные процессы перехода к цифровой экономике и цифровому обществу обусловили значимость процесса цифровизации образования, в том числе среднего профессионального. В настоящий момент наличие у современного человека информационной культуры как части культуры общечеловеческой является обязательным условием комфортного существования в цифровом обществе. Одной из важнейших задач системы образования становится ее формирование. Л. В. Шмелькова обращает внимание, что современный человек должен не только владеть цифровыми технологиями, но и уметь применять их в профессиональной деятельности [4, с. 2].
В государственной политике Российской Федерации были выделены значимые приоритеты: построение цифровой экономики и цифрового образования. Это зафиксировано в следующих федеральных документах:
- Указе Президента Российской Федерации № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» от 09.05.2017 г. [5];
- Паспорте национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденном 4 июня 2019 г. на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом № 7 [6].
В то же время среди мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 гг. и утвержденных 3 марта 2015 г. распоряжением Правительства РФ № 349-р, была выделена актуальная задача: организация и проведение региональных, национальных, отраслевых соревнований профессионального мастерства, олимпиад, конкурсов по востребованным на рынке труда и перспективным в будущем профессиям и специальностям [7].
В целях предоставления гражданам возможностей профессионального, карьерного роста федеральным проектом «Социальные лифты для каждого» в рамках Национального проекта «Образование», утвержденным 24.12.2018 г. на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом № 16, предусмотрено проведение профессиональных конкурсов и создание, функционирование онлайн-платформы системы заявленных мероприятий [8].
Это подтверждает то, что в настоящий момент государство стремится уделять значительное внимание поддержке талантливой молодежи, участвующей в профессиональных, творческих, интеллектуальных мероприятиях, а также развитию данного направления деятельности образовательной среды как фактора, способствующего ее совершенствованию.
Анализ нормативной, педагогической литературы, технологических, педагогических условий проведения профессиональных конкурсов, олимпиад в сфере среднего профессионального образования выявил определенные организационные особенности. Для участия в
мероприятиях отбирается незначительная часть обучающихся с высокими образовательными результатами. Большая часть студентов, которые отличаются развитыми интеллектуальными, творческими способностями, часто не попадает в списки участвующих. Также отмечаются проблемы, связанные с учебной, внеурочной деятельностью обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья. В образовательной практике не уделялось должного внимания вопросам открытости и комфортности среднего профессионального образования для студентов с особыми образовательными потребностями, в том числе для инвалидов. В профессиональных образовательных организациях в настоящее время недостаточно разработаны и апробированы механизмы поддержки, предоставления равных образовательных возможностей для указанных категорий граждан. Особое внимание необходимо уделить не только студентам с ограниченными возможностями здоровья, инвалидам, но и тем, кто находится в трудной, сложной жизненной ситуации. В настоящее время это направление модернизации образования становится более актуальным и востребованным.
В условиях цифровизации возрастает роль активных и интерактивных форм и методов обучения, педагогических технологий, основанных на активности обучающихся, командной работе, интерактивной коммуникации, индивидуальной и групповой рефлексии, обладающих сложной структурой и предполагающих включение обучающихся в проектную деятельность, использование игровых и кейс-технологий, групповых дискуссий [9]. Все эти технологии позволяют формировать у обучающихся информационные, социальные компетенции, необходимые в их дальнейшей профессиональной деятельности в условиях цифрового общества.
В настоящее время актуальным в условиях цифровизации образовательного процесса является использование дистанционных технологий в работе с одаренными, высокомотивированными обучающимися и лицами с ограниченными возможностями.
Таким образом, решению выявленных проблем в организации конкурсов, олимпиад и других состязательных мероприятий с участием студентов СПО, по нашему мнению, будут способствовать возможности дистанционного образования - дистанционные состязательные технологии. Это одна из набирающих обороты форм инноваций в образовании основана на активном сотрудничестве педагога, обучающегося и направлена на участие обучающихся разных категорий в интеллектуально-творческих образовательных мероприятиях и одновременно на развитие профессиональных, общих компетенций, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами.
