Научная статья на тему 'Организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством дистанционных образовательных технологий'

Организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / REMOTE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фиалко Алла Ивановна, Сенан Адель Мохаммед

Использование дистанционных технологий в условиях обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья является эффективным способом раскрытия их потенциальных способностей̆, дает возможность познакомиться с миром профессий, осуществить выбор жизненных планов. Образовательная деятельность наполняется новым содержанием и способствует формированию общекультурных компетенций обучающихся. Разработанные электронные ресурсы способствуют внедрению дистанционных технологий в учебных заведениях, помогают более эффективно осуществлять подготовку обучающихся. Наиболее эффективным средством, позволяющим учитывать возрастные особенности ребенка, развивать инициативу и креативность, создавать атмосферу свободы, творческого саморазвития является сетевая игра. Учащийся в игровой форме приобретает новые знания и закрепляет уже имеющиеся, расширяет читательскую компетенцию, учится добиваться поставленных целей. В процессе прохождения сетевых проектов участники совершенствуют свои навыки работы с информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фиалко Алла Ивановна, Сенан Адель Мохаммед

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of activities of students with disabilities through distance education technologies

The use of distance learning technologies for people with disabilities is an effective way to reveal their potential abilities, gives the opportunity to get acquainted with the world of professions, to make a choice of life plans. Educational activity is filled with new content and contributes to the formation of General cultural competencies of students. The developed electronic resources contribute to the introduction of distance technologies in educational institutions, help to more effectively train students. The most effective means to take into account the age characteristics of the child, to develop initiative and creativity, to create an atmosphere of freedom, creative self-development is a network game. The student in the form of a game acquires new knowledge and strengthens existing ones, expands the reader's competence, learns to achieve goals. In the process of completing network projects, participants improve their skills in working with information.

Текст научной работы на тему «Организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством дистанционных образовательных технологий»

Теории и технологии инклюзивного образования Theories and Technologies Inclusive Education

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-91-96

УДК 372.862

ФИАЛКО Алла Ивановна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия alla.fialko@mail.ru

СЕНАН Адель Мохаммед

Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Россия adel-senan@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Использование дистанционных технологий в условиях обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья является эффективным способом раскрытия их потенциальных способностей, дает возможность познакомиться с миром профессии, осуществить выбор жизненных планов. Образовательная деятельность наполняется новым содержанием и способствует формированию общекультурных компетенции обучающихся. Разработанные электронные ресурсы способствуют внедрению дистанционных технологий в учебных заведениях, помогают более эффективно осуществлять подготовку обучающихся. Наиболее эффективным средством, позволяющим учитывать возрастные особенности ребенка, развивать инициативу и креативность, создавать атмосферу свободы, творческого саморазвития является сетевая игра. Учащийся в игровой форме приобретает новые знания и закрепляет уже имеющиеся, расширяет читательскую компетенцию, учится добиваться поставленных целей. В процессе прохождения сетевых проектов участники совершенствуют свои навыки работы с информацией.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, организация внеурочной деятельности, дистанционные технологии

Для цитирования: Фиалко А.И., Сенан А.М. Организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством дистанционных образовательных технологий. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 6 - 1 с. 91-96. DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-91-96.

Alla I. FIALCO

Kuban State University Krasnodar, Russia alla.fialko@mail.ru

Adele Mohammed SENAN

Kuban State Technological University Krasnodar, Russia adel-senan@mail.ru

ORGANIZATION OF ACTIVITIES OF STUDENTS WITH DISABILITIES THROUGH DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES

Abstract. The use of distance learning technologies for people with disabilities is an effective way to reveal their potential abilities, gives the opportunity to get acquainted with the world of professions, to make a choice of life plans. Educational activity is filled with new content and contributes to the formation of General cultural competencies of students. The developed electronic resources contribute to the introduction of distance technologies in educational institutions, help to more effectively train students. The most effective means to take into account the age characteristics of the child, to develop initiative and creativity, to create an atmosphere of freedom, creative self-development is a network game. The student in the form of a game acquires new knowledge and strengthens existing ones, expands the reader's competence, learns to achieve goals. In the process of completing network projects, participants improve their skills in working with information.