В образовательной практике на протяжении нескольких десятилетий используются известные формы внеурочной деятельности, такие как игра, конкурс, олимпиада, марафон, чемпионат и др. Ключевым понятием, объединяющим перечисленные мероприятия, является соревнование. В толковом словаре С. И. Ожегова соревнование рассматривается как деятельность, при которой участники стремятся превзойти друг друга [10]. Например, под эгидой WorldSkills проводятся региональные, национальные, мировые соревнования: чемпионаты, континентальные первенства. Студенты соревнуются по профессиям различных отраслей: информационных и коммуникационных технологий, творчества и дизайна, промышленного производства, сферы услуг, обслуживания гражданского транспорта. В ходе соревнований участники демонстрируют приобретенные знания, умения и совершенствуют свои навыки.
Указанные мероприятия предполагают, что участники встречаются очно и, находясь рядом, стремятся превзойти друг друга. В отличие от очных состязательных мероприятий, дистанционные конкурсы, олимпиады, викторины и др. - это формы внеурочной деятельности, которые предназначены всем участникам для проявления своих способностей, если
они имеют доступ к Интернету, независимо от расстояния. В то же время это формы получения новых знаний, умений, развития компетенций за счет использования компьютера, прикладных программ. А. А. Бельчусов поясняет понятие «дистанционный конкурс», рассматривает его содержание как форму деятельности, совершаемую на расстоянии, используя для этого специальные программные средства. Участвующие в ходе интерактивного взаимодействия между собой, с жюри конкурса стремятся превзойти друг друга [11, с. 30].
В то же время А. В. Мальцев указывает, что регламент проведения традиционных олимпиад (конкурсов) исключает фактор непрерывности учебного процесса, а специфика их организации и проведения приводит к тому, что ученик не выступает в качестве полноценного субъекта учебной деятельности, поскольку он не может получать своевременную от учителя помощь для полноценного и систематического участия в учебном процессе [12]. Это снижает роль традиционных состязательных мероприятий как средства вовлечения учащихся в углубленное изучение дисциплин, приводит к снижению мотивации обучающихся к участию в олимпиадном, конкурсном движении.
Решению обозначенных противоречий способствуют дистанционные образовательные состязательные технологии.
Анализ практического опыта проведения отдельных внеурочных дистанционных состязательных мероприятий различного содержания и уровней, организованных профессиональными образовательными и иными организациями в период 2015-2020 гг., позволил выделить их особенности и составные элементы, включающие целеполагание, информационно-дидактическую базу, содержательный аспект, критерии, диагностический инструментарий. Это позволяет объединить перечисленные структурные элементы в понятие «внеурочные дистанционные состязательные технологии».
Внеурочные дистанционные состязательные технологии с позиции дистанционного обучения представляют собой совокупность психолого-педагогических, организационных и процедурных компонентов дистанционного обучения. Они обеспечивают достижение заданного результата и направлены на развитие личностных, деловых качеств будущих специалистов, развитие их профессиональных и общих компетенций.
По нашему мнению, в основе модели внеурочных состязательных дистанционных технологий можно выделить следующие структурные блоки:
- социальный заказ (требования Национальной рамки квалификаций РФ, ФГОС, профессиональных стандартов, требования к подготовке выпускника);
- потребности обучающихся и законных представителей;
- цель, планируемые результаты, задачи;
- содержание, включая мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты;
- организационно-деятельностные условия;
- информационно-коммуникационная, в том числе цифровая, дидактическая база;
- методы и формы организации состязательной деятельности;
- критерии, показатели и диагностический инструментарий оценивания, подведения итогов;
- процедура контроля и коррекции образовательного процесса.
Возвращаясь к понятию внеурочных дистанционных состязательных технологий, можно сделать вывод, что это совокупность форм, методов, приемов обучения и воспитания, которые системно используются в интерактивном образовательном процессе на основе специальных технических, прикладных программных и информационных средств для достижения прогнозируемого состязательного образовательного результата.