Keywords: children with disabilities, organization of extracurricular activities, remote technologies

For citation: Fialco A.I., Senan A.M. Organization of activities of students with disabilities through distance education technologies. Historical and Social Educational Idea. 2019. Vol. 11. No.6- 1. PP. 91-96.

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-91-96. (In Russ., abstract in Eng.).

Современный образовательный процесс организуется с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, что требует особого внимания со стороны общества и государства.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [1].

Разработаны методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Сформированы три основные модели внедрения ДОТ при обучении детей -инвалидов и основные положения организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных форм. Разъясняется нормативно-правовая база организации дистанционных форм обучения [2].

Создаваемая доступная среда позволяет обучающимся участвовать в учебном процессе и во внеурочной деятельности. Большие возможности для вовлечения детей в различные виды деятельности в образовательной области «Техноло-

гия» имеют дистанционные образовательные технологии. Сама образовательная область «Технология» имеет интегративный характер, здесь пересекаются и взаимно дополняют друг друга знания из различных областей науки и техники, учащиеся должны познакомиться с миром профессий, овладеть инфрормационно-коммуникационными технологиями.

Особое внимание уделяется применению электронных ресурсов, разработанных ведущими специалистами в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса молодежи.

Учебно-воспитательная работа, реализуемая Центром дистанционного образования Института развития образования (ГБОУ ИРО) Краснодарского края под руководством Тихолаз Т.А., ориентирована на группу детей, требующих особого внимания педагогов (дети-инвалиды, обучающиеся на дому) и направлена на разработку и внедрение форм и методов внеурочной деятельности по межпредметным курсам, включающим знания из гуманитарных и технических дисциплин, способствующих социально-психологической реабилитации детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей.

Наиболее эффективным средством, позволяющим учитывать возрастные особенности ребенка, развивать инициативу и креативность, создавать атмосферу свободы, творческой раскрепощенности и саморазвития является игра [3; 4]. В случае использования дистанционных образовательных технологий во внеурочной деятельности по технологии это - сетевая игра. Центр дистанционного образования Краснодарского края в рамках внеурочной деятельности детей, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий, на протяжении пяти лет организует сетевые проекты (игры) образовательной, творческой и профориентационной направленностей, которые включают и образовательную область «Технология».

Сетевые игры (проекты) представляют собой тематическое пространство, в котором предлагается познакомиться с сюжетом и, выполняя различные дифференцированные задания достичь игровых целей (индивидуальных или командных). Участвуя в сетевых проектах, учащийся в игровой форме приобретает новые знания и закрепляет уже имеющиеся, развивает свою фантазию и творческие способности, расширяет читательскую компетенцию, учится добиваться поставленных целей и работать на результат.

В процессе прохождения сетевых проектов участники совершенствуют свои навыки работы с компьютерной техникой и поиска информации в сети Интернет, получают возможность общаться с другими ребятами, участвующими в проектах, и находить новых друзей, не выходя из дома. Все активные участники проектов награждаются сертификатами, а победители - дипломами.

Игра (сетевая игра) - важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка, которую можно наполнить интересным познавательным и развивающим содержанием. В коллекцию лучших сетевых проектов по мнению их участников входят: проекты «Сокровища Кубани», «Кубок дружбы Дедов Морозов», «Город профессий» и многие другие.

Сетевой проект «Сокровища Кубани» предлагает много познавательного материала и исследовательских заданий для обучающихся с 2 по 8 классов. Участникам предлагается выбрать для себя одну из трех игровых ролей и совершить путешествие в увлекательный мир истории, географии, культуры, новых технологий, традиций и обычаев Кубани. Основной задачей каждого участника является заполнение карты сокровищ верными кодами, которые ребята получают, расшифровывая подсказки, заработанные за прохождение игровых тематических

разделов игры. В ходе путешествия участники выполняют интерактивные задания, пробуют себя в роли поэтов и создают собственные видеоролики. В этом проекте уже приняли участие 163 ребенка-инвалида из 38 муниципалитетов.