Основной задачей применения внеурочных дистанционных состязательных технологий является приобщение как можно большего количества студентов к познавательной деятельности, стимулирование обучающихся к освоению знаний, практических умений и развитию компетенций.
Внеурочные дистанционные состязательные образовательные технологии, как и традиционные, являются эффективным педагогическим условием повышения качества профессиональной подготовки студентов СПО, обеспечивающим воспитание у обучающихся самостоятельности, стимулирующим развитие интереса к исследовательской работе. Состязательный характер способствует активизации познавательной деятельности, развивает эмоционально-волевые качества обучающегося и ориентирует его на углубленное изучение дисциплин, способствует совершенствованию компетенций, определенных ФГОС.
По мнению авторов, внеурочные дистанционные состязательные технологии относятся к одному из действенных средств повышения качества профессионального образования, развития и популяризации той или иной профессии в условиях цифровизации общества.
Список литературы
1. Шваб Д. К. Четвертая промышленная революция / пер. с англ. М.: Эксмо, 2016.
2. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/ digitalization.aspx (дата обращения: 15.03.2020).
3. Вартанова Е. Л., Вырковский А. В., Макеенко М. И., Смирнов С. С. Индустрия российских медиа: цифровое будущее. М.: МедиаМир, 2017. 160 с.
4. Шмелькова Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 8 (30). С. 1-4.
5. Указ Президента РФ № 203 от 9 мая 2017 г. «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570 (дата обращения: 17.03.2020).
6. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/72296050 (дата обращения: 19.03.2020).
7. Распоряжение Правительства РФ № 349-р от 3 марта 2015 г. «Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2030 гг.». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70783150 (дата обращения: 20.03.2020).
8. Паспорт национального проекта «Образование». URL: https://base.garant.ru/72192486 (дата обращения: 22.03.2020).
9. Маланов И. А. Развитие образовательного пространства региона: цивилизационный подход / отв. ред. С. В. Калмыков. Улан-Уцэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2012. 271 с.
10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: А Темп, 2006. 944 с.
11. Бельчусов А. А. Понятие и типология дистанционных конкурсов // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2011. № 3 (71), ч. 1. С. 27-36.
12. Мальцев А. В. Мотивация учащихся к углублению знаний по информатике средствами перманентной дистанционной олимпиады. URL: https://www.dissercat.com/content/motivatsiya-uchashchikhsya-k-uglubleniyu-znanii-po-informatike-sredstvami-permanentnoi-dista (дата обращения: 26.03.2020).
Маланов Иннокентий Александрович, доктор педагогических наук, зав. кафедрой общей педагогики, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, Республика Бурятия, Россия, 670000). E-mail: [email protected]
Пасичниченко Венера Замильевна, заведующая отделением дополнительного образования, Иркутский технологический колледж (ул. Фурье, 16, Иркутск, Россия, 664003). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.04.2020.
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-5-87-93
THE ROLE OF EXTRACURRICULAR DISTANT COMPETITIVE TECHNOLOGIES IN TRAINING OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE EDUCATIONAL PROCESS DIGITALIZATION
I. А. Malanov1, V. Z. Pasichnichenko2
1 Dorji Banzarov Buryat state University, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russian Federation
2 Irkutsk Technological College, Irkutsk, Russian Federation
The article describes the technologies that allow students to form information, social, and professional competencies of future specialists that are in demand by the labor market. In the modern process of education, information and communication technologies are successfully used, allowing the use of computer office programs, graphic editors, Internet browsers, telecommunications and pedagogical distance technologies that involve the use of ICT. Remote interaction allows you to organize an educational process that provides communication between teachers and students indirectly through the telecommunications environment of the Internet. This helps to attract more students to educational and training activities and, consequently, expands the educational space. Extracurricular competitive events based on remote technologies are effective forms of work for improving the level of professional training and developing General competencies of students, including students with different educational needs and disabilities. The analysis of pedagogical, organizational, and procedural components of extracurricular remote competitive events organized by professional educational organizations allowed us to consider and introduce the concept of «extracurricular remote competitive technologies». The issue of actual extracurricular distance competitive technologies in the conditions of digitalization of education is considered. A compound represented by structural elements of the adversarial model of extracurricular distance learning technologies.