Проект, посвященный Дню Матери «Осенняя сказка» предназначен для обучающихся начальных классов, в нем причудливо переплелись сказочные и осенние мотивы. Участникам предлагается совершить путешествие вместе с былинным богатырем Алешей Поповичем, в поисках волшебных предметов для поздравления с праздником своих любимых мам. Волшебные предметы дети получают от сказочных принцесс, выполняя различные творческие задания - поделки из осенних природных материалов, портреты, фотографии осенней природы, сказки. Участниками сетевой игры стали 165 человек из 39 территорий края.

Профориентационный проект «Город профессий» разработан для учащихся разных возрастов и основной его целью является знакомство участников с миром профессий и возможность понять всю важность будущего профессионального выбора. На страницах проекта ребята оказываются в городе, каждая улица которого посвящена определенной профессии. Путешествия в мир профессий, ребята выполняют игровые задания, набирая игровой рейтинг. Особенность этого проекта - ранжирование заданий по возрастам и уровням сложности. В игровом чате можно общаться друг с другом и обсуждать свои результаты в разделе «События дня». Также в ходе проекта участники создают множество замечательных творческих работ. 179 детей-инвалидов из 39 муниципальных образований Краснодарского края приняли участие в данном сетевом проекте.

Со всеми сетевыми образовательными проектами, которые организует Центр дистанционного образования для детей-инвалидов Краснодарского края, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий, можно познакомиться на сайте Центра дистанционного образования и применить их в общеобразовательных учреждениях.

Таким образом, использование дистанционных технологий в условиях обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья является эффективным способом раскрытия их потенциальных способностей. Образовательная деятельность наполняется новым содержанием и способствует формированию и совершенствованию определенных общекультурных компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/

2. Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий / Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 №07-832 «О методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий». URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-10.12.2012-N-07-832/

3. Фиалко А.И., Сенан Д.А. Педагогическое сопровождение активизации познавательной деятельности обучающихся. Наука и образование в XXI веке»: Сб. науч. трудов по материалам Международной науч.-практ. Конференции. Ч. III. М.: АР-Консалт, 2014. С. 25-26.

4. Фиалко А.И., Сенан Д.А. Система активизации познавательной деятельности обучающихся. Фестиваль Недели науки Юга России. Материалы Региональной студенческой конференции: в 3 т. Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. Т 2. С. 290-293.

REFERENCES

1. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation". URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/.

2. Methodological recommendations on the organization of home-based education for children with disabilities using distance education technologies / Letter No. 07832 of December 10, 2012 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "On methodological recommendations for the organization of home-based education for children with disabilities using distance education technologies". URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot 12/10/2012-N-07-832/.

3. Fialko A.I., Senan D.A. Pedagogical support for the activation of cognitive activity of students. Science and Education in the 21st Century": Sat. scientific Proceedings of the materials of the International scientific-practical. Conferences. Part III. M: AR-Consult, 2014.S. 25-26.

4. Fialko A.I., Senan D.A. The system of activation of cognitive activity of students. Science Week Festival of the South of Russia. Materials of the Regional Student Conference: in 3 volumes. Southern Federal University. Rostov-on-Don: Publishing House of the Southern Federal University, 2013. T 2. S. 290-293.

Информация об авторах: Фиалко Алла Ивановна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры технологии и предпринимательства, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия alla.fialko@mail.ru

Сенан Адель Мохаммед, кандидат технических наук, доцент кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий и сооружений, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар, Россия adel-senan@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2019 После доработки: 19.11.2019 Принята к публикации: 27.12.2019

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Alla I. Fialco, Cand. Sci. (Technical Sciences), Associate Professor of Technology and Entrepreneurship Department, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia alla.fialko@mail.ru

Adele Mohammed Senan, Cand. Sci. (Technical Sciences), Associate Professor of Department of Architecture of Civil and Industrial Buildings, Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia adel-senan@mail.ru

Received: 09.11.2019

Received after reworking: 19.11.2019

Accepted for publication : 27.12.2019

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.