Keywords: digitalization, extracurricular competitive events, remote technologies, extracurricular remote competitive technologies, professional, General competencies.
References
1. Shvab D. K. Chetvertayapromyshlennaya revolyutsiya [The Fourth industrial revolution]. Moscow, Ekspo Publ., 2018. 239 p. (in Russian).
2. Marey A. Tsifrovizatsiya kak izmeneniye paradigmy [Digitization as a paradigm shift] (in Russian). URL: https:// www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (accessed 15 March 2020).
3. Vartanova E. L., Vyrkovskiy A. V., Makeyenko M. I., Smirnov S. S. Industriya rossiyskikh media: tsifrovoye bu-dushcheye [Industry of Russian media: digital future]. Moscow, MediaMir Publ., 2017. 2160 p. (in Russian).
4. Shmel'kova L. V. Kadry dlya tsifrovoy ekonomiki: vzglyad v budushcheye [Footage for the digital economy: a look to the future]. Dopolnitel'noyeprofessional'noye obrazovaniye v strane i mire, 2016, no. 8/30, pp. 1-4 (in Russian).
5. Ukaz Prezidenta RF № 203 ot 9 maya 2017 g. "O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody" [Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of May 9, 2017 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030"] (in Russian). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570 (accessed 17 March 2020).
6. Pasport natsional'nogo proyekta "Natsional'naya programma "Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii" [Passport of the national project "National program" Digital economy of the Russian Federation"] (in Russian). URL: https://base.garant.ru/72296050 (accessed 19 March 2020).
7. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF№ 349-r ot 3 marta 2015 g. "Ob utverzhdenii kompleksa mer i tselevykh indi-katorov i pokazateley kompleksa mer, napravlennykh na sovershenstvovaniye sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya na 2015-2030 gg." [Order of the Government of the Russian Federation No. 349-r dated March 3, 2015 "On approval of a set of measures and target indicators and indicators of a set of measures aimed at improving the system of secondary vocational education for 2015-2030"] (in Russian). URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70783150 (accessed 20 March 2020).
8. Pasport natsional'nogo proyekta "Obrazovaniye" [Passport of the national project "Education"] (in Russian). URL: https://base.garant.ru/72192486 (accessed 22 March 2020).
9. Malanov I. A. Razvitiye obrazovatel'nogo prostranstva regiona: tsivilizatsionnyy podkhod. Otvetstvennyy redaktor S. V. Kalmykov [Development of the educational space of the region: a civilizational approach. Edited by S. V Kalmykov]. Ulan-Ude, BSU Publ., 2012. 271 p. (in Russian).
10. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow, A Temp Publ,, 2006. 944 p. (in Russian).
11. Bel'chusov A. A. Ponyatiye i tipologiya distantsionnykh konkursov [Concept and typology of remote competitions]. Vestnik ChGPUimeni I. Ya. Yakovleva, 2011, no. 3 (71), part 1, pp. 27-36 (in Russian).
12. Mal'tsev A. V. Motivatsiya uchashchikhsya k uglubleniyu znaniy po informatike sredstvamipermanentnoy distan-tsionnoy olimpiady [Motivation of students to deepen their knowledge of computer science by means of permanent distance Olympiads] (in Russian). URL: https://www.dissercat.com/content/motivatsiya-uchashchikhsya-k-uglu-bleniyu-znanii-po-informatike-sredstvami-permanentnoi-dista (accessed 26 March 2020).
Malanov I. A., Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of General Pedagogy, Dorji Banzarov Buryat state University (ul. Smolina, 24a, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russian Federation, 670000). E-mail: [email protected]
Pasichnichenko V. Z., Head of the Department of Additional Education, Irkutsk Technological College (ul. Fur'yer, 16, Irkutsk, Russian Federation, 664003). E-mail: [email protected]